Древнейшие известия о народах северного кавказа.

Кавказ - один из интереснейших регионов земного шара. Имея уникальные природные условия, исключительную стратегическую важность в системе взаимоотношений Европы и Востока, став родным домом для сотен народностей, поистине является уникальным уголком мира. Огромный научный потенциал изучения Кавказа издавна привлекал историков, археологов, этнографов, путешественников и многих других специалистов. Изучение этой горной страны, интенсивно продолжающееся уже пятое столетие, позволило накопить огромный фактический материал. Многие музеи мира горды тем, что они имеют кавказские коллекции. Написано достаточно специальной литературы о жизни, быте отдельных народов, изучении археологических памятников. Однако история этой горной страны многогранна и сложна, напоминая о том, что изучена тысячная доля того, что бережно хранит и переносит через века благодатная земля Кавказа.
По языковой структуре кавказские языки резко отличаются от всех остальных языков, расположенных в этой части мира, причем, несмотря на отсутствие непосредственного родства, между ними имеются определенные черты сходства, заставляющие говорить о кавказском языковом союзе. Их характерными особенностями являются относительная простота системы гласных (в убыхском их только две, что является мировым рекордом) и необычайное разнообразие согласных; преимущественно агглютинативная морфология; широкое распространение эргативного синтаксиса.
В III-II тысячелетиях до н.э. так называемые кавказоязычные племена жили на территориях не только Кавказа, современного Дагестана и Закавказья, но и в Месопотамии, Передней и Малой Азии, Эгеиды, на Балканском и даже Апеннинском полуостровах. Родство древнейшего населения всех этих территорий прослеживается в единстве их антропологических данных, культуры и общих языковых связях. Если учесть еще и то, что они переселялись только внутри территории своих родичей и вне этой территории почти не мигрировали, то этническую их близость можно считать доказанной, исходя из общности территории, антропологии, культуры и языка.
Древнейшее население всех этих территорий по антропологическим данным относится к европеоидной расе (раньше она называлась кавказской расой) и подразделяется на балкано-кавказскую, средиземноморскую и каспийскую подрасы. Все эти подрасы имеют много общих признаков: рост выше среднего, резко выраженная брахикефалия, узколикость, прямая или выпуклая переносица, густо растущие волосы, темная пигментация волос и смешанный цвет глаз /1/. Как пишут древние историки, пеласги на Балканах, хатты в Анатолии и этруски в Италии имели светлый цвет лица, как и многие современные нахско-дагестанские автохтоны.
Почти на всей территории Дагестана и всего северо-восточного Кавказа в эпоху ранней бронзы (3500-2300 гг. до н.э.) была распространена культура, отличающаяся поразитель-ным единством составляющих ее компонентов. Это поселение характеризуется круглопланными жилищами, сходными с ними круглыми погребальными сооружениями, оригинальной разноцветной керамикой, высокоразвитым бронзолитейным производством, продукция которого включает оригинальные предметы вооружения, орудия труда и украшения /2/.
Памятники со сходными признаками были распространены в III тыс. до н.э. не только в Дагестане, но и на обширной территории, включающей большую часть Кавказа, Восточную Анатолию и северо-восточный Иран. Эта культура получила в археологии название «куро-араксская» ввиду того, что первые ее памятники были выявлены в междуречье Куры и Аракса. Ни одна из древних культур Кавказа не имела такого широкого распространения, как куро-араксская. Элементы этой культуры проникли даже далеко на юг - в восточное Средиземноморье, в Сирию и Палестину.
К общим признакам «куро-араксской» культуры относятся: 1) заселение городища скученными круглыми жилищами; 2) определенные формы кубка; 3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике); 4) так называемые «рапиры»; археологи утверждают, что они заимствованы из крито-микенской культуры и сохранились, чуть ли не тысячелетие; 5) типичный орнамент - выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах; 6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками; 7) кремация. Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям соседней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.
Из основных признаков куро-араксской культуры - спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населению - пеласгам и родственным им племенам.
Древнейшие народы Малой и Передней Азии и их языки, как и народы и языки совре-менного Дагестана, характеризуются своей пестротой. Самыми крупными из этих народов, засвидельтвованными письменными памятниками, являются пеласги (III-II тыс. до н.э., Бал-каны), хатты (III тыс. до н.э., Малая Азия), хурриты (III-II тыс. до н.э., Месопотамия), урартийцы (I тыс. до н.э., современная Армения) и кавказские албаны (I тыс. до н.э.- I тыс. н.э., современные Азербайджан и Южный Дагестан). Тщательные лингвистические исследования И.Дьяконова, С.Старостина и других показали свыше 100 общих корней хуррито-урартийских и северо-восточнокавказских языков. Предположения о родственных связях хурритского и урартского языков с кавказскими высказывались уже в XIX веке. На научную основу этот вопрос был поставлен только в 1954 г. Были приведены факты, свидетельствующие в пользу родства урартского языка с нахско-дагестанскими языками. Оказывается, что в целом эти языки были ни северными, ни восточными и при том не только кавказскими. Поэтому И.Дьяконов /3/ предлагает для данной семьи отказаться от обозначения «северо-восточно-кавказские» и ввести специальное название «алародийские», два раза упоминаемое у Геродота для обозначения урартов.
Эти слова И.Дьяконова напоминают нам информацию, приведенную в «Алупанской книге» /4/: «Бог создал Адама («итем»). Десятый потомок Адама («итема») был Ной. Третий сын Ноя был Яфиз. У Яфиза был восемь сыновей. Его младший сын - Гемер. У Гемера было три сына. Его младший сын - Таргум (он и есть выше упомянутый Таргамон - Я.Я., Н.О.). У Таргума было восемь сыновей. Его младший сын - Алуп. При разделении владений земли от нижнего (вероятно, Средиземного - Я.Я., Н.О.) до верхного (вероятно, Каспийского - Я.Я., Н.О.) морей и от нижних (вероятно, Таврийских и Загросских - Я.Я., Н.О.) до верхних (вероятно, Кавказских - Я.Я., Н.О.) гор были переданы Алупу». Слово «Алуп» как божество мы читаем на одной из царских печатей пеласгского иероглифического письма. Следовательно, и кавказские албанцы, и современные балканские албанцы, и все названные И.Дьяконовым “алародийские” народы - потомки того самого легендарного Алупа. Вполне логично полагать, что они говорили на родственных языках.
Таким образом, в IV-III тыс. до н.э. на территориях Кавказа, Закавказья, Месопотамии, Малой и Передней Азии жили народы или народности с этнографически близкими родственными связями по антропологии, культуре, территории расселения и языку.

Ярали Яралиев
Проф. института «ЮЖДАГ», г. Дербент РД РФ


150-80 тысяч лет назад

Нижний палеолит. Широкое освоение первобытными людьми территории Северного Кавказа.

80-35 тысяч лет назад

Средний палеолит. Памятники в регионе: Ильская стоянка, останки неандертальца в Баракаевкой пещере (Северный Кавказ).

35-10 тысяч лет назад

Верхний палеолит. Появление человека современного физиологического типа и материнского рода как основной формы организации коллективов людей. Памятники в регионе: Каменная балка (Нижний Дон), Каменноостровская и Русановская пещеры, навес Сатанай (Северный Кавказ).

10-5 тысяч лет до н. э.

Мезолит. Глобальное потепление и уход на север крупных животных; возвращение древних людей к кочевому образу жизни.

6-4 тысячи лет до н. э.

Неолит. Переход от присваивающего к производящему хозяйству; начало земледелия и животноводства в регионе. Памятники: Угубековское поселение (Дагестан), Ракушечный Яр (Нижний Дон).

5-3 тысячи лет до н. э.

Энеолит. Памятники в регионе: пос. Гинчи (Дагестан), Нальчикский могильник.

III тысячелетие до н.э.

Ранний бронзовый век. Отделение кочевого скотоводства от оседлого земледелия на территории региона. Археологические культуры периода: майкопская (Северо-Западный Кавказ), куро-аракская (Северо-Восточный Кавказ), ямная (степи Приазовья).

II тысячелетие до н.э.

Средняя бронза. Заселение Приазовских степей племенами катакомбной культуры; синхронные в регионе: северокавказская (Закубанье), дольменная (Черноморское побережье Кавказа).

I тысячелетие до н.э.

Поздняя бронза. Начало распространения железных изделий (с VIII-VII вв. до н.э.). Археологические культуры в регионе: срубная (степи Приазовья-Предкавказья), кобанская (Центральный Кавказ), каякентско-хорочоевская (Дагестан); древние памятники культуры племен меотов (Прикубанье).

VIII-VII века до н.э.

Греческая колонизация Причерноморья-Приазовья.

VII век до н.э. -

Вытеснение племен киммерийцев из степей Подонья-Приазовья ираноязычными кочевниками-скифами; военно-политическая активность скифов в Азии.

VI век до н.э.

Расселение савроматов в степях Подонья.

VI-IV века до н.э.

Cуществование Скифского государства в Причерноморье.

V век до н.э.- IV век н.э.

Боспорское царство с центром в гор. Пантикапей в Причерноморье-Приазовье.

III век до н.э. - III век н.э.

Город Танаис в низовьях Дона; возник в качестве боспорской торговой фактории.

III век до н.э.

Расселение кочевых племен сарматов в южнорусских степях.

III век до н.э. - V век н.э.

Cуществование государства Кавказская Албания, включавшего в свои границы часть Северо-Восточного Кавказа.

I-II века н.э.

"Сарматизация" боспорских городов в Северном Причерноморье, возвышение знати сарматского происхождения в Боспорском царстве и новый расцвет царства.

I век н.э.

Появление ираноязычных племен аланов на Северном Кавказе и в Закавказье.

Середина III века

Появление племен готов в Волго-Донском междуречье и степях Предкавказья.

IV-VII века

"Великое переселение народов" - пик миграционных процессов на евразийском континенте.

Конец 371 года

Племена гуннов сломили сопротивление алан в регионе.

378-445 годы

Господство гуннского племенного союза в степях Восточной Европы.

Вторая половина V века

Распад гуннского племенного союза.

Середина VI века

Появление племен аваров в Северокавказских степях.

560-561 годы

Уход аваров в Паннонию под напором тюркютов.

Последняя четверть VI - первая четверть VII века

Тюркютский каганат в степях Юго-Восточной Европы.

VI-XIII века

Существование государства Алания на Центральном Кавказе.

635 год

Хан Кубрат возглавил новое государство - Великую Булгарию в Приазовье.

40-е годы VII века

Распад Великой Булгарии и подчинение ее хазарам.

654 год

Захват арабами Дербента. Начало арабо-хазарских войн в регионе.

724 год

Поход арабов на Аланию; аланы платят подушную подать арабам.

735 год

Поход Мервана в Хазарию и последующий разгром хазарского войска.

799 год

Последний поход хазар в Закавказье.

799-809 годы

Реформы кагана Обадии, официальное принятие хазарами иудейской религии.

860-862 годы

Путешествие христианского просветителя и миссионера Кирилла в Хазарию.

889 год

Вторжение кочевников печенегов в южнорусские степи.

909 год

Взятие русами острова Абесгуна на Каспии.

913 год

Нападение на хазар печенегов, гузов и алан. Поход Руси на Каспийское побережье.

943-944 годы

Поход Руси на Бердаа в Закавказье.

965 год

Поход киевского князя Святослава на Саркел.

977-985 годы

Захват Хазарии хорезмийцами; обращение хазар в мусульманство.

985 год

Поход киевского князя Владимира на Волжскую Булгарию и хазар.

1036 год

Победа киевского князя Ярослава Мудрого над печенегами.

1061 год

Первое нападение половцев на Русь.

1115 год

Переход Тмутаракани под власть Византии.

1118 год

Уход донских половцев хана Отрака в Грузию на службу к Давиду IV Строителю.

1184 год

Поход хана Кончака Отраковича на Русь.

1185 год

Поход Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев.

1202-1240 годы

Правление хана Котяна в южнорусских степях и в Венгрии.

XIII век

Переход Тмутаракани под власть адыгов.

1223 год

Битва русских и половцев с монголами на реке Калка.

1237-1240 годы

Покорение монголами народов Северного Кавказа.

1277-1278 годы

Осада и взятие ордынцами аланского города Дедякова.

80-е годы XIII века

Генуэзцы с разрешения золотоордынских ханов обосновались в Азаке-Тане.

1332 год

Создание венецианской фактории в Тане.

1395 год

Разгром Тимуром Таны.

1410, 1418 годы

Захваты Таны ордынцами.

1419 год

Тмутаракань становится генуэзской факторией.

1475-1476 годы

Захват итальянских факторий на Черном и Азовском морях турками-османами.

1502 год

Наследница Золотой Орды - Большая Орда прекратила существование.

Конец XV - начало XVI века

Начало появления казачьих сообществ на реках Дон и Терек. Начало вооруженной борьбы Османской империи и Сефевидского Ирана за влияние на Кавказе и за контроль над ближневосточными торговыми путями.

90-е годы XV века

Начало регулярных набегов крымцев на Северо-Западный Кавказ и борьба с ними адыгских этнополитических образований.

1503 год

Начало регулярных набегов крымцев на южные уезды России.

40-е годы XVI века

Первые постоянные казачьи поселения (городки) на Дону.

1549 год

Первое упоминание о донских казаках, которым Иван Грозный велел "крымские улусы воевати и недружбу царю делати".

1552-1556 годы

Завоевание Россией Казанского и Астраханского ханств и контроля за торговым путем по реки Волга; укрепление России на северном побережье Каспия.

1552, 1555 годы

Посольства адыгских (черкесских) князей и обществ в Москву. Переговоры о возможном заключении политического и военного союза.

1557 год

Посольство кабардинского князя Т.Идарова в Москву. Заключение военно-политического союза с элементами союзно-вассальных отношений между Россией и Кабардой.

1567 год

Сооружение на Сунже Терского укрепленного городка (крепости Терки-I).

60-е годы XVI века

Начало политических контактов России с тарковским шамхалом - одним из наиболее влиятельных правителей государств равнинного Дагестана.

С 1570 года

Постоянное использование российским правительством донских казаков для выполнения отдельных поручений. Официальной российской историографией XIX века этот год считался формальной датой образования войска Донского.

1571 год

Поход крымцев против Кабарды и России. Поражение союзников в противоборстве с крымским ханом.

1588 год

Сооружение русской крепости Терки-2 в устье Терека - начало формирования Терской укрепленной линии; начало, согласно казачьему преданию, службы терцев российскому царю.

80-е годы XVI века

начало политических контактов русских военных властей на Терской линии с чеченскими и ингушскими обществами, расположенными в долинах рек Сунжа и Терек.

1592-1593 годы

Поход терских казаков на Темрюк.

1592 год

Первая и неудачная попытка московского правительства подчинить донских казаков своему контролю: в "головы" казакам прислан боярский сын П.Хрущов.

1594 год

Неудачный поход русского отряда под командованием Хворостинина на Тарковское шамхальство.

1604 год

Второй неудачный поход астраханских воевод против Тарковского шамхальства в условиях роста персидской экспансии в Прикаспии.

1604-1618 годы

Участие казаков Дона и Терека в событиях Смутного времени в России.

1615 и 1618 годы

Грамоты царя Михаила Романова донским казакам, определявшие порядок взаимоотношений русского правительства и войска Донского; складывание отношений сюзеренитета-вассалитета.

20-е годы XVI века

Относительно регулярные нападения донских казаков на Крым и Турцию, не соответствовавшие курсу внешней политики России.

10-30-е годы XVII века

Установление союзно-вассальных отношений России с некоторыми из правителей плоскостного Дагестана: владетелями Тарок, Анди, Аварии, Кайтага, которые одновременно находились в аналогичных отношениях и с Персией.

1630-1632 годы

Кризис во взаимоотношениях московских властей и войска Донского.

1637-1642 годы

Взятие донцами Азова и осадное сидение в нем, завершившееся возвращением крепости туркам. Отказ правительства Алексея Михайловича принять Азов "под свою руку".

1666 год

Поход донских казаков во главе с атаманом В.Усом в центральные русские уезды.

1667-1669 годы

Поход донских казаков под предводительством С.Разина на южное побережье Каспийского моря.

1670-1671 годы

Поход разинцев на Волгу, крестьянская война в России.

1671 год

Присяга войска Донского на верность русскому царю, изменение статуса взаимоотношений войска и центральной власти.

1677 год

Удаление с должности войскового атамана К.Яковлева, при котором произошла присяга донцов российскому государю.

1686-1689 годы

Движение донских старообрядцев - наиболее значительное выступление ревнителей старой веры в России после раскола православной церкви.

1690 год

Войсковой круг постановляет, что донским казакам запрещается заниматься земледелием под страхом смертной казни.

1695-1696 годы

Участие донских казаков в Азовских походах Петра I. Переход крепости Азов под управление России.

1705-1706 годы

Конфликт из-за соляных промыслов на р. Бахмут между донским казачеством и Изюмским полком.

1706 год

Войско Донское передано Петром I в "ведение" азовского губернатора.

1707-1709 годы

Восстание под руководством Кондратия Булавина на Дону и на Волге.

1709 год

Ликвидация выборности атаманов Войска Донского.

1721 год

Подчинение Войска Донского ведению Военной коллегии.

1722-1723 годы

Персидский поход русских войск. Завоевание западного и южного побережья Каспийского моря: равнинного Дагестана, Гиляна, Бакинского и Ширванского ханств, персидских провинций Мазендаран и Астрабад.

1724 год

Стамбульский договор России и Турции о разделе сфер влияния на Кавказе. Сфера влияния России - приморские территории Дагестана и Азербайджана, Турции - внутренние территории Дагестана и Азербайджана, Грузия, Армения.

1732 год

Рештский договор России и Персии. За Россией оставлена территория в Прикаспии между реками Кура и Терек. Гилян, Астрабад и Мазендаран возвращены Персии.

1735 год

Гянджийский договор России и Персии. Отказ России от всех территориальных приобретений в Прикаспии времен Петра I. Основание крепости Кизляр на Тереке и образование Кизлярского казачьего войска по решению русского правительства.

1735-1739

1739 год

Белградский договор России и Турции, заключенный после войны 1735-1739 гг. Россия признала покровительство султана в отношении адыгов и нейтралитет Кабарды; усиление протурецких группировок адыгской знати в Черкесии и Кабарде.

30-40-е годы XVIII века

Усиление персидской экспансии в Закавказье и Дагестане.

1741-1743 годы

Участие донских казаков в войне со Швецией.

40-50-е годы XVIII века

Постоянные русско-осетинские политические и культурные контакты.

1749 год

Создание Темерницкой таможни в низовьях Дона, на территории современного Ростова-на-Дону.

1753 год

Легализация хуторских хозяйств донских старшин и казаков специальным определением Войсковой канцелярии.

1757-1761 годы

Участие казаков в Семилетней войне, в том числе во взятии Берлина в 1760 году.

1761 год

Основание крепости св. Димитрия Ростовского в низовьях Дона, около урочища Богатый источник.

1785 год

Поселение около крепости Димитрия Ростовского получило статус города, с 1797 - уездного города.

1762 год

Разрешение выходцам из осетинских и ингушских общин селиться на русской укрепленной линии под защитой русских крепостей.

1763 год

Основание русской крепости Моздок поблизости от осетинских и ингушских слобод на землях, принадлежавших кабардинским князьям.

1763-1764 годы

Перепись украинских крестьян, самовольно поселившихся на Дону. Позднее - приписка их к станицам и хуторам донской старшины.

1768 год

Русская геологическая экспедиция в горах Осетии, открытие залежей серебро-свинцовых руд.

1768-1774 годы

Участие донских казаков в русско-турецкой войне.

1769 год

Проход русского отряда под командованием Тотлебена через осетинские ущелья на территорию Грузии, принимавшей участие в войне против Турции в качестве союзника России. Действия этого отряда против турок на территории Грузии.

1770 год

Заключение договора о покровительстве между Россией и 24 старшинами ингушских обществ.

1774-1781 годы

Заключение договоров о союзно-вассальных отношениях между Россией и всеми североосетинскими обществами.

1775 год

Реформа управления в Войске Донском, образование Войскового Гражданского правительства, просуществовавшего до 1797 года. Учреждение Войска Донского Атаманского полка и Придворной Донской казачьей команды.

1777-1780 годы

Cооружение Азово-Моздокской (Кавказской) укрепленной линии, состоявшей из десяти крепостей. Начало сооружения укрепленной линии на правом берегу Кубани. Переселение на линию казаков с Волги и Дона.

1779 год

Переселение греков - выходцев с территории Османской империи и немецких колонистов в Приазовье. Переселение крымских армян в низовья Дона, возникновение города Нахичеван-на-Дону.

1783 год

Заключение Георгиевского трактата - договора о военном и политическом союзе между Россией и царем Картли и Кахетии Ираклием II.

1784 год

Основание русской крепости Владикавказ. Начало сооружения Военно-грузинской дороги.

1785 год

Начало формирования русской администрации на Кавказе - образование губерний Астраханской и Кавказской, объединенных под властью одного генерал-губернатора.

1785-1787 годы

Восстание чеченских обществ под предводительством Ушурмы (шейха Мансура), ставшее реакцией на усиление российского влияния и российского присутствия на территории Северного Кавказа.

1787-1791 годы

Участие донских и черноморских казаков в русско-турецкой войне.

1791-1792 годы

Сооружение Кубанской укрепленной линии - оборонительного рубежа на границе с владениями Османской империи в Причерноморье.

1792 год

Перевод Черноморского казачьего войска на Кубань.

1792-1794 годы

Последнее в истории восстание донских казаков против центральной власти России.

1793 год

Жалованная грамота Екатерины II Войску Донскому. Начало формирования войсковой системы землевладения. Основание административного центра Черноморского войска - Екатеринодара. Восстание в Кабарде, вызванное попыткой российской администрацией провести судебную реформу.

1795 год

Разгром Восточной Грузии войсками персидского шаха Ага-Мухаммед-хана.

1796 год

Персидский поход русских войск под командованием В.Зубова. Распространение крепостного права на юго-восточные территории России специальным указом Павла I.

1797 год

Создание Донской казачьей артиллерии.

1798 год

Казачьи офицерские чины приравнены к российским армейским. Начало формирования донского дворянства как устойчивой сословной группы. Учреждение лейб-гвардии казачьего полка.

1799 год

Участие казаков в Итальянском и Швейцарском походах русских войск.

1801 год

Присоединение Картли и Кахетии к России. Неоконченная "Индийская экспедиция" донцов под командованием М.Платова.

1802 год

Установление союзно-вассальных связей между Россией и некоторыми властителями Дагестана (Георгиевский договор).

1803 год

Установление союзно-вассальных связей между Россией и Джаро-Белаканскими вольными обществами, а также Аварским ханством.

1804-1808 годы

Указы российских властей о запрещении работорговли на Кавказе.

1804-1813 годы

Участие казачества в русско-персидской войне.

1805 год

Начало оформления сословной организации донского дворянства, избрание в общем дворянском собрании лиц для замещения выборных должностей в войсковом управлении. Образование общества Донских торговых казаков. Новочеркасск становится новым административным центром Войск Донского.

1805-1807 годы

Участие казачества в войне против Наполеона.

1806-1812 годы

1811 год

Зачисление в донское казачество около 4 тыс. украинских крестьян, ранее приписанных к казачьим станицам.

1812 год

Участие казачества в Отечественной войне. Бухарестский мирный договор с Турцией. Признание прав России на территории Имеретии, Мингрелии, Гурии и Абхазии.

1813 год

Гюлистанский мир. Признание прав России на Восточную Грузию, Дагестан, Карабахское, Гянджинское и Ширванское ханства.

1813-1816 годы

Участие казачества в так называемых заграничных походах русской армии.

1816 год

Издан указ о запрете приобретения крепостных донскими чиновниками и дворянами в центральных губерниях страны для вывоза и поселения их на Дону.

1816-1827 годы

Деятельность генерала А.П.Ермолова на Кавказе.

1818-1820 годы

Сооружение укрепленной линии по реке Сунжа.

1818-1823 годы

Постоянные военные столкновения чеченских и дагестанских отрядов с русскими.

1822 год

Волнения в Чечне, восстание в Кабарде. Царское правительство издает указ о запрете кавказским мусульманам совершать хадж в Мекку.

1823 год

Восстание в Мехтулинском ханстве.

1824-1829 годы

Становление мюридизма как идеологии движения горских народов Северо-Восточного Кавказа.

1826-1828 годы

Участие казаков в русско-иранской войне.

1828 год

Экспедиция генерала Э.Эмануэля на Северо-Западный Кавказ. Восстания адыгских крестьян. Туркманчайский мир с Ираном. Признание прав России на Нахичеванское и Ереванское ханства, а также ее монополии на обладание военным флотом в Каспийском море.

1828-1829 годы

Участие казаков в русско-турецкой войне.

1829 год

Адрианопольский мир. Признание прав России на побережье Черного моря от устья Кубани до крепости св. Николая, Ахалцикского и Ахалкалакского пашалыков.

1829-1859 годы

Освободительное движение горцев Чечни и Дагестана под руководством имамов.

1832 год

Объединение небольших казачьих войск и отрядов на Азово-Моздокской линии в единое Кавказское линейное войско.

1834-1859 годы

Возникновение и функционирование имамата Шамиля на территории Чечни и Дагестана.

1835 год

Принятие "Положения об управлении Войском Донским" и документов, которые регламентировали отношения землевладения и землепользования в регионе.

1844 год

Издано Положение о Кавказском наместничестве, предоставлявшее большие полномочия непосредственно наместнику.

1853-1856 годы

Наделение землей алдаров (знати) и крестьян в Осетии, начало межевания земель.

1856 год

Образование Кубанского и Терского казачьих войск, упразднение Кавказского линейного и Черноморского войск.

1857 год

Издан указ о запрете донским помещикам продавать землю и населенные имения представителям невойскового дворянства России.

1859-1864 годы

Завершение войны на Кавказе.

1860 год

Административно-территориальные преобразования на Северном Кавказе: учреждение губерний Ставропольской и Черноморской, областей Войска Терского и Войска Кубанского, Дагестанской области и Закатальского округа. Волнения рабочих на строительстве Волго-Донской железной дороги.

1860-1866 годы

Создание и функционирование военно-народного управления в национальных отделах Терской и Кубанской областей.

1861 год

Отмена крепостного права в России, в том числе в Земле Войска Донского и на Ставрополье. Принятие Положения об устройстве поземельного быта горских племен Кавказа.

1861-1868 годы

Борьба крестьян станицы Большинской Донецкого округа против условий реформы.

1862 год

Разрешение свободного поселения казакам, отставным солдатам и офицерам Кавказской армии и прочим сословиям России на закубанских территориях с предоставлением земли в собственность и пользование; начало складывания здесь подворного и хуторского земелевладения и хозяйства. Рабочие волнения на строительстве Грушевско-Аксайской железной дороги.

1863-1866 годы

Межевание земель на Северном Кавказе в соответствии с принципами Положения 1861 года.

1864 год

Ликвидация монополии Войска Донского на добычу угля.

1864-1867 годы

Ликвидация ханств на территории Дагестана. Введение военно-народного управления.

1865-1875 годы

Преобразование структуры военного и гражданского управления на Дону. Придание войсковому атаману полномочий генерал-губернатора. Утверждение официального названия территории - область Войска Донского.

1866 год

Реформа государственной деревни, в том числе в Ставропольской губернии. Ликвидация феодальной зависимости горских крестьян в национальных отделах Терской области. Введение государственной поземельной подати ("подымного сбора") для горского населения Северного Кавказа.

1866-1868 годы

Отмена рабства и феодальной зависимости в Дагестане.

1868 год

Ликвидация обособленности казачьих областей. Разрешение донским помещикам продавать земли представителям всех сословий России. Ликвидация отношений феодальной зависимости в национальных отделах Кубанской области. Принятие "Положений" о сельских (аульных) обществах горского населения Кубанской, Терской и Дагестанской областей. Начало распространения на Дону изданий, отражавших народническую идеологию.

1869 год

Введение судебных уставов 1864 года для негорского населения Кубани. Создание временных "Правил горских словесных судов".

1870 год

Ликвидация торговых привилегий казачества на территории всех казачьих войск, кроме Донского.

1870-1873 годы

Реформа судопроизводства в Донской области, введение судебных уставов 1864 года.

1870 год

Принятие Положения о казачьем общинном самоуправлении, максимально приближавшего его к крестьянскому.

1871 год

Ликвидация военно-народного управления в национальных отделах Кубанской и терской областей; введение гражданской администрации.

1870-е - начало 1880-х годов

Деятельность народников на территории Донской области, в Ставрополье, в Терской и Кубанской областях.

1874-1875 годы

Утверждены Положение о военной службе казаков Донского Войска и Устав о воинской повинности, принципы которых впоследствии были распространены на другие казачьи войска.

1875 год

Открыто движение по железной дороге Ростов-Владикавказ. Образовано ростовское отделение "Южнороссийского союза рабочих".

1876-1882 годы

Существование земских учреждений на территории области Войска Донского, начало земского либерального движения на Дону.

1879 год

Стихийный бунт городской бедноты против произвола полиции в Ростове-на-Дону. Забастовка шахтеров Грушевских шахт.

1881 год

Упразднение Кавказского наместничества. Усиление роли центральных ведомств России в управлении краем.

1883 год

Стачка рабочих Главных мастерских Владикавказской железной дороги в Ростове. Выход журнала "Рабочий", подготовленного силами участников "Центрального рабочего кружка".

1886 год

Административная реорганизация в Терской и Кубанской областях. Введение военно-казачьего управления.

1887 год

Присоединение городов нижнего Дона к области Войска Донского. Введение "Временного налога с мусульман" взамен отбывания воинской повинности. Стачки шахтеров Таганрогского округа ОВД.

1891 год

Введение нового "Положения об общественном управлении станиц казачьих войск".

1893 год

Образование Центральной группы марксистов Ростова-на-Дону во главе с В. Алабышевым.

1894 год

Стачка рабочих Главных мастерских в Ростове, которой руководили участники социал-демократического кружка.

1898 год

Создание Донского комитета РСДРП.

1903 год

Всеобщая политическая стачка на юге России.

1904-1905 годы

Участие донского, кубанского и терского казачества в русско-японской войне.

1905 год

Февраль - восстановление наместничества на Кавказе.

Июль - политическая стачка рабочих Владикавказской железной дороги.

Декабрь - "Новороссийская республика"; вооруженное восстание в Ростове-на-Дону; восстание осетинского конного дивизиона; Алагирское восстание крестьян; "Сочинская республика".

Восстание казаков 2-го Урупского полка в Екатеринодаре.

Ноябрь 1906 года

Указ о выделении крестьян из общины. Начало столыпинской аграрной реформы.

1907 год, июнь

Наместник Кавказа издает приказ о введении чрезвычайного положения.

1909 год

Введение в казачьих войсках, как и во всей русской армии, походного обмундирования защитного цвета.

1912 год, апрель-май

Выступления рабочих Дона и Северного Кавказа в знак протеста против Ленского расстрела.

1914-1917 годы

Участие донского, кубанского и терского казачества в I мировой войне.

1917 год, конец февраля - начало марта

Свержение самодержавия в России. Оформление органов двоевластия в регионе. Восстановление полномочий Войсковых кругов казачьих войск в полном объеме.

Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилонской башни устремились разные племена. Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами. Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.

Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям - сказать трудно. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» - гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV-V вв. и даже ранее. Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III-VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.

В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы.

Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо зиками. Термин «черкесы» - поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» - войско, а «кес» - человек). Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью... Аланы более сильны, чем кашаки... Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».

Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.

В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани. Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней - хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей - Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра. На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов.

Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI-XII вв. тесно связанных с аланами.

Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах.

На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдзуки» в грузинских летописях.

Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за гегемонию на Кавказе. Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия. Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в. Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в.

В XI-XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI-XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки. Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси - жена Всеволода Большое Гнездо была аланка.

Алания XI-XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов.

Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии. Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показывают, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII-VII вв. до н.э., т.е. были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III-VII вв.), при которых в V-VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота). В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII-VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно. и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX-X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX-XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундзы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX-X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население - язычники.

Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI-XVII вв.) были тюркизированы. Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках - персидском и русском. Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований.

До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами). Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет. Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII-XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918-1921 гг.).


Древняя история человечества применительно к Северному Кавказу

Наиболее полно представить прошлое мы можем благодаря письменным источникам, но письменность возникла недавно, а до этого всю много тысячелетнюю историю человечества мы можем воссоздать по археологическим данным отчасти. Человек (homo sapiens) выделился из животной среды 2 миллиона лет назад и его последующая длительная эволюция оказалась разбита на несколько этапов , которые классифицируются учеными по материалам и технике изготовления орудий труда и оружия у других людей:

  1. палеолит (древний каменный век), от момента возникновения человечества до 10 000 лет до н.э.;
  2. мезолит (средний каменный век), от 10 000 до 5 000 лет до н.э.;
  3. неолит (новый каменный век), от 5 000 до 3 000 лет до н.э.;
  4. энеолит (медно-каменный век), 4 000 до 3 000 ет до н.э..

Согласно археологическим данным древнейший человек (архантроп ) обитал на уже в эпоху палеолита. Самые древние стоянки датируются 350-1000 тысяч лет назад и обнаруживаются на территориях современных Чечни, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Равнинных районах Краснодарского края и Ростовской области. Наиболее древнейшие стоянки древних людей – стоянки на реках Псекупс и Иль в Краснодарском крае, Урочище Чумус-Иниц (юг Дагестана), окрестностях г. Кисловодск.

Человек эпохи позднего палеолита мог производить из камня наконечники копий, скребки, резцы, ножи, проколки, строил жилища в виде землянок, мог изготавливать меховую одежду. Основа социальной организации того времени – родовая община с экзогамией (с греческого, экзо – вне, гамос – брак) – запрет браков внутри одного коллектива и матриархатом. Для справки: эндогамия (с греческого, эндо – внури, гамос – брак) – брачные связи внутри племени.

В конце палеолита завершается формирование современного человека (homo habilis – человек умелый) . На всей территории Северного Кавказа последовательно фиксируются находки, относящиеся к периоду мезолита и неолита, что ясно свидетельствует о том, что эволюция на Северо-Кавказских землях не прерывалась .

В эпоху неолита происходят самые значительные изменения: хозяйство древнего человека переходит от присваивающего к производящему . Возникают гончарное дело, прядение, используются множество приемов обработки камня. Стоянки неолита прослеживаются на всей территории Северного Кавказа. Наибольшую известность приобретают стоянки на реке Зеленчук и реке Кубань (КЧР), стоянка Ястак-Кудук (Калмыкия) .

Лингвистическая ситуация на Северном Кавказе в древности

По мнению ученых именно в эпоху неолита происходит формирование языковых семей, а затем и выделение отдельных языков. Предполагают, что 3000 лет до н.э. на (абхазо-адыгская, нахская, дагестанская группы) говорили на достаточно обширной территории, куда входили Малая Азия, Закавказье, Западная часть Ирана. Доказано, что отдаленными родственниками вайнахских языков были Урартский и Хурритский (хуриты – древний народ, 3 тысячи лет до н.э. на территории современных Сирии и северного Ирака). Урартский язык исчез на протяжении 1-ой тысячи лет до н.э., вытесненный протоармянским.

На языках абхазо-адыгской группы говорили не только на Западном и Центральном Кавказе, но и в восточной части современной Турции. В лингвистическом отношении к ним был близок язык древнего народа хеттов , обитавшего в 2000-начале 1 000 году до н.э. в центральном и восточном районах Малой Азии.

Наречия современной дагестанской языковой группы также охватывали более обширные ареалы, включавшие в себя нынешний Азербайджан и часть . Почему сузились ранее существовавшие языковые области наука четкого ответа не дает.

Местные археологические культуры

В конце 4000 лет до н.э. начинается оформление локальных археологических культур. На территориях современных Дагестана, Чечни, Осетии обитало население, которое археологи причислят к куро-аракской культуре . Ареал этой культуры охватывает большую часть Закавказья, верховья реки Евфрат, некоторые территории Ближнего востока.

По неизвестным причинам к 3 000 летию до н.э. развитие земледельческо-скотоводческих племен Северного Кавказа замедляется. Куро-аракская общность распадается и нарастают локальные отличия. Появляется большое археологическое разнообразие.

В западной и центральной частях Кавказа в 3 000 – 2 000 лет до н.э. фиксируются племена, которые современные археологи относят к Майкопской культуре . В 1897 году российский ученый востоковед Н.И. Веселовский в окрестностях города Майкоп раскапывает курган Ошад , под насыпью которого оказалась могила с необычными находками. Были обнаружены: характерные золотые бляшки в виде львов, быков и прочих зверей, золотые кольца, бусы из золота и серебра, изделия из полудрагоценных и драгоценных камней (сердолика, бирюзы, лазурита и прочих). В этом же захоронении были найдены глиняная и бронзовая посуда, медные и каменные топоры, кремниевые наконечники стрел.

После раскопок Веселовского, захоронения с подобным набором инвентаря обнаруживатся в других частях Северного Кавказа и всем им дается условное название как памятники Майкопской культуры . Вскрытые археологами погребения Майкопской культуры свидетельствовали о высоком уровне развития производительных сил ее представителей.

Ученые констатировали прочные навыки майкопцев в обработке мягких металлов, гончарном ремесле. Большое развитие получило скотоводство. Предполагают, что племена Майкопской культуры жили в патриархально-родовым обществом, в котором тем не менее уже были элементы социального неравенства. Исследователи выделят три основных слоя:

  1. вожди племен и родовые старейшины;
  2. свободные рядовые общинники;
  3. патриархальные рабы или домашние рабы, которые жили в семьях свободных жителей общин. источник рабства – плен.

Следы Майкопской культуры сохраняются до начала 2-го тысячелетия до н.э., при этом некоторые черты сходства с ней фиксируются в отдельных районах современных Сирии, Ирака, Восточной Турции.

Другие культуры на Северном Кавказе:

  • Дольменная культура
    (также культура строителей дольменов) - археологическая культура среднего бронзового века (2400-2100 год до н.э.). В настоящее время занимает преимущественно горные лесистые территории по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничивается бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходит до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал выходит и на равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).
    Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул).
  • Северокавказская культура
    существовала в конце 3 000 - начале 2 000 лет до н. э. в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции . Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры. На Севере смыкалась с археологическими культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной исрубной). На Юго-Западе - с территориями распространения Дольменной культуры Западного Кавказа. На Востоке - с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту.

    Культура известная главным образом по погребениям, поселения изучены мало. Обряд захоронения включал в себя создание для покойного камеры на дне вертикальной ямы, тело чаще всего укладывалось на спину в вытянутом положении, в ногах помещался сосуд с пищей. Население Северокавказской общности было оседлым, использовало оловяннистые бронзы и многие новые технологии металлообработки. Гончарный круг известен не был. Некоторые ученые к Северокавсказской общности относят и специфические Дольмены, в которых 5 огромных плит образуют закрытое помещение, в которое помещается тело умершего.

  • Каякентско-Хорочоевская культура
    археологическая культура племен Дагестана и восточной Чечни позднебронзового века (кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э.), представленная могильниками. Первые паматники раскопаны у станицы Каякент (Даг. АССР) и у села Хорочой (Чечено-Ингуш. АССР). Могильные комплексы характеризуются сидячим или скорченным положением погребенных в каменных гробницах с произвольной ориентацией покойников, небольшим количеством бронзовых предметов и лепной посудой, обмазанной с внешней стороны жидкой глиной и украшенной налепными валиками или штрихами в елочку. Оружие в погребениях отсутствует. Характерные украшения: бронзовые височные подвески, сурьмяные бусы, медные трубочки и конусовидные подвески -принадлежности головного убора. Памятники Каякентско-Хорочоевская культуры разделяются на 2 группы – восточную (приморский Дагестан) и западную (горний Дагестан и Чечня). В центральной части горного Дагестана (могильник у села Чох) выделена новая группа памятников Каякентско-Хорочоевская культуры, отличающаяся особой формой могил в виде овальных в планеколодцев и другими особенностями. Основу хозяйства племен Каякентско-Хорочоевская культуры составляли земледелие и особенно скотоводство. Развивались металлообработка и гончарное дело. Утверждались патриархальные отношения.
  • Катакомбная культура
    Первооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901-1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения в катакомбах - специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура получила название катакомбной. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой.
  • Кобанская культура
    археологическая культура на Кавказе в периодыбронзового (XIII/XII - IV вв. до н. э.) и железного веков (VII - III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители - автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезекарачаевцев, балкарцев, осетин, вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев).
    Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника - «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Академия наук СССР
Ответственный редактор серии А. Л. Нарочницкий

Том 1
ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА с древнейших времен до конца XVIII в.

Ответственный редактор книги академик В. Б. Пиотровский

И90 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. — М.: Наука, 1988. — 554 с.
ISBN 5-02-009486-2

Книга представляет собой первую в советской исторической науке попытку обобщающего освещения истории северокавказских народов с древнейших времен до конца XVIII в. Труд написан крупнейшими учеными-кавказоведами Москвы, Ленинграда, северокавказских республик, краев и областей РСФСР, Грузинской ССР, опирается на марксистско-ленинскую методологию. Широкое использование многоязычных письменных источников и археологического материала позволили представить наглядную панораму сложнейших событий многовековой истории народов Северного Кавказа и очертить основные тенденции их социально-экономического, политического и культурного развития. Важное место в книге занимает изложение причин процесса сближения северокавказских народов с русским народом, приведшего к их вхождению в состав России.

Том 2
ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (конец XVIII в. - 1917 г.)

Ответственный редактор книги академик А. Л. Нарочницкий

И90 История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. — 1917 г.). — М.: Наука, 1988. — 659 с., ил.
ISBN 5-02-009408-0

В книге освещается завершение вхождения народов Северного Кавказа в состав России в первой четверти XIX в., исследуются положительные последствия этого процесса для культуры и хозяйства края (пресечение работорговли и феодальных междоусобий, упрочение безопасности края, усовершенствование земледелия и свобода торговли, воздействие передовой русской и мировой культуры, развитие промышленности и начало добычи в крае полезных ископаемых, формирование национальных рабочих кадров). Показывается участие северокавказских народов в национально-освободительном и революционном движениях в XIX в. и начале XX в., становление первых большевистских организаций в крае и их роль в революции 1905—1907 гг. и подготовке Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Для всех, интересующихся историей народов Кавказа.