Составить кроссворд по произведению андерсена русалка.

Кроссворд по сказке Андерсена «Дюймовочка» для младших школьников

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Может быть использован учителем во внеклассной работе, при закреплении темы «Сказки зарубежных писателей» на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель: закрепление знаний по сказке Андерсена «Дюймовочка»
Задачи:
- развивать мышление, воображение, память, кругозор, познавательные способности обучающихся, речь детей
- воспитывать интерес к чтению книг.

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен, автор всемирно известных сказок, родился в семье бедняка. Его отец был башмачником, мать работала прачкой. Семья часто голодала, в доме не было даже хлеба. Отец Ханса очень любил книги, и любовь к ним передал своему сыну. Мальчику очень нравились сказки, которые ему читал отец.
Еще в детстве Андерсен начал писать небольшие пьесы. Кроме сказок, пьес, он писал романы, повести, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи. Сказка «Дюймовочка» - одно из его знаменитых и читаемых произведений.

Кроссворд по сказке "Дюймовочка"


По горизонтали:
1. Кто помог девочке и перегрыз стебелек листа кувшинки, чтобы лист поплыл по реке?
2. Какой цветок вырос из ячменного зернышка, посаженного женщиной в цветочный горшок?


3. Во что налили воду, чтобы Дюймовочка могла плавать по воде, как по озеру.
4. Что сплела из сухих былинок девочка, чтобы укрыть мертвую птичку?
5. Под листом какого растения подвесила девочка свою колыбельку, когда оказалась в лесу одна-одинешенька?
6. Стебелек листа какого растения перегрызли рыбки, чтобы он поплыл по течению, подальше от отвратительных жаб?


7. Место, где жила старая жаба со своим сыном.
8. Кто приютил Дюймовочку, когда она ушла из лесу, чтобы поискать себе приют на зиму?
9. Назовите героиню сказки, которая ночью пробралась через открытое окно в дом и унесла девочку вместе с ее колыбелькой?
10. Что дала колдунья женщине, когда та пришла к ней за помощью?
По вертикали:
1. Угрюмый подземный житель, за которого Дюймовочка должна была выйти замуж.
2. Эту птичку Дюймовочка спасла от лютого холода и голода.


3. Как звали главную героиню сказки, которая появилась в чашечке цветка?
4. Что очень любила старая мышь, приютившая Дюймовочку?


5. Какой подарок эльфов больше всех понравился девочке?
6. Какой цветок послужил перинкой для Дюймовочки в ее колыбельке?


7. Назовите предмет, легче которого, по словам жабы, была девочка.

Ответы на кроссворд:
По горизонтали:
1. рыбки
2. тюльпан
3. тарелка
4. ковер
5. лопух
6. кувшинка
7. болото
8. мышь
9. жаба
10. зерно

По вертикали:
1. крот
2. ласточка
3. девочка
4. сказки
5. крылья
6. фиалка
7. перышко

Конкурс 1. Кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена

(для проведения необходимо распечатать кроссворд и раздать детям)

По горизонтали: 4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г.Х. Андерсен? 6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка. 10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11. Волшебный предмет Оле-Лукойе.

По вертикали: 1. Птичка - верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке с золотым сердечком и жаворонке, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую превратился гадкий утенок. 5. Мальчик, сердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда. 7. Волшебный предмет, который смастерил для Принцессы Свинопас. 9. Героиня сказки «Дикие лебеди».

Ответы. По горизонтали: 4. Сказки. 6. Соловей. 8. Дюймовочка. 10. Свинопас. 11. Зонтик. По вертикали: 1. Ласточка. 2. Ромашка. 3. Лебедь. 5. Кай. 7. Горшок. 9. Элиза.

Конкурс 2. «Узнай сказку по ее началу»

  1. «Жила-была девочка, премилая, прехорошенькая, но была очень бедная, и летом ей приходилось ходить босиком, а зимою — в грубых деревенских башмачках, которые ей ужасно натирали ноги…» («Красные башмачки ».)
  2. «Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять…» («Дюймовочка ».)
  3. «Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку — шел он домой с войны…» («Огниво».)
  4. «Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, но только настоящую…» («Принцесса на горошине».)
  5. «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, но зато и глубоко там…» («Русалочка».)
  6. «Много лет назад жил-был на свете король, он так любил наряжаться…» («Новое платье короля».)

Конкурс 3. «Правильно соедини слова в названии сказок»

Участникам конкурса выдают карточки.

Ответы: 1. Ледяная дева ; Снежная королева. 2. Красные башмачки; Зеленые крошки. 3. Злой князь; Скверный мальчик. 4. Пастушка и трубочист; Улитка и розовый куст. 5. Дочь болотного царя; Новое платье короля. 6. Судьба репейника; Рассказы солнечного лучика.

Конкурс 4. «Доскажи словечко»

Вставьте слово, чтобы получилось название сказки.

  1. «Свинья-… (копилка)».
  2. «Перо и… (чернильница)».
  3. «Серебряная… (монетка)».
  4. «Принцесса на… (горошине)».
  5. «Дикие… (лебеди)».
  6. «Пятеро из… (одного стручка)».
  7. «Сундук-… (самолет)».
  8. «Оле-… (Лукойе)».
  9. «Стойкий… (оловянный солдатик)».

Конкурс 5. «Музей сказочных предметов»

Учитель называет предмет из сказки Г.Х. Андерсена (можно использовать как предметы, так и рисунки, подготовленные к конкурсу), а дети отгадывают, из какой они сказки.

  1. Зонтик («Оле-Лукойе»).
  2. Санки («Снежная королева»).
  3. Горошина («Принцесса на горошине»).
  4. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).
  5. Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»),
  6. Крапива («Дикие лебеди»),
  7. Сундук («Сундук-самолет»).

Конкурс 6. «Ключевые слова»

Участникам или командам раздают карточки с названием сказки Г.Х. Андерсена. За 1 минуту нужно написать на карточке 5-7 слов, которые являются ключевыми для данной сказки. Например, к сказке «Принцесса на горошине» ключевыми словами будут: тюфяки, горошина, ливень, принц, король, королева.

Подведение итогов, награждение победителей и вручение подарков.

(Прочитано всего: 2 321, прочитано сегодня: 5)

Данный кроссворд может быть использован учителями начальных классов или воспитателями группы продлённого дня при составлении сценариев внеклассных мероприятий по темам: «Сказки», «Творчество Андерсена» или на уроках литературного чтения.

Вопросы кроссворда

По горизонтали : 4. Какие по жанру литературные произведения особенно любил сочинять Г.Х. Андерсен? 6. Птичка, которая своим чудесным пением спасла китайского императора от смерти. 8. Имя девочки, которая родилась в бутоне цветка. 10. Сказка о глупой принцессе, которую наказал бедный, но умный принц. 11. Волшебный предмет Оле-Лукойе.

По вертикали : 1. Птичка — верная подруга Дюймовочки. 2. Сказка о необыкновенном серебряном цветке с золотым сердечком и жаворонке, которые погибли в неволе. 3. Красивая птица, в которую превратился гадкий утенок. 5. Мальчиксердце которого от злого волшебства превратилось в кусочек льда. 7. Волшебнй предмет, который смастерил для Принцессы Свинопас. 9. Героиня сказки «Дикие лебеди».

Ответы . По горизонтали: 4. Сказки. 6. Соловей. 8. Дюймовочка. 10. Свинопас. 11. Зонтик. По вертикали: 1. Ласточка. 2. Ромашка. 3. Лебедь. 5. Кай. 7. Горшок. 9. Элиза.

Сказка Г.Х.Андерсена «Русалочка» — одна из самых эмоциональных сказок. В ней поднимаются серьёзные вопросы и ставятся серьезные цели. Вот, например, у главной героини сказки, Русалочки, была цель — обрести бессмертную душу. А с помощью какого средства этого можно добиться? Любви принца… Много вопросов ставит сказка, немало вопросов и в нашей викторине. На каждый вопрос викторины по сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» дан ответ.

1. Где находилось жилище морского царя?
Ответ: в глубине моря

2. Кто были внучки старухи, которая заправляла в хозяйстве морского царя?
Ответ: принцессы русалочки

3. Рассказы на какую тему нравились больше всего младшей русалочке?
Ответ: рассказы о людях, живущих на земле

4. Из какого ценного материала были сделаны окна дворца морского царя?
Ответ: из чистейшего янтаря

5. В каком возрасте принцессам русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря и наблюдать корабли, леса и города?
Ответ: в пятнадцать лет

5. Венок из каких цветов надела бабушка младшей русалочке, когда той исполнилось пятнадцать лет?
Ответ: из белых лилий

6. Какую важную персону спасла младшая русалочка во время бури?
Ответ: принца

7. Какая мраморная статуя стояла в садике младшей русалочки?
Ответ: прекрасного мальчика

8. Каким образом младшая русалочка узнала, где живёт принц?
Ответ: рассказала одна из сестёр русалочки

9. К кому младшая русалочка решила обратиться за помощью, чтобы стать человеком и чтобы принц полюбил её?
Ответ: к морской ведьме

10. В каком случае русалочка смогла бы обрести бессмертную душу?
Ответ: если будет поцелуй истинной любви, если у принца возникнет любовь к ней и он женится на ней.

11. Какую плату попросила ведьма за то, что поможет русалочке стать человеком?
Ответ: чудный голос русалочки

12. Кому послала русалочка тысячи воздушных поцелуев, покидая отчий дом?
Ответ: своим родным

13. По какой причине русалочка не могла поговорить с принцем?
Ответ: потому что ведьма лишила её языка

14. С какой целью принц отправился в соседнее королевство?
Ответ: познакомиться с принцессой

15. С кем принц вступил в брак?
Ответ: с принцессой из соседнего королевства

16. Зачем сестры русалочки попросили свою младшую сестру лишить жизни принца?
Ответ: чтобы спасти жизнь младшей русалочки

17. Кем стала русалочка в конце сказки?
Ответ: дочерью воздуха

18. Каким образом дочери воздуха смогут обрести бессмертие души?
Ответ: заслужить добрыми делами