Сколько лет дорониной татьяне сейчас. Татьяна Доронина: биография, личная жизнь

Имя Татьяны Дорониной давно стало легендарным и в театральном, и в кинематографическом мире. Она практически не дает интервью, не появляется на светских мероприятиях.

Главное предательство ее жизни

Впрочем, актеры возглавляемого ею на протяжении последних 30 лет театра затворницей ее не считают. Татьяна Васильевна по-прежнему активно включена в творческий процесс. Театр давно заменил ей и мужей, и детей. Новый театральный сезон МХАТа им. Горького открывается 15 сентября, Доронина по-прежнему на сцене. По-прежнему в режиссерском кресле. В день открытия театрального сезона Татьяна Васильевна выйдет к зрителям в возобновленном спектакле по пьесе М. Горького «Васса Железнова». Конечно, выйдет в качестве исполнительницы главной роли. Потому что никаких иных ролей, кроме главных, она никогда себе не представляла — ни в личной жизни, ни в творческой.

О тяжелом, почти невыносимом характере Дорониной слагают настоящие легенды. Кто-то говорит, что это следствие звездной болезни. На самом же деле Татьяна Васильевна всегда была максималисткой, всегда диктовала свои условия, даже будучи студенткой. Она по природе — лидер. Привыкла, чтобы следовали за ней. Доронина до сих пор не понимает, как она решилась сразу после окончания Школы-студии МХАТ последовать за своим первым мужем Олегом Басилашвили в Волгоград. Олег Валерьянович тогда еще не проявил себя в актерской профессии и в отличие от Дорониной его больше никуда, кроме труппы регионального театра, не звали. Неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы однажды на сцене Волгоградского драматического театра Доронину случайно не увидел худрук БДТ Георгий Товстоногов . Он решил во что бы то ни стало переманить Татьяну Васильевну в свою труппу. Доронина была согласна, но на своих — и достаточно жестких — условиях. Она потребовала, чтобы вместе с ней в труппу взяли и супруга. Кроме того, взяла с Товстоногова слово, что тот сразу же введет Басилашвили в новые постановки. Товстоногов не просто согласился, он весь репертуар театра подстроил исключительно под Доронину. Однако, в отличие от Басилашвили, Татьяна Васильевна через несколько лет в качестве единственной примы Большого драматического театра перебежала в МХАТ. Впоследствии она жалела об этом поступке. Признавалась, что считает свой уход предательством по отношению к Товстоногову.

«Была с теми, в кого влюблялась»

Театр для Дорониной всегда был и остается важнее кино. Ей никогда не нравилось, что для кинорежиссеров важнее визуальный ряд, нежели личностный талант артиста. Поэтому фильмография у актрисы довольно небольшая, несмотря на многочисленные предложения, которыми ее заваливали режиссеры. Впрочем, даже если бы она сыграла только в картине «Три тополя на Плющихе», ее имя уже вошло бы в учебники кино. Сама Доронина категорически не хотела сниматься в этой картине. Ей совершенно не понравился сценарий. История, рассказанная в нем, показалась ей слишком местечковой, частной и граничащей с пошлостью. Однако режиссер фильма Татьяна Лиознова , также известная своим железным характером, была очень настойчивой и сумела уговорить Доронину встретиться буквально на 10 минут. Татьяна Васильевна неохотно согласилась. После встречи Лиознова убедила актрису сделать фотопробы. Дорониной «сбили» прическу, уложив волосы в трогательный хвост. Стерли макияж с лица. И в таком виде запечатлели. «Лиознова позвонила буквально через несколько дней после фотопроб, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Сказала: „Приезжайте. Просто посмотрите на себя“. Я приехала. Было очень много моих портретов хорошего формата, они лежали просто на полу и, что было очень непривычно для меня, не были кинематографическим пробами. Очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно».

Татьяна Доронина Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Сегодня Татьяна Васильевна с большой теплотой и благодарностью вспоминает Лиознову. Говорит, что без ее чуткости к актерам, без ее пронзительного чувства правды картины не получилось бы. Также с благодарностью она вспоминает всех своих мужей, а их у актрисы было пять, и все театры, в которых она когда-то работала. «Я всегда была только с теми, в кого влюблялась. И делала только то, что люблю. Это дорогого стоит», — говорит Доронина.

Девушки Советского Союза подражали ей, мужчины боготворили, а поклонники терпеливо поджидали у входа в театр с охапками роз. Она же старалась не привлекать к себе внимания, быть незаметнее, насколько это возможно.

Народная артистка СССР Татьяна Доронина олицетворяет эпоху.

Детство и юность

Она родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде в семье Василия Ивановича и Анны Ивановны, русских по национальности. По знаку зодиака новорожденная оказалась Девой. Родители Татьяны Васильевны, рабочие люди из Ярославской области со старообрядческими корнями, к искусству не имели отношения. В Ленинград супруги перебрались незадолго до рождения дочери.


Семья Дорониных ютилась в коммуналке, жила бедно. Отец и мать никогда не ругались, обращались друг к другу исключительно на «вы». Татьяна Васильевна восхищалась тем, что ее мать, очень красивая женщина, ждала отца с трех войн.

Отец вернулся инвалидом после Второй мировой войны, но это не помешало прожить им с матерью вместе 60 лет. Родители дали двум дочерям высшее образование. В Ленинграде Татьяна пошла в школу, здесь же записалась в кружок самодеятельности. Платья для спектаклей мама шила из марли.


Артистичная девушка отправилась покорять Москву, не окончив школу. С первой попытки поступила во МХАТ, сразив комиссию талантом. Но для зачисления в вуз у Дорониной не оказалось школьного аттестата. Татьяна вернулась домой доучиваться, а после выпускного снова приехала в столицу.

Татьяна Доронина поступала в Щукинское и Щепкинское училища, ГИТИС и МХАТ. Прошла во все, но осознанно выбрала Школу-студию МХАТ. Доронина училась вместе с и .

Театр

После окончания театрального института Татьяна Доронина работала в ленинградском «Ленкоме». В 1959 году , подыскивая актрису на роль Нади Монаховой для спектакля «Варвары», переманил Доронину и Басилашвили в БДТ. Актриса блестяще сыграла роль и вскоре стала примой этого театра.

Звездные роли Татьяны Васильевны на сцене БДТ театралы помнят до сих пор: Софья в «Горе от ума», Лушка в «Поднятой целине», Володина в «Моей старшей сестре».


Татьяна Доронина в театре

7 лет Татьяна Доронина проработала в ленинградском БДТ, но в 1966 году переехала в Москву. Товстоногов не раз уговаривал ее вернуться, но актриса триумфально вышла на сцену МХАТа. Затем был театр им. .

В 1983 году Доронина откликнулась на приглашение Олега Ефремова и вернулась во МХАТ. Спустя 4 года после раскола Татьяна Васильевна возглавила театр, проведя труппу через непростой период.

В 1981-1987 годах Татьяна Доронина выходила на сцену столичного театра «Сфера», где сыграла в постановках «Россия, моя Россия» и «Живи и помни» по повести .


Ее героини – сильные, умные, иногда коварные женщины. Но каждую из них актриса сыграла ярко, правдиво, «с нервом».

Авторству Татьяны Дорониной принадлежит автобиографический труд «Дневник актрисы», первое издание которого вышло в 1998 году. Популярность книги позволила выпустить ее повторно в 2005-м. В произведении актриса описала те события, которые случились с ней в молодости. Татьяна Васильевна с ностальгией вспоминала творческую юность и тех людей, с которыми начинала путь на театральной сцене и в большом кино.

Фильмы

Кинематографическая биография Татьяны Дорониной гораздо скромнее театральной. Фильмография актрисы не дотягивает и до двух десятков картин, но художественные фильмы принесли ей всесоюзную славу.

Дебютную кинороль Татьяна Доронина исполнила в середине 1950-х – появилась в эпизоде мелодрамы Михаила Калатозова «Первый эшелон». Ключевых персонажей фильма сыграли , и .


В 1966-м, после длительного перерыва, Татьяна Доронина появилась на телеэкранах в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра». Лента имела небывалый успех, что и неудивительно, ведь режиссер собрал на площадке звездный состав – , . Роли второго плана достались Евгению Евстигнееву, Олегу Басилашвили, и Павлу Массальскому.


За работу в картине Татьяну Доронину признали актрисой 1967 года по опросу «Советского экрана». В мелодраме ее героиня исполняет песню «И я была девушкой юной…» на стихи .

В следующем году зрители снова увидели актрису в картине « ». Первоначально сценарий не впечатлил Доронину, сюжет показался ей банальным и простоватым. Но , режиссер киноленты, сумела убедить Татьяну Васильевну приехать на пробы, после чего артистка изменила свое мнение о будущем фильме.


Два года подряд журнал «Советский экран» признавал Татьяну Васильевну лучшей актрисой, ее фото неоднократно украшали обложку издания. Мелодрама, где в главных ролях снялись Татьяна Доронина и Олег Ефремов, вошла в «золотой фонд» советского кинематографа.

Зрители боготворили артистку, нетерпеливо ожидая нового появления на экранах. В 60-х состоялась премьера мелодрамы «Еще раз про любовь» с участием Татьяны Дорониной. Это мелодрама Георгия Натансона по сценарию . И снова звездный дуэт, в этот раз с .


После выхода картины на экраны весной 1968 года Татьяна Доронина окончательно закрепилась в звездном статусе, а карьера Лазарева пошла вверх. Мелодрама стала лидером советского кинопроката. За год картину увидели 40 млн зрителей.

Вскоре на экраны вышла музыкальная мелодрама «Чудный характер», в котором Татьяна Доронина сыграла молодую певицу из сибирского городка. Вокальные способности артистка реализовала и в следующем фильме – «На ясный огонь», созданном по мотивам литературного произведения «Возмездие». В актерский ансамбль вошли , Евгений Евстигнеев, .


Кинокритики сходятся во мнении, что лучшая роль артистки – Шура Олеванцева в мелодраме «Мачеха». Фильм побил рекорд проката «Еще раз про любовь»: ленту посмотрели 59 млн человек, она вошла в 20-ку лидеров проката в Советском Союзе. Мелодрама завоевала международное признание, получив награду в Тегеране.

Успехом пользовалась и телеповесть «Ольга Сергеевна», появившаяся на экранах в 1975 году. Героиня Дорониной посвятила жизнь изучению океанологии, но так и не сумела обрести личное счастье.


Последний раз Татьяна Доронина снялась в кино в середине 1980-х. И снова триумф. Пронзительная мелодрама «Валентин и Валентина» Натансона – попадание в «десятку». Актриса сыграла сердобольную, но эгоистичную мать, которой трудно позволить младшей дочери строить жизнь самостоятельно. Дочь Валентину сыграла , это вторая роль молодой артистки.

Татьяна Доронина - "Дневник актрисы"

Поклонники звезды советского кино любят ее за мастерство, душевную игру и песни. Фирменный вокал артистки ни с чем не спутать. Режиссеры неоднократно использовали в фильмах музыкальный дар Татьяны Васильевны. Без песни «Нежность» невозможно представить культовую мелодраму «Три тополя на Плющихе». В картине «Еще раз про любовь» Доронина спела композицию «Солнечный зайчик», а в драме «Мачеха» – песню «Ой, закрыл туман небо синее…».

Татьяна Доронина - "Нежность"

Татьяна Доронина появлялась на телеэкранах и в документальных лентах. Артистка знала многих советских актеров, которых сегодня называют легендами кинематографа. Режиссеры-документалисты приглашали Доронину как рассказчика. В этом качестве зрители увидели звезду в фильмах-биографиях о , Георгии Товстоногове, . В 2008 году вышла документальная картина «Иннокентий Смоктуновский против князя Мышкина», а в 2015-м Татьяна Доронина снялась в ленте «Мачеха» в цикле «Тайны советского кино».

Возглавив МХАТ в 1987 году, Доронина остается бессменным директором и художественным руководителем одновременно. МХАТу имени на Тверском бульваре она посвятила 30 лет жизни.


В сентябре 2016 года 119-й сезон открылся спектаклем «Васса Железнова», в котором главную роль сыграла Татьяна Доронина. В этом году народная артистка СССР отметила 60-летие творческой биографии.

Открытый в августе 1983 года Крымской обсерваторией астероид назван в честь артистки – Doronina.

Личная жизнь

Татьяна Доронина 5 раз побывала замужем. С первым супругом – Олегом Басилашвили – познакомилась в институте. В 1955 году пара сыграла комсомольскую свадьбу, проигнорировав условности в виде белого платья и обручальных колец. Несмотря на то, что Татьяну пригласили в труппу столичного МХАТа, девушка отправилась за мужем – в далекий Волгоград, куда его распределили после института. Позднее был Ленинград. Жили молодые в съемной комнате, расположенной над гаражами. Позднее переселились в собственную квартиру, выделенную БДТ. Брак длился 8 лет, но распался.


Вскоре после развода с Басилашвили в личной жизни актрисы появился новый человек. Второй супруг Дорониной – театральный критик Анатолий Юфит. Он был старше актрисы на 8 лет, но, увидев Татьяну на сцене, влюбился как мальчишка. Отношения статной (рост актрисы 1,73 м, а вес – 65 кг) красавицы и солидного мужчины в очках дали трещину, как только Доронина увлеклась драматургом Эдвардом Радзинским.


Брак с Радзинским закончился спустя 3 года, но Татьяна и Эдвард расстались друзьями, сохранив теплые отношения после развода. До сих пор актриса называет драматурга «самым близким и родным» человеком. Экс-супруги периодически созваниваются, обсуждая вопросы различного характера – от творческих проектов до состояния здоровья.

В Театре Маяковского Татьяна Доронина познакомилась с четвертым мужем, актером . В 1973 году артисты узаконили отношения. Свадьба была скромной, но с кольцами. Медовый месяц супруги провели на Рижском взморье. Как вспоминал Химичев, для Дорониной театр был всей жизнью. Детей она не хотела, пропадала на репетициях и гастролях. Постепенно отношения угасли.


Пятым супругом актрисы стал работник главка нефтепрома Роберт Тохненко. Доронина познакомилась с ним случайно, в садоводческом обществе. Актриса присматривала дачу, а Роберт возглавлял товарищество. Они прожили вместе 3 года. Муж обожал супругу, но актриса этого не замечала. Единственной страстью оставался театр. По этой причине Татьяна Доронина не решилась родить ребенка, о котором просил муж.

С Робертом Тохненко актриса рассталась в 1985 году. Замуж больше не вышла.

Татьяна Доронина сейчас

Доронина недолюбливает журналистов, не бывает в социальных сетях, в том числе и в «Инстаграме». Но в 2017 году сделала исключение и появилась в документальной ленте «Татьяна Доронина. Легенда вопреки».

Татьяна Доронина - "Легенда вопреки"

В интервью звезда рассказала, как ушла от Товстоногова из БДТ, потеряла любовь первого мужа Олега Басилашвили, поделилась болью о не рожденных детях.

В 2018 году Татьяна Доронина отметила 85-летний юбилей. Народную артистку поздравили коллеги, поклонники, президент отправил поздравительную телеграмму. В честь торжества актриса, которую в родном МХАТе им. Горького называют «хозяйкой», дала интервью журналистам Первого канала и «Россия 24».


В 2018 году Татьяне Дорониной исполнилось 85 лет

В свои годы она полна сил и энергии, сейчас с коллегами по театральному коллективу готовит к выпуску спектакль по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты», возобновляет постановку по произведению «Василий Теркин».

Фильмография

  • 1955 - «Первый эшелон»
  • 1958 - «Шли солдаты»
  • 1961 - «Горизонт»
  • 1964 - «Непридуманная история»
  • 1965 - «Перекличка»
  • 1965 - «Рабочий поселок»
  • 1966 - «Старшая сестра»
  • 1967 - «Три тополя на Плющихе»
  • 1968 - «Еще раз про любовь»
  • 1970 - «Чудный характер»
  • 1973 - «Мачеха»
  • 1975 - «На ясный огонь»
  • 1975 - «Ольга Сергеевна»
  • 1981 - «Капель»
  • 1985 - «Валентин и Валентина»

Талант обеспечил актрисе успешную карьеру в театре и кино, а редкая красота – успех у сильной половины человечества. Однако личная жизнь Дорониной нельзя назвать безоблачной – она была замужем пять раз, а судьба преподносила ей не только любовь, но и разочарования.

Первый муж Татьяны Дорониной

В первый раз актриса вышла замуж на последнем курсе Школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького за своего однокурсника Олега Басилашвили. После распределения они вместе уехали в Сталинград в областной театр им. Горького, хотя у Татьяны Васильевны была возможность остаться в Москве, но она поехала вслед за мужем. Им дали крохотный угол в общежитии, но вскоре Басилашвили получил роль в фильме «Невеста» и уехал в Муром. Однажды, соскучившись по мужу, Татьяна Васильевна решила навестить его, и, не предупредив, приехала туда, где проходили съемки. Она была неприятно удивлена, поняв, что супруг изменяет ей. Возможно, это было только ее догадкой, но Татьяна Васильевна восприняла это очень серьезно.

На фото — Доронина и Басилашвили

Доронина вернулась в Сталинград, и там поняла, что беременна. Однако, испытав потрясение от предательства мужа, она решила, что рожать не будет. Несмотря на измену Олега, они продолжали жить вместе, а вскоре оба были вызваны в Ленинградский государственный театр им Ленинского комсомола. Семейная жизнь Дорониной и Басилашвили продлилась семь лет, и расстались они тихо и без скандалов.

Новая любовь

После развода актриса недолго оставалась одинокой – красота Татьяны Васильевны действовала на мужчин магически, у нее было много поклонников, одним из которых оказался театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Анатолий Юфит. Увидев актрису на сцене, он, не устояв перед ее обаянием, влюбился с первого взгляда. Анатолий Зиновьевич был старше Татьяны Дорониной на десять лет и покорил актрису своей интеллигентностью и образованностью.

На фото — Анатолий Юфит

Они прожили в гражданском браке три года – актриса, привыкшая к всеобщему поклонению, заметив, что Юфит стал уделять ей меньше внимания, решила, что такого прощать нельзя. Особенно обидело Доронину то, что Анатолий Зиновьевич не встретил ее однажды с очередных гастролей, и это переполнило чашу ее обид.

Из Петербурга в Москву

Возможно, расставание с Анатолием Юфитом было спровоцировано новым увлечением актрисы. Ее очередным избранником, а впоследствии и мужем Татьяны Дорониной стал писатель, драматург, сценарист и телеведущий Эдвард Радзинский. Ради него актриса ушла из театра, в котором начала свою головокружительную карьеру, и перебралась в Москву. Товстоногов как мог уговаривал приму своего театра остаться, но она решила бросить все и начать с нуля в столице ради новой любви. Татьяна Васильевна была покорена Радзинским, и не могла не ответить ему взаимностью.

На фото — Эдвард Радзинский

Первой работой в столице стала роль не в театре, а в кино – Доронину пригласили в картину «Три тополя на Плющихе», имевший впоследствии оглушительный успех и сделавший актрису настоящей звездой. Брак с Радзинским продлился около пяти лет, но и после развода Эдвард Станиславович написал немало пьес специально для своей бывшей жены.

«Еще раз про любовь»

Впервые актер Борис Химичев встретился с Татьяной Дорониной на пробах к фильму «Еще раз про любовь» по сценарию ее бывшего мужа Эдварда Радзинского. Уже тогда Химичев испытывал симпатию к актрисе, но на пробах она взглянула на него так, что он сразу отказался от любой возможности сниматься в этом фильме, хотя сначала предложение казалось ему более чем заманчивым. Их следующая встреча произошла в Театре Маяковского, и они оба сделали вид, что раньше никогда не виделись. Начало к их сближению положила совместная работа в спектакле «Да здравствует королева», в котором они сыграли любовников, хотя в пьесе не было никаких откровенных сцен, а только поцелуй в руку.

На фото — сцена из спектакля «Да здравствует королева» с Химичевым и Дорониной

Борис Петрович признается, что делал это с огромным удовольствием и страстью, которую, видимо, почувствовала Доронина. Их роман начался в Новосибирске на одной из вечеринок, традиционно устраиваемых после очередного спектакля. Сразу после гастролей, вернувшись в Москву, они пошли в загс, и Борис Химичев стал четвертым мужем Татьяны Дорониной. Скромно отпраздновав бракосочетание в окружении только близких друзей, они начали совместную жизнь. Тогда им обоим было по сорок лет, и они уже имели опыт семейной жизни.

Борис Петрович и Татьяна Васильевна много путешествовали, вместе ездили на гастроли, бывали за рубежом. Доронина наслаждалась семейной жизнью, следила за тем, чтобы муж всегда был одет со вкусом, а он делал ей дорогие подарки. Они жили в квартире Дорониной на Арбате в окружении дорогой антикварной мебели, которую любила актриса. Основная часть бытовых забот легла на плечи супруга, и он с удовольствием ходил по магазинам, готовил, поскольку это у него получалось лучше, чем у Дорониной. Ссоры между ними вспыхивали очень часто, и тогда Химичев уходил к себе в старую квартиру.

Потом на какое-то время они мирились и снова жили вместе. Нередко он давал жене повод для ревности, что тоже не укрепляло их брак. Год от года у Дорониной и Химичева копились взаимные обиды, недомолвки, которые, в конце концов, разрушили их брак. Кроме того, Химичев всегда хотел, чтобы жена родила ему ребенка, но Татьяна Васильевна все не находила времени на то, чтобы стать матерью, поскольку это отвлекало ее от творчества.

На фото — Татьяна Доронина и Роберт Тохненко

Через пять лет они развелись, правда и потом в течение четырех лет время от времени жили вместе, пока не поссорились окончательно. Последним мужем Татьяны Дорониной стал Роберт Дмитриевич Тохненко, крупный чиновник, с которым она прожила около трех лет.

Будущая актриса родилась в Ленинграде в 1933 году, в семье Василия Ивановича и Анны Ивановны Дорониных, перебравшихся из городка Данилова Ярославской области в «северную столицу». Когда началась война, Татьяне было восемь лет. Семья уехала обратно в Данилов - в деревне было лучше с продуктами, да и родственникам хотелось быть вместе в трудные годы. После войны семья Дорониных вернулась в Ленинград, прихватив с собой живую козу - чтобы всегда было молоко для ребенка.

От самодеятельности - к МХАТу

Вернувшись в свою школу, Татьяна сразу же стала выступать в театральной самодеятельности: ученики давали спектакли на заводах и предприятиях. Уже тогда Татьяна отличалась редкой красотой, но всегда держалась скромно. Театр настолько захватил девушку, что в восьмом классе она тайком от родителей уехала в Москву - поступать в Школу-студию МХАТ. И с блеском прошла конкурс. Однако, когда выяснилось, что у Дорониной нет аттестата о среднем образовании, то зачислять ее отказались, отправили домой доучиваться.

Борис Химичев (слева) и Татьяна Доронина (в центре) в фильме «На ясный огонь». Режиссер - Виталий Кольцов. Мосфильм. 1975 г. СССР. Фото: www.russianlook.com

Упорная девушка уехала - чтобы вернуться через два года и поступить сразу в четыре главных театральных учебных заведения Москвы: Щепкинское училище, Щукинское училище, ГИТИС и Школу-студию МХАТ. И везде Доронина прошла экзамены, так что ей было из чего выбирать. Татьяна остановила выбор на МХАТе. В тот же год с ней поступили Михаил Казаков , Евгений Евстигнеев и Олег Басилашвили .

Первая роль в кино, свадьба и Сталинград

Впервые Доронина сыграла в кино в 1955 году - 22-летнюю актрису пригласил в свою картину сам Михаил Калатозов . В фильме «Первый эшелон», рассказывающем о покорении целины, Дорониной досталось небольшая роль комсомолки Зои.

Красота Дорониной еще во время учебы привлекала внимание не только режиссеров, но и ее сокурсников. За ней многие ухаживали, но Татьяна держалась неприступно. Наконец, ее сердце покорил Олег Басилашвили, которого признавали самым красивым и интеллигентным среди всех студентов. Скромную свадьбу без платья и колец молодые люди сыграли незадолго до окончаниея Школы-студии, а после выпускных экзаменов сразу уехали в Сталинград (нынешний Волгоград) - в единственный драматический театр, который пригласил к себе Басилашвили. Доронина получила множество приглашений из московских театров, но уехала вместе с мужем. Их брак продлился семь лет, и расстались они по-хорошему.

Однажды Доронину увидел на сцене художественный руководитель ленинградского БДТ Георгий Товстоногов , и сразу же решил переманить в свой театр. Доронина согласилась, но поставила жесткое условие - только вместе с мужем. Так оба актера оказались в Ленинграде. Здесь их брак распался, и Доронина сразу вышла замуж на нового поклонника - театрального критика Анатолия Юфита , который увидел ее на сцене и влюбился с первого взгляда.

МХАТ и «Три тополя на Плющихе»

Несмотря на то, что Товстоногов делал весь репертуар «под Доронину», и что роли в его спектаклях принесли ей славу, актриса переехала в Москву и стала работать в МХАТе. Доронина переехала в Москву в 1966 году - снова за мужем. Но не за Анатолием Юфитом, а за драматургом Эдвардом Радзинским .

Брак с Юфитом «сошел на нет»: последней каплей стало то, что муж не встретил Доронину на вокзале после гастролей. Такого невнимания гордая актриса простить ему не могла.

Поскольку Радзинский жил в Москве, Доронина решила покинуть Ленинград и уехать вместе с ним, несмотря на уговоры Товстоногова, который терял приму своего театра.

В Москве ее пригласили сниматься в кино - в картину Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Партнером Дорониной стал Олег Ефремов . Фильм имел всесоюзный успех, а Доронину признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Роль в этом фильме стала самой звездной киноработой актрисы.

Вскоре распался и третий брак Дорониной. Кстати, со своим следующим мужем, актером Борисом Химичевым , она познакомилась на пробах к фильму «Еще раз про любовь», сценарий к которому писал Радзинский. Но любви с первого взгляда тогда не вышло: окрыленный Химичев явился на пробы, мечтая сниматься в кино (ему давно этого хотелось) да еще с самой Дорониной (которая ему очень нравилась как актриса и как женщина). И вот эта самая «женщина мечты» при встрече смерила его таким взглядом, что Химичев покраснел и ушел, наотрез отказавшись даже пробоваться на роль (которую в итоге сыграл Александр Лазарев ).

Театр им. Маяковского и МХАТ им. Горького

Разочаровавшись в МХАТе, Доронина опять сменила сцену - ушла в труппу Театра им. Маяковского, которым тогда руководил Андрей Гончаров . Там она снова встретилась с Борисом Химичевым, причем они играли любовников в одном спектакле. И вскоре официально зарегистрировали брак, который продлился десять лет. Последним же мужем актрисы стал Роберт Тохненко , с которым она познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». К сожалению, и этот брак не выдержал проверку временем.

Но истиной любовью Татьяны Васильевны Дорониной стал МХАТ им. Горького, расположенный на Тверском бульваре, художественным руководителем которого она является и до сих пор.

Родилась Татьяна в строгой старообрядческой семье в маленьком городке Ярославской области. После рождения дочери Доронины быстро перебрались в Ленинград, где Таня прожила до своего восьмилетия. В тот роковой год началась война, мама сочла правильным вернуться на свою малую родину, тем самым уберегла и себя, и маленькую дочку от войны и блокады.

Актриса часто рассказывает, что родители друг друга очень сильно любили. Мама дождалась отца с трех войн. С последней, Великой Отечественной, он пришел калекой, что его супругу вдохновило разве только на то, чтобы внимательней ухаживать за любимым. В браке Доронины прожили около 60 лет — до самой смерти. Даже когда ругались, говорили спокойно и всегда обращались друг к другу на вы.

Когда закончилась война, семья будущей актрисы вернулась в Ленинград, прихватив с собой живую козу — как же без свежего молока?

В большом городе Татьяна снова пошла в школу, а также увлеклась театральными постановками. Именно тогда Доронина начала мечтать о МХАТе.

Ей так не терпелось учиться в студии при легендарном театре, что еще в восьмом классе она сбежала в столицу — поступать. Талант и красота, добрый нрав и скромность так сразили комиссию, что педагоги пожелали немедленно видеть ее документы — чтобы зачислить в вуз. Пришлось признаваться: аттестата зрелости еще нет.

Татьяну проводили обратно в Ленинград доучиваться, наказав через два года снова приезжать поступать.

Окончив школу, Доронина подала документы сразу в несколько театральных вузов, но так и осталась в вожделенной школе-студии МХАТа, исполнив свою мечту. Училась на одном курсе с Олегом Ефремовым, Евгением Евстигнеевым и Олегом Басилашвили, блистая талантами еще студенткой.

Любовь


к/ф «Первый эшелон» (1955)

За ней ухаживали все мальчишки курса, но сердце Дорониной смог завоевать самый красивый и интеллектуальный — Олег Басилашвили. Он сделал ей предложение, когда они заканчивали студию. Свадьба была скромной, что называется комсомольской: никакого белого платья — пережитка прошлого, никаких колец.

После вуза талантливую Доронину отметили для себя несколько режиссеров, а вот Басилашвили получил распределение в Сталинградский театр. Жена не пожелала разрывать отношений и уехала из столицы вместе с супругом.

Прошло меньше года, и за харизматичной Дорониной отправился худрук БДТ Георгий Товстоногов. Нельзя же так — настоящий кладезь драматического таланта прозябает в провинции! Доронина была непреклонна — если куда и поедет, то только с мужем. Товстоногов присмотрелся к Басилашвили и согласился. Так влюбленные снова поменяли место жительства.

Они прожили вместе восемь счастливых лет. Басилашвили в интервью вспоминает жену как тонкую и добрую женщину из простой семьи, которая, когда только поступила в студию, совсем мало знала, но безумно любила театр. Он говорит, что за восемь лет ее характер менялся в том числе и под влиянием профессии. Появились качества, которые не нравились супругу. Однако, расставаясь, они смогли сохранить теплые отношения.

Радзинский


РИА Новости / Александр Невежин

Татьяна почти сразу после развода вышла замуж за театрального критика Анатолия Юфита, который был очарован талантом актрисы. Он вкладывал в эти отношения подлинное восхищение, был готов целовать руки своей звезды. И от этого Татьяна Васильевна все чаще приходила к мысли, что ее муж — это просто поклонник, фанат ее спектаклей.

Такой брак долго не продлился — всего три года Доронина смогла прожить с восхищенным Юфитом.

Когда вторая семья талантливой красавицы трещала по швам, в северную столицу прибыл Эдвард Радзинский и побывал на репетиции спектакля в БДТ. Познакомившись с маэстро, теперь уже Татьяна была сражена его талантом и эрудицией, и сама записывалась в поклонницы драматурга.

Впрочем, его сердце не осталось холодным. После знакомства с Радзинским Доронина поменяла не только мужа, но и прописку. К Эдварду Станиславовичу она уехала в Москву, попрощавшись с БДТ, в котором была примой. В столице она не скучала. В том же году ее пригласили в МХАТ.

Кинокарьера


к/ф «Три тополя на Плющихе» (1967)

А вот карьера в кино у артистки складывалась не быстро. Роли Татьяне доставались небольшие, проявить себя в полной мере у актрисы получилось только в «Старшей сестре», уже в 33 года. Зато потом на экраны вышел легендарный «Три тополя на Плющихе», сделавший очаровательную блондинку кумиром миллионов.

Доронина уже стала настоящей звездой после этих двух кинофильмов, когда ее снова позвали на съемочную площадку — играть в «Еще раз про любовь». Долго не могли найти партнера, позвали пробоваться малоизвестного даже в театре Бориса Химичева. Актер рассказывает, что удивился приглашению, шел на пробы с трепетом. Первым делом ему следовало познакомиться с самой Дорониной.

Вошел в гримерку, и двух слов с актрисой не успел сказать, как она обернулась и смерила новичка таким взглядом, будто уничтожила.

По признанию Химичева, выходя в коридор, он дрожал всем телом. И вдруг неожиданно для себя сказал помощнику режиссера: «Передайте мадам, что я не только сниматься с ней не буду, но и даже пробоваться не стану!». Хотя сам уже чувствовал, что красивая актриса запала в самое сердце и мечтал сниматься с ней в одном проекте!

Новый муж


к/ф «Мачеха» (1973)

Тем временем пробы не останавливались, и на главную роль утвердили другого артиста. А это знакомство запомнилось Татьяне Васильевне.

Судьба свела их еще раз — в одном из спектаклей Доронина играла королеву Елизавету, а Химичев ее любовника. Актер признается: «По сюжету надо было дотронуться до тела королевы, я и дотронулся. И почувствовал отдачу».

Они стали сближаться и считались в театральных кругах самой темпераментной парой. Актер и сейчас отпускает пикантные шуточки о том, как в первую брачную ночь в Риге влюбленные сломали кровать.

Королева Доронина при ближайшем рассмотрении оказалась удивительно милой, щедрой на душевную теплоту домашней женщиной. Актер рассказывает, как она любит заботиться о доме, отдает свое тепло семье, поддерживает то самое пламя домашнего очага.

Он до сих пор называет Татьяну Васильевну женщиной, одаренной во всем, но особенно — в любви, и рассказывает, как уютно им было вместе. Но и о эксцентричных скандалах он тоже не утаивает: могла и лицо расцарапать, если приревнует, и пинка дать слишком кокетливой по отношению к супругу девушке.

Расстались из-за ее состоятельности.

Химичев рассказывает, что хозяином в доме была, безусловно, Доронина. Зарабатывала почти в четыре раза больше, была знаменитостью, сложившейся личностью. Он ей буквально в рот заглядывал — самому не хватало жизненного опыта. Актер сожалеет, что тогда они расстались. Уверен, что если бы он был чуть старше, смог бы многое, что его обижало, воспринимать с юмором.

Нефтепромышленник


к/ф «Бесприданница» (1974)

Татьяна была уже зрелой, сложившейся женщиной, когда решила присмотреть себе дачу. В садоводческом товариществе «Актер» состояло множество интересных личностей, в основном из театральной или киношной среды. Но глаз Татьяны остановился на нефтепромышленнике Роберте Тохненко.

Как и другие ее супруги, он был высоким и красивым обладателем всех качеств настоящего мужчины. Актриса быстро обаяла Роберта. У них получился красивый союз. Тохненко стал все чаще заглядывать в театр, восхищался своей женой и буквально сдувал с нее пылинки.

Но первая страсть угасла, и этому браку тоже пришел конец.

Актрису называли коллекционереой, которая собрала целую группу роскошных выставочных образцов — красивых и талантливых мужчин. Татьяна только смеется. «Если я была с этим мужчиной, значит я любила его», — говорит актриса. И гордится, что каждые отношения были искренними. Она никогда не изменяла, не заводила мужчин ради карьеры и не устраивала безобразных сцен.

Критики поговаривают, что она несчастна потому, что так и не обзавелась потомством. Доронина снова посмеивается: отказ от детей был ее личным и осознанным выбором, а главным детищем жизни, делающим ее счастливой, стал, конечно, МХАТ.