Женщины-террористки российской империи. Девушки и смерть

УДК 316.32 ББК 60.52 Л 19

М.А. Лактионова,

кандидат социологических наук, доцент кафедры административных и уголовно-правовых дисциплин Майкопского государственного технологического университета, старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Адыгея, г. Майкоп, тел.: 8-918-225-95-55, e-mail: [email protected]

Особенности феномена женского терроризма: региональный аспект

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности женского терроризма в СевероКавказском регионе. Проводится анализ причин вовлечения женщин в эктремисткую и террористическую деятельность. На основе эмпирических данных делается попытка создания социологического портрета женщин, участвующих в преступлениях экстремисткой (террористической) направленности. Предложены некоторые методы по минимизации женского терроризма.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, тендер, женщины-смертницы, женщина, мужчина, пол, власть, радикальные религиозные течения.

М.А. Laktionova,

Candidate of Sociology, Associate Professor of Administrative and Criminal Law Disciplines Department of Maikop State University of Technology, Senior Assistant of the Head of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Republic of Adyghea, Maikop, ph.: 8-918-225-95-55, e-mail: [email protected]

Features of the phenomenon of female terrorism:

Abstract. The paper considers features of the female terrorism in the North Caucasus. The analysis of the causes of women"s involvement into extremist and terrorist activities is made. On the basis of empirical data an attempt is made to create a sociological portrait of a woman involved into crimes of extremist (terrorist) orientation. Some methods are proposed to minimize the female terrorism.

Keywords: extremism, terrorism, gender, female suicide bombers, female, male, sex, power, radical religious movements.

Актуальность проблем, связанных и эскалации межнациональных и меж-

с террористическими проявлениями религиозных конфликтов, как со стороны отдельных граждан, так Пример. Небольшой город на Юге Рос-

и со стороны общественных и религиоз- сии. Суд: на скамье, напротив предста-

ных организаций и целых государств, вителей государственных органов хруп-

не вызывает сомнения. Реальную угро- кая испуганная девушка, почти ребёнок,

зу для всего мирового сообщества, и не Рядом с ней двое взрослых мужчин -

только для России, представляют экс- её представители, постоянно поясняющее

тремизм и крайняя форма его проявле- ей происходящее. Как ни странно - оба

ния - терроризм. При этом особо опа- они входят в очень известную в городе об-

сен экстремизм, оправдывающий себя щественную организацию, и прикрывающийся религиозными Её история типична для молодой

лозунгами, ведущий к возникновению девушки, увлекшейся идеями экстре- 108-

мизма. Несчастная любовь... Бросил молодой человек, еще несколько неприятностей. Она пыталась найти выход, привлечь его внимание, понравиться ему. Увлеклась ценностями «славянской идеологии» - семья, здоровье, спорт, патриотизм... и немного националистического (фактически нацистского) окраса. Ночью на остановках города Майкопа Республики Адыгея эта хрупкая девушка расклеивала листовки экстремистского толка, скачанные из соответствующих сайтов в сети Интернет, оправдывающие превосходство одной нации над другой. Задержана. Собраны доказательства. Осуждена по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Она - преступница.

Рядом с ней её «наставники», люди, умудренные сединами и знающие, «что такое хорошо и что такое плохо» (ситуация типичная). Этими взрослыми мужчинами неоднократно интересовались спецслужбы и органы предварительного следствия. Они точно знают, что нацизм - это название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933 - 1945 годах. Сутью нацизма является официальная градация всех наций по степени их «полноценности».

Материалы уголовных дел о женщинах, осужденных за подобные преступления экстремистского (террористического) характера на территории Северного Кавказа, стали предметом социологического анализа в данном исследовании. Часть уголовных дел прекращена в связи с ликвидацией лица

Именно такой термин фигурирует в материалах дел.

Мимо меня десятками проплывают образы загнанных в тупик и несчастных молодых женщин - убитых, либо осужденных за преступления экстре-мисткой направленности.

Но! - в голове кадры «Норд-Оста»

Женщины, обмотанные поясами «шахидок» и 130 жертв этого теракта, из которых 10 - дети; женщины-террористки, взорвавшие себя в Москве, Дагестане, Волгограде.

Информация из официального источника - в структуре преступлений экстремисткой направленности, совершенных в Северо-Кавказском фе-

деральном округе, большую часть занимают факты разжигания национальной, религиозной вражды, а также публичных призывов к осуществлению экстремисткой деятельности, то есть преступлений, предусмотренных ст. 282 и ст. 280 УК РФ соответственно; другие виды преступлений экстремисткой направленности носят единичный характер.

Безусловно, выводы официального документа - абсолютно верные. В то же время первый же «клик» в сети Интернет выдает информацию о 30 жен-щинах-смертницах в России с 2000 по 2013 годы. Их преступления - единичны, но вред от них невозможно оценить даже человеческими жертвами.

Бессмысленно отрицать, что яркой особенностью современного терроризма в России является то, что активными участниками как террористических актов, так и преступлений экстремисткой направленности являются женщины.

Как женщины, призванные природой быть продолжательницами рода, рожать и воспитывать детей, способны совершать такие чудовищные преступления? Почему это происходит в том регионе (на Северном Кавказе), о феминизации которого не может быть и речи, так как все еще сильны основы традиционного общества, где женщина - это хранительница очага и мира? Что происходит в обществе на Юге России, где сохраняется огромное переплетение культур, религий и национальностей, где соединяются православие и ислам, и где, казалось бы, о неонацизме не могло быть и речи? Кто и какие идеи стоят за действиями женщин, обрекающих себя на преступления и даже смерть ради какого-либо радикального взгляда на картину мира?

Научных исследований, посвященных вопросам женского терроризма, крайне мало. Более того, социологическая составляющая проблемы практически не исследована. Среди исследований, касающихся данных проблем, следует отметить кандидатскую диссертацию М.А.Адамовой «Женский терроризм в современном политическом процессе» , и статьи И.В.Ким и М.Н.Григорьевой в современных научных журналах. Что касается

исследования женского терроризма в условиях Северо-Кавказского региона, его фактически порождающего, открытых источников, посвященных этому вопросу, вообще не существует. Следует согласиться с мнением М.А.Адамовой, что «практически не существует исследований, посвященных статусу женщин-террористок в террористических организациях, методам их вербовки и психологической обработки» .

В связи с этим, на наш взгляд, необходимы междисциплинарные исследования феномена женского терроризма. Причем в России важно сделать также акцент на исследовании особенностей территории, в которой проявляется терроризм.

Целью данной статьи является анализ особенностей женского терроризма в Северо-Кавказском регионе, исследование причин вовлечения женщин в экстремистскую и террористическую деятельность. Кроме этого, автором предпринимается попытка создания социологического портрета женщин, участвующих в преступлениях экстремисткой (террористической) направленности. Подобный анализ позволит наметить подходы к разработке методов борьбы с данным явлением.

Прежде всего, остановимся на ключевых понятиях, используемых при характеристике экстремизма и его крайней формы - терроризма.

Под понятием «экстремизм» (от лат. ех^етиэ - крайний) понимается приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» , экстремистской деятельностью (экстремизмом) признаются, в частности, такие деяния, как публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности и отношения к религии; нарушение прав, свобод и закон-

ных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; финансирование, содействие в организации, подготовке и осуществлении, публичные призывы к осуществлению указанных деяний, массовое распространение заведомо экстремистских материалов, их изготовление или хранение в целях массового распространения, и т.д.

Современный экстремизм представляет собой целое направление в рамках современных идеологических течений и общественно-политических движений, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из собственных норм и догм. Теоретическое обоснование экстремизма сводится к тому, что современное общество утратило способность к конструктивному и ненасильственному решению общественно-политических проблем .

Федеральным законом «О противодействии терроризму» под терроризмом (лат. terror - страх, ужас) понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористической является деятельность, включающая в себя, в частности, организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании,

подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Женский экстремизм - понятие вообще не употребляемое в научных исследованиях, хотя эмпирические данные (материалы уголовных дел и публицистическая литература) опровергают неоправданное отсутствие данного понятия.

Женский терроризм - широко используемое как в научной, так и в публицистической литературе понятие, как правило, ассоциируемое с жен-щинами-смертницами («шахидками», «черными вдовами») и, в основном, ставящее знак равенства между мужчинами-террористами и женщинами-террористками. Хотя, по сути, природа «женского терроризма» значительно отличается от мужской.

Еще одно заблуждение, которое следует опровергнуть - это то, что в России и на Северном Кавказе оба данных понятия связаны с радикальными исламистскими течениями. Однако, проявления женского экстремизма и терроризма характерны и во многом сходны для многих радикальных направлений в религиях (в том числе в христианстве), для всех национальностей, социальных слоев и т.п.

Говоря о женском терроризме в России в исторической ретроспективе, необходимо отметить, что данное явление имело место быть на рубеже XIX - начала XX веков и связано с именами Веры Засулич, Софьи Перовской, Марии Спиридоновой и других женщин, игравших главную роль при исполнении терактов, направленных на свержение политического строя России той эпохи.

Однако современные женщины-террористки кардинально отличались от женщин, совершающих теракты в России с начала 1990-х годов прошлого века. Тот терроризм фактически не является истоком современного

феномена женского терроризма в России и на Северном Кавказе.

Что касается западных террористических организаций в Европе, Латинской Америке и др., значительный процент их участников (до 20%) составляют женщины . Причем, во всем мире, а не только в России, значительно чаще все террористические организации стали использовать в качестве «живых бомб» женщин (это характерно для «Бригады мучеников Аль-Аксы», «Исламского джихада», ХАМАСа и др.).

Незамедлительно приемы и методы внешних «наставников» были восприняты соответствующими террористическими организациями, исповедующими радикальный исламизм на территории России. Причем, как это полагается, такие методы адаптированы к современным российским реалиям.

Каковы же социокультурные факторы, вовлекающие женщин в экстремизм и терроризм на территории Северного Кавказа? Имеются ли тендерные маркеры данного явления?

В качестве эмпирической базы исследования использованы: вторичный анализ социологических исследований по проблеме женского терроризма, а также результаты собственного исследования - изучения 20 уголовных дел за 2012-2013 гг., расследованных на территории Республик Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, где главными фигурантами являются женщины, обвиняемые в совершении преступлений экстремисткой направленности.

Особый интерес с точки зрения целей исследования представляют характеризующие материалы, а также показания свидетелей - родственников и знакомых, подозреваемых по делам, позволяющие «нарисовать» портрет подозреваемых.

Следует отметить, что нами использовались материалы уголовных дел об экстремистских преступлениях, совершенных женщинами, по следующим составам: части 1 и 2 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого

достоинства); части 2 статьи 208 УК РФ (участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом); части 1 статьи 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности); части 3 статьи 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств); статья

223 (незаконное изготовление оружия); статья 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Из исследованных материалов уголовных дел 13 дел прекращено в связи со смертью подозреваемой (подозреваемая была уничтожена в связи с ликвидацией членов незаконного вооруженного формирования сотрудниками правоохранительных органов).

Анализ данных о женщинах, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской (террористической) направленности

1 - уничтожено (ликвидировано) женщин в результате проведения спецопераций, 65%

я 2 -женщин, привлеченных к различным видам уголовной

ответственности, 35%

Общая характеристика женщин, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской (террористической) направленности.

Путь к радикальному исламизму в их жизни связан также с родством мужчины, который его исповедовал. Как правило, это бывший муж, который уничтожен при операциях, проводимых правоохранительными органами. Женщина в последующем вступает в «мусульманский брак» с кем-то из его «соратников». Еще один из вариантов «попадания» женщины в незаконное вооруженное формирование - бывший муж не работал, пил, вел аморальный образ жизни. Женщина уходит от него и знакомится с участниками незаконных вооруженных формирований, становится «мусульманской женой», часто зная о жене официальной. Словесные убеждения её новых знакомых - и такие женщины вовлекаются

в оказание пособничества участникам незаконных вооруженных формирований путем покупки и доставки продуктов, медикаментов, средств, связи, предметов первой необходимости.

Эти женщины молоды (до 30 лет), не имеют высшего образования, у них имеются малолетние дети от первых браков. Большинство из них имеют только среднее образование, не имеют работы или их работа малооплачиваемая, не в состоянии самостоятельно достойно обеспечить проживание себя и своих детей. Еще одной из особенностей таких женщин, совершивших преступления экстремисткой направленности, является то, что треть из них является по национальности русскими, хотя и имеет так называемое «мусульманское имя».

В материалах уголовных дел часто фигурирует то, что такие женщины отказываются взять в руки оружие или стать «шахидками», но активно оказывают всяческое пособничество преступным группам.

Отличаются от этих женщин те из них, которые привлекаются участниками бандформирований для проведения действий, направленных на склонение лиц к участию в незаконных

вооруженных группировках (вторая категория). Это образованные, взрослые женщины 40-55 лет, часто имеющие педагогическое образование. Их профессия (например, работа в книжном магазине мусульманской литературы) позволяет общаться с большим количеством людей и «навязывать» им свои идеи (текст уголовного дела: убедила его, что он должен стать «моджахедом»). «Приход» таких женщин к идеям радикального ислама связан с их окружением. Общение с семьями, женами участников незаконных вооруженных формирований, либо наличие в собственной семье близких родственников-мужчин, придерживающихся взглядов «ваххабизма».

И, наконец, третья категория женщин, проповедующих экстремистские взгляды и привлеченных к уголовной ответственности по части 1 и 2 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Пять исследованных уголовных дел позволяют сделать вывод о том, что в данном случае стоит говорить не только и не столько

о радикальном исламе (хотя имеются и такие факты), а об иных проявлениях экстремизма. Большая часть таких дел - это уголовные дела, где женщины привлекаются к ответственности за действия, направленные на возбуждение вражды в отношении группы лиц по признакам национальности, совершенные публично.

Уголовно наказуемые деяния таких женщин обусловлены, в основном тем, что им в жизни пришлось пережить обиду со стороны мужчины другой национальности. Либо, наоборот, женщина активно поддерживает идеи своего брата, возлюбленного, мужа, и, являясь более эмоциональной, чем мужчина, которого она поддерживает, «обсуждает» его идеи публично с помощью Интернета или листовок в публичных местах.

Интерес представляет и то, что 90% женщин, привлеченных к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности, а в третьей категории практически 100%, прекрасно владеют навыками работы за компьютером и в сети Интернет.

Навыки работы в сети Интернет женщин, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности

^ 1- владеющие навыками работы в Интернете

й 2 - не владеющие навыками работы в Интернете

Что касается четвертой категории женщин, совершающих подобные преступления, а вернее, самые дерзкие и бесчеловечные из них - гомици-дальные террористические акты, при их характеристике используются не реальные материалы уголовных дел, а их «портретный» анализ, проведенный иными исследователями. Так, И.Я. Ким считает, что террористам очень выгодно использовать мусульманских женщин, воспитанных в ат-

мосфере покорности и подчинения мужчине, в своих целях. Рекрутирование женщин имеет особую функцию в условиях террористической войны. Именно потому, что от женщин не ожидается исполнение подобной роли, их используют в качестве подобного оружия. И.Я. Ким также отмечает, что не всегда женщина готова к совершению теракта по собственной воле. Распространенным приемом террористов выступает применение различных психотропных

материалов, следы которых, согласно данных экспертиз, обнаруживались почти у всех женщин, совершивших теракты в России . М.А. Григорьева «идет» еще дальше и подчеркивает, что участие в террористической деятельно-

сти женщин - это тенденция, при которой происходит снятие контроля над женским телом, освобождение его от приписанной сакральности источника продолжения рода, и появление эЬаЫс^ - молодых террористок-смертниц .

Возрастная характеристика женщин, совершивших преступления экстремистской направленности (от 18 до 55 лет)

Семейное положение женщин, совершивших преступления экстремистской направленности

1 - женщины, состоящие в официальном браке, 12%

2 - женщины, состоящие в та к на зыва емом "мусул ьма не ком браке", 82%

^ 3 - в разводе, либо незамужем, 4%

в результате исследования материалов реальных уголовных дел и соответствующей социологической литературы: практически за каждой женщиной, совершившей теракти преступления экстремистской направленности, стоял мужчина.

Рассматривая проблему предотвращения и профилактики женского терроризма (экстремизма), прежде всего, следует сконцентрироваться на повышенной общественной опасности этих преступлений, вопросы противодействия этим явлениям в регионе должны являться наиболее приоритетными и находиться под постоянным особым контролем.

Важно отметить, что одним из ключевых направлений борьбы с экстреми-

С учетом изложенного следует сделать вывод, что в современном мире, в России и на Северном Кавказе, безусловно имеется тендерный маркер терроризма. Создание портрета женщин, совершающих подобные преступления, позволит в дальнейшем выделить модели женской экстремистской и террористической деятельности. На наш взгляд, следует также обратить внимание, что хотя и существует специфика социально-религиозной модели женского терроризма, но она не является ведущей (об этом свидетельствует также и участие женщин в экстремистской деятельности в «западных» террористических организациях, не имеющих отношения к исламу или иной религии). Это подтверждается

стскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика, особенно в молодежной среде, наиболее подверженной негативному влиянию разнообразных асоциальных и криминальных групп. Максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот некоторые из причин, способствующие легкому распространению радикальных идей среди российской молодежи.

Поэтому одним из реальных методов профилактики должно являться соответствующее правовое образование (и прежде всего школьное), учитывая возраст лиц, совершающих подобные преступления. При этом в вопросе профилактики тендерного терроризма (экстремизма) имеет смысл использовать элементы тендерного образования. Различные социальные роли мужчин и женщин в традиционном обществе заведомо влекут различную мотивацию социальной активности. Следовательно, профилактика терроризма в женской среде может отличаться направленностью на тендерные установки женщин (дом, семья, дети, созидание и т.п.).

Таким образом, представляется возможным предложить некоторые пути минимизации женского терроризма:

Обеспечение реализации в учебном процессе образовательных организаций произведений антитеррористической направленности (научно-популярного, документального и художественного характера), а также научно-популярной и учебно-методической литературы, разъясняющей угрозы, вызываемые распространением идей терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни;

Расширение правовой составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод окажет положительное влияние на развитие у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству;

Принимая во внимание, что преступления молодыми людьми и женщинами в частности, совершаются, кроме прочих причин, в силу незанятости, возрождение в сельских населенных пунктах функционирования домов культуры, клубов, в том числе спортивных, активное пропагандирование в молодежной среде здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой;

С учетом того, что современные средства массовой информации представляют собой большую созидающую силу, способную формировать умонастроения граждан и законопослушную гражданскую позицию, обеспечение подготовки и размещения информации антиэкстремистского и антитеррористического содержания, в том числе видеороликов, в социальных сетях и б логах, на федеральных и региональных информационных ресурсах в сети Интернет, теле- и радиоканалах;

Следует особо отметить, что в России, в том числе на Северном Кавказе и в Республике Адыгея, в последние годы фиксируется все большее количество преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием возможностей телекоммуникационной сети Интернет, активными пользователями которой являются подростки, молодежь. В 2013 году в Адыгее все преступления экстремистской направленности были совершены с использованием сети Интернет. Огромный процент таких преступлений и на территории всего Северного Кавказа совершается с помощью Интернета.

Поэтому в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы , активно должен проводиться анализ практики выявления, запрещения в судебном порядке и блокирования

(пресечения) деятельности сайтов сети ко пресекать подобную деятельность, Интернет, содержащих экстремистские но и профилактировать её. и террористические материалы. Профилактика экстремистских

В то же время в решении вопросов преступлений является первостепенной профилактики экстремизма и терро- задачей не только правоохранительных ризма должны активно вовлекаться все органов. Это общая задача всех органов средства массовой информации, вклю- государственной власти, органов местно-чая Интернет. Необходима четко раз- го самоуправления, учебных заведений работанная стратегия информационной и общественных организаций, семьи, об-безопасности, позволяющая не толь- щества в целом и каждого из нас.

Примечания:

1. Информационное письмо о результатах анализа работы следственных органов СК России по субъектам Северо-Кавказского и Южного федеральных округов по проверке сообщений о преступлениях и расследованию уголовных дел о преступлениях экстремисткой направленности.

2. Адамова М.А. Женский терроризм в современном политическом процессе: дис____

канд. полит, наук. Ставрополь, 2008. 167 с.

3. Ким И.В. Тендерное неравенство в исламе: женский терроризм // Аналитика культурологии. 2006. №6.

4. Григорьева М.А. Тендерная политика и эмансипация женщин в исламском культурном пространстве: политический контекст и тенденции // KANT. 2011. №2.

5. Адамова М.А. Указ. соч. С. 3.

6. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3031.

7. Телегин Г.И. Основные этапы формирования экстремизма как противоправного деяния в России // Юридический мир. 2013. N 1. С. 53-58.

8. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-Ф3 (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. №11. Ст. 1146.

9. Ким И.В. Указ. соч. С. 19.

10. Там же. С. 20.

11. Григорьева М.А. Указ. соч. С. 41.

12. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на период 2013-2018 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 г. N Пр-1069.

1. Information letter on the results of the analysis of the work of 1С of Russia in North Caucasus and Southern federal districts and inspection of reports on crimes and investigation of criminal cases involving crimes of extremist orientation.

2. Adamova M.A. Female terrorism in modern political process: dis.... Cand. of polit. sciences. Stavropol, 2008, p.167.

3. Kim I.V. Gender inequality in Islam: female terrorism // Analytics, Culturology. 2006, No. 6.

4. Grigorieva M.A. Gender politics and the emancipation of women in the Islamic cultural space: the political context and trends // KANT. 2011, No. 2.

5. Adamova M.A. Indicated compositions, p. 3.

6. On Counter-Extremist Activities: Federal Law of 25.07.2002 No 114-FZ (ed. 02.07.2013) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2002, No. 30. Art. 3031.

7. Telegin G.I. The main stages of the formation of extremism as an illegal act in Russia // Legal World. 2013, No. 1, pp 53-58.

8. On Counter-Extremist Activities: Federal Law of 06.03.2006 No. 35-FZ (ed. 02.11.2013) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2006, No. 11. Art. 1146.

9. Kim I.V. Indicated compositions, p. 19.

10. Ibidem, p.20.

11. Grigorieva M.A. Indicated compositions, p. 41.

12. A comprehensive plan of counter measures to the ideology of terrorism in the Russian Federation for the period 2013-2018, approved by the President of the Russian Federation, April 26, 2013. No. Pr-1069.

Об опасности радикализации центральной Азии, о влиянии идеологии экстремизма на девушек и о женском терроризме рассказала Татьяна Дронзина - доктор политических наук, член Международного общества исследований насилия и терроризма, профессор политологии Софийского университета им. К. Охридского (Болгария), автор монографии «Терроризма женский лик». Ерлан Карин, казахстанский политолог, один из докторантов Татьяны Александровны.

- Татьяна Александровна, почему вы заинтересовались женским терроризмом?

В 2005-2007 гг. я преподавала в Испании. Темой моего исследования тогда была как раз именно ЭТА. ЭТА - баскская террористическая организация. Я читала материалы по ЭТА, и среди них оказались статьи, написанные выдающимися журналистами о женщинах-террористках в этой организации. Их описывали как суперумных, суперкрасивых, суперинтеллигентных, рассказывали, как они несчастны и что они - жертвы ситуации. Я же встречалась с этими женщинами и не заметила ни чрезвычайной красоты, ни чрезвычайного ума, ни чрезвычайной интеллигентности. Передо мной были просто убийцы. И тогда мне стало понятно, что в СМИ существуют гендерные стереотипы, которые мешают понять правильно этот феномен. Я искала объяснение этому, и так как не нашла, решила его сама объяснить. Когда учёные не находят ответа на вопрос, они сами его ищут. Вот то же случилось и со мной.

На чём базировалась деятельность баскских террористок, была ли она политизированной или, всё-таки, проблемы в социальной жизни толкали их на это?

Однозначно, там много идеологии. Это традиционная идеологическая террористическая организация, она же марксистско-ленинская, коммунистического толка, и там однозначно вся мотивация идеологическая. Но женщины там тоже страдали от гендерного неравенства.

- Так существует ли гендерный вопрос в терроризме? Нет ли там обычного сексизма, как и в традиционном мире?

В исследовании терроризма существует целое феминистическое направление, которое говорит, что стремление этих женщин поучаствовать в террористических актах - это способ доказать, что они способны на то же самое, на что способны мужчины. К сожалению, я думаю, что это наш западный образ мышления, при помощи которого мы пытаемся рационализировать некоторые акты - например, акты суицида, которые мы не можем понять. Почему я говорю это? Потому что я до сих пор не нашла ни одного доказательства, которое заставляет меня думать, что эти женщины шли в террористы из-за гендерного неравенства. Я исследовала их предсмертные завещания, исследовала их жизни, и ничего не заставляло меня думать, что они борются за гендерное равенство. Я даже сказала бы, что это больше конфликты, потому что эти женщины идут на смерть, на самоубийственные акты, когда есть какой-то конфликт. Эти конфликты неизбежно вытаскивают женщину из дома. То есть, если мужчина на войне или мужчин там недостаточно, женщина должна выйти из дома и зарабатывать. Но это не означает больше прав, это означает больше обязанностей. И я думаю, что то, что мы видим, как раз именно это - женщина получает больше обязанностей, а не прав. Они получают право выбирать, как умереть, но не как жить. И если вы посмотрите на иерархию в этих организациях, да, они охотно используют женщин в самоубийственном терроризме, но среди их лидеров нет женщин.

Вы исследовали женский суицидный терроризм на примере Ливана, Турции, Шри-Ланки, Чечни, Палестины, Испании, изучали женщин, уезжавших в Сирию из Казахстана и Кыргызстана. Что их связывает и что отличает их друг от друга?

На меня произвело впечатление, когда я разговаривала с членами семей этих женщин (это были и отец, и мать, и свекровь) - очень часто бывало, что я спрашиваю свекровь, а почему когда ваш сын решил уехать, и сноха поехала следом за мужем, почему же она не возразила мужу? Взяла с собой 4 детей - это опасно для них. И свекровь мне говорит: «А у невестки слова, вообще, там не было». Так и в Казахстане, и в Кыргызстане обстоит дело. Значит, она уезжает за своим мужем. Обычно уезжают женщины такие - они так и так не имеют права голоса в своей семье. Что бы они ни сказали, это бы не было принято во внимание. Если бы женщины в этих семьях в Казахстане и Кыргызстане имели больше права выражаться, то, может быть, остановили своих мужей. Но они не имели, практически, этого права. Конституция гарантирует, но на бытовом уровне никто её не соблюдает. Поэтому я говорю, что в этих двух странах, которые являются светскими, демократическими, права женщины не должны быть пустым звуком. Это вопрос жизни и смерти.

Эти женщины уехали исключительно из-за того, чтобы заботиться о своих мужьях и своих детях, а в Кыргызстане были женщины, которые уехали, чтобы создать семью. Для меня было очень интересно наблюдение, что там массово едут девушки последнего курса медицинского факультета. Я подумала, что это из-за специфики будущей профессии. Врач - это профессия гуманитарная. Но, оказывается, что когда они оканчивают институт, им уже 28-29 лет, они не могут выйти замуж. Вот не надо на женщину ставить такую стигму из-за возраста. Потому что это тоже толкает её к тому, чтобы поехать туда искать мужа. Для них это последняя надежда создать семью, выйти замуж, иметь своих детей. На практике, конечно, получается совсем по-другому. К примеру, одна марокканская девочка, ей было 15 лет, за 5 месяцев она поменяла 152 супруга. И она была, конечно, в полном шоке, помешалась рассудком.

Почему в Казахстане стала распространяться подобная тенденция, почему женщины стали уезжать отсюда? Помимо того, что у них мужья, которым они не могут противоречить, помимо того, что они здесь не могут выйти замуж, что ещё их толкает на это?

Я думаю, что в Центральной Азии женщин толкает именно это. Я думаю, что там нет глубоких религиозных мотивов, они просто идут за мужчиной и за семьёй.

- Существует ли статистика, сколько женщин уехало в Сирию из Казахстана?

К сожалению, такой информации нет. Но известно, что там не меньше 60 женщин и детей. Я не знаю такого случая, чтобы казахстанка самостоятельно туда ехала. Кыргызстанки - да.

- То есть казахстанки только с семьей туда едут?

Скорее всего. Я разговаривала с близкими некоторых погибших там, и они нам об этом рассказывали.

- Казахстанки участвуют в секс-джихаде?

Я не знаю такого случая. А вот западноевропейки и арабки – они участвуют массово.

- А что их толкает на это?

Было издано несколько фетв, чтобы суннитки ехали в ИГИЛ (запрещённая в РФ организация), чтобы поддержали боевой дух сражающихся братьев. Другими словами, чтобы удовлетворяли их сексуальные потребности. Первыми, кто поехали, были 13 жительниц Туниса. И главный муфтий Туниса очень резко отреагировал, назвав их дурами. Это было в 2013 году ещё. Надо сказать, что этот секс-джихад, или Jihad al Nikah, он базируется, как раз, именно на одной спорной концепции в исламе, это концепция т.н. мут’а. Мут’а - некоторыми переводится как временный брак, другими - как брак для удовольствия. И он возможен от одной минуты до 99 лет. То есть теоретическая основа того, что их толкает на это, может быть уверенность, что они, действительно, там найдут семью, найдут мужа, родят детей и будут реализовывать свою мусульманскую идентичность так, как они её понимают.

А как сами мусульмане относятся к тому, что женщины могут поменять огромное количество партнёров за короткий срок?

Я думаю, что, скорее всего, им это в голову не приходило. Хотя, если будем честными, то я, когда отслеживала аккаунты нескольких женщин, они англоговорящие, активно пиарят ИГИЛ, я увидела, что они честно предупреждают других женщин, которые готовятся присоединиться к этой организации, говорят им следующее: «Приезжайте со своим родственником мужского пола, потому что если приедете одни, вас сразу выдадут замуж». Но при этом нет оговорки, что продолжительность жизни боевиков сравнительно короткая из-за того, что их убивают в сражениях, что эта женщина достаётся по наследству не просто родственникам этого человека, а всей воинской части. Об этом никто никому не говорит, но это факт.

Насколько истинна информация о том, что если женщина вот так потеряла своего супруга, если она прошла через несколько мужей и, в итоге, никому не нужна, из неё делают смертницу?

Не совсем верна. До сих пор ИГИЛ не применял женский суицидный терроризм. Другие террористические организации - в Палестине, например, 4 организации используют. Но ИГИЛ не прибегал до сих пор к женскому суицидному терроризму.

- Чем же тогда занимаются женщины в ИГИЛ?

А вот хороший вопрос. Те же женщины, которые пиарят ИГИЛ, предупреждают не ожидать ничего другого, кроме того, чтобы сидеть дома, заботиться о детях и своём муже. Женщинам в ИГИЛ разрешается заниматься ещё двумя делами - быть врачами (потому что система здравоохранения там налажена таким образом, что здравоохранение только для мужчин и только для женщин, это раздельное здравоохранение) и быть учительницами девочек и девушек, которые идут в религиозные школы. И ещё одно назначение имеют женщины - есть так называемые бригады «Аль-ханса», которые действуют в городе Ракка. Бригада «Аль-ханса» состоит из 70-80 женщин, в основном, это западные женщины (и русские там тоже, между прочим, есть), которые получают 140-170 долларов в месяц, вооружены автоматами и которые являются «нравственной полицией». На улице они должны следить за дресс-кодом женщин, за правильным общением, и за любое нарушение они могут наказать эту женщину и мужчину, который ей помогает, имея в виду, что самое маленькое наказание - это 40 ударов кнутом. Так что вот этим занимаются женщины. Это фундаменталистская интерпретация ислама, и по шариату они должны сидеть у себя дома.

Вы посещали осуждённых террористов в местах их заключения. Вы реализовывали своё право учёного, удовлетворяли любопытство, вам нужно было получить у них информацию, но какие чувства при этом, как у человека, вызывало у вас посещение этих камер?

Я расскажу об одной встрече с тремя вербовщиками. Прежде всего, хочу сказать, что нет у них того, что отмечали - чтобы был у них такой звериный взгляд, чтобы они были страшной внешности и так далее. Все эти мужчины - молодые люди очень незаурядного характера, все они были умные, быстрые, очаровательные, я же понимала, я знала, кто они, и, всё же, мне было трудно устоять перед их очарованием и, скорее всего, их убедительностью. Потому что они так убеждённо говорили о своём деле, что человеку хотелось верить. Это такое влияние оказало на меня, как на учёного и не верующего в радикальную интерпретацию. Можете себе представить, какое они влияние оказывают на других. В этом отношении я хотела сказать, что они прекрасно обучены. А на втором, на гендерном измерении, я чувствовала пренебрежение ко мне, как к женщине, я была в сопровождении мужчин из правоохранительных органов, и отношение было однозначное. Так как я в какой-то момент стала очень назойливой со своими вопросами и очень упрямо их задавала, террорист даже обратился к моему сопровождающему, как я, женщина, вообще, могу такое спрашивать. Этот момент я поняла, вербовщик как раз говорил по-узбекски, я не совсем понимала, но мой сопровождающий показал, я сама поняла, и это меня так ужасно разозлило, я стала такой агрессивной, что напугала вербовщика, он не ожидал такой реакции от женщины.

Да, я сначала хотела сказать следующее - соблюдайте несколько простых правил. Сначала прочитайте, что люди пишут о том месте, куда вы едете. Второе: если то, что приказывает муж, входит в противоречие с интересами детей, возражайте, не бойтесь возражать, обращайтесь к свекрови, к свёкру. Родители тоже не поддерживают экстремистов. Родители плакали горькими слезами, когда говорили о своих сыновьях, уехавших без их разрешения, без их благословения. Поэтому говорите, общайтесь с семьей.

Следующее: если всё равно вы куда-то должны поехать, поясню, что многие говорят: «Мы сначала едем в Турцию и туда, и туда, не поедем в ИГИЛ», обязательно берите паспорт, посмотрите в интернете, куда вы едете, оставьте адрес своим близким. Расскажу про такой случай в Кыргызстане. Он был не с девушкой, с парнем. Парень сказал, что поедет в Турцию, чтобы его подлечили, потому что у него была близорукость. Его стали лечить, полтора года лечили. Мы все знаем, что такие болезни глаз так долго не лечатся. Это отнимает месяц, не больше. И он всё время посылал своим родителям фото, письма, но не высылал адрес. И за 5 дней до моего визита в их дом они получили сообщение: «Мы вчера похоронили вашего сына». И после этот телефонный номер пропал. Они пытались звонить, семья была абсолютно в шоке. Я вам расскажу, какова моя версия, зачем год с половиной он был в этой поликлинике. Просто подлечили, привели в полную кондицию, а потом распотрошили на органы. Потому что какому-то полевому командиру ИГИЛ прострелили почку, у него есть деньги, ему нужна почка, и он её покупает. Вот так. И со многими, я уверена, что такое бывает.

Пусть женщины не верят тому, что им обеспечат дом, обеспечат работу и все жизненные условия. Это неверно. Как тебе обеспечат дом в стране, где дома разрушены? Там идёт война. Это просто ложь. Это просто обман. Пусть они не верят этому. В Казахстане есть государственный проект «Горячая линия 114». Эта телефонная линия открыта для людей, которые чувствуют угрозу деструктивных сект. У Юли Денисенко есть прекрасная команда, прекрасные специалисты, пусть эти женщины туда звонят, там полная анонимность.

Не замыкайтесь в себе, девушки, женщины! В сомнении найдёте решение. Ищите поддержку социальной среды, вашей семьи, семьи мужа, линии 114, ищите поддержку, кто-нибудь эту поддержку окажет.

Беседовала Дина Сабирова

Особенности женского терроризма на Ближнем Востоке

Адамова Мария Анатольевна,

ассистент кафедры международных отношений, связей с общественностью и журналистики Пятигорского государственного лингвистического университета.

Современный «шахидизм» - явление, возникшее в недрах Палестинского движения сопротивления (ПДС), которое, скорее всего, следует рассматри­вать как кризис этого движения, последний способ достичь поставленных политических целей по созданию собственного государства, поскольку дру­гие средства борьбы, по мнению экстремистов, не привели к успеху. В этой связи «шахидизм», как метод борьбы, активно используется многими пале­стинскими исламистскими организациями .

С начала 90-х гг. в качестве «живых бомб» предстали члены проиран­ских палестинских и ливанских группировок – «Джихад Ислами», «ХАМАС» и «Хезболлах». На роль камикадзе арабские террористические организации привлекали в основном молодых людей, часто девушек, тех, кого спец­службы менее всего склонны подозревать в преступных намерениях .

По мнению идеологов «шахидизма», теракты самоубийц прославляют роль исламистского движения в этой борьбе. Более того, «смертники-бомбы» самим актом самопожертвования углубляют масштабы исламского сопро­тивления, привлекают в ряды палестинского «сопротивления» все новых и новых адептов, готовых на все ради внедренных в их сознание идей.

Когда религия, с подачи политических и духовных лидеров, призывает сложить свою голову во имя Аллаха и обещает вознаграждение в будущей жизни, участие в Священной войне становится не просто обязанностью, а благородной целью. Например, по сведениям израильских спецслужб, шахидам свойственна неистовая религиозность и убежденность, что миссия, для которой они избраны, абсолютно законна с точки зрения ислама .

Ислам, как и любая другая религия, запрещает самоубийство, но исламисты трактуют акт «шахидизма» как не самоубийство, а гибель на поле боя. Человек убивает врагов, но при этом жертвует собой. Что может быть наиболее глубоким и ярким свидетельством набожности, чем готовность пожертвовать своей жизнью. Человек идет на смерть и, тем самым, заявляет о своей вере в Аллаха .

Ученые-исла­мисты пытаются отстраниться от связи с сепаратистами. Кроме того, защитники классического ислама ссыла­ются на суры Корана, в которых говорится:«И Аллах установил и узаконил, что ни одна душа не может нести бремя (греха) другой души, это исходит из совершенства правосудия Аллаха, свободного от недостатков. Он сказал: «...не понесет носящая ношу другой» .

Однако многочисленные школы ислама, которые финансируются ХАМАСОМ, специализируются на том, что учат детей религиозной борьбе и идеализируют мученическую смерть за веру .

Некоторые исламские экстремистские организации стали использовать в своей деятельности женщин как самоубийц-террористок, несмотря на то, что Коран строго запрещает сам акт самоубийства, к тому же это противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься «мужской» работой, то есть воевать. Роль жен­щины состоит в том, чтобы рожать и воспитывать детей, которые в будущем станут бороться против врага. Поэтому для женщин нет места в непосредст­венной вооруженной борьбе. Один из лидеров группы Аз-Завахири считает, что «лучшая служба, которую женщины могут сослужить джихаду,заключается в выполнении того, что организация считает женскими обязанностями: быть матерью, женой и домашней хозяйкой, использование женщин-смертниц в атаках «Аль-Каиды» останется скорее исключением, чем правилом».

Однако к середине 1990-х годов примерно 40% подобных терактов совершали жен­щины. Из приблизительно 17 групп, которые применяют тактику взрывов, совершаемых смертниками, более чем в половине действовали женщины. В период с 1985 по 2006 год смертницами стали более 220 женщин, на долю которых пришлось около 15 процентов общего числа таких терактов .

Многие экстремистские лидеры террористов, например в Пале­стине, поощряют использование женщин как самоубийц-террористок, как эффективное средство борьбы, так как противнику значительно труднее об­наружить и нейтрализовать их, чем мужчин. Например, духовный руководитель «ХАМАСа» шейх Ясин,утверждал, что скоро «при­дет решающий час битвы с неверными всего мира, и тогда в бой отправятся все – женщины, мужчины, старики, дети» .

Ситуация, которая создалась на Ближнем Востоке, расценивается лидерами террористических организаций, как «оборонительный джихад». Это означает, что вести джихад и защищать мусульманские земли становится обязанностью каждого жителя страны, как мужчины, так и женщины. Женщина не спрашивает разрешения у мужа, брата, отца, и участвует в джихаде, если она способна делать это. Таким образом, женщины должны вести джихад наравне с мужчинами, если они способны к этому, то есть если женщина может носить оружие и делать то, что делают мужчины, ей не запрещается стать шахидкой. Бывший лидер движения «Аль-Мухаджирун»,проживающий в данный момент в Бейруте Аз-Заркави, считает, что «джихад является долгом каждого мусульманина и каждой мусульманки, которые в силах и в состоянии его выполнить» .

К тому же теракты, совершенные женщинами, способны поднять боевой дух у их соратников-мужчин. Например, Аз-Заркави обратился к мужчинам-палестинцам со следующими словами: «даже женщины стали сражаться, а где же вы, мужчины?! Если мужчины трусят выполнять свой долг, то женщины этой Уммы вполне смогут взять на себя роль мужчин, так что продолжайте отсиживаться» .

Другим фактором увеличения числа террористок является то, что теракт, совершенный женщиной вызывает больший пропагандистский эффект, чем теракты, совершаемые мужчинами: они шире освещаются средствами массовой информации, что только способствует борьбе, которую ведут крайние фундаменталисты. К тому же шахидка вызывает больше сочувствия в обществе, даже когда она безжалостно лишает жизни ни в чем неповинных людей.

Использование женщин противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься «мужской» работой, требующей тесных контактов с другими мужчинами помимо их мужей. Многие террористические палестинские организации отказываются от женского шахидизма по той причине, что в случае провала этих женщин будут допрашивать мужчины-израильтяне, они будут сидеть в тюрьмах, где служат мужчины-израильтяне, что не допустимо для мусульманки.

На наш взгляд, то, что мужчины заботятся о репутации женщины, которая отправляется совершить теракт, убить себя и множество невинных людей, является парадоксом. Оперативник ФАТХ Шариф Нажи, который планировал атаку на рыбный ресторан в Тель-Авиве, утверждал, что «один раз его попросили найти безопасный дом для женщин, которые хотели осуществить самоподрыв, - их не должны были видеть до операции. Хотя он нашел этот дом, как и просили, он не захотел иметь с ними дело, потому что боялся, что скажут о нем, если увидят, что он, одинокий мужчина, входит в квартиру с двумя девушками» .

Свободно спадающая, непрозрачная одежда мусульманских женщин - хиджаб - очень удобна для провоза оружия в стан противника, минуя порой полицейские посты, поскольку женщина-бомба нередко выглядит, как беременная. Однако сейчас хиджаб вызывает подозрение у израильской полиции, поэтому для боль­шего успеха при совершении самоубийственных терактов, исламские терро­ристические структуры, крайне негативно относящиеся к западной моде и традициям, разрешают мусульманкам-самоубийцам надевать европейскую одежду, короткие юбки, туфли на высоком каблуке, делать модные прически и не покрывать голову традиционным платком.

Шейх Юсуф Карадави, известный исламист и декан факультета исламских исследований в университете Катара провозгласил, что участие «женщин в «джихаде» и операциях «мученичества» - это высшее проявление богопочитания, и женщина может отправляться на подобные операции без разрешения мужа и даже… с непокрытой головой и в не традиционно мусульманской одежде» .

Но в то же время в населенном шиитами Южном Ираке бойцы «Армии Махди», контролируемой сторонниками создания исламской республики, облили кислотой женщину только за то, что у нее из-под платья виднелись голые лодыжки .

Таким образом, деятельность шахидки выходит из области предопределен­ных обязанностей и приобретает, условно говоря, характер социального дей­ствия. Возможно, данная ситуация является следствием того, чтоженщина, изначально воспитанная в духе покорности мужчине, готова к исполнению мужских указаний, вплоть до отказа от своей жизни и совершения убийств невинных людей.В этой связи религия играет чрезвычайно важную роль в запрещенииили участии женщин в террористических действиях.

Террористам очень выгодно использовать мусульманских женщин, воспи­танных в атмосфере покорности и подчинению мужчине, в своих целях, а общество оказалось не готово к такому проявлению антигуманизма. Рекру­тирование женщин имеет особую функцию в условиях террористической войны. Именно потому, что от женщин не ожидается исполнение подобной роли, их используют в качестве живого оружия. Как отмечают П.В. Романов, В.В. Щебланова, Е.Р. Ярская-Смирнова, «вероятно специфика нашего вос­приятия не позволяет нам понять, что если женщина стреляет и убивает, то это вовсе не особенность конкретной женщины, а логика войны» .

Механизмы отбора женщин для выполнения террористических операций и методы, используемые для их убеждения, в целом являются такими же, как и при работе с мужчинами, одинаковы практически во всех странах и культурах, а также в религиозных и светских организациях.

Пользуясь растерянностью кандидатов, некой долей энтузиазма и часто их личной трагедией или жаждой мести, экстремисты подвергают и женщин и мужчин зомбированию и манипулируют ими по собственному усмотрению. Они указывают потенциальным смертникам на якобы правильный путь и, на первый взгляд, быстрое решение их проблем, преисполненное национального или религиозного символизма, обещая солидное вознаграждение: им - в ином мире, их семьям - в этой жизни.

В Израиле первый зарегистрированный случай использования женщин в качестве смертниц был отмечен в январе 2002 г., когда Вафа Идрис,взорвала в оживленном торговом центре 10-килограммовое взрывное устройство, приведшее к гибели одного и ранению более стачеловек.

В ходе разбирательства выяснилось, что смертница была разведена, детей не имела и проживала в лагере для беженцев в Амари. Ее отец умер, когда ей было восемь лет, трое ее братьев были в рядах палестинских террористов, один из них имел отношение к созданию ячейки «Бригад мучеников Аль-Аксы» в лагере Аль-Амари и провел 10 лет в израильской тюрьме. Ваффа Идрис стала народной героиней, в честь которой слагаются стихи и песни не только на родине, но и в других арабских странах. Садам Хусейн, перечислил 15 тысяч долларов семье погибшей, и обещал возвести ей памятник на одной из главных площадей Багдада. Мать сказала журналистам, «что гордится дочерью и надеется, что ее примеру последуют другие женщины» .

Данная позиция подтверждает тот факт, что в этом и других регионах активное участие женщин в актах террора, ранее осуждаемое семьей и обществом, постепенно переходит в разряд привычных, допустимых и даже одобряемых обществом дел. Исходя из этого, можно прогнозировать высокую вероятность того, что террористок будет становиться все больше, девушки будут считать женщин-смертниц моделями или образцами для подражания.

На наш взгляд, причины палестинского женского терроризма кроются в неразвитости политических, социальных возможностей женщин в мусульманском мире, из-за большой зависимости, бесправии и, конечно, в экономических проблемах. В странах, где высоко развита экономика, политическая и социальная стабильность, меньше женщин, желающих совершать террористические акты. В Палестине, где безработица доходит до 90% среди трудоспособного населения, рассчитывать на экономическое выживание могут только те, кто допущен до распределения поступающей из-за рубежа помощи, которая, конечно же, оказывается семьям тех самых смертниц .

Следует отметить, что особенностью террористических актов с участием шахидок является то, что это женщины, исповедующие ислам. Женщина в традиционном исламе, выполняя волю мужа, мужчины, ограничивается домашней сферой, а если и работает, то род ее деятельности не противоречит ее биологической природе. Экстремистские же организации, пользуясь вековыми традициями ислама, поддерживающими миф о предназначении женщин быть покорной мужчине, вовлекают женщин в террористические акты, но сводят женскую деятельность к роли жертвы, которую она должна принести ради веры.

На фундамент такой покорности накладываются разнообразные мотивы, толкающие мусульманских женщин на совершение терактов. Среди таких мотивов можно выделить, например, потерю близкого человека, мужа или брата. В таком случае вопрос о женском терроризме сводится к возможной манипуляции женским отчаянием и беспомощностью, со стороны мужчин, стоящих во главе сети террористических организаций. В террористические организации вовлекаются женщины с несложившейся жизнью, имеющие проблемы во взаимоотношениях с родственниками и окружающими.

Женщины как особая криминологическая категория террористов. Причины возникновения женского терроризма. История женского терроризма. Факторы, побуждающие женщин к участию в террористической деятельности. Психологические портреты женщин – террористок. Специфика и отличительные особенности женского терроризма

Криминологическая характеристика женщин-террористок позволяет говорить о них как об особом типе. Историческим фактом является то, что женщины в прошлом принимали самое активное участие в террористической деятельности, в настоящем эта тенденция нашла свое продолжение. Занимаются женщины и заказными убийствами, причем не только в роли заказчика. Часто организаторы акта терроризма при выборе женщины в качестве исполнительницы играют на ее религиозных чувствах, либо делают ставку на этническое самосознание. Тут могут использоваться и родственные связи.

Женщина террористка как тип характеризуется некоторыми специфическими особенностями. Чаще всего представительницы слабого пола принимают участие в политическом терроризме. Это, видимо, связано с большей (сравнительно с мужчинами) склонностью женщин к эмоциональному, а не рациональному восприятию действительности, с ее большей впечатлительностью и подверженностью фанатизму, потребностью в некоем идеале, за который можно было бы бороться до конца, влиянием всепоглощающей идеи. Удовлетворить подобные чувства и запросы как раз и может участие в политической борьбе, в жертву которой приносится все то, что традиционно принято считать женским уделом – семья и дети. При этом психологически оформляется особая категория женщин.

Современные исследования показывают, что женщины - члены террористических структур - более мужественны, более преданы идеалам и целям организации, более фанатичны. Например, Ульрика Майнхоф, одна из руководителей Фракции Красной Армии, ведущий теоретик терроризма и преданная ему до испепеляющего фанатизма, до абсолютно тотальной ему верности, ради революции отказалась от своих двух детей; покончила самоубийством в возрасте 42 лет, что еще раз подтверждает неискоренимое влечение террористов к смерти - к своей и чужой.

Врачи уже давно отмечают особую, отличную от мужской, психическую обусловленность совершения преступлений женщинами, что дает основания говорить о специфически женской преступности не просто исходя из принадлежности к определенному полу, а выделяя ее на основании особого душевного склада, особого мироощущения. Изучение личностных характеристик террористок в этом убеждает. Однако подобным особенностям никогда не придавалось большого значения, в полной мере не учитываются они и сейчас. По мнению сотрудников ГНЦ имени Сербского, «женская преступность – температурный лист общества. Количество женщин, вступающих в конфликт с законом, отражает уровень социального неблагополучия. Характерно, что среди криминальных представительниц слабого пола процент душевнобольных выше, чем у мужчин!».



Особенную актуальность приобретает вопрос об участии женщин в деятельности террористических организаций. Феномен "черных вдов" начал рассматриваться в последнее время как особенное явление, так как долгое время считалось, что, хотя в истории были случаи использования женщин-террористок, - это исключение из правил, так как для подавляющего большинства психически здоровых женщин невозможна сама мысль об убийстве невинных людей, детей при помощи варварских методов. Современные исследования показывают, что женщины - члены террористических структур - более мужественны, более преданы идеалам и целям организации, более фанатичны. Участие шахидок при захвате Норд-Оста однозначно не сулило ничего хорошего для заложников, очевидцы данного события отмечают их особенную жестокость и непреклонность. Это, возможно, объясняется той социально-психологической ситуацией, в которой оказались террористки-смертницы. Их психология отличается от террористов-мужчин; они менее интересуются политическими и идеологическими мотивами. Женщины сражаются не за абстрактные идеи, их мотивы носят более конкретный характер, это месть за родных и близких, за любимого человека. Получив сильнейшую эмоциональную травму после гибели человека, который был дорог, женщины видят смысл оставшейся жизни только в отмщении, тем самым, становясь идеальным материалом для обработки идеологами ваххабизма. К данной ситуации необходимо прибавить социальную неустроенность, тяжелое материальное положение, готовность подчиняться беспрекословно мужчине. Также надо отметить, что в мусульманском мире женщины-террористки, совершая теракт, обретают бессмертие, так как рай по законам ислама уготован только для мужчин. Все эти факторы, возможно, оказывают сильное влияние на возникновение такого явления, как женщины-бомбы.