Картотека дидактических игр по грамоте. Игры и игровые упражнения по обучению грамоте

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук?").
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
Ра на
По ра
Ко ра
Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).
Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.
Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).
Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а - а - а - о - о - о - о - а
рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра "Кто быстрее, кто больше?".
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?".
Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Подбор синонимов, антонимов, анонимов.
Труд, работа;
День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
Лисичка гриб, лисичка животное.
Игра "Сложи словечко".
Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".
"Звуковые" игры
("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатыk4;ает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
http://www.razumniki.ru/

Елена Перевалова
Дидактические игры по обучению грамоте

Дидактические игры

Перевалова Е. Н.

Дидактическая игра «Нужные знаки»

Цель :

Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию. Развивать воображение детей, умение составлять различные предложения. Уметь составлять схему предложения, уметь читать готовую схему предложения.

1 вариант игры .

Детям раздается по три разных знака.! ? .) Воспитатель (водящий) озвучивает предложение с определенной интонацией, дети должны отгадать какое по интонации это предложение и поднять соответствующий знак. Например, воспитатель говорит :

Ребята, какая сегодня погода на улице (дети должны поднять знак)

Когда дети усвоили правила игры , водящим может быть любой ребенок, тем самым развивая интонационную речь и мышление.

2 вариант игры

Водящий (воспитатель) предлагает схему предложения и ставит в конце предложения знак. Ребенок должен придумать предложение по данной схеме с тем знаком, который стоит в конце предложения. Или водящий произносит предложение, а ребенок составляет схему к данному предложению и отгадать знак который нужно поставить в конце предложения.

Дидактическая игра по развитию слогового анализа

«Телеграмма »

Цель : Находить по слоговым схемам нужные слова. Закреплять умение делить слова на слоги.

Ход игры : Каждому ребенку подгруппы приходит «телеграмма » , на которой напечатан определенный слог (он может быть любым по счету в слове) и точками указано количество слогов в слове. На столах разложены карточки с картинками. Ребенок по слоговой схеме должен найти нужное слово (расшифровать телеграмму , соотнося содержание «телеграммы » с картинками.

Дидактическая игра «Веселый поезд»

Цель : Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал : У каждого ребенка на руках предметная картинка «билет на поезд»

Ход игры : Детям предлагается определить количество слогов в слове на своей картинке (билете) и посадить картинку в тот вагон, в котором цифра соответствует количеству слогов в слове. (какая цифра на вагончике столько должно быть слогов в слове)

Дидактическая игра «Кто-кто в домике живет?»

Цель : Упражняться в подборе слов с определенным звуком (мягким или твердым) Уметь расселить слова по домам.

Ход игры:

1 вариант игры

Дети делятся на две группы и раздаются домики, куда они должны расселить жильцов, например в домик зеленый селим жильцов с мягким звуком Н, а в синий домик жильцов с твердым звуком З

2 вариант игры

В зеленый дом селим всех жильцов, название которых начинается на мягкий согласный, а в синий дом жильцов название которых, начинается на твердый согласный или гласный звук.

Дидактическая игра

«Сложи картинку - узнай сказку»

Цель : Развиваем мышление детей, память, умение складывать несколько частей в единое целое. Развиваем связную речь детей, умение составлять предложения.

Ход игры : Детям предлагаются разрезные картинки с сюжетами знакомых сказок. Необходимо собрать картинку (пазл, отгадать из какой сказки данный сюжет, по возможности попросить ребенка рассказать данную

Дидактическая игра «Заселим дом»

Цель : Закреплять умение делить слова на слоги. Закреплять умение составлять цепочки примеров, формировать навык счета в пределах первого десятка закреплять умение решать простейшие примеры на (+) и (-)

Ход игры:

Предлагается распределить слова по своим квартирам. На первом этаже поселяются слова, которые имеют один звук, на второй этаж поселяем слова, которые состоят из 2-х слогов, на третий этаж слова из 3-х слогов, и на четвертый этаж слова их 4-х слогов.

Примеры составлять начинаем с первого этажа, ответ первого примера будет началом второго примера, который расположится на втором этаже дома и т. д.

Публикации по теме:

Презентация дидактической игры для закрепления материала по обучению грамоте «Играем вместе» Дидактическая игра для закрепления материала по обучению грамоте «Играем вместе» Игра для закрепления материала по обучению грамоте. Цель.

Дидактические игры по грамоте для детей старшего дошкольного возраста изготовлены в докомпьютерный период, когда буквы писали по трафарету.

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте «Речевые олимпийские игры» КОНСПЕКТ Итогового занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте «РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» Подготовила – провела.

Перспективное планирование «Дидактические игры по подготовке к обучению грамоте детей 5–6 лет» ОКТЯБРЬ 1 неделя «Передай ритм» «Четвёртый лишний» развивать ритмический слух, слуховую память; упражнять в выделении первого звука в слове.

Всем здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию «Звукоград» и "Буквоград". Первый год веду подготовку к грамоте с дошкольниками. Занятия.

Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры со звуками и словами» ПРОЕКТ ПО ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ЛОГОПЕД: БОЛОТОВА И. М ВОСПИТАТЕЛИ: СМИРНОВА С. А ШАРЫГИНА Л. Е ДЕТИ РОДИТЕЛИ.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 2 »

Дидактическое пособие

Выполнил:учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» Иваненко Ирина Александровна

Тулун 2014г. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития. Л.Д. Рубинштейн

Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам.

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра, имеющая весьма разнообразное значение в нашей жизни. В играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Они заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы, стимулирующие развитие детей.

Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей. Особое значение приобрели игры для учебной деятельности. Они дополняют традиционные формы обучения, способствуют его активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приёмами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.

Игры, предложенные ниже я включаю в уроки обучения грамоте. Моим обучающимся очень нравится!

1) Наши гости М ышка и М ишка. Они помогут нам выделить новые звуки и обозначить их буквами.


2) Наши гости очень любят кататься на… . Раскрасив детали с буквой М, вы узнаете вид транспорта. (Раскрасить детали с буквой М).

3) Составим машину из геометрических фигур и наши друзья смогут продолжить путешествие.

Второй урок по теме. (звук моря) С нами будет путешествовать Бегемотик. Но, чтобы нам не остаться на берегу, мы повторим, что узнали вчера на уроке. 2) На горизонте появились облака, давайте их разгоним, прочитав слова.
- Какое слово «лишнее»? Почему? Отправляемся в плавание. (музыка) мы должны выполнить…

4 ) Прямо по курсу остров, состоящий только из букв. Показать карточки с одинаковыми буквами.

Плывем дальше. 5) Доскажи словечко. Зеленеет даль полей,Запевает соловей.В белый цвет оделся сад,Пчелы первые летят,Гром грохочет. Угадай,Что за месяц это? … (май)
Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал,А проснувшись, стал реветь.Этот зверь – лесной … (медведь)
В подполье, в коморкеЖивет она в норке,Серая малышка.Кто же это? (мышка)
В черном поле заяц белыйПрыгал, прыгал, петли делал.След за ним был тоже бел.Кто же этот заяц? … (мел)
6) Возвращаемся назад к берегу. Целый день паслись у сосенДве подружки Ме и Му.Мяу грел бочок на солнце,Бе весь день мешал ему.Кря купался рядом в речке,Кукареку песни пел,Гав валялся на крылечке,Хрю под кустиком сопел.А теперь, дружок, напомни,Назови по именамВсех, кто в этот жаркий полденьНа глаза попался нам.(коза, корова, кошка, овца, утка, петух, собака, поросенок)
-Что можете сказать о словах? (нет буквы М в словах) - Кто из героев мультфильмов путешествовал на необычном транспорте? (Мамонтенок)

2) Посмотрим в иллюминаторы. На небе облака, ничего не видно. Прочитаем слова
Второй урок по теме. Мы продолжаем космическое путешествие. Наша ракета всё дальше удаляется от Земли. (музыка) 1) Посмотрите в иллюминаторы. Мы видим звездный дождь, но необычный. Давайте прочитаем слоги, а из слогов составим слова.

2) У нас по курсу планета. На планете необычные дома – в форме букв. Найдите улицы с одинаковыми домами.
3 ) Самый трудный этап полёта – выход в открытый космос.

к Земле. Посмотрим в иллюминаторы, где мы совершим посадку. (Раскрасить детали с буками Р). - Кого мы поймали на месте приземления?
5) Доскажи словечко. Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых.Меня увидишь за версту,Зовусь я … (подосиновик)
Я – хозяйка разных сновПро дельфинов, про слонов,Про дворцы хрустальныеИ про звезды дальние.Вы ложитесь, и на ушкоВам нашепчет сны… (подушка)Он круглы и сахарный,Как глаз светофора.Среди овощейНет сочней… (помидора)Он с бубенчиком в руке,В сине-красном колпаке.Он веселая игрушка,И зовут его… (Петрушка)
6) Наше путешествие подходит к концу. Но вернуться на Землю мы сможем в том случае, если правильно сконструируем ракету. (музыка)
Вот мы и совершили посадку.

Второй урок по теме.
1) (работа в группах) -Давайте отгадаем к кому сегодня мы отправляемся в гости. Из последних слогов двустиший составьте слово. Черный ворон на дубу С белой крапинкой на л… (бу) От дождя блестит кора, Вдалеке видна го… (ра) Нелегко туда пройти, Мост разрушен на пу… (ти) В замке светится окно А в горах уже тем… (но) Превосходная картина! Кто художник? (Буратино)
2) Расшифровка фразы. -Кто самый злой герой сказки?

Карабас-Барабас знал тайну, которую скрывал от всех. Давайте расшифруем и узнаем его тайну. (музыка) 33, 9,15,1,32, 20,1,11,15,21
12,13,32,10,12,1.

(Я знаю тайну ключика.) Мы с вами тоже должны узнать тайну ключика.
3) По пути Буратино встретил девочку с голубыми волосами. -Как ее зовут? Мальвина решила заняться обучением и воспитанием Буратино. –задания.
4) Дуремар узнал, где спрятан ключик, и со всех ног побежал к Карабасу-Барабасу рассказывать.– задания.
5) Буратино надоело учиться, и он убежал от Мальвины. По дороге встретил… (музыка) -Куда повели Буратино Лиса Алиса и Кот Базилио? -Прочитаем вывеску на воротах.

-Чтобы попасть в страну Дураков, надо составить слова. бкисраоеылтн

6) А чтобы вернуться из страны Дураков, надо составить танграм.

7) Раскрасить детали с буквой Б.

1) -Прочитайте слоги. ВОЗ ПА РО -Составьте слово. - На чем мы сегодня будем путешествовать?
2) Паровозик привез нас на станцию, где мы узнаем… 3) Паровозик привез нас на необычную станцию. На вокзале много вывесок, среди них есть одинаковые, которые нужно убрать. Показать одинаковые карточки цветом.


4) Едем дальше. Посмотрите в окно. -Что видите? -Внимательно рассмотрите картинку. (убрать, показать вторую) -Что изменилось?
-Назвать, какие предметы на картинке начинаются на букву П. 5) По радио передают вот такое задание. Доскажи словечко. За лугами, над водойХлынул дождик проливной,А потом повислоВ небе коромысло.Ребятишек радуетЦветная … (радуга)
В реке большая драка:Поссорились два… (рака)
Лесники ее котятВзять домой не захотят.Ей не скажешь: «Кошка, брысь,»Потому что это… (рысь)
Слон шагает по дороге.Вот так хобот! Вот так ноги!Под слоном прогнулся мост.У слона огромный… (рост)6) Раскрасьте детали с буквой П и узнаете, какой вид транспорта встретился Паровозику на пути.

1) Сегодня мы опять мы будем путешествовать, а на каком виде транспорта узнаете, отгадав загадку.

Без разгона в высь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет Наш российский… (вертолет) -Почему полетим на вертолете? 2) Прежде, чем взлететь, мы должны проверить, все ли в порядке. Составим из деталей вертолет.

3) На борт вертолета поступило вот такое сообщение. Доскажи словечко. Как зовут меня, скажи,Часто прячусь я во ржи,Скромный полевой цветок,Синеглазый… (василек)
-Не пойму, ребята, кто вы?Птицеловы? Рыболовы?Что за невод во дворе?- Не мешал бы ты игре,Ты бы лучше отошел,Мы играем в …(волейбол)

Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая-Известная персона.Это … (ворона)
4) Наш вертолет чуть не потерпел крушение. Посмотрите, на сколько деталей он мог разрушиться. Раскрасьте детали с буквой В.
5) Наше путешествие подходит к концу. Пора приземляться. А куда? Мы узнаем, выполнив следующее задание. Наш вертолет может приземлиться на карточки, где одинаково написаны буквы.


1) -Как вы думаете, куда сегодня мы с вами отправимся в путешествие (в названии есть буква Ф)?

Что вы знаете об этом континенте?
2) Обезьянка – очень любопытный житель Африки. Она хочет все знать. -Что вы ожжете рассказать ей про букву Ф? 3) (работа в паре) Нас встречает еще один коренной житель Африки. Он умеет не только работать со змеями, но и заколдовывать буквы. Найдите, среди букв, и прочитайте, кто с нами играет в прятки. Кто играет в прятки? КНОТИГР ЯАЖОМЕДВЕДЬ ЦЯЮХДЯТЕЛИСА АНИ ЁСЛЕНОТУШКАНЧ ИКМФЭЬВОЛК УЛДГУСИНДЮК ИТЫЪЩЕГОЛ СЙВБЗАЙКА БАНИРШЛОШАДЬ АЛУ МОРЖКОЗА ПОЧАЖУКЕНГУРУ БИРШЛОСЬ ЩСИРУ ПЧЕЛА СКАКТЖИРАФ ЬФУЛЕВОРОН ДЕИНИЦАПЛЯ ЯГУШКАСЛУ

Что значит «ловить ворон»? -_Кто из этих животных живет в Африке?
4) Почтальон принес нам письмо. Оно пришло из далека, из Америки. Жители этого континента хотят, чтобы это растение росло и в Африке. -
Составить из букв название растения.

Что знаете про кактусы?
5) -Какие еще птицы живут в Африке? Страус так торопился к нам на урок, что Перепутал все буквы. Показать цветом Карточки с одинаковыми буквами.

1) -Посмотрите на слова и скажите, какую букву сегодня мы будем учить? *олова кру*и ? сапо*и дру* *лаза берло*а

2) Давайте выберем маршрут путешествия, прочитав стихотворение. Доброй летнею порой Бродим по лесу с сестрой. Хоть устали от ходьбы- В кузовках у нас грибы. -Куда сегодня отправимся? А поможет нам гриб- боровик в путешествии по сказочной грибную слободке. 3) -Давайте попробуем сделать букву Г из бумаги.
4) Гриб – боровик принес нам необычные буквы и просит составить слово из этих букв.

5) Чтение слогов. -На лесной поляне выросли необычные грибы. На них написаны слоги. Давайте прочитаем.

Найти и прочитать на карточках слоги с буквой Г. КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФЭЬВОЛКУЛДГУ СИНДЮКИТЫЪЩЕГО ЛСЙВБЗАЙКАБАНИРШЛОШАДЬАЛУМОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕНГУ РУБИРШЛОСЬЩСИРУ ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФУЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛЯЯГУ ШКАСЛУ

6 ) Гриб-боровик привел нас в грибную слободку и просит раскрасить его портрет.


Наш гость Дельфин.

1) Давайте раскрасим нашего портрет нашего гостя. (детали с буквой Д)

2) Наш гость заблудился в океане. Давайте поможем найти ему нужный курс. Для этого нужно найти и показать карточки с одинаковыми буквами.

3) По курсу неизвестный объект. Давайте поможем его разгадать. Доскажи словечко. У меня знакомых тьма, Не могу их счесть сама. Потому что, кто придет, Тот и ручку мне пожмет. Людям рада я, поверь, Я – приветливая… (дверь)
Ежик вырос в десять раз, Получился… (дикобраз)
В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись… (дятел)


Второй урок по теме.

1) -Отгадайте загадку.

Такое лишь в сказке волшебной случается:

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, славно перышко,

Со сказочным принцем знакомится….. (Золушка)

-К кому мы сегодня отправляемся в гости?

2) Чтобы Золушка смогла поехать на бал, мы должны выполнить следующее задание. Показать цветом карточки с одинаковым показом.

3) Доскажи словечко. Для бала еще нужно красивое платье. Выполнив следующее задание, крестная подарит Золушке бальное платье. Мчится без оглядки,Лишь сверкают пятки.Мчится что есть духу,Хвост короче уха.Живо угадай-ка,Кто же это?... (зайка)
Просыпаться утром раноВместе с солнышком румяным,Заправляю сам кроватку,Быстро делаю… (зарядку)

Ясными ночкамиГуляет мама с дочками.Дочкам не твердит она:«Спать ложитесь, поздно!»,Потому что мать-луна,А дочурки-… (звезды)

Я сижу, едва не плача:Очень трудная… (задача)
Вот Золушка в красивом бальном платье и готова ехать на бал (музыка).


Наш гость сегодня Ёжик.

1) - С чем сравнивают часто Ёжика? (с ёлкой) Ёжику пришло письмо, в котором лежат странные буквы. Составьте из этих букв слово.

Наша гостья Баба Яга.

1) Баба Яга, пролетая над школой, заколдовала буквы. Покажите карточки с одинаковым показом.

2) Баба Яга продолжает творить плохие превращения. На этот раз она заколдовала слова. Давайте их расколдуем и прочитаем.

3) Баба Яга решила сделать доброе дело и оживила букву Я. Посмотрите, какая она получилась: веселая, румяная, добрая.
4) Буква Я решила отблагодарить Бабу Ягу и угостить ее ягодами, но на поляне растут вместо ягод буквы. Прочитав слово, ягоды будут расти снова.

5) В благодарность ягоды решили подарить вам самое отличное слово для вас. Прочитайте его.




У нас сегодня в гостях цыплята Цып и Цыпа.


1) Цыплята учатся читать по слогам.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки.

- Цып – цып – цып! Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А, пропищали дети… (ЦА)

Прибежал задорный О, пропищали дети… (ЦО)

Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ЦУ)

Прибежал зазнайка И, прочитали дети…(ЦИ)

2) Цыплята решили выбрать себе одинаковые карточки с одинаковыми буквами, чтобы никому не было обидно.

3) Цыплята решили сделать подарок своей маме и подарить ей букет цветов. Но на поляне растут интересные цветы. Посмотрите и прочитайте слово.



4) Такие цветы маме Цыплята решили не дарить,

а раскрасить цветок и подарить на память.

5) А мама подарила детям печенье из

геометрических фигур. Давайте составим

много цветов.

Литература.

1.В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя»

2. С.Л. Морозов «Занимательная грамматика»

3.журнал «Начальная школа»

4.газета «Начальная школа»

5. «Мишуткина пропись» художник И.Н. Приходько

6.Раскраски «Веселые прописи» художник О. Святкова

7.Раскраски «Посмотри и раскрась» художник О.Святкова

21

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Теремок» Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте Воспитатель: Калашян Оксана Валерьевна г.п. Пойковский 2016 г

2 Дидактическая игра «Найди букву» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа буквы, посередине - полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

3 Дидактическая игра «Найди картинку» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.

4 Дидактическая игра «Твердый-мягкий» Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б] [бь]) Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука. Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

5 Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа схемы звукового анализа слов, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.

6 Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

7 Дидактическая игра «Посчитай слоги» Цель: совершенствование навыков слогового анализа. 1.Вариант Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.

8 2. Вариант Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.

9 «Найди букву» Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах. Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине похлопать в ладоши, если в конце похлопать АО коленкам. «Что бывает?» Цель: развивать речь, мышление, остроту ума. Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д. Например, можете задавать такие вопросы: 1) Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша); 2) Что бывает глубоким? (тарелка, озеро, речка, колодец); 3) Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка); 4) Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь). Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д. «Какое слово длиннее?» Цель: развивать речь, внимание?» Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе коротким. Задача малыша на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче. «Волшебные звуки» Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу. Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия. «Составь слово из слогов» Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух. Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на

10 команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты. «Волшебники» Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде. Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание. В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше». 1-е задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву: 1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа; 2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск. 2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово: 1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка); 2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат). 3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно: 1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш); 2-й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор). 4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов: 1-й вариант: город ложка варенье (голова), атаман курица лава (акула); 2-й вариант: солнце батон карандаш (собака), коробка локоть колбаса (колокол). За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием. «Красный и синий мячи» Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.

11 Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок. Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру. «Пишущая машинка» Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные. «Корова и слово» Цель: развивать фонематический слух, реакцию. Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т.д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?» Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук в данном случае «а». Кто зазевался выбывает из игры. В эту игру можно играть с группой от 3 человек. «Продолжи слово» Цель: развить речь, звуко-буквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас. Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько

12 слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т.д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой слог, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. «Угадай букву» Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает. «Где спрятался звук?» Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове. Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная если работа идет с гласным звуком, синяя с согласным). Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке. «Где наш дом?» Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки. Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш). Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

13 «Поезд» Цель: развитие умения определять количество звуков в слове. Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных. Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям - ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй из четырех звуков, в третий из пяти звуков». По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места. «Угадай слово» Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы. Необходимые материалы: карточки с согласными. Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми. «Живые буквы» Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ. Необходимые материалы: карточки с цветными буквами. 1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке. 2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 256» Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет» Подготовила: воспитатель Тарасова

«Поймай звук» Цель: учить узнавать звук на фоне слова. Педагог называет слова, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук. «Сигнальщики» Цель: развивать фонематический

Картотека дидактических игр и упражнений «Основы первоначальной грамоты» Разновозрастная старшая подготовительная к школе группа 2015 год «Магазин» Цель: Продолжать развивать умение определять первый звук

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Игры, направленные на развитие звукопроизносительной стороны речи и фонематического восприятия. В основе усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза, лежит сформированность фонематического восприятия

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЧАСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Составила: Студентка 51 группы Лагранж М. В. Преподаватель: Сапожникова

Подготовила: учитель - дефектолог, учитель - логопед Зайцева М.А. Консультация для родителей «Как учить ребенка читать» Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, умеющим читать

Занятие 1 по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Звук и буква «А» Цель: формирование представлений о звуке и букве «А» Задачи: Образовательные: 1.Познакомить с артикуляцией

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР - детский сад «Колосок» Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. (в рамках методической недели по плану преемственности

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Автор: учитель логопед Богданова Н.В. г.приозерск Разработанные мною дидактические игры, способствуют развитию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 84 КОМБИНИРОВААНОГО ВИДА Конспект НОД по познавательному развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе. Тема: Буква

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ. Практически каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок быстро овладел навыками чтения. Однако, на практике это оказывается не таким простым делом. Как

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Установлено, что уже на ранних

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила учитель-логопед: Е.Н.Мель 2014г. Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:

МДОУ ДС с. Пушанина КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ? Воспитатель Луконина С.В. С. Пушанино 2015 год Как учить ребенка читать? Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 К О Н С П Е К Т Игры занятия по обучению грамоте «Сюрприз от Степашки» в подготовительной к школе группе Составила: Воспитатель

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Обучение детей грамоте «Секрет волшебного цветка» Подготовила: воспитатель высшей категории Орлова Татьяна Андреевна

Досуг в подготовительной к школе группе в форме игры «Умники и умницы» Данный материал помогает обобщить знания и умения детей по направлениям развития (речевое, познавательное развитие) и сформировать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Выступление на заседании творческой группы Цель: представить свой педагогический опыт работы с новым методическим инструментарием конструктором ТИКО ГРАММАТИКА В этом учебном году я стала работать с конструктором

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Дети образуют полукруг.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7, г. Кизел, Пермский край Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе Подготовила: воспитатель Клементьева Екатерина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории "Березка" села Кривошеина Принята педагогическим советом МБДОУ «Берёзка» от 2015 г. Утверждаю

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Игра «Фотоаппарат». Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь. Игровой материал

План перспективных игр по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе. СЕНТЯБРЬ 1. Дид/игра «Бабочки». Цель: Учить детей различать и называть основные цвета. ОКТЯБРЬ 1. Дид/игра «Разноцветные кружочки».

Игры по правилам дорожного движения для детей младшей и средней группы ДОУ «Светофор» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый). Материал:

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всѐ, что мы слышим, и всѐ, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребѐнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для: Обучения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе МБДОУ я/сада «Подснежник» по коррекции слоговой структуры слова учителя-логопеда: Панченко Галины Терентьевны Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Светофор» ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый).

Подготовила: Евдокимова Елена Михайловна РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Отгадай звук по беззвучной артикуляции» А) Педагог беззвучно артикулирует гласный

Картотека дидактических игр по ПДД Составитель: Тишина Виктория Александровна, воспитатель МБДОУ МО г.краснодар «Детский сад 135» «Угадай, какой знак?» Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять

Картотека игр с признаками с использованием дидактического пособия «Уголок признаков» Выполнила: Попова Г.А. воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад 8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийск «Скатай ленту» Цель. Учить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

«Использование речевых физкультминуток и игровых упражнений в работе с младшими школьниками» Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе,

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад 378» Консультация для родителей: «Преодоление задержки психоречевого развития». Подготовила: учитель-дефектолог

Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 138» Конспект занятия: «Дифференциация звуков Б,П» Автор-разработчик конспекта: Курепина Ксения Андреевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 9» Учитель-логопед Богданова Н.В. «Дидактические игры, способствующие развитию фонематических процессов у старших

«В гости к букве «А»» Студия: «Хочу все знать» (направление «АБВГДейка») Возраст: 5-6 лет Тема: «Закрепление знаний о звуке [ а] и букве А» Цель: Закрепить умение узнавать звук [ а] и обозначать его буквой

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 83» «Винни-Пух» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Конспект итоговой НОД для детей с ЗПР средней группы Тема: «Весеннее путешествие»

Групповое логопедическое занятие «Согласование слов-предметов и словпризнаков по родам и числам». Учитель-логопед: Смирнова Елена Васильевна. Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные

Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети оказываются не в неладах

Конспект медиазанятия по теме: «Буквы А, Я, О» Образовательное учреждение - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.нягань Детский сад 1 «Солнышко»,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» города Аши Челябинской области КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» (ГБПОУ «1-й МОК») структурное подразделение

Мирюк Екатерина Леонидовна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4-5 лет «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» Дид. игра "Отгадай, что звучит" Ход: Взрослый за ширмой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 42 «Искорка» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В гости к Мишке» Программное

Маслюкова Анастасия Михайловна, учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад 460», г. Екатеринбург, Свердловская обл., Россия Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ограниченными

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад 60 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект занятия по математике для детей подготовительной

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха Составила: Боюка А.С. Базовой предпосылкой овладения письмом является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Миша и школа» (для детей старшей группы) Кипа Марины Алексеевны воспитателя участника II (городского) этапа Всероссийского профессионального

Конспект занятия кружка «Грамотей-ка» (старшая группа) 2014 г. Цели занятия: Повторить и закрепить знания о звуках и буквах. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы. Закреплять умение

ОБЩАЯ МОТОРИКА 1. Школа мяча «Школа мяча» представляет собой систему упражнений, подобранных и выполняемых в определенном порядке. Первый кон 1. Бросить мяч вверх и поймать двумя руками. 2. Бросить мяч

4582 Король Азбуки Обучающая коллекция игр с использованием букв и первых навыков чтения. Здесь содержится 7 игровых идей, степень сложности которых постепенно повышается, и они предназначены для 1 6 детей

Конспект урока Урок обучения грамоте (Урок-путешествие) УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: Знакомство с буквой «Ё ё» Разработано: учителем начальных классов Сухоруковой Н.Р. УМК «Начальная школа

«Обучение детей звуковому анализу слов» Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей сначала знакомят со звуками родного языка, а потом

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5-6 лет «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1 Уважаемые родители! В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Семицветик» комбинированного вида Истринского муниципального района Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ОНР. Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Несформированность звукового

Подвижные игры по БДД для детей старшей и подготовительной к школе групп «Разные машины» Цель. Объяснять значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность. Ход игры. Дети делятся на две

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социальноличностному направлению.

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Группа этапы I ЭТАП 5-6 лет «Длинные и короткие» ЗВУК СЛОГ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕЧЬ Цель: закреплять знания о том, что звуки в слове произносятся в; учить детей самостоятельно длинные и короткие слова «Назови

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ 1 класс Программа «Школа России» Учитель: Гуцева Жанна Николаевна УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 КЛАССЕ (по программе «Школа России»). (слайд 1) ТЕМА: Звуки [б], [б ],

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

1. Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук?").

2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
Ра на
По ра
Ко ра

3. Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

4. Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).

5. Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

2. Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).

3. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

4. Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а - а - а - о - о - о - о - а
рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра "Кто быстрее, кто больше?".

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?".

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).