Самоходная гаубица 152 мм. От «Акации» до «Коалиции»: современные тяжёлые САУ

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

История создания САУ 2С3 Акация

До середины 60-х годов в войсках Советской Армии продолжали служить САУ ,
и
, созданные и принятые на вооружения ещё в период Великой Отечественной войны. Они сочетали в себе качества пушечно-гаубичной артиллерии с противотанковыми возможностями, и за эту универсальность нравились военным, чьи взгляды на способы ведения боевых действий сформировались в ходе войны.

Однако когда военное поколение офицеров и генералов стало постепенно сменяться послевоенным, стали формироваться новые взгляды на использование самоходной артиллерии.

Так, в частности, главным врагом танка был объявлен не артиллерийский снаряд, а ПТУРС. Поэтому посчитали, что самоходная артиллерия с одной стороны не может быть противотанковой, а с другой, ей не нужна противоснарядная броня, поскольку ПТУРСы её всё равно пробьют, сколь бы крепкой она ни была. А по сему САУ должна быть максимально подвижной, желательно плавающей и авиатранспортабельной, а следовательно иметь лишь противопульное бронирование. Орудие же для максимального манёвра огнём должно размещаться не в бронерубке, а во вращающейся башне с возможностью кругового обстрела и высокого угла подъёма ствола. Кроме того, орудие должно было иметь возможность стрелять и ядерными снарядами.

Исходя из этих взглядов, совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» было выдано техническое задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 Акация .

Конструкция 2С3 Акация

Акация была спроектирована по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое.

В ходе проектирования гаубицы, рассматривалось несколько вариантов шасси. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Также рассматривался вариант использования в качестве шасси среднего танка «Объект 432». После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода.
При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель). Конструкторам удалось добиться разрешения на усиление брони до 30-миллиметровой толщины и, соответственно, отказа от плавучести. Однако авиатрансппортабельность военным отстоять удалось, и Акация может перевозиться в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов. Так, тяжёлыйлый военно-транспортный самолёт
может взять на борт две таких установки.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия.

Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика – слева. Командир находится за наводчиком.
Боекомплект был первоначально размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк.

Вооружение 2С3 Акация


Основным вооружением Акации является гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола 27 калибров . Разработкой этой артсистемы занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20 , изготавливалась в Перми на Мотовилихинском заводе. По конструкции ствола 2А33 отличается от Д-20 только наличием эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, а по баллистике и боеприпасам она полностью соответствует Д-20. Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне. Стрельба возможна только с места.


2А33 имеет гидропневматические противооткатные устройства, цилиндры которых жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката равна 510-710 мм, предельная – 740 мм. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. При ведении стрельбы прямой наводкой без перекомплектации зарядов из боеукладок башни и корпуса скорострельность составляет 3,5 и 2,6 выстрела в минуту соответственно. А при ведении стрельбы с закрытых позиций с подачей выстрелов с грунта скорострельность достигает четырёх выстрелов в минуту. При наведении гаубицы на цель поворот башни производится вручную или с помощью электропривода (угол горизонтального обстрела 360°), а наведение в вертикальной плоскости – только ручным подъемным механизмом, который имеет один сектор и уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа Диапазон углов вертикального обстрела – от -4° до +60°.

Первоначально возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов: 36 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества – 5,86 кг) . Имелось также четыре кумулятивных снаряда БП-540. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами были предусмотрены полный и шесть уменьшенных зарядов, максимальная дальность стрельбы составляет 17410 м. Прицельная дальность стрельбы кумулятивным снарядом равна 3000 м, он способен пробивать расположенную под прямым углом плиту броневой стали толщиной 250 мм.
Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

Двигатель 2С3 Акация

В качестве силовой установки Акации используется V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведёт своё происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке
, а потом на
и на

. При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 38 880 см 3 .
Для передачи крутящего момента к ведущим звёздочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Серийное производство Акации началось в 1973 году. В 1975 самоходка была модернизирована. В усовершенствованной машине две боеукладки заменялись одной барабанного типа на 12 выстрелов, в боекомплект вводились активно-реактивные боеприпасы. Длина ствола была увеличена на один калибр. Модернизированная гаубица получила обозначение 2С3М. В 1987 году на гаубицу установили аппаратуру приема и отображение информации и новый перископический прицел. В боекомплект ввели корректируемый боеприпас ОФ-38 «Краснополь». Модификация получила обозначение 2С3М1.
САУ 2C3 Акация до сих пор состоит на вооружении артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий. В советские времена самоходка поставлялась в страны организации Варшавского договора, Ирак, Ливию и Сирию, где также состоит на вооружении.

Русские САУ

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км.

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

2С3 «Акация» 152-мм САУ. Самоходная гаубица 2С3 «Акация» была сконструирована и построена на КБ завода имени Калинина в связи с постановлением Совета министров СССР от 4 июля 1967 г. Две первых опытных машины создали уже в конце 1968 г., однако в процессе испытаний проявился ряд серьезных недоработок, в частности сильная загазованность боевого отделения. Из-за этого же недостатка испытания не прошли еще четыре образца, построенные к лету 1969 г. После усовершенствования системы вентиляции проблема была решена, и первая серия машин была выпущена уже в 1970 г. А в 1971 г. Корпус «Акации» разделен на три отсека. В носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой находится отдел управления, в котором расположено рабочее место механика-водителя. Справа в носовой части размещается силовой отсек с двигателем, трансмиссией, системами питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Оставшуюся часть корпуса и всю башню занимает боевое отделение, подавляющее пространство которого находится под гаубицей и боеукладкой. Командирская башенка и люк размещены в крыше башни слева, а люк заряжающего - справа. Базой для артиллерийской части «Акации» стало буксируемое орудие того же назначения - 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее внутреннее устройство, баллистику и боеприпасы оставили без изменений. Гаубице был присвоен индекс ГРАУ-2А33. Пушку установили в амбразуре башни. Ствол орудия состоял из моноблочной трубы, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, гидравлического тормоза отката веретенного типа с компенсатором жидкости и пневматического накатника с клапаном дополнительного торможения. Угол наведения гаубицы по вертикали производился в диапазоне от -4 до +60". Орудие имело ручной подъемный механизм секторного типа, оборудованный уравновешивающим пневматическим устройством толкающего типа. «Акация» способна производить огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Боекомплект включает 40 выстрелов ОФС Оф-540 и ОФС ОФ-25, хранящихся о двух боевых укладках, находящихся в башне и корпусе. В конце 70-х гг. машина стала оснащаться одной боеукладкой барабанного типа, а боекомплект вырос до 46 выстрелов. Для загрузки снарядов в корме самоходки имеется специальный люк. Кроме того, гаубица способна стрелять широким ассортиментом снарядов: Бр-540Б, Бр-540, осветительными парашютными С1, химическими 3X3, всеми 152-мм. В 1970-х гг. боекомплект «Акации» пополнился выстрелом с ядерным боеприпасам мощностью 2 кт. В качестве вспомогательного вооружения используется 7,62-мм пулемет ПКТ, расположенный над люком командира и необходимый для борьбы с воздушными силами противника. 2С3 оборудована фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, системой герметизации рабочих мест экипажа, что позволило защитить людей от воздействия химического, бактериологического и ядерного оружия. Герметичность машины сохраняется и во время передвижения, и в процессе стрельбы из боекомплекта, хранящегося внутри самоходки. Вес «Акации» позволяет ее транспортировку на тяжелых транспортных самолетах. Тактико-технические характеристики 2С3 «Акация» Экипаж: 4 чел. Масса: 27,5 т Длина: 8,4 м Высота: 3,05 м Ширина: 3,25 м Клиренс: 450 мм Максимальная скорость по шоссе: 60 км/ч Запас хода по шоссе: 500 км Вооружение: 152-мм 2А33 гаубица, пулемет 7,62-мм ПКТ Боекомплект пушки: 46 Дальность стрельбы: до 20,5 км Двигатель: В-59У Мощность двигателя: 520 л.с Бронирование: противопульное, Лоб корпуса, мм - 30 Борт корпуса, мм - 15 Лоб башни, мм - 30 Борт башни, мм - 15

Самоходные гаубицы впервые нашли боевое применение в ходе Второй мировой войны. Они широко использовались в германской, британской и американской армиях. В СССР 152-мм гаубица М-10 размещалась в танке КВ-2, а 122-мм гаубица М-30 - в самоходной установке СУ-122, созданной на базе танка Т-34. Угол возвышения в этих установках был очень мал, и о навесной стрельбе не могло быть и речи, поэтому гаубицы выполняли функции пушек.

В 1947-1953 годах началось проектирование и первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С.Хру-щев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков, говоривших о десятках мегатонн, тысячах километров дальности стрельбы и т.д. Зачем нужны какие-то самолеты, надводные корабли, танки, пушки, когда есть универсальное оружие, способное уничтожить в течение часа любого противника? Однако на это требовались огромные средства, и Хрущев начал «крестовый поход» против обычного вооружения. Так, полностью были прекращены все работы по железнодорожной и береговой артиллерии, по зенитным орудиям среднего и крупного калибра, по корабельным орудиям калибра свыше 76 мм и полевой артиллерии (корпусной и особой мощности). То же коснулось и самоходной артиллерии. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах.

Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно. Примеров таких конфликтов десятки: 50-е годы - артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е - бои за остров Даманский между СССР и КНР; 70-е - «первая социалистическая война» между Вьетнамом и КНР; в 1967- 1972 годах - артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем, наконец, в 90-х - война в Боснии. Везде тяжелая артиллерия подтвердила, что она была, есть и будет богом войны и последним доводом королей.

Работы над САУ возобновились только после ухода Хрущева. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ «Акация», «Гвоздика», «Фиалка» и 240-мм самоходному миномету «Тюльпан».

Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2СЗ «Акация» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси - на заводе «Уралтрансмаш».

Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) - 2АЗЗ.

Ствол гаубицы состоит из трубы-моноблока, двухкаморного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (ко-пирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510- 710 мм, а предельная - 740 мм.

Ручной подъемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Но ГАУ (прежнее название ГРАУ) периодически охватывало желание заменить раздельногильзовое заряжание картузным, преимуществом которого является сравнительно небольшой выигрыш в стоимости выстрела. Однако введение его усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов и создает серьезные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Так, в 1938-1940 годах крохоборы из ГАУ попытались ввести картузное заряжание в 152-мм гаубице-пушке МЛ-20, в гаубице Д-1 и других системах. Изготовили с десяток опытных систем, израсходовали большие средства и в результате от этой затеи отказались. В 1967 году «картузная болезнь» дала рецидив в ГРАУ. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы гаубицы с картузным заряжанием 122-мм Д-16 и 152-мм Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Опять же изготовили опытные образцы, но полигонные испытания их прошли неудачно. Началась длительная доработка. Результат был тем же, что и в 1940 году. В марте 1972 года работы по модернизированным Д-16М и Д-11М прекратили.

Первые два опытных образца 2СЗ были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались непринятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний.

В конце концов, с проблемой загазованности с грехом пополам справились, ив 1971 году САУ 2СЗ «Акация» была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии - УЗТМ. Первые три машины собрали в декабре. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть - в декабре. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

Шасси «Акации» разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (объект 123), которое в свою очередь создали на базе опытной самоходной установки СУ-100П (объект 105). Новое шасси получило индекс «объект 303». 2СЗ разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель.

Отсек силовой установки находится справа в носовой части. В нем помещен двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту - люк заряжающего. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукпадки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Командир располагается сзади наводчика.

«Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,6 кг/см2, что соответствует давлению на грунт ноги человека. САУ может преодолевать подъемы и спуски крутизной до 30°, рвы шириной до 3 м и dthтикальные стенки высотой до 0,7 м, а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины - не более 25°.

Установка снабжена системой защиты от радиоактивного заражения, действующей автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве.

Для защиты экипажа от оружия массового поражения корпус САУ обладает герметичностью, которая поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, помещенным внутри машины. Однако при стрельбе выстрелами, подаваемыми с грунта, о герметичности и речи нет. В САУ установлена автоматическая противопожарная система, включающаяся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях.

Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от бронебойной пули с дистанции 300 м. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтровентиляционная установка.

Двигатель - 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая, двухпоточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром имеет ширину трака 490 мм.

Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

В 1975 году вместо двух механизированных боеукпадок ввели одну - барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2СЗМ, а гаубица - 2АЗЗМ.

В боекомплект «Акации» вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества - 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т.д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т.п.) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2СЗ входит кумулятивный снаряд (бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы) БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° - 220 мм, под углом 30° - 120 мм.

В штатный боекомплект 2СЗМ обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных - БП-540. Но «Акация» может стрелять и другими снарядами, например, осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3X3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МЛ-20 и Д-20, а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. Кроме того, по сведениям западной печати, в 70-х годах 2СЗ была оснащена выстрелом с ядерным боеприпасом.

В 1987 году индекс самоходного орудия изменился еще раз на 2СМ1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема командной информации и новым прицелом. САУ авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

Производство «Акации» было прекращено приблизительно в 1993 году. Из ее тактико-технических данных видно, что она проектировалась как ответ на принятие на вооружение в 1962 году американских 155-мм гаубиц М109 и 203-мм М110. Конечно, не совсем корректно сравнивать 152-мм гаубицу с 203-мм, но, увы, у нас 203-мм самоходных гаубиц тогда и в помине не было.

По дальности огня «Акация» была сопоставима с М109 и превосходила М110, а действие нашего 152-мм снаряда ОФ-540 - с действием американского 155-мм. Другой вопрос, что в 60-х годах САУ проектировалась не только под осколочно-фугасные снаряды, их куда более грозным оружием были выстрелы с ядерными и химическими боевыми частями.

В 1963 году для 155-мм гаубиц М109 в США приняли на вооружение снаряд М-454 с ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная - 2 км.

В 1964 году для 203-мм гаубицы М110 был принят на вооружение снаряд М-442 с ядерным боеприпасом W-33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 клб и массой 110 кг, а в 1981 году для М110А2 - снаряд М-753 с ядерным боеприпасом W-79 мощностью 2,2 кт, длиной 5,4 клб и массой 98 кг. В США изготовлены тысячи ядерных снарядов калибра 155 и 203 мм. У нас же на информацию о ядерных и химических боеприпасах всегда было наложено строжайшее табу. Подобно старухам, боявшимся произнести слово «черт» и называвшим его «нечистым», наши генералы даже в совсекретных документах именовали ядерные боеприпасы «спецбоеприпасами». По сведениям западной прессы, в СССР ядерными боеприпасами для артиллерийских орудий занялись лишь в 70-х годах. Что же касается химических снарядов 152-мм калибра, то их было буквально навалом аж с 1916 года. Так как гаубица Д-22 вела свой род от буксируемой гаубицы Д-29, а та - от гаубицы-пушки МЛ-20, а та в свою очередь - от 152-мм осадной пушки Шнейдера обр. 1910 года, то «Акация» может стрелять всеми химическими боеприпасами, созданными с 1916 года.

По мобильности и проходимости «Акация» близка к М109. В справочниках указывается, что М109 плавающая машина, а «Акация» - нет. На самом деле М109 скорее условно плавающая, так как удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но только с целью произведения шумового эффекта вследствие того, что горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы.

В середине 70-х годов американская гаубица М109 была модернизирована и получила индекс М109А2. Аналогично в 1978 году принимается на вооружение модернизированная М110А2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубиц. В обеих системах удлинили ствол и увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм и 203-мм осколочно-фугасными снарядами стала существенно больше, чем у «Акации» (М109А2 - 22 км и М110А2 - 24 км). Кроме того, в боекомплект М109А2 и М110А2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на проходимости и маневренности САУ.

«Акация» достаточно хорошо зарекомендовала себя в Афганистане, а также во всех конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Она состоит на вооружении нескольких стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. К настоящему времени «Акация» считается устаревшей САУ, в первую очередь это касается дальности стрельбы.

Самоходная артиллерийская установка 2СЗ «Акация»:

1 - 152-мм гаубица, 2 - прицел, 3 - башня, 4 - приборы наблюдения, 5 - прожектор, 6 - антенна радиостанции, 7 -колесо направляющее, 8 - каток поддерживающий, 9-каток опорный, 10 - звездочка ведущая, 11 - кронштейн крепления гаубицы по-походному, 12 - люк командира, 13 - люк механика-водителя, 14 - крышки моторно-трансмиссионного отсека, 15 - лючок для подачи боеприпасов с грунта, 16-люк заряжающего, 17 - пулемет ПКТ, 18-решетка выхлопного коллектора, 19 - корпус.

Сравнительные характеристики САУ 2С3М "Акация" с зарубежными аналогами

Индекс САУ

Калибр орудия, мм

Длина ствола, клб

Угол ВН, град.

Угол ГН, град.

Маса установки, т:

Боекомплект, выстр.

В 1947-1953 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С.Хрущев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков и своей властью прекратил работы по развитию тяжелых танков и артиллерии. Высвободившиеся средства он направил на разработки ракетного вооружения. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах. Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно. Примеров таких конфликтов десятки: 50-е годы - артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е годы - бои за остров Даманский между СССР и КНР; 70-е годы - "первая социалистическая война" между Вьетнамом и КНР; в 1967-1972 годах - артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем, наконец, в 90-х - война в Боснии и Чечне. Везде артиллерия, в том числе и самоходная, подтвердила, что она была, есть и будет богом войны. Работы над САУ возобновились только после ухода Н.С.Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ “Акация”, “Гвоздика”, “Фиалка” и 240-мм самоходному миномету “Тюльпан”.


Началу работы над СГ “Акация” предшествовал сравнительный анализ артиллерийских орудий, созданных во время войны (СУ-100, СУ-152), и артсистем послевоенного поколения. В результате была выбрана концепция перспективного развития самоходной артиллерии.

Проектирование и изготовление первых опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 “Акация” проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси - на заводе "Уралтрансмаш". Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) - 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК Круг, которое в свою очередь создали на базе опытной CAУ СУ-100П, и получило индекс "Объект 303".

Два первых опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. В конце концов, с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 “Акация” была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии-УЗТМ. Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть - в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

САУ 2СЗ разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту - люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Командир располагается сзади наводчика.

Основное вооружение “Акации” - 152-мм гаубица Д-22. Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510-710 мм, а предельная - 740 мм. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4° до +60°. Ручной подъемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну - барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица - 2А33М. В боекомплект “Акации” вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества - 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т. д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т. п.) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18 500 м, при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24 000 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит кумулятивный снаряд БП-540, бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3 000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° - 220 мм, под углом 30° - 120 мм. В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных БП-540. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60° - 100-мм; Б-540 - 115-мм и 95-мм броню соответственно. В 1970 году для САУ “Акация” была начата разработка специального выстрела ЗБВЗ с дальностью стрельбы 17 400 м. Самоходная гаубица Акация может стрелять и другими снарядами: осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3Х3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МП-20 и Д-20, корректируемыми 152-мм снарядами Краснополь (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2СЗ был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.

В качестве силовой установки на машине установлен 12-цилиндровый четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-59. Двигатель развивает мощность 382 кВт, что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальными катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резинометаллическим шарниром равна 490 мм. “Акация” обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 МПа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подъемы и спуски крутизной до 30°, рвы шириной до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м, а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины - не более 25°.

Самоходная гаубица 2С3 оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного . В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность “Акации” поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.

В 1987 году “Акацию” оснастили аппаратурой приема командной информации и новым прицелом, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2СЗМ1.

Самоходная гаубица 2С3 авиатранспортабельная, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки. САУ “Акация” достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР.

Производство самоходки 2С3 “Акация” прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.

Режимы огня гаубицы
Скорострельность без перекомплектации зарядов:
прямой наводкой из укладки башни, выстр./мин 3,5
прямой наводкой из укладки корпуса, выстр./мин 2,6
при стрельбе с закрытых позиций и подаче выстрелов с грунта, выстр./мин 3,4
Средняя скорострельность при полном расходе возимого боекомплекта, выстр./мин 1,9
Тепловые ограничения:
30 выстрелов за 10 мин
75 выстрелов за 60 мин
Наибольшая предельная дальность (с прицелом прямой наводки ОП5-38), м 4000

Характеристики
Боевая масса, т 27,5
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8400
длина корпуса 7765
ширина 3250
высота 3050
клиренс, мм 450
Бронирование противопульное
Вооружение: 152-мм гаубица Д-22 (2АЗЗ); 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект 46 выстрелов, 1500 патронов
Скорострельность, выстр/мин 3,5
Дальность стрельбы, м: осколочно-фугасным снарядом 18500 активно-реактивным снарядом 24000 Двигатель В-59,12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 382 кВт Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,89
Удельное давление на грунт, МПа 0,059
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 830
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 0,7
ширина рва, м 3,0
глубина брода, м 1,0

Источник : Энциклопедия бронетехники: Гусеничные боевые машины
По материалам сайта ОАО "Мотовилихинские заводы"