Зимние игры на масленицу. Конкурсы на Масленицу на улице

Ольга Пигарева

Если вы собираетесь провести развлечение на Масленицу в группе, где немного места, то предлагаю несколько игр и забав из своего опыта работы. Я проводила их со своими детьми разных выпусков на масляничных посиделках с родителями.

1. Забава «Чугунок» (для старшего дошкольного возраста). Оборудование: ухват и чугунок. Задача участника: пронести чугунок по заданному маршруту и не уронить. Эта забава очень нравиться мальчишкам. Им кажется, что это легко. Но во время выполнения вдруг понимают, что не так-то просто это сделать, что чугунок вот-вот упадет, нужна сноровка и сила, чтобы удержать ухватом чугунок во время движения и донести до печки.


2.Забава «Испеки свой блинчик» (для всех возрастов).

Оборудование: вырезанные из картона черного цвета сковороды на каждого ребенка на который уже приклеен круг белого цвета меньшего диаметра, цветные карандаши или мелки. Задача участников: нарисовать свой «особенный» блин. По завершению забавы все блины затем вывешиваются на всеобщее обозрение. После развлечения каждый забирает домой свое творчество и дарит маме.



3.Забава «Веселые музыканты» (для всех возрастов).

Оборудование: глиняные или деревянные свистульки или детские народные инструменты. Самые задиристые мальчишки тоже хотят посвистеть в свистульки. Но не просто посвистеть. А сыграть знакомую мелодию, например, «Жили у бабуси два веселых гуся». В этом году наши родители подарили нам много детских деревянных инструментов. Так что оркестр на Масленицу нам обеспечен.


4. Забава «Коза-дереза» (для всех возрастов). Оборудование: народная кукла-оберег Коза. Коза считалась на Руси символом веселья, радости, богатства, здоровья и жизнеспособности. Ее украшали ленточками и бантиками. Каждая ленточка - загаданное желание, козу старались задобрить, чтобы жизнь в новом году была веселой и беззаботной. Коза - кукла радости, веселья. Оберег хорошего настроения. Своими колокольчиками она словно дарит свое веселье и жизнерадостность и отгоняет тоску и печаль из сердца. Когда я ее вношу,то спрашиваю: «А какую потешку вы знаете про козу?». И дети начинают рассказывать «Идет коза рогатая». В конце потешки «бодаю» козой всех по кругу и даю куклу самому серьезному или расстроенному ребенку. Теперь его задача следить, чтобы все веселились, иначе Коза того «забодает».


5.Забава «Петрушка» (для всех возрастов).

Оборудование: говорящая кукла Петрушка. Появление игрушки – сюрприз для детей. Петрушка- балагур, потешник, весельчак. Он пришел в гости к детям повеселить их. Ведь без Петрушки не обходилось ни одно народное гуляние. Нажимаю на живот куклы и оттуда слышится: «Я – веселая игрушка, а зовут меня – Петрушка!». Обычно Петрушка загадывает веселые загадки с ответами в рифму, типа «Днём и ночью петушок что там носит?. (Гребешок, предлагает станцевать. Так как наступил год Петуха, в этом году Петрушка предложит малышам станцевать танец Петушков (импровизацию - изобразить как бы танцевали петушки на нашем празднике) под очень ритмичную музыку. А для старших дошкольников может провести игру «Петушиный бой».


6. Игра «Петушиный бой» (для старшего дошкольного возраста). Оборудование: мел. Рисуется круг. Выбираются два ребенка. Это – петушки. Входят в круг. Каждый из играющих встает на одну ногу, а другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причем, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.

7. Русская игра «Почта». Оборудование: нет.

Это игра-диалог. Ее нужно разучить заранее. Тогда будет веселее играть. Вообще в эту игру можно играть когда хотите и где хотите.

Ведущий: Тук-тук!

Дети: Кто там?

Ведущий: Почта!

Дети: Откуда?

Ведущий: Из города!

Дети: А что в городе делают?

Ведущий: хлопают в ладоши!

Дети начинают хлопать в ладоши. А ведущий через минуту начинает игру заново, но после слов "А что в городе делают?", дает другое задание и так до бесконечности.

8. Можно провести игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали -покажем». Выбирается ведущий. Он выходит за дверь. А все договариваются, что они будут изображать и зовут ведущего. Тот входит и спрашивает: «Где вы были? Что вы делали?». Все хором ему отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и показывают без слов. Задача ведущего- отгадать, что изображают.

7. Закончить развлечение можно показом инсценировки русской народной сказки. В нашем случае это была сказка «Волк и козлята» . Оборудование: декорации и шапочки героев. Все дети были в русских народных костюмах.


Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Знакомство с магнитным конструктором мы начали с младшей группы. Магнитный конструктор способен предоставить широчайшие возможности для.

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная.

Как кусочки сладкой ваты Белый снег летит куда-то И на радость детворе Покрывалком во дворе Белый снег ложиться И опять кружиться Не боюсь.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

"Горелки".

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Последняя пара проходит "под воротами" и становится впереди, за ней идет следующая пара. "Горящий" становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

"Горящий" старается догнать бегущих. Если игрокамудается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает "горящий",то они встают впереди колонны, а "горящий" опять ловит, т. е. "горит". А если"горящий" поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

"Звонарь".

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идетпо кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово"звон" водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.

Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.

Игра с Солнцем. Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближек "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. "Слава Солнцу" Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Снежный тир

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Перетягивание каната Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Елена Еремина

О роли подвижной игры в системе обучения и образования уже сказано не мало. И в нашем ДОУ № 9 подвижные организованные игры являются средством всестороннего развития детей дошкольного возраста, используются повсеместно и повседневно. Но особое внимание хочу уделить народным подвижным играм . В воспитании детей дошкольного возраста они являются неотъемлемой частью. Участвуя в них, дети знакомятся с своеобразием быта, языка, с обычаями людей разных национальностей. В народных играх всегда присутствует речевое содержание. В основном они представлены в виде хороводных фольклорных забав и розыгрышей. Народные игры очень занимательны , содержат старинные мало употребляемые слова, очень нравятся детям. Всегда создают радостное приподнятое настроение, что является условием заинтересованности детей, эмоциональные переживания в игре мобилизуют все силы для достижения поставленной цели.

Неповторимый колорит играм придают считалочки, жеребьёвки, зачины, потешки.

Традиционным русским праздником, который ежегодно отмечается и детьми и взрослыми в нашем детском саду, является МАСЛЕНИЦА . Это по-особенному весело, ведь дети очень любят обрядовые праздники : катание с горок, различные конкурсы, переодевания, игры .

Масленица - один из самых продолжительных праздников. Целую неделю длится празднование, во время которой дети делают поделки, едят блины, соревнуются, участвуют в тематическом утреннике

В пятницу, последний рабочий день, Масленицу в детском саду мы отметили с широким размахом. Одели детишек в народные костюмы и начали празднование в музыкальном зале. А за играми ходить далеко не пришлось – их уже придумали однажды наши предки, славяне, и они по-прежнему радуют детишек.

Русская народная подвижная игра "Ручеек"

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.

Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» . И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Игра «Перетягивание каната»

Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда , которой удастся перетянуть канат через черту.

Эстафета : Блин с пылу, жару на горячей сковороде.

Детям нравятся блины.

До чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!


Хоровод на масленицу


Заклички на сжигание чучела масленицы

Чтобы не погасло!

Чтобы все метели

Разом улетели,

Чтобы птички пели,

Травки зеленели,

Небеса синели

И колосья зрели!

Чтобы все невзгоды,

Зимние морозы,

Неудачи, слезы –

Пусть горят, сгорают,

К солнцу улетают!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Гори, гори ярче,

Лето будет жарче!

Масленица загорела –

Всему миру надоела!

Весело гуляла,

Пела и играла.

Здорово, прощай,

На тот год приезжай!

Уж Весна у дверей,

Так гори-сгорай скорей!


Публикации по теме:

Картотека «Русские народные игры» Подготовила воспитатель: Пушкарёва Е. В. Каскара, 2016 год Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия;.

Конспект досуга «Русские народные игры» Цель: Познакомить детей с русскими народными играми. Программные задачи: -Закреплять умение детей играть в знакомые игры. -Учить детей.

Кубанские народные игры Игровому фольклору кубанцев свойственна ярко выраженная трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим.

Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Народные игры для дошкольников Народные игры для дошкольников ИСТОРИЯ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют.

Народные подвижные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается.

  1. Игра "Заря":
  2. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря - зарница,
    Красная девица,
    По полю ходила,
    Ключи обронила,
    Ключи золотые,
    Ленты голубые,
    Кольца обвитые -
    За водой пошла!

    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

  3. "Почта":
  4. Игра начинается с переклички водящего с игроками:

    Динь, динь, динь!
    - Кто там?
    - Почта!
    - Откуда?
    - Из города …
    - А что в городе делают?

    Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

  5. Игра "Подари платочек симпатии":
  6. На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

  7. "Петушки":
  8. На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

  9. "Малечена-калечина":
  10. Играющие выбирают водящего.
    Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

    Малечена - калечина,
    Сколько часов
    Осталось до вечера,
    До зимнего?

    После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Забавы

  1. Игра "Вишенка":
  2. Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное - вовремя затормозить, а то пролетишь.

  3. Игра в "оплеухи":
  4. Старая добрая забава. Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить жесткие удары напряженной рукой. Один из участников попытался так сделать, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

  5. "Бой мешками":
  6. Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

  7. "Снежный лабиринт":
  8. На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до 1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

  9. Забава "Снежный тир":
  10. В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

  11. "Снежная горка":
  12. Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате - не менее 1 м, а ширина санной колеи - 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины. Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.

  13. "Ледяная карусель":
  14. Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень (например, лом), вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота - 70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90 см) или скрепить вместе двое саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

  15. "Ледяной столб":
  16. На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.

  17. "Катание по шестам":
  18. Эта народная забава когда-то была широко распространена в лесистых губерниях России. Устраивали ее и некоторые другие народы. На склоне горы или бугра, иногда специально награбленного из снега и плотно утрамбованного, кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Бывает и так, что искусные мастера "приращивают" к каждому шесту еще один или несколько, доводя длину до 50 и более метров. Но соединения должны быть очень прочными и гладкими, чтобы проводя рукой не ощутить заметного уступа или зазора. Получаются как бы два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Заливают и хорошенько раскатывают так же площадку, по которой будут катиться съехавшие по шестам. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника примерно одинаково по росту и весу. Желательно, чтобы обувь у обоих была с каблуками, которые помогают устойчивее держаться на шесте и не соскальзывать с него. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах. Это прекрасное народное зрелище для зимнего праздника. Особенно увлекает катание по шестам молодежь и подростков.

  19. "Перетягивание каната":
  20. Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным.Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Конкурсы

  1. "Три ноги":
  2. Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

  3. Конкурс "Тачка":
  4. Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

  5. "Ходули":
  6. Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.

  7. "Русская метла":
  8. Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

  9. "Кто быстрее на метле":
  10. На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

  11. "Метла на лбу":
  12. А теперь попробуйте как можно дольше поносить на лбу.

  13. "Русская красавица":
  14. Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

  15. "Русская баня":
  16. Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Масленица - один из самых любимых праздников русского народа. Многие любят его за беззаботный нрав, за веселые развлечения после холодной зимы. Для родителей, имеющих маленьких ребятишек, это благодатное время совместных игр, увлекательных забав, общения со своим малышом. Кроме того, участие в праздничных гуляньях можно использовать как средство развития и воспитания своего чада. Появляется хорошая возможность пополнить знания детворы о народных традициях, увидеть воочию все традиционные действия, научить дошколят правилам общения и поведения в массовом мероприятии. В играх на Масленицу для детей можно расширить знания о народном творчестве: частушках, скороговорках, потешках, закличках. Если не получается пойти с ребенком на городское гулянье и принять участие в общих развлечениях, несложно организовать такой праздник в ближайшем окружении: в семье, на даче с родственниками. Однако не все родители знают, как правильно использовать праздники в воспитательных целях и как подготовить к ним маленьких детей. Специалисты между тем напоминают о необходимости придерживаться особых правил.

Правила подготовки дошкольников к празднику

Важно: для того чтобы праздничные развлечения не стали для дошколят стрессом, психологи советуют подготовиться к таким событиям заблаговременно.

Опыт педагогов детского сада позволил составить ряд правил, которые помогут родителям:

  1. Надо помнить, что праздничные дни - это не только удовольствие и забава, но еще суета, близкое общение с незнакомыми людьми. Все это может стать для детей источником стресса. Заблаговременное планирование праздника поможет предотвратить возникновение проблем.
  2. Лучше всего заранее продумать, каким образом подготовить ребенка, чтобы длительное и шумное гулянье негативно не повлияло на его распорядок жизни. Педагоги напоминают, что малыш должен хорошо выспаться, плотно позавтракать. Перед выходом из дома нежелательно возбуждать его раздраженным тоном, чрезмерными нотациями. С вечера надо подготовить для зимних развлечений теплую и удобную одежду, которая не стесняет движений, санки для катания с горок и другие необходимые предметы.
  3. Накануне праздника желательно все действия обговорить с ребенком, что создаст дополнительный интерес к событию. Со старшим дошкольником можно составить совместную программу развлечений. Маленькому - рассказать о правилах поведения на гулянии, чтобы не попасть в сложную ситуацию. Предварительная подготовка и инструктаж имеют важное значение, так как позволяют сохранить хорошее настроение в течение всего события.
  4. Родителям нужно понимать, что их ожидания определенного поведения от своего дитя должны соответствовать его характеру, психологическим особенностям, возрасту. Если дошкольник спокойный, не надо ждать, что он будет веселиться наравне с подвижными ребятами. И наоборот, невозможно требовать от энергичного ребенка, чтобы он не участвовал в оживленных событиях.

Что нужно рассказать детям о Масленице?

Чтобы детям была интересна и понятна идея праздника, в котором семья собирается участвовать, нужно рассказать в доступной форме о его содержании. Можно прочитать дошколятам книжки, посмотреть картинки в интернете. И все же эмоциональный доступный рассказ взрослого поможет ребенку лучше прочувствовать предстоящее событие. В данном случае, что родители могут рассказать детям о Масленице?

Масленица - праздник, символизирующий прощание с наскучившей зимой и встречу с долгожданной весной. Традицией масленичных дней всегда было бурное веселье и проявление щедрости, так как наши предки считали это залогом богатых урожаев, изобилия в наступившем году. Праздник длился в течение семи дней, каждый день назывался и отмечался по-особенному. Главное угощение всю неделю ‒ блины, символизирующие весеннее солнышко. Веселым оформлением события являлось сооружение соломенной куклы или чучела, названного в честь праздника Масленицей. Чучело ставили на главной площади, где проходили гулянья (можно подарить дошкольнику маленькую соломенную куколку). Призывая солнышко, Масленице старались угодить, выкрикивали заклички:

Масленица, Масленица,
Приезжай к нам в гости
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцам потешаться!

Традиционным для праздника являлось , состязаниях, хороводах. Люди пели, шутили, высмеивали Масленицу. В последний масленичный день соломенную куклу сжигали, радуясь предстоящим весенним дням. Незатейливые, но увлекательные развлечения: катание на санях, взятие снежных крепостей - привлекали и маленьких, и взрослых.

Развлечения в праздничные дни Масленицы

Традиционные развлечения поддержат интерес и желание детей поучаствовать в веселых мероприятиях.

Важно: организуя игры на масленицу для детей, главное, правильно подобрать игровые действия соответственно возрасту и возможностям малыша.

Огромное удовольствие детворе доставят папы и мамы, которые тоже примут активное участие в забавах и соревнованиях. Так достигается большой воспитательный эффект, единение родителей и детей, который получить бывает непросто. Поэтому взрослые должны воспользоваться возможностью пообщаться, поиграть, посоревноваться со своими детками, поощрить их за достигнутые успехи. В народной педагогике есть увлекательные игры, состязания, которые можно организовать дома, если по каким-либо причинам родители не пойдут с ребенком на массовые развлечения. Дошколята, посещающие детский сад, знают и любят традиционные забавы, домашних деток родители обучают во время семейного досуга. В праздниках, подобных Масленице, просто необходимо использовать творческий потенциал народа (частушки, потешки, песенки) для расширения знаний о традициях, развития детской .

Масленица, Масленица, мы тобой не нахвалимся,
Приезжай к нам в гости на широкий двор
С детьми поиграть, на горках покататься!

«Блинчики на сковородке»

Развлечение нравится ребятишкам любого возраста. Взрослые принимают в нем активное участие, подготовка минимальная: расчертить круглое игровое поле (сковородку). Участники держатся крепко за руки и стараются вытолкнуть друг друга в круг, чтобы игрок-блинок «испекся» на сковородке. Побеждает участник, который ни разу не оказался в кругу. По окончании игры все угощаются блинами.

«Развеселые скоморохи»

В этом театрализованном действии родители готовят шапочки, разучивают песенку, например, на стихотворение Л. Орловой:

Я - веселый Скоморох!
Посмотрите, я не плох.
За копейку (лучше пять)
Буду прыгать и плясать.
Вам не дам я заскучать!
Кто готов озорничать?

На игроков надеваются шапочки скоморохов, можно просто пришить яркие шарики (бубенчики) к шапочке ребенка. Под припевку дети имитируют развалистые повадки медведя на ярмарке, важную походку петушка, борьбу козликов лбами. Хорошо использовать веселое музыкальное сопровождение.

«Шарманка»

С участием ребятишек разных возрастов. Для проведения забавы взрослому необходимо переодеться в старого шарманщика, подобрать игрушку-обезьянку или попугая, музыкальную шкатулку как шарманку, написать записочки для детей, изображающих «покупателей». Развлечение будет более интересным, если подготовятся сувениры для участников, которые нужно спрятать в разных местах. Ведущий поет песенку про шарманку или читает потешку:

Со старенькой шарманкой нигде не расстаюсь,
Она всем дарит радость и отгоняет грусть!

Взрослый, изображая шарманщика, кричит: «Продается счастье!».

Детки- «покупатели» вытягивают записочки, шарманщик зачитывает их содержание, например: «Ищи свое счастье под елочкой», «Твое счастье за скамейкой».

«Катаемся на карусели»

Классическая подвижная игра для дошколят любого возраста, хорошо известная детворе по детскому саду. Ведущий (взрослый или старший дошкольник) поднимает вверх палку с привязанными к ней разноцветными ленточками. Участники выбирают себе ленточку, ведущий крутится на месте, изображая карусель. Игроки исполняют ритмичные действия, подпевая ведущему:

Еле - еле, еле - еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот закончилась игра.

«Раздувайся, пузырь»

Классическое старинное развлечение, знакомое и любимое всеми дошколятами. Игру-хоровод часто проводят в детском саду. Для игрового действия нужно встать всем в круг и выполнять определенные движения в соответствии со словами:

Раздувайся, пузырь,
Большой-пребольшой, (участники постепенно расширяют хоровод, «пузырь» раздувается )
Оставайся такой
И не лопайся!
Он летел, летел, летел (играющие держатся за руки, бегут по кругу )
И за ниточку задел.
Ниточка упала, (все останавливаются )
Пузыря не стало!
Бах! Лопнул: ш-ш-ш (круг сужается, пузырь «лопается» )!

«Старушка Маланья»

Забава для всех ребятишек, очень веселит играющих. Хорошо, если примут участие взрослые, которым дети могут подражать. Поначалу водящим («Маланьей») выбирается родитель, затем можно передать роль старшему дошкольнику. Игроки стоят в кругу, водящий - в центре. Под слова потешки (ее можно пропевать хором) водящий изображает разные веселые действия, остальные участники воспроизводят их:

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (брови прикрываются руками ).
С такими глазами («Маланья» показывает смешные глазищи, играющие копируют ),
С такими ушами, с такими носами, (водящий строит озорные рожицы ),
С такими усами, с такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так… (изображается веселая поза, которую копируют все игроки ).

Выигрывает и получает приз участник, веселее всех показывающий «Маланью».

«Дударь-дударище»

Старинное развлечение отлично впишется в , создаст у взрослых и детей веселое настроение. Масленица - подходящее время для подобных старинных забав. Предварительно нужно рассказать ребяткам, кто такой дударь (играет на дудочке), что такое колода (толстое срубленное дерево). Ведущим сначала становится взрослый, а потом роль передается детям. Для развлечения требуется большая территория, поэтому играют на площадке. Участники идут хороводом, ритмично произносят или запевают:

Дударь, дударь, дударище, старый, старый старичище.
Его под колоду, под сырую, под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?

Дударь жалобно произносит, указывая на любую часть тела, например: «Пальчик заболел», играющие со смехом хватаются за палец соседа и движутся дальше.

Или: «Рученька болит», берутся за руки, продолжая хоровод со словами: «Дударь, дударь, что болит?»

Дударь плачет: «Бочок заболел», участники со смехом хватают друг друга за бока, игра продолжается.

Заканчивается забава словами дударя: «Ничего не болит!»

Все разбегаются, ведущий их ловит.

«Прокатимся на лошадках»

Масленичные события невозможны без катания на лошадях. Во время гуляний можно покататься с детьми на санях, запряженных лошадьми. В домашних условиях катание имитируется игрой. Взрослый на красивую ленточку привязывает колокольчики, предлагает сделать «упряжку», надевая ленточку на одного ребенка - это «лошадка». Детки хватаются за ленточки и кричат:

Стук-стук, тра-та-та, отворяйте ворота!
Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!

С этими словами «лошадка бежит», звеня колокольчиками, дети бегут за ней. Когда ребятки наиграются, ведущий говорит: «Тпру, лошадка, стой!».

Чтобы разнообразить игру в «лошадки», интересно будет театрализовать потешку «Как на тоненький ледок...»:

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
Со своего коня упал.
Он упал да лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

Масленица - традиционное время для забав со снегом, дошколятам понравится играть с родителями в «Снежную крепость», «Снежный тир», «Царь горы».

Важно: в подвижных играх со снегом взрослые не должны оставлять ребятишек без присмотра во избежание травм.

В таких играх на Масленицу, как «Перетягивание каната», «Гори, гори, ясно…» и в других подобных можно принимать участие всей семьей. Желаем вам веселой широкой Масленицы!