Презентация по географии «Природные зоны Евразии. Высотная поясность (вертикальная зональность) Изменение спектра широтных природных зон и подзон в разных физико-географических спектрах континентальности

Презентация урока географии "Высотная поясность" 8 класс.

Цели: сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах.

  1. Образовательные:

Организовать деятельность учащихся по изучению высотной поясности;

Создать условия для знакомства учащихся с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формирования образа гор;

Планируется, что к окончанию урока, учащиеся смогут строить спектрограммы высотных поясов и определять по ним географическое положение и название гор.

  1. Развивающие:

Способствовать развитию интереса к изучаемому материалу, памяти, мышления, познавательной активности;

Обеспечить условия для совершенствования умения работать с картой, применения полученных знаний на практике.

  1. Воспитательные:

Способствовать воспитанию любови и бережного отношения к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«презентация "Высотная поясность"»

Высотная поясность

География. 8 класс.

ФГКОУ СОШ № 162

Учитель Зражва В.И.


Повторение пройденного материала

Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев

Тайга

Растительное сообщество, состоящее из разнотравья, формируется на черноземах при недостаточном увлажнении

Степь

Наука, изучающая ПТК

Ландшафтоведение

Солонцы

Засоленные почвы, в которых легкорастворимые соли в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см.


Типы почв, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое

Сероземы

Ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время, разбито трещинами на многоугольники

Такыры

Песчаная акация, растет на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот

Джузгун

Растения с коротким сроком вегетации

Эфемеры

Дрофа

Самая большая нелетающая птица степей


Фронтальный опрос

  • Где расположена зона степей?

(на юге Восточно-Европейской равнины, на юге Урала и на юге Сибири)

  • Почему в степи не растут деревья?

(недостаточное увлажнение)

  • Почему почвы степей обладают высоким плодородием?

(в них остается значительное количество растительных остатков из образуется гумус)

  • Где в степи можно увидеть деревья?

(в долинах рек)

  • Какие почвы в полупустыне?

(бурые)

  • Почему невозможно определить возраст саксаула по кольцам?

(у саксаула в течении года образуется несколько колец – от 7 до 18, по числу выпадавших осадков)

(засухи, суховеи, пыльные бури)

(повышается температура воздуха, снижается увлажнение )





Цели урока

1. Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по изучению закономерностей смены природных зон в горах;
  • создать условия для знакомство учащихся с ПТК альпийских и субальпийских лугов;
  • предполагается, что по окончании урока учащиеся смогут читать спектрограммы высотных поясов.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию интереса к изучаемому материалу, памяти,

мышления, познавательной активности;

  • обеспечить условия для совершенствования умения работы с картой, применения полученных знаний на практике;
  • Воспитательные:

- способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.



Понятие высотной поясности

  • Высотная поясность - закономерная смена почв, растительного и животного мира с понятием в горы

Смена компонентов природы с поднятием в горы

Изменение высоты

Изменение климата

Изменение почв, растительного и животного мира

























Группа 1. Практическая работа

  • Используя контурную карту и шаблоны разместите спектры высотной поясности в соответствии с горными системами.


Закономерности расположения природных зон в горах

Запишите их в тетрадь.

  • 1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
  • 2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
  • 3. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.
  • 4. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.
  • 5. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

Слайд 2

Одна из главных причин нарушения горизонтального расположения ПЗ – это ГОРЫ.Причина: - с

высотой меняются отдельные компоненты природы, а значит и весь ПК.При подъеме вверх температура воздуха снижается, а количество осадков увеличивается, следовательно изменяется влажность воздуха, почвенный покров, органический мир.

Слайд 3

При подъеме вверх на каждые 100 метров температура воздуха понижается на 1 градус, и наоборот

при спуске на 100 метров температура повышается на 1 градус.

Слайд 4

Чем выше горы, тем больше природных зон на данной территории.Жизнь в горах подчиняются ходу

природных процессов.Изменения этих процессов чувствуют все: здесь холоднее, давление ниже, меньше кислорода, больше ультрафиолетовых лучей. С высотой меняется температура кипения воды.

Слайд 5

До высоты 3000м человек чувствует себя нормально.Выше 3000м начинаются проблемы даже у

тренированных спортсменов.

3000 метров

Слайд 6

Но все же человек освоил горы!

  • Слайд 7

    Первыми обратили внимание на связь климатических условий с горизонтальным - широтным

    распределением растительности на равнинах и вертикальным в горах:

    Александр Гумбольдт Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский Лев Семенович Берг

    Слайд 8

    Высотная поясность – это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в

    Слайд 9

    «Многоэтажность» зависит от 1. Высоты горы2. географического положения горы(так больше всего

    поясов в горах, расположенных в тропиках, наименьшее в районе полярного круга).

    Слайд 10

    Особенность: Каждый пояс опоясывает горы со всех сторон, но система ярусов на

    противоположных склонах будет резко отличаться.

    Слайд 11

    1 слайд

    2 слайд

    3 слайд

    На островах Арктики и вдоль побережья Сев. Ледовитого ок. простираются арктические пустыни и тундры, обрамленные с юга узкой полосой лесотундры Южнее - тайга (преимущественно темнохвойная на западе и светлохвойная на востоке), сменяющаяся к югу смешанными и широколиственными лесами, лесостепями и степями Полупустыни и пустыни особенно хорошо выражены на, во внутренних районах Иранского нагорья (Деште-Лут, Деште-Кевир и др.), в Ср. и Центр. Азия (Каракумы, Кызылкум, Гоби, Такла-Макан), в Юж. Азии (Тар). Полупустыни и пустыни особенно хорошо выражены на Аравийском п-ове (Нефуд, Руб-эль-Хали). В субтропиках Зап. Азии - средиземноморская растительность в Вост. Азии - муссонные смешанные и широколиственные леса. В тропических широтах Вост. и Юж. Азии - муссонные листопадные леса и саванны, на наветренных склонах гор - вечнозеленые леса. В экваториальных широтах (главным образом в Индонезии) многоярусные заболоченные леса - гилеи. Почему в Евразии выражены все природные зоны мира? Так как, Евразия самый большой материк. Так как, в Евразии разнообразные климатические условия. Так как, Евразию омывают все 4 океана Земли.

    4 слайд

    Особенности распространения природных зон в Евразии: Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария. В Евразии есть все типы природных зон Земли Как правило, зоны вытянуты с запада на восток Но сложное строение поверхности материка и циркуляция атмосферы Неравномерное увлажнение разных частей материка Сложная зональная структура – природные зоны не имеют сплошного распространения или отклоняются от субширотного распространения Большой процент высотной поясности.

    5 слайд

    Кроме разреженной мохово-лишайниковой растительности, в тундре широко распространены многолетние холодостойкие травы (осока, пушица, дриада, лютики, одуванчики, маки и др.). Вид цветущей по весне тундры производит неизгладимое впечатление по разнообразию красок и оттенков, ласкающих глаз до самого горизонта. Тундры и лесотундры Типы тундр кустарниковую тундру, мохово-лишайниковую тундру

    6 слайд

    Леса, образованные деревьями с мелкими листьями – осиной, берёзой, серой ольхой. Леса умеренного пояса. Тайга Светлохвойная тайга Темнохвойная тайга Древесные породы могут образовывать чистые (еловые, лиственничные) и смешанные (елово-пихтовые) древостои. Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова Деревья с крупными широколиственными листьями и твёрдой древесиной – дуб, липа, клён, ясень, бук. Господствуют в южной части лесной зоны. Животные леса

    7 слайд

    Субтропики Средиземноморья. СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, природная страна, включающая острова и полуострова Средиземного м. и прилегающие к нему территории Евразии и Сев. Африки. Особый климат: Теплая дождливая зима, Жаркое сухое лето,

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Проверка домашнего задания I. Поставить в соответствующих колонках + 1. Дефицит влаги (менее 150 мм/г) 2.Преобладает полынно-злаковая растительность. 3. Соотношение тепла и влаги близко к оптимальному. 4.Коэффициент увлажнения в зоне изменяется от 0,6 – 0,8 у северной границе до 0,3 на юге. 5. Зона занимает юг Европейской части и Западной Сибири. 6. Скудная растительность чутко реагирует на близость грунтовых вод. 7. Некоторые животные летом впадают в спячку. 8.Одна из форм нарушения экологического равновесия - перевыпас скота. 9. Современный облик – сельскохозяйственный ландшафт с искусственными лесопосадками. Природная зона Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Лесостепи Степи Полупустыни Пустыни

    Cлайд 3

    II. Найди соответствие (Запись сделай в тетради) Почвы Природная зона Проблемы Чернозем Лесостепи Дефицит влаги (250 мм/г) Серозем Пустыни Водная и ветровая эрозия Каштановые Полупустыни Засухи, суховеи, пыльные бури Серые Степи Засоление

    Cлайд 4

    III. Выполни проверку первого задания 1. Дефицит влаги (менее 150 мм/г) 2.Преобладает полынно-злаковая растительность. 3. Соотношение тепла и влаги близко к оптимальному. 4.Коэффициент увлажнения в зоне изменяется от 0,6 – 0,8 у северной границе до 0,3 на юге. 5. Зона занимает юг Европейской части и Западной Сибири. 6. Скудная растительность чутко реагирует на близость грунтовых вод. 7. Некоторые животные летом впадают в спячку. 8.Одна из форм нарушения экологического равновесия - перевыпас скота. 9. Современный облик – с/х ландшафт с искусственными лесопосадками. Природная зона Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Лесостепи + + Степи + + + Полупустыни + + Пустыни + +

    Cлайд 5

    Номер вопроса 1 Выполни проверку второго задания Найди соответствие (Запись в тетради) Почвы Природная зона Проблемы Серые Лесостепи Водная и ветровая эрозия Чернозем Степи Засухи, суховеи, пыльные бури Каштановые Полупустыни Дефицит влаги (250 мм/г) Серозем Пустыни Засоление

    Cлайд 6

    Цель: Углубить знания о высотной поясности – основной закономерности изменения природных условий в горах; Задачи: Сформировать представление о высотной поясности в горах России; Выявить причинно-следственные связи в высотной поясности. Познакомиться с проявлением высотной поясности в различных горах; Рассмотреть влияние гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.

    Cлайд 7

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Высотная поясность – это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах Высотная поясность Кавказа Высотная поясность Урала

    Cлайд 10

    Сравните Юго-восточную и Северо- западную части северного склона Кавказа. Зарисуй схемы в тетрадь

    Cлайд 11

    Практическая работа: Сравните и объясните различия высотных поясов двух частей Урала. I вариант «Полярный и Северный Урал» II вариант «Приполярный и Южный Урал»