Снежный человек: существует ли Йети на самом деле? Йети - снежный человек. От слухов к доказательствам

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Происхождение названия

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

- «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

Общество криптозоологов

Упоминания в истории и литературе

Абстрактный рисунок снежного человека.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

Ссылки

См. также

Примечания

  1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
  2. Фильм Паттерсона
  3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
  4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
  5. Жанна-Мария Кофман
  6. см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
  7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
  8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
  9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
  10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
  11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
  12. Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
  13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
  14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.

В существование йети верят многие люди. Вопрос не раз поднимался учеными, но прямых доказательств жизни таких созданий на планете свидетелями предоставлено не было. Больше всего распространено мнение, что снежный человек - это мифическое человекообразное существо, обитающее в заснеженных лесных и горных массивах. Но миф йети или реальность - никто доподлинно не знает.

Описание снежного человека

Доисторического гоминида, передвигающегося на двух конечностях, Карл Линней назвал Homo troglodytes, что означает «пещерный человек». Созданий относят к отряду приматов. В зависимости от местности обитания они получили разные названия. Так бигфут или сасквоч - это снежный человек, обитающий в Америке, в Азии Homo troglodytes величают йети, в Индии - барунга.

Внешне они представляют собой что-то среднее между громадной обезьяной и человеком. Существа выглядят устрашающе. Их вес около 200 кг. Они обладают крупным телосложением с большой мышечной массой, длинными руками - до колен, массивными челюстями и малой лобной частью. Существо имеет коренастые, мускулистые ноги с короткими бедрами.

Все тело бигфутов покрывает длинный (с ладонь) и плотный волосяной покров, цвет которого бывает белым, рыжим, черным, коричневым. Лицо снежного человека в нижней части выступает вперед и также имеет шерсть, начинающуюся от бровей. Голова конической формы. Стопы широкие, с длинными подвижными пальцами. Рост гиганта составляет 2-3 м. Следы йети сходны с человеческими. Обычно очевидцы рассказывают о неприятном запахе, который сопровождает сасквочей.

Норвежский путешественник Тур Хейердал предложил классификацию бигфутов:

  • карликовые йети, которые встречаются в Индии, Непале, Тибете, ростом до 1 м;
  • истинный бигфут обладает ростом до 2 м, густым волосяным покровом, длинной шевелюрой на голове;
  • гигантский йети - 2,5-3 м ростом, следы дикаря сильно схожи с человеческими.

Питание йети

Криптозоологи, занимающиеся изучением не открытых наукой видов, предполагают, что снежный человек принадлежит к приматам, поэтому имеет сходный с обезьянами больших размеров рацион. Йети употребляет в пищу:

  • свежие фрукты, овощи, ягоды, мед;
  • съедобные травы, орехи, коренья, грибы;
  • насекомых, змей;
  • небольших животных, птицу, рыбу;
  • лягушек, других земноводных.

Можно с уверенностью предположить, что это существо не пропадет в любой среде обитания и найдет то, чем сможет полакомиться.

Места обитания снежного человека

Попробовать поймать бигфута может каждый. Для этого лишь нужно знать, как выглядит снежный человек и где он обитает. Сообщения о йети поступают в основном из горных районов или лесов. В гротах и пещерах, среди скал или в непроходимых чащах, он чувствует себя наиболее безопасно. Путешественники утверждают, что видели сасквочей или их следы в определенных местах.

  1. Гималаи. Это дом снежного человека. Здесь впервые в 1951 году зафиксировали на камеру огромный след стопы, похожий на человеческий.
  2. Склоны гор Тянь-Шань. Альпинисты и егеря этой местности не перестают утверждать о существовании здесь бигфутов.
  3. Алтайские горы. Свидетели зафиксировали снежного человека, приближающегося к человеческим поселениям в поисках пищи.
  4. Карельский перешеек. Военные свидетельствовали, что видели в горах йети с белым волосяным покровом. Их данные подтвердили местные жители и организованная властями экспедиция.
  5. Северо-Восточная Сибирь. Следы бигфута обнаружили в ходе проводимых исследований.
  6. Техас. По заявлениям очевидцев йети обитает в местном заповеднике Сэм-Хьюстон. Регулярно сюда приезжают желающие поймать его, но пока ни одна охота не увенчалась успехом.
  7. Калифорния. Житель Сан-Диего Рэй Уоллес в 1958 году снял фильм, в котором показал самку сасквоча, что живет в горах в этой местности. Позже всплыла информация о фальсификации съемок, роль йети сыграла жена Уоллеса, одетая в меховой костюм.
  8. Таджикистан. Летом в 1979 году появилось фото следа длиной 34 см, обнаруженного в Гиссарских горах.
  9. Индия. Здесь часто встречают монстра трехметрового роста, покрытого черными волосами. Местные жители зовут его барунга. Им удалось получить образец шерсти животного. Он имеет сходство с волосом йети добытым британским альпинистом Э. Хиллари на склоне горы Эверест.
  10. Также свидетельства существование бигфута в реальной жизни находили в Абхазии, Ванкувере, на Ямале и в штате Орегон США.

Понять, существование снежного человека - миф или реальность, довольно сложно. Летописи тибетских монахов содержат записи о замеченных служителями храма человекоподобных животных, покрытых шерстью. В этом регионе впервые обнаружили следы снежного человека. В печатных изданиях истории о сасквочах появились впервые в 50-х годах прошлого столетия. Их рассказывали альпинисты, покорявшие Эверест. Тут же нашлись новые искатели приключений, желающие увидеть гигантских диких людей.

Семья и потомство бигфута

О существовании племен снежных людей и найденных охотниками детей, полностью покрытых шерстью, свидетельствуют рассказы жителей Таджикистана. Семья диких людей - мужчина, женщина и ребенок - была замечена вблизи озера Парьен. Местные назвали их «одами оби», т. е. водяными людьми. Семья йети подходила к воде и не раз отпугивала таджиков от своего жилья. Здесь же присутствовали многочисленные следы пребывания бигфутов. Но из-за пыльного песчаного грунта и недостаточной четкости контура сделать гипсовую отливку оказалось невозможным. Никаких реальных вещественных подтверждений этих историй нет.

Об анализе ДНК настоящей самки снежного человека написала газета «The Times» в 2015 году. Речь шла о легендарной дикой женщине Зане, жившей в ХIХ веке в Абхазии. История гласит, что князь Ачба поймал и держал ее у себя в клетке. Это была высокая женщина с темно-серой кожей. Волосы покрывали все ее массивное тело и лицо. Конусообразная голова отличалась выступающей челюстью, плоским носом с приподнятыми ноздрями. Глаза имели красноватый оттенок. Ноги были крепкие с тонкими голенями, широкие стопы заканчивались длинными гибкими пальцами.

Легенда гласит, что со временем нрав женщины усмирился и она жила свободно в яме, вырытой собственными руками. Гуляла по селению, эмоции выражала криками и жестами, человеческому языку до конца жизни не научилась, но откликалась на свое имя. Она не стала пользоваться предметами быта и одеждой. Ей приписывают необычайную силу, скорость и ловкость. Ее организм сохранил молодые черты до старости: волосы не седели, зубы не выпадали, кожа оставалась эластичной и гладкой.

У Заны родилось пятеро детей от местных мужчин. Своего первенца она утопила, поэтому остальных потомков отбирали у женщины сразу после рождения. Один из сыновей Заны остался в деревне Тхин. У него родилась дочь, которую и опрашивали в поисках информации исследователи. У потомков Заны не было признаков гоминида, у них присутствовали только черты негроидной расы. Исследования ДНК показало, что женщина имеет западно-африканские корни. Ее дети не имели волосяного покрова на теле, поэтому возникли предположения, что жители села могли приукрасить историю для привлечения внимания.

Снежный человек Френка Хансена

В конце 1968 года в Миннесоте в одном из бродячих балаганов появилось тело снежного человека замороженного в ледяную глыбу. Йети демонстрировали зрителям с целью наживы. Владельцем необычного существа, напоминающего обезьяну, был известный шоумен Френк Хансен. Странный экспонат привлек внимание полиции и ученых. Зоологи Бернар Эйвельманс и Айвен Сандерс срочно вылетели в город Роллингстоун.

Исследователи в течение нескольких дней делали фотографии и зарисовки йети. Снежный человек был огромен, имел крупные ноги и руки, приплюснутый нос, коричневый мех. Большой палец ноги прилегал к остальным, как у людей. Голова и рука оказались пробиты пулевым ранением. Хозяин реагировал на замечания ученых спокойно и утверждал, что тело было вывезено контрабандой с Камчатки. История начала приобретать все большую популярность у журналистов и общественности.

Исследователи стали настаивать на разморозке и дальнейшем изучении трупа. Хансену предложили огромную сумму за право исследовать снежного человека, и тогда он признался, что тело было искусным муляжом, изготовленным на фабрике чудовищ в Голливуде.

Позже, когда шумиха утихла, в своих мемуарах Хансен снова заявил о реальности снежного человека и рассказывал, как он лично пристрелил его, охотясь на оленей в штате Висконсин. Продолжали настаивать на правдоподобности йети зоологи Бернар Эйвельманс и Айвен Сандерс, заявляя: они слышали запах разложения, когда осматривали существо, поэтому в том, что оно настоящее, не может быть сомнений.

Фото и видео доказательства существования бигфута

До наших дней никаких вещественных свидетельств существования бигфутов найдено не было. Образцы шерсти, волос, костей, предоставленные очевидцами и владельцами частных коллекций, давно изучены.

Их ДНК совпало с ДНК известных науке животных: бурых, полярных и гималайских медведей, енотов, коров, лошадей, оленей и других лесных жителей. Один из образцов принадлежал обычной собаке.

Скелеты, шкуры, кости или иные останки снежных людей не обнаружены. В одном из непальских монастырей хранится череп, якобы принадлежащий бигфуту. Лабораторный анализ волоса на черепе указал на морфологические признаки ДНК гималайского горного козла.

Свидетелями предоставлены многочисленные видео и фото доказательства существования сасквоча, однако качество снимков каждый раз оставляет желать лучшего. Очевидцы объясняют отсутствие четкости на изображениях необъяснимым феноменом.

Аппаратура перестает работать при приближении к бигфутам. Взгляд снежного человека имеет гипнотическое действие, вводящее присутствующих в бессознательное состояние, когда невозможно контролировать свои действия. Йети также нельзя зафиксировать четко из-за его высокой скорости передвижения и габаритных размеров. Часто сделать нормальное видео или фото людям мешает страх и плохое самочувствие.

Опровержения рассказов о йети

Зоологи склоняются к тому, что рассказы о существовании бигфута нереальны. На Земле не осталось неизученных мест и территорий. Последний случай, когда ученые открыли новое крупное животное, произошел более века назад.

Даже открытие неизвестного вида гриба сейчас посчитают огромным событием, хотя их насчитывают около 100 тысяч. Противники версии существования йети указывают на известный биологический факт: чтобы популяция выжила необходимо больше сотни особей, а такое количество невозможно не заметить.

Многочисленные свидетельства очевидцев в горных и лесных массивах могут быть вызваны следующими фактами:

  • кислородное голодание мозга в условиях высокогорья;
  • плохая видимость в туманных районах, сумерках, ошибки наблюдателей;
  • намеренная ложь для привлечения внимания;
  • страх, порождающий игру воображения;
  • пересказы профессиональных и народных легенд и вера в них;
  • найденные следы йети могут быть оставлены другими животными, например, снежный барс ставит лапы в одну линию и его отпечаток похож на след огромной босой ступни.

Несмотря на то, что вещественных доказательств реальности йети, подтвержденных генетическими экспертизами обнаружено не было, слухи о мифических существах не утихают. Находятся все новые свидетельства, фото, аудио и видеоданные, которые имеют сомнительное качество и могут быть подделкой.

Продолжаются ДНК исследования предоставленных образцов костей, слюны и волос, которые всегда совпадают с ДНК других животных. Снежный человек, по утверждениям очевидцев, приближается к поселениям людей, расширяя границы своего ареала.

Йети - это всем известный Снежный Человек, обитающий в горных и лесных массивах. С одной стороны, это мифологическое существо, чей секрет пытаются разгадать тысячи ученых по всему миру. С другой стороны, это реальный человек, который из-за своего отвратительного внешнего вида скрывается вдали от людских глаз.

Сегодня появилась новая теория, которая, возможно, доказывает, что Снежный Человек обитает в Гималаях (горы Азии). Об этом свидетельствуют странные следы на снежном покрове. Ученые предполагают, что Йети обитает ниже гималайской линии снега. Чтобы найти неопровержимые доказательства, были собраны десятки экспедиций в горы Китая, Непала и России, однако доказать существование знаменитого "чудовища" никто не смог.

Отличительные признаки

Йети несложно обнаружить и узнать. Если вы вдруг будете путешествовать по Востоку, то сохраните себе эту памятку.

"Снежный Человек достигает почти 2 метров роста, а его вес варьируется от 90 до 200 килограмм. Предположительно, все зависит от среды обитания (соответственно, и от питания). Это мускулистый здоровяк, у которого имеется густой волосяной покров по всему телу. Цвет шерсти может быть как темно-серым, так и бурым. На самом деле это лишь общий портрет знаменитого Йети, ведь в разных странах его представляют по-разному".

История Снежного Человека

Йети - персонаж древних легенд и фольклора. Гималаи встречают своих гостей старыми рассказами, где ключевой фигурой является грозный и опасный Снежный Человек. Как правило, такие легенды нужны не для того, чтобы напугать путешественников, а для того, чтобы предостеречь от диких животных, которые могут с легкостью навредить и даже убить. Легенды о знаменитом существе настолько старые, что даже Александр Македонский после завоевания долины Инда потребовал у местных жителей доказательства существования Йети, но те лишь сказали, что Снежный Человек живет на большой высоте.

Какие имеются доказательства

Еще с конца XIX века ученые собирали экспедиции, чтобы найти доказательства существования Йети. Например, в 1960 году сэр Эдмунт Хиллари посетил Эверест и там обнаружил скальп неизвестного зверя. Спустя несколько лет исследования подтвердили, что это был не скальп, а теплый шлем из гималайской козы, который после длительного пребывания на холоде мог показаться частью головы Снежного Человека.

Другие доказательства:


Русская экспедиция

В 2011 году была собрана конференция, где присутствовали и биологи, и исследователи со всей России. Данное мероприятие было организовано при поддержке правительства Российской Федерации. В ходе конференции была собрана экспедиция, которая должна была изучить все данные о Снежном Человеке и собрать неопровержимые доказательства его существования.

Спустя несколько месяцев группа ученых заявила, что они нашли седые волосы в пещере, которые принадлежат Йети. Однако ученый Биндернагель доказал, что все факты были скомпрометированы. Об этом свидетельствуют работы Джеффа Мельдрума - профессора анатомии и антропологии Айдахо. Ученый заявил, что скрученные ветки деревьев, фотографии и собранные материалы - поделка, а русская экспедиция нужна была лишь для того, чтобы привлечь внимание туристов со всего мира.

Образцы ДНК

В 2013 году генетик Брайан Сайкс, преподающий в Оксфорде, заявил на весь мир, что у него есть материалы для исследования, которые представляли собой зубы, волосы и кожные покровы. В ходе исследования было изучено более 57 образцов, которые тщательно сравнивали с геномами всех животных в мире. Результаты не заставили себя ждать: большая часть материала принадлежала уже известным живым существам, таким как лошадь, корова, медведь. Даже были обнаружены зубы гибрида белого и бурого медведя, который жил более 100 000 лет назад.

В 2017 году был проведен еще ряд исследований, который доказал, что все материалы принадлежили гималайским и тибетским медведям, а также собаке.

Приверженцы теории

Несмотря на то что доказательств существования Йети по-прежнему нет, в мире организованы целые сообщества, посвященные Снежному Человеку. Их представители верят, что таинственное существо просто невозможно поймать. Это доказывает, что Йети - умное, хитрое и образованное существо, которое тщательно скрывается от людских глаз. Отсутствие неопровержимых фактов вовсе не говорит о том, что таких существ не существует. По теории приверженцев, Снежный Человек предпочитает затворнический образ жизни.

Неандертальская загадка

Исследователь Майра Шекли в своей книге о Снежном Человеке описала опыт двух туристов. В 1942 году два путешественника находились в Гималаях, где увидели черные пятна, двигающиеся в сотнях метров от их лагеря. Благодаря тому, что туристы расположились на хребте, они могли четко различить рост, цвет и повадки неизвестных существ.

"Высота "черных пятен" достигала почти двух метров. Их головы были не овальной формы, а квадратной. По силуэту сложно было определить наличие ушей, поэтому, возможно, их не было, либо они примыкали слишком близком к черепу. Широкие плечи были покрыты рыжевато-коричневыми волосами, которые свисали вниз. Несмотря на то что голова была покрыта волосяным покровом, лицо и грудь были абсолютно голыми, отчего виднелась телесного цвета кожа. Два существа издавали громогласный крик, который разлетался по всему горному массиву".

Ученые до сих пор спорят, были ли эти наблюдения реальными или являются выдумкой неопытных туристов. Альпинист Рейнхольд Месснер пришел к выводу, что большие медведи и их следы часто ошибочно принимались за Йети. Об этом он написал в своей книге "Мой поиск Йети: Противостояние самой глубокой тайне Гималаев".

Существует ли Снежный Человек на самом деле?

В 1986 году турист Энтони Вудридж посетил Гималаи, где тоже обнаружил Йети. По его словам, существо стояло от путешественника всего в 150 метрах, при этом Снежный Человек не издавал никаких звуков и не двигался. Энтони Вудридж долгое время выслеживал неестественно огромные следы, которые впоследствии и привели его к существу. Напоследок турист сделал две фотографии, которые и предъявил исследователям по возвращении. Ученые долго и тщательно изучали снимки, а затем пришли к выводу, что они подлинные и не являются подделкой.

Джон Напира - анатом, антрополог, директор Смитсоновского института, биолог, изучающий приматов. Он также изучил снимки Вудриджа и заявил, что турист слишком опытный, чтобы перепутать образ Йети с крупным тибетским медведем. Однако совсем недавно снимки были изучены заново, и тогда группа исследователей пришла к выводу, что Энтони Вудридж сделал фотографию затемненной стороны скалы, которая стояла вертикально. Несмотря на негодования истинных верующих, снимки были признаны хоть и настоящими, но не доказывающими существование Снежного Человека.

Человека всегда интересовали различные необъяснимые события, загадки природы, странные случаи. Не исключением стали и алмасты, бигфуты, йети - наиболее известные как снежный человек – загадочные, мистические существа. Издавна ходит множество легенд и мифов, связанных с ними. Существует ли снежный человек на самом деле или все это выдумки и сказки? Дать однозначный ответ на этот вопрос не возможно. Многие ученые считают, что снежного человека не существует и пытаются найти этому научное объяснение. Встречи с ними происходят по всему миру, но очень быстро заканчиваются. По рассказам очевидцев, высокие волосатые существа буквально исчезают на глазах. Также находят необычные следы, которые они оставляют. В глубинах лесов часто обнаруживают странные сооружения из вырванных с корнем деревьев, такое простому человеку не под силу.

Чаще всего эти существа обитают в труднодоступных для людей местах: высоко в горах или в лесной глуши. В Гималаях в 1936 году были обнаружены огромные следы. В этом регионе очень серьезно относятся к факту существования йети. Так, в Тибете считают, что снежные люди охраняют вход в мистический город Шамбала. В некоторых тибетских храмах хранятся фрагменты останков человекообразных существ. В начале 20-го века в Монголии произошел случай встречи с детенышем алмасты. К сожалению, он погиб, но очевидцы рассказывают, что видели маленькое тело, покрытое шерстью. В 1967 году американцам удалось запечатлеть на видео уникальные кадры: по берегу ручья пробегала высокая волосатая фигура. Считается, это была самка йети.В начале 19-го века в Абхазии князем Ачба было поймано необыкновенное существо, которое оказалось дикой женщиной. Внешний вид у дикарки был довольно специфический. Она была ростом около двух метров, ее мускулистое тело покрывала густая темно-бурая шерсть, глаза у нее были красного цвета. Широкое с грубыми и крупными чертами лицо женщины имело плоский нос, нижняя челюсть с мощными зубами выступала вперед. У нее были довольно толстые и длинные пальцы на руках. Благодаря своей внешности пленница получила имя Зана.

Снежный человек Зана, йети

Позже она была подарена князю Эдже Генаба. Он держал снежную женщину в яме, обнесенной частоколом, из-за ее необычайной силы. Дикая женщина пугала окружающих своими способностями, она была невероятно вынослива. Также вела себя она достаточно агрессивно, кидалась на людей. Однако со временем ее удалось постепенно успокоить и приручить. Для нее построили шалаш, в который позже переселили. Самка алмасты научилась входить в помещение только с разрешения хозяина, смогла выполнять несложные поручения. Благодаря своей силе и мощи легко справлялась с тяжелой работой. Разговаривать Зана не умела, но человеческую речь понимала, в питании была не привередлива, одежду носить отказывалась. Лишь под конец жизни начала надевать набедренную повязку. Зато постоянно учувствовала в гуляньях князя, во время которых часто употребляла алкоголь и имела связи с мужчинами. Самое интересное, что у нее не было внешних признаков старения. Предположительно, умерла самка снежного человека в конце 19 века во время родов.

Родив без посторонней помощи своего первого ребенка, женщина хотела его искупать в реке, но вода в ней была слишком холодная, младенец простудился и умер. То же самое произошло и со вторым ребенком. После этих случаев новорожденных у Заны стали отбирать и воспитывать люди. Детей было у нее четверо: две девочки и два мальчика. Все дети женщины выросли абсолютно нормальными людьми, хоть и со своими особенностями. О судьбах двоих из них практически ничего не известно, но мальчик Хвит и девочка Гамаса выросли в одной семье Ходил слух, что их отцом был сам Эдже Генаба. Дочь Заны умерла в 1920-х годах, Хвит дожил почти до 70 лет и скончался в 1954 году.

Прямые потомки Заны

Дети Заны росли вместе с обычными детьми и особо от них ничем отличались. Они все имели свои семьи, детей, занимали определенное место в сообществе. У сына Заны была темная кожа, большие губы, как у представителей негроидной расы, прямые жесткие волосы. Хвит был высоким, как мать обладал нечеловеческой силой. Местные старожилы рассказывали, что он мог зубами поднять стул с сидящим на нем человеком и при этом танцевать. Также он отличался взрывным характером, часто ввязывался в драки, в результате одной из которых потерял руку. Даже имея одну руку, потомок снежной женщины прекрасно управлялся с огородными и полевыми работами.

Хвит - сын Заны

Хвит был дважды женат и имел троих детей. Его сыну Шалико передалась неимоверная сила, мужчина зубами поднимал накрытый стол. Погиб сын Хвита в результате несчастного случая в горах.

Сын Хвита

С его дочерью тоже произошла трагедия, она умерла от разряда электрического тока. Говорят, что при жизни Раиса обладала уникальным даром - женщина умела видеть кожей: она становилась босыми ступнями на газету и слово в слово читала написанное.

Дочь Хвита в молодости

Дочь Хвита

Гамаса также обладала крепким телосложением, как и брат, кожа у нее была темного цвета, тело покрывали волосы. Умерла женщина в возрасте 60 лет. Подробности о ее жизни неизвестны.

Слева череп Хвита, справа – предположительно, Заны

Игорь Бурцев с черепом Хвита, сына Заны

Ученые не один год ищут ответ на этот вопрос. Проводя различные исследования, было установлено, что череп сына йети строением значительно отличается от обычного человеческого. Он объединяет в себе структурные признаки неандертальца и современного человека. Череп уникален и не имеет аналогов в природе. Также ошибочными были предположения, что Зана африканская рабыня, ее ДНК не совпало с генами африканцев, ведь волосы у йети и ее потомков были прямыми, что является значительной отличительной чертой от представителей негроидной расы. Сам же Игорь Бурцев абсолютно уверен, что дикая женщина относится к неандертальцам, а ее сын гибрид с современным человеком.

Историк Поршнев тоже считает, что йети являются неандертальцами. Предположительно, эти предшественники современного человека не исчезли, а продолжают сосуществовать с людьми. Данный факт подтверждает и строение скелета снежного человека.

Некоторые ученые высказывают предположения, что на самом деле снежного человека не существует. Это обычные люди с психическими отклонениями, которые покинули свое место жительства и скрываются в лесах вдали от общества.

Хотя с точки зрения науки подтверждений существований алмастов не имеется, кто-то же оставляет следы огромных ног, клочки темной длинной шерсти в разных уголках земного шара. Есть предположение, что йети приходят к нам из параллельного мира, возможно, поэтому они появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Также сооружения из деревьев, обнаруженные в лесах, могут служить порталом для таинственных существ. Одно известно, что еще много лет будут продолжаться споры вокруг снежного человека. Впрочем, некоторые загадки должны оставаться неразгаданными.

Многие века необъяснимое притягивает пытливые умы.И не со всем, с чем человек сталкивается, познавая новые стороны жизни, укладывается в логику сознания.Одним из таких необъяснимых явлений является "йети" или "снежный человек".

Совсем недавно один американец обратился в полицию с заявлением о нападении на его трейлер. Мужчина сообщил стражам порядка, что принадлежащий ему дом на колесах забросал камнями снежный человек. По словам жителя штата Пенсильвания Джона Рида, йети совершил нападение после того, как он увидел существо в лесу и включил освещение, чтобы получше его рассмотреть. В полиции Рида заверили, что займутся расследование инцидента, независимо от того, кто именно виновен в случившемся, человек или йети. Окружной прокурор Эдвард Марсико в шутку заметил, что власти уже давно разыскивают снежного человека. "Мы были бы рады начать преследовать его в судебном порядке, если, конечно предположить, что его удастся поймать", - заявил он. Между тем, сам Джон Рид является основателем общества по поиску йети. По его словам, он уже не раз видел загадочное существо в лесу в районе своего дома, сообщает lenta.ru.

Начало охоты на йети

Снежного человека до сих пор встречают карпатские гуцулы в самых отдаленных уголках Карпат. Сегодня уже есть не только фото и видеодоказательства существования йети, но и фрагменты его тела. В 1921 году, вблизи горы Эверест, известный британский альпинист Говард Бери наткнулся на снежном склоне на гигантские следы. Так началась многолетняя охота на йети - неуловимого снежного человека. Его искали на Тибете и в Кавказских горах, в пустынях Монголии и канадских лесах. За все это время ученым так и не удалось ни доказать, ни опровергнуть факт существования этого легендарного существа. Ровно 45 лет назад на севере штата Калифорния в США был снят на видеопленку снежный человек. Именно после этого случая, криптозоология - наука, которая призвана искать животных, считающихся вымершими, легендарными или слишком редкими, получила мощный толчок. 20 октября 1967 года американцам Роджеру Паттерсону и Бобу Гримлину удалось в диких калифорнийских горах отснять уже теперь известное в мире видео йети.

Уже позже появились комментарии некоторых людей о том, что эта история была от начала и до конца сфальсифицирована, ходили слухи, что снежный человек, снятый американцами - всего лишь очень удачно подобранный, профессионально сшитый костюм. Правда это или нет - пока неизвестно, поскольку есть ученые, которые не сомневаются в правдивости видео и реалистичности всех движений существа, снятого на пленку, а есть и те, кто видит в видео фальшивку. К этому времени ученые и криптозоологи спорят между собой в вопросе возможности существования снежного человека. Если он есть, то почему за более чем 100 лет исследований никто не сумел привести стопроцентные доказательства его существования? Почему есть лишь нечеткие фото и видео? Почему не найден хотя бы целый скелет йети? Как он может столько времени прятаться в небольших площадях лесов, которые ежегодно все больше вырубаются? Как снежный человек может прожить в лесу зимой? Вопросов очень много, и те, кто до сих пор верит в существование бигфута, объясняют это телепатическими способностями снежного человека чувствовать опасность за километры и тем, что их осталось в природе лишь несколько особей, а поэтому встретить их так же трудно, как к примеру, снежного барса в горах Центральной Азии, красную панду в Гималаях или еще лучший пример - сумчатого волка - тилацина в лесах Тасмании.

Еще до того, как свое известное видео сняли Паттерсон и Гимли, было много случаев встреч с неизвестным животным крестьян, охотников и лесорубов в Советском Союзе. Позже в журналах и газетах появились статьи о многочисленных встречах альпинистов с загадочным существом. Больше всего сообщений о таких встречах поступало из Гималаев. На это обратило внимание руководство страны, проблемой заинтересовалась Академия наук СССР.

И уже в 1958 году по инициативе члена-корреспондента Академии наук СССР В.Обручева была создана комиссия по изучению проблемы снежного человека. Была организована экспедиция в горы, которая, впрочем, никаких следов не нашла и о снежном человеке снова забыли. Тем не менее, его поиски продолжаются до сих пор. Стали поступать сообщения о встрече с существом, похожим на снежного человека со всех континентов мира. Американские бизнесмены стали предлагать огромные награды тем, кто найдет и доставит ученым тело снежного человека, стали даже появляться интересные находки. Сначала люди находили только клочки шерсти неизвестного происхождения и делали гипсовые слепки гигантских следов, позже были кисть и скальп снежного человека, а еще позже - даже тело! Относительно первого монахи считают, что этот скальп принадлежит именно снежному человеку. Он сейчас хранится в монастыре Кумджунг.

История скальпа берет начало с 1962 года, когда зимой монахи убили снежного человека. С тех пор остался только скальп, который до сих показывают посетителям музея.

Относительно тела, то в 1997 году замороженный труп снежного человека демонстрировался во Франции, в городе Бурганеф, на провинциальной ярмарке. Его привезли из Китая, а выкопан он был из-под снежной лавины в Тибете. Но впоследствии тело украли. Исследователи, к сожалению, так и не успели провести экспертизу и остались только фотографии. А люди, нашедшие йети, вдруг бесследно исчезли после того, как фотографии снежного человека просочились в прессу.

"В каждом уголке мира снежного человека называют по-разному. Фавн, сатир и Силена в Древней Греции; йети на Тибете, в Непале и Бутане; Гар адамы или Гулей-бани в Азербайджане; чучунны в Якутии; алмас в Монголии; ежень, маожень и женьсюн в Китае; кик-адам и албасты в Казахстане; Леший, шиш, Шишига в России; сасквоч в Канаде; бигфут в США; терик, Арысь, Джулию на Чукотке; агогве, какундакари в Африке и тому подобное. В Украине снежных людей называют лешими, чугайстрами, Гуками, песиголовцами и теми, кто лес ломает... Здесь их встречали в основном в Карпатах и в Крыму", - рассказывает координатор украинского уфологического клуба УФОДОС Ярослав Сочка. В последнее время тема снежного человека в Украине стала настолько популярной, что здесь начали проводить поисковые экспедиции, на Ивано-Франковщине за находку йети объявляют призы, снежному человеку посвящаются фестивали, о нем снимаются документальные фильмы.

Карпатский бигфут

Украинские Карпаты занимают площадь более 24 тысяч квадратных километров. Простираются на 280 километров в длину и на 110 километров в ширину. Конечно, это не Гималаи, но и здесь достаточно мест, куда человек заходит очень редко, здесь можно спрятаться от цивилизации. Украинские криптозоологи, фольклористы и сказочники в течение многих лет собирали свидетельства очевидцев и любые доказательства, которые могут доказать существование загадочного снежного человека. Нередко в Украинских Карпатах люди наталкивались на огромные следы, которые гораздо больше медвежьих. А в соседних с Карпатами Татрах, одному поляку удалось даже снять снежного человека на видеопленку.

О встречах с карпатским бигфутом существует большое количество легенд и преданий: его часто видели пастухи, лесорубы, повстанцы. Эту тему разрабатывал журналист и исследователь Илья Ильницкий. Еще в начале семидесятых годов из Киева на Гуцульщину отправилась большая экспедиция фольклористов, которую возглавлял выдающийся украинский фольклорист Александр Дей. В окрестностях Космача, а позже и других гуцульских сел, фольклористы записали интересные рассказы о людях-великанах, которых на Гуцульщине называют чугайстры. Многие видели фильм Олега Биймы 1986 года "Карпатские источники". В этой ленте старожилы Космача восторженно рассказывают, вспоминая молодость, как они работали лесорубами, жили в хижине и к ним приходило ночью мифическое существо. О чугайстрах на Гуцульщине также упоминается в рассказе Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков". В этом произведении писатель описывает реальную встречу чугайстра с человеком:

"Сухие ветки раздвинулись тихо, и из леса вышел какой-то человек. Он был без одежды. Мягкая темные волосы покрывали все его тело, окружали круглые и добрые глаза, заклинилось на бороде и свисали на груди. Он составил на большой живот заросшие шерстью руки и подошел к Ивану. Тогда Иван сразу его узнал...". Лесной чугайстер - это человекоподобное существо, которое, по преданию, обитало в лесах Гуцульщины в 1728- 1918 годах. Его исчезновение наблюдается в период окончания Первой мировой войны. Из поколения в поколение у гуцулов передавались рассказы старожителей об этих загадочных существах. Одну из этих историй рассказывала пожилая жительница села Долгополье Верховинского района Ивано-Франковской области Анна Михайлюк. Ее отец Юрий в юношеские годы работал помощником лесорубов.

В то время Гуцульщина была густо покрыта непроходимыми лесами, но власть проводила вырубки леса на небольших площадях. Руководили эксплуатацией древесины евреи, которые владели значительными капиталами и вкладывали их в лесоразработки. Однажды Юрий находился на лесоразработках под горами Луковицыц. Там он стал очевидцем происшествия, о котором позже часто рассказывал своей дочери. Лесорубы натолкнулись на что-то, что было похоже на избушку. В ней не было ни дверей, ни окон. Однако, с избушки виднелся дым, а с середины жилья слышались какие-то звуки. Лесорубы не приближались к жилью через странный страх, который их окутал. Через некоторое время начался сильный дождь, начало греметь. Один из лесорубов все же предложил зайти в дом, чтобы не мокнуть и не сидеть под опасными молниями. Они попытались приблизиться к дому, но им навстречу вышел огромный волосатый человек, всем своим видом напоминавший то существо, которого гуцулы боялись больше всего, о котором ходило столько рассказов и легенд. Лесорубы сразу же узнали Чугайстра и бросились бежать.

После окончания войны жители гуцульских сел находили в лесу двухметровые скелеты неизвестных существ. Сомнений не возникало - это кости легендарного йети. Снежных людей ищут в Карпатах и в наше время. В 2010 году сюда приезжали ученые из Германии под руководством Мартина Икристова, которые искали снежного человека в селе Космач в Ивано-Франковской области.

Организовывались поисковые экспедиции и на курорте "Буковель". Здесь по сей день живут легенды о гигантском лесном муже, который якобы любит "свистеть лесом", греться у костра, который раскладывают пастухи и лесорубы. Сборщики этнографического материала уверяют, что есть даже старый официальный документ, в котором говорится о встрече двух братьев с песиголовцем. Парни отсекли чудовищу голову и принесли ее в деревню. О чем и составили протокол местные власти. Однако было это очень давно, и где эти документы - неизвестно. Немало сообщений о встрече со снежным человеком поступает из села Космач Ивано-Франковской области Украины. Одна из таких историй случилась в 1994 году. На приселке Медвежий, в урочище Томчучино, неизвестное существо встретил молодой человек по имени Василий. Приближалось два часа ночи, но звездное небо светило так, что было видно, как днем. Гуцул приблизился к лесу и вдруг услышал за собой шаги. Впоследствии шаги начали становиться громче, чудовище приближалось. Василий бежал, и когда удалось отбежать на несколько метров, он скрылся за деревьями. Впоследствии он увидел существо, оно было значительно выше человека, с длинной шеей и небольшой головой. "У меня стали волосы дыбом. Я не знал, что делать, - вспоминал человек. - Мысль была одна: бежать. Я побежал корягами вниз. Перебежал соляной источник и стал подходить к часовне в Медвежьем. Забежал в часовню, упал на колени и начал молиться. Сзади слышался сильный рев, казалось, рушились камни с гор в ручьи. Чудовище уже дальше за мной не бежало, вероятно, оно имеет свою территорию...".

Позже подобная история произошла с молодым парнем, который вел коня с пастбища к дому. На одном участке животное не захотело идти дальше, парень не сразу понял что произошло, пока не увидел перед собой снежного человека. Впрочем, тот за ним не последовал, а сам развернулся и убежал. Интересный случай рассказывает и другой житель украинского высокогорья - Петр: "Когда мне было примерно 12 лет, мы с ребятами на ночь гнали пасти коней в лес. Разожгли огонь, нанесли хвороста, поочередно смотрим за лошадьми. Сидим у костра - греемся. Вдруг лошади чего-то встревожились. А через минуту из кустов вышло оно, полностью волосатое. Мы очень испугались. Оно подошло к нам, приняло Бабия на руки (он был самый маленький), а затем опустило его на землю и ушло в лес". Видели неизвестного монстра и карпатские охотники, один из которых рассказывал, что видел, как снежный человек спускался с дерева. О монстре, которого видели в разных местах Космача, охотно рассказывают и другие старожилы этого села. Несколько лет назад в лесу пропал парень, которого до сих пор не нашли. Люди говорят, что на него мог напасть Чугайстер.

Нередко видели снежного человека и в других уголках Украины. Так, в 1986 году, загадочное существо встретила Варвара Зозуля в Крымских горах. Она шла в направлении мыса Мальчин. Дошла до одной из морских скал, где и увидела существо. Неизвестное животное спало. Когда женщина подошла к животному, чтобы рассмотреть, чудовище проснулось и стало смотреть на нее. Женщина со страхом начала отступать назад, и ей удалось избежать опасности. Видели снежного человека и в лесах Львовщины. Встреча произошла в Мостиском районе этой области: "Еще мой дед рассказывал, как видел в 1926 году на польско-украинской границе огромное существо, похожее на обезьяну, у села Краковец. Тело существа было покрыто черной шерстью", - вспоминает львовянин Роман Мельник. "В том, что снежный человек еще существует в Карпатах - нет никакого сомнения. Что нам известно о нем? Чугайстер - это огромный лесной человек, покрытый густой шерстью. Это существо научилось прекрасно и незаметно жить в дикой среде, оно находит общий язык с другими животными. Любит греться у огня, который оставляют после себя пастухи и лесорубы. Да, это все легенды, но есть и задокументированные показания встреч людей с неизвестными существами"- рассказывает сельский голова с.Космач, журналист и фольклорист Дмитрий Пожоджук.

Не сомневается в существовании снежного человека и украинский уфолог Владислав Канюка, который даже успел отснять создание на видеопленку: "Я был первый из украинцев, кому удалось отснять снежного человека на кинопленку. Думал, что я первый в целом Союзе, но потом оказалось, что двое людей из Санкт-Петербурга это уже сделали до меня. Они меня поздравили, но сказали, что теперь я буду долго метаться с пленкой, потому что когда буду обращаться к экспертам, они скажут мне, что все это выдумки, или я глупый. Так оно и произошло". Убежден в существовании снежного человека и известный закарпатский писатель-мистик Юрий Чори, который записал от людей, которые видели йети, немало историй об их встрече с лесным шумом - именно так в Межгорье называют снежного человека. Позже некоторые из этих рассказов писатель опубликовал в своей книге "Не без лукавого".

Так существует ли он?

Ответы на, пожалуй, главный вопрос криптозоологии - существует снежный человек или нет, возможно так никогда и не найдется. В дальнейшем будут продолжаться споры между учеными. Но одно можно сказать точно - люди и дальше верят в легенды, а легенды не умирают потому, что мир полон тайн. Каждый раз, когда человек наталкивается в лесу на гигантские следы, на остатки неизвестного скелета или клочки шерсти - в прессе появляется новая информация о йети. Эта тема также будет интересовать людей, как возможность существования внеземных цивилизаций, поскольку каждый хочет разгадать загадку, удовлетворить собственное любопытство, жить с мыслью, что в мире еще много загадочного, и ждать новых открытий. Одни ученые постараются разыскать это животное с другой целью - прославиться, разбогатеть, других будет интересовать научное изучение этого существа. Вопрос, на самом деле живет снежный человек в Карпатах или в Гималайских горах и кто он такой - неандерталец, обезьяна или дикий человек - это вопрос веры каждого, а вера, как известно, не требует абсолютно никаких доказательств. Вера в то, что мир, который окружает нас, не вписывается в рамки школьных хрестоматий и до сих пор переполнен загадками, которых так много, как и столетия назад, загадками, которые не способно разгадать человечество.

И буквально на днях стало известно о результатах экспертизы, имеющей прямое отношение к снежному человеку. Сразу три независимые лаборатории - в Москве, Петербурге и в университете штата Айдахо - закончили анализ ДНК шерсти кузбасского йети. Вывод везде одинаковый: биологический материал принадлежит не примату и не человеку. Напомним, год назад ученые 5 стран, добравшись по тайге до Азасской пещеры, нашли там след йети с прилипшими шерстинками. В глиняном полу пещеры международная экспедиция биологов и криптозоологов с мировым именем обнаружила тогда, в октябре 2011-го, несколько странных следов. Не медвежьих, не волчьих. И даже не обезьяньих. А здорово похожих на босые человеческие, только в полтора раза больше нормы. В одном из следов, к радости биологов, отпечаталась даже капиллярная сетка, что подтверждало: это не подделка. Другой след - вообще преподнес сюрприз. Грузный йети, оставив в мокрой глине следы, ик ним прилипли несколько волосков.

Их тогда собрали в пакетик и потом - разделили на 3 части. Так, шерсть кузбасского йети и уехала в лучшие лаборатории Москвы, Петербурга и в США, в университет штата Айдахо. Прошел год. И все три группы ученых, закончив изучать шерсть кузбасского йети, получили, по сути, одинаковый результат. "Все мы пришли к одинаковым выводам, - говорит Валентин Сапунов, участник экспедиции в Азасскую пещеру, доктор биологических наук, питерский академик, профессор. - Исследования под электронным микроскопом показали: это не волосы человека, а шерсть млекопитающего. Но это шерсть не медведя, волка, козла и других известных животных Горной Шории, а не известного науке млекопитающего". По словам профессора Сапунова, эта шерсть идентична шерсти "снежного" человека, которую нашли раньше на Урале и под Питером, и в США.

"И анализ ДНК показал, - объясняет Валентин Сапунов, - что это существо стоит ближе к Человеку разумному, чем высшие приматы. Потому что - в плане ДНК - это существо (йети) отличается от Человека разумного в пределах 1 процента. А ДНК самых близких к человеку родственников - шимпанзе - отличается от человеческого ДНК больше, чем на 1 процент". Как убежден профессор Сапунов, кузбасский йети по-настоящему существует. Он уверен, его следы настоящие на 99 процентов. А изученная шерсть имеет степень достоверности 65-70 процентов из допустимых наукой 95 процентов. Сейчас ученые получили еще одну порцию шерстинок - уже другого кузбасского йети, найденную рядом с его следами в 50 км от Азасской пещеры. И один из волосков - выдран был колючками, когда йети себе топал по своим делам, с корнем. Теперь у ученых есть надежда, что уцелела волосяная сумка. Ее будут изучать, чтобы усилить степень достоверности уже имеющихся результатов, пишет kp.ru

В.АБАСОВА по материалам ufodos.org.ua, paranormal-news.ru