Совет рабоче-крестьянской обороны. Деятельность Совета рабочей и крестьянской обороны под председательством В

Местные ) создавались чрезвычайные высшие и местные органы власти. Совет рабочей и крестьянской обороны был образован во исполнение .

Совет обороны являлся главным чрезвычайным военно-хозяйственным и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета была поставлена деятельность и других военных органов.

Председателем Совета обороны был назначен , как председатель СНК РСФСР. Кроме него в состав Совета вошли: Председатель Реввоенсовета Республики , нарком путей сообщения , заместитель наркома продовольствия , Председатель Чрезвычайной комиссии по производству предметов снабжения (позднее — Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии) и представитель ВЦИК . Секретарём Совета была назначена секретарь СНК .

Главной особенностью чрезвычайного органа Гражданской войны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы, а выполнял, в первую очередь, координирующие функции. В частности, взаимоотношения Совета обороны и СНК определялись вхождением всех членов первого в состав второго и общим председательством. Благодаря этому Совет стал фактически постоянным военно-хозяйственным комитетом рабоче-крестьянского правительства.

«Совету принадлежит согласование и усиление деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства»

В своей работе Совет опирался на институт чрезвычайных уполномоченных. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан.

Одно из Постановлений Совета рабочей и крестьянской обороны.

Деятельность Совета, в основном, касалась тем, связанных с войной, таких как борьба с дезертирством, организация мобилизации, Всевобуча и т. д. Перед Советом были поставлены задачи повсеместного повышения производительности труда для снабжения армии, обеспечения продовольствием армии, флота, Москвы, Петрограда и других промышленных центров, бесперебойной работы продовольственных и транспортных органов, установления военной дисциплины в армии, на флоте, продовольственной и транспортной сферах. Одним из важнейших направлений являлось законодательное обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата, полное и своевременное выполнение местными органами власти директив высшего руководства. С целью решения поставленных задач при Совете создавались и действовали соответствующие комитеты и комиссии.

Так, в конце декабря 1918 года для непосредственного осуществления мер по борьбе с дезертирством учреждалась Центральная временная комиссия в составе представителей Всероссийского Главного штаба, Всероссийского бюро военных комиссаров и Народного комиссариата внутренних дел. В принятых Советом постановлениях «О дезертирстве», «О мерах борьбы с дезертирством» и «О мерах к искоренению дезертирства» оно приравнивалось к предательству и квалифицировалось как одно из самых тяжких и позорных преступлений.

В условиях войны ключевым являлся вопрос сохранения и пополнения численности войск. Попытки основать многомиллионную РККА на добровольных началах под лозунгом «Социалистическое Отечество в опасности!» оказались безуспешными, необходимо было осуществлять быстрый переход к мобилизации. Исходя из этой необходимости 29 мая 1918 года на основании Постановления ВЦИК «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию» был начат призыв в Красную армию. Получив соответствующие полномочия, Совет обороны 12 мая 1919 года принял Постановление «О призыве на военную службу солдат расформированной старой армии, возвратившихся или возвращающихся из плена». Тем же целям служили Постановления Совета рабочей и крестьянской обороны «О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1901 г.», «О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1888, 1887 и 1886 гг.», «О явке к призыву лиц, скрывающих своё бывшее офицерское звание» и другие. Все уклонившиеся от призыва и лица, их укрывающие, подлежали суровой ответственности на основании законов военно-революционного времени.

В результате, если в середине 1918 года в Красной армии находилось под ружьём 378 тысяч человек, к концу года — 1700 тысяч, то к концу 1919 года в ней насчитывалось 4400 тысяч человек, а в 1920 году — уже 5300 тысяч

Безусловно необходимой в условиях массового военного призыва являлась система обязательной военной подготовки граждан — (всеобщее военное обучение). Решение о её создании было принято в марте 1918 года VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству». С целью уточнения положений Декрета 24 сентября 1919 года Совет обороны принял Постановление «Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся».

Под общим руководством возглавляемой Л. Б. Красиным комиссии по снабжению во второй половине 1918 года Красная Армия получила от органов снабжения за счёт запасов старой армии и нового производства свыше 2 тыс. орудий, около 4,5 млн снарядов, 8 тыс. пулемётов, свыше 900 тыс. винтовок, более 500 млн патронов, 75,5 тыс. револьверов, свыше 1,5 млн револьверных патронов, около 1 млн ручных гранат .

При Совете обороны помимо упомянутых выше действовали Особый комитет по проведению военного положения на железных дорогах республики, Центральная комиссия по приисканию и распределению помещений для Красной армии и другие.

В целях обеспечения эффективного функционирования государственного аппарата, полного и своевременного выполнения местными органами власти директив высшего руководства 8 декабря 1918 года Совет принял Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». В обязанность областным и местным Советским учреждениям вменялось исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно. Чрезмерно разросшуюся ведомственную переписку и тормозящую работу канцелярскую волокиту в центре и на местах было предписано пресечь в корне. Распоряжения центральной власти следовало исполнять быстро, без промедления, заменяя переписку переговорами по телефону, деловые бумаги телефонограммами, обязательно проверяя исполнение каждого предписания, каждого распоряжения. Нарушители Постановления привлекались к ответственности по всей строгости революционных законов .

Через деятельность Совета в числе прочих решались проблемы областничества, произвольных арестов на местах и т. п. Так, 14 декабря 1918 года было принято Постановление «О производимых Всероссийской чрезвычайной комиссией арестах ответственных служащих и специалистов». ВЧК и её местным органам предписывалось предварительно извещать соответствующее ведомство относительно своих постановлений об арестах ответственных работников Советских учреждений, а также всех специалистов, инженеров и техников, занятых в промышленных предприятиях и на железных дорогах. Не позднее 48 часов после ареста следовало извещать о нём соответствующее учреждение, сообщая также о существе предъявленного арестованному обвинения. Освобождение из-под ареста было возможно в случае представления письменного поручительства народными комиссариатами, городскими и губернскими комитетами РКП(б), губернскими и городскими Советами депутатов, а также профессиональными союзами .

Начавшаяся в годы Первой мировой войны и Временного правительства разруха народного хозяйства в первые месяцы Советской власти ещё более усугубилась. Для облегчения переживаемого страной топливного кризиса Совет обороны 19 ноября 1919 года принял Постановление «О натуральной, трудовой и гужевой повинности». Трудовой повинности по заготовке, погрузке и выгрузке топлива подлежали все граждане мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет, кроме явно неспособных к труду, и лица женского пола от 18 до 40 лет. Оплата труда привлеченных к выполнению трудовой повинности производилась по тарифу соответствующих профсоюзов .

С начала 1920 года в связи с улучшением военной обстановки в стране на первый план выдвинулись вопросы восстановления экономики и перевода её на мирные рельсы, что соответственно отразилось и в названии Совета рабочей и крестьянской обороны. 7 апреля 1920 года он был переименован в Совет обороны и труда, а 14 апреля — в Совет труда и обороны, что, однако, не сопровождалось какой-либо реорганизацией данного органа. И лишь после VIII Всероссийского съезда Советов (22—29 декабря 1920 года) Совет труда и обороны (СТО) юридически оформился как комиссия Совнаркома РСФСР .

См. также

Примечания

  1. Часть вторая. От Великой Октябрьской Социалистической революции до наших дней // Краткая история СССР / Отв. редактор академик А. М. Самсонов. — Москва: Наука, 1983. — С. 80. — 744 с. — 50 000 экз.
  2. Там же. С. 81.
  3. Боффа Дж. История Советского Союза: в 2 т. : пер. с ит. — М. : Международные отношения, 1990. — Т. 1. — С. 98. — .
  4. Коваленко Д. А. Оборонная промышленность Советской России в 1918—1920 гг. — М. : Наука, 1970. — С. 227. — 411 с.
  5. Деятельность Совета рабочей и крестьянской обороны под председательством В. И. Ленина по расквартированию войск Красной армии и обеспечению их квартирным довольствием (неопр.) . Обозник.ru — информационно-тематический портал об истории тыла Российской армии). Дата обращения 8 марта 2013. Архивировано 22 марта 2013 года.
  6. Стариков И. В. Законодательная деятельность Совета рабочей и крестьянской обороны в годы Гражданской войны в России (1918—1920 гг.) // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 37 (291) . — С. 103-107 .

Ссылки

Республиканские органы † Местные органы

СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ 1918-20

Совет обороны, - был создан ВЦИК 30 нояб. 1918 для проведения в жизнь декрета ВЦИК от 2 сент. 1918, к-рым Сов. республика была объявлена воен. лагерем. Совет обороны являлся чрезвычайным высшим органом Сов. гос-ва, вызванным к жизни исключительно трудной обстановкой, сложившейся в стране в связи с действиями внутр. контрреволюции и иностр. воен. интервенцией. Ему была предоставлена вся полнота полномочий в деле мобилизации сил и средств для защиты Сов. гос-ва. Пред. Совета обороны был назначен В. И. Ленин, как председатель СНК. В состав Совета входили: от ВЦИК И. В. Сталин, от РВС Республики Л. Д. Троцкий, нарком путей сообщений В. И. Невский, зам. наркома продовольствия Н. П. Брюханов и пред. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии Л. Б. Красин. Секретарем Совета работала Л. А. Фотиева. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан Сов. республики. Он был главным воен.-хоз. и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета обороны была поставлена деятельность Реввоенсовета и др. воен. органов. В апреле 1920 Совет обороны был реорганизован и стал называться Советом труда и обороны (СТО), к-рый действовал на правах комиссии Совнаркома. Постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 СТО был упразднен.

Лит.: Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны, "Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского пр-ва", 1918, 22 дек., No 91-92, ст. 924; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том. ч. 1, с. 558); Возникновение Совета рабоче-крестьянской обороны, в кн.: Ленинский сборник, т. 18, М., 1931.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ 1918-20" в других словарях:

    - (Совет обороны), чрезвычайный высший орган РСФСР, создан в ноябре 1918, действовал в условиях Гражданской войны, обладал всей полнотой полномочий в деле мобилизации сил и средств на военные нужды. В апреле 1920 преобразован в Совет труда и… … Русская история

    - (Совет обороны) чрезвычайный высший орган Советского государства в 1918 20 … Большой Энциклопедический словарь

    Совет обороны чрезвычайный высший орган Советского государства в 1918 20. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ - – орган, созданный в соответствии с постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918г. «Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны» (СУ РСФСР 1918 г. № 91–92, ст. 924) в связи с «возрастающей опасностью вторжения соединенных полчищ мирового… … Советский юридический словарь

    - (Совет обороны), чрезвычайный высший орган Советского государства в 1918 20. В условиях Гражданской войны обладал всей полнотой полномочий в деле мобилизации сил и средств на военные нужды. В 1920 реорганизован в Совет труда и обороны. * * *… … Энциклопедический словарь

    1918 20 (Совет обороны), чрезвычайный высший орган Советского государства, действовавший в условиях начавшейся Гражданской войны и военной интервенции 1918 20. Являлся главным военно хозяйственным центром Советской республики. Создан ВЦИК … Большая советская энциклопедия

    Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, СРКО, - чрезвычайный высший орган советского государства в 1918 1920 гг., главный военно хозяйственный и планирующий центр РСФСР на период Гражданской войны. Состоял из председателя, представителей от ВЦИК, РВС, наркоматов путей сообщения и… … Краткий словарь историко-правовых терминов

#тыл #история #ленин #кэс #сталин

Представленный Н. И. Подвойским доклад о результатах проверки состояния формирования воинских частей и соединений в Московском военном округе был тщательно рассмотрен Советом рабочей и крестьянской обороны 18 декабря 1918 г. Было принято постановление об образовании Центральной комиссии по приисканию и распределению помещений для Красной Армии, которое подписали В. И. , Э. М. Склянский и И. В.

Во исполнение этого постановления приказом Реввоенсовета Республики от 24 декабря 1918 г. была утверждена Центральная (пятичленная) комиссия по распределению помещений для Красной Армии под председательством члена В1ДИК Советов И. В. Сталина. В ее состав входили: от Народного комиссариата просвещения — Л. И. Лиштван, от Комиссариата по военным делам — В. Ф. Яковенко, от жилишно-земельного отдела Московского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов — Г. К- Фельдман, от Московского окружное! военного комиссариата — С. С. Акопов.

Совет рабочей и крестьянской обороны, рассматривая вопросы о расквартировании, либо принимал свое постановление, либо передавал его на рассмотрение СНК или ЗЦИК Советов.

В период гражданской войны Совет рабочей и крестьянской обороны основное внимание уделял вопросам расквартирования госпиталей, особенно в период эпидемий тифа и других заразных заболеваний. По этим вопросам им, СНК и ВЦИК Советов принято много постановлений. Так, 28 янзаря 1919 г. издан декрет СНК «О мероприятиях по сыпному тифу», в котором предлагалось: комиссиям, созданным по декрету СНК от 28 ноября! 1918 г., немедленно позаботиться об отводе помещений под заразные бараки и госпитали, поставить расселение беднейших групп населения в благоустроенных квартирах и домах под тщательный контроль и надзор медико-сани-; тарных отделов, образовать на местах по выбору исполнительных комитетов рабочие комиссии из представителей рабочих организаций и красноармейских частей (гарнизоны), коим совместно с медико-санитарным отделом и военно-санитарными органами принять срочные меры по очистке жилых и других помещений, служащих для массового скопления населения (ночлежные дома, постоялые дзоры, тюрьмы, железнодорожные станции, гостиницы, казармы, сборные пункты, театры, чайные, столовые и т. д.), руководствуясь в этой работе циркуляром Народного комиссариата здравоохранения от 31.12 1918 г. за № 1761 об очистке помещений; на эти же комиссии возложить обязанность принятия и других мер по борьбе за чистоту среди населения (устройство бань, прачечных и т. д.); военно-революционным советам фронтов создать из представителей красноармейских частей, рабочих организаций такие же комиссии, коим совместно с представителями местных медико-санитарных отделов и санитарного управления фронта принять срочные меры по борьбе за чистоту; предоставить Народному комиссариату здравоохранения право в особо угрожаемых местностях образовать особые комиссии с чрезвычайными полномочиями по борьбе с сыпным тифом во всем объеме противоэпидемических ме роприятий из представителей различных учреждений и организаций.

Исполнение этого декрета на местах не везде проходило спокойно. В некоторых районах возникали конфликты, урегулированием которых приходилось заниматься Центральной квартирной комиссии, возглавляемой И. В. Сталиным, и Совету рабочей и крестьянской-обороны под председательством В. И. Ленина. Одним из таких примеров является расквартирование госпиталей в Воронеже. На заседании Центральной комиссии по распределению помещений для Красной Армии (Центроквартком) 24 января 1919 г. был заслушан доклад заместителя Народного комиссара просвещения М. Н. Петровского, который зачитал телеграммы о захвате зданий учебных заведений и университетов в Нижнем Новгороде и Воронеже под тифозный госпиталь. М.. Н. Петровский настаивал на безотлагательном расследовании обстоятельств и самом суровом наказании виновных. Центральная комиссия постановила: «Повторить телеграфное предписание о немедленном освобождении здания Воронежского университета с принятием немедленных самых решительных мер к освобождению университета от воинских частей и учреждений с производством строгого следствия и расследования действий должностных лиц с преданием всех виновных суду».

Этот же вопрос 27 января был рассмотрен на заседании Совета рабочей и крестьянской обороны под председательством В. И. Ленина, на котором была зачитана телеграмма Л.Д.Троцкого. Было решено создать в Воронеже комиссию в составе: члена Реввоенсовета Республики А. П. Розенгольца, председателя Воронежского губ-исполкома Н. Н. Кардашева и ректора университета3, которая должна дать немедленный ответ на телеграмму, подписанную В. И. Лениным. Текст телеграммы гласил: «Воронеж, Реввоенсовет Розенгольцу, председателю губ-исполкома Кардашеву, ректору Воронежского университета, копия — Москва, Наркомпрос Покровскому, Нарком-воен Склянскому. Советом обороны в отмену постановления комиссии Сталина об освобождении здания университета от лазарета и других размещенных в нем учреждений поручается комиссии Розенгольца, Кардашева и ректора университета обследовать вопрос о возможности размещения лазарета н других частей и учреждений, рас-. положенных в университете, в другом помещении. В случае отсутствия других подходящих помещений обследовать возможность потесниться университету и размещения в его здании также и лазарета. Заключение комиссии телеграфируйте»

На основании этого распоряжения комиссия произвела на месте обследование и постановила: немедленно предоставить помещение для лазаретов, в частности левое крыло кадетского корпуса (помещение университета), помещение, предназначенное для женской клиники, кухню, находящуюся в правом крыле кадетского корпуса, вместе с прилегающими кладовыми; незамедлительно передать в распоряжение эвакуационного пункта имеющиеся в распоряжении правления университета имущество бывшего кадетского корпуса; срочно отремонтировать строительные бараки бывшего городского союза, приспособив их для сыпно-тифозного госпиталя, помещение бывшей Николаевской гимназии, средне-технического училища для 5-го госпиталя, дом Петрова для помещения 25-го госпиталя, дом Романова для госпиталя, отремонтировать помещения функционирующих в настоящее время госпиталей 62, 63 и 64-го; по освобождении помещения, занятого округом путей сообщения, незамедлительно предоставить его в распоряжение начальника эвакуационного пункта; признать необходимым в срочном порядке подыскать для нужд лазаретов и другие помещения {в. частности, помещения Дворца труда, Нечаевокой гимназии, дворянского собрания) 2. На заседаниях Совета обороны 5 и 10 февраля был заслушан доклад И. В. Сталина по этому вопросу и принято постановление: «Принять к сведению сообщение тов. Сталина об исполнении».

Подобным образом Советом обороны рассматривались вопросы по расквартированию войск в течение всего периода гражданской войны. В тех случаях, когда требовалось принятие декрета или постановления ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, материалы направлялись на рассмотрение ВЦИК. Если же на некоторые вопросы требовалось оформить ответы через Совет Народных Комиссаров, то материалы направлялись в СНК для уточнения и окончательной доработки постановлений. Во всех остальных случаях материалы направлялись на рассмотрение Центральной комиссии по распределению помещений для Красной Армии (Центроквартком), которая принимала окончательные решения либо сама, либо направляла материалы губернской комиссии по распределению помещений для Красной Армии (губквартком).

Постановлением ВЦИК Советов от 6 февраля вместо И. В. Сталина делегирование от ВЦИК в качестве председателя Центральной комиссии по распределению помещений для Красной Армии было поручено заместителю Народного комиссара внутренних дел М. Ф. Владимирскому.

На заседании Центрокеарткома 18 февраля 1919 г. под председательством М. Ф. Владимирского представители Нижегородского университета доложили, что Нижегородский губквартком постановил не исполнять предписаний центра и занять помещение университета. Центроквартком предложил губернскому военному комиссариату отстранить от должности председателя губернской комиссии. Было затребовано донесение губернской комиссии об исполнении ранее посланных телеграмм Центральной комиссии. Предложено в случае неисполнения указанных постановлений виновных привлечь к суду революционного трибунала, о чем предписать окружной комиссии. 10 апреля был рассмотрен вопрос о предоставлении военно-санитарному управлению для устройства’ лазаретов в Москве и Московской губернии возможно большего (максимального) числа помещений, горкварткому было предложено немедленно предоставить для нужд военно-санитарного управления вполне пригодные под устройство лазаретов помещения на три тысячи коек.

17 апреля Центроквартком заслушал вопрос о порядке занятия ГУВУЗом помещений 1-го и 2-го кадетских корпусов и эвакуации из них школ № 501 и 502 в другие помещения. Московской городской комиссии было предло жено предоставить помещения для ГУВУЗа.

На заседании 5 мая Совет обороны заслушал доклад Э. М. Склянского о минировании различных пунктов Петрограда и принял постановление запросить от Реввоенсовета Республики более точные сведения о минировании, проверке состояния аппаратов и всех сооружений Петрограда, о принятии мер надежной охраны и о планах дальнейшего минирования. 12 мая был заслушан доклад Л. Б. Красина об отмене осадного положения в Петрограде. Принято постановление: «Л. Б. Красину и А. И. Рыкову подготовить обстоятельный запрос в Петроградский Совет обороны, телеграмму от имени Совета обороны подписать В. И. Ленину».

13 мая Совет обороны заслушал доклад Э. М. Склян-вкого о праве Реввоенсовета самостоятельно назначать эвакуации. Принято постановление: «Отменить эвакуацию Петрограда, Гатчины, Детского села и Казани, предложить Реввоенсоветам за разрешением на эвакуацию обращаться в Совет обороны».

На заседании Центрокварткома 24 апреля был рас-1 смотрен рапорт Витебского губкварткома по поводу занятия Полоцкой учительской семинарии под госпиталь и вопрос был решен положительно.

2 мая заслушали вопрос о предоставлении в распоря-1 жвние военно-санитарного управления в Москве помещений для развертывания максимального количества коек. Постановили обязать городскую комиссию предоставить в распоряжение военно-санитарного управления помещения школ не менее чем на 500—600 больничных коек, а также обследовать все помещения, которые ранее были заняты под госпитали, и в 7-дневный срок представить све дения в Центроквартком для передачи пригодных помещений в распоряжение военно-санитарного управления, выяснить вопрос о взможности передачи под госпиталь клиник Московского университета.

16 мая Центроквартком заслушал доклад Гана, который сообщил, что Наркомпрос обязался предоставить для надобностей военно-санитарного управления помещения в Москве на 3200 коек. Также был заслушан доклад С. С. Акопова о передаче Измайловского инвалидного дома 1-му инженерно-саперному батальону и утверждено постановление Московской окружной комиссии. Была создана особая комиссия, в состав которой был включен представитель горкварткома для выявления возможностей освобождения занятых лишних особняков и других помещений и зданий, а также изъятия из ведения военкома пришедших в негодность частных и других помещений и зданий, освобожденных последним для взятия на учет.

Постановлением Совета обороны от 12 мая бывшая канцелярия Центрокварткома была ликвидирована, а делопроизводство переведено в отдел необоронительных сооружений Главного военно-инженерного управления.

19 мая Совет обороны рассмотрел вопрос о порядке эвакуации и уничтожения имущества в Петрограде на случай его занятия белогвардейцами и поручил Л. В. Красину проект постановления сообщить по телеграфу или телефону в Комитет оборони Петрограда, с тем чтобы в суточный срок получить дополнения и изменения к предложенным Советом обороны мерам. Был также заслушай и утвержден доклад Э. М.. Склянского о сверхурочных и ночных работах по починке судов в Петрограде.

На заседании 2 июня была заслушана телеграмма И. В. Сталина, извещавшего о распоряжении военно-санитарного управления об эвакуации из Петрограда всего санитарного управления. Было принято постановление об отмене эвакуации из Петрограда, В. А. Аванесову поручено в недельный срок расследовать причины эвакуации, а И. В. Сталину телеграфно сообщить в Совет обороны о расследовании причины эвакуации и своем заключении.

6 июня был заслушан доклад В. А. Аванесова о причинах эвакуации санитарного управления из Петрограда. Воепыо-санитарному управлению было предложено в тех случаях, когда речь идет об эвакуации, немедленно связываться с военным ведомством, расследование ВЧК продолжить вновь заслушать В. А. Аванесова через две недели. На этом же заседании заслушали доклад В. А. Аванесова и М. Ф. Владимирского о штатах и деятельности отдела необоронительных сооружений и квартирного довольствия войск ГВИУ и предложили Главному начальнику снабжений созвать комиссию для объедининия всех учреждений, ведающих квартирным довольствием войск, а также для передачи функций Центральной комиссии по приисканию помещений Красной Армии отделу необоронительных сооружений ГВИУ РККА. В. А. Ава-несову поручили делегировать в комиссию представителя государственного контроля. Доклад В. А. Аванесова и Э. М. Склянского назначили через неделю.

18 июня Совет обороны заслушал доклад Л. Б. Красина по поводу эвакуации из Петрограда и предложил военному ведомству (ГАУ, ГВСУ, Главвоздухофлоту, Мор-веду), а также другим ведомствам, грузы которых вывозились из Петрограда Б порядке разгрузки, сообщить в трехдневный. срок гранспортно-материальному отделу (Трамоту) ВСНХ приемочные базы с указанием рода груза и количества могущих там быть принятым и разгруженным всего и в сутки.

20 июня Центроквартком заслушал доклад председателя Московского окрукварткома С. С. Акопова о плохом размещении сформированного автосанитарного отряда, который раскинут по разным помещениям, значительно удаленным друг от друга. Утверждено решение губкварткома и горкварткома о предоставлении помещений в. доме № 34 по Петроградскому шоссе автосанитарному отряду.

На заседании 25 июня Совет обороны рассмотрел вопрос об эвакуации населения из Кронштадта и предложил Главному управлению водного транспорта (Главоду), Военному комиссариату и Комиссариату по продовольствию (Компроду) организовать эвакуацию населения из Кронштадта в район Поволжья, между Самарой и Казанью3. Эта работа выполнялась также руководством Военно-Морских Сил — Ф. Ф. Раскольниковым, а затем А. В. Немитцем.

26 июня был рассмотрен вопрос о порядке разгрузки военных.учреждений в Петрограде и утвержден проект разгрузки Петрограда. Предложено всем наркомам и центральным учреждениям ВСИХ согласовать сроки и порядок разгрузки подведомственных им местных учреждений и комиссий Совета обороны под председательством А. Д. Нагловского. На заседании Центрокварткома 27 июня был заслушан вопрос об отказе Нижегородского губисполкома признать постановление Приволжского окрукварткома занять под госпитали Восточного фронта помещения Нижегородского отдела юстиции, которому предложено занять два великолепных здания, и предписано Нижегородскому губисполкому выполнить состоявшееся по этому делу постановление Приволжского окрукварткома под ответственность председателя губислолкома.

4 июля М. Ф. Владимирский огласил рапорт Саратовского губкварткома о сосредоточении в Саратове огромной массы польских частей, что ставит губквартком в тяжелое положение. Поэтому им возбуждено ходатайство о переводе из Саратова всех военно-учебных заведений с целью предоставления занимаемых ими помещении войскам или же о прекращении направления в Саратов воинских частей, так как Саратов не в состоянии справиться, с размещением в нем войск. Принято постановление: «…В силу обстоятельств, еызйанкых войной, оставлять все за-явления Саратовского губкварткома без рассмотрения»3. Предложено Приуральскому „окрукварткому взаимодействовать с заведующим квартирной частью штаба 2-й армии, с тем чтобы все случаи занятия помещений под нужды войск происходили а контакте с окрукварткомом.

Постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 18 июля была образована Всероссийская комиссия при Совете обороны в составе председателя В. А. Ава-несоза и членов: С. Д. .Маркова, Н. Б. Эйсмонта и СВ. Гро-мана. На комиссию возлагались обязанности установления районов и пунктов, подлежащих эвакуации, разгрузке или подготовке, утверждения плана эвакуации имущества учреждений и личного состава, общее руководство по проведению их в жизнь.

На заседании Совета обороны 23 июля было принято постановление о предоставлении помещений в доме № 14 по Басманной улице в Москве — НКПС, а помещения Александровского института — ВЧК- По докладу Э. М, Склянского о создании Комитета обороны в Петрограде под председательством Г. Е. Зиновьева был утвержден предложенный им проект постановления. 25 июля был заслушан доклад В. А. Аванесова об объединении всех учреждений, ведавших квартирным довольствием войск, и было достигнуто соглашение по этому вопросу.

25 июля Центроквартком принял постановление об извещении пулеметных курсов в Орле и местного исполкома о разрешении занять помещения Николаевской гимназии, подлежащей освобождению в течение трех дней, или помещения 8-й советской школы в течение двух недель с момента предъявления об этом требования пулеметными курсами.

1 августа Совет обороны обсуждал вопрос об эвакуации Царицына и постановил послать председателю Царицынского рупвода Чурсину за подписью В. И. Ленина телеграмму следующего содержания: «Совет рабоче-крестьянской обороны выражает благодарность председателю Царицынского рупвода Чурсину и сотрудникам Царицынского рупвода и райкомвода, а также всем судовым командам пароходов, баржей и дебаркадеров, которые выполнили эвакуацию в тяжелых условиях под обстрелом, оставаясь верными долгу службы, не считаясь ни с какими опасностями для своей жизни во имя общего блага для защиты Советской республики и дела пролетариата. Для возмещения убытков I-I различных ущербов указанным судовым командам выдать единовременное пособие в размере месячного жалозанья».

20 августа был заслушан доклад А. В. Луначарского об отпуске ассигнований в размере 7 млн руб. на устройство бараков для расквартирования в Великом Устюге войск. Решение вопроса было передано на срочное заключение комиссии финансового контроля и вынесения на обсуждение СНКД.

27 августа Совет обороны заслушал доклад Э. М. Склян-екого п принял постановление об объявлении на военном положении Рязанской, Тульской, Орловской, Воронежской, Тамбовской и Пензенской губерний. На этом же заседании был заслушан доклад В. И. Ленина об эвакуации Петрограда. В. А. Аванасову было поручено затребовать от эвакуационной комиссии Петрограда немедленного представления письменного доклада о том, сколько вывезено, сколько осталось имущества, подлежащего вывозу, и с какой быстротой идет эвакуация.

На заседании Центрокварткома 3 сентября был рассмотрен.вопрос о взаимоотношениях квартирных комиссий и ревкомов в прифронтовых районах. Принято постановление: «С момента включения известной местности в прифронтовой район все губкварткомы и окрукварткомы данной местности в вопросах предоставления помещений для Красной Армии.подчиняются местным ревкомам. Вне предела прифронтовых районов названные кварткомы действуют па основании приказа Реввоенсовета Республики 1919 г. № 186…» По докладу Гана об обследовании им вопроса по размещению в Малоярославце семи госпиталей и приемника, всего 2000 кроватей, был утвержден протокол комиссии и указано воеино-санитарному управлению на незаконность, допущенную малоярославским начальником эвакуационной комиссии, который самолично отдавал категорические приказании школам об очистке занимаемых ими помещений в течение 48 часов, и на необходимость в дальнейшем все вопросы о предоставлении помещений под госпитали решать исключительно через соответствующие квартирные комиссии.

5 сентября Совет обороны вновь рассмотрел вопрос об эвакуации Петрограда и принял постановление: «…а) поручить Д. И. Курскому установить виновных в сокращении вывоза в августе; б) потребовать от эвакуационной комиссии неукоснительно продолжать эвакуацию не менее 50 вагонов в сутки; в) список грузов, подлежащих вывозу с указанием порядка их очередности, поручить установить эвакуационной комиссии с приглашением специалистов от ведомств; г) поручить эвакуационной комиссии увеличить норму вывоза вагонов из Петрограда по мере возможности… е) поручить эвакуационной комиссии разработать план эвакуации Петрограда и Кронштадта».

12 сентября было утверждено постановление об удовлетворении всеми видами квартирного довольствия войск железнодорожной обороны4.

На заседании 15 сентября Центроквартком принял постановление о предоставлении епархиального училища управлению войск внутренней охраны и об оставлении за ними числившегося за ВЧК дома № 6 по Харитоньевскому переулку. Отделу Наркомпроса Московского Совета депутатов была предоставлена часть здания Александровского института, равная занимаемому в епархиальном училище, остальная часть предоставлена военно-санитарному управлению для госпиталей.

24 сентября, 1 и 10 октября Совет обороны заслушал доклады В. А. Аваыесова о разгрузке Петрограда и Кронштадта и поручил комиссии по эвакуации усилить эвакуацию из Петрограда и Кронштадта, доведя отправку д« 75 вагонов ежедневно. Был утвержден проект постановления, предложенный Э. М. Склянским, об установлении района военного положения.

На заседании Центрокварткома 11 октября был рассмотрен вопрос о массовой эвакуации в Москву воинских частей и учреждений и невозможности расквартирования их там. Принято постановление: «…В виду усилившегося спроса на помещения для воинских частей и учреждений и полного отсутствия в Центральном жилищном земельном отделе свободных помещений для этой цели просить Московский Совет депутатов принять в срочном порядке нижеследующие меры:

а). решить вопрос о выводе из Москвы гражданских учреждений, не связанных непосредственно с центром, находящимся в Москве. Что же касается помещений, занятых военным ведомством, то принять к сведению, что размещение в Москве строевых частей производится распоряжением Полевого штаба, а помещение для советских военных курсов должно предоставляться исключительно в Москве;

б) санкционировать право осмотра всех опечатанных торговых помещений Москвы в присутствии представителя административного отдела с целью выяснения пригодности таковых для занятия воинскими частями;

в) освободить через Центральный жилищно-земельный отдел часть из 36 общежитий, занятых постоянными со трудниками Москвы, путем уплотнения последних на ме стах или переселения в частные квартиры;

г) издать постановление, коим запретить отвод граж данским учреждениям дополнительных и новых помеще ний, распространив таковые на черту Китай-города;

д) передать все свободные помещения Наркомата со циального обеспечения, значащиеся в списке горкварткома, » распоряжение последнего».

На заседании Совета обороны 17 октября было заслушано постановление Президиума ВЦИК о том, что в связи с отсутствием И. Б. Сталина вместо него для присутствия в Совете рабочей и крестьянской обороны назначается В. А. Аванесов с правом решающего голоса.

Декретом ВЦИК Советов от 24 октября «О революционных комитетах прифронтовой полосы (на расстоянии 25—30 верст от линии фронта)» предусматривалось содействие военной власти по проведению мобилизации и расквартированию воинских частей.

24 октября вновь были заслушаны доклады Л. Б. Красина и В. А. Аванесоза о ходе эвакуации Петрограда и Кронштадта и обезвреживании предприятии, после чего эвакуационной комиссии было поручено усилить разгрузку Петрограда- и Кронштадта и представлять в Совет обороны еженедельные итоги эвакуации.

На заседании Центроквэрткома 4 ноября был рассмотрен вопрос о необходимости развернуть 50 420 эвакуационных коек Республике и телеграфом предписано всем окрукварткомам отвести необходимое количество помещений для возможности развернуть эвакуационные койки в количестве и пунктах, указанных в ведомости военно-санитарного управления.

Постановлением Совета обороны «О мерах борьбы с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах» от 5 ноября было воспрещено на четыре недели частное пассажирское движение по железнодорожным линиям: Самара — Оренбург — Ташкент; Самара — Уфа — Челябинск; Челябинск — Пермь; Москва — Инза; Инза — Самара; Инза — Симбирск и Ряжск — Сызрань включительно; предложено Главному управлению по "топливу и местным отделам топлива производить снабжение лечебных и санитарных учреждений, в том числе и бань, прачечных и дезинфекционных камер, дровами и другими видами топлива в первую очередь; НКПС оказывать самое широкое содействие врачебно-санитарным органам Наркомздрава по открытию, оборудованию, содержанию изоляционно-пропускных и врачебно-питательных пунктов на линии железных дорог путем предоставления помещений, технического ремонта, снабжения водой и.проч.; НКВД немедленно принять меры к открытию привокзальных помещений, особенно в крупных узловых пунктах, особых помещений для ожидающих пассажиров с передачей санитарного надзора за ними местным губернским и городским отделам здравоохранения и их санитарным органам с отнесением расходов’ на эпидемический кредит Наркомздрава; Главному военно-инженерному управлению РККА производить ремонт военно-лечебных зданий вне очереди.

10 ноября Центроквартком поручил горкварткому до 11 ноября отвести штабу Московской стрелковой дивизии помещение в доме № 43/46 по 1-й Мещанской улице. Утвердил постановление окрукварткома об отводе 1-му Московскому флотскому полуэкипажу дома № 56 по Б. Никитской улице, занятого Центральным статистическим управлением, предложил уплотниться статистическим курсам в помещении статистического управления.

Постановлением Совета обороны от 6 декабря в целях предупреждения эпидемических заболеваний на железных дорогах Республики была объявлена «неделя очистки» на всех сетях железных дорог Республики для приведения в санитарное состояние подвижного пассажирского состава, путей, вагонов и других железнодорожных помещений.

17 декабря Совет обороны принял к сведению сообщение В. А. Аванесова о подписании постановления о прекращении разгрузки Петрограда.

24 декабря был заслушан доклад Н. А. Семашко по телеграмме М. С. Кедрова о занятии здания управления Омской железной дороги и предложено Сибирскому ревкому предоставить три зтажа здания управления железной дороги в Омске под лазарет для тифозных больных согласно постановлению Сибирского реввоенсовета, областного комитета партии и Всероссийской санитарной комиссии.

На заседании Центрокварткома 10 января 1920 г. было удовлетворено ходатайство командира 2-го Московского полкового округа Шугаева и коменданта того же округа Семенова о предоставлении им домов № 17 и 25 по Тверскому бульвару.

В апреле 1920 г. в связи с улучшением военной обстановки Совет рабочей и крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО). На заседаниях СТО также продолжались рассматриваться вопросы, касавшиеся расквартирования войск.

Таким образом, в годы гражданской войны Совет рабочей и крестьянской обороны ‘ под председательством В. И. Ленина на своих заседаниях постоянно рассматривал вопросы расквартирования войск, размещения госпиталей, эвакуации населения и имущества.

Основным исполнительным органом Совета обороны была Центральная комиссия по приисканию и распределению помещений для Красной Армии. Этим также занимались эвакуационные комиссии, Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии, Малый Совнарком и др.

Совет обороны проводил свои заседания регулярно, два раза в неделю, а если требовалось по создавшейся обстановке, то и ежедневно. Отличительной особенностью всех заседаний Совета обороны было то, что за все порученные задания отвечали конкретные лица, которые на следующих заседаниях выступали в установленный срок с докладом об исполнении порученных им заданий. Если при выполнении работ комиссиями им что-либо мешало, то ответственные лица вносили этот вопрос в повестку дня Совета обороны для оказания соответствующей помощи. Все это помогало быстро и оперативно решать вопросы по расквартированию войск и обеспечению их квартирным довольствием.

Совет обороны), чрезвычайный высший орган РСФСР, создан в ноябре 1918, действовал в условиях Гражданской войны, обладал всей полнотой полномочии в деле мобилизации сил и средств на военные нужды. В апреле 1920 преобразован в Совет Труда и Обороны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

(Совет обороны) - чрезвычайный орган Советского государства, образованный постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 г. в период Гражданской войны в России в 1918-1922 г. Состав Совета обороны: пред. - В. И. Ленин, от ВЦИК - И. В. Сталин, от РВСР - Л. Д. Троцкий, от Чрезвычайного комиссариата снабжения Красной Армии - Л. Б. Красин, от Наркомата путей сообщения - В. И. Невский, от Наркомата продовольствия - Н. П. Брюханов, от Всероссийского совета профсоюзов - Г. Н. Мельничанский, несколько позже от ВСНХ - В. П. Милютин и от Главкомтруда - С. С. Данилов. Деятельность Совета обороны охватывала все вопросы, касавшиеся укрепления боеспособности Красной Армии, ее пополнения и объединения усилий фронтов; направлял работу всех советских, хозяйственных, военных и общественных организаций; оперативно решал задачи перестройки на военный лад промышленности, транспорта, продовольственного дела, культурной жизни. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны.

История и деятельность [ | ]

В годы Гражданской войны и военной интервенции в Советской России параллельно с конституционными (Всероссийский съезд Советов , ВЦИК РСФСР , СНК РСФСР , местные Советы и их исполкомы) создавались чрезвычайные высшие и местные органы власти. Совет рабочей и крестьянской обороны был образован во исполнение .

Совет обороны являлся главным чрезвычайным военно-хозяйственным и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета была поставлена деятельность Реввоенсовета и других военных органов.

Председателем Совета обороны был назначен В. И. Ленин , как председатель СНК РСФСР. Кроме него в состав Совета вошли: Председатель Реввоенсовета Республики Л. Д. Троцкий , нарком путей сообщения В. И. Невский , заместитель наркома продовольствия Н. П. Брюханов , Председатель Чрезвычайной комиссии по производству предметов снабжения (позднее - Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии) Л. Б. Красин и представитель ВЦИК И. В. Сталин . Секретарём Совета была назначена секретарь СНК Л. А. Фотиева .

Главной особенностью чрезвычайного органа Гражданской войны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы, а выполнял, в первую очередь, координирующие функции. В частности, взаимоотношения Совета обороны и СНК определялись вхождением всех членов первого в состав второго и общим председательством. Благодаря этому Совет стал фактически постоянным военно-хозяйственным комитетом рабоче-крестьянского правительства.

«Совету принадлежит согласование и усиление деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства»

В своей работе Совет опирался на институт чрезвычайных уполномоченных. Постановления Совета обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан.

Одно из Постановлений Совета рабочей и крестьянской обороны.

Деятельность Совета, в основном, касалась тем, связанных с войной, таких как борьба с дезертирством, организация мобилизации, Всевобуча и т. д. Перед Советом были поставлены задачи повсеместного повышения производительности труда для снабжения армии, обеспечения продовольствием армии, флота, Москвы, Петрограда и других промышленных центров, бесперебойной работы продовольственных и транспортных органов, установления военной дисциплины в армии, на флоте, продовольственной и транспортной сферах. Одним из важнейших направлений являлось законодательное обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата, полное и своевременное выполнение местными органами власти директив высшего руководства. С целью решения поставленных задач при Совете создавались и действовали соответствующие комитеты и комиссии.

Так, в конце декабря 1918 года для непосредственного осуществления мер по борьбе с дезертирством учреждалась Центральная временная комиссия в составе представителей Всероссийского Главного штаба, Всероссийского бюро военных комиссаров и Народного комиссариата внутренних дел. В принятых Советом постановлениях «О дезертирстве», «О мерах борьбы с дезертирством» и «О мерах к искоренению дезертирства» оно приравнивалось к предательству и квалифицировалось как одно из самых тяжких и позорных преступлений.

В условиях войны ключевым являлся вопрос сохранения и пополнения численности войск. Попытки основать многомиллионную РККА на добровольных началах под лозунгом «Социалистическое Отечество в опасности!» оказались безуспешными, необходимо было осуществлять быстрый переход к мобилизации. Исходя из этой необходимости 29 мая 1918 года на основании Постановления ВЦИК «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию» был начат призыв в Красную армию. Получив соответствующие полномочия, Совет обороны 12 мая 1919 года принял Постановление «О призыве на военную службу солдат расформированной старой армии, возвратившихся или возвращающихся из плена». Тем же целям служили Постановления Совета рабочей и крестьянской обороны «О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1901 г.», «О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1888, 1887 и 1886 гг.», «О явке к призыву лиц, скрывающих своё бывшее офицерское звание» и другие. Все уклонившиеся от призыва и лица, их укрывающие, подлежали суровой ответственности на основании законов военно-революционного времени.

В результате, если в середине 1918 года в Красной армии находилось под ружьём 378 тысяч человек, к концу года - 1700 тысяч, то к концу 1919 года в ней насчитывалось 4400 тысяч человек, а в 1920 году - уже 5300 тысяч

Безусловно необходимой в условиях массового военного призыва являлась система обязательной военной подготовки граждан - Всевобуч (всеобщее военное обучение). Решение о её создании было принято в марте 1918 года VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству». С целью уточнения положений Декрета 24 сентября 1919 года Совет обороны принял Постановление «Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся».

Под общим руководством возглавляемой Л. Б. Красиным комиссии по снабжению во второй половине 1918 года Красная Армия получила от органов снабжения за счёт запасов старой армии и нового производства свыше 2 тыс. орудий, около 4,5 млн снарядов, 8 тыс. пулемётов, свыше 900 тыс. винтовок, более 500 млн патронов, 75,5 тыс. револьверов, свыше 1,5 млн револьверных патронов, около 1 млн ручных гранат .

При Совете обороны помимо упомянутых выше действовали Особый комитет по проведению военного положения на железных дорогах республики, Центральная комиссия по приисканию и распределению помещений для Красной армии и другие.

В целях обеспечения эффективного функционирования государственного аппарата, полного и своевременного выполнения местными органами власти директив высшего руководства 8 декабря 1918 года Совет принял Постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». В обязанность областным и местным Советским учреждениям вменялось исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно. Чрезмерно разросшуюся ведомственную переписку и тормозящую работу канцелярскую волокиту в центре и на местах было предписано пресечь в корне. Распоряжения центральной власти следовало исполнять быстро, без промедления, заменяя переписку переговорами по телефону, деловые бумаги телефонограммами, обязательно проверяя исполнение каждого предписания, каждого распоряжения. Нарушители Постановления привлекались к ответственности по всей строгости революционных законов .

Через деятельность Совета в числе прочих решались проблемы областничества, произвольных арестов на местах и т. п. Так, 14 декабря 1918 года было принято Постановление «О производимых Всероссийской чрезвычайной комиссией арестах ответственных служащих и специалистов». ВЧК и её местным органам предписывалось предварительно извещать соответствующее ведомство относительно своих постановлений об арестах ответственных работников Советских учреждений, а также всех специалистов, инженеров и техников, занятых в промышленных предприятиях и на железных дорогах. Не позднее 48 часов после ареста следовало извещать о нём соответствующее учреждение, сообщая также о существе предъявленного арестованному обвинения. Освобождение из-под ареста было возможно в случае представления письменного поручительства народными комиссариатами, городскими и губернскими комитетами РКП(б), губернскими и городскими Советами депутатов, а также профессиональными союзами .

Начавшаяся в годы Первой мировой войны и Временного правительства разруха народного хозяйства в первые месяцы Советской власти ещё более усугубилась. Для облегчения переживаемого страной топливного кризиса Совет обороны 19 ноября 1919 года принял Постановление «О натуральной, трудовой и гужевой повинности». Трудовой повинности по заготовке, погрузке и выгрузке топлива подлежали все граждане мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет, кроме явно неспособных к труду, и лица женского пола от 18 до 40 лет. Оплата труда привлеченных к выполнению трудовой повинности производилась по тарифу соответствующих профсоюзов .

С начала 1920 года в связи с улучшением военной обстановки в стране на первый план выдвинулись вопросы восстановления экономики и перевода её на мирные рельсы, что соответственно отразилось и в названии Совета рабочей и крестьянской обороны. 7 апреля 1920 года он был переименован в Совет обороны и труда, а 14 апреля - в Совет труда и обороны, что, однако, не сопровождалось какой-либо реорганизацией данного органа. И лишь после VIII Всероссийского съезда Советов (22-29 декабря 1920 года) Совет труда и обороны (СТО) юридически оформился как комиссия Совнаркома РСФСР .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

Ссылки [ | ]

Республиканские органы † Местные органы