Социальные последствия научно-технической революции. Влияние научно-технической революции на мировую экономику

Научно-техническая революция (НТР) есть объективная реальность нашего времени, которая оказывает большое влияние на нравственное сознание и поведение личности. Способствуют ли научно-техническая революция и ее социальные последствия нравственному прогрессу личности или ведут к ее регрессу? Каков механизм взаимодействия НTP и нравственных позиций личности? В каких случаях положительное влияние научно-технической революции на нравственность может перерастать в отрицательное? Только уяснив эти вопросы, можно понять и особенности нравственного воспитания в современных условиях.

В целом научно-техническая революция несет в себе богатые возможности для нравственного развития людей. Но эти возможности в полной мере могут проявиться и проявляются лишь в социалистическом обществе. Только здесь существуют объективные условия для того, чтобы растущая потребность общества в формировании у всех людей высоких нравственных качеств не вступала в острое противоречие с реальными процессами развития личности. При социализме научно-технический прогресс является необходимым условием и основой социального прогресса, в ходе которого создаются новые возможности всестороннего, в том числе и морального, развития личности.

Социальные последствия НТР - облегчение условий труда и быта, включение творческих элементов во все новые и новые виды трудовых операций, рост материальной обеспеченности, свободного времени, образования и культуры - осуществляются на основе социалистических производственных отношений, соответствующей им политической надстройки, марксистско-ленинской идеологии и коммунистической морали.

Вместе с тем было бы неправильно полагать, что перечисленные выше факторы находят в нравственной жизни нашего общества однозначное отражение, что они автоматически ведут за собой пропорциональные сдвиги в нравственном развитии личности. Влияние НТР на формирование моральных качеств не всегда и не при всех условиях и не для всех индивидов одинаково. Здесь могут быть и противоречия неантагонистического характера. Нравственные последствия НТР и вносимые ею в социальную жизнь перемены на уровне индивида имеют свою специфику. В отношении того или иного конкретного человека эти последствия могут значительно отличаться от тех, которые типичны для общества в целом.

Формирование морального облика личности - процесс, детерминированный не только наиболее общими социальными отношениями и условиями, но и особенностями микросреды, включая групповое сознание, индивидуальный опыт. При этом все факторы, влияющие на личность, образуют систему, в которой значение каждого отдельного элемента зависит не столько от нее самой, сколько от системы в целом.

Система детерминант, определяя направленность поведения человека, вбирает в себя и порожденные НТР изменения социальной жизни. Она трансформирует, а иногда и деформирует реальное влияние отдельных сторон НТР на психологию, духовный облик личности. Важно подчеркнуть, что большинство прямо или косвенно связанных с НТР изменений социальной жизни могут выступать как условиями положительного нравственного развития личности, так и быть в этом отношении нейтральными и даже порождать отрицательные тенденции.

Сложный, отнюдь не однозначно положительный характер влияния НТР и ее социальных последствий на личность предъявляет новые, повышенные требования к идеологической, воспитательной работе. Эта работа в современных условиях предполагает обязательный учет и новых требований, предъявляемых НТР к моральному облику людей, и новых порождаемых ею условий формирования личности, возможность определенных коллизий и противоречий в этом процессе.

Анализируя работы, посвященные влиянию научно-технической революции на личность, нетрудно заметить, что многие авторы, справедливо заявляя о многообразии социальных явлений, объединенных под общим названием НТР, сосредоточивают затем свое внимание преимущественно на одной стороне исследуемой темы. «Революционное ускорение технического прогресса», «Наука как непосредственная производительная сила» - чаще всего именно эти проблемы подробно рассматриваются при анализе сущности НТР. Неудивительно, что при таком подходе к НТР ее влияние на личность связывается лишь с повышением уровня образования, квалификации, научной подготовки, углублением специализации и т.п. Влияние НТР на собственно моральные позиции и качества личности (ее отношение к обществу, к другим людям) не выделяется как объект специального анализа. Более того, высокие нравственные качества рассматриваются некоторыми авторами как автоматическое следствие роста образованности, расширения видов деятельности, связанных с наукой и новой техникой.

Для некоторых работ, посвященных специально этическим аспектам НТР, характерна другая крайность. В центре внимания их авторов оказывается один вопрос: моральная ответственность людей, и прежде всего ученых, за применение достижений научно-технического прогресса. При всей важности этого вопроса нельзя забывать, что он выражает лишь один аспект проолемы влияния НТР на нравственную жизнь общества.

Думается, что настало время для более широкого и в то же время более детального анализа всей системы связанных с НТР детерминант, определяющих нравственное поведение личности. Необходимым условием такого анализа является преодоление взгляда, сводящего НТР к некоторому числу важнейших научных открытий и технических достижений. Современная научно-техническая революция как фактор, влияющий на сферу морали, должна рассматриваться в широком плане в виде совокупности происходящих в современную эпоху коренных изменений во всей системе производительных сил общества и в единстве с теми последствиями, которые эти изменения в производство имеют для самых различных сторон социальной жизни.

Перепороты в науке и технике сими по себе не делают людей ни более добрыми, ни более злыми, ни нравственными, ни безнравственными. Научные открытия, технические изобретения влияют на реальные процессы нравственной жизни в основном через изменения, вносимые в условия жизни людей. Наиболее важное значение здесь могут иметь такие социальные последствия НТР, как рост материального потребления, количество свободного времени, изменение содержания и характера труда, межличностных связей, повышенно уровня образования и культуры, все более широкое распространение новых технических средств коммуникации. Влияние всех этих факторов на моральный облик человека опосредствуется изменениями в психологии людей, в структуре интересов и потребностей, в уровне духовного развития, в способе мышления и т. п.

НТР меняет ритм, стиль жизни, вносит коренные преобразования в системы информации, содействует появлению и развитию новых личных и общественных потребностей и интересов.

Многогранность НТР и ее социальных последствий, имеющих важное значение для сферы морали, обусловливает необходимость последовательного применения такого методологического принципа, как выделение разных уровней и сторон воздействия НТР на сознание и поведение личности, на нравственную практику. Этот аспект проблемы может рассматриваться под двумя углами зрения. Можно и нужно выделять, например, объективное влияние на мораль различных, связанных с НТР социальных процессов: научных открытий, изменений в технике и характере труда, а также воздействие происходящего в связи с этим роста материального благосостояния, образования и т. д.

Не менее важен аспект расчлененного анализа системы «НТР - моральный облик личности». Он предусматривает исследование влияния тех или иных порожденных НТР социальных факторов на разные стороны психологии личности, определяющих нравственное (или противоположное ему) поведение. В самом процессе воздействия НТР на личность молено выделить и исследовать такие моменты, как изменение соотношения рационального и эмоционального в мотивах нравственного поведения, особенности усвоения моральных требований (роль авторитета, степень скептицизма в этом процессе), особенности психологического склада личности, отдельных черт ее характера, специфики межличностных отношений, возможности развития способностей к нравственному самоконтролю и многое другое.

Те или иные уровни взаимодействия компонентов в системе «НТР - личность» в самом общем виде закономерны для общества в целом. В то же время различные социально-демографические группы могут иметь свои особенности, свою «реакцию» на НТР. Теория и практика нравственного воспитания должны в полной мере учитывать как общие закономерности воздействия НТР на сферу морали, так и своеобразие их проявления в тех или иных социально-демографических группах.

Изначальной основой всей системы влияний НТР на личность являются революционные преобразования в науке и технике. Естественно, что все эти преобразования во многом сами являются следствиями сложных общественных процессов.

В данном случае рассматривается техническая сторона НТР в ее снятом виде.

НТР предъявляет ряд непосредственных требований к людям. Она диктует необходимость высокого образования, квалификации, широкого научного кругозора и одновременно узкой специализации, определенных психофизических качеств, в том числе и нравственных.

Структурно-функциональный анализ проблемы влияния НТР на человека требует рассмотрения этого влияния в соотнесенности с разными сторонами его духовного облика.

Изменения в технике производства непосредственно связаны в личностном плане прежде всего с ростом образованности, уровнем научных знаний, определенными изменениями в способе мышления и некоторых ценностных ориентациях. Сейчас в сознании многих людей особенно возрастает значение таких ценностей, как творчество, способность к новаторству, к самостоятельности суждений по самым различным вопросам. Все эти качества, непосредственно формируемые под влиянием НТР, оцениваются положительно коммунистической моралью, являются компонентами нашего идеала всесторонне развитой личности.

Содержание моральных принципов и идеалов, общественных требований к поведению личности в ходе НТР не остается неизменным. Нравственные отношения изменяются и усложняются точно так лее, как изменяются под влиянием научно-технической революции и другие социальные образования. Научно-техническая революция и ее социальные последствия требуют новых норм, а также конкретизации уже сложившихся. Так, на Всемирном философском конгрессе в Варне выдвигалось предложение четко сформулировать нормы, требующие бережного отношения человека к природе. Примером конкретизации общего нравственного принципа (гуманности) является, например, осуждение совестью народов оружия массового уничтожения.

Изменения, вносимые НТР в социальную жизнь, ведут и к тому, что повышается в оптимальной структуре личности значение таких качеств, как активность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение видеть и поддерживать новое. Но эти качества только тогда имеют социальную (и следовательно, моральную) ценность, когда у личности сформировано главное для морального поведения - способность и готовность сочетать личные интересы с общественными на основе признания приоритета общественных интересов.

Системный анализ проблемы влияния НТР на духовный облик личности приводит к необходимости пристального внимания к вопросам ее воздействия на собственно моральные мотивы и качества людей. Этот вопрос имеет две стороны влияния изменений в технике: на объективные потребности общества в тех или иных моральных качествах и на процесс реального формирования этих качеств. В первом случае изменения в технике производства тесно связаны с соответствующими изменениями в сфере морали. Такие требования НТР к личности, как повышение уровня самодисциплины, особое значение чувства ответственности и т. д., исходят из самой сущности научно-технической революции. Для НТР свойственно изменение в производительных силах, характеризующихся на современном этапе дальнейшим развитием крупного машинного производства, специализацией и кооперацией производственных усилий, усложнением хозяйственных связей и т. д.

Все эти процессы ведут к тому, что зависимость нормального функционирования той или иной хозяйственной единицы (в масштабе завода, фабрики, отрасли, экономического района и даже страны) от каждого отдельного звена (предприятия, цеха, бригады и в конечном счете отдельного человека) постоянно увеличивается. Соответственно возрастает значение моральных качеств каждого работника производства, его дисциплины, организованности, ответственности за свой участок работы, степени осознания им своего общественного долга. Крупное машинное производство, современный транспорт, средства связи могут нормально функционировать лишь при высокой дисциплине и организованности работников производства. Чувство ответственности, самодисциплина в настоящее время все чаще выступают как прямые, необходимейшие условия профессиональной подготовки, как ее составная часть.

Новая техника требует особой заинтересованности в формировании у работников высоких моральных качеств. Эта потребность и заинтересованность непосредственно и наиболее полно отражаются в общественном сознании на уровне идеологии. Но для реального изменения моральных характеристик людей, занятых в сфере новой техники, этого недостаточно. Необходимо выражение общественной потребности и идеологических представлений в категориях индивидуального сознания, в психологической форме.

Основой современного производства является крупная машинная индустрия, которая, как известно, способствует формированию у работников чувства коллективизма. Одновременно по мере научно-технического прогресса относительно растет и число рабочих мест, связанных по преимуществу с индивидуальными, а не коллективными трудовыми усилиями и операциями. Эти изменения условий труда, как показывают социологические исследования, могут в случае недостаточной идеологической, воспитательной работы порождать индивидуалистические тенденции в психологии отдельных работников.

Не лишены противоречий и некоторые другие изменения, вносимые НTP в условия труда все большего числа работников. В целом эти изменения в условиях социализма, безусловно, благоприятны для духовного развития людей, для нравственного воспитания. Так, НТР меняет характер труда. В наиболее обобщенном виде это находит свое выражение в изменении распределения работы между человеком и машиной. Эти изменения в технике производства и соответственно в условиях труда в социалистическом обществе оказывают огромное положительное влияние на сферу морали.

Бурное развитие науки и техники привело к тому, что в содержании труда многих рабочих профессий возрос объем инженерных и интеллектуальных функций. Сложный характер изменений условий труда на современном этапе научно-технического прогресса ставит и соответствующие задачи в практической воспитательной работе. Пробуждая стремление к творчеству в широком смысле этого слова, необходимо развивать способность находить удовлетворение своих творческих потребностей в любой общественно-полезной деятельности. Опыт показывает, что при хорошо поставленной организации труда, при учете социально-психологических, нравственных особенностей людей можно добиться положительных результатов в этом направлении.

Анализ влияния НТР на процесс формирования нравственной личности включает исследование многообразных изменений, вносимых НТР в психологию личности. Духовный мир личности представляет собой единое целое. Поэтому изменения одних его сторон, не относящихся к собственно моральному сознанию, могут существенно влиять на формирование последнего, так же как и на характер нравственного поведения.

Отличительная черта НТР состоит в том, что научные знания превращаются в важнейший фактор общественного производства. Характерно, что улсе сегодня в нашей стране за счет повышения образования и роста квалификации создается значительная доля прироста национального дохода. С развитием образования неразрывно связана и реализация коммунистического идеала личности.

Все это в единстве с некоторыми другими последствиями влияния НТР на психологию людей является той базой, на основе которой складывается целый ряд специфических черт духовного облика личности. Причем в применении к тому или иному конкретному человеку положительное и отрицательное в этом процессе нередко бывает тесно связано друг с другом.

Анализ ценностных ориентаций советских людей показывает, что образование как жизненная ценность выходит на одно из первых мест. Это явление отмечают многие социологи, публицисты, идеологические работники.

Повышение значения стремления к образованию на шкале ценностных ориентации: личности - положительная тенденция в ее развитии. Но социальная, и особенно нравственная, ценность такого стремления может быть различна в зависимости от того, какие конкретные мотивы лежат в его основе. В некоторых случаях образование рассматривается отдельными людьми как самоцель или исключительно в плане возможностей большого заработка, получения «престижной» профессии. В этих случаях ценностные ориентации личности приобретают одностороннюю и даже ущербную в моральном отношении направленность. Учет этого - важная задача нравственного воспитания.

Теория и практика нравственного воспитания должны в полной мере учитывать и возможность противоречивых влияний на психологию личности бурных темпов научно-технического прогресса. Научные и технические открытия в наши дни зачастую являются результатом коренной ломки сложившихся ранее представлений. Этот процесс, осознаваясь людьми, способствует формированию у них стремления к самостоятельному аналитическому подходу в освоении мира. Соответственно повышаются их требования к аргументированности научных и общественно-политических положений, норм поведения, формулируемых в идеологической и воспитательной работе.

Требовательность к всестороннему доказательству какого-либо положения, в том числе и нравственных норм, желание самому постигнуть его истинность есть положительный момент в характеристике личности. Но это стремление может перерасти и в отрицательные качества, прежде всего в огульный скептицизм и в определенное падение уважения к авторитету вообще, если в идеологической работе не будет учитываться данная особенность духовного мира современного человека.

Самого пристального внимания в нравственном воспитании требует и проблема соотношения рационального и эмоционального. В настоящее время нельзя вести эффективно идеологическую работу, не имея об этом достаточно ясного представления.

В нравственной регуляции поведения индивидов важное значение приобретает воспитание чувств. Буржуазная наука неоднократно выдвигала концепции, утверждающие, что научно-технический прогресс ведет к уменьшению роли моральных чувств в поведении человека, а в будущем они могут исчезнуть вообще. Однако нет никаких оснований считать, что научно-техиический прогресс враждебен моральным чувствам, хотя его влияние противоречиво. НТР непосредственно актуализирует многие факторы, направленные на развитие логического мышления (информационный «взрыв», большая мера абстрактности получаемой информации, «интеллектуализация» профессионального состава населения по характеру труда, образование, продолжающееся фактически всю жизнь, широкое распространение научных знаний, естественнонаучное и техническое образование). Все эти факторы активно способствуют «рационализации» морального сознания личности.

Вместо с тем научно-технический прогресс и его социальные последствия не могут в такой же мере влиять на развитие эмоциональной стороны морального сознания. Отсюда возможность противоречий в человеческой психологии и: поведении, необходимость постоянного учета возможной диспропорции рационального и эмоционального в практике нравственного воспитания.

Развитие способности индивида к логическому мышлению не должно осуществляться за счет таких нравственных чувств, как чувство сопричастности своему классу, народу, любви к Родине, способность «сопереживать» другому человеку, сочувствовать ему, способность к сильным страстям. Идеал марксизма - человек с всесторонней и гармоничной психикой, высокоразвитым интеллектом и богатыми чувствами.

Задача формирования у каждого индивида нравственных чувств тем более значима, что без них «рациональный» тип мышления легко перерождается в узкопрактический, эгоистический. Одним из важнейших средств воспитания нравственных чувств являются искусство и гуманитарное просвещение. НТР создает в этом отношении благоприятные возможности: развитие техники кино, телевидения, радио, тиражирование произведений литературного и изобразительного искусства.

Для НТР свойственно сближение материальной и духовной культур, естественных, технических и гуманитарных наук. Появились новые сферы творческой деятельности, которые уже нельзя механически отнести только к материальной или только к духовной культуре (например, дизайн - художественное конструирование в промышленности). Этика, философия занимают все более важное место в естествознании, возрастает роль эстетического начала в науке и технике. Математика, кибернетика находят широкое применение в гуманитарных науках и далее в искусстве. На стыке естественных и гуманитарных наук возникли новые области знания: математическая лингвистика, эконометрия и др.

Неразрывно связанный с НТР рост научных знаний, образовательного уровня людей, их интеллектуальных качеств ставит перед теорией и практикой нравственного воспитания и такой вопрос: находятся ли уровень образованности людей, их интеллектуальные характеристики и моральное поведение в прямой, однозначной зависимости или их связь сложна, опосредствована многими другими факторами? Этот вопрос издавна был предметом внимания в философии и педагогике. Его современная постановка требует дифференцированного подхода к раскрытию влияния уровня образования и его компонентов на разные стороны морального сознания личности и ее поведение. Так, не вызывает сомнения положительное влияние роста уровня образования в целом на соблюдение людьми элементарных правил общежития, на сокращение таких отрицательных явлений, как хулиганство, алкоголизм. Эта закономерность подтверждается статистическими данными.

Не вызывает сомнения и то, что определенная сумма знаний - необходимое условие некоторых видов моральной деятельности, т. е. «чтобы что-то делать, надо знать, что и как делать». При этом нельзя, однако, забывать, что нравственное поведение зависит не только от знания моральных требований, от чисто деловых качеств личности, но прежде всего и от отношения к общественным интересам, от моральной воспитанности. Кроме того, роль в формировании моральных качеств личности, политического просвещения, гуманитарного образования, естественнонаучных и профессионально-технических знаний, неодинакова, а нравственные качества развиваются на основе факторов, далеко выходящих за пределы любой суммы знаний, образования вообще.

Образование, безусловно, благоприятно для формирования высоких моральных качеств, но оно в большой степени зависит от индивидуального опыта личности в целом, от всей совокупности условий ее жизни и воспитания в самом широком смысле. В зависимости от характера и содержания этих последних факторов при одном и том же уровне образования и интеллектуального развития, при одних и тех же знаниях о мире личность может характеризоваться различными, иногда противоположными, нравственными качествами.

Интеллектуальные и моральные качества - это разные характеристики системы индивидуального сознания, которые предполагают гармонию всех входящих элементов. Формирование же каждого из них зависит от многих факторов. Поэтому между интеллектуальными и теми или другими качествами индивида могут возникать отдельные несоответствия и противоречия. И если, например, у того или иного индивида отсутствует готовность подчинять в случае необходимости личный интерес общественному или же отсутствует любовь к людям, доброта и т. п., то этот недостаток не может восполнить даже самое высокое развитие интеллектуальных способностей. Более того, в подобном случае они становятся часто орудием достижения эгоистических целей.

Возможность противоречий интеллектуального и морального известна людям на основе собственного практического опыта. При этом, как показывают исследования, большинство склонно исходить в своей оценке из приоритета нравственных характеристик над интеллектуальными и чисто деловыми.

Отметим еще некоторые особенности нравственного воспитания в условиях НТР.

Рост численности людей, живущих в городах, особенно крупных, сокращение числа сельских жителей вносят очень существенные изменения в систему механизмов социального контроля за поведением индивидов, следовательно, ставят новые задачи перед воспитанием.

Основным, наиболее важным и перспективным для коммунистической морали, наиболее соответствующим ее духу методом регулирования поведения человека является превращение высоких нравственных ценностей в собственные убеждения личности. В то же время важное значение имеет и опора морали на позиции и действия масс людей, которые выступают как своеобразный гарант общественных нравственных требований. Тем более важное значение в механизмах нравственной регуляции имеет социальный контроль за поведением.

Возможности и эффективность такого контроля в деревне и в городах, особенно крупных, неодинаковы. Если в деревне, небольшом городке социальный контроль осуществляется всеми жителями, так как все знают друг друга, то в средних и больших городах положение принципиально иное. Люди здесь в основном незнакомы друг с другом. Урбанизация приводит к тому, что возможности непосредственного нравственного контроля над поведением личности уменьшаются.

О важности непосредственного социального контроля на современном этапе и тех коллизиях, к которым может вести его ослабление, говорят такие факты. Подмечено, что большинство социальных эксцессов происходит в сфере досуга, там, где отсутствуют сплоченные коллективы, где затруднен непосредственный контроль общественности.

Конечно, это не означает, что урбанизация - явление сугубо отрицательное для сферы морали. Городские условия труда и быта при их долговременном воздействии на личность в условиях социализма - фактор, благоприятствующий нравственному развитию личности. Он содействует выработке у нее наиболее высокой и прогрессивной формы социального самоконтроля, основанного на осознании социального значения нравственных требований и их добровольном соблюдении. Таким образом, коллизии, вносимые в нравственную жизнь личности происходящими в ходе урбанизации изменениями системы социального контроля, носят временный характер. Регуляция нравственного поведения, основанная на сознании индивидом того, что каждый его шаг контролируется другими людьми, у него уже исчезла, а новая, более высокая и сложная детерминация мотивов поведения еще не сложилась.

Временный характер коллизий, порождаемых процессом урбанизации, не означает, конечно, что их разрешение должно идти самотеком. Необходимо стремиться, насколько это возможно, укрепить систему непосредственного социального контроля в городе. Особо важное значение имеют меры, направленные на то, чтобы использовать для укрепления нравственного влияния общества на личность неформальные группы, и прежде всего объединение людей по интересам в целях совместного проведения досуга.

Важные изменения в условия и задачи нравственного воспитания вносит рост свободного времени. Свободное время, по выражению К. Маркса, открывает «простор для свободной деятельности и развития» Но положительное влияние на личность рост свободного времени может оказывать лишь при условии его правильного использования.

Особенно большое значение для нравственного развития личности имеет содержание деятельности в свободное время. Известно, что пустое времяпрепровождение, не говоря уже об антисоциальном использовании свободного времени, отрицательно влияет на нравственное развитие.

Столь важной поэтому является проблема воспитания у всех людей, и особенно у молодежи, умения и желания правильно организовать свой Отдых.

Особое место в связи с нравственными проблемами свободного времени занимает вопрос соотношения потребительских и творческих элементов в досуге. Наиболее ценными для формирования положительных качеств личности являются виды деятельности, носящие более или менее ярко выраженный творческий характер. В настоящее время, как отмечают многие советские социологи, далее в сфере досуга, называемого «культурным», потребление культурных благ преобладает над творческой деятельностью. Большое значение, следовательно, приобретают и воспитание у индивидов вкуса к творческой деятельности в сфере досуга, и проблемы роста соответствующей материальной базы.

Рассмотрение целостного типа личности, формируемой в эпоху НТР, приводит к тем же основным выводам, что и анализ различных частных корреляций между НТР и моралью: нравственное развитие личности в современных условиях не лишено противоречий, многие из них непосредственно связаны с научно-техническим прогрессом и его последствиями. НТР создает новые объективные возможности для нравственного воспитания и одновременно требует активизации всего арсенала воспитательных средств.

Главная проблема заключается в том, чтобы огромные объективные возможности нравственного развития личности, предоставляемые НТР на базе социалистических производственных отношений, использовать в практике нравственного воспитания.

Реализация любых объективных возможностей происходит только в ходе активной целенаправленной деятельности. Эта деятельность в сфере нравственного воспитания ставит цель с помощью организационной и идеологической работы усилить благоприятные для нравственного развития личности влияния ИТР и ее социальных последствий.

Министерство образования и науки российской федерации

министерство образования московской области

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

московский государственный областной

социально-гуманитарный институт

Реферат по истории

Научно-техническая революция и ее влияние на ход

общественного развития

Коломна – 2011


Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века

Влияние НТР на ход общественного развития

Литература

научный технический революция


Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века

Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р. изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Н.-т. р. является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

Н.-т. р. - длительный процесс, который имеет две главные предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в конце 19 - начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается Генетика, формируется хромосомная теория.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40-50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40-50-е гг. человечество вступает в период Н.-т. р.

На современном этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется следующими основными чертами. 1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения. 2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «... из простого процесса труда в научный процесс...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации. 8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем» и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество - природа».

Наряду с основными чертами Н.-т. р. можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Н.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука - техника - производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естественных, технических и общественных наук, наконец, в возникновении специальных дисциплин, изучающих закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной.

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая «экологическая проблема», или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В условиях Н.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ Н.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Н.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем Н -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производительной силы - трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеческого фактора Н.-т. р. - повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й половины 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при определённом уровне социально-экономического развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства.

Н. -т. р., как и предшествовавшие технологические перевороты в истории общества, обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Подобно промышленной революции конца 18 - начала 19 вв., которая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других - до неё, Н.-т. р. в современную эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистических странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны «третьего мира». Н.-т. р. обостряет экономические противоречия и социальные конфликты капиталистических системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах.

В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «... неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Н.-т. р. преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 - начала 19 вв., заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Н.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Н.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органическое соединение достижений Н.-т. р. с преимуществами социалистической системы. В современных условиях Н.-т. р. «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом... « (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).

Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т.д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Для мировой социалистической системы Н.-т. р. является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений.

Капиталистическое применение достижений Н.-т. р. подчинено, прежде всего, интересам монополий и направлено на укрепление их экономических и политических позиций. Развитые капиталистические страны располагают высокоорганизованным производственным механизмом и солидной научно-исследовательской базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монополистического капитала путём государственного вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производительных сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технического прогресса и научных исследований.

Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники. Масштабы научно-технического прогресса в наиболее развитых капиталистических странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-техническому потенциалу. Движущей силой научно-технического прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, который монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями.

В рамках отдельных крупных капиталистических фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях Н.-т. р. вызвали значительный рост так называемых «наднациональных корпораций», которые по объёму занятых превзошли многие капиталистические государства.

Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашенным целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие - между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистическое общество резко ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «Массовая культура«, отчуждение личности). Напротив, при социализме Н.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р. как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся. В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию - технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак - США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном Сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Н.-т. р.

Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «экологического кризиса человечества», «нулевого роста», воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как общественной формации.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Н.-т. р., так и Н.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.


Влияние НТР на ход общественного развития

Исследование технического прогресса невозможно в отрыве от общественного прогресса. В свою очередь,полную картину общественного прогресса как органического целого нельзя получить не изучив все части этого целого и, прежде всего, не исследовав технический прогресс как социальный феномен.

Если вести более конкретный разговор, то диалектика общественного и технического прогресса заключается в следующем. С одной стороны, существует связь, идущая от общественного прогресса к технике (главная структурная связь). С другой - связь, идущая от техники к общественному прогрессу (обратная структурная связь).

Эти две линии взаимосвязи общественного и технического прогресса реализуются при относительной самостоятельности развития и функционирования общества и техники друг от друга.

Эта диалектика проявляется, прежде всего, в социальной обусловленности развития техники. Не существует технических задач, которые бы не касались общества. Именно общество формулирует задачи технике в виде социальных заказов, определяет финансовые возможности, общую направленность технического прогресса, его перспективы. Технологическая необходимость есть способ проявления общественной необходимости. "Ведь цели техники имеют внетехническую природу, - пишет Х.Закесе. - Постановка надлежащих целей функционирования техники - не проблема техники, а проблема общественной структуры и формирования политической воли" (6,420).

Мы уже отмечали, что, безусловно, существует определенная самостоятельность в развитии техники, которая может опережать, а может (что чаще) отставать от социальных запросов в силу наличия в ней своих специфических законов развития и функционирования. Но как социальный феномен техника подчиняется и общесоциологическим закономерностям. Поэтому в целом, в главной своей тенденции технический прогресс, его темпы, результативность и направленность определяются обществом.

Необходимо отметить не только зависимость технического прогресса от общественного, не только определенную самостоятельность в развитии техники, но и то, что технический прогресс оказывает обратное воздействие на развитие общества, является одной из могучих движущих сил этого развития. Ускорение технического прогресса заставляет нас умножать усилия для ускорения решения ряда социальных проблем, а замедление темпов технического прогресса заставляет людей прилагать огромные усилия для решения возникающих проблем, ликвидации негативных сторон общественной жизни.

Необходимо отметить амбивалентный характер воздействия техники на общественный прогресс. Непосредственная цель достигается с помощью определенной техники, однако эта техника может вызвать не ожидаемые и не желательные последствия. Каждое воскресное издание газеты "Нью-Йорк Таймс" поглощает несколько гектаров леса. Повышение количества вырабатываемой энергии с огромной скоростью уничтожает невосполнимые запасы нефти, газа, угля.

Средства защиты древесины приводит к отравлению организма. Химические удобрения отравляют пищевые продукты. АЭС несут радиоактивные заражения. Подобный перечень можно было бы продолжить. Технический прогресс имеет свою цену, которую должно платить общество.

Особую противоречивость воздействия на общество оказывает современный этап научно-технической революции. Так, возникновение "гибких рабочих мест", т.е. работы на дому в результате компьютеризации информационной сферы, имеет ряд преимуществ.

К их числу можно отнести экономию времени и горючего при переездах, лучшее использование времени работника путем самостоятельности ее планирования и рационального чередования труда и отдыха, более полное использования рабочей силы за счет вовлечения в процесс труда домохозяек и пенсионеров и улучшения территориального распределения рабочей силы, укрепление семьи, снижение расходов на содержание контор. Но эта работа имеет и отрицательные последствия: нераспространение на работающих на дому систем социального страхования, потеря социального контакта с коллегами, усиление чувства одиночества, появление отвращения к работе.

В целом развитие техники вызывает качественные измения в обществе, рево люционизирует все сферы деятельности человека, все элементы общественной системы, способствует формированию новой культуры. Ж.Кантен пишет, что под воздействием технического развития происходит переход "от этапа цивилизации, на котором доминировала технокультура, к новому этапу на котором ведущей уже становится социокультура... Инновация будет иметь тем больше шансов на успех, чем гармоничнее и теснее она соединит технический аспект с социальным" (Цит. по:11,209).


Литература

1.Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969

2.Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., М., 1970

3.Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах: экономические проблемы, М., 1971

4.Иванов Н. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971

5.Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17

6.Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972

7.Научно-техническая революция и социальный прогресс. [Сб. ст.], М., 1972

8.Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, М., 1972

9.Научно-техническая революция и социализм, М., 1973

10.Человек - наука - техника, М., 1973

11.Борьба идей и научно-техническая революция, М., 1973

12.Марков Н. В., Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия, М., 1973

13.Научно-техническая революция и общество, М., 1973

14.Гвишиани Д. М., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Вопросы философии», 1974

15.Глаголев В. Ф., Гудожник Г. С., Козиков И. А., Современная научно-техническая революция, М., 1974

16.Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978

Вконтакте

Одноклассники

В статье мы кратко рассмотрим понятие научно-технической революции и ее влияние на современную культуру.

Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х гг. ХХ в., происходит процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки: научно-техническую и социальную . Важнейшую роль в подготовке научно-технической революции сыграли успехи естествознания в кон. XIX — нач. XX ст., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот начался открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовал собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили различные государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку . Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-хх гг. XX в. во многих странах началось создание технопарков , деятельность которых направлена на планирование и управление научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве.

В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и роботехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства .

На современном этапе своего развития НТР характеризуется следующими основными чертами:

  • превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее воплощения в производстве;
  • новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства;
  • качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника;
  • возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки;
  • изменением характера и содержания труда, возрастанием в нем роли творческих элементов;
  • преодолением противоположности между умственным и физическим трудом, между непроизводственной и производственной сферой;
  • созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами;
  • повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством, гигантским развитием средств массовой коммуникации;
  • ростом уровня общего и специального образования, культуры;
  • увеличением свободного времени;
  • возрастанием взаимодействия наук, комплексным исследованием сложных проблем, ростом значения общественных наук;
  • резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением т. н. глобальных проблем.

Научно-техническая революция создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности : теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий и различных видов деятельности (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой ее развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль .

Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях НТР сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее все больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средства массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В ходе НТР существенно изменяется содержание труда . Предъявляются возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников. Наряду с увеличением объема обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несет с собой НТР, с небывалой остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере их влияния на общество, человека и природу.

Всемирный характер НТР настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества . Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий научно-технической революции выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

Большое значение для правильного понимания процессов, наблюдающихся в общественной жизни, имеет анализ современной научно-технической революции.

— это качественное преобразование , превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера , .

оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека . Основные черты научно-технической революции:
  • универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
  • бурное развитие науки и техники;
  • изменение роли человека в процессе производства — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации , увеличивается доля умственного труда.

Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:

Во-первых , изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых , начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих , происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых , изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.

Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.

Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых , изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых , изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых , изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых , совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

Развитие техники и технологии в условиях НТР

В условиях научно-технической революции развитие техники и технологии происходит двумя путями:

  • эволюционным;
  • революционным.

Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е годы стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Революционный путь является основным путем развития техники и технологии в эпоху научно-технической революции и заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Процесс автоматизации производства

Техника в период научно-технической революции вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации .

Превращение науки в непосредственную производительную силу и автоматизация производства — это важнейшие характеристики научно-технической революции . Они изменяют связь человека и техники. Наука играет роль генератора новых идей, а техника выступает их материальным воплощением.

Процесс автоматизации производства ученые делят на ряд ступеней:
  • Первая характеризуется распространением полуавтоматической механики. Рабочий дополняет технологический процесс интеллектуальной и физической силой (загрузка, разгрузка автоматов).
  • Вторая ступень характеризуется появлением станков с программным управлением на основе компьютерной оснащенности процесса производства.
  • Третья ступень связана с комплексной автоматизацией производства. Для этой ступени характерны автоматизированные цехи и заводы-автоматы.
  • Четвертая ступень является периодом завершенной автоматизации хозяйственного комплекса, становящегося саморегулирующейся системой.

Изложенное свидетельствует о том, что научно-техническая революция выражается в качественном преобразовании системы жизнеобеспечения людей .

Научно-техническая революция преобразует не только сферу производства, но и изменяет среду , быта, расселения и другие сферы общественной жизни.

Характерными особенностями хода научно-технической революции:
  • Во-первых, научно-техническая революция сопровождается концентрацией капитала. Объясняется это тем, что техническое перевооружение предприятий требует концентрации финансовых средств и значительных их затрат.
  • Во-вторых, процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда. В-третьих, рост экономического могущества фирм приводит к усилению влияния с их стороны на политическую власть.

Осуществление научно-технической революции имеет и некоторые негативные последствия в виде увеличения социального неравенства, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, снижения социального здоровья и т.д.

Одной из важнейших общественных задач выступает реализация необходимости максимального использования положительных последствий научно-технической революции и снижение объема ее негативных последствий.