Занятие как животные готовятся к зиме. Конспект урока на тему «Как звери готовятся к зиме

Тема: « Как дикие животные к зиме готовятся».

Программное содержание:

1. Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных , учить детей определять и называть состояние погоды, дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: лиса, медведь, белка , заяц, волк, лось, ёж.

2. Воспитывать бережное отношение к животным , воспитывать желание помогать другим, любовь к природе родного края.

3. Словарная работа : обогащать словарный запас детей за счёт слов: Волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора. Активизация словарного запаса детей: лиса, заяц, волк, лось, медведь, ёж.

Структура занятия и методические приёмы по структуре:

1. Начало занятия . Длительность 2-3 минуты. Методические приёмы: художественное слово, загадка, рассказ.

2 . Ход занятия . Длительность 25 минут. Методические приёмы: загадки, музыка, напоминание, инсценировка.

3 . Итог занятия . Длительность 2-3 минуты. Методические приёмы: напоминание, похвала.

Индивидуальная работа:

С Ваней, Эльвиной, Серёжей планирую провести работу по формированию связной речи, так как у них плохо развита связная речь.

Предшествующая работа:

Мы с детьми вспомнили виды диких животных, почему их называют дикими. Вспомнили признаки осени и сколько месяцев в осени и зиме.

Подготовка воспитателя:

1.О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Часть 2.

2.С.Н. Николаева «Юный Эколог».

3.Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми.

4.Зотов В. Лесная мозаика.

Материал к занятию:

Изображение диких животных, шаблоны зайца, вата, музыка тихого ветра и вьюги, клей, маски зайца и медведя.

Организационная работа:

Перед занятиями протираются полы, и проветривается помещение.

Дети перед началом занятия находятся в раздевалке. Когда мы заходим в группу дети стоят возле меня, после того как я прочитаю стихотворение садятся за столы.

Последовательный ход занятия

Дети заходят в группу, и я говорю: «Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро Улыбчивым лицам,

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлится до вечера.

Доброе утро всем мы желаем.

И дарим свои улыбки.

С улыбкой мы утро встречаем

И занятие начинаем.

Теперь проходим на свои места и садимся».

Загадываю детям загадку:

« Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает? (Осенью)

Ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).

Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме дикие животные. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Ёж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)

Скоро наступит зима , это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать в своих домиках? (Медведь и ёж). - Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.). - Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать эти животные? (много кушать). - Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге). - Где спрячется ежик? (В норе).

- Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Это заяц).

Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.) - Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого) - Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь?

Драматизация: "Заяц и медведь".

Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

Я-то? Да ем.

А днем?

И днем ем.

А утром?

Тоже ем.

Ну, а вечером?

И вечером ем.

А когда ты не ешь?

Да когда сыт бываю.

А когда ты сыт бываешь?

Да никогда.

Я спрашиваю у детей: «Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?»

(Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? (В дупле.) - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.) - Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Психогимнастика «Белочка»

Включается фонограмма тихого ветра . - «Ребята, давайте попрыгаем и порезвимся как белочки». Звучит фонограмма вьюги . - «Ребята, а теперь наступила зима и белочкам холодно, давайте присядем, свернёмся в клубок и замрём». Повторить 2 -3 раза.

Ребята, как у лисицы называется дом? (нора) - Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово) - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да) - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). – Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей). –Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Кто это? (Лось). - Чем питается лось? (Растениями). А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет) - В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много). - Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ёжика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

всяк меня благодарил.

Ребята, сейчас мы с вами гуляли по осеннему лесу и говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. (Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия)

Итог занятия.

Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)

А как мы их на зовём одним словом? (Дикие). Где они живут? (В лесу). – Молодцы. Вы сегодня хорошо позанимались.


Открытое занятие по окружающей среде во второй младшей группе на тему: «Как звери готовятся к зиме».

Цели:

1.Расширять представления детей о многообразии природных явлений. 2.Помогать устанавливать простейшие связи между ними. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. 3.Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. 4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. 5.Развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать к творчеству и самостоятельности. 6.Развивать речь детей.

Наглядный материал: птица, письмо, силуэты животных (белка, заяц, медведь), макет леса.

Раздаточный материал: клей, кисточки, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, пшено) , зимняя одежда (шапки, шарфы, варежки)

1.Организационный момент

2.Ход занятия.

Здравствуйте,ребята, здравствуйте наши дорогие гости. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям как умеем заниматься (Слышен стук).

Воспитатель: Ребята, а кто это к нам стучится, в группу нашу просится? (Заношу птицу с письмом). Да это же совушка к нам прилетела. Письмецо нам принесла

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

Воспитатель: Письмо от наших друзей – лесных зверей. Они пишут, что хорошо им жилось на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли зверята тёплые шубки сшить и просят у вас помощи.

Вы же добрые ребята, вы поможете зверятам?

Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям, но давайте возьмем с собой мам и пап (вызывается 2-3 родителя) Но для этого нужно одеть родителей потеплее, чтоб они не замерзли (дети на время одевают родителей)

Молодцы! Теперь можно отправляться!

Физминутка

Мы шли-шли-шли,

Сугробы слева нашли,

Встали, постояли,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Шишку справа нашли,

Нагнулись,подняли

И снова пошли.

А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

1, 2, 3 вокруг себя повернись,

и в сказочном лесу окажись.

Ребята, а как надо вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

Воспитатель: А вот перед вами сказочный лес. Посмотрите внимательно, каких животных вы видите?

Дети : зайца, медведя, белку.

Воспитатель : Где же нам можно взять тёплые шубки?

Дети: Купить в магазине, сшить.

Воспитатель: Но в лесу нет магазина. А есть лесное ателье. Я предлагаю вам стать портными и утеплить шубки для зверей из различных круп,а родители вам помогут! Какие крупы вы видите? (Гречневая, рисовая, пшенная). (На столе лежат силуэты животных). (На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой).

Индивидуальные вопросы:

Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)

Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)

Из чего ты будешь её делать? (из манной крупы)

Какого цвета шубка у белочки?

Шубки мы приготовили. А вот теперь зверята предлагают с ними поиграть, кубики собрать, а родители нам помогут(первая группа детей собирает белочку, вторая-медведя, третья-зайчика)

Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили, поиграли со зверятами.

Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Расскажите стихи о своих лесных друзьях. (Дети рассказывают стихи о животных, которым мастерили шубки).

«Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший

«Зайка»

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад.

Физминутка

Мы шли-шли-шли,

Сугробы слева нашли,

Встали, постояли,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Шишку справа нашли,

Нагнулись,подняли

И снова пошли.

Повторяем волшебные слова:

Раз, два, три вокруг себя повернись,

и снова в группе окажись.

3.Заключительная часть.

Ребятки, смотрите кто к нам пришел? (мягкая игрушка –мишка) Это же мишка!

В группу приходит медведь с угощением:

Мы детей благодарим

Всем спасибо говорим.

Не страшны нам холода.

Будет нам тепло всегда.

До свидания детвора (уходит)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Вы очень старались и дикие звери вам благодарны за помощь! Мне приятно было с вами общаться. Спасибо вам и нашим гостям!

Пояснительная записка.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

— учить различать звуки лесных животных;

— учить выполнять образные упражнения под слово;

— учить ориентироваться в пространстве;

— закреплять знания детей о том, как животные готовятся к зиме;

— учить аккуратно наклеивать готовые детали;

Создание коллективной работы;

— совершенствовать знания детей о времени года осень и её признаках.

2. Развивающие задачи:

— развивать речь, наблюдательность, внимание;

— развивать моторику рук и воображение;

— развивать композиционные умения в расположении предметов;

— развивать умение реагировать на начало и окончание звучания музыки, — развивать умение менять движение в соответствии с характером музыки;

— развивать умение отвечать на вопросы;

3. Воспитательные задачи:

— формирование мотивации учения через игровой сюжет занятия;

— продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание помогать им;

— способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательного опыта;

— прививать желание работать в коллективе, команде.

4. Методы и приёмы.

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и сознания мотивации.

Использование наглядного материала, пальчиковая гимнастика, пение, задания на образные перевоплощения, задания на развитие художественно – творческих способностей детей. Вопросы к детям.

5. Материалы для задания.

Запись звуков животных, картинки и изображением животных, нарисованная на ватмане большая корзинка, игрушка – белочка (ёжик, маленькие готовые детали для аппликации (грибочки, ягодки, орешки) .

Демонстрационный материал.

Зал украшен в соответствии с временем года – осень, центральная стена – лесная полянка.

6. Предварительная работа.

Рассматривание осенних пейзажев.

Слушание музыки Чайковского «Времена года».

Слушание и пение песен об осени.

Чтение стихотворений об осени.

Загадывание загадок о сезонных изменениях.

Выполнение коллективных творческих работ: рисование «Солнышко» — ладошками, аппликация «Осеннее дерево».

Занятие по экологии

«Как животные готовятся к зиме»

(2 младшая группа)

Цель: — продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

1. Образовательная — закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

2. Развивающая — развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

3. Воспитывающая — воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

— Разгадать загадки о диких животных.

— Беседа, о том как дикие животные готовятся к наступлению зимы.

— Словарная работа (Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора)

— Физминутка «Звериная зарядка»

— Игра «Что изменилось? »

— Приготовление сюрприза для белки и ежа.

— Итог занятия (беседа)

— Сюрприз ребятам от белки и ежа

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора.

Оборудование: Использование компьютера, проектора, мультимедийной презентации.

План занятия:

1. Вводная часть (загадки) – 2 мин.

2. Основная часть (беседа, физ-минутка, игра) – 10 мин.

3. Заключительная часть (Сюрприз для диких животных, итог занятия) – 3 мин.

Посадка детей

Ход занятия:

«Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

Загадываю загадки:

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (Еж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки любит мед

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Длинные ушки,

Быстрые лапки

Серый, но не мышка.

Кто это? (Заяц)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Ответы детей(ёж, медведь, заяц, белка)

Воспитатель: Ребята умнички все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста – Как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить задаю наводящие вопросы- Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.

Ребята, а какое сейчас время года?

Дети (осень)

А после осени какая пора наступит?

Дети (зима)

Правильно, ребята скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Ребята, а вы знаете как они готовятся встретить зиму?

Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)

Воспитатель:Летнюю шерсть они меняют на более густую, теплую. (Показать картинки с изображением белки и зайца) А некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. (Показать картинки с изображением медведя и ежика)

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора

— Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Обратить внимание на посадку детей (ножки подружили, глазки все на меня смотрят и слушаем меня внимательно.)

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру, а называется она «Что изменилось? » Ребята на доске изображены дикие животные, вы внимательно смотрите и запоминаете кто изображен на этих картинах, когда я вам скажу закрыть глаза вы закрываете, затем вы открываете и я вас спрашиваю какое дикое животное убежало домой? итак начинаем игру.

Игра «Что изменилось?

На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное.

Воспитатель: ребята молодцы, вы такие внимательные. Посмотрите пожалуйста на белочку и ежа (изображены на доске) они не успели приготовить запасы на зиму, и я предлагаю вам им помочь. Ребята, а что есть еж? А белка? Сейчас я вам раздам грибы, орешки, шишки, яблоки, а вы им в кармашки положите. Выходим по одному.

Молодцы ребята, белка и еж очень довольны мы им очень помогли.

Итог занятия.

Воспитатель- Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Каким животным мы помогали заготавливать запасы (белочка и еж-ответы детей)

Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.

Использованная литература

    Сеть интернет

    Честнова Н. Ю.

    Иванова, М. А.

    Арсенова, М. А.

    Виноградова, Е. И.

    Конспект совместной образовательной деятельности

    /старший дошкольный возраст/

    Тема: «Как звери к зиме готовятся. Белочка»

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»

    Цели:

  1. формировать у детей представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме;
  2. формировать у детей умение украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий), использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, мелкие завитки);
  3. развивать координацию движений, пространственную ориентировку;
  4. воспитывать эстетические чувства.
  5. Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных леса; простой карандаш, альбомные листы; акварельные краски, кисточки.

  6. Организационный момент
  7. Я предлагаю вам сегодня помочь белочке подготовить запасы на зиму.

    Ребята, какое время года вы видите на экране? (Зима). Посмотрите, какой красивый зимний лес. Как будто белым покрывалом снег покрыл ветки деревьев, ёлок, землю.

    А вы знаете, что лес служит «домом» для многих диких животных? (Да).

    А каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).

  8. Беседа о том, как звери к зиме готовятся.
  9. Игра «Кто лишний?».

    Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Кто лишний». (Воспитатель объясняет правила игры). Я вам буду показывать на экране животных и птиц, а вы найдите, кто из них будет лишим.

  10. Лиса, волк, медведь, заяц. (Медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку.)
  11. Сорока, ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, он перелётная птица.)
  12. Грач, ласточка, скворец, воробей. (Воробей, он зимующая птица.)
  13. Давайте теперь отгадывать загадки, а правильный ответ будет появляться на экране.

    Сам зверёк поменьше кошки,

    Хвост пушистый и большой.

    Ну, и быстрые же ножки

    Скачут по лесу стрелой. (Белка.)

    Весь в колючках,

    Ворчит, как злючка,

    Чуть испугается,

    В клубок свивается. (Ёж.)

    Серовато, зубовато,

    По полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет. (Волк.)

    Угадайте, что за шапка.

    Меха целая охапка,

    Шапка бегает в бору,

    У стволов грызёт кору. (Заяц.)

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый - краса!

    А зовут её - ... (Лиса).

    Зимой спит,

    Летом ульи ворошит. (Медведь.)

    Как готовятся и зимуют белка и заяц? Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха.) В чём разница? (Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.) А как белка устраивает себе гнездо? Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек вы­стилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.

    Чем питается заяц?

    В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С ве­ток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не отка­жутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрыза­ют кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах - под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. От хищников зайца спасают ноги, он быстро и легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шер­стью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие - сзади.

    Как готовится и зимует лиса, чем она питается зимой? Как готовится к зиме медведь? (Усиленно питается, устраивает место для зимовки.)

    Как зимует медведь? (Впадает в спячку.) Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.

    Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят зимой? (Ответы детей). А я предлагаю вам рассмотреть изо­бражение барсука. В отличие от медведя барсук зимой просыпается - поест запасов и снова за­сыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает. Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке.

    А теперь я вам загадаю еще одну загадку:

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога, раскинув широко. (Лось.)

    Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

  14. Игры.
  15. Вы меня, наверное, уже заслушались. Давайте мы с вами поиграем и я послушаю вас. Игра называется «Закончи предложения». Прослушайте начало предложений и закончите их:

    Неуклюжий, как...

    Быстроногий, как …

    Хитрый, как …

    Голодный, как …

    Колючий, как …

    «Кто, где живёт?» (настольно – печатная игра)

    Ответьте на вопросы и найдите ответы:

    (Кто?) юркнула в дупло.

    (Кто?) залез в берлогу.

    (Кто?) спряталась в нору.

    (Кто?) шмыгнул в логово.

    (Кто?) забрался под листья.

    (Кто?) укрылся под кустом.

  16. Рисование белочки.
  17. Вы теперь знаете о том, как белочка проводит зиму, меняет окраску меха, где она живет, чем питается. А теперь давайте ее нарисуем. Вначале мы нарисуем в прямоугольнике овал - туловище. Еще овал - вот голова. Задние лапки - это овал внизу. Передние лапки - это два овала посередине. Затем рисуем длинный хвост, который сверху вписываем в круг, носик и ушки. Подумайте, что будет в лапках у белочки: орешки, грибы или ягоды. Подумайте, на чем будет сидеть белочка: ветка лиственного дерева или хвойного дерева. Вспомните правила работы карандашом, акварельными красками.

    Дети рисуют белочку.

  18. Рефлексия. Выставка детских работ.
  19. Итог занятия.
  20. Как звери готовятся к зиме?

    Как звери зимуют в лесу?

    Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные, объясните свой выбор.


    Ясинская Виктория Николаевна

    Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
    Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
    Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

    Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

    Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

    Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

    Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

    Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

    Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

    Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

    Викторина «Как зимуют звери»

    1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
    - улетают в тёплые края
    - меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
    - меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

    2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
    - белка
    - заяц
    - ёж

    3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
    - барсук
    - лисица
    - волк

    4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
    - Жировые запасы под шубкой
    - тишина
    - покой

    5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
    - Корой деревьев и веточками
    - морковкой
    - капустой

    6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
    - кору деревьев и веточки
    - мелких зверьков
    - голодают

    Кто здесь лишний?

    Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
    (Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

    В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
    (Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

    Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
    (Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

    Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!