Бессмертна ли Душа человека? Живые знают, что умрут. Уверенность в бессмертии

Бессмертие души

В одной из радиопередач я постарался обосновать мнение, что бессмертие нашей души логически не исключено, то есть вполне возможно. Но христиане веруют в нечто более «сильное», а именно: они убеждены в том, что наша душа бессмертна. Превосходное, на мой взгляд, обоснование этого убеждения содержится в одной из статей «Дневника писателя за 1876 год» Федора Михайловича Достоевского. Статья эта называется «Приговор». В ней обоснование бессмертия нашей души дается, так сказать, «от противного» - через опровержение рассуждении воображаемого самоубийцы-материалиста, убежденного, что мы умираем «насовсем», следовательно, жить вообще не стоит, а нужно покончить жизнь самоубийством …

Достоевский убежден, что человек не может быть счастлив под условием грозящего завтра нуля, то есть смерти. Более того, жизнь для нас выносима лишь в том случае, если у нас остается хотя бы малейшая надежда на бессмертие души, одна лишь возможность которого уже придает жизни смысл. Утрата именно этой надежды приводит героя Достоевского к «естественному логическому выводу» - самоубийству.

«Вот одно рассуждение одного самоубийцы от скуки, разумеется, материалиста…

и…Какое право имела эта природа производить меня на свет, вследствие каких-то там своих вечных законов? Я создан с сознанием и эту природу сознал: какое право она имела производить меня, без моей воли на то, сознающего? Сознающего, стало быть страдающего, но я не хочу страдать - ибо для чего бы я согласился страдать? Природа, чрез сознание мое, возвещает мне о какой-то гармонии в целом. Человеческое сознание наделало из этого возвещения религий…»

Небольшой комментарий: Достоевский в данном случае имеет в виду то, что обычно называется физико-телеологическим доказательством бытия Божия. Суть этого доказательства состоит в следующем: целесообразность, то есть гармоническая «взаимоподогнанность» вещей и обстоятельств, наличествующая в мире, свидетельствует в пользу существования Организатора этой целесообразности - в пользу существования Бога.

Герой Достоевского продолжает:

«…Природа говорит мне, что я, - хоть и знаю вполне, что в „гармонии целого“ участвовать не могу и никогда не буду, да и не пойму ее вовсе, что она такое значит, - но что я все-таки должен подчиниться этому возвещению, должен смириться, принять страдание в виду гармонии в целом и согласиться жить. Но если выбирать сознательно, то уж, разумеется, я скорее пожелаю быть счастливым лишь в то мгновение, пока я существую, а до целого и его гармонии мне ровно нет никакого дела после того, как я уничтожусь… Пусть уж лучше я был бы создан как все животные, то есть живущим, но не сознающим себя разумно; сознание же мое есть именно не гармония, а напротив, дисгармония, потому что я с ним несчастлив. Посмотрите, кто счастлив на свете и какие люди соглашаются жить? Как раз те, которые похожи на животных и ближе подходят под их тип по малому развитию их сознания…. Да, если б я был цветок или корова, я бы и получил наслаждение. Но, задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастье любви к ближнему и любви ко мне человечества, ибо знаю, что завтра же все это будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и все человечество - обратимся в ничто, в прежний хаос. … Я не буду и не могу быть счастлив под условием грозящего завтра нуля. Это - чувство, это непосредственное чувство и я не могу побороть его. Ну, пусть бы я умер, а только человечество оставалось бы вместо меня вечно, тогда, может быть, я все же был бы утешен. Но ведь планета наша не вечна и человечеству срок - такой же миг, как и мне. И как бы разумно, радостно, праведно и свято ни устроилось на земле человечество, - все это тоже приравнивается завтра к тому же нулю. И хоть это почему-то там и необходимо, по каким-то там всесильным, вечным и мертвым законам природы, но поверьте, что в этой мысли заключается какое-то глубочайшее неуважение к человечеству, глубоко мне оскорбительное, и тем более невыносимое, что тут нет никого виноватого…»

Завершается «обвинительная» по своему характеру речь героя, а вместе с ней и статья Достоевского, вынесением «приговора»:

«Так как на вопросы мои о счастье я через мое же сознание получаю от природы лишь ответ, что могу быть счастлив не иначе, как в гармонии целого, которой я не понимаю и, очевидно для меня, и понять никогда не в силах -

Так как природа не только не признает за мной права спрашивать у нее отчета, но даже и не отвечает мне вовсе - и не потому, что не хочет, а потому, что и не может ответить -

Так как я убедился, что природа, чтоб отвечать мне на мои вопросы, предназначила мне (бессознательно) меня же самого, и отвечает мне моим же сознанием (потому что я сам это все говорю себе) -

Так как, наконец, при таком порядке, я принимаю на себя в одно и то же время роль истца и ответчика, подсудимого и судьи, и нахожу эту комедию, со стороны природы, совершенно глупой, а переносить эту комедию, с моей стороны, считаю даже унизительным -

То, в моем несомненном качестве истца и ответчика, судьи и подсудимого, я присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела меня на страдание - вместе со мною на уничтожение… А так как природу я истребить не могу, то истребляю себя одного, единственно от скуки сносить тиранию, в которой нет виноватого».

Так завершается статья «Приговор».

Сам Достоевский прокомментировал ее содержание такими словами: «Статья моя „Приговор“ касается основной и самой высшей идеи человеческого бытия - необходимости и неизбежности убеждения в бессмертии души человеческой. Подкладка этой исповеди погибающего „от логического самоубийства“ человека - это необходимость тут же, сейчас же вывода: что без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо». Нравоучение своей статьи он выражает такими словами: «Если убеждение в бессмертий так необходимо для бытия человеческого, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует несомненно».

На мой взгляд, рассуждение Достоевского безукоризненно. Но я, дополняя его, сделал бы еще один вывод, а именно: если люди продолжают жить, значит, они - в той или иной степени - надеются на бессмертие. О бессмертии иногда говорят даже материалисты, понимая под ним «память» о людях и делах их, сохраняемую потомками. Ясно, что с подлинным бессмертием такая трактовка не имеет ничего общего. Нет, не на материалистически понимаемое бессмертие надеются люди, продолжающие жить и не считающие свою жизнь бессмысленной. Они надеются на подлинное бессмертие - бессмертие души. Не всегда эта надежда полностью, сознательно понимается ими. Часто она в той или иной степени неосознаваема - теплится, так сказать, на «дне души». Но она - эта надежда - несомненно, существует. Наша душа непосредственно, без доказательств, знает, что она бессмертна. Ей не нужны доказательства самоочевидного для нее.

С христианской точки зрения, смерть нашего тела - это кара, постигшая человечество за грех, совершенный нашими предками Адамом и Евой: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Но смерть побеждена Иисусом Христом: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» - восклицает апостол Павел (1 Кор. 15:55). «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Иисусе Христе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Вера в воскресение Христа, знаменующее собой Его победу над смертью и гарантирующее возможность нашего спасения от греха и его последствия - смерти, - основа христианства. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», - говорит апостол Павел (1 Кор. 15:14).

Христианство учит, что человек имеет не только смертное тело, но и бессмертную душу. По смерти тела душа отделяется от него и попадает в новые условия, продолжая жить сознательной жизнью. При этом «дела наши идут за нами» - свершенное нами во время нашей земной жизни будет иметь посмертные последствия для нашей души. Страшный и окончательный выбор - спасти свою душу (то есть идти после смерти к добру, к Богу, в рай…) или погубить ее (то есть пойти ко злу, в ад…) - мы совершаем здесь и сейчас, в нашей земной жизни, в каждый ее момент. Возлюбившие зло, а не добро, сами уготовали себе вечные мучения в жизни вечной. Это их выбор!

Итак: начатое здесь будет продолжено там. Нас ждут ответственность и возмездие за совершенное во время земной жизни. Однако стать на правильную дорогу - покаяться в грехах и получить прощение от Бога, никогда не поздно. Об этом говорит евангельское повествование о разбойнике, распятом рядом со Христом: искреннее покаяние непосредственно перед самой смертью спасло его душу - принесло ему прощение грехов и вечную жизнь со Христом в раю. Но медлить с покаянием нельзя, времени на него может и не остаться! Кроме того, оттягивая покаяние, мы все глубже погружаемся в трясину грехов, из которой нам все труднее будет выбираться. Нельзя медлить!

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

8. ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДУШИ В АСТРАЛЬНОМ МИРЕ. ВОЗВРАТ ДУШИ К НОВОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ТЕЛУ Длительность пребывания человека после смерти в астральной плоскости зависит от степени его духовного развития. Примитивные люди быстро проходят через астральные

Из книги Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках автора Декарт Рене

Часть четвертая: Доводы, доказывающие существование бога и бессмертие души, или основания метафизики Не знаю даже, должен ли я говорить о первых размышлениях, которые у меня там возникли. Они носят столь метафизический характер и столь необычны, что, может быть, не всем

Из книги Философский словарь разума, материи, морали [фрагменты] автора Рассел Бертран

33. Бессмертие Не очень ясно, что именно должна сказать наука в отношении бессмертия. Конечно, есть одно направление аргументации в защиту жизни после смерти, которое является, во всяком случае по замыслу, полностью научным – я имею в виду направление аргументации,

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

34. Бессмертие личное Вопрос о личном бессмертии покоится на несколько иных основаниях. Здесь возможны доказательства. Люди являются частью каждодневного мира, которым занимается наука, и условия, определяющие их существование, познаваемы. Капля воды не является

Из книги Разум цветов автора Метерлинк Морис

13. БЕССМЕРТИЕ Лишившись плоти, я узрю Бога.Библия-Иов, 19:26Нет ничего горше, если правда, что нет иной жизни, кроме земной.Апокрифы - II Барух, 21:3Я не испытываю никакого интереса к посмертному бессмертию. Я бессмертен именно теперь, пока я столь восхитительно жив.Блау - Мой

Из книги Критика практического разума автора Кант Иммануил

Из книги Иллюзия бессмертия автора Ламонт Корлисс

IV. Бессмертие души как постулат чистого практического разума Осуществление высшего блага в мире есть необходимый объект воли, определяемый моральным законом. А в этой воле полное соответствие убеждений с моральным законом есть первое условие высшего блага. Оно,

Из книги Неискушенно мудрые автора Вэй У Вэй

Бессмертие и бог «Все люди смертны» - этими словами начинается самый знаменитый из силлогизмов, гласящий далее: «Сократ - человек» и «следовательно, Сократ смертен». Отрасль философии, известная под названием логики, превозносила этот силлогизм как пример совершенного

Из книги Сочинения в двух томах. Том 1 автора Декарт Рене

29. Бессмертие - Сегодня вечером ты слишком поздно! - сказал кролик. - Полная луна уже взошла,- Я не могу опоздать, - ответила сова, - «время» - это то-что-Я-есть.- Относительно, конечно же? - заметил кролик.- Абсолютное «время» называется «Бессмертием», -

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Часть четвертая Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или основания метафизики Не знаю даже, должен ли я говорить о первых размышлениях, которые у меня там возникли. Они носят столь метафизический характер и столь необычны, что, может быть, не всем

Из книги Четыре йоги автора Вивекананда Свами

Обычная реальность и бессмертие души В Библии (в Новом Завете) - Бог пообещал людям бессмертие (которому будет предшествовать воскрешение всех умерших). Рассмотрим, какими конкретными механизмами (т.е. технологиями) Бог мог бы выполнить эти свои обещания, в случае, если

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

БЕССМЕРТИЕ Бессмертна ли душа человека? Какой вопрос задавался чаще, чем этот, какая мысль сильней побуждала человека на поиски ответа, какая тайна ближе и дороже нашему сердцу, какая проблема теснее связана с самим нашим существованием, чем бессмертие души? Тема для

Из книги Бернард Больцано автора Колядко Виталий Иванович

7. Бессмертие - Отпадение совершается со смутным сознанием того, что я соскальзываю в ничто; восхождение происходит вместе с осознанием бытия.Бессмертие, отнюдь не будучи необходимым результатом временной жизни, существует, как метафизическая достоверность, не в

Из книги Джон Tоланд автора Мееровский Борис Владимирович

Глава VII. Бессмертие души. Религиозно-этические взгляды чение о бессмертии души непосредственно не связано у Больцано с религиозными воззрениями и по сути дела составляет часть его онтологии и примыкает к этике. Но тема бессмертия была по своему смыслу связана с

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги автора

Бессмертие (Immortalit?) Бессмертен тот, кто не может умереть; по Платону, это душа; по убеждениям верующих – Бог. Следует отметить, что бессмертие души не является ни христианской (если Иисус спасает нас от смерти и обещает воскресение, значит, мы можем умереть), ни иудейской

бессмертие человеческий душа платон

Душа - это движение, способное двигать само себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений - желание, усмотрение, заботы.

Солнце, Земля и т.д. - это всего лишь формы души. Душа первична, материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о божественности душ, скрывающимися за материальными телами.

Платон считает, что душа бессмертна и она существовала всегда. Несмотря на то, что различные диалоги Платона расходятся в изображении будущего состояния души, а некоторые описания ясно носят характер притч, Платон отводит вопросу о загробном существовании важное место. Вопросу о бессмертии души посвящен один из самых прекрасных диалогов «Федон».

1. Характер аргументации Платона. Учение о бессмертии души вытекает из всей философии Платона, из всего ее духа, и потому доказательства в пользу бессмертия души, приводимые Платоном, весьма разнообразны. Философия и сообразная ей жизнь истинного философа есть отрешение от чувственного, убежденная проповедь высшего, духовного мира как несравненно лучшего, истинного, прекраснейшего. Поэтому Платон не мог и представить, чтобы жизнь духа прекращалась вместе со смертью тела; он в жизни проповедовал умирание, отрешение от плоти, во имя сверхчувственного блага, во имя бесплотной, духовной жизни. Смерть для него была лишь окончательным избавлением от зол, началом новой жизни, ступенью, ведущею в идеальный мир, в который он верил более, чем в земную действительность.

Бессмертие души есть для Платона нравственное требование: к метафизическим док-вам примешивалась и вера в загробное возмездие, в торжество бож. правды. В «Горгии», «Федоне» и X книге «Государства» Платон в поэтических образах описывает загробный суд над душою.

Уже в самом сознании человека Платон находил доказательство вечности души. Платон признавал предсуществование души, которое доказывал из рассмотрения природы чел. знания. Платон учил, что всякое знание есть припоминание, а иначе оно немыслимо. Знание универсально; общие понятия сходства и несходства, тожества, различия, множества, величины и пр., без которых мы не можем признавать и судить о чем-либо, не даются нам опытом, но обусловливают собою всякий возможный опыт. Мы должны иметь их, чтобы судить о данных предметах. Откуда мы знаем общее и безусловное, если наш внешний опыт ограничен отдельными предметами и если наша душа есть частное, преходящее существо? Истинное знание, по Платону, черпается не из внешних впечатлений, а изнутри души. А если же в ней пребывает истинное знание, - как она может быть временной и преходящей?

У Платона тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе подобает господствовать над телом. Из пифагорейских и орфико-культовых источников платон черпает представление о бессмертии души. Его аргументы таковы:

  • - душа - однородная субстанция, что по аналогии приравнивается к непреходящему бытию идей;
  • - подобное познается подобным: раз душа познает чистое бытие (идеи), она подобна ему и имеет тот же источник;
  • - самодвижение души;
  • - диалектический вывод о том, что душа, сущностным признаком которой является жизнь, не может быть причастнойее противоположности - смерти. платон подытоживает эти аргументы в «Федоне» одним предложением: «...божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому... в высшей степени подобна наша душа».

С бессмертием связаны предсуществование и посмертное существование души. Она существует до своей земной жизни - так же как и после смерти. В полном согласии с теорией припоминания родина души - сфера ума, божественного, умопостигаемого, а в теле она воплощается вследствие чувственных вожделений. Отныне она заперта в теле, что «подобно болезни». платон выражает это двумя словами: «сома = сема», т. е. тело (сома) есть могила (сема) души (правда, сам Платон отдает предпочтение толкованию слова «сема» как «знака» - Кратил // Там же. - С. 400). Поэтому цель земной жизни - возвращение души в изначальное состояние: вступает же она в отношения со своим истоком благодаря тому, что отдает власть над собой уму.

2. Обсуждение представления о бессмертии души. Бессмертие души для Платона тем не менее не является неким постулатом. В диалоге «Федон» он предлагает несколько доказательств бессмертия души. В этом диалоге рассказывается, как друзья Сократа приходят к нему в темницу и проводят последние часы в беседе с ним. Друзья спрашивают Сократа, почему он так спокоен перед смертью, и Сократ доказывает ученикам, что негоже философу, который всю свою жизнь стремился к умиранию, в конце концов, когда ему это умирание предлагают, отказаться. Ведь действительно, истинное знание есть знание о вечном и неизменном, а таковым может быть лишь знание идеальных сущностей, идей, которым и родственна по своей природе душа, а смерть есть ничто иное, как отделение души от тела. И поскольку тело посредством своих органов чувств мешает нам познать истину, а истину познает душа несмотря на тело, и лучше всего душа познает истину, когда тело ей не мешает, - то философ всегда стремится к умиранию, в результате которого он обретет наконец, совершенное знание истины. Смерть есть отделение души от тела, поэтому после смерти душа опять может наблюдать идеи, а кроме того, говорит Сократ, он сможет беседовать в Аиде с теми людьми, беседа с которыми доставит ему истинное наслаждение.

Однако ученики не совсем довольны этими словами Сократа и говорят, что у них остались сомнения относительно бессмертия души. И Сократ предлагает им 4 доказательства бессмертия души.

  • 3. 1-е доказательство: ибо мертвое возникает из живого. Все возникает из противоположного: горькое из сладкого, белое из черного, движение возникает из покоя и наоборот. Все изменяется, все превращается в свою противоположность. Поэтому, если мы знаем, что после жизни нас ожидает смерть, то мы можем сделать и обратный вывод. Если мертвое возникает из живого, утверждает Сократ, то и живое возникает из мертвого. Поэтому нет существенного изменения, и души до рождения пребывают в Аиде.
  • 4. 2-е доказательство: от анамнесиса. Поскольку знание есть припоминание, то душа существовала до рождения. Однако ученики не совсем довольны, поскольку они убедились, что душа существовала до рождения, но не уверены, что после смерти она тоже будет существовать. Сократ предлагает следующее.
  • 5. 3-е доказательство: от простоты души. Вещи бывают или сложные, или простые. Изменяться могут вещи сложные, только они могут разделяться, распадаться на свои составляющие, умножаться или уменьшаться. Простые же остаются в неизменном состоянии. Сложными являются вещи материальные. Простые вещи - те, которые мы не можем видеть, это безвидные вещи. Душа относится к таким простым, безвидным сущностям. Поскольку душа проста и безвидна, она не может уничтожаться, распадаться на составляющие и, следовательно, вечна.
  • 6. 4-е доказательство: сама душа есть идея души. Сущность души состоит в жизни, и там, где есть душа, присутствует и жизнь, ведь недаром слова «живое» и «одушевленное» являются синонимами. Поэтому сущность души, ее идея есть жизнь. Но душа нематериальна, безвидна и проста, т. е. она по своей сути также является идеей. Сама душа есть идея души, следовательно, идея жизни. А может ли идея быть невечной? И может ли идея жизни стать идеей смерти? Если мы говорим, что все возникает из своей противоположности, то это не касается идей. Идея большого не переходит в идею малого, также и идея жизни - в идею смерти. А так как душа есть идея души и идея жизни, то она будет вечна и после земной жизни.

Душа по идее своей есть жизнь. Душа относится к жизни, как огонь к теплу; как огонь немыслим без тепла, так и душа немыслима без жизни, Ибо она есть то, что оживляет, дает жизнь. Как всякая вещь исключает из себя свою противоположность, так и душа по своему существу отрицает то, что противоречит всем ее определениям, т. е. смерть. Далее, душа неразрушима по простоте своей природы. Все сложное имеет раздельное бытие в пространстве, доступно внешним чувствам - душа же невидима и неосязаема. Все сложное не имеет собственной жизни, собственного движения, ибо его движение механически слагается из суммы движений его элементов: душа живет и движется от себя. Все сложное изменяется, - душа неизменна. Итак, она есть сущность простая, а значит, неизменная, неразложимая и неразрушимая.

7. Еще 2 доказательства бессмертия души. Кроме этого, в двух других диалогах Платон предлагает еще 2 доказательства бессмертия души. Одно доказательство - в диалоге «Федр», другое - в диалоге «Государство».

В диалоге «Федр» Платон доказывает это при помощи понятия движения. Каждая движущаяся вещь приводится в движение чем-то другим. Однако есть вещи, которые двигают сами себя. Если вещь движет сама себя, то она никогда не перестанет двигаться, она сама обладает источником движения. Что в человеке является причиной, источником движения? Душа или тело? Конечно же, тело приводится в движение душой, а душа имеет источник движения в себе, и следовательно - вечна.

В диалоге «Государство» Платон указывает, что смертным является только то, что может гибнуть от некоторых зол. От пожара, уменьшения, деления, от внешних воздействий вещь может исчезнуть. Однако душу никакие изменения, никакое зло не могут привести к исчезновению, душа не портится. Изменить свою сущность, говорит Платон, душа не может. Никакое зло на душу не воздействует, и поэтому она бессмертна.

November 25th, 2014

В нашем обществе очень распространена вера в бессмертие души. Большинство людей, даже неверующих в Бога или являющихся номинальными христианами, крещенными когда-то во младенчестве, убеждены, что есть внутри некая субстанция - душа, и она, в отличии от тела, бессмертна. Именно это часто побуждает неверующих людей к каким-то религиозным действиям, как правило, связанным с покойниками: ставят свечки, заказывают отпевание, ходят к бабкам и экстрасенсам. На вере в бессмертие души у неверующего человека, по сути язычника, основана вера в приведения, призраки и пр.

Вообще мысль о бессмертии души – мысль довольно древняя. В диалоге «Федон» Платон приводит четыре доказательства бессмертия души: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, - разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» Христианство формировалось как синтез библейской и эллинистической мысли, поэтому, вполне возможно, что платоновский взгляд на душу мог проникнуть и в христианство. Например, у Ориген говорит о предсуществовании душ, что вполне укладывается в платоновский взгляд на данные вещи. Правда позднее церковь осудила веру в предсуществование на одном из соборов.

Где в Писании мы можем увидеть учение о бессмертии души? Разве есть такой догмат? Какое – то согласие отцов или авторитетное суждение одного из учителей Церкви по этому вопросу? Я не находил. Хотя вполне может найтись какое-то частное суждение какого-нибудь св. отца, которое будет в таком платоновском ключе, но у нас нет никаких оснований считать это за церковное учение и церковный догмат.

Вообще, само выражение «бессмертие души» взято из нехристианского взгляда на человека. Христианство все-таки говорит не о душе, а о человеке. Да, в христианстве есть представление о душе, о посмертной участи души, но душа лишь часть человека. Весь человек – это душа и тело! Вот это совершенный абсурд для платонизма. «Тело - темница души». Думать о бессмертии тела или человека – это ересь и бессмыслица в понимании Платона.

Христианство же говорит… о воскресении тела! «Тело – храм души», - считает апостол Павел в противовес Платону. Поэтому очень странно говорить о «бессмертии души», христианин может и должен говорить о бессмертии человека! Но человек бессмертен не по своей природе. Это принципиально важно понимать. Человек смертен по своей природе. Потому что он тварен, все тварное смертно. Бессмертен только Бог! Но человек может стать бессмертным не по природе, а по благодати, по свободному дару Бога! Человек должен захотеть и согласиться стать бессмертным! Но он может не захотеть и не согласиться.

Вот что Писание говорит о смерти.
Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иак.1:15)
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили. (Рим.5:12)
Что же, если смерть перешла во всех человеков, то что, она разве не коснулась души? Разве душа – это не часть человека? Если Христос спасает нас от смерти Своей Смертью, то это значит, что все в нас было смертно.
Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:2)
Неужели это возмездие не касается души?
Последний же враг истребится - смерть. (1Кор.15:26)
Зачем смерть называть врагом, если душа все-равно бессмертна?

Я читал аргументы православных апологетов бессмертия души, которые ссылались на Писание, например, на притчу о богаче и Лазаре. Но притча о богаче и Лазаре несколько не говорит о бессмертии души, она говорит о посмертной жизни души. Мы, православные, верим, что после смерти тела остается еще жизнь души, что есть некое промежуточное состояние между смертью тела и вторым Пришествием, Воскресением которого мы ожидаем. Именно поэтому мы молимся за усопших, вступаем в молитвенное общение со святыми. Да, согласно православной точке зрения, они сейчас пребывают в неком бестелесном состоянии. Но мы понимаем, что это временное и также несовершенное состояние. Потому что человек – это душа и тело. Именно поэтому мы ожидаем Пришествия Христа, когда душа и тело снова соединяться, когда умершие восстанут из могил. Православие в отличие от протестантизма верит, что со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека. Но опять так повторюсь, что это состояние временное и промежуточное, это еще состояние непреображенного мира. Именно поэтому мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».

Известный православный богослов протопресвитер Иоанн Мейнедорф в «Введении в святоотеческое богословие» пишет.
«В писаниях св. Феофила мы находим интересное обсуждение вопроса о бессмертии души, правда, не на очень высоком богословском уровне. Феофил пытался найти общий язык с платониками, считавшими, что душа заключена в человеческом теле, как в тюрьме. После смерти тела бессмертная душа вырывается на свободу. В наше время распространено именно такое платоническое понимание: тело смертно, а душа бессмертна. В христианском же учении телу не приписывается какая то особая "смертность", и основное противопоставление проводится не между материей и духом, а между Творцом и тварью. Библейская мысль вообще не проводит четкого различия между плотью и духом. Именно такую интуицию мы находим у св. Феофила: «Он (человек) сотворен по природе ни смертным, ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом: если же, наоборот, сотворил бы его смертным, то сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его... способным и к тому, и к другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сделал человека свободным и самовластным. ("Послание Феофила к Автолику", 11, 27)
Таким образом, Феофил утверждает, что по природе бессмертен один лишь Бог, для человека же выбор смерти или вечной нетленной жизни зависит от него самого. В этом заключается истинно христианское определение человека, как свободного существа, в отличие от платонического учения, согласно которому человек по определению связан уже самим фактом своего материального бытия».

Как мы видим и святоотеческой мысли, которая хотя и испытала сильное влияние платонизма и неоплатонизма, не свойственна мысль о бессмертии души. Бессмертен Бог. Тварь смертна. Все что создано из праха в прах и возвратиться, если не соединиться с Богом и не получит бессмертие и вечную жизнь, как дар от Бога.

Завершить хотелось бы цитатой из труда известного православного богослова митрополита Иоанна (Зизиуласа).
«Душа не является бессмертной по своей природе, потому что она не вечная, но тварная. Следовательно, она тоже подвержена участи творения, если предоставлена сама себе. Мы можем, конечно, говорить о бессмертии души, которое не по природе, но "по благодати", однако это возможно только, если будет допущено логическое противоречие. Тот факт, что душа может быть бессмертной "по благодати", логически не позволяет нам говорить, что она ЯВЛЯЕТСЯ бессмертной, поскольку факт, что она сотворена, означает, что она не бессмертна по своей природе. Фактически если мы признаем, что душа может быть бессмертной по благодати, тем самым мы косвенно утверждаем, что она не такова по своей природе. Действительно, бессмертие по благодати мыслимо, как мы увидим, но зачем ограничивать его только душой? Бессмертие по благодати, когда и где оно торжествует, касается тела и материального мира в целом настолько же, насколько и души. Говорить о бессмертии только касательно души - и только души, - даже по благодати, есть безумие: это означало бы целенаправленно приписывать душе качества (то есть природные качества) бессмертия. Но Бог не хочет, чтобы были спасены только души, - возможно, именно в этом стоит подоплека идеи бессмертии души, - Он хочет также спасения и сохранения тел и мира в целом. Поэтому если есть бессмертие по благодати - а оно есть, - то не будем ограничивать его душой, потому что обожение касается всего творения, включая материальный мир". (Митрополит Иоанн Зизиулас. "Общение и инаковость" Москва, БИИ, 2012).

Мне вот что непонятно:

Я читал аргументы православных апологетов бессмертия души, которые ссылались на Писание, например, на притчу о богаче и Лазаре. Но притча о богаче и Лазаре несколько не говорит о бессмертии души, она говорит о посмертной жизни души. Да, согласно православной точке зрения, они сейчас пребывают в неком бестелесном состоянии. Но мы понимаем, что это временное и также несовершенное состояние. Потому что человек – это душа и тело. Именно поэтому мы ожидаем Пришествия Христа, когда душа и тело снова соединяться, когда умершие восстанут из могил. Православие в отличие от протестантизма верит, что со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека. Но опять так повторюсь, что это состояние временное и промежуточное, это еще состояние непреображенного мира. Именно поэтому мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».
Т.е., если я правильно понял, жизнь за гробом до всеобщего воскресения из мёртвых не оспаривается ("со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека"). Если так, то о чём вообще спор? Зачем говорить про несовместимость идеи бессмертия души с христианством и т.п., вызывая лишь ненужные обвинения в том, что якобы "о. Георгий в бессмертие луши не верит"? Ведь вряд ли кто всерьёз будет спорить со всем остальным - с тем, например, что это состояние сугубо временное и, так скажем, неполноценное? Я своими ушами аж в 1994-м году слышал от о. Андрея Кураева на его лекции со ссылкой, кажется, на Ефрема Сирина нечто вроде "души между смертью и воскресением ожидают своих вожделенных тел". В общем, на мой взгляд, очень неудачные слова выбраны для передачи вполне здравых и бесспорных вещей...
Михаил, мне кажется, что Саша просто не там акцент сделал в своей статье. Как я понимаю, она написана против типичного, "обывательского" представления о том, что будет в эсхатоне.

Да нет, я не думаю, что всё так просто. Если бы было так - достаточно было бы говорить, как любимый мной и Сашей Н.Т.Райт: жизнью после смерти всё не кончается - есть ещё "жизнь после жизни после смерти", т.е. воскресение мертвых и жизнь будущего века. У Райта это всё хорошо расписано, и, по-моему, Александр об этом писал не раз. Но зачем говорить, например, что "Христианство и бессмертная душа - понятия не совместимые. [...] А если душа бессмертна, то и воскресения нет." (это, правда, не Александр сказал, а mikha_el , перепостивший его статью, но он именно такой вывод делает из его слов) и подобные резкости, звучащие как минимум неудачно, а то и просто провокационно?

Зачем, например (это уже сам Александр делает, а не его эпигоны) противопоставлять бессмертие души и посмертную жизнь души? Зачем говорить "Человек должен захотеть и согласиться стать бессмертным! Но он может не захотеть и не согласиться" или "Все что создано из праха в прах и возвратиться, если не соединиться с Богом и не получит бессмертие и вечную жизнь, как дар от Бога" - т.е., как я понимаю, проводится идея смертности души, что уже имеет большие проблемы со святоотеческим Преданием: учил ли кто из Отцов такому и можно ли эту смертность вывести из Писания? Кстати, Райт, насколько я его читал, о "смертности души" тоже ничего не говорит.

Пожалуй, можно согласиться с тем, что жизнью в Себе обладает только Бог - все остальные имеют источник жизни не в себе, а в Боге (это настолько очевидно, что с таким утверждением никто и спорить не будет). Проблема, на мой взгляд, возникает если из этого определённые выводы делаются - например, чтобы обойти проблему вечных мук: так как душа имеет жизнь не в самой себе, а в Боге, по причастности к Нему, то когда эта причастность теряется, душа теряет жизнь. Проще говоря, в эсхатоне кого Бог спас - те имеют Жизнь Вечную, а кого нет и кто уходит "в тьму внешнюю", те умирают без остатка (м.б. не сразу). В общем, как у адвентистов получается: душа умирает, а такое представление уже, как было сказано, с православным Преданием совмещается плохо. Ну или пусть будут приведены аргументы, что совмещаются - например, что кто-то из Отцов так говорил и это не осуждено.

Хотя, возможно, и тут есть доля истины, но именно что доля: когда окончательно уходит причастность Богу, жизнь уходит, и существование души (о жизни в полном смысле тут говорить не приходится - это именно существование, а не жизнь) становится процессом "асимптотического умирания", тления. Собственно библейское "огнь не угасает и червь не умирает" - это как раз метафора тления (хотя, разумеется, есть и другая метафора, скорее всего ей не противоречащая, а дополняющая её - для тех, кто в эсхатоне не соединился с Богом, не оказался "прозрачным" для Его Света, этот Свет становится жгущим огнём подобно тому, как свет проходит через стекло, не нагревая его, но нагревает чёрное тело) . Если бы речь шла о таком вот "асимптотическом умирании", то спора бы тоже не было.

Тут даже дальше можно пойти, применив другую метафору (дарю идею, что называется) - правда, это уже не будет столь бесспорным: подобно тому, как в общей теории относительности при падении в чёрную дыру этот процесс для внешнего наблюдателя представляется бесконечным, а для самого тела - конечным (более того: внешний наблюдатель не увидит не только самого падения на центр, но с его точки зрения тело бесконечно приближается к горизонту событий дыры, но пересечения этого горизонта он никогда не увидит), так и "асимптотическое умирание" может представляться извне как вечно длящееся (тот самый неумирающий червь и неугасающий огонь), а а с точки зрения самой выброшенной в "тьму внешнюю" души она "уже умерла". Но тут уже мы в область гаданий вступаем, так что далеко не факт, что такая метафора корректна.

Но в любом случае тут нужны оговорки подобные тем, что сделал я ("асимптотическое умирание"). Без них, на мой взгляд, идея полностью неприемлема.

Люди всегда задавались вопросом: что ждёт человека в конце его земной жизни? Дело в том, что человек не в силах поверить, в то, что он когда-то престанет полностью существовать. Кроме того, если жизнь даётся ради смерти, то зачем она вообще нужна?

Все эти сомнения были разрешены с приходом Христа на землю. Он объявил через своё Воскрешение о возможности жизни вечной. Для этого через покаяние и искупление греха восстановить разрушенную связь человека с Богом.

Философские доказательства бессмертия души лишь дополняют богословские

Бессмертие души - это философская и религиозная концепция, утверждающая, что личное внутреннее «я» человека не разрушается одновременно со смертью тела. Согласно ей, Личность человека или же его душа, продолжает существовать в иной форме. Эту идею разделяют практически все мировые религии, в том числе христианство.

Философские и мистические течения также придерживаются данной концепции. Отдельно необходимо выделить спиритуалистические школы, говорящие о том, что дух человека - самобытная субстанция. Спиритуалисты утверждают, что она после смерти тела не разрушается и продолжает существовать в иной ипостаси.

Многие мыслители, указывали на то, что идея бессмертия естественна для человеческого духа. Об этом говорили Сократ, Платон, Декарт, Паскаль. Данное обстоятельство указывает на то, что мысль о бессмертии души возникла в процессе формирования религиозного сознания человека.

Именно поэтому вера в бессмертие - составная частью практически всех известных мировых религий. Философские школы также уделяют ей много внимания.

Христианство говорит о том, что существующий союз Бога с человеком не может быть уничтожен после его смерти.

Этот вечный союз и поэтому он - самое твёрдое убеждение религии. Без него она не существует.

Религиозные доказательства того, что после смерти душа человека продолжает существовать складываются из свойства Личности Бога. Это благость, правосудие и всемогущество. Философские доказательства выведены из природных свойств самой человеческой души.

Нравственные заключены в нашем нравственном сознании, а исторические выведены из истории человечества.

Верующий человек самыми важными считает теологические доказательства. Основное из таких доказательств следующее: Бог есть живая личность. Она обладает такими качествами, как всемогущество, всеблагость, безусловная справедливость.

Таким образом, если есть Бог, то есть бессмертие души. Философские же доказательства приходят верующему человеку на помощь только в том случае, когда он встречается с теориями, отрицающими личного Бога. Это пантеизм, материализм, атеизм.

Воскресение Христа пошатнуло всё здание античной метафизики

Ответ на вопрос: почему душа бессмертна, философская мысль искала всегда. При этом философы отталкивались от того постулата, что существует непримиримое отличие между веществом и действительностью.

Именно поэтом бессмертным может быть не рождённое, а всё остальное во времени имеет начало и конец. Говоря о человеке, философы утверждают, что тело человека принадлежит вещественному миру, а душа миру действительности или идей.

Греческий философ Аристотель признавал бессмертие души

Прямо признавали бессмертие человеческой души следующие философы:

  • Аристотель.
  • Платон.
  • Зенон Китийский.
  • И. Кант.

Тело материально, поэтому оно смертно.

Тело материально, поэтому оно смертно. Душа не рождена, не тварна и поэтому принадлежит миру идей. Она неизменна и безначальная и поэтому не имеет связи с тленными феноменами. Данное утверждение характерно, например, для стоиков.

Они говорили: «душа есть искра всемирной души и, следовательно, бессмертна, неизменна и нерожденна». Основателем стоицизма был Зенон из Кития, живший около 336-264 годов до н.э.

Греческий философ Платон развивал учение о бессмертии души

Великий греческий философ Платон в своих «Диалогах» создал и развил учение о смертном теле и бессмертной душе. Кроме того, он привёл этому четыре доказательства. В диалоге «Федра» имеются такие строки: «Ясно, Сократ: душа схожа с божественным, а тело со смертным».

Согласно философии Платона человеческая душа происходит из мира идей, а тело - это темница души. Так как душа нематериальна, то находясь в материальном, теле она страдает.

Другой великий древнегреческий философ Эпикур утверждал, что бессмертными могут быть только лишь атомы, из которых состоят все живые тела. Что же касается философов материалистической школы, то бессмертия души они не признают. М. Монтень отмечал: «что бессмертие обещают нам только Бог и религия. Ни природа, ни наш разум не говорят об этом».


Если же подвести итог, то можно отметить, что для философии учение о том, что душа человека бессмертна, заключается в трёх постулатах:

  • Первый: душа не рождается , поэтому она относиться к миру идей и поэтому не тварна.
  • Второй: человеческая душа ценится дороже тела , так как тело - это результат падения и тления. Материальное тело, по мнению античных философов, держит душу в темнице и не позволяет вернуться её тот мир, из которого она вышла. Это утверждение ― основа для многочисленных сект и ересей, которые призывают разрушить человеческое тело. Христиане же считают тело человека Храмом Божьим, так как человек создан по Образу и подобию Его.
  • Что же касается третьего постулата, то он отрицает возможность воскресения тела . Если мы знаем, кто из философов признавал бессмертие человеческой души, то привести примеры, когда философы говорили бы о воскресении человеческого тела, мы не можем. Именно поэтому, несмотря на насмешки над Апостолом Петром в Ареопаге, его заявление о Воскресении Христа поштануло всё здание метафизики Античности.

В православии имеется четыре понятия бессмертия

В Библии и трудах богословов слово «бессмертие» встречается и это понятие отлично от его понимания в философии. Всего же в христианстве присутствует четыре варианта расшифровки данного понятия:

  • относительно бессмертия Бога;
  • относительно бессмертия по благодати;
  • относительно духовной смерти.

Первая расшифровка термина относится к бессмертию Бога. Только Он может быть абсолютно бессмертным, так как Он вечен и находиться вне пределов времени. Апостол Павел говорит о Христе «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете» (1. Тим. 6,16).


В православии имеется четыре доказательства бессмертия души.

доказательства бессмертия души есть в православии

Второе значение тесно связано с таким понятием, как бессмертие по благодати. Это означает, что человеческое тело смертно, потому, что всё то, что имеет начало, имеет и конец. Душа же человеческая, сотворённая Богом, конца не имеет, так как Он делает её бессмертной, даруя ей благодать.

После смерти человеческого тела она не гибнет, так как ждёт Второго пришествия Христа. Она должна войти в воскресшее человеческое тело, чтобы целый человек жил вечно.

Третье значение касается духовной смерти. Душа существует в человеческом теле, но при этом она живёт и Боге, так как соединена с благодатью Божией. Души же грешников не умирают, но лишаются Благодати Божьей. Это и есть духовная смерть, наступающая вследствие греха и отсутствия Божьей Благодати.

Четвёртое понятие бессмертия в христианстве - это бессмертие души и тела человека после его приобщения к Воскресенью Христову. Смысл его состоит в том, что воскресшие праведники будут вечно жить райской жизнью через постоянное общение с Богом. Грешники так же будут жить вечно, но потеряют Причастие через свой грех.

Душа грешников отлучается от Божьей Благодати, если они не искупят свой грех.

Если же говорить об отличии взглядов на бессмертие человеческой души философии и религии, то православные считают, что бессмертная душа была создана Богом. Она бессмертна не по своей природе, а потому что Бог дал ей такую Благодать.

При этом христиане не отдают предпочтение ни душе, ни телу, так как после Воскресения Христова и тело и душа человека обретут возможность воскреснуть.

Православные считают, что после смерти тела человеческая душа не умирает

Античная философия и ересь гностиков серьёзно повлияли на Древнюю Церковь. В результате появилась ересь, которая утверждала, что душа человека смертна. Еретики считали, что она похожа на душу животных и поэтому может исчезнуть после смерти тела. Они отрицали наличие Божьей Благодати у человеческой души.

Несмотря на то что в Священном Писании нет определённого и чёткого описания вопрос в бессмертия души нет, оно во многих местах говорит о том, что по воле Божьей человеческая душа живёт вечно. Это отшествие души к Богу, ибо сказано:

(Еккл. 12: 7)

«…возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его»

Естественно, что именно поэтому нельзя сравнивать душу человека и душу животного. Душа животного не обладает сущностью, а лишь энергией. Из-за этого она не имеет ни духа, ни ума. Они позволяют оживить соединённое с ней тело.


Кроме того, существует такая разновидность ереси, как утверждение о том, что человеческие души умерших спят. Эта ересь также осуждена христианской церковью. Дело в том, что после смерти человека душа не спит, но живёт полноценной жизнью в раю или аду.

Кстати, Христос также сошёл в ад для того, чтобы вывести из него Адама и искупить тем самым первородный грех человечества. Души умерших ожидают соединения с телом, после Его второго пришествия и только тогда человек будет жить вечно и телом и духом. Это главное положение в христианском учении о бессмертии души.

Диссертация Иоанна Романидиса вызвала бурные споры по поводу еретических учений

В 50-х годах прошлого века протоиерей Иоанн Романидис представил для защиты докторскую диссертацию на факультете Афинского университета. В диссертации, в том числе, содержались тезисы, касающиеся бессмертия души. Они были сосредоточены в главе под названием «Предназначение человека».

Она - составная часть диссертации отца Иоанна. Главным вопросом исследовательской работы признан вопрос обожествления человека в западной культуре и церкви. Западная ветвь христианской церкви, по его мнению, существенно расходиться с восточной ветвью. Она выдвигает на передний план человека, а не Бога.

В этом году Отец Иоанн Романидис написал диссертацию, которая обострила вопрос о бессмертии души

В своей работе отец Иоанн говорил о том, что бессмертие человеческой души возможно по Благодати Божьей. Этим он провёл границу между философским и богословским взглядом на этот вопрос. Диссертация вызвала отторжение у западных богословов, воспитанных в схоластической традиции Запада.

Для таких людей данный взгляд на эту проблему стал каким-то новым учением. Таким образом, отец Иоанн Романидис смог своей диссертацией подтвердить тот факт, что православное греческое богословие пленено западным богословием. Взгляды восточной и западной ветви православия на многие вещи не совпадают.

Отцом Иоанном выявлено, что западные богословы имеют извращённое представление о Боге и его энергиях. Кроме того, они также неправильно отвечают на вопрос: бессмертна ли душа.

Автор же в своей диссертации говорил о том, что Святые отцы писали не о материальных вопросах существования души, а о причастности или непричастности её к божественной энергии. При этом он ссылался на труды мученика Иустина Философа и священномученника Иринея Лионского.


Они говорили о том, что у человека, сотворенного Богом, есть тело, душа и дух. Дух - это Благодать Божия. Человек утерял Благодать Божию из-за первородного греха. Именно поэтому грешники лишены Благодати. Праведники же её получают путём покаяния и молитвы.

Взгляды на бессмертие души философов и Церкви не должны смешиваться

Подводя итоги вопроса об отношении к бессмертию души в православии можно сделать три главных вывода:

  1. По своей природе бессмертен лишь Господь Бог . Он Саможизнь. Ангелы и люди были Им сотворены. Именно поэтому они сами и их души имеют начало.
  2. Душа человека бессмертна, потому что так захотел Господь Бог. Это принципиальное отличие от философских концепций Античности, которые утверждают, что душа бессмертна сама по своей природе.
  3. Духовная смерть - это отлучение человека от Благодати Божьей. Именно поэтому душа не может умереть, но стать духовно мёртвой может, если при жизни человек совершит грех, лишающий его Божьей Благодати, и не покается в нём.

В христианстве три главных постулата о бессмертии души.


В Библии говорится о том, что человек должен быть совершенен, как совершенен Отец Небесный (Мф. 5, 48).

Этот идеал оставил человечеству Спаситель.

Только очищая себя от греха путём покаяния и молитвы, можно добиться того, чтобы Благодать Бога пребывала с человеком вечно. Это и есть истинное бессмертие души, с точки зрения православного христианина.

Итак, бессмертие души доказано . Этот переворот в современной медицине совершили голландские учёные. Пим ван Ломмель - так зовут руководителя группы исследователей. Именно интервью с ним и опубликовал известнейший медицинский журнал "Lancet". Голландский профессор поделился результатами своих научных изысканий в области изучения основных функций человеческого мозга.

В чём же заключается суть многолетних исследований? Голландцы критически отнеслись к основному постулату физиологии, который безапелляционно утверждает, что человеческое сознание рождается в глубинах мозга. На основе этого и были проведены многочисленные эксперименты. Они установили, что сознание не исчезает вместе с прекращением функционирования серого вещества. Оно продолжает жить и воспринимать окружающую действительность .

Пим ван Ломмель придерживается мнения, что мозг не является "мыслящей материей". Скорее всего, такая материя вообще не существует во Вселенной. К похожим выводам пришли и английские учёные из Саутгемптона.

Ни для кого не является секретом, что во время перехода в иной мир у людей возникают самые разнообразные видения. Сообщают о них пациенты, вернувшиеся к жизни после клинической смерти. Такие воспоминания тех, кто оказался на короткое время "за гранью", всегда тщательно изучались. Им даже дали название - NDE, произошедшее от фразы: near death experience. В переводе это означает - "почти смертельный опыт".

Объясняется он самыми разными причинами, лежащими в области психики и физиологии. В основном превалирует мнение, что появлению видений способствует прогрессирующая гипоксия (состояние кислородного голодания). Но тогда видения просто обязаны возникать у любого человека, прошедшего через клиническую смерть. Однако практика доказывает обратное.

Голландцы обследовали 348 пациентов, прошедших через реанимацию. Но лишь 22% сообщили о каких-то воспоминаниях. Из этих 77 человек 55% сказали, что они осознали факт смерти своего тела. 32% встретились с давно умершими родственниками. 31% перемещался через длинный тоннель. Со стороны себя видели 25%. А вот ослепительный свет наблюдали 18% пациентов. Поразительным же является то, что слепые пациенты в точности рассказывали то же самое, что и зрячие.

В состоянии клинической смерти сердце останавливается. Останавливается и дыхание, что приводит к кислородному голоданию серого вещества. Оно прекращает функционировать, а на электроэнцефалограмме появляется ровная линия. Основная трудность при этом заключается в точном определении промежутка времени, когда имел место NDE.

Голландские учёные и попытались определить, действительно ли пациенты испытывали NDE, когда линия электроэнцефалограммы была ровной, или видения посетили их в тот момент, когда, благодаря старанию врачей, мозг начал функционировать. Пим ван Ломмель заявил, что ему с коллегами удалось установить существование сознания при прямой электроэнцефалограмме. Это означает, что оно живет вне серого вещества. А стало быть, смело можно говорить, что бессмертие души - реальность .

Примеров, подтверждающих такое смелое утверждение, множество. Самым характерным является случай, с пациентом, доставленным в клинику в состоянии комы в городе Страсбурге. Ему делали массаж сердца, дефибрилляцию, но это не дало никаких результатов. Электроэнцефалограмма представляла собой прямую линию, что означало только одно - мозг умер.

Решили попробовать интубацию, но во рту у больного оказался зубной протез. Одна из медсестёр вынула его и положила на столик, стоящий сбоку. Вскоре у пациента появились первые признаки жизни, а через час нормализовался сердечный ритм. По прошествию недели та же медсестра, разнося лекарства больным, зашла в палату к «воскресшему» пациенту. Тот, посмотрев на неё, сказал: "Верните мой протез. Вы положили его в ящик столика, когда врачи спасали мне жизнь".

Этого больного расспросили, и выяснилось, что человек наблюдал за своим телом и окружающими его врачами сверху. Он в точности описал помещение и рассказал о поведении присутствующих. Его невольно охватил страх при мысли, что врачи остановятся, прекратят возвращать его тело к жизни. Он старался всячески сообщить эскулапам, что жив.

У голландских учёных в научном мире немало противников, ведь бессмертие души воспринимается большинством учёных скептически. Но Пим ван Ломмель и его единомышленники основывают свою уверенность на чистоте проведённых экспериментов. Опрошенные больные в психическом отношении были абсолютно здоровыми людьми. С ними проводили беседы психологи, чтобы исключить ложные воспоминания. Ведь многие люди, под воздействием рассказов других, могут "вспомнить" то, что с ними никогда не происходило.

Выводы голландцев однозначны: NDE наблюдается как раз в момент прекращения работы мозга. Этот феномен невозможно объяснить кислородным голоданием. Видения слепых больных в точности соответствуют аналогичным видениям зрячих пациентов. Те люди, которые были свидетелями наиболее ярких видений, умирают в течение месяца после возвращения к жизни. Женщины подвержены более глубоким ощущениям, чем мужчины.

Подобная сенсация выглядит невероятно с учётом нынешнего развития медицины. Но многие учёные считают, что их коллеги из Голландии наиболее достоверно и полно доказали бессмертие души. Сам Пим ван Ломмель ратует за дальнейшее тщательнейшее изучение этой проблемы. Он глубоко убеждён, что достижения в этой области будут способствовать коренному пересмотру привычных взглядов на человеческую жизнь после смерти .