Развитие международного права после второй мировой войны. Влияние второй мировой войны на развитие международного права

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Становление и общий характер современного международного права

Процесс становления современного международного права самым существенным образом связан с такими крупнейшими событиями XX века, как Первая мировая война и создание Лиги Наций, Вторая мировая война и создание Организации Объединенных Наций, ликвидация колониальной системы и появление на международной арене большого числа новых независимых государств, научно-техническая революция.

Новые идеи и принципы положили начало становлению современного международного права. К наиболее важным международно-правовым принципам, провозглашенным в самом начале XX века и позднее вошедшим в международное право, относятся принципы запрещения агрессивной войны; преступности такой войны; право народов и наций на самоопределение; принцип равноправия государств независимо от их экономических, социальных и политических систем; недействительности неравноправных договоров и договоров, навязанных силой; уважения социально-экономических прав человека.

На международное право оказало большое влияние образование в 1919 г. Лиги Наций . Впервые в истории была создана всеобщая международная организация по поддержанию международного мира и реализации, хотя и опосредованно, норм международного права. Важным событием явилось также создание Постоянной палаты международного правосудия, т.е. Международного суда при Лиге.

Принятие Статута Лиги Наций стало шагом вперед в развитии международного права. Хотя Статут не запрещал прибегать к войне, но существенно ограничивал это право государств и предусматривал возможность применения санкций против государства, нарушившего такие ограничения.

Самым крупным событием в международном праве в период между Первой и Второй мировыми войнами было заключение в 1928 г. Пакта Бриана - Келлога. Впервые в истории появился общий многосторонний договор, запретивший прибегать к войне в отношениях между государствами и устанавливавший, что все споры между государствами должны решаться мирными средствами. Нормы этого договора скоро стали нормами общего международного права, обязательными для всех государств.

Но в международных отношениях в этот период складывались две тенденции: мирное сосуществование и конфронтация, причем значительно превалировала вторая тенденция. Международное право развивалось на основе соглашения между государствами. В условиях конфронтации, естественно, не могло быть должных условий для прогрессивного развития международного права.

Вторая мировая война, победа Антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и ее союзницей - милитаристской Японией, которые ставили своей целью, в частности, замену международного права теорией расового господства, основанного на силе, создание Организации Объединенных Наций знаменовали новый этап в развитии международного права.

Устав Организации Объединенных Наций , принятый в 1945 г., не только развил старые демократические принципы международного права, но и внес в него ряд новых фундаментальных принципов. Таких, например, как принцип неприменения силы и угрозы силой в отношениях между государствами, право на самоопределение всех народов, принцип равноправия всех государств, принцип уважения основных прав и свобод человека.

Устав ООН стал основным документом современного международного права. В соответствии с ним был создан международный механизм реализации норм международного права, более эффективный, чем механизм Лиги Наций. Важнейшими звеньями этого механизма являются Совет Безопасности ООН и Международный суд ООН.

Деятельность ООН оказала существенное позитивное влияние на весь ход послевоенного строительства в мире и систему международного права. Распад колониальной системы привел к появлению на международной арене новых государств, которые вскоре стали составлять более половины всех государств мира. Образовалось мощное движение неприсоединившихся государств, «Группа 77» и ряд других объединений государств, не принадлежащих к двум соперничавшим военно-политическим блокам. В области международного права эти государства, обычно именуемые развивающимися странами, особое внимание уделяли международно-правовым вопросам суверенитета государств и нового международного экономического порядка, который бы содействовал их ускоренному экономическому развитию. Вместе с тем они активно выступали и выступают за прогрессивное развитие международного права в целом.

Научно-технические революции второй половины XX века привели к радикальным изменениям не только научно-технической и экономической основы, но и всех аспектов общества. Появились невиданные ранее глобальные проблемы, ставящие под угрозу существование человеческой цивилизации и выживание самого человека. Влияние этих грандиозных событий на межгосударственную систему и международное право еще только начинает сказываться. Но уже сейчас ясно, что сфера международно-правового регулирования должна быстро расширяться и что международное право, хотя оно и не является панацеей - а такой панацеи вообще не существует, - представляет собой важное средство решения глобальных и других международных проблем и, таким образом, одно из важных средств, обеспечивающих выживание.

Период после окончания Второй мировой войны и принятия Устава ООН характеризуется значительно более быстрым развитием международного права, чем первая половина XX века. Это развитие происходило главным образом путем заключения международных договоров. Был заключен ряд важных общих международных договоров, таких, например, как Конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенция по морскому праву 1982 г., Договор о космосе 1967 г., ряд договоров по сдерживанию гонки вооружений, по охране окружающей среды.

По сравнению с классическим международным правом, современное международное право принято считать новым международным правом. Это связано прежде всего с изменением основных принципов и институтов международного права, которые определяют его лицо.

Перестали существовать такие принципы и институты старого международного права, как право государства на войну, право победителя, институт завоевания, контрибуции и др. К числу новых важнейших принципов и институтов международного права относятся прежде всего принципы мирного сосуществования, неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях, равноправия и самоопределения народов, уважения прав человека, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.), международной уголовной ответственности индивидов.

Наряду с этим развивались и укреплялись старые демократические принципы и нормы международного права, такие, как принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств, и др. Классическое международное право, несмотря на то, что оно было значительно более прогрессивным, чем феодальное, продолжало, по существу, оставаться правом сильного; оно признавало право государства использовать силу в отношениях с другими государствами, право государства на войну, санкционировало с некоторыми ограничениями то, что было добыто силой.

Современное международное право, напротив, запрещает обращение к войне, применение силы и угрозы силой. Государства должны разрешать свои споры только мирными средствами. К государству, развязавшему и ведущему агрессивную войну, предусматривается применение суровых санкций. Кроме того, появилась международная уголовная ответственность индивидов, виновных в развязывании и ведении агрессивной войны.

Старое международное право было преимущественно правом цивилизованных или христианских государств. Такое классическое (по определению доктрины) международное право содержало нормы и институты, которые являлись орудием колониального закабаления народов, освящали и юридически закрепляли колониальный режим и иные формы зависимости и эксплуатации народов. К ним относились, например, право захвата «ничейной земли» (территории) (права туземного населения слаборазвитых стран не принимались во внимание), право завоевания, колонии, протектораты, сферы влияния, неравноправные договоры и т.д. Эти нормы и институты существовали наряду с демократическими принципами, находясь с ними в резком противоречии. Огромный континент Африки и значительная часть Азии не выступали в международных отношениях. Вследствие распада колониальной системы расширилась пространственная сфера действия международного права. Оно стало в этом смысле всемирным правом.

В современном международном праве принцип равноправия и самоопределения народов - один из основных его принципов. Международное право охраняет свободу и независимость народов и объявляет колониализм вне закона; в его основе лежит принцип суверенного равенства государств.

Огромным событием в международном праве явилось то, что оно «дошло» в значительной степени до человека, который был фактически недосягаем для старого международного права. Принцип уважения прав человека стал общепризнанным принципом международного права. Вопросы прав человека перестали полностью входить во внутреннюю компетенцию государства, и индивид приобретает все больше элементов международной правосубъектности.

Несмотря на существующее в мировой литературе по международному праву различие мнений по этому вопросу, представляется правильным, что принцип мирного сосуществования государств независимо от их социально-экономических и политических систем является обобщающим принципом современного международного права. Он отражает реально существующий плюрализм социальных, экономических и политических систем и воплощает основную цель современного международного права - обеспечение мирного сожительства и сотрудничества государств в условиях плюрализма и отказа от концепции победы одной системы над другой.

Существенные изменения произошли также во всех отраслях международного права - в таких, например, как субъекты международного права, право международных договоров, международно-правовая ответственность, мирное разрешение споров, дипломатическое и консульское право. Появился ряд новых отраслей международного права: право международных организаций, права человека, право международной безопасности, международное право окружающей среды, международное космическое право и др.

Очень важным является прогресс в области развития международных механизмов реализации международного права. В классическом международном праве считалось, что, поскольку государства суверенны, в принципе не может быть каких-либо международных механизмов принуждения государств к осуществлению норм международного права. В современном международном праве международные механизмы реализации его норм приобретают все большее значение. В этом участвуют в разной степени все международные организации, а также специальные международные органы. Особое значение имеют Совет Безопасности ООН, Международный суд ООН, региональные международные суды и арбитражи.

Необходимо вместе с тем признать, что современное международное право недостаточно развито и эффективно именно в тех областях международно-правового регулирования, которые касаются новых жизненно важных проблем, возникших перед человечеством в последние десятилетия. Постараемся показать это на примере трех групп глобальных проблем: проблемы всеобщей безопасности и разоружения, проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и проблемы создания нового международного экономического порядка.

Было бы неверно полагать, что отношения между государствами по этим вопросам не регулируются международным правом. Основные принципы международного права покрывают все сферы отношений между государствами. Но этого недостаточно. Необходимы конкретные нормы для каждой из названных областей для того, чтобы международно-правовое регулирование было более эффективным.

Так, из основных принципов международного права, прежде всего из принципа неприменения силы и угрозы силой, следует, что политика гонки вооружений противоречит международному праву. Но совершенно очевидно, что тут необходимы также конкретные нормы международного права: нормы, полностью запрещающие испытания ядерного оружия, обязывающие государства сокращать, а затем и ликвидировать его, снижать уровень так называемых обычных вооружений, нормы, запрещающие использование космоса в военных целях, предусматривающие строгий контроль за исполнением соответствующих договоров.

Проблема охраны и рационального использования окружающей природной среды стала второй после угрозы ядерной войны глобальной проблемой, от решения которой зависит существование человечества.

В широком плане вопрос о международно-правовой охране окружающей природной среды был поставлен на Стокгольмской конференции в 1972 г. В настоящее время ведется интенсивная разработка международно-правовых норм в этой области, заключено немало международных соглашений по отдельным вопросам, все шире развертываются научные исследования. Важным шагом в этом плане стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. Но впереди большая работа, направленная на развитие права окружающей среды.

Огромное общечеловеческое значение приобрела проблема ускоренного развития слаборазвитых стран, которые в современных условиях не только не догоняют развитые страны, но все более отстают от них. Здесь центральными международными проблемами являются проблемы создания нового международного экономического порядка, который бы удовлетворял справедливые требования развивающихся стран, и задолженности этих стран.

В 1974 г. Генеральная ассамблея ООН приняла два важных документа: Декларацию об установлении нового международного экономического порядка и Хартию экономических прав и обязанностей государств. Эти резолюции Генеральной Ассамблеи - важный этап в процессе создания международно-правовых норм относительно создания нового международного экономического порядка.

В 1998 г. на Дипломатической конференции представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по учреждению Международного уголовного суда был подписан Римский статут. Созданный на его основе Международный уголовный суд создал прочные гарантии обеспечения международного правосудия и уважения к нему. Тем самым система международного уголовного права как совокупность юридических норм по регулированию сотрудничества государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера обрела характер целостной по форме и законченной по содержанию системы права.

В течение XX века международное право сделало огромный шаг вперед по сравнению с классическим международным правом. Оно является общечеловеческой ценностью, своеобразным языком общения государств, одним из важнейших элементов культуры. Однако международному праву необходимо сделать еще более значительный скачок вперед, чтобы стать необходимым уже наступившей новой эпохе, критической для существования человечества.

В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. Едва ли можно сомневаться в его значении для победы. Вместе с тем, нельзя не удивиться тому, с каким трудом политическое мышление обретает дальновидность. Если бы такое сотрудничество было налажено до войны, то было бы сохранено 67.000.000 человеческих жизней. Человечеству приходится платить все более высокую цену за ошибки в международной политике и пренебрежение к международному праву.

Державы антигитлеровской коалиции создали весьма эффективный механизм принятия решений по координации военных усилий. Вклад его в победу несомненен. На совещаниях решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было

принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. Принята была и декларация, определившая основы ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства.

В феврале 1945 г. состоялась Ялтинская конференция руководителей трех держав, решившая многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней; репарации; послевоенное урегулирование в Европе; проблема Польши, Югославии).

Нередко послевоенное устройство в Европе называют ялтинским. Был решен вопрос о правилах голосования в Совете Безопасности будущей организации. Заключили соглашение и по Дальнему Востоку, согласно которому СССР обязался принять участие в разгроме Японии, а союзники признали его права на Южный Сахалин и Курильские острова. В связи с чем, невозможно назвать обоснованными претензии современной Японии на «Северные территории».

В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав Организации Объединённых Наций, который положил начало современному международному праву.

В середине того же года состоялась Потсдамская конференция руководителей трех держав, определившая принципы контрольного периода в Германии (демократизация, денацификация, демилитаризация, декартелизация). Был учрежден Совет министров иностранных дел для подготовки проектов мирных договоров. Данные проекты были рассмотрены на Парижской мирной конференции в 1946 г. (с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией). Подготовка договоров была завершена Советом министров иностранных дел в том же году, и в 1947 г. они были подписаны.

Мирного урегулирования с Германией и Японией достичь не удалось из-за расхождений между странами антигитлеровской коалиции. Они были заменены сепаратными соглашениями.



Мирные договоры 1947 г. существенно отличались от версальских договоров. Они не только урегулировали последствия войны, но и создали условия для независимого демократического развития побежденных стран.

Особое значение имеет принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками, а в дальнейшем и Устава Международного военного трибунала для суда над японскими преступниками. Уставы определили три вида преступлений, влекущих за собой индивидуальную ответственность высших должностных лиц государства: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила принципы, воплощенные в Уставах и приговорах трибуналов, в качестве общепризнанных принципов международного права.

Все это было впервые в истории и означало важный шаг в развитии механизма действия международного права. Проблема индивидуальной уголовной ответственности руководителей государств представляется одной из важнейших в обеспечении эффективности международного права и вместе с тем одной из сложнейших, поскольку решения об этом принимаются руководителями государств.

Таким образом, несмотря на чрезвычайно сложную политическую и экономическую обстановку в мире, на идеологические противоречия, был совершен переход от классического к современному международному праву.

Огромную роль в развитии международного права сыграли идеи Великой французской революции 1789 года:

Принцип равноправия государств, независимо от существующего в них строя и политического значения;

Договоры должны соблюдаться;

Новые основы права войны (допустима только оборонительная война, гуманное отношение с военнопленными, уважение прав мирного населения).

Однако в целом в международном праве отсутствовали общие цели и принципы, необходимые для объединения норм в систему.

На рубеже XIX-XX веков международное право было в значительной мере правом войны (первая (1899г.) и вторая (1907) Гаагские конференции мира – осуществлена кодификация законов и обычаев войны).

Тем не менее, в указанный период был накоплен нормативный материал, заложены начала международно-правового сознания.

Положительное:

Закрепляются в национальном праве привилегии иностранных дипломатов;

Устанавливается правовой режим иностранцев;

В некоторых странах утверждается доктрина «общепризнанные нормы международного права – часть права страны»;

Международное право начинают изучать в университетах.

По окончании Первой мировой войны, возникли широкие общественные движения, которые требовали внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями.

В 1919 году державы-победительницы учредили первую всеобщую политическую организацию, призванную обеспечить мир и сотрудничество между государствами – Лигу Наций (уставной документ - Статут ).

Положительное:

Ставилась задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов»;

В соответствии со Статутом в 1922 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд.

Главный недостаток – практически узаконил колониализм.

Говоря о первых международных документах, содержащих принципы международного права, нельзя не коснуться Декрета о мире 1917 г. молодой Советской республики:

Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества;

Выдвигались требования ликвидации колониальных отношений;

Провозглашалось право народов на самоопределение и т.д.

Среди аналогичных документов других стран особо можно выделить так называемые 14 пунктов Президента США В.Вильсона :

Свобода международной торговли;

Сокращение вооружений;

Передел колоний и территориальные проблемы Европы;

Создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.

В условиях полной изоляции Россия активизировала дипломатическую деятельность, добиваясь улучшения международной обстановки:


На первой международной конференции с ее участием (Генуя 1921г.) было предложено всеобщее мирное урегулирование на всемирном конгрессе, созванном на основе равенства всех народов и дополнить законы и обычаи войны запрещением ее наиболее варварских форм, включая ядовитые газы;

Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств;

Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики (пакт Бриана- Келлога), согласно которому война допустима только в общих интересах государства, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться мирными средствами(как известно международное право того времени признавало войну законным инструментом национальной политики);

Женевская конференция 1932 года по разоружению.

Однако, не смотря на принятие такого количество документов по поддержанию мира, мир катился к новой мировой войне, и многие страны не останавливались перед нарушением международного права для удовлетворения своих интересов:

Япония, Германия и Италия выходят из Лиги Наций и совершают один акт агрессии за другим;

Мюнхенское соглашение 1938 года между Германией, Великобританией и Францией решает судьбу Чехословакии;

Нападение СССР на Финляндию;

Нападением в 1939 г. на Польшу Германия развязывает Вторую мировую войну.

В отличие от довоенного времени, в период войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. На совещаниях антигитлеровской коалиции поимо принятия решений по координации военных усилий решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права:

На англо-советско-американской конференции 1943 года в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей1 международной организации, основанной на принципе суверенного равенства;

На Ялтинской конференции руководителей трех держав 1945 г. были решены многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней, послевоенное урегулирование в Европе, репарации – одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту (отличается от контрибуции – дани победителю, которая действовала на практике до 1919г));

На конференции Объединенных Наций в июне 1945 г. в Сан-Франциско был принят Устав ООН

В такой сложной политической и экономической обстановке происходило становление современного международного права.

Основа современного права была заложена Уставом ООН:

В основу международного права был положен принцип сотрудничества;

Порвал с легализацией колониального угнетения;

Определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами и т.д.

Вследствие чего:

В международном праве появился новый институт императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению;

Активное формирование национальных механизмов имплементации норм международного права – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

С началом холодной войны достигнутый уровень международного сотрудничества был оставлен. Международные нормы нарушались государствами обоих враждебных лагерей (Вьетнам, Афганистан, Гренада и т.д.).

Тем не менее, развитие международного права уже не могло остановиться:

Договор 1959 г. об Антарктиде;

Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах;

Договор 198 г. о нераспространении ядерного оружия;

Венская конвенция о дипломатических конвенциях 1961 г.;

Венская конвенция о праве договоров 1969 г.;

Конвенция ООН 1982г. по морскому праву и т.д.

Таким образом, история современного международного права как особой правовой системы, опирающейся на единые цели и принципы, начинается тогда, когда появляются необходимые материальные, духовные и политические условия и складывается глобальная система международных отношений, с которой связаны жизненно важный интересы всех народов. Эта система не может нормально функционировать без достаточно высокого уровня международно-правового регулирования. Чем выше развитие международной системы, тем больше необходимость в ее правовом регулировании.

С 1795 г. начались захватнические войны Франции. Эти войны и стремление Франции к гегемонизму и покорению других государств разрушили Вестфальскую систему равновесия. Франция в течение 15-летнего периода непрерывных войн отказалась от тех прогрессивных международно-правовых идей, которые были выдвинуты во время Французской революции и которым Франция пыталась следовать в своей внешней политике.

В результате победы Англии, России, других коалиционных сил над Францией произошли изменения не только на политической карте Европы. Государства-победители стремились также создать новый международный порядок, который был бы основан на принципе равновесия, а также на принципе легитимизма. Последний означал обеспечение сохранения территориальных приобретений, а также внутреннего правопорядка от революционных потрясений.

XIX век характеризуется и тем, что многие международные вопросы стали решаться на международных конгрессах (конференциях), в которых принимали участие заинтересованные государства. Начало этой практике положил Венский конгресс 1814- 1815 гг., созванный в связи с разгромом Наполеона I. В нем принимали участие почти все европейские государства (за исключением ТУрции). Акты Венского конгресса 1815 г. сыграли значительную роль в развитии международного права. Этими актами признавалась свобода судоходства по европейским рекам, постоянный нейтралитет Швейцарии и единообразие в рангах различных дипломатических представителей. Особое значение имела Декларация держав об уничтожении торга неграми.

На этом конгрессе был создан Священный союз в составе России, Пруссии и Австрии. Присоединение к этому союзу Великобритании и Франции расширили его состав. Этот союз, в сущности, присвоил себе функции на основе принципа легитимности выступать гарантом территориальной стабильности в Европе, а также сохранения внутреннего правопорядка от революционных посягательств. Уже в 1821 г. во имя принципа легитимности войска Австрии вторглись в Неаполь и Сардинию, а войска Франции - в Испанию в 1823 г. в целях защиты королевской власти. Однако впоследствии, например, в связи с революционными выступлениями в Венгрии в 1848 г. ряд государств (в частности, Англия) выступают за признание принципа невмешательства.

Идеи французской революции в области прав человека, несомненно, оказали влияние на освобождение народов от иноземного господства. Так, борьба греческого народа за освобождение от турецкого владычества была поддержана европейскими государствами, в частности Россией. А в 1830 г. Греция была признана в качестве независимого государства. В 1831 г. признается отделение Бельгии от Голландии и образование бельгийского государства. Во второй половине XIX в. возникли такие национальные государства, как Болгария, Сербия, Черногория, Румыния.

Правовое положение иностранцев становится более обеспеченным, поскольку многие государства предоставляют им в некоторых отношениях такие же права, что и собственным гражданам. Возникает институт предоставления права убежища политическим мигрантам.

Колонизация территорий в Африке и связанные с ней спорные вопросы о принадлежности той или иной территории вызвали необходимость созыва в 1884 г. в Берлине конгресса. На этом конгрессе было решено, что право открытия «ничейной» территории не является достаточным правовым основанием для оккупации территории. Оккупация должна быть эффективной, т.е. государство должно осуществлять в отношении этой территории акты власти. Кроме того, об акте оккупации государство должно сообщить другим государствам (нотифицировать).

На этом конгрессе также была признана свобода судоходства по реке Конго.

В международном праве признавались такие способы территориальных изменений либо территориальных приобретений, как цессия в разнообразных формах и плебисцит. Так, в 1867 г. Россия уступила США Аляску, в 1863 г. Великобритания уступила Греции Ионические острова. В практике государств стало признаваться, что осуществляется уступка территории, но не населения. Поэтому населению уступаемой территории предоставляется право оптации гражданства.

Плебисциты проводились в 1858 г. в Румынии, в 1860 г. в Ницце и Савойе.

Международное морское право получает дальнейшее развитие. Государства не ставят под сомнение существование таких институтов международного морского права, как открытое море, территориальные воды, права государств в отношении этих пространств. Кроме того, появляется настоятельная потребность в регулировании отдельных видов пользования морскими пространствами. В частности, заключаются двусторонние и многосторонние договоры относительно рыболовства, добычи отдельных видов животных, например морских котиков, тюленей и др. В практике государств появляются притязания на исторические заливы и прилежащие зоны.

XIX век характеризуется и тем, что развитие экономики и связанный с ним научно-технический прогресс вызвал к жизни новые формы межгосударственного сотрудничества. Такими формами явились международные организации, которые назывались международными административными союзами. Были образованы Международный союз для измерения земли (1864 г.), Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный комитет мер и весов (1875 г.), Международный союз для охраны промышленной собственности (1886 г.), Международный противоневольнический союз (1890 г.), Международный союз для публикации таможенных тарифов (1890 г.), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 г.).

Большое распространение получили договоры, число которых значительно увеличилось, их роль в регулировании международных отношений возрастала. Заключались не только мирные договоры или договоры, связанные с территориальными изменениями, но и договоры о торговле, мореплавании, по консульским вопросам, о взаимной судебной помощи, о выдаче (экстрадиции) преступников, о рыболовстве, по вопросам связи и транспорта и др.

Заключаются многосторонние договоры, например, по борьбе с пиратством, торговлей женщинами, распространением порнографических изданий и др.

Дм разрешения международных споров государства часто прибегали к международному арбитражу. Известны арбитражные решения споров: между Великобританией и США в 1870 г. по делу крейсера «Алабама»; между Англией и США в 1893 г. о промысле морских котиков в Беринговом море; в 1897 г. между Венесуэлой и Великобританией по спору о Британской Гвиане и др.

Для регламентации способов и средств ведения войны созываются международные конгрессы (конференции). Цель этих конференций - кодификация законов и обычаев войны. Так, в 1856 г. в Париже принимается Декларация о праве морской войны, которая, в сущности, подтверждает положения Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г., дополняя их новым положением о запрете каперства. В 1868 г. в Санкт-Петербурге заключается Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Особое значение имели созванные по инициативе России в 1899 и 1907 гг. Первая и Вторая Гаагские конференции мира. На этих конференциях были приняты акты, относящиеся ктаким вопросам, как законы и обычаи сухопутной войны, законы и обычаи мо?осойвойны, порядок открытия военных действий, запрещение использовать снаряды с удушающими газами, а также легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль, мирное разрешение международных споров, учреждение Постоянной палаты третейского суда, правила нейтралитета во время сухопутной и морской войны.

В 1909 г была принята Лондонская декларация о праве морской войны, которая кодифицировала обычаи морской войны.. касающиеся блокады и военной контрабанды. Нормы декларации соблюдались в Первой мировой войне и, отчасти, во Второй мировой войне.

Таким образом, происходило формирование классического международного права преимущественно как права европейских государств. Его субъектами признавались лишь так называемые цивилизованные государства (народы). В XVIII в. и особенно в XIX в. европейские государства заключали договоры с Турцией, Китаем, Японией, Сиамом и другими государствами. Однако эти последние государства не признавались субъектами классичес кого международного права, оно оставалось европейским по кругу участников. Только в 1856 г. Турция была признана равноправным участником «Европейского концерта». Признаком классического международного права было также то, что субъектами международного права были лишь государства. Другим его отличительным признаком являлось признание права на войну. Война считалась неотъемлемым правом государств, правомерным средством разрешения международных споров.

В XIX в. наука международного права окончательно сложилась. В науке продолжали существовать два основных направления - естественно-правовое и позитивно-правовое. В результате развития международно-правовой практики государств все большее распространение получало именно позитивное направление. Во многих странах появляются курсы международного права: в Великобритании - Р. Филлимора, Т. Твисса, У. Холла и др.; во Франции - Ж. Рейневаля, П. Прадье-Фодере и др.; в США - Г. Уитона, Дж. Кента, Т. Улси и др.; в Германии - Й. Клюбера, А. Гефтера, Ф. Гольцендорфа, Ф. Листа и др.; в Италии - П. Фиоре и др.; в Швейцарии - И. Блюнчли и т.д.

Разрабатывались и конкретные международно-правовые вопросы. Так, П. Манчини (Италия) в своей работе определил нацию как естественное общество людей, которые вследствие общей территории, происхождения, нравов и языка объединены общей культурой и общественным сознанием. Это определение оказывает до сих пор влияние на разработку понятия народов, национальных меньшинств и т.п.

Большое внимание вопросам международного права уделялось в России. Появляются общие курсы и учебники по международному праву, а также работы, посвященные отдельным его вопросам. Расцвет российской науки международного права падает на вторую половину XIX столетия. Появляется целая плеяда выдающихся юристов-международников. Среди них М. Н. Капустин, В. А. Неза- битовский, Л. А. Камаровский, И. И. Ивановский, Ф. Ф. Мартенс, М. А. Таубе, О. О. Эйхельман, В. Э. Грабарь, П. Е. Казанский, В. А. Овчинников и многие другие.

Еще по теме 2.5. Международное право в период с 1815 г. до окончания Первой мировой войны:

  1. Глава 1. Международные отношения после окончания первой мировой войны
  2. 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В США ОТ ПЕРВОЙ ДО ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  3. Дубровская Е.Ю. Материалы финляндских архивов по истории российской армии и флота периода Первой мировой войны
  4. I. Международное валютное частное право после Второй мировой войны
  5. 19.1 От начала Первой мировой войны до переписи населения 1926 года
  6. 1. ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ВИЛЬСОНА
  7. § 2. Социальное законодательство после первой мировой войны
  8. 1. Возникновение и причины первой мировой войны. Крах II Интернационала
  9. § 1. Социальное законодательство до конца первой мировой войны
  10. Л.А. Булгакова Невенчанные солдатки: борьба за признание гражданских браков в годы Первой мировой войны

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

Образование в 1945 году Организации Объединенных Наций положило начало современному международному праву. Хотя четкие границы между этапами развития международного права провести невозможно, поскольку образование норм международного права может быть охарактеризовано как постоянный процесс создания новых норм, изменения действующих и прекращения устаревших норм международного права, современное международное право существенным образом отличается от предыдущего. Прежде всего следует отметить, что современное международное право в значительной степени развивается под влиянием Организации Объединенных Наций.

Поскольку главной задачей международного сообщества является обеспечение международного мира и безопасности, основным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Несмотря на то что вооруженные конфликты так и не исчезли с лица земли, заслуги ООН в области поддержания мира значительны.

Современное международное право отличается по ряду признаков от классического.

Субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось классическим международным правом. Современное международное право признало также, что его субъектами являются межгосударственные организации, хотя их правосубъектность является производной, вторичной и отличается существенным образом от правосубъектности государств.

Право государств на войну запрещено. Государства могут обращаться только к мирным средствам разрешения международных споров.

Если основным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров.

Осуществлена кодификация многих отраслей международного права, например дипломатического и консульского права, права международных договоров, международного морского права и др.

Ученые многих стран внесли вклад в развитие международно-правовой науки. В Советском Союзе ей уделялось значительное внимание. В послевоенный период появилась большая плеяда ученых, которые занимались различными проблемами международного права. Это М.М. Аваков, И.П. Блищенко, Р.Л. Бобров, B.C. Верещетин, Г.П. Задорожный, Г.В. Игнатенко, Ф.И. Кожевников, А.Л. Колодкин, И.И. Лукашук, А.А. Моджорян, СВ. Молодцов, Г.И. Морозов, В.К. Собакин, Г.Б. Старушенко, Г.И. Тункин, Н.А. Ушаков, Д.И. Фельдман, В.М. Шуршалов и многие другие. Их труды сыграли значительную роль в становлении отечественной науки международного права и оказали влияние на развитие международного права Международное право: учеб. для вузов /. отв. ред. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. - 4е изд.; перераб. и доп. М.: Норма, 2008. с. - 61..



Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации:

а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы.

Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. , в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.



Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

47.Международное гуманитарное право: понятие, источники (Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, Женевские конвенции о защите жертв войны). Принципы

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов – это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в целях ограничения в процессе вооруженной борьбы применения жестоких методов и средств ее ведения, обеспечения защиты жертв войны, а также устанавливающих ответственность за их нарушение.

Основными источниками международного гуманитарного права являются следующие международно-правовые акты:

Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года;

Ряд конвенций и Декларация о воспрещении применять пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, подписанные в Гааге в 1899 году;

Конвенция об освобождении в военное время госпитальных судов от портовых сборов, подписанная в Гааге 21 декабря 1904 года;

Гаагские конвенции об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий, об обращении торговых судов в суда военные, о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской и сухопутной войны, декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров и другие 1907 года;

Декларация о праве морской войны, принятая в Лондоне 26 февраля 1909 года (хотя эта декларация и не была ратифицирована подписавшими ее государствами, она сохраняет свое значение, поскольку формулирует ряд общепризнанных принципов);

Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года;

Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время, приложенные к протоколу, подписанному в Лондоне 6 ноября 1936 года;

Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года (об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны) и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 года, первый касается защиты от международных вооруженных конфликтов, второй относится к положению воюющих в немеждународных вооруженных конфликтах;

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Пакт Рериха) от 14 мая 1954 года:

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года;

Конвенция о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и четыре протокола к ней 1980 года и др. Названные международно-правовые акты составляют в основном так называемые правила ведения войны.

Принципы:

1. Принцип гуманизации вооружённых конфликтов

2. Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны

3. Международно-правовая защита жертв войны

4. Охрана гражданских объектов и культурных ценностей

5. Защита нейтральных государств

48.Характеристика принципа неприменения силы и угрозы силой. Право государств на самооборону.

Принцип не применения силы или угрозы силой .

Принцип не применения силы или угрозы силой появился в МП в период между двумя мировыми войнами, сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил ранее существовавшее в МП право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.

Качественно новым этапом в развитии рассматриваемого принципа стало принятие Устава ООН, который не ограничился запрещением агрессивной войны, а провозгласил в п.4 ст.2 "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций".

В уставе ООН нормативное содержание этого принципа, как и других принципов МП, не развернуто. Это было сделано в первую очередь в резолюции Генеральной Ассоциации ООН:

Декларация о принципах МП (1970 г.)

Определение агрессии (1974 г.)

Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.)

А также вклад в дальнейшее развитие принципа внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) (раздел касающийся претворения в жизнь согласованных принципов).

Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:

1. любые действия, представляющие собой угрозу силой или ранее косвенное применение силы против другого государства;

2. применению силы или угрозы силой с целью нарушения существенных международных границ международных границ другого государства или для разрешения международных споров и вопросов, для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемещения;

3. Репрессиями с применением вооруженной силы; (repressaliae -удерживать, останавливать), в МП - принудительные меры, применяемые одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства. К этим запрещенным действиям относятся, т.н. "мирная блокада",т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;

4. Организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наёмничество;

5. Организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственных территорий, направленные на совершение таких актов, в т.числе когда упомянутые акты связаны с другой силой или ее применением;

6. Военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушении Устава ООН;

7. Приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или его применения;

8. Насильственные действия лишающие народа права на самоопределение, свободу и незыблемость.

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51) и по решения Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).

Кроме того, принцип не применения силы не распространяются на события, происходящие внутри государства, поскольку МП не регулирует внутригосударственные отношения.

Составной частью принципа не применения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В соответствии с Декларациями 1970 и 1977 года, государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны и принять меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями, общественно-политическими движениями и т.д.

Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве. В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии .

Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, "разовый" характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии - это отражение актов агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву и, прежде всего, по Уставу ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций является отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности.

Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН. Ст.51 Устава ООН устанавливает, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. При этом меры по Уставу ООН не отменяют и не заменяют действий по самообороне.

49.Характеристика принципа всеобщего уважения прав человека и свобод человека. Понятие и значение международных стандартов (универсальных, региональных) по правам человека