Т 14 принят на вооружение или нет. «Армата»: три головы об одной башне

23:03 — REGNUM Согласно последнему заявлению вице-премьера Юрия Борисова , Вооружённые силы России не будут массово получать бронетехнику нового поколения — танки Т-14 на базе тяжёлой гусеничной платформы «Армата» и бронетранспортёры (БТР) на колёсной платформе «Бумеранг». Вместо этого в целях экономии средств планируется продолжить модернизацию имеющейся в наличии советской бронетехники. Насколько такой подход верен?

Иван Шилов © ИА REGNUM

Грандиозные планы по перевооружению столкнулись с экономическим кризисом

Впервые сухопутная техника нового поколения официально была продемонстрирована на параде Победы в 2015 году, при этом разработка этих машин началась заметно раньше 2014 года (до экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть и антироссийскими санкциями). Тогда по брусчатке Красной площади прошли танки Т-14 и боевые машины пехоты (БМП) Т-15 на базе тяжёлой гусеничной платформы «Армата», боевые машины пехоты на базе средней гусеничной платформы «Курганец-25», бронетранспортёры на базе колёсной платформы «Бумеранг» и 152-мм самоходные артиллерийские установки (САУ) «Коалиция-СВ».

Vitaly V. Kuzmin

В дальнейшем эта действительно перспективная и современная бронетехника регулярно демонстрировалась на парадах Победы в Москве. Помимо этого, она проходит войсковые испытания, а на тот же танк Т-14 уже есть контракт — планируется поставка первой серии из 100 машин. Теперь становится вопросом, будет ли и этот контракт исполнен. Что же касается имевшихся раньше планов, то речь заходила и о необходимости поставки 2000 танков Т-14.

Основным доводом в пользу сокращения закупок новой техники становится экономия бюджета, ведь тот же Т-14 заметно дороже Т-90 даже в последней модификации, и уж тем более дороже, чем пакет модернизации советских танков Т-72 до уровня Т-72Б3 или Т-72Б3М. Другой довод, который приводит Борисов, — это отсутствие у вероятных противников танков, превосходящих по возможностям модернизированные Т-72.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В какой-то степени с этим можно согласиться, но лишь отчасти. К примеру, модернизация Т-72 не включает в себя установку комплекса активной защиты (КАЗ), а это является одним из основных направлений развития бронетехники. Эти системы способны обнаруживать и сбивать боеприпасы, летящие в сторону танка. К примеру, израильские танки Merkava Mk.4 уже довольно давно оснащаются КАЗ «Трофи», который показал себя достаточно хорошо при борьбе с гранатометными выстрелами и противотанковыми управляемыми ракетами. Т-14 также оснащён системой КАЗ, имеющей название «Афганит». Реальные результаты испытаний «Афганита» широкой публике неизвестны, но, согласно официальной информации, он способен сбивать даже бронебойные оперённые подкалиберные снаряды (БОПС) — основное оружие танков противника. Больше ни одна из известных систем не способна бороться с такими боеприпасами.

Надо сказать, что именно такая продвинутая электроника и сенсоры сильно повышают стоимость Т-14, и их установка на те же модернизированные Т-72 сильно поднимет стоимость пакетов модернизации. Однако установка КАЗ вещь необходимая, особенно учитывая тот факт, что реально Россия участвует только в локальных конфликтах, где выживаемость экипажа играет ключевую роль, а огромного количества бронетехники не нужно.

Каков оптимальный путь?

Полный отказ от танка Т-14 и других перспективных сухопутных вооружений в корне неверен. Во-первых, на их разработку ушло немало времени и средств. Во-вторых, в том, что касается таких категорий, как БМП и БТР, у России имеется серьёзное отставание. Российская армия в основном применяет советские БМП-1 и БМП-2, которые в плане вооружения, и в особенности защиты, сильно устарели. Имеющиеся БМП-3 также имеют проблемы с защищённостью, да и в целом намного менее удобны для использования мотострелками, чем западные аналоги. Именно новые образцы БМП и БТР способны решить эту проблему — хоть они и обладают большими габаритами (по мнению некоторых специалистов, становятся заметнее для противника, что становится менее актуальным в век беспилотников и других современных систем разведки), но за счёт этого обеспечивается заметно лучший уровень защищённости и эргономики. Модернизация же имеющихся БМП-1 до уровня «Басурманин» и БМП-2 с установкой модуля «Бережок» лишь частично решает проблему — защищённость машин всё равно остаётся низкой. То же самое можно сказать и про модернизацию БТР-80.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

При этом от модернизации огромного парка бронетехники отказываться не стоит ни в коем случае, однако иметь достаточно значимое количество новой современной бронетехники, которую можно использовать в реальных локальных конфликтах, максимально обезопасив экипажи, также необходимо. В этом смысле стоило бы найти «золотую середину» — 2000 «Армат» на сегодняшний день действительно очень много для российского бюджета, но иметь 200−300 машин этого типа стоит, то же самое касается «Курганца-25» и «Бумеранга». Не стоит забывать и про экспортный потенциал этих машин — вряд ли их кто-то приобретёт, если это сначала не сделает Министерство обороны России. При этом стоимость машин велика именно в российских реалиях — по сути, перспективные машины по стоимости близки к западным образцам бронетехники.

Мураховский: Эти процессы никак не связаны со спецпроизводством УВЗ. «Уралвагонзавод» по ОКР «Армата» все работы выполняет в срок и в полном объеме, подготовка серийного производства машины также идет по плану.

Крамник: Сообщения о желании «Альфа-банка» обанкротить УВЗ с «Арматой» никак не связаны. «Альфа» использовала удобный инфоповод, чтобы простимулировать государство к финансовой поддержке УВЗ, чтобы завод мог вернуть полученные ранее кредиты. Информационный вброс перед днем Победы был сделан специально грамотными в информационной политике людьми. Они верно рассчитали, что эту историю не спустят на тормозах. Работам по «Армате» пиарщики и юристы «Альфа-банка» никак не угрожают.

Хлопотов: « Альфа-банк » занимается элементарным шантажом. Время выбрал крайне удачно — триумфальный показ Арматы. Естественно, УВЗ им заплатит. Не заплатить в такой ситуации — это потеря лица. С другой стороны, госкорпорация — это не то предприятие, с которым можно так поступать. Банк быстро согласился снять арест с денег УВЗ, хотя ранее такого за ним не замечалось. Он славен своими крайне жесткими действиями в отношении должников. Долговые обязательства в полмиллиарда-миллиард — это совсем не те суммы, из-за которых может быть обанкрочена такая мощная корпорация. Недавно ММК подавал в арбитраж на признание УВЗ банкротом. Почему молчали СМИ?

На постановке «Арматы» в серию этот инцидент никак не скажется. Во-первых, до этого момента еще несколько лет. Во-вторых, куда большие проблемы УВЗ были причинены санкциями. Не секрет, что под «Армату» строится новый механосборочный цех, а все оборудование для него было заказано в Европе. Сейчас эти поставки заморожены, но деньги уже потрачены. Если ранее УВЗ тратил на закупку оборудования свои средства, то сейчас просит господдержки. Собственником УВЗ является государство, оно же — основной заказчик, и новые танки нужны именно ему.

Деньги: Насколько высокой будет цена «Арматы»? Будет ли цена сравнима с ценой современного самолета (вертолета)?

М.: Неудивительно, что цена нового танка будет выше, чем у нынешних. Дальнейшее повышение характеристик техники на тех же физических принципах дается все «большей кровью». Однако при сравнении по параметру «эффективность — стоимость» новый танк существенно превосходит машины предыдущего поколения. Обывателям позволительно сравнивать что угодно. Специалистам непонятно, как можно сравнивать по цене боевые системы разного предназначения, действующие в разных физических средах? Почему бы танк не сравнить с подводной лодкой или космической ракетой?

К.: Нельзя сравнивать стоимость и современного боевого истребителя. Последние стоят десятки миллионов долларов. Максимум, его можно сравнить по стоимости с учебно-боевым самолетом , и тут Т-14 будет дешевле. Примерно 4−5 млн долларов в нынешних ценах с учетом последних колебаний курса. И это значительно дешевле западных аналогов, которые зашкаливают за 10 млн долларов.

Х.: «Стартовая» цена Т-14 , озвученная журналом МО «Вооружение и экономика», составляет 400 млн рублей. стоил около 100 млн рублей к моменту прекращения его закупок. Естественно, с «самолетными» ценами нет никакого сравнения. Современные боевые самолеты стоят в разы дороже.

Следует учитывать, что танк — это более простой и массовый вид оружия, нежели самолет. Если в танке заглохнет двигатель, он не упадет и не разобьется — требования как к самому танку, так и к подготовке его экипажей намного мягче. Показанные на параде танки собирались практически вручную, по временной документации и временным технологиям. Если закупать их по 100−200 штук в год, цена упадет значительно.

Все иностранные танки (за исключением китайских) стоят сейчас от 5 до 12 миллионов долларов. А ведь по сравнению с «Арматой» они уже устарели. Т-14 собирается только из отечественных комплектующих — его стоимость не зависит от колебаний курса валюты.

Экипаж: насколько комфортно размещается экипаж внутри бронекапсулы? Есть мнение, что в нее в броне не залезть, а главное — не выбраться при поражении машины. Из-за этого экипаж быстро теряет способность адекватно управлять техникой. И чуть ли не поэтому танк встал на Красной площади. Современные западные и израильские танки намного просторнее и удобнее?

М.: «Просторнее и удобнее» — эти параметры хороши для сравнения квартир, но не боевых машин. Экипаж танка «Армата» размещен наиболее комфортно и безопасно среди всех известных типов танков. Эргономика рабочих мест экипажа отвечает самым высоким требованиям.

Для экипажей танков разработан и принят на снабжение защитный комплект 6Б15 «Ковбой». Нормативы по занятию и покиданию рабочих мест экипажа на Т-14 (выполнение команд «По местам!», «К машинам!») аналогичны по времени таковым для танков других типов.

К.: Исходя из знаний об эргономике нового танка, можно сделать вывод о том, что там обеспечен комфорт уровня стандартного салона легковой машины с-класса, при этом расстояния между креслами соответствуют скорее даже грузовой машине. Между механиком-водителем и командиром стало больше пространства, новый танк очевидно просторнее , где в корпусе плечом к плечу сидят механик-водитель и стрелок-радист. Соотношение требований высокой защиты танка и противоположных требований (быстроты покидания) — общая проблема философии танкостроения. Согласно нормативам, человек ростом 180−185 см и весом 75−80 кг должен без проблем выбраться из Т-14 в зимней одежде или в средствах защиты. По сравнению с Т-90 в Т-14 меньше выступающих частей, за которые можно зацепиться. Если механика-водителя ранят, командир может его переместить и заменить. Сравнение Т-14 с израильским танком «Меркава» некорректно, ибо там другая компоновка и другой подход к защите. Танк «Армата» сильно защищен со лба — так, чтобы современными боеприпасами ее невозможно было пробить. У «Меркавы» энергию попадания при пробитии лба гасит двигатель, мы же рассчитываем, что наши танки после попадания в лоб не будут пробиты и продолжат передвигаться.

Х.: Кто-то придумал слово «бронекапсула», за которое уцепились журналисты. Там ее нет. Есть просто отдельный отсек для экипажа, изолированный от топлива и боеприпасов. Размер люков экипажа на Т-14 значительно увеличен. Посадка/высадка сейчас стала, наоборот, много проще.

Что касается размещения внутри, то три члена экипажа сидят там практически плечом к плечу. Насколько пригодно отделение экипажа «Арматы» к «проживанию», должны показать государственные испытания.

Сведения о якобы высоком уровне комфорта в западных и израильских танках не соответствую действительности. В целом, места в их танках больше. Но обусловлено это тем, что у них существует ручное заряжание пушки. Там нужно место, где заряжающий будет крутиться с длинными и тяжелыми боеприпасами — как правило, на ходу, когда танк трясет и подбрасывает. На самом деле, комфорта там нисколько не больше.

Происшествие на репетиции парада не связано с эргономикой. Это результат недостаточной обученности экипажа и воздействия психологических факторов. У водителей «Армат», солдат-срочников, не было времени получить нормальную практику вождения. В таких условиях достаточно малейшей ошибки, чтобы она стала причиной паники.

Взаимодействие: Правда ли что для «сетецентрической войны практически ничего в стране нет? АСУ оперативного и тактического звена все создают, но никак не запустят. Нет систем всепогодной радарной оперативной разведки „по земле“ — ни радарных спутников-шпионов, ни самолетов, ни беспилотников. Единственный сегодня дееспособный беспилотник оперативно-тактической визуальной разведки — „Форпост“ — собирается из иностранных комплектующих по израильской лицензии и является копией дрона IAI Searcher — в производстве уже 30 лет». Т-14 не с кем обмениваться информацией онлайн, кроме как друг с другом?

М.: 13 мая 2015 года в Сочи на совещании по вопросам развития ВС РФ Владимир Путин отметил, что автоматизированная система управления Вооруженными силами поэтапно должна быть введена в строй к 2025 году.

Сегодня Россия является единственной в мире страной, где создана и реально работает автоматизированная система боевого и повседневного управления стратегического уровня — Национальный центр управления обороной государства. Аналогичные центры оперативно-стратегического уровня созданы в военных округах (оперативно-стратегических командованиях). АСУ оперативного звена «Акация-М» также принята на снабжение и поступает в войска. АСУ «Полет-К» оперативного звена и «Андромеда-Д» тактического звена поступают в ВДВ. Единая система управления тактического звена «Созвездие-М2» находится в стадии испытаний.

В бронетехнике реализован принципиально новый подход — сделан переход от создания отдельных средств связи, управления и навигации к построению сложных автоматизированных систем и единого информационного пространства. Программно-технический комплекс на борту делает танк или бронетранспортер частью сетевой структуры, куда интегрируются беспилотные комплексы, техника РЭБ, средства разведки, наведения и огневого поражения.

Новая аппаратура связи, навигации и управления позволяет экипажам машин видеть всю оперативно-тактическую обстановку в режиме онлайн, взаимодействовать с пунктами управления и другими армейскими подразделениями в единой системе автоматизированного управления боем. Программно-технические комплексы повышают оперативность управления боевыми единицами, скорость доведения команд и отчетов об их исполнении при минимальном участии экипажа. Интегрированная в ПТК геоинформационная система отражает ситуацию на поле боя в режиме реального времени. Современные способы визуализации данных и высокий уровень автоматизации значительно упрощают процедуру принятия решений в условиях боя. Передача координат цели на средства поражения занимает меньше одной минуты с момента обнаружения противника.

К.: Информация об отсутствии у ВС России собственных не соответствует действительности. В 2000-х годах был разработан беспилотный летательный аппарат «Типчак», поступивший на вооружение. Например, те же беспилотники иркутской фирмы «ZALA AERO», запускаемые с руки, могут быть включены в систему обмена данными и поставлять информацию в реальном времени, выводя картинку на монитор в Т-14 .

Новый танк также может обмениваться информацией с вертолетом — скажем, с , который получает информацию с земли и передает ее обратно. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 может предупредить командира о том, что замечены вертолеты или самолеты противника. В единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) встраиваются все средства на поле боя и все средства обнаружения, включая воздушные и космические. Вся эта информация может передаваться танковой роте и ниже: спутниковый снимок может быть совмещен с картой местности командира танкового взвода или даже отдельной машины.

Если экипаж выведен из строя, то можно попытаться вывести его из боя дистанционно задним ходом. То есть фраза «Т-14 не с кем обмениваться информацией, кроме самих себя» попросту неправдоподобна.

Х.: Т-14 не с кем обмениваться информацией, кроме как друг с другом? Это правда! Система управления у нас пока так и не построена. Аппаратура АСУтб установлена лишь на 60 Т-90А. По сути, это пока опытная эксплуатация. Действительно нет надежной и всеохватывающей космической компоненты. Все это нам еще только предстоит выстраивать. Когда «Армата» начнет поступать в войска, вокруг нее сразу же будут «плестись» и сети. Требования готовности к сетецентричности предъявляются не только к танку, а ко всей новой технике.

Управление: Это правда, что БИУС и бортовой радар используют купленные на Западе компоненты и могут быть выведены из строя западным электромагнитным оружием? Сможет ли «ослепленный» Т-14 воевать по старинке — без сенсоров и радара, с зависшим БИУСом?

М.: На танке Т-14 используются исключительно российские комплектующие. Что касается электромагнитного оружия, достаточно прочитать школьный учебник физики, чтобы уяснить, что танк в силу своей конструкции обладает наилучшей среди всех боевых средств защитой от электромагнитного импульса (ЭМИ). Танк является одной из немногих боевых машин, способных эффективно действовать в условиях как обычной, так и ядерной войны. При этом надо понимать, что ядерный взрыв является самым мощным известным источником ЭМИ.

БИУС танка не может «зависнуть» по определению, ибо это цифровая электронная система реального времени. Поэтому непонятно, с чего вдруг Т-14 окажется «ослепленным»? Даже попытки «заплевать» машину в целом, ее приборы прицеливания и наблюдения, не помогут — на этот случай предусмотрена система гидропневмоочистки.

К.: Электромагнитное оружие работает в обе стороны. Нашими системами РЭБ могут быть выведены из строя западные средства обнаружения. И наоборот.

Х.: Если в опытных экземплярах и есть что-то импортное, то к серии все должно быть заменено отечественными аналогами. Такая задача поставлена президентом, и она выполняется. Что за страшное «электромагнитное» оружие имеется на Западе? Разработки ведутся (как и у нас), но массового поступления на вооружение еще не было.

ЭМИ возникает при мощном ядерном взрыве. Но его КПД невероятно низок — больший ущерб будет причинен другими факторами. Его эффект в данном случае распространяется на значительной площади. Где гарантия, что при тактическом применении ЯО под этот удар не попадут свои же войска и техника?

Можно сгенерировать достаточно узкий направленный пучок электромагнитных волн — СВЧ-импульс. Его энергия может выжечь электронные системы того, на кого он направлен. Но применение таких систем против танков — все равно, что лупить из пушки по воробьям. Гарантии, что танк потеряет боеспособность, никакой. У Т-14 многократно дублированы системы. Для работы дизеля не нужно электричество — достаточно баллона со сжатым воздухом. Чтобы стреляла пушка, наводчик пересаживается в башню и ведет огонь из нее в ручном режиме. Почему башня такая большая? МО требовало наличие возможности ручного управления и стрельбы. Никакой ЭМИ «Армате» не страшен! При «зависшем БИУСе» танк потеряет некоторые сервисные функции, но не более того.

Пушка: Пишут о том, что у 125-мм есть проблема пространственной кривизны, из-за чего возрастает разброс и снижается скорость БПС на большой (около 2 км) дальности, а также быстрого (почти в два раза по сравнению с западным 120-мм орудием) износа ствола. Вы согласны?

М.: Уровень физики высшей школы… Пространственная кривизна — это термин теории относительности. Что касается танковых пушек, то в результате неравномерного нагрева и воздействия внешних климатических явлений при стрельбе возникает эффект термического прогиба ствола. Он нивелируется использованием термического кожуха ствола (имеется на танке «Армата») и полностью компенсируется замером величины прогиба ствола перед каждым выстрелом специальным датчиком, учетом величины прогиба ствола в цифровом баллистическом вычислителе системы управления огнем танка. Такая система используется в СУО Т-14 «Армата».

По поводу якобы «быстрого износа ствола». Этот параметр называется живучестью ствола. Мне неизвестны данные о меньшей живучести ствола отечественных танковых пушек в сравнении с западными аналогами. Это параметр критически зависит от типа используемых боеприпасов и методики испытаний. При равных условиях 125-мм пушка 2А82 танка Т-14 не уступает по живучести ствола западным аналогам.

К.: Про проблему пространственной кривизны пушки пока говорить рано, поскольку мы ничего не знаем про ее возможности. Мы видим не серийные машины, а из опытной партии.

Х.: Как калибр может влиять на «пространственную кривизну» и «износ ствола»? Дилетантское заявление! Последние модификации нашей 125-мм пушки, имеющие индекс М4 и М5, на 20% точнее своих предшественниц. Пушка «Арматы» — вообще лучшая танковая пушка в мире!

По своей точности и энергетике она превосходит уже пушку от «Рейнметалла» Rh120/L55 на те же 20%. Лучше, чем эта немецкая пушка, на Западе пока нет вообще ничего.

Автомат заряжания: Сохранение раздельного принципа заряжания: сначала лента автомата подает снаряд, потом в ствол досылается гильза с порохом (для ПТУР — вышибной заряд) наложило жесткие ограничения на длину снарядов. На Западе увеличили могущество своих снарядов, в том числе за счет более массивного и удлиненного высокопрочного бронебойного «штыря». А в России так и остались в тупике со старым, слишком коротким и слабым «Манго». Так ли плоха пушка Т-14 , сделанная под снаряд с прежней длиной, не способный пробивать броню западных танков?

М.: «Манго» — это боеприпас еще советской разработки. В России разработано и принято на вооружение несколько новых типов бронебойных подкалиберных снарядов. Напомню, что на Т-14 используются новая пушка 2А82 и «Вакуум» — новый комплект снарядов, не имеющих проблем с ограничением по длине ОБПС.

К.: В Т-14 можно разместить более габаритные снаряды, они и стали более габаритными. Нам не надо высчитывать объем, который нужно оставить, чтобы поместились люди, поскольку башня теперь безлюдная.

Х.: Можно привести оценку вероятности победы в дуэльном бою Т-72Б и Т-90 с «Абрамсами» от ведущего профильного НИИ — ВНИИ Трансмаш. При использовании штатных снарядов «Манго» в дневном бою, шанс на победу русского танка составляет 0,42, где за единицу принята абсолютная победа, а за 0,5 — паритет (равные шансы).

У нас уже давно есть более новые и могущественные снаряды: « Свинец-1» и «Свинец-2» . Улучшение их характеристик произошло, в ом числе и за счет удлинения выстрела до 740 мм (активная часть 570 мм). Это меньше, чем у американского М829А3 — 982 мм (активная часть 800 мм), но мы не длиной меряемся, а оцениваем эффективность поражения. При использовании «Свинцов» тот же Т-72Б или Т-90 уже опережают по вероятности поражения «Абрамс», имея показатель 0,56. Наши танки имеют намного более серьезную защиту!

Основным штатным снарядом у «Арматы» является отнюдь не устаревший «Манго», а новейший БПС «Вакуум-1» (длиной 900 мм — почти как М829А3), производство которого уже развернуто. Для стрельбы этими снарядами на Т-14 предусмотрен совершенно новый АЗ, выполненный по типу опытного танка «Объект 195», имевшего 152-миллиметровую пушку. При разработке нового АЗ учтена возможность применения еще более длинных боеприпасов. Учитывая мощнейшую защиту лба «Арматы», им придется, скорее всего, вообще переходить на новый калибр со всеми вытекающими финансовыми, организационными и техническими затратами.

Броня: Сегодня российские (советские) танковые ПТУР 9М119М «Инвар» и 9М128 «Зенит» с тандемными кумулятивными БЧ, а также БПС 3БМ42 «Манго», 3БМ32 «Вант», 3БМ48 «Свинец» — практически не в состоянии пробить лобовую броню современных западных танков. Современные западные БПС калибра 120-мм пробивают лобовую отечественную броню на расстоянии в 2 км. Можно ли в таком случае говорить о непробиваемости лобовой брони Т-14 или это пустая бравада? Можно ли сравнивать наши БПС по могуществу с американскими или немецкими?

М.: Как показывает практика современных боевых действий, рекламные характеристики и диванно-интернетовские сражения имеют мало общего с реальностью. Т-14 «Армата» имеет уровень защиты в полном соответствии с требованиями Минобороны России. Могущество боеприпасов также соответствует требованиям Минобороны России.

К.: Условная толщина «бутерброда» брони может составлять, например, 400 мм: это многослойный «пакет», включающий сталь, спецсплавы, керамику, полимеры. Ее эквивалент в миллиметрах стального листа, активно распространяемый в масс-медиа, и составляет 1000, то есть один метр — цифру, позволяющую выдерживать попадание в лоб бронебойных снарядов НАТО. Эта цифра тоже условна — толщина эквивалента может быть и большей в расчете на перспективные боеприпасы.

Х.: Лобовая броня «Арматы» с хорошим запасом держит любой иностранный снаряд. Более того, любой иностранный снаряд, пусть «впритык», но выдерживает и защита модернизированный Т-90 . Если на танк , навесить бульдозерный отвал типа ТБС-86 , то защита лба танка при этом превысит «арматовскую».

Итог: Если цена нефти на много лет останется ниже 100 долларов за баррель, то и Т-14 будет, как сегодня, лишь большой игрушкой для большого начальства на парадах?

М.: Танк Т-14 и семейство техники на платформе «Армата» включены в госпрограмму вооружений на период до 2020 года, необходимые средства на их разработку и производство предусмотрены. 13 мая 2015 года на совещании по вопросам развития ВС РФ Владимир Путин заявил: «Еще одна тема — это создание новых и модернизация существующих вооружений и техники Сухопутных войск. Часть из этой техники была впервые показана на Параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тактико-технические характеристики этой новой техники заметно превосходят зарубежные аналоги, и в целом она заслуживает довольно высоких оценок военных специалистов. Нужно в кратчайшие сроки завершить все испытания и переходить к серийному выпуску». Добавить здесь нечего.

К.: Т-14 на платформе «Армата» — реально новый шаг в танкостроении. Новая его философия.

До этого на Западе создавались модификации MBT-70 («Абрамс» и «Леопард» — его прямые потомки, «Челленджер» — дальний родственник), в СССР — Т-64 . Со времен обеих концепций прошло полвека. И «Армата» — первые машины нового облика. Ее можно сравнить с экспериментальными образцами Т-34 , в котором сочетались относительно высокий уровень броневой защиты и огневой мощи, присущий до того лишь тяжелым танкам, и относительно высокая скорость легких танков. Для Т-14 удачное сочетание факторов — резко возросшая защищенность экипажа и потенциал для увеличения огневой мощи.

Х.: Воевать мы будем, прежде всего, на суше. Программа обновления танкового парка была и будет одной из самых приоритетных. В данном случае Запад сыграл на руку «ястребам» из российского ВПК.

Очевидно, что наибольшей интригой на прошедшем 9-го мая Параде Победы стал новейший отечественный основной боевой танк Т-14. Созданный на платформе с несколько необычным названием «Армата». Уже набившие оскомину Т-90 разных моделей и «нестареющие» Т-72 как-то примелькались. Достоинства и недостатки этих машин давным-давно всем хорошо известны и душа жаждала чего-то совершенно нового. Новый танк ждали. Ждали с нетерпением. Как любители отечественной бронетехники, так и ее огульные критики. Рисовались различные картинки и схемы с прообразом будущего Т-14. Как весьма фотогеничные, так и откровенно уродливые. И вот, наконец, свершилось!

Начнем, пожалуй, с внешнего вида, а после приступим к более детальному анализу новой машины и попыткам выяснить ее достоинства и недостатки.

Итак, внешний вид. Как должен выглядеть современным танк? Во-первых, «круто». Во-вторых, «мощно». Ознакомившись ранее с многочисленными вымышленными образами «Арматы» и увидев в конце концов этот танк в реале, я не могу сказать, что я впал в поросячий восторг по поводу внешности Т-14, однако должное впечатление он на меня произвел. В принципе, именно такого монстра я и хотел/ожидал увидеть. Пусть эта первая модель Т-14 и выглядит кое-где несколько аляповато, но в отношении «круто» и «мощно» наши лучшие в мире конструкторы мои чаяния воплотили в свет в самом лучшем виде.

Это не ателье Джорджетто Джуджаро. Это наше с вами родимое ателье МТЗ/ЧТЗ/КБТМ. Поймут меня те, «кто понимает». Впоследствии облик танка «причешут», и он станет нам так же привычен, как сегодня нам привычен облик, например Т-55 или Т-72. Тяжелее всего будет привыкать к новой машине «старикам», всю жизнь проездившим на Т-72Б. Их закостенелые мозги противятся всему новому, и потому поначалу танк Т-14 может вызвать даже некоторое отторжение. Но это абсолютно нормальная ситуация. Так оно очень часто бывает, и потому делать на этот счет какие-то выводы преждевременно. По поводу внешнего облика нового танка на этом все.

Приступим к более детальному анализу. Итак, новый танк существенно больше и тяжелее, чем предыдущий самый мощный наш танк Т-90МС. Кроме того, Т-14 по габаритам, видимо, превосходит и практически все западные танки, за исключением, пожалуй, лишь откровенно гигантского «Челенджера-2». Ходовая часть танк имеет торсионную подвеску, что можно определить по смещению опорных катков одного борта по отношению к опорным каткам другого борта. Скорее всего, никаких элементов гидропневматической подвески в Т-14 нет, и потому об изменении клиренса и принудительному наклону корпуса в нужную сторону можно забыть. Было бы здорово, если я ошибаюсь, так как гидропневматическая подвеска уже давно есть на некоторых современных (и не очень) основных боевых танках. Пример - тот же АМХ-56 «Леклерк». Конечно, старая добрая торсионная подвеска, как у КВ-1, крепка и надежна, но если мы делаем сгусток суперсовременных технологий, то можно было бы и заморочиться с гидропневматикой.

Далее - ленивцы и ведущие звездочки с их редукторами без изменений взяты с Т-90. Могу предположить, что и поддерживающие катки тоже. Ничего плохого в этом нет - если эти узлы себя хорошо зарекомендовали на Т-72 и Т-90, то нет проблем. Опорных катков теперь 14 штук - по 7 на борт. До этих пор из отечественных танков по 7 опорных катков на борт имелось только у ИС-4 массой 62,5 тонны и танков серии Т-10 - 50-51,5 тонны. Катки внешне напоминают опорные катки танка Т-80, но только напоминают. Похоже, что они все таки спроектированы и сделаны заново. Исходя из габаритов танка и его ходовой части, можно грубо прикинуть, что масса Т-14 составляет около 50 тонн или чуть больше. С перспективой ее доведения в ходе модернизаций до 65-70 тонн. Нормально.

Идем дальше. Нос танка совершенно пустой. Ни волнолома, ни болтов, ни выступающих элементов ДЗ, ничего лишнего. Разве что две фары в защитных окантовках. Их почему-то разместили не на ВЛД корпуса, как это делали ранее (они там наиболее защищены), а на корпусах боковых надгусеничных ниш. Сами фары нового типа, взятые с Т-90МС. Не так давно узнал, что завод «Киржач» снял с производства так любимые в народе фары ФГ-126 и ФГ-127 (говорят что временно).

За толстенной лобовой броней, которая по всей видимости представляет собой композитную / гидравлическую броню нового поколения, закрытой сверху новейшим комплексом ВДЗ и радиотеплопоглощающими материалами, располагается та самая капсула с помещением для экипажа.

Экипаж танка - три человека. Командир, наводчик и механик-водитель. Тут ничего необычного. Однако по логике вещей можно предположить, что они сидят за унифицированными рабочими местами, и каждый член экипажа при необходимости может быть командиром/наводчиком или механиком-водителем. Соответственно, жесткой необходимости в трех человеках нет. Танк может воевать и с двумя, и вполне возможно, что и с одним человеком. Совершенно не ясно, много ли там в этой капсуле места и есть ли там какие удобства для длительного нахождения там людей (туалет, койка, мини-бар). На вид места в ней не очень много - вряд ли больше чем в салоне легкового автомобиля бизнес-класса. А вот что явно плохо, так это то, что люки имеют только два человека из трех, это не есть гуд в случае экстренной эвакуации. Также совершенно непонятно выполнен люк командира танка. Он просто откидывается вверх. А если по нему двинет пушкой? Или пушка окажется над люком - как его открывать тогда? По поводу передней части танка пока сказать больше нечего.

Теперь борт. Его защита сделана следующим образом. Весь борт закрывает тоненькая резинотканевая юбка по аналогии с той, что применялась на старых танках Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Поверх этой юбки на мощных петлях к боковым нишам корпуса крепятся элементы мощной брони с встроенной динамической защитой. Все бы хорошо, но по давней и дурацкой традиции отечественного танкостроения вся эта мощная броня доходит только до МТО. Дальше место брони занимают хлипкие противокумулятивные решетчатые экранчики. Которые скрутит и свернет сразу после того, как танк, маневрируя (еще до вступления в бой), заденет ими любое мало-мальски мощное препятствие. То же самое относится и к фарам, расположенным как раз в том месте, что чаще всего подвергается ударам различных препятствий и летящим сверху кирпичам. В итоге МТО Т-14 вряд ли защищен лучше, чем в Т-90МС или Т-72Б2.

Есть ли у танка дополнительный энергоагрегат? Наверное, есть. Должен быть. Он расположен в МТО вместе с основным двигателем или спереди между броней и капсулой? Вопрос. Он может только питать комплекс вооружения танка или может его сдвинуть хоть с маленькой скоростью для отползания при выведенном из строя основном двигателе? Вопрос. Сам двигатель мощностью 1500 л.с., что называется, без огонька. Да, танк не очень тяжелый, но ведь нам обещали 1800-2000-сильный агрегат. Где он?

Несколько слов о трансмиссии. Я не знаю, какая она в Т-14. Однако на параде были хорошо заметны рывки Т-14 при повороте на выезд к Красной площади. По аналогии с Т-90А. Обратите внимание, прошедшие впереди 70-летние Т-34-85 и СУ-100 с их-то допотопной трансмиссией поворачивали исключительно плавно, как автомобили. Новые танки этого, к сожалению не продемонстрировали. И если с Т-90А все ясно, то насчет Т-14 это повод задуматься. Неужели и в нем не смогли сделать нормальную коробку, а ограничились «роботом» на агрегатах Т-90? В поле-то оно как бы без разницы, а вот в городе и на автостраде с такой трансмиссией как минимум неудобно. Может Т-14 развернуться на месте, пустив гусеницы враздрай? Вопрос. Отсутствие нормальной КПП - уже вопрос чести нашей танковой школы, товарищи. Мы что - до сих пор не можем сделать то, что у немцев было еще во 2-й мировой войне? Вам снять Pz.VI «Тигр» с постамента в Кубинке для изучения его трансмиссии?

Выхлоп двигателя идет на левый борт, как у всех наших танков. Это не есть хорошо с точки зрения тепловой заметности.

Ну, и к завершению мы подходим к самому главному в новом танке - его комплексу вооружения. Новейшая 125-мм пушка 2А82, ранее ставившаяся на Т-90А или Т-90МС, располагается в полностью новой необитаемой башне и имеет новый карусельный АЗ с вертикально стоящими снарядами. Ограничения на их длину теперь нет, и это хорошо. Разумеется, новейшие боеприпасы к этой пушке вряд ли можно зарядить в Т-90МС или Т-90А в силу неприспособленности их АЗ. Точные характеристики новейшей пушки неизвестны, однако можно предположить, что она примерно на 20-30% мощнее лучшей западной танковой пушки. Неизвестны также и ракеты, которые можно запускать из этой пушки. Что это: ПТУР, ЗУР или ЗПТУР, непонятно.

Всё это здорово, однако, еще с конца 90-х годов все мы слышали, что для перспективных танков разрабатываются пушки калибра 140-152 мм, а также электромагнитные и электрохимические орудия. И если со 140-152-мм калибром все ясно - ведущие мировые державы негласно договорились об ограничении калибра танковых пушек на существующем уровне, то вопрос с электромагнитными/электрохимическими пушками остается открытым. На Т-14 стоит обычная, хоть и очень мощная 125-мм пушка. Но это ведь теперь наш основной танк на ближайшие лет 50. Его конструкция должна предусматривать установку электромагнитной или электрохимической пушки. Это так? Хорошо бы было. Надеюсь, что это так.

Идем дальше - башня по размерам довольно-таки габаритная. В ней по всей видимости есть боевая лазерная система и комплекс активной защиты - КАЗТ. В кормовой нише. В башне, судя по ее габаритам, предусмотрено место для человека и возможность управлять вручную (или как-то починить, если что заклинит). Но вот доступ туда - из капсулы или через люк в башне, который я как-то не увидел. Это все пока остается неясным.

Что еще? Боевая авиация - один из самых опасных противников для танка, и потому Т-14 должен иметь действенные средства борьбы с ней. На крыше башни я увидел 7,62-мм пулеметную установку. Что-то типа Т05БВ-1, как на Т-90МС. Несмотря на продвинутую систему управления огнем в силу слабости 7,62-мм пулемета, эффективность стрельбы из этой установки даже по наземным целям очень низкая. Очень низкая. О стрельбе по воздушным целям вообще можно забыть. Кто не верит, пусть посмотрит программу «Полигон» с тест-драйвом танка Т-90МС. Там это более чем красноречиво показано. Зачем было отходить от хорошо зарекомендовавшего себя на этом месте калибра 12,7-14,5 мм, непонятно. Сложно поверить, что все ПВО новейшего танка Т-14 заключено вот в этой вот явно неудачной пулеметной точке… Здравый смысл подсказывает, что такого быть не может, и главное ПВО танка Т-14 - это либо полноценные ЗУРы в его АЗ (запускаемые через пушку), либо ЗУРы спрятанный в ПУ кормовой ниши башни (по типу самоходного ЗРК «Тор-М1»).

В отношении приборного оборудования, расположенного на башне, что-либо говорить пока рано. На этом можно закругляться и попробовать свести все найденные очевидные и неочевидные недостатки новейшего танка в какой-то список:

1. Фары расположены явно не на месте.
2. Борт закрыт броней с ДЗ не полностью. МТО прикрыто только хиленькими решетчатыми экранами, которых там быть вообще не должно.
3. Люк командира танка?
4. Подвеска: есть ли какая то система регулировки положения корпуса, или все тот же самый КВ-1?
5. Трансмиссия автоматическая или жесткий «робот»? Коробка и механизм поворота танка новые или старые от Т-90 (просто с новым «роботом»)?
6. Двигатель. 1500 л.с. - что-то маловато для сверхкрутого танка нового поколения. Где обещанные 1800-2000 л.с.?
7. Выхлоп на левый борт. Непорядок. Глушак надо переделывать.
8. Пулеметная установка Т05БВ-1 - это игрушка, а не оружие. Где 14,5-мм КПВТ или другая газонокосилка сходного калибра?
9. Надеюсь, боевую лазерную систему и КАЗТ конструкторы выполнили интегрированными в танк. Чтобы наше доблестное МО не смогло заказать танки Т-14 для нашей армии в комплектации без указанных систем, а потом нагло ругать купленные танки за их отсутствие. Почему я этого боюсь? Покажите мне армады, нет, не Т-90 и Т-90А с КАЗТ, а хотя бы Т-55АД?
10. Есть ли возможность в будущем установить на танк электромагнитную или электрохимическую пушку? Или опять «места не хватит»?
11. Почему у одного члена экипажа нет своего люка?
12. ПВО танка? Где оно и есть ли оно вообще?

Пока что вот так. В остальном танк отличный и действительно лучший в мире. Наши официальные лица все время заявляют с трибун, что любые разногласия необходимо решать путем ведения мирных переговоров. Как же здорово, что наш новый переговорщик уже готов!









Вопроса

Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 255» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

Данные работы подробно описаны в материале ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2.

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х. Данные события рассмотрены с точки зрения одного из разработчиков танка, ответственного за его электронную составляющую - Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер»). Варианты рассматриваемых в 80-е компоновок рассмотрены в материале - Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477).

Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш"), который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72 который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой с традиционными и менее рискованными решениями. Первый – Нижнетагильский Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ") и второй Омский проект Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ").

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.

Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан.

Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.

Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления , установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом
железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств технического зрения считается важным качеством. Подробнее - Разработки перспективного танка в США.

Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский FTTB не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.


видеосмотровое устройство и блок кнопок управления


Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа


Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5».

Слева на фото пульт наводчика.

Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.
Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Информационно управляющая система выводит на дисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.
Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.


Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть фото.

На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами


Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»).

Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.

Именно на этих устройствах основано управление танком.

Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.

Такое решение можно назвать весьма смелым, особенно для наземной техники, где условия намного более жесткие, чем в авиации. Справа пульт управления АВСКУ-Е (аппаратура внутренней связи, коммутации и управления). Под пультом - оптический датчик системы противопожарного оборудования (ОД1-1С). Установка оптических датчиков и быстродействующих баллонов в боевом отделении обеспечивает обнаружение пожара и выброс огнетушащего состава за время не более 150 мс. Такие датчики установлены по всему периметру капсулы


Вид на заднюю часть капсулы экипажа. Видны системы вентиляции и кондиционирования воздуха


Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.

Удобные сидения – большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения


Вид на боковую часть капсулы экипажа с места наводчика. Сидения экипажа имеют широкий диапазон регулировок, обеспечивая удобство экипажа

Защита

Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).

Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.

Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.


Схематическое изображение общей компоновки
танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95)

Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком – недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен – «Молот», «Нота».

Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.

Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).

Сверху динамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.


ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса.

Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена

Технические требования к перспективному танку заданные еще во времена СССР требовали обеспечения защиты сверху от кумулятивных боеприпасов с бронепробивной способностью 250- 300 мм. Несмотря на небольшой габарит крыши и люков, что прекрасно видно на фотографиях, можно предположить, что это требование выполнено.

Важнейшей особенностью танка является применения комплекса средств для защиты от высокоточного оружия. Включают они комплекс активной защиты, обеспечивающий прикрытие в диапазоне 120° по направлению башни танка и комплекс постановки многоспектральных завес и комплекс индикаторов лазерного и УФ излучения установленный по периметру башни.

Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.

Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху – комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).

Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.

Комплекс защиты танка от ВТО

По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты).

Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных и в фиксированных установках


Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора

Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (~0,5 м) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает


Для снижения заметности танка на башне устанавливается легкий кожух с геометрическими характеристиками оптимальными для снижения заметности в РЛ диапазоне длин волн

Вид сбоку на Т-14 армата, в центральной трети корпуса установлены блоки ДЗ оптимизированные для защиты от кумулятивных БЧ при угле попадания близком к нормали


Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.
Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно

Огневая мощь

На танке установлена 125мм пушка повышенного могущества 2А82-1М. Судя по патентам пушка, может использовать как штатные выстрелы, так и вновь разрабатываемые с увеличенным пороховым зарядом. Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания, 8 - возимый). Идеология АЗ сохранена от «Объекта 195», но малый боекомплект 152 мм увеличен до приемлемого значения.

7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.

Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.


Схема АЗ необитаемой башни.

Снаряды и заряды располагаются вертикально.

Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).

Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.

Известно, что выстрелы повышенного могущества 3ВБМ22 с БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3ВБМ23 с БПС 3БМ60 «Свинец-2» с L=740 мм обладают повышенной по сравнению с штатным (3БМ44 «Манго» - 440 мм) бронепробиваемостью на 100- 150 мм. Усовершенствованные БПС разработанные для «Арматы» вероятно, достигнут уровня более 800 мм (450/60°). Обеспечивается возможность использования как штатных боеприпасов, так и вновь разработанных боеприпасов повышенного могущества.

Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.

Для борьбы с пехотой разработан выстрел 3ВОФ128 «Тельник»-1 (Завершение выполнения ОКР - 2014 г.) В снаряде реализован траекторный разрыв на подлете к цели (в упрежденной точке) с поражением цели осевым потоком ГПЭ; траекторный разрыв над целью с поражением цели круговым полем осколков корпуса; ударный наземный разрыв с установкой на мгновенное (осколочное) действие; ударный наземный разрыв с установкой на осколочно-фугасное действие (малое замедление); ударный наземный разрыв с установкой на проникающе-фугасное действие (большое замедление).

Стабилизатор вооружения 2Э58 - электромеханический с электрическим приводом вертикального и горизонтального наведения. Обладает пониженным энергопотреблением, повышенной точностью и меньшей пожароопасностью.

Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы.
Датчик ветра и давления (ДВД). Датчик емкостного типа обеспечивает измерение продольного, поперечного ветра и атмосферного давления.

Подвижность


«Армата» оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-12-3А. Механизм поворота с ГОП

Мощность двигателя 1200 лошадиных сил. По заявлениям разработчиков существуют возможности форсирования до 1500- 1800 л.с. в перспективе.

Общая емкость топливной системы танка 2015 литров с двумя подключенными бочками. Из них во внутренних и наружных топливных баках танка 1615 литров, топливо частично размещено внутри корпуса (816 литров), остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.

Жесткость подвески составляет 167…206 кН/м, а сопротивление гидравлического амортизатора на прямом и обратном ходах не превышает 55 кН и 120 кН, соответственно.

торсионный вал имеет уровень рабочих напряжений более 147·104 кН/м2 и допустимый угол закрутки более 80°.

Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.

Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.


1 - направляющее колесо; 2 - гусеницы; 3 – опорные катки; 4 - поддерживающие катки;
5 - торсионный вал; 6 - балансир; 7 - гидроамортизаторы; 8 тяги


Изображена прогрессивная характеристика подвески, в сравнении с характеристикой подвески танка «Леопард 2»

Оценка проекта

Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.

Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.

Уделено достаточное внимание комплексной защите танка – КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.

Эргономика соответствует современным требованиям.

Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.

Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.

И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.