T30 Тяжелый танк. T30 Тяжелый танк Тактика и применение

Всем доброго времени суток! С вами Team.2 и сегодня пойдет речь об американском танке Т30. Изначально в World of Tanks Т30 представлял из себя тяжелый танк 10 уровня. Но в одном из обновлений разработчики решили заменить 9 и 10 уровень американских тяжелых танков. Т30 ушел с 10 уровня в ветку ПТ-САУ на 9 лвл. Итак на сегодняшний день Т30 – это проходная ПТ САУ 9 лвл на пути к желанному Т110Е4.

Рассмотрим ТТХ

Для тех, кто пересел на Т30 сразу после «Шпрота» (Т28 Prototype), ПТ-САУ покажется достаточно динамичной машиной, особенно после тсследования ходовой части (ее нужно открывать в первую очередь). Максимальная скорость 35 км/ч (и это при топовом двигателе) и поворот в 20 градусов в секунду оставляют желать лучшего. К тому же огромный корпус этой ПТ имеет очень слабое бронирование, а это значит, что его необходимо прятать.

Большим плюсом ПТ-САУ является наличие башни. Да, пусть она вращается всего 18 градусов в секунду, но в отличие от «Шпрота», который имеет ограничение, башня Т30 вращается на 360 градусов, и, в добавок ко всему, она имеет отличное бронирование! Броня лба башни, а именно маски орудия, составляет 279 мм, что позволяет ловить рикошеты и непробития даже от десятых уровней, но не стоит забывать про наши «щёки» и командирскую башенку — они являются слабыми местами нашей башни в лобовой проекции.

Орудия

От T28 Prototype Т30 достается и предтоповое орудие 120mm AT Gun T53. Урон 400/400/515 и скорострельность 6,19 выстрелов в минуту — неплохие показатели на уровне, хотя немного расстраивает пробите в 248/297/60. Сведение же составляет 2,3 секунды, а разброс 0,39 на сто метров.

Но все это цветочки! Когда мы прокачаем топовое орудие 155 mm AT Gun T7, у которого скорострельность 2,86 выстрелов в минуту, а сведение 2,9 сек, тогда мы и понимаем, что значит долгое КД. Мы начнем стараться выцеливать противника, чтобы долгое КД прошло не зря. Разброс у орудия останется тот же, но также мы будем иметь пробитие 276/320/90, а урон уже составит 750/750/950. И если ББ не даст желаемого пробития цели, то премиумные снаряды точно справятся почти с любым противником.

Оба орудия имеют место быть. Минусом первого является низкая бронепробиваемость, а у второго — долгая перезарядка. Однако, кто-то решит для себя, что высокий ДПМ лучше, чем надеяться на удачное пробитие и прохождение альфа-страйка на топовом орудии после долгой перезарядки. А кто-то будет играть от высокого разового урона 155 мм орудия.

Но не забываем про еще один нюанс – для Т30 важна дистанция. На дальних дистанциях наш снаряд летит куда угодно, но только не в цель. На средних же дистанциях необходимо дожидаться полного сведения и выцеливать слабые места, тогда результат не заставит себя ждать.

Выбор дополнительного оборудования

Теперь поговорим о выборе оборудования для танка.

орудийный досылатель среднего калибра,
улучшенная вентиляция и
усиленные приводы наводки.

Экипаж

Выбор перков стандартный

Командир —
шестое чувство,
ремонт,
боевое братство,
маскировка
наводчик —
ремонт,
плавный поворот башни,
боевое братство,
маскировка
механик-водитель —
ремонт,
плавный ход,
боевое братство,
маскировка
радист —
ремонт,
радиоперехват,
боевое братство,
маскировка
заряжающий —
ремонт,
бесконтактная боеукладка,
боевое братство,
маскировка
заряжающий —
ремонт,
отчаянный,
боевое братство,
маскировка

Снаряжение

Здесь используется еще один стандарт, а именно:
малый ремкомплект,
малая аптечка и
ручной огнетушитель. Советую вам, использовать премиум снаряжение, что довольно дорого, но может значительно увеличить живучесть вашей машины в бою. Так что смело ставьте на свой танк
большой ремкомплект,
большую аптечку и
автоматический огнетушитель. Так как американские танки горят довольно редко огнетушитель можно заменить на
ящик колы, что вкупе с улучшенной вентиляцией и боевым братством даст ощутимый бонус в скорости перезарядки орудия и всему танку и экипажу в целом.

Тактика и применение

Как уже упоминалось в пункте про орудие Т30, дальних дистанций на этой ПТ лучше избегать, а на средних дистанциях необходимо дожидаться полного сведения и четко выцеливать слабые места. На ближних дистанциях мы рискуем потерять все своих НР не дождавшись окончания КД. Таким образом, помня еще и про картонность корпуса, для Т30 лучше всего вести бой все же на средних дистанциях. Выгоднее всего прятать корпус ПТ-САУ в складках местности, «дразня» противника своей бронированной башней. Но, не забывая про арту!

Динамика Т30 не позволит быстро сменить фланг или быстро уйти от обстрелов АРТ-САУ, поэтому в самом начале боя необходимо верно выбрать направление для движения вперед с возможными путями отступления и укрытиями от артиллерии. К тому же Т30 обладает неплохими УВН (-10…+15), что также облегчит ведение боя из-за укрытий.

В первую очередь Т30 – это танк поддержки (как это ни странно, ведь это ПТ). Его основная задача — наносить дамаг. Всегда старайтесь держаться не далеко от союзников, без них вам труднее будет справляться с противниками. Хорошей тактикой для Т30 считается поддержка тяжелых танков команды.

Итог

Т30 – это проходная машина в ветке американских ПТ-САУ, которая требует умелых рук, чтобы игра на этой машине приносила удовольствие. Те игроки, чьей целью является, как можно быстрее заиметь в ангаре Т110Е4 и кто так и не понял особенностей игры на Т30, будут рады наконец продать эту ПТ.

Разработчик: ГКБ под руководством Астрова
Год начала работ: 1941
Год выпуска первого прототипа: 1941
Серийно производился до осени 1941 г. включительно. Активно использовался в первом полугодии войны с Германией в 1941 г.

После запуска в серийное производства сухопутной модификации легкого танка Т-40С появилась идея доработать его конструкцию, усилив бронирование и вооружение за счет сэкономленной массы. Новая боевая машина, получившая название Т-30, практически не отличалась от серийного Т-40.
Корпус танка технологически остался прежним, но толщину лобовой части корпуса довели до 15 мм, а башни – до 20 мм, что уровняло Т-30 по уровню защиты с легкими танками Т-26 и БТ-7 последних серий выпуска. Так как водоходное оборудование более не устанавливалось в кормовой части применили сплошной (без ниши для гребного винта) бронелист толщиной 10 мм.

Ходовая часть танка состояла из 4-х опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Двигатель остался прежним – это был карбюраторный 4-тактный, 6-цилиндровый ГАЗ-202, мощностью 85 л.с., установленный в кормовой части корпуса со смещением к правому борту. Запаса топлива во внутренних баках хватало на 300 км.

Вооружение танка состояло из 20-мм автоматической пушки ТНШ-20 с ленточным питанием и 7,62-мм пулеметом ДТС, смонтированными в спаренной стрелковой установке. Боекомплект для пушки составлял 750 снарядов, для пулемета – 1512 патронов (24 магазина).

Экипаж Т-30 и компоновка боевого отделения не изменились. В передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сразу за ним, немного смещенное влево, располагалось место командира танка, который также выполнял функции стрелка наводчика и заряжающего. Для посадки экипажа имели два люка – над отделением управления и в крыше башни. Для аварийного покидания танка был предусмотрен люк в днище корпуса. Внешне Т-30, от более ранних моделей, отличался только длинным пушечным стволом и новыми опорными катками.

Выпуск танков Т-30 проходил параллельно с Т-40С и в отчетах завода №37 они шли общей графой, поэтому установить точное число собранных “тридцаток” практически невозможно. После эвкауции завода под Свердловск из «московского» задела деталей удалось собрать ещё 20 легких танков Т-30 и Т-60, после чего в серийном производстве оставили только Т-60. По наиболее точным оценкам количество танков Т-30 не превысило 335 экземпляров.

Установить точные данные о боевом применении Т-30 тоже достаточно трудно, так как их часто «смешивали» с аналогичными Т-40 и Т-40С. Тем не менее известно, что с августа 1941 года легкие танки Т-30 начали поступать на комплектование танковых дивизий нового состава, формировавшихся в основном под Москвой. Например, 101-я танковая дивизия (тд) из 219 танков располагала 15 Т-30 и Т-40, в 102-й тд их имелось 10 единиц из 234, в 103-й тд — 23 из 38, в 105-й тд — 14 из 169, в 107-й тд — 16 из 272, в 108-й тд — 38 из 79, в 109-й тд — 10 из 229. Как правило танковые дивизии комплектовались средними танками Т-34, тяжелыми КВ-1, а также легкими БТ-5\БТ-7 и Т-26 различных модификаций. В течении августа-октября 1941 года эти подразделения приняли участие в боях на Центральном, Брянском, Резервном и Западном фронтах, где практически все танки легких типов были потеряны.

Примерно в это же время, в сентябре 1941 года, под Ленинград в состав 45-й армии были направлены 122-я и 9-я танковые бригады (тбр), в составе которых имелось соотвественно 64 и 32 легких танков типа Т-40 и Т-30.

На Северо-Западный фронт осень того же года была опрравлена 8-я тбр, в которой числилось 7 КВ-1, 22 Т-34 и 32 Т-30\Т-40. Бригады такого же состава (1-я, 2-я, 7-я, 42-я и 142-я) были распределены между Брянским и Юго-Западным фронтом. Кроме того, 142-я тбр имела «двойной» штат легких танков — 64 единицы.

В дальнейшем количество Т-30 и Т-40 в танковых бригадах сильно сократилось. Уже в октябре 1941 года в качестве пополнения на фронт отправили 17-ю, 19-ю, 22-ю, 24-ю, 25-ю, 27-ю и 28-ю тбр, в которых число легких танков варьироволось от 12 до 32, а в состав некоторых подразделений на замену вышедшим из строя танкам новых типов были направлены танки Т-37А и Т-38. При этом только 28-я бригада Западного фронта была оснащена 16 Т-30. Поступив в распоряжение 16-й армии 28-я тбр получила боевую задачу разгромить Скирмановскую группировку противника. С этой целью командир бригады предложил нанести фланговый удар, но получив отказ был вынужден атаковать противника «в лоб». В течении 11-15 октября совместно, с 1-й гвардейской танковой бригадой под командованием Катукова, танкисты 28-й тбр приняли участие в боях у н\п Козлово и Скирманово, отбросив противника с занимаемых позиций. После этого бригаду передали в подчинение 1-го кавкорпуса генерал-майора Доватора, однако уже спустя несколько дней остатки этого соединения пришлось отвести в тыл, поскольку к 20 ноября материальной части в нём не осталось. Боевые потери составили 4 КВ-1, 9 Т-34 и 13 Т-30. Остальные танки вышли из строя по техническим или небоевым причинам.

Гораздо хуже развивались события в полосе дйествия 42-й тбр. Прибыв на фронт в конце сентября бригада тут же попала в окружение и была вынуждена отступать к н\п Ново-Ямское, Игрицкое, Семеновское. С 29 сентября по 3 октября танкисты не получили никаких приказов и вели бои местного значения, так как управление войсками в этом районе было фактически потеряно. Восстановить его удалось только к 7 октября, когда 28-я тбр самостоятельно вышла к н\п Сиевский, где её починили 148-й стрелковой бригаде (сд), занимавшей здесь оборону. К этому времени было потеряно 4 КВ, 8 Т-34 и 11 Т-30.

В дальнейшем танкисты поддерживали действия 269-й сд, предприняв неудачное наступление у н\п Зелепуговка и Салтыковка. Здесь немцы сожгли 11 совестких танков (2 КВ, 2 Т-34 и 7 Т-30), однако после столь тяжелых потерь бригада продолжала привлекаться к атакам на оборонительные порядки противника, что в конечном итоге привело к её полному разгрому. На 30 октября 42-я тбр в боях потеряла 6 КВ, 18 Т-34, 23 Т-30, 2 Т-40 и почти всю артиллерию.

Возможно, дольше всего эксплуатация Т-30 в боевых условиях продолжалась на центральном участке советско-германского фронта. Например, в составе 146-й тбр действовавшей в районе реки Жиздра, на 21 августа 1942 года имелось 2 КВ, 5 Т-34, 9 Т-60, 1 Т-30 и 2 бронемашины БА-20. После 10 дней непрерывных боёв бригада потеряла все КВ, но благодаря пополнения из тыла и совевременному ремонту количество танков к 31 августа даже возрасло. Единственный легкий танк Т-30, по всей видимости, был потерян в ночном бою 2 сентября. Тогда 146-я тбр в составе 6 Т-34, 10 Т-60 и одного Т-30, совместно с 183-й тбр принял участие в атаке напозиции противника у с.Воробьёво. Хотя немцы оказывали ожесточенной сопротивление советским танкистам выполнить свою задачу удалось. Однако уже утром следующего дня немецкая пехота при поддержке танков начала ожесточенные контратаки и не прекращала их до вечера 3 сентября. В советских сводках указывается, что за этот период 146-й тбр безвозвратно потеряла только 4 Т-34, ещё 5 «тридцатьчетверок» и два Т-60 были подбиты. О судьбе Т-30 никакой информации нет, однако на 8 сентября 1942 года в бригаде осталось всего 5 Т-34 и 1 Т-60.

Собственно, на этом историю боевого применения легких танков Т-30 можно было считать завершенной. К концу 1942 году они исчезли из боевых частей, за исключением единичных машин, использовавшихся для охранения.

На сегодняшний день сохранился только один экземпляр Т-30, находящий в музее в Москве.

Источники:
М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
М.Коломиец «Фронтовая Иллюстрация. Танки-амфибии Т-37,Т-38,Т-40». Москва. Стратегия-КМ. 2003 г.
И.Мощанский «Советские танки Т-30, Т-40, Т-40С» (монография). Серия «Бронетанковый музей», вып.12. 2007 г.

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
Т-30 обр.1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 5320 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4140
Ширина, мм 2330
Высота, мм 1950
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 и один 7,62-мм пулемет ДТС
БОЕКОМПЛЕКТ 50 снарядов и 1512 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел ТПМФ и механический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 9-15 мм
борт корпуса – 10 мм
лоб башни – 20 мм
борт башни – 10 мм
корма — 20 мм
крыша – 10 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ борт корпуса – 10 мм
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сцепление (смонтированное на двигателе), КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее напрвляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71-ТК-3 (только на командирских танках)

Здравстуйте уважаемые танкисты! Сегодня мы рассмотрим одну из самых старых машин в игре. Эта машина, которая изначально была топовым американским ТТ. Машина, которую хорошо понерфили и перенесли в ветку ПТ-САУ на 9 уровнень. Однако эта машина все так же продолжат наводить страх в рандоме. Встречайте, легенда американских машин Т30.

Как я уже сказал выше, на данный момент это ПТ 9 уровня. Она является заключительным этапом в походе за Т110Е4. Цена данного аппарата стандарта для 9 уровня и составляет 3 550 000 кредитов и 145 000 опыта. Я не знаю нравилось ли вам играть на Т28 прототип или нет, а может вы вообще перескочили его за свободный опыт, но одно я скажу наверняка - прокачать Т30 достаточно легко, да и в топ саму машину возвести тоже. Однако расходы при покупке машины только начинаются. Ведь вы не будете ездить на полностью «голой» машине? Нам жизненно необходимо повесить на машину дополнительное оборудование, посадить хороший экипаж и нанести камуфляж. С дополнительным оборудованием должно быть все легко и понятно, поэтому сейчас на нем останавливаться мы не будем, а коснемся его позже. Вот что касается экипажа, то тут все немного сложнее. Я уже довольно часто говорил и продолжаю говорить, что чем выше уровень машины, тем сильнее экипаж влияет на ее характеристики в бою. Поэтому садить на Т30 совершенно новый экипаж глупый и недальновидный поступок. Я советую вам посадить на Т30 наш хорошо прокачанный экипаж с Т28 прототип. Одним существенным препятствием является еще один заряжающий на Т30. У нас его просто нет, поэтому нужно обучать еще одного. При пересадке я советую сразу переобучить экипаж до 100% уровнем владения основной специальностью, сделать это можно несколькими способами:

  • Самый удобный способ - переобучить всех за золото. Перки у нас и наших предшественников должны совпадать, потому их даже не придётся сбрасывать. Это будет стоить Вам 200 * 5 = 1000 золотых + необходимо за 200 золотых обучить нового заряжающего. Итого 1 200 золотых.
  • Альтернативный вариант - переобучение за серебро до 100%. Здесь нам придётся пожертвовать небольшим количеством опыта, поскольку мы вынуждены будем сбросить умения экипажа и переобучить их. Таким образом, часть опыта в «плюсике» покроет всю штрафную сумму и плюс к этому мы сможем выбрать новые перки и умения. Обойдется нам это в 40.000 * 5 = 200.000 серебра + либо новый заряжающий за 200 золотых, либо за 20 000 кредитов, но 75% - что очень и очень печально.

Ну ладно, с экипажем вроде разобрались, теперь настало время камуфляжа. Могу вас порадовать здесь все проще, гораздо проще. Камуфляж добавит нам немного к маскировке, а для ПТ (с ее то увеличенным % маскировки) существенны плюс. Поэтому крайне-крайне желательно нанести все 3 вида камуфляжа. Стоить это будет 90 000 * 3 = 270 000 на 30 дней. Для 9 уровня не так уж и много.

Комплектация

Дерево исследований машины

Ну что же, вас конечно не может не радовать одно из уже открытых орудий 10 уровня, а это значит, что дать плюху мы можем любому не зависимо от уровня и бронирования. Так же у нас уже должна быть открыта радиостанция. Ну а теперь рассмотрим каждый модуль поподробнее:


Как и обычно и в отличии от Т28 прототип нам необходимо первым делом открыть ходовую. Да, одно из орудий 10 уровня сюда влезет, но ведь нам нужны помимо него еще и другие модули, и дополнительное оборудование. Так же топовая ходовая увеличит нам проходимость по разным грунтам, скорость поворота и прочность ходовой, что для ПТ достаточно важно.

Ну что же, теперь нам дают отличный двигатель, который позволит нам развивать хорошую скорость. Единственным существенным его недостатком является то, что он устанавливается только на Т30, а значит нам придется открывать его только на Т30 и только для Т30.

Ну что сказать? Сам все знаете. Стоковой недостаточно, топовая уже открыта. Ставим и особо не задумываемся над этим.

Башня у нас одна, как и на Т28 прототип, но теперь она обладает несколькими очень существенными достоинствами по сравнению с предшественником. Во-первых бронирование, пробить эту башню в лоб практически невозможно. Во-вторых теперь башня закрытая, а это нас хоть немного, но обезопасит от прямых попаданий арты. В третьих башня теперь поворачивается на 360 градусов, а это значит, что теперь нас просто так не закрутить. Что касается скорости поворота и обзора, то тут у нас с Т28 прототип одинаковые показатели.

Одно из орудий 10 уровня у нас уже открыто. Устанавливаем его сразу как только это позволит нам сделать ходовая. Топовое орудие конечно же существенно превосходит предтоповое, но если вы не нуб и умете играть, то вам хоть 248, хоть 276 бронепробития - вам все-равно. Разовый урон тоже дело не самое главное, а урон в минуту у орудий сильно не отличается. Поэтому открывать вам топовое орудие или сразу выкачивать Т110Е4 - дело каждого. Лично я бы открыл, к тому-же оно пригодиться на Т95, а вот там без него будет печально.

Прокачка

  1. Устанавливаем предтоповое орудие и рацию
  2. Ходовая
  3. Двигатель
  4. Топовое орудие

Достоинства и недостатки машины в топовой комплектации:

Плюсы

  • Непробиваемая башня
  • Отличный разовый урон
  • Наличие башни с возможностью поворота на 360 градусов

Минусы

  • Картонный корпус
  • Высокий приоритет у врагов

Балансный вес

Машина попадает на 9 - 11 уровни боев, но нам по сути дела все-равно где воевать. Орудие позволяет дырявить и маус, и ис-7, и тапок одинаково успешно. Поэтому переживать по этому поводу не стоит.

Прибыльность

Ну что же, машина может немного фармить благодаря своему огромному разовому урону. Сделал 2 - 3 выстрела и ремонт вместе со снарядами окупился. Однако все это без использование золотых снарядов и расходников естественно с ПА. Без ПА мы скорее всего при хорошей игре будем либо играть в ноль, либо не в большой минус.

Тактика

Вы играли на Т29, Т34 и Т32? Если да, то учить вас нечему. У всех них одна концепция с уклоном на разные специфические особенности. У нас картонный корпус, поэтому сплэши арты для нас крайне болючи. Пробить в корпус нас тоже проблем особых не составляет, поэтому нужно играть от башни. Камни, подбитые машины и прочие укрытия для нас крайне важны - за ними можно спрятать корпус. Играть как типичные ПТ мы врятли будем (спасибо башне), но про свой повышенный коэффициент маскировки забыть не стоит … Главное прежде чем куда то поехать, благо у нас теперь есть скорость и мы можем уехать и туда, куда не нужно ехать (ну вы поняли), подумайте и тщательно взвесьте все варианты. Думайте, тщательно выбирайте цели, огреть мауса и огреть ис-8 или там тапка - совершенно разные вещи. Если в первом случае вы существенно поможете команде, то во втором только, по большей части, набьете урона себе в карман. Американские машины комфортны в игре, но на них нужно думать. Это ис-7 иной раз простит раш по центру, тут такого не будет …

Дополнительное оборудование

В принципе набор модулей не сильно отличается от предыдущей машины, но все-же различия есть и они существенны.

  • Досылатель
  • Приводы
  • Вентилятор

Да, теперь благодаря закрытой башне, стало возможным установить вентилятор, а он, в свою очередь, существенно подействует на все характеристики машины.

Снаряжение

Ну тут все более чем стандартно, но с одной поправкой - можно использовать бензин, но не для увеличения динамики, а для увеличения скорости поворота башни. Что то, а этого часто нам не хватает. Однако тут вам придется все тщательно взвесить и решить, что для вас приоритетнее т. к. шанс возгорания двигателя стандартен - 20%.

  • Ремкомплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель/масло

Перки для экипажа

Командир

  1. Шестое чувство
  2. Маскировка
  3. Боевое братство

Наводчик

  1. Маскировка
  2. Снайпер
  3. Боевое братство

Механик - водитель

  1. Маскировка
  2. Виртуоз
  3. Боевое братство
  1. Маскировка
  2. Радиоперехват
  3. Боевое братство

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Бесконтактная боеукладка
  3. Боевое братство

Заряжающий

  1. Маскировка
  2. Отчаянный
  3. Боевое братство

Уязвимые места:

Оранжевый - командир, наводчик, заряжающий
Красный - двигатель, баки, трансмиссия
Зеленый - легкопробиваемые зоны
Белый - боеукладка
Синий - механик-водитель.

Ну и напоследок несколько видеообзоров:

Официальное обозначение: T30 Heavy Tank
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1944 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построено 2 прототипа.

Как известно, в сентябре 1944 года (Наблюдательный комитет по боеприпасам) Ordnance Committee Minutes инициировал постройку и испытание четырех прототипов тяжелых танков. Два из них должны были оснащаться 105-мм орудием Т5Е1 и впоследствии стали известны под обозначением Т29, а другие два получили более мощное 155-мм орудие Т7 и стали обозначаться как Т30 . В отличии от исходной модели основным назначением этого танка стала борьба с укреплениями, так что по современной терминологии Т30 скорее относился к классу «штурмовых». Для доработки не стали строить новые танки, а «заимствовали» два из восьми уже готовых Т29 так называемой «пилотной» серии.

Вполне естественно, что обе модификации танка отличались друг от друга только в деталях, относящихся установки различных артиллерийских систем. Так, ходовая часть Т30, применительно на один борт, включала следующие элементы:

— 8 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской;

— 7 поддерживающих колес малого диаметра;

— переднее направляющее колесо;

— заднее ведущее колесо;

— крупнозвенчатая гусеница типа Т80Е1 с траками шириной 711 мм и шагом 152 мм.

Корпус танка изготовлялся из броневых листов дифференцированной толщины, которые соединялись между собой при помощи сварки. Сравнительно с Т29З ащищенность танка Т30 была повышена за счет значительного усиления бронирования. Достаточно сказать, что толщины лобовой брони корпуса была доведена до 132-174 мм. Компоновка корпуса была классической, с передним расположением отделения управления, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным отделением в задней. Полный экипаж танка состоял из 6 человек: водитель, командир, помощник водителя, наводчик и два заряжающих.

Основное вооружение, состоявшее из 155-мм пушки Т7 в установке Т124, устанавливалось в носовой части массивной сварной башни. В фронтальной проекции башня танка имела исключительно сильное бронирование: маска пушки – 203-279 мм, лоб – 206 мм, борта – 127 мм, корма – 102 мм, крыша – 38 мм. То есть, теоретически, Т30 мог выдержать обстрел не только из наиболее распространенных 75-мм и 88-мм немецких противотанковых орудий. На дистанции более 1 км лобовая броня американского танка не пробивалась даже из сверхмощного 128-мм противотанкового орудия PaK44. В то же время американская пушка Т7 с длиной ствола 40 калибров (6197 мм, полная масса орудия – 383 кг) могла поражать любой немецкий серийный танк практически на любой дистанции, так что в данной отношении соблюдался некий паритет. Впрочем, из-за большого калибра, боезапас оказался невелик – всего 34 выстрела.

Дополнительное вооружение танка включало два 12,7-мм пулемет Colt-Browning M2HB (один в установке Т123) и один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919A4. Боекомплект для пулеметов обеих типов составил 2200 и 2500 патронов соответственно. В укладке перевозился автомат Thompson калибра 11,43-мм с боекомплектом 1030 патронов и 12 ручных гранат.

Состав приборов прицеливания и наблюдения был достаточно разнообразным. Для наблюдения за окружающей обстановкой командир танка располагал командирской башенкой с шестью смотровыми приборами M15 Plus защищенными бронестеклами. Помимо бинокулярного прицела T143E1, был также включен перископ M10E9. В боевом положении водитель и его помощник использовали перископические приборы типа М13. Радиооборудование включало танковую приёмо-передающую радиостанцию типа SCR 508 или SCR 528 и переносную SCR AN/VRC-3, установленные в кормовой нише башни.

Танк Т30 оснащался бензиновым двигателем воздушного охлаждения Continental AV-1790-3, развивавшего мощность 810 л.с. при 2800 об\мин, и механической трансмиссией, в состав которой входила коробка передач CD-850-X (впоследствии она стала основной для некоторых послевоенных американских танков на протяжении следующих 20 лет).

Постройка опытного образца Т30 немного затянулась и к моменту его появления война в Европе уже закончилась. Фактически, это означало что для 155-мм орудия не осталось достойных целей. Тем не менее, на Тихом океане ещё продолжалась война с Японией, где мощная танковая артсистема могла найти себе применение в борьбе с береговыми и полевыми укреплениями.

Испытания прототипа Т30 начались в июне 1945 года на Абердинском полигоне (Мэриленд), куда месяцем ранее был доставлен Т29. Очень быстро выяснилось, что помимо избыточной мощности орудие Т7 обладает целым рядом недостатков, одним из которых являлась крайне низкая скорострельность – всего 2 выстрела в минуту даже с использование полуавтоматической системы заряжания. Состав боекомплекта, в который входили только осколочно-фугасные выстрелы массой 43 кг (начальная скорость составляла 717 м\с), также трудно было назвать оптимальным. К тому же, Т30 оказался явно перетяжеленным. С «пустой» массой порядка 64692 кг и удельным давлением на грунт порядка 0,865 кг\см.кв. он практически догнал «королевского тигра», но если немецкий танк уже был доведен до серийного производства, то американский образец ещё только предстояло «довести до ума».

Одной из первых попыток модернизация стало введение автоматической системы заряжания. Обновленный танк был вновь представлен на испытания 24 июня 1945 года уже под новым обозначением Т30Е1 . Разумеется, автоматика в некоторой мере облегчила процесс заряжания орудия, но её схема оказалась весьма сложной. Система заряжания была электрической и включала горизонтальный автоматический балансир, возвращавший орудие в исходное положение после выстрела, а также автоматический эжектор использованных гильз. Единственным визуальным отличием стало только отверстие в башне, предназначенное для гильзосброса. Модернизированное орудие получило обозначение Т7Е1, а его установка сменила название на Т124Е1.

Несмотря на все приложенные усилия стало ясно, что Т30 из опытной стадии не выйдет. Рекомендация оснастить танк орудием калибра 120 мм так и не была выполнена – к тому времени более приоритетными стали другие проекты. Единственный прототип тяжелого танка Т30 вначале отправили на временное хранение, но в скором времени его передали танковому музею в Форт Нокс, где он находится по настоящий момент.

Источники:
«Британские и американсие танки Второй Мировой войны» П.Чемберлен и К.Элис. АСТ\Астрель. Москва. 2003
P.Chamberlen and C.Ellis «British and American Tanks of World War Two», Silverdale Books, 2004
R.P.Hunnicutt «A History Of The American Heavy Tank» Feist Publications, 1987
R.J.Icks «A History Of The American Heavy Tank», AFV Weapons Profile, №41
Бронесайт: Американские тяжелые танки

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
Т30 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 64692 кг (пустой)
70000 кг (полная)
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10897 (с орудием)
7610 (по корпусу)
Ширина, мм 3220
Высота, мм 3800
Клиренс, мм 477,5
ВООРУЖЕНИЕ одна 155-мм пущка Т7, два 12,7-мм пулемета Colt-Browning M2HB, один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919A4 и один 11,43-мм автомат Thompson
БОЕКОМПЛЕКТ 34 осколочно-фугасных выстрела
2200 патров для 12,7-мм пулеметов
2500 патронов для 7,62-мм пулемета
1030 патронов для 11,43-мм автомата
12 ручных гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ бинокулярный прицел T143E1, перископ М10Е9, смотровые приборы M15 Plus и М13
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 174 мм
лоб корпуса (низ) — 132 мм
борта (передняя часть) — 76 мм
борта (задняя часть) — 51 мм
корма (верх) — 52 мм
корма (низ) — 40 мм
крыша корпуса — 38 мм
днище (передняя часть) — 25 мм
днище (задняя часть) — 18 мм
маска орудия — 203-278 мм
лоб башни — 206 мм
борт башни — 127 мм
борта башни — 102 мм
крыща башни — 38 мм
ДВИГАТЕЛЬ Continental 1790-3, бензиновый, 12-цилиндровый, рабочим объёмом 29360,7 см.куб., мощностью 810 л.с. при 2800 об\мин, запас топлива 1211 литров
ТРАНСМИССИЯ CD 850-1, механического типа 3-ступенчатая КПП, дисковые тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 7 поддерживающих колес, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница Т80Е1 с траками шириной 711 мм и шагом 152 мм
СКОРОСТЬ 35 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 161 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 60°
Высота стенки, м 0,66
Глубина брода, м 1,067
Ширина рва, м 1,905
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции SCR508 или SCR 528 и SCR AN/VRC-3

ПТ-САУ 9го уровня. Т30 в Мир Танков занимает среднюю позицию среди всех одноуровневых ПТшек. Она как никто другой хороша в городах, а также на открытых местностях и очень полезна при продавливании определенного направления, при поддержки союзных и .

    Эта американская ПТ-САУ подлежит исследованию различных модулей, после его приобретения: Ходовая часть, Двигатель, Радиостанция (от Т28Prototype) и два Оружия (одно от ). У Т30 плохое бронирование, по сравнение с одноуровневой Т95. ПТ демонстрирует отличный разворот на месте и доворот башни, что делает ее самой вертлявой ПТ из имеющихся в игре. Орудия тут уникальные, их приходится выбирать, либо разовый урон, либо урон в минуту. Зоны пробития ПТ-САУ Т30: борты, корма, лоб.

    Плюсы:

    • Отличная маневренность и доворот башни;
    • Отличный урон и пробитие брони;
    • Наличие вращающейся башни;
    • Отличная вертикальная наводка.

    Минусы:

    • Очень слабая броня корпуса;
    • Медленная перезарядка орудия;
    • Большой разброс;
    • Медленное сведение.

    Экипаж:

    • Командир;
    • Наводчик;
    • Радист;
    • Заряжающий;
    • Заряжающий;
    • Механик-водитель.

    Экипаж практически аналогичен предшествующей ПТ-САУ 8го уровня Т28 Prototype, следовательно, рекрутируем ещё одного заряжающего, и переучиваем оставшихся пять членов экипажа.

    Зоны пробития

    Умения и навыки экипажа:

    Выбор умений и навыков для экипажа сугубо индивидуален, как говорится, кому как удобно и у кого под что руки заточены. Подробно опишу командира, т.к. для остальных членов экипажа изучение навыков и умений аналогичное.

    Командир: в первую очередь можно взять индивидуальный навык «Шестое чувство» (действует при 100% изучения). Очень полезен, т.к. дает понять в засвете Вы или нет. Далее «Ремонт» (действует при изучении) постепенно увеличивает скорость ремонта. Ещё один общий навык - «Маскировка» и индивидуальный «Орлиный глаз» увеличивающий максимальную дальность обзора. После этого качаем индивидуальные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

    Наводчик: «Ремонт» — «Маскировка» — «Мастер-оружейник». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

    Радист: «Ремонт» — «Маскировка» — «Радиоперехват». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

    Механик-водитель: «Ремонт» — «Маскировка» — «Виртуоз». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

    1. Модули. Дополнительные модули. Характеристика и краткое описание

    Топовое оружие у Т30 в Мире Танков уникальное и виной всему - двойственность (разовый урон, урон в минуту). У одного отличная перезарядка, у второго превосходный разовый урон. С этим оружием можно в легкую расправиться с вражескими ТТ и СТ, как в городе, так и на открытой местности.

    Важным дополнительным модулем (ДМ) является «Орудийный досылатель среднего калибра». Она незначительно, но ускорит время перезарядки орудия и точность стрельбы, что необходимо Т30. Также очень полезными ДМ будут «Усиленные приводы наводки» и «Улучшенная вентиляция класс 3».

    Обязательный набор расходных материалов (расходники) для ПУ-САУ: «Аптечка», «Ремкомплект» и «Огнетушитель».

    Видео гайд

    1. Техника игры на Т30

    Тактика игры на Т30 очень проста. Т.к. это ПТ-САУ, следовательно, тактика «Засада» либо «Поддержка». Четко определяем направление движения и вперед. Незабываем, что у ПТ-САУ плохая броня корпуса, поэтому по возможности прячемся за холмами и домами. Главное, чтобы впереди Вас всегда были союзные танки, чтобы не привлекать внимание на себя. При необходимости меняйте место, переезжайте.

    Итак, мы имеем отличную ПТшку с хорошей динамикой и маневренностью, с наличием башни у ПТ-САУ, с уникальным орудием, но с плохой броней корпуса.