Светлана Дружинина: первые части «Гардемаринов» были сняты на костылях. Врезавшаяся светлана дружинина потеряла сознание от боли

Невидимые миру слезы. Драматические судьбы русских актрис. Соколова Людмила Анатольевна

Светлана Дружинина: исполнение желаний

Можно ли узнать человека до знакомства с ним? Ну, хотя бы в общих чертах представить себе его характер? Считаю: да!

Для этого совершенно не обязательно идти к прорицателям или вглядываться в магический шар. Можно просто заглянуть в книгу по астрологии - откроются удивительные вещи!.. Даже если это ироничная книга Линды Гудмен «Знаки Зодиака, или Астрология с улыбкой»:

Глаза Стрельцов - яркие, живые, лукавые. Стрельцы бывают очень высокого роста <…> Рослые Стрельцы чем-то неуловимо похожи на породистых лошадей. У многих на лоб спадает непослушная прядь, похожая на лошадиную челку, и у них остается на всю жизнь привычка встряхивать головой, как бы откидывая волосы назад.

Будучи страстными натурами, Стрельцы полностью отдаются делу, которому посвятили жизнь. Жизнь для Стрельца - это театр, даже скорее цирк…

Что это, скажите, если не портрет Светланы Сергеевны Дружининой? О таких, как она, хочется сказать «породиста», потому что есть все: особая стать, ум, независимость в поступках и мыслях, говорит только то, во что свято верит, даже если ее слова расходятся с громогласным «хором» большинства (и такое как-то было в «Гласе народа» у Сорокиной на «старом» НТВ). Ее фигуре позавидует иная модель: сказывается балетное и цирковое прошлое. Она красива, поэтому совсем не удивительно, что стала известной актрисой. Вспоминается ее Анфиска из «Девчат», неподражаемо сдувающая с глаз непослушную «стрелецкую» прядь! Кроме того, способна на неожиданные поступки, потому что относится к категории тех, кто легко оставляет позади победы и не боится начинать с нуля.

Да к тому же личность неординарная и талантливая, что и привлекает к ней людей, многие из которых навсегда становятся «спутниками» в притяжении ее «планеты» и двигаются по близким ее «орбитам».

Ее скорее представишь себе в платье до пят, в цветах, комплиментах и восторженных улыбках, чем под дождем и снегом сорванным голосом командующей: «Мотор!» А вот поди ж ты, - уже почти тридцать лет назад взвалила на свои плечи тяжелую режиссерскую ношу и, как бы трудно за эти годы не было, не сбросила, тащит. Черпая силы, наверное, в своей природе, полученной от предков и от небесных светил своего созвездия Стрельца.

Как Дружинина стала «англичанкой»?..

Наверное, подобные мысли в тот момент посещали многие головы, потому что, как только зажегся свет, зал взорвался громом оваций. Так, отнюдь не чопорными английскими полуулыбками, а вполне российским кипением эмоций члены Английского клуба встретили появление на сцене Светланы Дружининой. Светские «львы» и «львицы» собрались на не совсем обычное заседание в Киноцентре «Ролан». Да и не могло быть иначе, потому что речь шла о приеме в свои ряды кинорежиссера. «Вступительным взносом» новоявленной «англичанки» стал премьерный показ первых двух фильмов из задуманного 25-серийного исторического проекта «Тайны дворцовых переворотов». Хотя если серьезно, то никаких «вступительных взносов» вносить ей и не требовалось: кто же не знает Светлану Сергеевну? Если не ее экранные роли Сони «За витриной универмага», Ларисы в «Дело было в Пенькове», Анфиски в «Девчатах» (а всего их ни много ни мало - семнадцать), то уж поставленные ею фильмы - «Сватовство гусара», «Принцессу цирка» и, конечно же, культовый сериал о гардемаринах (а список ее режиссерских работ значительно длиннее), смотрели все.

Когда Юрий Саульский вручал ей статуэтку Золотого Льва - символ клуба, она невольно посмотрела направо, где на сцене среди членов ее киногруппы, пришедших разделить с ней радость торжественного дня, стоял главный Лев ее жизни - Анатолий Мукасей, с которым сорок лет вместе и дома и на съемочной площадке. Может быть, в эту минуту Дружинина подумала, что со стороны может показаться, как легко все у нее складывается. Просто-таки по названию ее режиссерского дебюта - «Исполнение желаний»…

Атаманша из Марьиной Рощи

В режиссерской профессии, несомненно, есть что-то шаманское: душой и талантом разжечь костер идеи, собрать вокруг единомышленников, увлечь их слышным пока только тебе и рвущимся наружу ритмом, подчинить своей воле, добиться единого дыхания и слаженных действий, повести за собой в одному тебе ведомые дали, к маячащему вдали финишу - фильму на экране. Ради этого многое ставится на карту, приходится порой работать, как укротителю: где кнутом, а где пряником. И характер у режиссера должен быть особенный: бойца и лидера, потому что каждый съемочный день - это передовая, где у полководца маленькой армии нет права на ошибку.

Дружинина шла к своему «командному пункту» непростой дорогой. Как человек страстный и увлекающийся, она перепробовала немало занятий. Неизменным оставалось одно: она всегда сама принимала решения и сама их исполняла. А задатки лидера проявились в ней рано, когда была заводилой своего двора в Марьиной Роще.

- Без меня во дворе ничего не происходило. Родители были в ужасе. Но в моих затеях не было ничего дурного. Я могла построить всех и повести на экскурсию в Третьяковку, а контролерше так убедительно соврать, что билеты у отставшей учительницы, что нас пропускали. Как-то увела всех в цирк на Цветном бульваре. Для того чтобы просто постоять возле, потому что денег на билеты не было. Там и увидела объявление о приеме в цирковую школу. В нем требовалось: «При себе иметь майки, трусы, носки и… чистые ноги». Подбила всех поступать, но взяли только меня. Мне было тогда десять лет.

После каждого занятия в цирковой студии она собирала дворовых приятелей и терпеливо отрабатывала с ними все, чему научилась на уроке. И хотя для общего физического развития ее «педагогические» действия, возможно, и были полезны, явных успехов у ее воспитанников так и не наметилось. Зато у нее самой за год занятий появился собственный номер в программе - «девочка-каучук». Но когда цирк должен быть поехать на гастроли, мама стала насмерть и заперла дочь на ключ, положив тем самым конец ее цирковой карьере. Позже Дружинина признается, что цирк был ее первой любовью. И снимет о нем фильм «Принцесса цирка» - яркий, веселый, полный нежной любви к людям, которые своим незаметным для всех каждодневным каторжным трудом создают для нас праздник.

А тем же далеким летом в пионерском лагере она познакомилась с девочкой, которая училась в хореографическом училище. Та была вся такая тоненькая, с большими грустными глазами, и ходила не как все остальные, а какой-то особенной летящей походкой. А когда кружилась на пуантах, от восторга у Светланы замирало сердце. Она сразу же примерила ее необычные балетные туфли и в мечтах уже видела себя в белой пачке танцующей в луче света.

«Атаманша» перешла в пятый класс и считала себя совсем взрослой. А поскольку привыкла не откладывать в долгий ящик намеченное, то по возвращению в Москву решительно отправилась в училище при Большом театре. Но там ее ждало разочарование: выяснилось, что она опоздала по возрасту на целый год. Увидев, как огорчилась девочка, ей посоветовали попробовать в училище при театре Станиславского и Немировича-Данченко, где прием продолжался. Туда Светлана и поступила.

Балетные дети - это особая, «недетская» категория маленьких людей, взваливших на свои слабые плечи тяжелый физический труд до седьмого пота, да еще общеобразовательные предметы, и это при постоянном ограничении в еде!.. Это суровая жизненная школа, в которой каждый день становится проверкой не только таланта, но и силы воли. Так что дворовая команда заскучала без своей предводительницы, которую видела теперь очень редко. А та все время куда-то неслась вприпрыжку, догоняя мечту.

И смогла-таки открыть для себя заветные двери, перейдя по конкурсу в училище при Большом театре. Занималась истово, педагоги хвалили, партнером был Марис Лиепа… Но, в общем-то, каждый день - проза.

- Лет до пятнадцати мы всяких блошек-мошек-таракашек в спектаклях Большого изображали. А последние три года мы с моими одноклассниками танцевали в операх дивертисменты. В каком-то спектакле увидела меня руководитель ансамбля «Березка» Надежда Надеждина и принялась активно сватать в свой коллектив. Но тут я на репетиции «Щелкунчика» разбила локоть о металлическое крепление станка, и рука у меня повисла - образовалась гематома.

Из-за чего пришлось Дружининой взять академический отпуск. Но чтобы быть рядом с подругами и продолжать выходить на сцену, Светлана стала вести концерты училища, которые часто транслировались по телевидению. И даже в этой роли сумела обратить на себя внимание: ее пригласили на телевидение работать диктором детских передач. Кстати, вместе с еще одним юным дарованием - Михаилом Державиным, с которым они впоследствии станут самыми первыми ведущими «новорожденного» КВНа.

Новые лица на телевидении пятидесятых были очень заметны, и все малочисленные счастливые обладатели телевизоров относились к узкой «касте» дикторов чуть ли не как к членам семьи: обсуждали прическу Валечки, новую кофточку Анечки и покрой пиджаков Володи и Игоря. Вскоре для многих и Дружинина стала по-приятельски «Светочкой».

Прямые эфиры, в режиме которых только и работало тогда телевидение, стали хорошей профессиональной школой и своеобразными «кинопробами» молодой ведущей. Именно благодаря голубому экрану ее увидел и пригласил на одну из главных ролей в свою комедию «За витриной универмага» режиссер Самсон Самсонов. Она оказалась на съемочной площадке рядом с такими мастерами, как Борис Тенин, Иван Дмитриев и молодыми талантами - Анатолием Кузнецовым, Микаэллой Дроздовской, Олегом Анофриевым и др. Но Соня Божко в исполнении молоденькой дебютантки не затерялась на их фоне.

Фильм вышел в 1956 году и был тепло принят зрителями, что круто изменило жизнь Дружининой. Ее заметили и стали наперебой приглашать другие режиссеры. Тем не менее, первый успех не вскружил юную хорошенькую голову. Светлана приняла его скорее в качестве аванса, поскольку человеком всегда была самокритичным и требовательным к себе до тиранства. К тому же привыкла все, чем занимается, делать профессионально. Поэтому она устояла перед соблазном тиражирования внешних данных и обаяния, отпущенных природой, и поступила на актерский факультет ВГИКа, в мастерскую Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой.

В институте она тоже ходила в лидерах, и не потому что уже была восходящей «кинозвездой» (как со свойственной самоиронией шутила), а потому что любила спорт и стала капитаном волейбольной женской сборной института.

Два капитана

- Однажды в спортзале наблюдала за тренировкой мужской волейбольной команды. К моим ногам подкатился мяч. Я не успела его поднять, как подбежал высокий парень и протянул руку. Мы встретились глазами, и эта минута перевернула все в наших жизнях.

Правда, версия об их первой «встрече» в изложении ее супруга звучит иначе. Как-то на юге, где Анатолий Мукасей отдыхал с матерью и сестрой, они пошли в кинотеатр на новую кинокартину «За витриной универмага». После сеанса сын спросил: «Мам, тебе понравилась девушка, что играла главную роль?» И, не дожидаясь ответа, огорошил: «Я на ней женюсь!» Мудрая мама ответила: «Я не возражаю».

Но об этом одностороннем «знакомстве» Светлана, конечно же, не подозревала. Их настоящая встреча состоялась только через год во ВГИКе. Анатолий Мукасей учился на операторском факультете и тоже возглавлял волейбольную команду. Так их объединил спорт и, как ни странно, лидерство каждого. В институте их стали называть «два капитана» - прямо как в известном романе. Вообще, с писателем Кавериным ее жизнь удивительным образом не раз пересечется.

Может быть, именно поэтому в память о «двух капитанах» для своего режиссерского дебюта она выберет роман любимого писателя «Исполнение желаний». Но это будет потом, когда ее судьба в очередной раз сделает крутой вираж. Через год они с Анатолием поженятся. И она будет наслаждаться студенческим семейным счастьем, успевая при этом учиться на «отлично», много сниматься и одного за другим родить двух сыновей.

- Между прочим, мы даже в любви друг другу не объяснялись. Случилось так, что я сказала ему о своей любви: на госэкзамене на режиссерском факультете ВГИКа. У нас тогда уже дети были. Борис Андреевич Бабочкин дал мне задание объясниться в любви ко всему человечеству. Попыталась отвертеться: «Да я мужу своему ни разу в любви не объяснялась. Могу сейчас ему об этом сказать». - «Что, прилюдно? Ну, пожалуйста». Я и говорю: «Толя, я тебя люблю». А Толя встал, поклонился и сказал: «Я тебя тоже». Вообще, любовь для меня - это не слова, а дела. У нас в семье никто не претендует на первенство, иначе мы бы не прожили вместе столько лет. Семья для меня, может быть, самое важное в жизни.

Конечно, родные помогали молодым. Правда, как выяснилось позже, длительные заграничные командировки родителей Мукасея были связаны с их работой в разведке. Так что молодая актриса сразу стала невыездной. Но если и сожалела об этом, то лишь иногда, да и то про себя, потому что изменить что-либо в своей судьбе не хотела ни за что на свете.

Через много лет, когда родители «отошли от дел», сын спросил отца: «Сейчас так много говорят о людях вашей профессии. Почему же ваши имена никому не известны?» На что тот отреагировал спокойно: «Видишь ли, известными становятся только те разведчики, кто провалились. А мы не провалились».

(Михаил Мукасей прожил долгую и интересную жизнь и скончался в 2008 на 102-м году жизни. Его супруга пережила любимого мужа на год.)

- Свекровь у меня была женщина мудрая и помогала тем, что не вмешивалась в наши отношения. В этом я стараюсь подражать ей и своей маме. Одно ее огорчало: что у всех Мукасеев рождаются только мальчишки. И она даже в шутку установила приз за первую девочку в роду - дорогой кулон с профилем царицы Нифертити. Пока он не востребован, потому что и у меня два внука.

Между тем актерская карьера складывалась у Дружининой на редкость удачно. В 1957 году она сыграла у Станислава Ростоцкого в фильме «Дело было в Пенькове». Нехитрая история Сергея Антонова из деревенской жизни о любви, ревности, людской подлости запомнилась благодаря талантливой режиссуре и ярким характерам, созданным актерами Вячеславом Тихоновым, Майей Менглет и Светланой Дружининой. Ее Лариса - человек гордый, жестоко страдающий от измены любимого. Она способна на отчаянную бабью выходку в виде прилюдных частушек про соперницу, но не на убийство. В этом треугольнике все любят и все несчастны, в нем нет виноватых и каждый по-своему прав. А главное, характеры настолько правдивы и жизненны, что фильм до сих пор смотрится с интересом.

А потом была красавица Анфиса из «Девчат» Юрия Чулюкина. Вроде как отрицательный персонаж: «индивидуалистка» (по мнению Тоськи), эдакая «попрыгунья-стрекоза» с коммутатора, меняющая мужчин, как перчатки, картинно сдувающая с глаз непослушную прядь и без страха заявляющая приезжему начальству: «А вы знаете: не стыдно!»… Но Дружинина показала, что за фасадом бесчувственной обольстительницы скрывается страдающая женщина, тайно оплакивающая несложившуюся судьбу.

Роли следовали одна за другой, и, казалось бы, дальнейшая жизнь была предопределена, как вдруг Светлана Сергеевна опять крепко всех удивила, оставив успешную актерскую карьеру и уйдя в режиссуру. Ей не просто пришлось начинать все с нуля, как и снова ВГИК - с первого курса, но и все время доказывать, что режиссер может быть женщиной и достоин уважительного отношения, а не снисходительных скидок на половую принадлежность. И изначально фильмы она ставила такие, что интересны всем, а не ожидаемое многими «женское кино». Но это будет потом, вначале же, как выяснилось, абитуриент режиссерского факультета должен был иметь опубликованные печатные работы.

Крутой вираж

- Как ни странно, я оказалась пишущей актрисой. Мой рассказ в журнале «Советский экран» получил первую премию и великолепный отзыв незабвенного Виктора Борисовича Шкловского. Мне предлагали поступать на режиссерские курсы, но я решила во ВГИК. И это были экзамены скорее для меня, чем для приемной комиссии.

Тем не менее - опять все на «отлично». Может быть, именно сидевшая с детства в Дружининой тяга к лидерству искала выход наружу, а поскольку актеры, как известно, - люди профессии зависимой, то и обратилась она к профессии режиссера.

Ее дипломной короткометражке «Зинка» была уготована печальная судьба: она сняла в главной роли актрису Викторию Федорову, вскоре покинувшую Советский Союз, и о картине сразу постарались забыть.

Для своей первой самостоятельной полнометражной работы Светлана Сергеевна выбирает роман Вениамина Каверина с символичным названием «Исполнение желаний». Сначала писатель весьма настороженно отнесся к тому, что его произведение будет экранизировать молодая, ни в чем еще не проявившая себя женщина-режиссер. Но когда она, робея, показала мэтру написанный сценарий фильма, тот его похвалил, а ей посоветовал серьезно заниматься прозой. Ей было лестно это слышать, а еще сознавать, что «открылись способности, о которых я даже не подозревала». Каверин даже предложил красивой дебютантке в режиссуре сыграть в своем фильме главную женскую роль. Однако Светлана Сергеевна отказалась и пригласила на эту роль актрису Ларису Лужину.

Так Дружинина без оглядки ринулась в мучительно сложный и ответственный кинопроцесс, в котором все, от начала и до конца, - на ней, и в случае победы - слава, в случае неудачи - персональная ответственность, потому что теперь нет спины, за которую можно спрятаться.

- Тогда из актеров в профессиональную режиссуру я, пожалуй, ушла первая. В профессию, самую сложную в мире кино, которая не только требует постоянного напряжения душевных сил, но и значительной физической выносливости.

- Юлия Ипполитовна Солнцева - наш известный режиссер, в прошлом, кстати, тоже актриса, пригласила меня вторым режиссером на свою картину об Александре Довженко «Золотые ворота». Она говорила, что он у меня есть «режиссерский» характер. Характер крепкий нужен, но одним волевым стуком по столу ничего не сделаешь.

Режиссура, как кто-то точно сказал, - это не просто профессия, а скорее образ и способ жизни. Я обязана держать тонус на съемочной площадке, скрывать свои проблемы, настроение, потому что без этого не состоится работа. А вообще, я как Суворов, все время со своей «армией»: ем в экспедициях то же, что и все, живу в тех же походных условиях, без «люксов», езжу на «Москвиче», что подарили спонсоры, даже на приемы в Кремль. А что? Пусть видят, как мы (конечно, имеет в виду свою съемочную группу. - Прим. авт.) живем.

Рецепт счастья от Дружининой

Для Дружининой все осложнялось еще и тем, что, занимаясь по мнению многих «неженским» делом, являясь руководителем большого коллектива, она становилась «начальницей» и для оператора Анатолия Мукасея, снявшего все ее фильмы.

- Это сложно: муж в номинальном подчинении. А если он к тому еще и обаятельный мужчина, женщины его любят, и ему нравится им нравиться?.. Да еще по гороскопу - Лев!.. Но мы всегда обо всем договариваемся дома, поэтому всем видны только наши слаженные действия на площадке.

У многих, кто не знает хорошо эту семью, складывается мнение, что заводила из Марьиной Рощи, естественно, верховодит и дома. Но оно ошибочно. Как-то так удивительно сложилось, что два лидера, «два капитана», мирно уживаются под одной крышей, избежав искрений самолюбий, стремления самоутвердиться за счет другого.

- Обычно думают, что лидер в семье - я, потому что у меня голос громче (смеется). Но часто муж своим тихим голосом высказывает окончательное решение. Я соглашаюсь, хоть и не всегда в душе согласна. Но для меня самое главное - покой в семье. Брак - это умение быть терпеливыми и достойно переживать испытания.

Вместе они сумели найти тот баланс, что помогает удерживать равновесие на качающейся жердочке семейных отношений. Им до сих пор хорошо вместе, и не возникает потребности отдохнуть друг от друга. Они привыкли все дела делать вместе: будь то работа или ведение домашнего хозяйства. И не ради соблюдения каких-то принципов, а просто от уверенности, что раз это нужно всем в общем и каждому в частности, то и подходить к этому надо с точки зрения рациональности действий: у кого есть время, тот первым и включается в работу.

- Приезжаем домой после съемочного дня, готовим ужин в четыре руки, садимся есть и начинаем обсуждать рабочие планы на завтра. А как-то, когда вся отснятая пленка постановочно сложной сцены оказалась браком, мы с мужем сидели за бутылкой водки и плакали…

Вот такая на первый взгляд нехитрая схема семейного счастья, но насколько для многих недостижимая!..

Если кому-то может показаться, что скучные будни, напряженная работа и неизбежные семейные проблемы, которые бывают у всех нормальных людей, ради красного словца в этом рассказе залиты толстым слоем патоки, то он ошибается. И эту семью не обходили стороной беды. Несколько лет назад трагически погиб их старший сын Анатолий. И неутихаемую боль потери эта сильная женщина спрячет глубоко в сердце, огородит флажками от постороннего вторжения… Она до сих пор ни с кем не говорит о своей невосполнимой утрате. Только один раз, поддавшись минутной слабости, она не выдержит и скажет, что он мог бы стать хорошим актером - талант был, и должен был в «Гардемаринах» играть одну из главных ролей. Но оказалось - не судьба. И тему эту для журналистов закроет.

С самого детства рядом с ними Данила, сын Анатолия. Он практически вырос на съемочной площадке, но отнюдь не в тепличных условиях внука знаменитостей, потому что чаще всего ему доставалась «роль» подсобного рабочего: и съемочную площадку подметал, и тяжеленную аппаратуру таскал, и в ограждении от любопытных частенько стоял. Правда, в два с половиной года он впервые появился на экране крупным планом в фильме «Виват, гардемарины!». Но сделано было это не от желания «увековечить» любимого внука, а из-за банальной необходимости: во-первых, немного найдется мам, которые с легкостью отдадут свое чадо для изнурительной киношной работы, а во-вторых, мало кто из маленьких детей сможет выдержать несколько дублей под яркими софитами в компании незнакомых людей. А вот Данила Мукасей смог. Поэтому в новом проекте бабушки с дедом - «Тайнах дворцовых переворотов» ему доверили уже роль побольше: он танцует на балу с юной наследницей престола Анной Леопольдовной (ее играет Аня Штукатурова), болтая с ней по-немецки. Сам Данила в гуманитарном колледже изучает английский, а вот мелодику немецкой речи уловил мгновенно и заговорил так, что поразил консультанта.

Эта природная способность к подражанию пригодилась, когда для озвучания роли юного императора Петра II срочно потребовалась замена, потому как Дима Веркеенко, сыгравший эту роль, за годы простоя киногруппы успел вырасти, и голос его приобрел басовитость. Был устроен конкурс, приглашено несколько претендентов. И Данила с первого дубля попал в синхрон, чем привел видавших виды профессионалов в изумление. Хотя объективности ради был созван Худсовет из членов киногруппы, рассмотревший все пять проб, но единодушно утвердил Данилу. Так что параллельно с учебой в колледже и занятиями любимым теннисом и компьютером Данила Мукасей в качестве полноправного члена съемочной группы участвовал в создании грандиозного семейного кинопроекта.

Совершенно неудивительно, что кино, как наследственная болезнь, как неизлечимая бацилла, «поразило» и второго их сына Михаила: он стал, как отец, оператором и одним из первых в нашей стране клипмейкеров. И зарабатывал не в пример родителям. Поэтому и смог подарить им «крайслер», поскольку их «зеленая кобылка» - старенький «жигуль», частенько подводил. Светлана Сергеевна призналась, что обожает дорогу и скорость:

- В это время у меня рождаются мысли и приходят ответы.

У нее есть права, но машину она никогда не водила, потому что Анатолий Михайлович как-то сказал: «Я умоляю: не садись за руль! Или ты хочешь, чтобы каждый раз, когда ты уезжала, я умирал? Я лучше сам буду возить тебя, куда скажешь». Вот Дружинина и ездит только рядом с супругом или со штатным водителем киногруппы. А Михаил между тем в который раз опроверг банальное высказывание про детей выдающихся родителей, что на них «природа отдыхает», совместив таланты отца и матери: он снял несколько фильмов, пишет сценарии и снимает свой режиссерский дебют.

С невестками Светлана Сергеевна всегда ладила, руководствуясь мудрым принципом своей свекрови: не вмешиваться в отношения с сыновьями.

Есть в этой семье еще один полноправный член - сиамская красавица Дуня. Ее подарила хозяйке Ирина По-наровская, у которой обнаружилась аллергия на кошек. И когда однажды Дуня на несколько дней пропала, был страшный переполох и бессонные ночи всего семейства и ближайших друзей. Когда же нашлась, все «устаканилось», и жизнь вернулась в привычную колею.

История «болезни» историей

Мировую славу и восторженную любовь зрителей принесла Дружининой трилогия о гардемаринах. А начиналось все весьма прозаично: как-то в руки Светланы Сергеевны попала объемная папка с листочками, исписанными убористым почерком. Никому не известная Нина Соротокина написала авантюрный роман об увлекательных и опасных похождениях учащихся навигацкой школы - гардемаринах. Дружинина за приключениями юных храбрецов увидела возможность показать, что и отечественная история может быть интересной, что забытые понятия «честь», «служение отчизне», «дружба» и «верность» понятны и актуальны сегодня.

В 1987 году на экраны телевидения вышел фильм «Гардемарины, вперед!», который сразу окрестили «культовым». Зритель раз и навсегда полюбил трех друзей: Алешку Корсака, Никиту Оленева и Сашу Белова, а их исполнители Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков и Дмитрий Жигунов мгновенно взлетели на самый гребень зрительского успеха. Все молодые актеры, кто пройдет «школу гардемаринов», вытянут свой «звездный билет». Это Александр Домогаров, Михаил Мамаев, Татьяна Лютаева… «Мать российских гардемаринов», как будут шутливо называть Светлану Сергеевну, станет их крестной в кинематографе.

После сериала о гардемаринах Дружинину назовут последним романтиком советского кино. Но скоро и Советского Союза не станет, и кино практически закончится. И тогда появится на свет Киностудия «Сагиттариус» (латинское название созвездия Стрельца), которую Дружинина создала с супругом Анатолием Михайловичем, «чтобы не разворовали жалкие крохи», выделяемые государством сначала на последнюю часть «Гардемаринов», а потом на новый проект «Тайны дворцовых переворотов». Супруги станут фанатично экономить каждую копейку, «открывать» закрытые двери личным обаянием Дружининой или ее дружескими связями.

Идея создания масштабного исторического кинополотна возникла у Дружининой давно. Так получилось, что в один из первых съемочных дней фильма «Виват, гардемарины!» Светлана Сергеевна сломала ногу. Для ее деятельной натуры оказаться в полной неподвижности на долгое время - пытка пострашнее, чем физическая боль. И она находила забвение в чтении. А поскольку действие ее фильма проходило на фоне исторических реалий XVIII века, то и читала она только документы той эпохи, мемуарную литературу, исторические романы Мережковского и т. п. Будучи человеком эмоциональным, умеющим зажигать идеями окружающих, она заразила всех своих родных и близких, членов киногруппы, в том числе и актеров, своей «болезнью» историей. А те, в свою очередь, - своих знакомых и родственников, и так цепочка все росла и росла.

- К сожалению, мы совершенно не знаем своего прошлого. Американцы, у которых история насчитывает немногим более двух столетий, бережно ее сохраняют, полностью ее экранизировали с привлечением лучших режиссеров и звезд кино, и создали увлекательное и познавательное зрелище. Вот и мы этим фильмом хотим привлечь внимание к нашей подлинной истории, которая переписывалась бессчетное количество раз в угоду личностям и режимам. И хотя абсолютной истории, как и абсолютной правды, не существует, и мы снимаем не документальное кино и имеем право на свою версию происходившего, все персонажи, коллизии и расстановка политических сил у нас абсолютно достоверны. Но, - повторяю еще раз, - мы имеем право быть небеспристрастными.

Лично для меня, к примеру, император Петр II - этот мальчик, рано все испытавший и безвременно ушедший, одна из самых трагических личностей на российском престоле, в котором, как в капле воды, отразились все пороки того времени. И государственные и социальные.

Когда в 1995 году Дружинина, по ее выражению, «ввязалась в драку» с «Тайнами», о ней и ее новом проекте взахлеб писали чуть ли не все СМИ. Но простои из-за отсутствия финансирования, составившие в общей сложности два (!) года, унизительный факт, что известный режиссер вынуждена обивать пороги различных инстанций в поисках поддержки, проявлять чудеса изобретательности для того, чтобы не просто выживать, но потихоньку все же двигать дело вперед, никого не возмутили и не заставили выступить в поддержку киногруппы и всего проекта. Хотя о том, как на фоне чудовищного разграбления страны эта маленькая киностудия «Сагиттариус» умудрилась скорректировать смету Госкино в сторону уменьшения (?!), можно было бы написать, - был повод! Вместо утвержденной Госкино проектной стоимости в размере 7,2 миллионов долларов при озвучании в системе «Моно» они сделали его фактически за 6 миллионов в системе «Долби-стерео».

Так что не то чтобы хоть слегка нагреть руки на бюджетных средствах, но и просто как следует заработать на этом, речь здесь не идет! Все знают, что в наше время гораздо проще и дешевле снять какой-нибудь криминальный фильм с джентльменским набором из убийств, погонь и любовно-постельных сцен и двумя-тремя медийными лицами. А вот Дружинина принципиально не стала зарабатывать таким образом: делать не кино, а деньги. Ходила по кабинетам, доказывала, уговаривала, с маниакальной настойчивостью пытаясь раскрутить неповоротливый маховик общественного сознания и убедить не только чиновников, но и всех нас, что историю свою следует как минимум знать. И как максимум - ею гордиться.

И Светлана Сергеевна добилась своего и вопреки всему сняла материал на шесть первых серий: а это 9 часов экранного времени и 15 тысяч метров пленки! Конечно же, без поддержки и помощи это было бы невозможно. Помогали и Фонд Ролана Быкова, и мэры Москвы и Санкт-Петербурга, и Академия наук и Министерство обороны. Даже бывший президент Ельцин, давший разрешение на бесплатную съемку в Кремле. А кроме того - просто знакомые и незнакомые люди. Так, бывшие сокурсники по ВГИКу прислали из Монголии мешок буйволиных волос для париков, кто-то выделил «Москвич» для киногруппы, на котором она будет демонстративно ездить даже на приемы в Кремль. И хотя старый «москвичок» смотрелся среди роскошных лимузинов инородным телом, ее демарш не был замечен и понят. На массовку нет денег? Тогда царскими гвардейцами станут курсанты Петербургского военно-морского училища - и бесплатно! А московские конные милиционеры в исторических костюмах будут гарцевать на красавцах-конях в сцене коронации юного Петра II. И жители небольшого городка Кстово Нижегородской губернии, где проходили натурные съемки, станут бесплатно сниматься в эпизодах царской охоты.

- Бывало нелегко… Вот, к примеру, директор Петергофа поставил условие: «Буду говорить с вами только у себя». И я поехала в Питер. И в шесть утра уже стояла у метро на морозе, чтобы меня забрал их автобус. А потом просидела несколько часов в приемной… Ничего, стерпела. В результате мы все-таки нашли общий язык.

Вообще, низкий поклон нашим музейщикам! Мы снимали в подлинных дворцовых интерьерах. Работать там очень трудно, но мы стремились сделать все, чтобы на экране история выглядела достойно. Я им все время повторяла: «Мы все это оставим на пленке и покажем людям».

Работников музеев тоже можно понять: они привыкли дистанцироваться от зрителя - «Руками не трогать!», «За ограждения не заходить!». А тут на царские кровати с размаху валятся, по драгоценному паркету не в мягких тапочках, а в сапогах, да еще со шпорами! И свечи - настоящие! - в дворцовых покоях так и норовят зажечь. Впору кричать «караул»! Да к тому же и денег за это не платят. А иностранцы валютой соблазняют. Но пускают они в музейные святая святых не их с тугим кошельком, а Дружинину с ее беспокойным хозяйством.

Но, конечно же, приходилось Дружининой к каждому директору музея и дворцового комплекса искать индивидуальный подход: на кого-то своим обаянием давить, на кого-то, в запале, и словом. Так, в одном из музеев-заповедников категорически и наотрез ей сказали «нет!» Но стоило администрации музейного комплекса услышать, что в одной из главных ролей будет сниматься Сергей Шакуров, - мгновенное преображение: улыбки, признания «он наш любимый актер!», - и готово, оттаяли женские сердца, теперь стало «можно».

Так постепенно в «созвездие» Стрельца притягивались все новые и новые талантливые и одержимые люди, такие же, как она сама. Это прежде всего актеры - тоже сплошь звезды первой величины: Сергей Шакуров, Нина Русланова, Людмила Зайцева, Наталья Фатеева, Наталья Егорова, Николай Караченцов, Лариса Лужина, Дмитрий Харатьян - и многие-многие другие, которые станут играть в этом кинопроекте практически бесплатно. Потому что их объединит нечто более важное, чем материальная заинтересованность: желание показать нам нашу неизвестную историю.

Собственно, в этом, если разобраться, и есть национальная идея: возрождение самоуважения и гордости за свой народ. И это дело актеры вслед за режиссером назовут своим гражданским и моральным долгом. В тяжелейших условиях и без лишнего шума они работают на эту идею уже больше десяти лет. Денег это не приносит. Но, как сказал Сергей Шакуров, сыгравший в сериале святейшего князя Меншикова: «Этот фильм не для денег, а для души».

Первые два фильма исторической эпопеи Дружинина показала в 2000 году на кинофестивале в Выборге. Критики сделали вид, что их не заметили. Хотя там есть несомненные актерские удачи и есть о чем профессионально поговорить.

Но режиссер не обижается:

- У них всегда на Дружинину табу. Уж лучше пусть «никак»… Время для меня самый главный судья.

А вот зрители принимали фильмы восторженно! Правда, сама режиссер на премьерном показе в «Мире Кинотавра» сказала с горечью, что видит, как «на экране нищета из всех щелей лезет…»

Но зал, стоя, встретил ее овациями. Потому что многие из зрителей знали то, что осталось «по ту сторону» экрана: столько лет неимоверного напряжения сил талантливых, одержимых людей. Дойдут ли ее новые фильмы до зрителя, решают другие люди, в чьих руках прокат. А им выгоднее и проще работать с раскрученными американскими лентами. Но кое-кто уже смекнул, что на Дружининой можно неплохо заработать: на видеорынке появились пиратские копии ее фильмов, что, несомненно, является определенным показателем зрительского интереса. Увидим ли мы когда-нибудь все задуманные «Тайны дворцовых переворотов»? Остается только надеяться.

И хотя Дружинина была очень заинтересована в «раскрутке» сериала, третий фильм «Я - император» сняла с конкурсного показа в Выборге-2001 и сама фестиваль покинула, потому как считала для себя невозможным участвовать в празднике, омраченном смертью бессменного председателя жюри этого кинофестиваля Станислава Ростоцкого, случившейся накануне. И уехала в Москву, чтобы проводить учителя, друга и коллегу в последний путь.

- У меня часто спрашивают, почему Дружинина-режиссер никогда не снимает в своих фильмах Дружинину-актрису? Это принципиальное разделение профессий или просто Дружининой-актрисы уже не существует?.. У кого-то получается совмещать эти профессии, а у меня - нет. Всякий раз в сценарии пишу для себя небольшие, выигрышные роли. Репетирую, на меня шьют костюмы, но потом отказываюсь от этой идеи. Вот, к примеру, роль Анны Бестужевой в фильме «Гардемарины, вперед!» я писала для себя. Но за неделю съемок в Юсуповском дворце надоело в длинном платье и гриме бегать из кадра и смотреть в объектив, цепляясь приклеенными ресницами. Вот и отдала свою роль без проб Нелли Пшенной, которая подошла картине идеально, как ей - шитые на меня костюмы. Это был последний опыт в желании «по-сниматься». А просто «брешь» собой заткнуть где-нибудь в эпизоде я себе не позволяю. Но у хорошего режиссера я бы снялась. Да чтоб драматургия хорошая…

Юбилей в Английском клубе

Для души и для редких минут отдыха у семьи Дружининой-Мукасея есть небольшой домик в Пахре, который она считает счастливым подарком небес. Даже не собственно домик, а лишь часть его с участком в две с половиной сотки. Правда, и на этой небольшой площади традиционно вся ее киногруппа в первый день съемок собирается на знаменитые шашлыки.

Зная широкую душу и хлебосольность Дружининой, члены Московского Английского клуба, устроив празднование ее юбилея, подарили нечто огромное, завернутое в блестящую бумагу, туманно намекнув, что это «для кухни». И растроганная Светлана Сергеевна тут же пригласила всех присутствующих - человек сто, не меньше - к себе на шашлыки. При этом сразу же возникли затруднения: как это сделать в январе месяце и как разместить на ее мини-участке такое количество людей? Решение пришло мгновенно: во-первых, отложить мероприятие до теплых деньков, а во-вторых, выручил друг и любимый артист Сергей Шакуров, громогласно провозгласивший, что дарит ей участок в 25 соток в Домодедовском районе.

К многочисленным поздравлениям и подаркам юбилярше как нельзя кстати пришлось присвоение ей звания Народной артистки России и почетного звания Кавалера Фонда «Общественное признание».

С чистым сердцем Светлана Сергеевна может процитировать: «Мои года - мое богатство», - потому что никто в трезвом уме не даст этой красивой стройной рыжеволосой и удивительно молодой женщине ее лет. Поэтому она их и «не берет».

Несмотря на все пережитое Светлана Сергеевна говорит:

- Я ничего бы не стала менять в своей жизни, - значит все, что со мной случилось, было Богу угодно…

Мне интересно ТАК жить и ТАК работать.

Видимо, все же название ее первого фильма - «Исполнение желаний» - оказалось пророческим. Многое из задуманного уже сбылось, но, «слава Богу, желаний еще предостаточно», а, значит, исполнение их еще впереди.

Дружинина Светлана Сергеевна

В 1955 г. окончила хореографическое училище ГАБТа. В 1960 г. - актерский факультет (мастерская О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова). В 1968 г. - режиссерский факультет ВГИК (мастерская С И. Таланкина).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989).

Народная артистка России (2002).

Снималась в фильмах:

1955 - За витриной универмага

1957 - Дело было в Пенькове

1960 - Мост перейти нельзя

1961 - Орлиный остров

Девчата

1962 - На семи ветрах

1963 - Где-то есть сын

1964 - Какое оно, море?

1965 - Зеленый огонек

Одиночество

Любимая

Поставила фильмы:

1973 - Исполнение желаний

1976 - Солнце, снова солнце

1979 - Сватовство гусара

1980 - Дульсинея Тобосская

1982 - Принцесса цирка

1987 - Гардемарины, вперед!

1991 - Виват, гардемарины!

1992 - Гардемарины-III

Россия.

Век XVIII. Фильм 1-й: Завещание императора.

2001 - Тайны дворцовых переворотов.

Фильм 2-й: Завещание императрицы.

2001 - Тайны дворцовых переворотов.

Фильм 3-й: Я - император

2001 - Тайны дворцовых переворотов.

Фильм 4-й: Падение Голиафа

2003 - Тайны дворцовых переворотов.

Часть первая Исполнение желаний Глава 1 Урал, становой хребет России Всего более не то на Урале поражает, что дивно украшен природой: темны и недвижны озера и своевольны, бурливы реки, мрачные снега на осклизлых вершинах и шелковые волны лугов, торжественные и жутковатые

Из книги Интервью с Педро Альмодоваром автора Стросс Фредерик

Из книги Мэри Кей Эш - уверенный харизматик автора Ландрам Джин

ИСПОЛНЕНИЕ МЕЧТЫ Эш решила бросить работу и засесть дома за написание книги о своих переживаниях и бедах в мире мужского руководства. Сидя за своим кухонным столом, во многом как Лилиан Верной, она в общих чертах обрисовала различные сложности, которые встречает женщина

Из книги Саманта автора Яковлев Юрий

Колодец желаний Если бы вы знали, сколько открытий сделала Саманта вдали от родины. Например, она узнала, что когда человек покидает родной дом, то, удаляясь от дома, он незаметно для себя приближается к нему. И его очертания с каждым днем видны все отчетливей. А когда

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

37. ИСПОЛНЕНИЕ Прозрачны знои, сухи туки, И овен явленный прият. Сквозь облак яблоневый руки Твои белеют и томят. Кипящий меч из синей пыли Погас у врат - и день прошел: Ладони книзу, склоном лилий Ты, словно в сердце, сходишь в

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Исполнение мечты Иногда, слушая Юру, вспоминал я нашего дядю Павла и его чудесные рассказы о дальних странах, о диковинных заморских чудесах. Вспоминал и о том, как в детстве мечталось нам вырасти и своими глазами увидеть весь этот необъятный, сказочный мир.Юре повезло:

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Исполнение желаний В избе дородная хозяйка, Лоснящаяся, как зверь, Кладет на койку балалайку И открывает смело дверь. Она встречает нас как надо, Как полагается врагу, Как героиня Илиады, Она хватает острогу. Но, приглядевшись к выраженью Усталых лиц, голодных

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

Из книги Избранные произведения в двух томах (том первый) автора Андроников Ираклий Луарсабович

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ Ночевали мы в Мюнхене. Утром отправились в Фельдафинг - это около сорока километров.Небольшой городок. Парки. Лужайки. Остановились на Банхофштрассе. Двухэтажный особнячок. Квартира профессора Винклера в нижнем.Три комнаты. На стенах гостиной -

Из книги За нашу и вашу свободу: Повесть о Ярославе Домбровском автора Славин Лев Исаевич

Глава 2 Исполнение желаний Ярек с жадностью смотрел сквозь узкое оконце возка на улицы незнакомого города. У него была душа путешественника. В отличие от несколько неподвижного Теофиля, Яреком всегда владела жажда познания нового.Долго тянулись скучные, словно бы

Из книги Сигрид Унсет. Королева слова автора Слапгард Сигрун

Исполнение желаний Париж, Рим.Париж встретил их холодным осенним солнцем. Приятное разнообразие после вечного лондонского дождя и тумана. «К торжеству Сварстада, в первое же утро в Париже, проснувшись в лучах яркого солнца без малейшего признака тумана, я была вынуждена

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

«Покинул сердце жар желаний…» Покинул сердце жар желаний. Отсеребрились гор верхи. И в час дождливый утром ранним Лишь вы со мной, мои стихи. Опять бессонница, невольно К кувшину тянется рука - Вином раздумий, старой болью Моя наполнится

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

Раунд четвертый: Предмет желаний – блондинка Несмотря на одинаковый цвет волос, они выглядят диаметрально противоположно: Грейс отичается природной красотой, в то время как Мэрилин (чувственная и слегка карикатурно-мультяшная крашеная блондинка) является несомненным

Из книги Цель жизни автора Яковлев Александр Сергеевич

Исполнение мечты Спортивные самолеты. - «Де Хэвиленд-53». - Михаил Васильевич Фрунзе интересуется авиеткой. - «Воздушные мотоциклетки» РАФ-1 и «Буревестник». - Мой первенец АИР-1. - Перелет Москва - Севастополь - Москва. - На одесских маневрах 1927 года. - Минводы -

Из книги Вильгельм Кейтель - Размышления перед казнью автора Кейтель Вильгельм

ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА Решение чрезвычайного заседания Контрольного СоветаПО ХОДАТАЙСТВАМ ОСУЖДЕННЫХ О ПОМИЛОВАНИИ9 и 10 октября 1946 г. в Берлине состоялось 42-е чрезвычайное заседание Контрольного Совета под председательством генерала армии Кенига. На заседании

Из книги Рокировка длиною в жизнь автора Саидов Голиб

Фонтан желаний худ. Макс ОппенгеймерМеня всегда поражало известное высказывание: «Что хорошо – знать всё об одном или же, понемножку обо всем?»Лично я, так и не сумел до сих пор однозначно ответить себе на этот вопрос. Уважая выбор тех, кто без раздумий и колебаний

Об актрисе, режиссёре и сценаристе Светлане Дружининой можно писать книги, а не то, что короткие публикации, так много событий и свершений в её жизни. Сегодня давайте опустим её творческую биографию и остановимся исключительно на личной жизни этой талантливой женщины. Уже скоро 60 лет исполнится их браку с оператором Анатолием Мукасеем, который является и отцом двоих детей Светланы Дружининой .

На фото - Светлана Дружинина со старшим внуком Даниилом

Сама режиссёр вспоминает, что самым светлым воспоминанием из семейной жизни стал день, когда родился старший сын Анатолий, названный в честь отца. Именно в этот день её муж, который должен был находиться в командировке, всеми правдами и неправдами всё же оказался под окнами роддома, в котором родился их первенец. К сожалению, со старшим сыном в семье Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея связана настоящая драма. Будучи очень одарённым и творческим человеком, художником он всё же не избежал участи многих представителей богемы - стал излишне увлекаться алкоголем и травкой. Сын Светланы Дружининой пытался взять себя в руки. Трагическая случайность оборвала его жизнь в самом расцвете в 1978 году. Он успел жениться и подарить родителям внука Даниила. Из-за того, что мать мальчика тоже умерла, он с 7 месяцев воспитывается бабушкой и дедушкой. Сейчас он уже взрослый и освоил профессию монтажёра, что позволяет ему часто работать с родными над картинами.

На фото - Светлана Дружинина, Анатолий Мукасей и их сын Михаил с женой Екатериной

Младшему сыну Светланы Дружининой уже 49 лет. Окончив ВГИК, он уже долгие годы, как и отец, работает оператором. Михаил Мукасей успел попробовать себя также в качестве клипмейкера и продюсера. Что же касается личной жизни, то на сегодняшний день он уже 3 года счастлив в браке с Екатериной Гамовой, известной волейболисткой. Она - далеко не первая жена сына Светланы Дружининой. От первых двух неудавшихся браков подрастают двое детей - сын Максим и дочь Елизавета. Тем не менее, родители супруга очень тепло относятся к новой невестке. Режиссёр считает, что научиться вовремя отпускать своих детей - залог счастливой жизни и для родителей, и для отпрысков, поэтому с невесткой враждовать даже не пыталась. И это приносит свои плоды - семьи невероятно близки и достаточно тесно общаются. Светлана Дружинина и её супруг искренне надеются, что трое внуков - это ещё не предел, и новоиспечённые муж и жена подарят им ещё хотя бы двоих - мальчика и девочку. В то же время, знаменитым бабушке и дедушке уже впору ждать и правнуков от старших внуков.
Тоже интересно.

Й ПРЕТБФПТБ бОБФПМЙС нХЛБУЕС РТПЙЪПЫМБ УФТБЫОБС ФТБЗЕДЙС:

РПЗЙВ ЙИ УФБТЫЙК УЩО бОБФПМЙК, НПМПДПК ФБМБОФМЙЧЩК ИХДПЦОЙЛ. еЗП УНЕТФШ ВЩМБ ДМС УЕНШЙ УФТБЫОЕКЫЙН ХДБТПН. б ФП, РП ЛБЛПК РТЙЮЙОЕ ПО РПЗЙВ, ОБ ДПМЗЙЕ ЗПДЩ УФБМП УЕНЕКОПК ФБКОПК.

пВ ЬФПК ФТБЗЕДЙЙ, УМХЮЙЧЫЕКУС Ч 1988 ЗПДХ Ч УЕНШЕ ТЕЦЙУУЕТБ уЧЕФМБОЩ дТХЦЙОЙОПК, НОЕ ДПЧЕМПУШ ЧРЕТЧЩЕ ХУМЩЫБФШ ПФ БЛФТЙУЩ мБТЙУЩ мХЦЙОПК .

лПЗДБ-ФП С УОЙНБМБУШ Х уЧЕФМБОЩ уЕТЗЕЕЧОЩ, ПВЭБМЙУШ Ч ПДОПН ЛТХЗХ, ЪОБМЙ ЧУЈ ДТХЗ П ДТХЗЕ. й ЕЭЕ ФПЗДБ С УМЩЫБМБ, ЮФП ЕЕ УФБТЫЙК УЩО фПМЙЛ РПЗЙВ ПФ ОБТЛПФЙЛПЧ, ТБУУЛБЪБМБ мБТЙУБ бОБФПМШЕЧОБ. хЧЩ, Х НОПЗЙИ БЛФЕТПЧ Й ТЕЦЙУУЕТПЧ ДЕФЙ ЬФЙН ВБМПЧБМЙУШ, Й ЮБУФП ЬФП ЪБЛБОЮЙЧБМПУШ РМПИП.

с ПЮЕОШ ХДЙЧЙМБУШ, ХУМЩЫБЧ ЬФЙ УМПЧБ. уБНБ дТХЦЙОЙОБ ПИПФОП ТБУУЛБЪЩЧБЕФ П НМБДЫЕН УЩОЕ нЙИБЙМЕ, Б ОБ ЧПРТПУЩ П УФБТЫЕН ПФЧЕЮБЕФ: оЕ ЛПННЕОФЙТХА! дБЦЕ Ч ПЖЙГЙБМШОЩИ ВЙПЗТБЖЙСИ ОЕ ЧУЕЗДБ ХРПНЙОБЕФУС ЕЗП ЙНС. ч ПЛТХЦЕОЙЙ уЧЕФМБОЩ уЕТЗЕЕЧОЩ ЗПЧПТСФ, ЮФП ЕЕ УФБТЫЙК УЩО РПЗЙВ Ч БЧФПЛБФБУФТПЖЕ. пДОБЛП ЧУЛПТЕ НОЕ РТЙЫМПУШ ХВЕДЙФШУС, ЮФП мБТЙУБ мХЦЙОБ ЧУЕ-ФБЛЙ РТБЧБ.

ч йОФЕТОЕФЕ С ПФЩУЛБМБ ВМПЗЙ ДТХЪЕК бОБФПМЙС нХЛБУЕС йЧБОБ, аМЙЙ Й уЕТЗЕС (ЬФЙ ЪБРЙУЙ НПЦОП РПЮЙФБФШ Ч йОФЕТОЕФЕ РП БДТЕУХ http://ioann-otrock. livejournal. com) Й http://bardolimvoronza. livejournal.com).

рП ЙИ ЧПУРПНЙОБОЙСН, РПМОЩН ЗТХУФЙ Й УПЦБМЕОЙС, РПУФЕРЕООП ЧЩУФТБЙЧБМУС ПВТБЪ УФБТЫЕЗП УЩОБ уЧЕФМБОЩ бОБФПМШЕЧОЩ.

ч УЧПЙ 28 МЕФ ПО ВЩМ РПДБАЭЙН ОБДЕЦДЩ ИХДПЦОЙЛПН, ЧТБЭБМУС Ч УТЕДЕ ЪПМПФПК НПМПДЕЦЙ. рП УМПЧБН аМЙЙ, УЧПК ВХОФБТУЛЙК ДХИ ПОЙ РТПСЧМСМЙ Ч УНЕМЩИ ЧЩИПДЛБИ, ЪБ ЛПФПТЩЕ ОЕТЕДЛП РПРБДБМЙ Ч НЙМЙГЙА. оБРТЙНЕТ, ВТПДЙМЙ РП ХМЙГБН Ч РЙЦБНБИ ЙЪ ЛМЙОЙЛЙ лБЭЕОЛП, ЧЩМЙЧБМЙ ОБ УЕВС ОЕУЛПМШЛП ЖМБЛПОПЧ лТБУОПК нПУЛЧЩ Й ЪБИПДЙМЙ Ч НЕФТП, ЛТБУЙМЙ ЧПМПУЩ Ч ДЙЛЙЕ ГЧЕФБ

с ЧУЕ-ФБЛЙ ДХНБА, ПО ВЩМ ЗЕОЙЕН, РЙЫЕФ Ч УЧПЕН ЙОФЕТОЕФ-ДОЕЧОЙЛЕ ПВ бОБФПМЙЙ йЧБО. вХДХЮЙ ИХДПЦОЙЛПН-ОЕДПХЮЛПК, ПО, РТБЧДБ, РТЙОГЙРЙБМШОП ОЙЮЕЗП ОЕ ДПЧПДЙМ ДП ЛПОГБ. рПУМЕДПЧБФЕМШОП ТБЪВБЪБТЙЧБМ УЧПК ФБМБОФ, РТПВБМФЩЧБМ ЕЗП, РТПРЙЧБМ пО ВЩМ ХЦБУОЩК ЮЕМПЧЕЛ Ч ВЩФПЧПН ПФОПЫЕОЙЙ, ЛБЛ Й РПМПЦЕОП ЪЧЕЪДЕ. ьЗПЙУФ У ВПМШЫПК ВХЛЧЩ, БМЛПЗПМЙЛ Й ТБЪВЙЧБФЕМШ УЕТДЕГ.

пДОЙН ЙЪ ВМЙЪЛЙИ ДТХЪЕК бОБФПМЙС ВЩМ Й оЙЛПМБК дБОЕМЙС, УЩО ЪОБНЕОЙФПЗП ТЕЦЙУУЕТБ зЕПТЗЙС дБОЕМЙЙ Й БЛФТЙУЩ мАВПЧЙ уПЛПМПЧПК . дТХЪШС ПТЗБОЙЪПЧБМЙ НХЪЩЛБМШОХА ЗТХРРХ лПМДХОЮЙЛЙ Й УПЮЙОСМЙ ВХОФБТУЛЙЕ РЕУОЙ.

пВЩЮОП ОБЫЙ ТЕРЕФЙГЙЙ РТПИПДЙМЙ Ч ЛЧБТФЙТЕ оЙЛПМБС Х НЕФТП бЬТПРПТФ, ЧУРПНЙОБАФ аМЙС Й уЕТЗЕК. нЩ ЧЩРЙЧБМЙ, ЛХТЙМЙ, ТЙУПЧБМЙ, НХЪЙГЙТПЧБМЙ, ЛПТПЮЕ ЗПЧПТС, УДТХЦЙМЙУШ. гЕМША ОБЫЙИ ВХОФБТУЛЙИ ЧЩИПДПЛ ОЕ ВЩМП ЮФП-ФП ЛПНХ-ФП ДПЛБЪБФШ, НЩ ОЕ РТЕДУФБЧМСМЙ ОЙЛБЛПК РПМЙФЙЮЕУЛЙК УФТПК Й ОЕ ЙУЛБМЙ ЧЩЗПДЩ. ч ФПН-ФП Й ДЕМП, ЮФП НЩ ДЕМБМЙ ЬФП РТПУФП ФБЛ

тБДЙ ХДБЮОПК ЫХФЛЙ МАВПК ЙЪ РБТОЕК НПЗ, ОЕ ЪБДХНЩЧБСУШ ТЙУЛОХФШ ЦЙЪОША, РТПУФП ЮФПВЩ ХДЙЧЙФШ ДТХЪЕК ЙМЙ РТПЙЪЧЕУФЙ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ОБ ДЕЧХЫЛХ.

фПМС ПЮЕОШ МАВЙМ ИХМЙЗБОЙФШ, РЙЫХФ ДБМШЫЕ аМЙС Й уЕТЗЕК. оБРТЙНЕТ, МАВЙМ ЪБУФБЧБФШ лПМА ЧП ЧТЕНС ЕЗП ХЕДЙОЕОЙС У ДЕЧХЫЛБНЙ. пО ЧМЕЪБМ Л ОЕНХ Ч ПЛОП ЮЕТЕЪ ВБМЛПО У ЧПРТПУПН: ЮЕН ЬФП ЧЩ ФХФ ЪБОЙНБЕФЕУШ? чУЕ ДЕЧХЫЛЙ УФТБЫОП РХЗБМЙУШ.

оЙЛПМБК дБОЕМЙС РПУФХРЙМ ЧП чзйл ОБ ТЕЦЙУУЕТУЛЙК, ОП НБМП ЧТЕНЕОЙ РПУЧСЭБМ ХЮЕВЕ, Ч ПУОПЧОПН ВПМФБМУС УП УЧПВПДОЩНЙ ИХДПЦОЙЛБНЙ Й ХИМЕУФЩЧБМ ЪБ ДЕЧХЫЛБНЙ. у ВПМШЫЙН ФТХДПН Ч ФЕЮЕОЙЕ ДЕУСФЙ МЕФ ЕНХ ЧУЕ ЦЕ ХДБМПУШ ПЛПОЮЙФШ ЙОУФЙФХФ, ОП ЛБТШЕТБ ОЕ УМПЦЙМБУШ ПО УОСМ МЙЫШ ДЧБ ЛПТПФЛПНЕФТБЦОЩИ ЖЙМШНБ. ъБВЕЗБС ЧРЕТЕД, УЛБЦХ: Ч 1985 ЗПДХ дБОЕМЙС УЛПОЮБМУС ПФ РЕТЕДПЪЙТПЧЛЙ ОБТЛПФЙЛПЧ.

ч ЬФПК ЛПНРБОЙЙ, ХЧЩ, ОЕ ПВИПДЙМЙУШ ВЕЪ БМЛПЗПМС Й ФТБЧЛЙ л 1978 ЗПДХ 28-МЕФОЙК бОБФПМЙК нХЛБУЕК ПУПЪОБМ, ЮФП ФБЛ ДБМШЫЕ РТПДПМЦБФШУС ОЕ НПЦЕФ, Й УПЧЕТЫЙМ РБМПНОЙЮЕУФЧП Ч рУЛПЧП-рЕЮЕТУЛЙК НПОБУФЩТШ.

ч ЬФП УЧСФПЕ НЕУФП ПВЩЮОП ПВТБЭБАФУС МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ЦЕМБАФ, ОП ОЕ НПЗХФ УБНПУФПСФЕМШОП ЙЪВБЧЙФШУС ПФ ОБТЛПНБОЙЙ Й БМЛПЗПМЙЪНБ.

фБН РТПЧПДСФ ПВТСД ЙЪЗОБОЙС ВЕУПЧ, РПУМЕ ЛПФПТПЗП НОПЗЙЕ ДПМЗП ОЕ НПЗХФ РТЙКФЙ Ч УЕВС. чПФ ЮФП ЗПЧПТЙФ ПВ ЬФПК РТПГЕДХТЕ ПДЙО ЙЪ РТПИПДЙЧЫЙИ ЕЕ РБМПНОЙЛПЧ:

мАДЙ ОЕДЕМА ФБН ЦЙЧХФ, УПВМАДБАФ РПУФ, ИПДСФ ОБ УМХЦВХ. рПФПН РЕТЕД ОЙНЙ РПСЧМСЕФУС УБНЩК НПЭОЩК НПОБИ-УЧСЭЕООЙЛ Й ОБЮЙОБЕФ ЮЙФБФШ НПМЙФЧЩ РП ЙЪЗОБОЙА ВЕУПЧ. мАДЕК ЛПТЕЦЙФ: ЛФП-ФП ЛТЙЮЙФ, НБФЕТЙФУС, ЛФП-ФП ЗПМПЧПК ВШЕФУС х ПДОПЗП РПД ЛПОЕГ УЕБОУБ БЦ РЕОБ ЙЪП ТФБ РПЫМБ. б УЧСЭЕООЙЛ ЮЙФБЕФ, ПЗМСОЕФУС ЕНХ УБНПНХ УФТБЫОП, ЮФП У МАДШНЙ ФБН ФЧПТЙФУС.

йЪ НПОБУФЩТС бОБФПМЙК ЧЕТОХМУС НТБЮОЩК, РЕТЕУФБМ ПВЭБФШУС У НОПЗЙНЙ ДТХЪШСНЙ. оБ ФПФ НПНЕОФ Х ОЕЗП ХЦЕ ВЩМБ УЕНШС ПО ЦЙМ У ДЕЧХЫЛПК, йТЙОПК нХТБЧШЕЧПК. ч ЖЕЧТБМЕ 1988 ЗПДБ ПОБ ТПДЙМБ ЕНХ УЩОБ. оБЪЧБМЙ НБМШЮЙЛБ дБОЙЙМПН, ЗПЧПТСФ, Ч ЮЕУФШ ПДОПЗП ЙЪ УЧСЭЕООПУМХЦЙФЕМЕК рУЛПЧП-рЕЮЕТУЛПЗП НПОБУФЩТС. лБЪБМПУШ, ЮФП Ч УЕНШЕ УФБМП ЧУЕ ОБМБЦЙЧБФШУС. пДОБЛП, ХЧМЕЛЫЙУШ ГЕТЛПЧОПК МЙФЕТБФХТПК, фПМС ЮХЧУФЧПЧБМ УЕВС ЧУЕ ИХЦЕ Й ИХЦЕ. пО УЮЙФБМ УЕВС РУЙИЙЮЕУЛЙ ОЕЪДПТПЧЩН ЮЕМПЧЕЛПН, ОЕ УРПУПВОЩН ОЕУФЙ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ УЕНША. п ЮЕН Й ОБРЙУБМ Ч УЧПЕК РТЕДУНЕТФОПК ЪБРЙУЛЕ.

лБЛ-ФП РПД ХФТП, Ч ПУПВЩК ЮЕТОЩК ЮБУ, ПО ИМПРОХМ ПДЕЛПМПОБ ДБ Й ЧЩВТПУЙМУС У 12-ЗП ЬФБЦБ, РЙЫЕФ ЕЗП ДТХЗ йЧБО. пУФБЧЙМ ЪБРЙУЛХ, ЮФП ОЕ ИПЮЕФ ВЩФШ ДМС УЧПЕЗП УЩОБ РУЙИЙЮЕУЛЙ ВПМШОЩН ПФГПН. цЕОБ Ч УЕТДГБИ ЪБРЙУЛХ ТБЪПТЧБМБ.

рБДЕОЙЕ У ФБЛПК ЧЩУПФЩ ОЕ ПУФБЧЙМП ЕНХ ЫБОУПЧ ЧЩЦЙФШ. бОБФПМЙК ТБЪВЙМУС ОБУНЕТФШ.

дМС уЧЕФМБОЩ уЕТЗЕЕЧОЩ Й ЕЕ НХЦБ, ЗЙВЕМШ УФБТЫЕЗП УЩОБ ЛПОЕЮОП ЦЕ ВЩМБ ФСЦЛЙН ЗПТЕН. ч 1988 ЗПДХ уЧЕФМБОБ уЕТЗЕЕЧОБ УОЙНБМБ ЖЙМШН уЧБФПЧУФЧП ЗХУБТБ, ФПМШЛП ТБВПФБ Й РПНПЗМБ ЕК ЧЩЦЙФШ. пФ РЕЮБМШОЩИ НЩУМЕК ПФЧМЕЛБМ Й ЧОХЛ дБОЙМЛБ. оБ НПНЕОФ ЗЙВЕМЙ ПФГБ ЕНХ ОЕ ВЩМП Й ЗПДБ, Й ПО ЕЗП УПЧУЕН ОЕ РПНОЙФ. лПЗДБ НБМШЮЙЛ РПДТПУ, ЕНХ УЛБЪБМЙ, ЮФП РБРБ РПЗЙВ Ч БЧФПЛБФБУФТПЖЕ.

цЕОБ фПМЙЛБ йТЙОБ ЪБОЙНБМБУШ УЙОИТПООЩН РМБЧБОЙЕН. хЧЩ, Й ПОБ ХНЕТМБ ТБОШЫЕ УТПЛБ, ЛПЗДБ ЕК ОЕ ЙУРПМОЙМПУШ ЕЭЕ Й 40 МЕФ. ьФП ЕЭЕ ПДОБ УЕНЕКОБС ФБКОБ дТХЦЙОЙОЩИ. лФП-ФП ЗПЧПТЙФ ПФ ВПМЕЪОЙ, ЛФП-ФП РЙЫЕФ Ч ЧПУРПНЙОБОЙСИ, ЮФП ОБ ОЕЕ ОБРБМЙ ЧП ЧТЕНС ВЩФПЧПК ДТБЛЙ. лБЛ ВЩ ФП ОЙ ВЩМП, дБОЙЙМ ОЕ УЮЙФБЕФ УЕВС УЙТПФПК, РПФПНХ ЮФП ВБВХЫЛБ Й ДЕДХЫЛБ У УБНПЗП ОБЮБМБ ЪБНЕОСМЙ ЕНХ ТПДЙФЕМЕК.

уЧЕФМБОБ уЕТЗЕЕЧОБ НЕЮФБМБ, ЮФПВЩ ПО УФБМ БЛФЕТПН, Й УОЙНБМБ ЕЗП Ч УЧПЙИ ЖЙМШНБИ Ч ЬРЙЪПДЙЮЕУЛЙИ ТПМСИ. ч 2008 ЗПДХ Ч ЖЙМШНЕ чЙЧБФ, бООБ! ПО УЩЗТБМ ТПМШ НПОБИБ. нЕЦДХ ФЕН дБОЙЙМ Ч ФЕБФТБМШОЩК ЧХЪ ОЕ РПЫЕМ, Б ПЛПОЮЙМ БОЗМПСЪЩЮОЩК ЛПММЕДЦ. пО ИПТПЫП ТБЪВЙТБЕФУС Ч ЛПНРШАФЕТОЩИ ФЕИОПМПЗЙСИ Й РПНПЗБЕФ ВБВХЫЛЕ НПОФЙТПЧБФШ ЖЙМШНЩ.

х ОБУ ЧУС УЕНШС ТБВПФБЕФ ЧНЕУФЕ, У ТБДПУФША ТБУУЛБЪЩЧБЕФ уЧЕФМБОБ уЕТЗЕЕЧОБ. с ТЕЦЙУУЕТ, НХЦ Й УЩО ПРЕТБФПТЩ, ЧОХЛ НПОФБЦЕТ

рПУМЕ ЗЙВЕМЙ УФБТЫЕЗП УЩОБ Х уЧЕФМБОЩ уЕТЗЕЕЧОЩ ПУФБМУС НМБДЫЙК, нЙИБЙМ, ОБ ФПФ НПНЕОФ ЕНХ ВЩМП ЧУЕЗП 12 МЕФ. рПДПВОП УФБТЫЕНХ ВТБФХ, Ч АОПУФЙ ПО ФПЦЕ ХЧМЕЛБМУС ТПЛ-НХЪЩЛПК, ЙЗТБМ Ч ЗТХРРЕ пВЕТНБОЕЛЕО. оП, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ бОБФПМЙС, ОЕ ФЕТСМ ЗПМПЧХ Й УНПЗ РПМХЮЙФШ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЪБЛПО

Мало кто знает, что 82-летняя Светлана Дружинина по первой профессии балерина. Она окончила хореографическое училище при ГАБТе вместе с Марисом Лиепой.

ПО ТЕМЕ

"Это адский труд, за которым стоит и пот, и кровь. Когда вы делаете шене по кругу и вас рука ведет как указатель, лопаются верхние сосуды и по рукам балерин часто плещется кровавый пот. И у меня такое же было. Однажды рука моя врезалась в железное сцепление балетного станка. Я потеряла сознание от боли. До сих пор эта травма дает о себе знать", – рассказала Дружинина.

Однако тот несчастный случай решил ее судьбу. "Из-за этой травмы я получила возможность вести выпускной концерт своего курса. И именно в этот момент режиссеру Самсону Самсонову надо было увидеть меня по прямой трансляции из Зала Чайковского и сказать: "Вот эту девочку приведите завтра. Я буду снимать ее в картине "За витринами универмага". Так решилась моя ситуация с переходом из балета в кинематограф", – цитирует режиссера "Телепрограмма" .

В свои 82 года Дружинина живет полной жизнью. "Про возраст не надо говорить… Не надо думать, надо просто жить дальше", – заявила Светлана. Отметим, что режиссер обладает великолепной для своих лет фигурой. Дружинина раскрыла секрет.

"Просто нужно меньше жрать, больше двигаться, работать, читать, любить жизнь и плавать, плавать и плавать. Плаваю только в море. Без этого я сохну. Раньше плавала чуть ли не до горизонта. Потом мне Толя запретил, сказал: "Я волнуюсь". Поэтому я плаваю долго вдоль берега. Йоги говорят: надо плыть там, где вы видите свою тень на дне. Именно тогда все три энергии соединяются в вас. Это энергия космоса, энергия воды и энергия земли. Я в это свято верю", – заявила Светлана Дружинина.



(Смеется.

Так получилось. (Смеется.

В любви вы не рассчитывали?

"В чем секрет моего успеха? Всегда смотреть вперед, проявлять настойчивость, волю. Но не ломиться в закрытые двери"

I)&&(eternalSubpageStart


Для миллионов советских женщин она была олицетворением красоты и образцом для подражания. В те времена еще не знали слов "икона стиля". Но теперь режиссер и актриса Светлана Дружинина по праву носит и это звание: на церемонии HELLO! "Самые стильные в России" она стала обладательницей этой специальной награды.

Режиссера Светлану Дружинину можно назвать идеальной женщиной, и в этом не будет ни тени преувеличения. Таким, как она, трубадуры пели серенады, а рыцари бились на турнирах, чтобы заслужить улыбку или цветок. Женственная, очаровательная, безупречно элегантная. И в то же время независимая, уверенная в своих силах леди-босс. Начав в кино как актриса (ее самая известная роль - красавица Анфиса в фильме 1961 года "Девчата"), Дружинина перешла в режиссуру и добилась поистине выдающихся результатов. Без малого 20 картин, среди которых популярная историческая сага "Тайны дворцовых переворотов" и, конечно, культовые "Гардемарины". Сколько девочек подражали утонченным манерам принцессы Фике и мечтали о принце на белом коне, благородном герое с внешностью Дмитрия Харатьяна! Сама Светлана Сергеевна своего прекрасного рыцаря - оператора Анатолия Мукасея - встретила еще в студенческие годы во ВГИКе. Анатолий Михайлович снял как оператор такие фильмы, как "Берегись автомобиля", "Дайте жалобную книгу", "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам"... С режиссером Дружининой они работали вместе почти на всех ее картинах. Их творческому и семейному союзу уже 60 лет!

Режиссер и атриса Светлана Дружинина

Всегда окруженная любовью, жена, мама и бабушка, Дружинина остается все той же роскошной и абсолютно современной дамой. Она вдохновляет подписчиц в Instagram и продолжает, что естественно для нее, работать в кино. К сожалению, в прошлом году Фонд кино отказал режиссеру в финансировании съемок новых приключений гардемаринов. Неожиданно. Неприятно. Но Светлана Сергеевна не опустила руки. Она просто решила пойти другим путем: собирать средства на картину, в том числе с помощью краудфандинга. Не сомневаемся, что и эта эпопея закончится удачно, и выйдет новый потрясающий фильм. Мы будем вновь затаив дыхание следить за судьбой гардемаринов и удивляться: как ей это удается?

Светлана Сергеевна, а правда, как вам это все удается? Вы - образец во всем!

Жизнь такая штука - просто так ни-че-го не бывает. Все приобретается усилиями, волей, трудолюбием и терпением. Я очень люблю жить. Мне нравится мое дело. Я люблю своего мужа, хотя все бывает, ведь мы вместе столько лет. Я обожаю своего сына, с которым мы зачастую жарко спорим по поводу политических событий в России и в мире. Я люблю своих друзей. У меня чутье на людей, и, слава богу, оно меня не подводит. Да, бывают усталость, разочарования и обиды. Но это все временно. Нужно обязательно помнить: все временно и все в ваших руках.

Режиссура - традиционно мужская профессия, но мы видим, сколько женских имен появилось: Проскурина, Меликян, Германика, Бычкова, Литвинова...С чем связан такой всплеск? Кино стало легче снимать?


Кино не стало легче снимать. Технологии совершенствуются, но кинопроизводство - по-прежнему очень сложный процесс. Физически, психически изматывающий труд, сопряженный с огромными рисками... А почему столько женщин-режиссеров появилось? Наверное, потому что женщины почувствовали большую свободу, у них появилось больше возможностей для самореализации. И слава богу! Пусть мужчины потеснятся на площадке кинорежиссуры.

Феминистки не пытались вас заманить в свои сети?

Было такое. Но я не феминистка. Я абсолютно здоровый человек, и я на сто процентов женщина. От женской сути никуда не деться, и определенные качества помогают реализовывать замыслы. Я всегда в кабинет к руководству иду как на первый бал Наташи Ростовой: в красивом костюме, с прической, макияжем. И с первого взгляда вижу, кто стоит передо мной: мужчина, который умеет ценить женскую красоту, или сухарь. Или, может быть, мужчина, вовсе равнодушный к женщинам.

У вас в Instagram миллион лайков под фотографией, где вы в купальнике лежите в шезлонге: безупречная фигура, стройные длинные ноги... Это же провокация!

Светлана Дружинина на отдыхе на Кипре

(Смеется. ) Эта фотография была сделана на моем любимом Кипре. Причем без моего согласия. Я очень люблю Кипр, отдыхаю там у друзей. И вот лежу я в тени, потому что вредно быть на открытом солнце, читаю статью в газете "СК-Новости" о том, почему Никита Сергеевич Михалков ушел из попечительского совета фонда. И тут меня "щелкает" муж. Совершенно неожиданно. Хотя бы предупредил! Я бы макияж сделала, прическу. Но фотография получилась неплохая, и я успокоилась. После того как она появилась в Интернете, меня стали преследовать вопросом "Как вам удается так выглядеть? В чем секрет?". Я ничего не скрываю, секрет один - это плаванье. Я обожаю море, вхожу в него как в колыбель и очень хорошо плаваю. Я ведь по первой профессии балерина, а все балетные - отличные пловцы, потому что у них очень хорошие легкие и развита координация.

До того, как стать актрисой, вы окончили хореографическое училище при Большом театре, но оставили сцену из-за травмы. Что вам в жизни дал балет?

Балет - это невероятная самодисциплина, это трудолюбие и жертвенность. Балет научил меня разговаривать телом, жестом и делать это красиво. Он воспитал чувство собственного достоинства. На уроках исторического танца нашим мальчикам объясняли, как брать руку девочки - как драгоценность. А девочке нужно подавать руку как подарок.

А можно ли воспитать в себе это королевское достоинство без балета?

В фильме Юрия Чулюкина "Девчата" (1961 год) Светлана Дружинина играла Анфи-су (на фото), самую красивую девушку в леспромхозе "Бобровский" на Урале, от которой ушел бой-френд -- лучший лесоруб Илья Ковригин. Он предпочел идейную повариху Тосю Кислицы-ну. "Только мастерство режиссера и наша игра помогли поверить, что такое возможно", - говорит Светлана

Наверное, можно. Но, понимаете, это же не значит, что я выхожу и говорю: "Посмотрите, я королева". Ощущение должно быть внутренним. Когда я изучала жизни наших российских императриц, я поняла, что все они вели себя, как ни странно, довольно просто и понятно для людей любого уровня. Но в каждом их жесте, в каждом слове и взгляде сквозило достоинство, это очень важно. Посмотрите на полячек - они все считают себя первыми красавицами и королевами и ведут себя соответственно. Вот, например, Собчак. Говорят, она тоже наполовину полька. Вы не слышали об этом? Как она себя ведет, с каким достоинством умеет говорить, тонко отвечать на хамство. И вторая нация, где женщины чувствуют себя королевами, - это евреи. Они считают себя богоизбранным народом, и там культ женщины. Я в архивах, в дневниках драматурга Евгения Шварца, вычитала его слова о том, что женщина-еврейка ведет себя так, словно вокруг нее вертится весь мир. И даже когда она с тобой говорит мило и ласково, она считает, что делает тебе подарок.

В этом году у вас бриллиантовая свадьба с Анатолием Михайловичем. Расскажите, как можно так полюбить человека - раз и на всю жизнь.

Режиссер Светлана Дружинина в работе строга, и даже ее мужу Анатолию Михайловичу Мукасею, одному из лучших операторов страны, снявшему "Берегись атомобиля", "Большая перемена" и почти все картины жены, включая "Гардемаринов" и "Тайны дворцовых переворотов", приходится ее слушаться

Так получилось. (Смеется. ) У меня было много поклонников, и даже в правительстве. Но почему-то меня тянуло к длинному тоненькому оператору, с которым мы вместе играли в волейбол, были капитанами. Мне было интересно с ним. Анатолий Михайлович снимал мои черно-белые портреты, а я же в те времена была уже звезда! При этом головокружения от успехов у меня не было. Мне ведь еще Андрей Тарковский говорил: "Свет, ты талантливый человек, но ты никогда не достигнешь вершин славы. Потому что у тебя отсутствуют два качества, необходимых для этого: тщеславие и корысть".

В любви вы не рассчитывали?

Никогда! Один член правительства невероятно нежно ко мне относился, но мне с Анатолием Михайловичем было интереснее. Это потом я узнала, что его родители - разведчики... А тогда родители сказали: "Женитесь!" - и я крепко призадумалась. Помню, села в трамвай и всю дорогу соображала: "Вот сейчас мы встречаемся, нам вместе хорошо, но если мы поженимся, мы же будем все 24 часа вместе. Какой ужас!" И вдруг как взрыв произошел в голове: "Ведь он же - оператор, у него свои картины, у меня - свои. Мы будем работать отдельно, а вечером дома рассказывать друг другу, как провели день". И я сказала: "Да!"

Самое главное - не оскорблять друг друга, не унижать. Не бить по больным точкам. Эти трещины потом будут расти дальше. Все пары проходят через одни и те же испытания. Но вопрос, какие выводы они делают, способны ли забыть и идти вместе дальше? Вот у йогов есть прекрасная теза о том, что у человека глаза не случайно впереди, а не на затылке. Смотрите всегда только вперед! И умейте прощать друг друга.