Сергей есенин под иконами умирать. Сергей Есенин — Мне осталась одна забава: Стих

Стихотворение С.А. Есенина «Мне осталась одна забава» было написано в 1923 году, за несколько лет до того, как жизнь молодого поэта трагически оборвалась. Известно, что после переезда в Москву творческая карьера Есенина стала стремительно развиваться. Он стал узнаваем и любим многими. Но постоянная тоска по родным местам точила его душу. Он искал забвения в угарном веселье кабаков. Буйный нрав, пьянство - стали его постоянными спутниками.

«Мне осталась одна забава» стих стал своеобразным итогом размышлений поэта о своей жизни. Оглядываясь назад, Есенин видит разудалую жизнь, где он скандалил и похабничал, но при этом прорывается из его души нечто светлое, прекрасное.Стихотворение похоже на исповедь, здесь отражены страх от потери веры в Бога и смирение с тем, что не все в жизни сложилось, как мечталось. Махнув рукой на свою «дурную» славу, Есенин желает лишь одного, чтобы конец его жизни был спокойным. Исповедь отчаявшегося и смирившегося с обстоятельствами человека не может никого оставить равнодушным. Это стихотворение занимает достойное место в философской лирике самого известного русского имажениста.

На нашем сайте есть возможность скачать стихотворение или читать текст в режиме онлайн.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Мне осталась одна забава…

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

В 1923 году Есенин находится на сложном и, как оказалось потом, роковом для него перепутье. Старого парня-рубахи уже почти нет, вчерашние идеалы разрушены, а взгляд вперёд ловит пустоту. Потеряны многие друзья, нарастает конфликт с советской властью и поэтому Сергей всё чаще пишет стихи-исповеди, пытаясь подвести некую черту над пройденным этапом жизни.

Исповедь Есенина

В это время пишется «Мне осталась одна забава», которое пополнит золотой фонд творчества поэта. Стихотворение-исповедь должно открыть глаза окружающим на жизнь Есенина и объяснить им, что стало причиной не всегда понятных поступков поэта и человека.

И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Горел для вас, говорит Сергей, так почему же вы меня не понимаете?

Устав обращаться к окружающим, которые его не понимают (это не первое есенинское стихотворение-исповедь), Сергей вспоминает о Боге, что редкость для его творчества.


Вопрос веры

Первая строка легко объясняется – поэту стыдно за то, что он ранее не верил в Бога, что променял веру на собственное горение. Вторая строка показывает, что нет веры и сегодня, но от этого только горько. Может быть, Есенину и хочется стать ближе к Богу, но «грехи в рай не пускают», может, просто стыдно идти к нему из-за прошлых грехов.


Значит, ангелы жили в ней.

Можно отнести к автобиографичным. Редко у кого из поэтов встретишь такое переплетенье ангелов и чертей – нежной лирики и лихих загулов в кабаках, страстной любви и неистового хулиганства. В Есенине перемешано столько чёрного и белого, светлого и тёмного, что земному человеку не осознать, где находится его истина.

Покаяние?

В конце стихотворения Сергей Есенин не умоляет его простить, а просит:

Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Мы не знаем, что Бог сказал поэту после смерти, но церковь позволила похоронить его на кладбище, что нельзя делать с самоубийцами (такова официальная версия смерти). Возможно, это жест, которым церковь приняло его покаяние, почитателям же поэта его не надо прощать – он открыл им глаза на русскую душу и достоин только аплодисментов.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

«Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»

Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души , хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».

"Мне осталась одна забава:

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах, какая смешная потеря!

Стыдно мне, что я в бога верил,

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябить,

Рокавая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помослы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать -

Под иконами умирать.

С.Есенин

Очень грустный текст, - текст, передающий "сейчас-тут" ="ici- maintenant"

Есеневского отчаяния, безвыходного состояния, одиночества, предчувствие приближающегося конца.. Этот поэтический текст сложен для имманентного анализа, т.к. по своему построению он приближается к ОТЧЕ НАШ, как поэтическая форма раскаяния и страха; и к знаменитому роману Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" -т.е. все сказанное русским Поэтом напоминает ИСПОВЕДЬ-РАСКАЯНИЕ

Раскаяние и Исповедь возможны только при одном условии, - когда Я Поэта осознает свое Я моральное опятненным и одно Я, ставшее одновременно местом его внутренней трагедии и трагедии внешней, т.е. поставлен вопрос о раздвоении Личности! ДВА самых важных вопроса: ЗЛО / ДОБРО -

" Но коль черти в душе гнездились -

Значит ангелы жили в ней."

гениальное прозрение Поэта, т.к. согласно ОПЕРАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ, "понятие Добро/ Зло" есть дериваты самой сильной модальной позиции "необходимым быть" (проф. Красимир Манчев)

Однако эта самая сильная модальная позиция есть позиция Божественного! и сам Сергей Есенин это осознает:

Дар поэта - ласкать, карябить,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать."

нет нельзя поставить знак равенства между этими ДВУМЯ противоположными понятиями ДОБРO и ЗЛО. Вопрос, а ЧТО могло побудить Поэта пoпытаться "повенчать" ЧИСТОТУ (= "розу белую") со ЗЛОМ = АТЕИСТИЧЕСКИМ Обществом (" черной жабой") ? Да! эта же самая сильная модальная позиция = позиция БОЖЕСТВЕННОГО ВСЕЗНАЮЩЕГО и ВЕЗДЕСУЩЕГО! Почему? Потому, что сам С.Есенин использует слово "ДАР" , т.е. Поэт от момента своего рождения (даже априорно) поставлен в привилегированную самую сильную модальную позицию "необходимым быть" и Ему С. Есенину дан ДАР=ПРАВО ТВОРИТЬ .

Еще Платон разделил людей на две категории:" философствующие люди , чья жизненная цель сводится к заботе о собственном теле" и "настоящих философов ", т.е. ТЕХ, кому дан ДАР постичь Божественное, изучать общество и СУДИТЬ его. Однако Поэт не собирался СУДИТЬ, а "ПОВЕНЧАТЬ"! - тут и его "слабость" , Поэт оказывается в слабой модальной позицции типа: "мочь / не мочь"

Кстати идею об избрании Человека лансирует и Св. Павел в своем ПЕРВОМ ПОСЛАНИИ РИМЛЯНИНАМ:

"...но те,кто был избран Богом, опознали Истину, а другие остались слепыми" (ХІ:7)

И как-то сказано: Господь дал им заспавшее сознание... и он им дал глаза, чтобы не видеть и уши, чтобы не слышать"(ХІ:9) ....в этом и их наказание"

Эту "слабость" (под влеянием того же заспавшего и заржавевшего общества) хорошо объясняет Христо Тодоров в своем анализе произведения Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века":

" Итак душа героя оказывается единственным местом драмы, душа героя представляется как сложный внутренний мир, полный противоречий, непроницаемой, необъяснимой, около которой конценрируется все внимание автора..." -

" La Confession d"un enfant du siècle" Alfred de Musset: "-

"Ainsi, l"âme du héros devient le seul lieu du drame; elle apparaît comme tout un univers complexe, contradictoire, opaque et inexplicable, autour duquel se concentre toutе l"attention de l"auteur." (p. 48, Hist.)

- в нашем случае наше внимание концентрируется на предложенной выше цитате С.Есенина.

Интересно проследить наблюдения Хр. Тодорова над текстом Мюссе:

" В сущности, Мюссе проводит параллель между двумя одновременно существующими факторами -Зло моральное индивида и Зло, от которого ржавеет общество. ...." -

" A vrai dire, Musset établit tout simplement un parellèle entre deux faits suimultanés - le mal moral de l"individu et le mal qui ronge en général toute la société;... "

Более того, Хр. Тодоров обращает внимание на ПРИРОДУ героя, такой, какой она ему дана от рождение и ПРОМЕНЕННОЙ (внутреннее духовное состояние героя) под влиянием того же ржавеющего общества.

Эти исследования болгарского ученого интересны тем, что они оказываются общим постоянным идеогенетическим критерием для изучения трагедий и А.Пушкина, и М.Лермонтова,и нашего Сергея Есенина, - общество судит избранных Богом Творцов.

Но вернемся к Есенинскому тексту, к этому раздвоению....По своей природе Есенин верующий в Бога, - крещен, - Православие, - это же сущность Поэта и вот это жестокое раздвоение своей сущности Поэт очень метко и коротко выражает антитезисной структурой:

"Ах, кака смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил

Горько мне, что не верю теперь. "

теза антитеза= теза

"Стыдно мне, что я в бога верил / Горько мне что не верю теперь

"И не въведи нас во изкушение / но избави ни от Лукавия"

"Еt ne nous soumets pas à la tentation / mais délivre nous du Mal"

Мною предложены ТРИ варианта раскаяния: текст Есенина; текст Молитвы на болгарском; текст молитвы на французском - необходимо глубже понять состояние души Есенина. (по две строфы)

Во французском тексте слово " Mal" означает ЗЛО! и тут нет никаких метафорических оттенков как в слове "ЛУКАВИЯ" - как мы говорим:"Лукавый попутал" - само слово имеет идею персонификации - т.е. можно себе вообразить любой Образ Лукавого!

Почему это так важно для нашего имманентного анализа? потому что и в тексте Молитвы и в словах Есенина смысл кажется один и тот же т.к. он сводится к сильному и очень коварному модальному глаголу "ХОТЕТЬ" . Именно идея ЖЕЛАНИЯ=СОБЛАЗНА отклоняет человека от правильного пути. Так что в примерах из текста Молитвы и левая и правая сторона редуцируются к: не хотеть/ не хотеть" :т.е. последние две строфы Молитвы ОТЧЕ НАШ редуцируются к НЕЖЕЛАНИЮ молящегося "хотеть иметь в неограниченном количестве ВСЕ, когда глагол "хотеть" из транзитивного переходит в форму ИНТРАНЗИТИВНОГО= НЕОГРАНИЧЕННОЕ БОГАТСТВО! ВЛАСТЬ и т.д. ( Хр. Т.) , что и считается ГРЕХОМ.

Однако в тексте Поэта идеогенетическая база другая:

"Стыдно мне , что я в бога верил / Горько мне, что не верю теперь" -

разница между настоящим текстом Молитвы ОТЧЕ НАШ и субъективной интерпретацией Поэта состоит как раз в том, что левая сторона у него редуцируется к "интранзитивному" ХОТЕТЬ ИМЕТЬ ВСЕ" :

"Стыдно мне, что я в Бога вирил" = ХОЧУ ИМЕТЬ ВСЕ!

" И ПОХАБНИЧАЛ Я И СКАНДАЛИЛ

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЬІ ЯРЧЕ ГОРЕТЬ ." - интранзитивное желание ХОТЕТЬ ИМЕТЬ! КАЗАТЬСЯ и т.д. - тут НЕТ РАСКАЯНИЯ ! Поэт ХОТЕЛ испытать все искушения Известного Поэта.

Однако прозрение к Поэт- избраннику приходит, когда Общество со своим прогнившем Я называет Поэта Есенина,по своей сущности остающемуся все тем же православным, крещенным, "похабником и скандалистом" И это и позволяет Поэту начать свое стихотворение мальчишеским, озорным ВЬІЗОВОМ Той части общества, Которое не видело в нем его православную сущность:

"Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - веселый свист,

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист" -

да! Поэт-избранник возвращается к своему первоначальному Я - , которое молит:" но избави ни от Лукавия" = НЕ ХОЧУ ГРЕШИТЬ!="Горько мне , что не верю теперь"

Таким образом, стихотворение С.Есенина интегрируется на базе трех типов Я:

1. Я - Душа Поэта православного христианина - "быть" = Аз есмь =

"Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать -

Положили меня в русской рубашке,

Под иконами умирать." - раскаяние...

2 - внешнее, типа: "казаться" :

"Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть."

3. Я=МЬІ=Часть ОБЩЕСТВА, не воспринимавшая С.Есенина тогда, в его бытность и не воспринимающая его и сегодня, - министр РФ открыто назвал Сергея Есенина -"ХУЛИГАН" и убрал его из школьной программы.

Гениальное стихотворение создал Сергей Есенин - прозрев свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА, данное ему от Бога, пройдя через АД человеческого общества, Великий Сын России понял, что необходимо вернуться к Своему ИСТОЧНИКУ - СОЗДАТЕЛЮ через РАСКАЯНИЕ - "под ИКОНАМИ умирать."

Низкий поклон.....

Литература:

1. Christo Todorov, Histoire de la littérature fraçaise, FABER, 1999 p.48