Обычный простой длинный нарды. Правила игры в короткие и длинные нарды

Существует очень мало игр, где победитель угадывается с середины игры. Короткие нарды - одна из таких. Исход игры неизвестен до последних шагов и всё может измениться в одну секунду, если удача отвернётся от Вас или Вы допустите ошибку. Несложные правила игры создают обманчивое впечатление простоты игры, но только редкое сочетание мастерства и удачи может принести победу. Люди играют в эту игру уже более 7000 лет. Великие Фараоны и персидские падишахи первыми играли в королевские нарды, считая шахматы слишком скучным занятием из-за предсказуемости партии. На протяжении веков игра стала хорошо известной во всем мире, но она никогда не была столь популярна, как в наше время. Цель игры состоит в том, чтобы провести по игровому полу свои шашки и снять их с доски раньше, чем это сделает соперник. Самой популярной разновидностью игры являются короткие нарды, в которых допускается сбивать шашки противника. Узнай насколько фортуна любит тебя - сыграй в "Короткие нарды".

Начальная позиция

Короткие нарды - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

У каждого игрока имеется своя пара игральных костей и специальный стакан, который используется для того, чтобы перемешать кости. Кубик с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32, и 64 используется, чтобы следить за текущей ставкой игры.

Цель игры

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Чтобы начать игру, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения. Игрок, у выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обоих костях. После первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. При этом применяются следующие правила:

1. Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

2. Числа на обеих костях составляют отдельные ходы. К примеру, если у игрока выпало 5 и 3, он может пойти одной шашкой на три поля, а другой - на пять, либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) поля, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять полей от начального пункта) также открыт.

3. Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации как сочтет нужным.

4. Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число. Если каждое из чисел по-отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число. Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.

Как побить и зарядить шашку

Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.

Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятьнадцать шашкек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: Бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски

В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.

Даве

В нарды, как правило, играют на деньги при условленной ставке за одно выигранное очко. Каждая игра начинается при ставке в одно очко. В процессе игры, игрок, который чувствует, что у него довольно большое преимущество в игре, может предложить даве (то есть удвоить ставки). Он может это сделать только перед началом своего хода, до того, как он бросит кости.

Если игрок, которому предложили удвоить ставки, пасует, то он сдает эту партию и проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять даве и играть с удвоенными ставками. Игрок, который принял даве, становится обладателем куба, и только он может теперь заново удвоить ставки. Встречное удвоение ставок в одной и той же игре носит название басе (или редабл). Если игрок сдается в этот момент, он проигрывает столько очков, сколько стояло на кону перед этим редаблом. В противном случае, куб переходит к нему, и игра продолжается дальше с еще раз удвоенным значением ставок. Ограничений на число редаблов не существует.

Марс и Кокс

В конце игры, если проигрывающий игрок успел снять хотя бы одну шашку с доски, он проигрывает столько очков, сколько стоит к этому моменту на кубике (одно очко, если никто из игроков не говорил даве). Однако, если проигравший не успел выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марс и теряет удвоенное число очков. Если же, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков.

Дополнительные правила

Некоторые дополнительные правила получили широкое распространение в игре.

1. Авто-дабл. Если обоим игрокам выпало одинаковое число очков первым ходом, то ставки удваиваются. Кубик поворачивается по два и остается на середине доски. Игроки обычно заранее договариваются об ограничении числа авто-редаблов в начале игры. Это правило изредка используется при игре на деньги для придания большего азарта.

2. Бивер. Если игроку объявляют даве, он может немедленно передвоить ставки, объявив встречный редабл - бивер, кубик в этом случае остается у этого игрока. Игрок, который первым объявил даве, имеет возможность принять этот бивер или спасовать, как в случае простого даве.

3. Правило Якоби. Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял даве в ходе игры. Это правило ускоряет игру, поскольку устраняет ситуации, где игрок не объявляет даве, поскольку стремится играть на марс,

Матчи, moneygame и командная игра в нарды

Как правило, матч состоит из нескольких партий. Цель всего матча - набрать определенное количество очков (как правило, играют до 3, 5, или большего нечетного количества очков)

В матчах как правило, используется даве.

Существует одно ограничение к предыдущему пункту. (Правило Кроуфорда). Если в данной партии ваш противник набрал на одно очко меньше, чем необходимо для победы в матче, то вы не имеете права объявлять даве непосредственно в этой партии. В случае вашего выигрыша партии, в следующей вы уже можете удвоить ставки.

Существует вариант игры в короткие нарды moneygame, как следует из названия, в него обычно играют на деньги. В этом варианте количество партий не ограничено (обычно играют до определенной разницы в счете либо до определенного времени).

В moneygame обычно применяется правило Якоби - то есть, пока не показан кубик, марс и кокс считаются как 1 очко. Бивер также может применяться в moneygame, если стороны условились об этом перед началом игры.

На турнирах и в клубах используются иногда несколько различных вариантов командной игры в нарды. Основные варианты следующие:

1. Парные консультации - Игра двое на двое на одной доске. Игра идет по обычным правилам, но с каждой стороны участвует по два игрока, которым разрешается советоваться друг с другом. Кости, как правило, бросает все время один из игроков, либо они меняются после каждой партии.

2. Командный турнир - Как правило, каждая команда состоит из трех игроков. Игра идет по обычным правилам на трех досках. Для победы команде необходимо выиграть два матча из трех.

3. Швец (chouette) - Клубный вариант игры в нарды "Один против всех".

Спорные ситуации

1. Обе кости нужно бросать одновременно на плоскую поверхность доски в правую секцию. Игрок должен повторить бросок, если Одна или обе кости оказались вне правой секции доски, попали на шашки или не лежат горизонтально.

2. Ход считается сделанным, когда игрок забрал свои кости. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход. Ход считается сделанным как он есть, если оппонент бросил свои кости или начал свой ход, объявив даве.

3. Если игрок бросил кости до того, как его противник завершил свой ход (то есть не забрал еще свои кости), бросок игрока не засчитывается. Это правило обычно не используется, если ход был вынужденным или когда дальнейший контакт между шашками противоположных сторон невозможны.

Когда на улице плохая погода и запланированная прогулка отменяется, либо вы хотите чем-то развлечь гостей, попробуйте предложить им удивительную старинную восточную игру - нарды. Она способствует развитию памяти и превосходного даже у детей. При этом освоить правила игры в нарды для новичков не составит труда. Цель этого настольного развлечения заключается в том, что вы выбрасываете кости, и в зависимости от выпавших цифр передвигаете свои шашки, которыми необходимо пройти полный круг по доске, привести их в свой «дом» или «хату» и убрать их с доски ранее, чем это удастся сопернику. Известно две разновидности игры – короткие и длинные нарды.

Особенности игры в короткие нарды

Правила игры в короткие нарды с рисунком помогут вам наглядно представить, что точно нужно делать. Вам понадобится доска с 24 ячейками, именуемых пунктами. Эти пункты делят на 4 группы, включающие каждая по 6 ячеек и именуемые «двор», «дом», «двор противника», «дом противника». Между домом и двором находится планка «бар», выступающая над доской.

Согласно правилам игры в короткие нарды для начинающих, вам следует пронумеровать пункты для каждого из игроков отдельно, начав с его «дома». Самому отдаленному от вас пункту присваивается номер 24, он же является номером 1 для противника. Каждому игроку понадобится по 15 шашек, которые размещают так: 5 шашек в шестом пункте, 3 шашки в восьмом пункте, 5 шашек в 13 пункте и 2 шашки в пункте 24.

Ваша цель – передвинуть все шашки в позиции своего «дома» и убрать их с доски, чтобы выиграть.

Правила игры в нарды гласят, что каждый из игроков выбрасывает одну кость, чтобы установить очередность хода. Тот, у кого оказалось большее число, перемещает свои шашки на соответствующее количество пунктов. Затем игра строится следующим образом:

Нюансы игры в длинные нарды

Разобраться в правилах игры в нарды с картинками для начинающих будет совсем несложно. Они выглядят так:

Если у вас возникают вопросы, стоит прибегнуть к следующей литературе:

  1. Ахундов Н. Ф. «Справочник по длинным нардам: Теория и практика игры» (2012).
  2. Шехов В. Г. «Нарды: от новичка до чемпиона» (2009).
  3. Чеботарев Р. «Длинные нарды» (2010).
  4. Ахундов Н. Ф. «Школа игры в длинные нарды» (2009).
  5. Магриль П. «Нарды» (2006).
  6. Клэй Р. «Нарды. Стратегия победы» (2010).
  7. Фадеев И. «Нарды – игра тысячелетий» (2009).

Если вас увлекла эта игра, предлагаем также ознакомиться с правилами игры в

Доска для нард похожа на шахматную, только действие происходит с внутренней стороны, а не с внешней, как в шахматах. Поле разделено на 24 лунки, по 12 с каждой из сторон поля. Используется 30 шашек, по 15 штук разного цвета у каждого из двоих играющих, два зара. Зары - обычные игральные кости (кубики).

Расстановка фишек, начало и цель

Нарды длинные. Каждый игрок устанавливает все свои шашки в первую лунку правого верхнего от себя угла доски. Правая её часть называется двор белых, левая – двор черных. Первым ходит тот, чей зар покажет больше очков при броске. Вторую игру начинает победитель. Цель игры – перевести все свои шашки против часовой стрелки на последнюю четверть доски, «дом» (если для своих фишек считать первой ту, где они стоят) и затем выбросить их. Для совершения хода бросают оба кубика. Если хоть один из них упал на ребро доски или вылетел за её пределы, бросок повторяют. Количество выпавших очков определяет число лунок, на которое можно двигать одну или две фишки (какие именно, решает сам игрок).

Движение шашек в длинных нардах

В первый ход одну шашку двигают на то количество лунок, которое покажут зары. За один раз с «головы» (лунка, в которую их ставят в начале) можно брать только одну фишку. Исключение делается в том случае, если на кубиках выпало одинаковое число («куш», допускается четыре хода), тогда можно снять две фишки. Например, если выпали «двойки», есть такие варианты:

Снять с «головы» одну фишку и сходить ею четыре раза по две лунки;

Снять две, и сходить обеими два раза по две;

Снять две, одной - один ход на два деления, второй три хода по два деления.

Когда на поле все шашки, при «кушах» ходят четыре раза, какими фишками и как, решаете сами. Запрещено ставить шашку в ту лунку, где уже стоит чужая, на «голову» своей ставить можно. Если, например, в первый ход выпали «куши» шестерки, единственный вариант – снять две шашки и переставить их в седьмую лунку, следующий ход попадает на «голову» чужих фишек.

Игроку нужно не только как можно быстрее передвинуть свои фишки на последнее поле, но при этом еще и мешать двигаться сопернику, занимая как можно большее количество лунок. Тогда противник будет терять ходы и у него будет меньше вариантов передвижения. Если после броска некуда ходить из-за того, что все возможные для хода деления заняты чужими шашками, пропускают кон. Отказываться от хода, даже если он не выгоден, нельзя.

Выбрасывание фишек, конец игры

Начинать выбрасывать шашки можно только тогда, когда все они будут в «доме». Скидывают их по количеству выпавших очков: выпало 6 и 4, удаляются шашки с шестой и четвертой от конца поля, лунки. Если в гнездах, номер которых выпал, нет фишек, делается ход на это число (выпал 1 и 2, когда все стоят на шестой лунке – делается ход на 1 и 2 деления; 6 и 5 когда все уже на первом поле - просто выбрасываются две).

Ничьих не бывает, победит тот, кто первым сбросит все шашки. Ваш бросок!

Новичка, который только хочет ознакомится с правилами игры в нарды, сперва может отпугнуть видовое разнообразие этого настольного развлечения. Но, как и везде, не стоит пугаться заранее. Сперва – изучите общие правила игры, которые в дальнейшем помогут вам освоить другие вариации этого развлечения. А вариаций в общем-то две: короткие и длинные нарды. Существенным отличием этих двух видов друг от друга является возможность сбивать шашки оппонента, а также начальная постановка фишек. Но в обоих вариациях есть победитель и проигравший – тот, кто смог первым выстроить свои шашки за бортом.

  • Кроме того, что в нардах несколько вариаций игры, здесь также есть три типа победы, каждый из которых характеризуется преимуществом игрока на момент взятия верха над оппонентом.
  • Ситуация, когда проигравший не успел завести все свои шашки в дом, а победитель в свою очередь вывел свои за пределы доски, называют «Марс».
  • Второй вариант, это когда проигравший все-таки довел свои шашки до дома, но вывести за пределы доски он их не смог, называется «Домашний Марс».
  • Кокс имеет свое обозначение в коротких и длинных нардах. Согласно правилам, такая победа зачитывается, когда проигравший не сумел сместить шашки из дому. В коротких нардах – когда побежденный не успел снять ни шашки из бара.

По балам все так же достаточно просто. Простая победа – 1 балл, марс – 2 балла, домашний марс – 3 балла, за победу кокс – 4 балла.

Как играть в длинные нарды – основной принцип игры

В таком типе игры 2 игрока соревнуются между собой на доске, которая разделена на 4 подгруппы, в каждой по 6 ячеек. Партия начинается с того, что оба игрока выстраивают «Голову» – все 15 шашек в одну линию на краю доски.

Задача игрока – переместить все свои шашки в дом и снять их с поля быстрее, чем это сделает противник.

Право первого хода отдается тому, у кого выпала большая комбинация на игральных костях. За один ход двигается лишь одна шашка. Исключением является случай, когда на первом ходу партии выпадает дубль.

Согласно результату броска, оппоненты двигают нарды против часовой стрелки, но переставлять свою шашку в ячейку, которая занята шашкой оппонента, нельзя. На одну ячейку можно ставить все свои шашки. В случае, когда совершить ход невозможно, право хода передается сопернику.

Как только шашки заводятся в дом, их можно начать снимать с доски.

Как играть в короткие нарды – основной принцип игры

Так же, как и в длинных нардах, здесь имеется 4 поля, по 6 ячеек в каждом, в сумме 24. Суть игры – провести шашки в дом и вывести за борт быстрее, чем это удастся сделать сопернику.

Но, процесс игры кардинально отличается от длинных нард: здесь шашки движутся друг на друга, при этом даже можно сбивать шашки оппонента с ячейки. Правда, только если шашка стоит на ячейке в одиночестве. За один ход можно сбивать несколько шашек. Все они отправляются в «бар» – центр доски. Ходить можно 1-2 шашками, но если выпадет дубль (комбинация на игральных костях, когда на обеих кубиках одинаковое число). Если игрок еще не вернул все свои шашки из «бара» на доску, он не имеет права ходить остальными.

Как и в длинных нардах, игрок, который завел свои шашки в дом первым и вывел их за доску – победил.


Почему стоит научится играть в нарды

Игра в нарды – отличный способ скоротать время, когда заняться совсем нечем. Также в поездах очень часто можно встретить игроков в нарды. Это отличный способ завести новые знакомства во время игрового процесса или просто понаблюдать со стороны за игрой двух матерых игроков.


Нарды - очень древняя и захватывающая игра. Одним из основных и распространенных вариантов являются длинные нарды. Они признаны международным сообществом, как спортивная дисциплина, и уже несколько лет проводятся официальные турниры.

Не многие могут похвастаться даже не столько хорошей игрой в нарды, сколько просто умением играть, знанием отдельных правил. Вот основные условия, освоив которые, можно уже вполне грамотно играть в длинные нарды и впоследствии достигнуть достойного уровня.

Цель игры в этот вид нард - пройти всеми шашками (против часовой стрелки) полный круг, зайти в дом (последняя для движения четверть доски) и выбросить их раньше противника.

Она рассчитана на двоих игроков. Происходит турнир на специальной доске, которая разделена на левую и правую части, где расположено по 15 шашек, причем у каждого игрока - разного цвета. Право на первый ход определяется выкидыванием одной зары (игрального кубика), набравший больше начинает первым. Если количество очков равно, то бросают зары еще раз.

В игре "длинные нарды" правила позволяют объявить недействительным бросок зар противником, сказав во время броска слово «кестум». При броске необходимо, чтобы обе зары упали и устойчиво легли на одну грань в одной половине доски. Если это не случилось, то бросок повторяют. Выпавшее количество очков определяет на сколько «пипсов» игрок может передвинуть шашки. Не разрешено делать ход двумя шашками на число, приходящееся на один кубик. При выпадении на обоих зарах одинакового количества очков (дубль, гош, паш, куш), они удваиваются.

На одном поле разрешается ставить неограниченное количество шашек, но нельзя ставить на клетку противника. Можно запереть проход шашки противника, выстроив подряд шесть своих шашек. Запрещается блокировать все 15 шашек другого игрока - хоть одна чужая шашка должна пройти в дом.

Если у игрока нет ни одного варианта хода, то очки, выброшенные на зарах, пропадают и ход переходит к противнику. При возникновении такой ситуации, когда можно сделать один ход, игрок обязан выбирать больший.

Исходное положение шашек при игре в нарды правила называют «головой», поэтому начальный ход именуют «брать с головы», причем допускается снимать только по одной шашке за ход (исключение составляет первый ход, где совпадает 3:3, 4:4 и 6:6). В случае выпадения этих комбинаций при первом ходе разрешается снимать только две шашки. Когда второй игрок имеет больше вариантов выпадения зар, при каждом варианте можно снять с головы две шашки. Ему, кроме головы оппонента, будут мешать те шашки, которые он уже до этого снял: в том случае если противник в первом броске кинул 2:1, 6:2 или 5:5, то второй игрок снимает вторую шашку также при бросках 5:5, 6:2 и 4:4.

Существует множество стратегических и тактических приемов игры, но главным остается захват более выгодных позиций, в идеале загоняя противника в позицию, при которой у него на какое-то время нет ходов - «марс».

На завершающей стадии предусматривают выбрасывание шашек за пределы доски. Это можно делать лишь только в том случае, если все они пришли в дом. Можно использовать выпавшие очки на передвижение шашек внутри дома или выбрасывать с полей, соответствующих очкам на зарах. При их отсутствии на старших полях, игрок может выкидывать шашки с младших полей.

В нардах нет идеального варианта хода, зачастую приходится выбирать лучший, из нескольких доступных вариантов.

В игре нарды правила не позволяют быть ничьей. Игрок, выбросивший последние шашки из дома, считается победителем.

Появившись на Востоке, нарды стали игрой интернациональной. Существующие правила, нарды получили благодаря большому росту числа поклонников этой замечательной игры, многоязычному, в том числе украинскому - «правила гри в нарди», переводу принципов, тактики и стратегии.