Упражнения для тренингов личностного роста. Тренинг личностного самосовершенствования для педагогов

Развитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники придумывают новые слова, по этим словам пробуют охарактеризовать человека, их придумавшего. Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности. Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы. Игра, направленная на развитие социального мышления. Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания. Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются своими личными страхами, опасениями и вырабатывают коллективное «Делай, что надо, и пусть будет, что будет». Процедура группового психологического тренинга (направленного на личностный рост). Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации. Процедура группового психологического тренинга, направленного на личностный рост. Участники рассказывают друг другу разные поучительные истории – пытаются избавить друг друга от ненужных страхов, опасений. В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по­сле чего начинает задавать вопросы. Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния. Психология, практические упражнения для гештальтгрупп. Выработка у участников более объективной самооценки. Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации. Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца. Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео. Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными. Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться. Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца. Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке. Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни. Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем. Развитие внимания в общении. Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах. Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными. Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека. Анализ феномена предпринимательства. Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст­ройства. Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии. Закрепление полученнного на тренинге опыта. Отработка простых менеджерских функций. Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Отработка простых менеджерский функций. Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми. Процедура группового психологического тренинга. Участники ощупывают разные предметы, материалы. Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы. Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов. Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни. Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю. Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности. Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым. Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений. Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас. Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый". Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени. Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра. Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем. Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – у кого из них лучший "автопилот". Упражнение направлено на осознание важности привычек в нашей жизни, а также способности в сложных, необычных ситуациях действовать разумно. Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями. Описание тренингового упражнения Автопортрет. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу. Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении. Рефлексия особенностей межличностных отношений. Упражнение личностного роста, направленное на саморефлексию, поиск собственного смысла жизни. Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях. Взаимная рефлексия участников. Самоанализ жизненных ценностей. Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Развитие социального мышления. Разминка, повышение доверия друг к другу. Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. Отработка коммуникативных умений и навыков. Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения. Отработка гибкости невербального поведения. Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования. Помощь в выработке у участников более объективной самооценки. Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Процедура группового психологического тренинга. На одного участника возлагается задача – обобщить групповой опыт. Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию. Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия. Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Настрой участников на переходное, трансовое состояние. Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков. Процедура группового психологического тренинга. Участники преодолевают символические внутренние барьеры. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Обогащение словаря эмоций у участников. Процедура группового психологического тренинга. Участники заканчивают предложения. Участники раскладывают свою жизнь по ступеням. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются в том, кто из них лучший «Обещалкин». Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность". Отработка педагогических ситуаций. Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии. Отработка умения точно передавать суть высказывания. Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, по­лучение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Формирование навыков аргументированного отстваивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники перечисляют свои привычки, потом "делятся" ими. Предоставление возможности участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Совершенствование коммуникативной культуры. Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств. Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Тренировка уверенной просьбы. Развитие способностей самовыражения. Процедура группового психологического тренинга. Участники сочиняют рассказы, которые должны закончиться определенным образом. Отработка коммуникативных умений и навыков. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся воспоминаниями о каких-то необычных, редких переживаниях, эмоциях, чувствах. Упражнение для глубокой саморефлексии. Включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Личностное самораскрытие через личную символику: псевдоним, отличительный знак, девиз. Умение вести себя в ситуации нагнетения напряжения. Умение диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств. Процедура группового психологического тренинга. Участники подвергают друг друга психологической обработке. Помощь участникам в понимании того, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Процедура группового психологического тренинга личностного роста. Участники рассказывают друг другу о последних изменениях собственного поведения. Предоставление участникам возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Определение эмоционального состояния ребенка по снимкам. Определение эмоционального состояния группы детей. Развитие саморефлексии. Формирование установки на самопознание. Выработка у участников навыков уверенных интонаций. Формирование творческого воображения. Формирование умения абстрагироваться. Создание условий и формирование навыков самораскрытия. Совершенствование навыков группового выступления. Подведение группы к осознанию ограниченности времени и возможности воздействия внешних факторов на реализацию планов.

Щарыпова Елена Владимировна,

Педагог-психолог МАОУ гимназия №55 города Томска

Тренинг личностного роста для педагогов, направленный на изменение восприятия самого себя; формирование положительной самооценки, оптимизм, умение принимать самого себя; умение воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Тренинг личностного роста для педагогов

В современном обществе человек живет в окружении разнообразных проблем, связанных с его социальной жизнью, материальным положением, межличностными отношениями и многими другими.

И живя в рамках уже существующей общественной системы, далеко не каждый успевает задумываться о своем предназначении, внутреннем мире; о самопознании, самосовершенствовании, не успевает, как говорил еще Марк Аврелий, «смотреть внутрь себя».

По-нашему мнению, гармонизация и духовный рост личности способны быть «универсальным средством» в решении многих жизненных вопросов – сила человека в нем самом.

Серьезные проблемы возникают у педагога, которые не умеют общаться в обычной и профессиональной жизни, где необходимо отказываться от многих привычек и ломать стереотипы. Неподготовленному педагогу очень трудно выйти из этой ситуации без потерь, нервных срывов и даже заболеваний, депрессий, конфликтных ситуаций. Поэтому, педагог должен находиться в постоянном личностном росте.

Личностный рост педагога изменяет общую характеристику личности педагога – расширяет диапазон гуманности, справедливости, честности, демократичности, способствует повышению эмпатии, гибкости поведения в зависимости от ситуации, профессиональной компетентности в практической передаче знаний, способность к поиску нового, осуществляет постоянную рефлексию настроения, достижения.

Личностный рост педагога меняет восприятие самого себя - формирует положительную самооценку, оптимизм, учит принимать самого себя, учит воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Когда происходит личностный рост педагога, то у него меняются профессиональные функции, т.е. от традиционной трансляции знаний и развития ребенка до процесса открытия и самостоятельного выбора ребенка, развития индивидуальной креативности во всех сферах жизни. У педагога меняются цели образования – появляется желание помочь каждому ребенку стать исследователем и развить способность к обучению на всю жизнь.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы и внутриличностные конфликты, мешающие работать радостно и счастливо, прежде всего, во взаимодействии с детьми и родителями.

Цель: Активизация процесса самопознания у педагогов, помощь педагогу в изменении своего отношения к социальному окружению и к собственной личности, в умении выражать себя своими индивидуальными средствами, характерными для каждого.

Задачи:

    Сформировать адекватную самооценку профессиональных качеств и уровня притязаний.

    Обрести навыки конструктивного самопознания.

    Выработать успешное поведение.

    Научиться воспринимать и понимать себя.

    Развивать коммуникативные навыки и групповую сплоченность.

Ход тренинга

Упражнение «Моя визитная карточка»

Цель:

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком».

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит « Меня зовут Миша, я люблю пельмени » ; следующий говорит « Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре » ; третий говорит « Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол » и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с « визиткой » , сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Игра «Добрый день, шалом, салют!» (Упражнение-разогрев для участников группы)

Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках Материалы. Для каждого участника необходимо приготовить карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.)

Приветствия

    Италия: Bon giorno;

    Швеция: Grüezi;

    США: Hi;

    Англия: Hello;

    Германия: Guten Tag;

    Испания: Buenos Dias;

    Гавайи: Aloha;

    Франция : Bonjours, Salut;

    Малайзия : Selamat datang;

    Россия: Здравствуй;

    Чехия: Dobry den;

    Польша: Dzièn;

    Япония: Konnichiwa ;

    Израиль: Shalom;

    Египет: Asalamu Aleikum;

    Чероки (США): Schijou;

    Финляндия: Hyvä päivää;

    Дания: Goddag;

    Турция: Merhaba.

Попросите участников начать игру, встав в круг.

Пройдите по кругу, держа в руках (или в коробке) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя, по одной.

Предложить членам группы прогуляться по помещению и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Игра-активатор «Друг к дружке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

    Правая рука к правой руке!

    Левая рука к левой руке!

    Спина к спине!

    Друг к дружке!

    Бедро к бедру!

    Ладошка к ладошке!

    Пятка к пятке!

    Друг к дружке!

    Носок к носку!

    Живот к животу!

    Большой палец руки к большому пальцу руки!

    Друг к дружке!

    Бок к боку!

    Колено к колену!

    Мизинец к мизинцу!

    Друг к дружке!

    Затылок к затылку!

    Локоть к локтю!

    Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств:

    Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

Игра «Веревочка»

Цель : сплочение группы, выявление лидера.

Материалы: веревка длиной около 6 метров.

Участники стоят в кругу, держась руками за общую веревку. Веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Сначала возникает пауза и полное бездействие участников игры, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб. Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи?»

Упражнение «Найди пару»

Цель : сплочение участников тренинга.

Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Упражнение «Идеальный педагог»

Ход упражнения

1 этап

Ведущий. Многим из нас свойственно стремление к совершенству. Что же такое совершенство. Давайте назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».

По определению Ожегова, совершенство – это полнота всех достоинств, высшая степень какого – либо положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).

Давайте поищем положительные черты своего характера, которые замаскированы в нашем имени.

2 этап

Ход упражнения. Участники разбиваются на 2 группы – родители и педагоги по форме бейджей – сердечки и цветочки.

Ведущий. В течение 4 минут каждая группа формирует и записывает на листочке качества идеального, с их точки зрения, педагога. Затем каждая группа предлагает свой вариант с пояснениями. (Ведущий записывает на доске).

Потом все объединяются в одну группу и уже с общей позиции находятся 6 качеств совершенного педагога. (Ведущий записывает на доске).

Ведущий. Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным 6 критериям (участникам раздаются бланки со шкалами самооценки (См. приложение к тренингу) . Самооценивание проводится анонимно). Уровень развития каждого выбранного качества можно условно изобразить цифрой. Нижняя точка – это нижняя ступень развития, а верхняя – наивысшее. (Участники выполняют задание). Посмотрите на ваши шкалы, если ваши отметки на шкале пересекаются или находятся около 10, мы вас поздравляем, вы близки к совершенству. Ну а если расстояние между точками большое или они находятся ниже пяти, замечательно, вам есть к чему стремиться.


Упражнение «Нарисуй свою мандалу»

Цель : снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. До края листа должно оставаться не меньше 3 см. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое. Когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу со всеми участниками тренинга.

Упражнение «Счёт»

Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Упражнение «Душечка-Марфушечка»

Все члены группы выходят за дверь. В помещении остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста всем участникам зачитывается первоначальный текст.

«Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка».

Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.

Игра «Ладонь»

Инструкция: Все участники тренинга стоят, образуя круг. Правая ладонь сверху – что я отдаю хорошего, левая ладонь снизу – что я беру, чего мне не хватает.

Анализ:

    Какие чувства вы испытали?

    Открылся ли кто-нибудь из коллег с неожиданной стороны?

Упражнение «Ценное качество»

Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь».

После первого, а также каждого из последующих рассказов ведущий обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотела сообщить Елена Викторовна?»). После того как участники группы выскажут свои предложения, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он.

Упражнение позволяет участникам тренинга лучше узнать друг друга, оно побуждает педагогов к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них, а эта задача соответствует содержательным целям многих тренинговых программ личностного роста.

Правила поднятия самооценки

Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и малоуверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Существуют определенные правила:

    Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз сделайте это перед сном.

    Помните о том, что большинство окружающих вас не знают о ваших недостатках, либо не замечают их. А изъяны есть у всех!

    Помните, что люди не замечают вещей столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что у вас дрожат колени, а для других вы просто стоите в расслабленной позе.

    Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность, одежда, поступки тоже отличная мишень для критики.

    Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно выдавать фейерверк остроумных и блестящих мыслей. Внимательно слушайте других и они будут вам благодарны.

    Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и отстраненным, вы лишь отталкиваете от себя людей.

    Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания. Сами подойдите к тому, кого выбрали, от этого выбора вы выиграете оба.

    Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то разговаривает резко, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение.

    Самое худшее, что вы можете сделать – это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства.

Арт-терапевтическое упражнение «Солнечная поляна»

Цель : снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Материал : лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава и солнце.

Цветная и белая бумага, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей. Магнитофон и аудиокассета с записью звуков природы.

Инструкция : Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где вот-вот раскроются бутоны разных прекрасных цветов. Это и ромашки, и васильки, и одуванчики, и ландыши. И каждый из вас сможет найти на этой поляне свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который появился в вашем воображении.

Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания своим друзьям и приклейте на нашу солнечную поляну.

Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат цветов. Они ободряюще улыбаются всем нам и желают удачной сдачи экзаменов.

Примечание : Создание участниками тренинга цветочной поляны сопровождается звуками природы или легкой приятной музыкой. (Например, можно использовать мелодии композитора Е.Доги, «Симфонию любви» Ф.Гойи, классические произведения Моцарта, Бетховена и др.).

Анализ:

  • Какие чувства у вас возникли после выполнения упражнения?

Рефлексия.

    По кругу продолжить фразу «Сегодня я….».

Подведение итогов тренинга. Прощание.

Приложение

Шкала для самооценивания

  • Дискуссия "Обсуждение истории" Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности.
  • Игра "Конкуренция" Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы.
  • Игра "Маклер" Игра, направленная на развитие социального мышления.
  • Игра "Поглощение" Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания.
  • Игра "Пресс-конференция: 10 лет спустя" Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
  • Мозговой штурм "Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?" В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.
  • Образно-рефлексивная процедура "Дерево" Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по-сле чего начинает задавать вопросы.
  • Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния.
  • Проективный рисунок "Я такой, какой я есть" Выработка у участников более объективной самооценки.
  • Профадаптационная игра "Поиск выгоды" Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.
  • Профориентационная игра "Сотворение мира" Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
  • Процедура "Анализ моментов, на которых мы теряем время" Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации.
  • Процедура "Ассоциативный тест" Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца.
  • Процедура "Визитка" Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео.
  • Процедура "Выявление и решение педагогической задачи" Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными.
  • Процедура "Доброжелательное выспрашивание" Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться.
  • Процедура "Доведи за меня до конца!" Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.
  • Процедура "Зависимость (незаконченные предложения)" Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
  • Процедура "Карусель" Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
  • Процедура "Локус контроля" Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру.
  • Процедура "Наблюдение за работой учителя" Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке.
  • Процедура "Образ Я" Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.
  • Процедура "Ответственность (незаконченные предложения)" Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.
  • Процедура "Планирование будущего" Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни.
  • Процедура "Преувеличение или полное изменение поведения" Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
  • Процедура "Прошлое, Настоящее, Будущее" Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем.
  • Процедура "Работа с ассоциациями" Развитие внимания в общении.
  • Процедура "Рекламный ролик" Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации.
  • Процедура "С три короба" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах.
  • Процедура "Скульптура зависимости" Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении.
  • Процедура "Телевизионный ролик" Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.
  • Процедура "Что вы действительно думаете" Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.
  • Процедура "Я-реальное и Я-идеальное"
  • Процедура тренинга "Близнец издалека" Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека.
  • Процедура тренинга "Социологический опрос" Анализ феномена предпринимательства.
  • Рефлексивная процедура "Что? Кто? Как? Где? Когда?" Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст-ройства.
  • Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии.
  • Ролевая игра "Былой конфликт" Закрепление полученнного на тренинге опыта.
  • Ролевая игра "Корпорация" Отработка простых менеджерских функций.
  • Ролевая игра "Соблазнение" Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
  • Ролевая игра "Съемки фильма" Отработка простых менеджерский функций.
  • Самовнушение "Повышение уверенности" Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.
  • Техника "Sic volo" Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы.
  • Техника "Активное воображение" Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов.
  • Техника "Внутренний смех" Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни.
  • Техника "Воскресный вечер" Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.
  • Техника "Герой нашего времени" Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности.
  • Техника "Последний час" Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым.
  • Техника "Распускание панцирей" Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений.
  • Техника "Сталкинг собственной энергии" Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас.
  • Техника "Формирование уверенности" Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый".
  • Техника "Цепочка ассоциаций" Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.
  • Техники самоменеджмента Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени.
  • Тренинговая процедура "Узелки Лэнга" Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра.
  • Упражнение "10 заповедей" Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.
  • Упражнение "5 шагов" Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
  • Упражнение "Cамоанализ" Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем.
  • Упражнение "Cлепой-поводырь" Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие.
  • Упражнение "А вот и Я" Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.
  • Упражнение "Автобиография" Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.
  • Упражнение "Автопортрет по кругу" Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
  • Упражнение "Автопортрет" Описание тренингового упражнения Автопортрет.
  • Упражнение "Без маски" Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
  • Упражнение "В детстве я хотел быть..." Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
  • Упражнение "В чем мне повезло в этой жизни" Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
  • Упражнение "Вам важно" Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении.
  • Упражнение "Вексель-рейтинг" Рефлексия особенностей межличностных отношений.
  • Упражнение "Включение позитивной мотивации" Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
  • Упражнение "Волшебная лавка" Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.
  • Упражнение "Волшебная рука" Взаимная рефлексия участников.
  • Упражнение "Волшебный магазин" Самоанализ жизненных ценностей.
  • Упражнение "Да" Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
  • Упражнение "Дар убеждения" Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.
  • Упражнение "Дигикон" Развитие социального мышления.
  • Упражнение "Доверчивый столб" Разминка, повышение доверия друг к другу.
  • Упражнение "Доверяющее падение" Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.
  • Упражнение "Его сильная сторона" Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
  • Упражнение "Если бы..., то я стал бы..." Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
  • Упражнение "Желание" Отработка коммуникативных умений и навыков.
  • Упражнение "Зато..." Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
  • Упражнение "Зеркало" Отработка гибкости невербального поведения.
  • Упражнение "Импровизация" Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования.
  • Упражнение "Качества" Помощь в выработке у участников более объективной самооценки.
  • Упражнение "Комиссионный магазин" Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
  • Упражнение "Контраргументы" Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию.
  • Упражнение "Космическая скорость" Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия.
  • Упражнение "Личный герб и девиз" Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо.
  • Упражнение "Меняющаяся комната" Настрой участников на переходное, трансовое состояние.
  • Упражнение "Мифы" Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы" Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
  • Упражнение "На какой я ступеньке?" Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.
  • Упражнение "Называем чувства" Обогащение словаря эмоций у участников.
  • Упражнение "Обсуждение логичности" Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность".
  • Упражнение "Педагогическая инициатива" Отработка педагогических ситуаций.

Упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Кто я?”
Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная, нравственная. Таким образом, происходит стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы. Кроме того, преодолеваются робость и застенчивость, трудности в самовыражении, проявляется стремление к признанию, а в некоторых случаях оппозиционность.

Упражнение II. “Мои главные достижения”
Каждый участник тренинга описывает несколько совершенных им в последнее время (например, в течение недели) успешных поступков, решений (не менее 2-х), подчеркивая в каждом случае то, что он приобрел как личность. Остальные участники дают свою оценку этому (в корректной форме). Таким образом, выявляются склонности, мотивация и направления самореализации участников, что можно использовать для организации коллективных творческих дел.

Упражнение III. “Я – друг”
Каждый участник тренинга рассказывает о своем понимании дружбы и о поведении друга – как должен поступать настоящий друг и что другу не простительно делать. Ведущий или один из участников на доске (на листе ватмана), разделенной на три колонки, записывает предлагаемые группой признаки положительного (в первой колонке) и отрицательного (во второй колонке) поведения друга. Далее ведущий задает группе вопрос: “Кто бы мог простить своего друга за то или иное недопустимое поведение? Чем бы вы это могли себе объяснить?” На доску (лист ватмана) выносятся предлагаемые варианты (в третьей колонке). В конце упражнения участникам тренинга задается вопрос: “Что нового вы узнали о дружбе и что нового открыли в себе в ходе дискуссии?”

Упражнение IV. “Мои лучшие способы преодоления стресса”
Каждый участник тренинга рассказывает о нескольких своих лучших способах (не менее 3-х) успокоения в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм каждого из них и записывает на доске. Остальные голосуют, если сами используют приведенные способы и с их помощью помогали другим (друзьям, знакомым, родственникам). В результате анализа и обсуждения описанных способов группа делает два вывода:
- каждый человек имеет множество механизмов совладания со стрессами – в сфере переключения деятельности и хобби, коммуникаций, общения с природой, обращения к искусству, в сфере отдыха, питания, внутреннего монолога или диалога и др.;
- люди могут эффективно помогать друг другу в случаях сходства у них применяемых способов совладающего со стрессом поведения.

Это упражнение помогает диагностировать сценарии психологических защит и совладающего поведения.

Упражнение V. “Мои любимые недостатки”
В “щадящей” (юмористической) форме проводится конфронтация между участниками тренинга и их негативным жизненным опытом или субъективно неприемлемыми чертами характера с психологическим принятием личностью своего негативного опыта и на этой основе – принятием себя в целом. Ведущий дает инструкцию и каждый участник тренинга говорит о двух или более любимых недостатках в себе самом и других людях. При желании участники тренинга могут рассказать друг другу, каким образом они прощали себе и другим людям описываемые недостатки.

Данное упражнение позволяет выявлять участников со стойко заниженной самооценкой и с тенденциями к преувеличению своих недостатков.

Упражнение VI. “Я – лидер”
I часть
Участникам тренинга предлагается рассказать о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и их изменении в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждается динамическая смена лидеров в группе и семье, необходимость иметь в коллективе и семье для их успешного развития самый широкий набор разных лидеров.

II часть
Участникам тренинга предлагается пройти групповое самотестирование в форме анкеты. Ведущий раздает всем участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности:
- в управлении и принятии решений: вожак, руководитель;
- в выработке решений (гипотез): генератор идей, компьютер, выдумщик, фантазер;
- в мотивации к деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной;
- в коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (“коммуникатор”), менеджер, дипломат, переговорщик;
- в сфере знаний: кладезь премудрости, банк данных, библиотека, знайка;
- в сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец;
- в эмоциональной поддержке деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый;
- в оценке результатов деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель;
- в культуре и досуге участников: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист.

Последовательно каждый участник тренинга называет лидерские качества и роли, которые он обнаруживает у каждого участника группы (по одному качеству на участника). Остальные записывают распознаваемые у них лидерские качества в свои анкеты. Далее каждый участник подсчитывает, сколько баллов набрало каждое из его лидерских качеств; какова его доля в процентах от общего числа отмеченных лидерских качеств (оно равно числу участников группы, кроме него самого). Затем проводится групповая дискуссия на следующие темы:
1. Множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения;
2. Правильное понимание проблемы лидерства, основанного не на способностях “командовать”, а на способностях человека эффективно организовать и осуществить различные по содержанию виды деятельности;
3. Наличие лидерских ролей (в разных видах деятельности) у каждого участника группы;
4. Необходимость наличия в каждой социальной группе (классе) для ее успешного функционирования полного набора различных лидерских ролей.

Данное упражнение диагностирует социально-психологические роли в группе, проявления лидерства в различных сферах жизнедеятельности. Также это упражнение поможет во внеклассной работе для поддержки у учащихся максимально эффективных ролей.

Упражнение VII. “Продавцы и покупатели”
Все участники тренинга делятся на пары; в каждой из них каждый из участников будет выполнять сначала роль “продавца”, а затем – роль “покупателя”. Ведущий дает инструкцию одновременно всем парам: “Сейчас мы поставим в центр класса два стула на небольшом расстоянии друг от друга – это будет у нас входной дверью в магазин. Работаете последовательно по парам, выходя к этой “двери”. В каждой паре один играет роль “продавца”, а другой – роль “покупателя”. Время – две минуты девятого. “Продавец” запирает входную дверь, уходя домой. “Покупатель” подбегает к двери и обращается к “продавцу” с просьбой вновь открыть дверь и продать какое-то количество хлеба. В этой сцене у каждого участника свои цели. У “покупателя” цель – во что бы то ни стало уговорить “продавца” продать хлеб. У “продавца” цель – в первую очередь отстоять график работы магазина и свое право вовремя уйти с работы; правда, во вторую очередь он все-таки должен думать и о выручке, и о сохранении клиентуры. Каждая пара у “двери” играет эту сцену до момента ее завершения – согласия либо отказа “продавца” продать хлеб”.

После того как последовательно все пары сыграют эту сцену с первоначальным распределением ролей, далее они последовательно играют эту же сцену со сменой ролей – тот, кто был “продавцом”, становится “покупателем”, и наоборот. Остальные участники, кто не занят в сцене, наблюдают за развитием событий в каждой паре; их задача – установить, какие стратегии поведения “продавца” и “покупателя” являются наиболее успешными для достижения их целей. В конце упражнения участники обсуждают:
- свое самочувствие в каждой из ролей (уверенность, чувство неудобства, превосходства, униженности);
- наиболее эффективные сценарии поведения в роли “продавца” и “покупателя”.

Данное упражнение диагностирует затруднения в сфере общения, вызванные особенностями характера человека (застенчивость, тревожная мнительность, замкнутость и др.) и недостаточной эмпатией.

Упражнение VIII. “Неуверенное, агрессивное и уверенное поведение”
В данном упражнении участники тренинга разбиваются на пары. Один участник последовательно в каждой конфликтной ситуации играет роль “виновника” конфликта, а другой – роль “пострадавшего”; затем – наоборот. В каждой сцене “виновник” обращается к “пострадавшему” с сообщением о какой-то неприятности. Участник в роли “пострадавшего” должен последовательно продемонстрировать сначала неуверенное, затем агрессивное и, наконец, правильное, уверенное поведение. Затем роли в парах меняются, и все ситуации играются в противоположных ролях. Пример ситуации: Приятель сообщил, что выболтал вашу тайну.

Неуверенное поведение выглядит примерно так: “Ну, так и знал, что же мне теперь делать…”. Неуверенное поведение основано на принятии вами на себя вины за ситуацию, на боязни начать ее решать, на принятии человеком роли “жертвы”. Агрессивное поведение выглядит примерно так: “Черт возьми! Тебе ничего доверить нельзя! А еще друг называется!” Агрессивное поведение построено на перенесении вины на другого участника (тем более, что тот действительно виновен), но при этом вы его еще и унижаете и отказываетесь от дальнейшего взаимодействия с ним для решения проблемы. Уверенное поведение выглядит примерно так: “Да. Вообще-то я не ожидал от тебя. Теперь надо подумать о том, что ты и мы вместе можем сделать в сложившейся ситуации и как дальше вести себя, когда мне опять надо будет сказать тебе что-то важное”. Уверенное поведение построено на вашей более взвешенной позиции по отношению к другому участнику ситуации (“виновному”). Это позволяет вам одновременно и защитить свои интересы, четко, но без унижения, указать другому на его вину, сохранить с ним добрые отношения и взаимодействовать с ним для преодоления ситуации, и при этом основную роль в разрешении ситуации передать именно ему. Уверенное поведение возникает из личного опыта или может быть “заимствовано” из опыта взрослых, имеющих большое влияние на вас.

Приведем примеры конфликтных ситуаций:
1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете его продавщице и говорите…
2. Приятель вернул вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы ему говорите…
3. Приятель взял у вас взаймы, но не только не собирается отдавать, но и просит у вас еще. Вы ему говорите…
4. Ваш приятель без предупреждения привел к вам в гости незнакомого вам человека и поставил вас в неловкое положение. Вы ему говорите…
5. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то “наговорили” про него общим приятелям.

Уверенное поведение может быть натренировано до автоматизма. Для этого сцены можно проигрывать в разных вариантах и столько раз, пока у “пострадавшего” не возникнет это чувство уверенности в себе. Критерии достижения результата:
- появление у участника в роли “пострадавшего” чувства удовлетворенности собой, активности, впечатления в разрешимости ситуации, тогда как неуверенное и агрессивное поведение порождает напряжение, тревогу, страх за себя;
- появление у участника в роли “виновного” чувства виновности, но без обиды и даже с желанием сотрудничать с тем, кому причинил неприятность.

Затем участники тренинга делятся впечатлениями от упражнения – как себя чувствовали в разных ролях, какими были сценарии уверенного поведения.

Данное упражнение диагностирует степень развития уверенности в себе, зрелости “Я”, зрелости психологической защиты от ситуации неудачи, разные сценарии совладающего поведения в ситуации неудачи.

Упражнение IX. “Черты характера”
У каждого участника тренинга лист бумаги и авторучка. Упражнение выполняется в шесть этапов.

I этап
Ведущий предлагает участникам (не обсуждая с соседями, молча) написать по пять “сильных” и по три “слабых” качества своего характера, затем перевернуть листки бумаги и временно отложить.

II этап
Ведущий переключает внимание участников на доску и задает группе вопрос: “Как вы считаете, какими чертами характера обладает человек, который впал в зависимость от курения, алкоголя или наркотиков? Нет секрета в том, что многие дети начинают это делать в очень раннем возрасте. Тема является актуальной для всех нас!”

III этап
Перечисляемые участниками черты ведущий записывает на левую половину доски.

IV этап
Затем ведущий предлагает участникам молча сравнить список своих черт (I этап) со списком черт характера предполагаемого зависимого человека (II этап).

V этап
Найденные сходства обсуждаются. Группа, сравнивая результаты отдельных участников, может вывести и общие закономерности сходств и различий этих списков. Проводится групповая дискуссия; ее цель – достичь участниками осознания того, что у каждого из них есть в характере такие черты, которые объективно предрасполагают к употреблению ПАВ. Далее ведущий задает вопрос участникам: “Являются ли выделенные вами у себя “сильные” черты характера защитой от употребления ПАВ и возникновения зависимости?” Те из участников, кто оценит свои сильные черты характера как защищающие от зависимости, против каждой из них выставляют оценки их эффективности именно как защиты – от 0 до 100%. Эти обнаруженные участниками защитные черты своего характера ведущий заносит на правую часть доски.

VI этап
После этого ведущий спрашивает участников, есть ли, с их точки зрения, еще какие-либо свойства личности, защищающие от возникновения зависимости. После того как участники называют их, ведущий уточняет, есть ли среди них те, что получены в результате данного тренинга – в ходе совместной работы и взаимодействия участников друг с другом. Результаты VI этапа дискуссии ведущий добавляет на доску к результатам V этапа. Таким образом, возникает полный список защит данной группы от ПАВ. В завершение упражнения ведущий предлагает участникам высказать что-либо друг другу в связи с тем, что они участвовали в возникновении и тренировке защит друг друга от употребления ПАВ и зависимости.

Упражнение диагностирует характерологическую защиту от начала употребления ПАВ и потенциального развития зависимости от них, а также способность участников тренинга к самоанализу.

Упражнение X. “Отвечаю за свое “хочу”
Объяснение ведущего: “У каждого из нас есть цели. Цели определяют собой какие-то задачи, позволяющие их достичь. Необходимость решения задач приводит нас к началу действий. Совершаемые нами действия дают результат. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Цели – Задачи – Действия – Результат.

Когда человек хочет чего-то достигнуть, он говорит: “Я хочу”. Когда человек думает, какие задачи надо решить, он говорит: “Я думаю”. Когда человек совершает действие, он говорит: “Я делаю”. Когда человек получает результат, он говорит: “Я отвечаю”. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Я хочу – Я думаю – Я делаю – Я отвечаю. Совместим эти две последовательности и получим такую: Цели несут в себе понятие “Я хочу”. Задачи содержат в себе понятие “Я думаю”. Действия подразумевают понятие “Я делаю”. Результат символизируется понятием “Я отвечаю”. В жизни мы отвечаем за каждое возникающее у нас желание и за его реализацию. Например, парень познакомился с девушкой. С этого момента он ответственен за то, что происходит в их паре по его инициативе. И наоборот”.

Затем группа в случайном порядке делится по двое. Один из участников делает другому какое-то предложение: что-то сделать, куда-то пойти и т.п. На этой основе в паре возникает дискуссия. Тот, кто сделал предложение, обосновывает его важность, актуальность, поясняет свои роли и пределы ответственности в предлагаемом им деле. Тот, кому адресовано предложение, вопросами выясняет свои выгоды, интересы, задачи, ответственность. Дискуссия длится до принятия вторым участником решения – согласиться с предложением или нет. Затем роли в парах меняются. После завершения упражнения участники обсуждают чувства, которые они испытали при его выполнении. Ведущий задает следующие вопросы:
- Какие чувства вы испытали в разных ролях?
- Каковы оптимальные стратегии убедить согласиться с предложением и в какой момент возникает это согласие?
- Какова роль чувства доверия в этом процессе и как оно возникает у принимающего предложение?
- Какова роль ответственности, принимаемой на себя предлагающим, в возникновении доверия к нему у принимающего предложение?