Психоэмоциональное напряжение. Синдром хронической усталости

Наиболее опасными для человека являются психоэмоциональные стрессы, так как их воздействие направлено на разрушение нервной системы, являющейся, по выражению И.П.Павлова «верховным распорядителем и распределителем всех функций в организме». Психоэмоциональные стрессы, реализуя свое действие на организм, приводят в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней, как гипертония, язвенная болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, а в других - к развитию неврозов.

Американские ученые обратили внимание, что у некоторых людей во
время, казалось бы, спокойной работы стиль общения менялся, как при
стрессе. Это состояние назвали «выгорание личности» или
психоэмоциональное напряжение, главная причина которого

психологическое, эмоциональное, физиологическое утомление. Появление данного состояния можно свести к трем вариантам:

1. «Притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств, вроде
бы все нормально, но... скучно и пусто на душе, ничего не волнует, ослабли чувства к самым дорогим и близким людям, даже любимая пища стала грубой и пресной.

2. Возникновение конфликтов с окружающими. Сначала человек сдерживается, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность.

3. Утрата представлений о ценностях жизни. Этот тип наиболее социально и экономически опасен, так как в таком состоянии «на все наплевать».

Регулировать степень состояния напряжения нелегко, так как в той или иной ситуации оно возникает непроизвольно, неподвластно ни нашим желаниям, ни усилиям воли. Управлять этим состоянием можно лишь косвенно. Для этого необходимо хорошо себе представлять механизм развития напряжения, знать, какими причинами обусловлена та или иная его степень.

Состояние напряжения (СН) - форма приспособительной реакции организма, направленная на то, чтобы решить возникшую в данное время нелегкую задачу. В самом общем виде условия, вызывающие состояние напряжения, можно выразить формулой:

СН = Ц(ИнЭнВн - ИсЭсВс),

где Ц - цель,

Ин Эн Вн - информация, энергия и время, необходимые для данной цели,

Ис Эс Bс - информация, энергия и время, имеющиеся в наличии.

Чем значительнее цель и больше дефицит средств (то есть разница между необходимым и имеющимся), тем больше величина СН (то есть выше степень состояния напряжения).

Цель: изучить причины, условия и механизмы возникновения психоэмоционального напряжения и синдрома хронической усталости, подобрать методы профилактики данных состояний.

Ход работы. Существует большое количество тестовых методик для определения уровня психоэмоционального напряжения.

ВОПРОС Да Не знаю Нет
Часто чувствую усталость
Мне трудно уснуть
За ночь просыпаюсь несколько раз
Постоянно чувствую слабость
Чувствую себя в расцвете сил
Многое не удается
Жизнь заводит в тупик
Половая жизнь приносит удовлетворение
Мелочи раздражают все сильнее
Физически истощен, как подсевшая батарейка
Порой кажется, что лучше умереть
Кажется, что нет больше сил
Настроение подавленное
Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов, полученных за каждый ответ.

0-4 балла. Признаков излишнего перенапряжения и переутомления практически нет. Риск низкий.

5- 9 баллов. Имеются некоторые признаки переутомления.

Психоэмоциональная нагрузка временами бывает высокой. Вам необходимо не допускать дальнейшего перенапряжения, не забывать об отдыхе и уметь восстанавливать свои силы. Риск средний.

10 - 14 баллов. Интенсивная психоэмоциональная нагрузка, требовавшая от вас большого напряжения и самоотдачи на протяжении длительного времени, привела к истощению жизненных сил. Вам необходим полноценный отдых. Риск высокий. Особенно, если у вас повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, а также если вы курите и мало двигаетесь.

Практическая работа: «Оценка оперативной зрительной памяти»

Цель работы: Определить параметры оперативной зрительной памяти по предложенной методике.

Ход работы:

Оперативную зрительную память и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Испытуемому последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые испытуемый только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые испытуемый не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы испытуемого над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4. Момент окончания времени работы испытуемого над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса: "Ты уже все сделал, что мог?" Как только испытуемый утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно испытуемый отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,8, 12, 14, 16: второму набору - 2,7, 15, 18, 19, 21;

третьему набору 4, 6, 10, 11, 17, 24;

четвертому набору – 5, 9, 13, 20, 22, 23

Задание:

1. Выполните работу по указанному алгоритму.

2. Сделайте вывод о возможности оперативной памяти испытуемого (или
своей, обменявшись с партнером результатами).

3. Ответьте на вопросы:

Что такое память?

Какие виды памяти вам известны? Чем они отличаются?

Что такое оперативная память? От чего она зависит?

Практическое занятие

Тема: Шкала объема внимания.

Цель работы: изучить объем внимания у детей.

Данный тест относится к невербальным, он удобен для изучения объема внимания у детей младшего возраста. Для оценки данного показателя используется стимульный материал в виде таблиц с точками. Лист с точками предварительно разрезан на 8 маленьких квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ход работы: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых карточках».

Далее ребенку последовательно на 1 -2 секунды показывают каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки и отметить их в пустой карточке.

Современный мир ставит перед человеком большое количество задач и целей, которые в совокупности являются стрессогенными факторами и провоцируют состояние эмоционального напряжения. Оно отражает психофизиологическую готовность организма находить внутренние ресурсы для осуществления намеченных планов. Подобная нагрузка не может идти на пользу, поэтому приводит к возникновению чувства хронической усталости. Чтобы избежать возникновения регулярного психологического стресса, приводящего к серьезным невротическим расстройствам, нужно научиться бороться с собственными негативными эмоциями и разобраться в причинах, которые их провоцируют.

Современный человек должен знать методы борьбы со стрессом

Причины возникновения

Большинство психологов склоняются к тому, что причины, приводящие к подобным переживаниям, бывают 2 видов:

  • внешние;
  • внутренние.

К внутренним причинам относится проблема неумения выплескивать эмоции и переживание их внутри себя. Большинство людей, столкнувшихся с этой проблемой, подвержено пессимизму или обладает слабой мотивацией и укоренившимися комплексами. Первичные последствия могут проявляться в виде легкого внутреннего напряжения и дискомфорта, но если это состояние затягивается, то оно может перерасти в опасную форму психического или физического заболевания.

Люди, которые столкнулись с ухудшением здоровья из-за психоэмоционального напряжения, чаще всего страдают от проблем сердечно-сосудистой системы. Кардиологи во время изучения проблемы сделали вывод, что люди, не справляющиеся с подобным эмоциональным недугом, находятся в группе риска, т. к. возрастает вероятность возникновения ишемической болезни сердца и атеросклероза, а также периодическая ГБ (гипертоническая болезнь). Когда эмоциональное напряжение достигает критической отметки, вместе с переменой ритма сердечной деятельности меняется и кровоснабжение.

Важно понимать, что в моменты сильных внутренних переживаний возникает колоссальная нагрузка на сердце, приводящая порой к необратимым последствиям.

К внешним причинам относятся стрессовые факторы - происшествия, приводящие к переживанию острых негативных эмоций. Это те ситуации, которые напрямую затрагивают частную жизнь человека. Они связаны с теми локациями, которым уделяется наибольшее количество времени и чей психологический климат наиболее важен для эмоционального комфорта. Преимущественно это бытовые проблемы, обстановка рабочего пространства, отношения с близкими людьми и родственниками, межличностные конфликты, не разрешенные в течение длительного времени.

Предотвращение эмоционального напряжения

Ощутить эмоциональное напряжение самостоятельно достаточно легко. Возникает чувство обостренного дискомфорта, когда человек может быть вполне здоров физически, но свое душевное состояние он характеризует как удовлетворительное и ощущает потребность скорее избавиться от чувства эмоционального гнета. Самым деструктивным способом избавления от проблемы является полное устранение всех стрессовых факторов и уход в зону психологического комфорта, когда любое столкновение с объектом провокации внутреннего напряжения действует на нервную систему неблагоприятно.

Для того чтобы не пришлось прибегать к подобным кардинальным мерам, достаточно научиться предотвращать симптомы, характеризующие эмоциональное напряжение и предупреждать дальнейшее развитие невротических расстройств. Существует несколько правил психогигиены, соблюдая которые можно добиться стабильного уравновешенного состояния и снизить риск возникновения факторов стресса:

Методы борьбы

Даже если все средства психогигиены будут направлены против возникновения психоэмоционального напряжения, никто не застрахован от столкновения с непредвиденными обстоятельствами, которые имеют сильное деструктивное воздействие на нервную систему. Нередко происходит так, что психическое состояние подвергается воздействию стрессогенных факторов и чтобы справиться со стрессом, нужно прибегнуть к помощи специальных упражнений, помогающих добиться спокойного восприятия окружающей действительности. Стоит изменить свое отношение к внешним проявлениям, на которые невозможно повлиять. Это первый серьезный шаг, помогающий снять высокий уровень напряжения.

Йога отлично снимает стресс

Существует несколько телесных упражнений, которые относятся к йоге и помогающие снять эмоциональные нагрузки. Она благотворно влияет на работу центральной нервной системы, восстанавливает организм после переутомления и длительного выполнения монотонной работы.

Когда взрослый человек испытывает эмоциональное напряжение и его психическое состояние не стабилизировано, надпочечники вырабатывают адреналин, который активизирует все внутренние ресурсы организма и побуждает его действовать несмотря ни на что.

Чтобы физическому здоровью не был нанесен критичный вред, необходимо как можно быстрее израсходовать выработанный адреналин, для этого существует телесная методика. Чтобы снять нарастающее психоэмоциональное напряжение, следует выполнить ряд простых действий, который поможет избавиться от чувства усталости:

  1. Провести одной рукой над головой и слегка дотронуться пальцами противоположного уха.
  2. К кончику носа поднести средний и указательный пальцы другой руки.
  3. Сменить расположение рук: правая рука поднимается к носу, а левая рука к уху.

Этот элементарный и эффективный метод лечения позволяет объединить деятельность полушарий головного мозга.

Существует способ борьбы с эмоциональным напряжением в виде дыхательной гимнастики:

  1. Согнуть руки в локтях и сжать пальцы в твердый кулак.
  2. Энергично топать ногами, напрягая весь корпус и делая глубокие вдохи и выдохи.

Такое средство борьбы со стрессом будет максимально действенным, если у выполняющего данный прием будет возможность громко кричать. Это помогает максимально сбросить эмоциональные оковы и почувствовать облегчение.

Стоит обратить внимание на прием борьбы с нервным напряжением в виде мышечного растяжения:

  1. Встать на ноги и выпрямить спину.
  2. Сделать глубокий вдох, на выдохе подняться на носочки.
  3. На вдохе поднять обе руки, при выдохе опустить и сильно напрячь мышцы.
  4. Совершить наклон вперед, мысленно избавляясь от напряжения.
  5. Сохранять это положение около минуты и стараться держаться в нем, но максимально расслабиться.
  6. Резко вернуться в исходное положение, совершать движения, которые часто выполняют животные после купания, т. е. стряхивать с себя «невидимые капли».

Этот прием рекомендуется совершать несколько раз в медленном темпе, до тех пор, пока в теле больного не появится ощущение приятной свободы от накопленной напряженности. Эти способы восстановления рекомендуется применять в качестве релаксации, нелишним будет выпить чашку травяного чая и принять прохладный освежающий душ.

Сеанс песочной терапии

Нельзя не упомянуть о диагностике и в то же время о лечении психоэмоциональных расстройств, сопряженных с применением песочной терапии. Она изучалась известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом в начале ХХ века. Он заметил, что этот способ борьбы с эмоциональным напряжением и психическими расстройствами обладает колоссальным эффектом, а взаимодействие с песком дает очень важный опыт рефлексии (самопознания) и помогает разрядить напряжение внутри себя.

Домашние животные

Особого внимания заслуживает тактильный контакт с животными. Доказано, что биополе домашних животных благотворно влияет на борьбу с состоянием апатии, вызванным хронической усталостью. Это быстрый способ для восстановления сил и возникновения позитивного восприятия окружающего пространства.

Домашние животные помогают снять напряжение

Физическая нагрузка

Многие люди находят спасение от психоэмоционального напряжения в спорте, т. к. существует большое количество его видов, каждый может найти для себя занятие по душе.

Главное, не попасть в зависимость от спорта и не считать его единственным ключом к управлению эмоциональными проблемами: постоянное мышечное напряжение не лучший способ избавится от хронической эмоциональной усталости.

Заключение

Какое бы средство для борьбы с психоэмоциональным напряжением ни было выбрано, главное, достигнуть поставленную цель и выявить сущность проблемы, которая являлась корнем эмоциональных бед. Важно научиться управлять личным временем и научиться разграничивать те процессы, которые осуществляются в течение дня. Для этого отлично подходят методики тайм-менеджмента. В понятие эмоциональное напряжение каждый вкладывает свой смысл в соответствии с той ситуацией, которая повлекла данную реакцию. Но каждому, кто сталкивается с этой проблемой, незамедлительно следует вывести свое восприятие на более высокий, осознанный уровень.

Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу сохранения и улучшения здоровья своих воспитанников. Одним из важнейших моментов в своей деятельности считаю своевременное снятие психоэмоционального напряжения, которое, к сожалению, обязательно сопутствует учебному процессу в начальных классах и может привести к неврозам и ослаблению иммунитета детей, что сказывается на общем состоянии детского здоровья. В настоящее время работаю над проблемной темой «Способы снятия психоэмоционального напряжения (ПЭН) у детей младшего школьного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы снятия психоэмоционального напряжения у учащихся начальной школы

Воспитатель: Кручина С.А.

Санкт-Петербург

Введение.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности.Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Наиболее выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков происходят именно на этапе школьного обучения, что особенно отчетливо прослеживается у учащихся общеобразовательных учреждений нового вида. Углубленное изучение предметов (повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у этих школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую резистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания.Показано, что среди факторов, формирующих здоровье, доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%. Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников. Поэтому особое место в образовательном процессе отводится применению здоровьесбрегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями сегодня понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающей важнейшие характеристики образовательной среды, среди которых наиболее значимыми являются:

Факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные и т.п.);

Факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;

Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

Организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;

Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;

Динамика текущей и хронической заболеваемости.

Такой системный подход в вопросе сохранения здоровья школьников с учетом всех вышеназванных факторов обеспечивается прежде всего образовательными учреждениями санаторного типа, в которых обучаются дети с ослабленным здоровьем. Здоровьесбережение в таких школах является приоритетным направлением образовательного и воспитательного процесса. Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу сохранения и улучшения здоровья своих воспитанников. Одним из важнейших моментов в своей деятельности считаю своевременное снятие психоэмоционального напряжения, которое, к сожалению, обязательно сопутствует учебному процессу в начальных классах и может привести к неврозам и ослаблению иммунитета детей, что сказывается на общем состоянии детского здоровья. В настоящее время работаю над проблемной темой «Способы снятия психоэмоционального напряжения (ПЭН) у детей младшего школьного возраста».

Цель работы: определить наиболее доступные и эффективные способы снятия ПЭН у школьников младшего школьного возраста.

Передо мной стояли следующие задачи:

  1. Изучить литературные источники по данной проблеме.
  2. Дать определение понятию «психоэмоциональное напряжение человека», выделить признаки ПЭН у детей 7-8 лет.
  3. Провести анализ существующих способов снятия ПЭН, выработать критерии для оценки их эффективности и доступности.
  4. Определить эффективность различных способов и техник снятия ПЭН на практике.

Данная работа будет полезна всем педагогам и воспитателям начальной школы, а также родителям, имеющим детей в возрасте 6-9 лет.

  1. Психо-эмоционально напряжение как психическое явление. Признаки ПЭН.

В науке психоэмоциональноенапряжение рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Психологи выделяют три степени психоэмоционального напряжения.Состояние активного бодрствования (I степень нервно-психического напряжения по Немчину) характеризуется выполнением произвольных действий, не имеющих эмоционального значения, на фоне низкого уровня мотивации. По сути дела это - состояние покоя, невключенности в сложную деятельность для достижения цели. При исследовании испытуемых, находящихся в данном состоянии, их характеристики не отличаются от обычных фоновых показателей соматических систем и психической сферы.

Психоэмоциональное напряжение (II степень нервно-психического напряжения) появляется тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель и существенная информация; повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей. Примером может быть выполнение повседневной профессиональной работы в обычных условиях. Это состояние в ряде классификаций называется «операциональным напряжением» (Наенко). При этом состоянии повышается уровень активированности нервной системы, что сопровождается интенсификацией деятельности гормональной системы, повышением уровня деятельности внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Наблюдаются существенные позитивные сдвиги в психической деятельности: увеличивается объем и устойчивость внимания, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость внимания и повышается переключаемость внимания, увеличивается продуктивность логического мышления, наблюдается повышение когнитивной деятельности в целом. В психомоторной сфере наблюдается уменьшение частотных и амплитудных характеристик тремора, увеличение точности и скорости движений. Таким образом, состояние нервно-психического напряжения II степени (психоэмоционального напряжения) характеризуется повышением качества и эффективности деятельности.

Состояние психоэмоциональной напряженности (или состояние нервно-психического напряжения III степени) появляется, когда ситуация становится личностно значимой, при резком увеличении мотивации, повышении степени ответственности (например, ситуация экзамена, публичного выступления, сложной хирургической операции). При этом состоянии происходит резкое усиление деятельности гормональных систем, особенно надпочечников, что сопровождается существенными сдвигами в деятельности внутренних органов и систем. В психической сфере наблюдается отвлекаемость внимания, затруднения в извлечении информации из памяти, снижается скорость и точность реагирования, уменьшается эффективность деятельности. Появляются различные формы отрицательного эмоционального реагирования: волнение, тревога, ожидание неудачи, провала. Это состояние не случайно называется также состоянием эмоционального напряжения в противовес описанному выше состоянию операционального напряжения.

Психоэмоциональный стресс появляется при выполнении непосильной работы в условиях угрозы жизни или престижу, дефицита информации или времени. При психоэмоциональном стрессе происходит снижение резистентности организма, появляются соматовегетативные сдвиги (повышение артериального давления) и переживания соматического дискомфорта (боли в сердце и пр.). Происходит дезорганизация психической деятельности. Продолжительные или часто повторяющиеся стрессы ведут к психосоматическим заболеваниям.

Для педагога и воспитателя важно не упустить момент, когда нервное напряжение 2 степени (положительное) переходит в нежелательную 3 степень, состояние, которая уже представляет опасность для неустойчивой психики ребенка. Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства излишней радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в состоянии серьезного психоэмоционального напряжения:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Воспитанникстановится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

5.Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию, но степень свободы этого выбора и у него бывает ограничена ее особенностями. Ребенок же далеко не всегда имеет свободу выбора в реагировании, мало того, в силу отсутствия достаточного жизненного опыта даже при наличии свободы действии его реакция часто бывает неадекватной ситуации.

Переживания детей и последствия стрессов описаны многими авторами: Ю. А. Александровским, Ф. Б. Березиным, Ф. Е. Василюк, Е. Н. Игнатовой, Л. В. Куликовым, Л. А. Китаевым-Смыком и др. Изучение их работ поможет практическому психологу профессионально дифференцировать признаки стрессового состояния детей.

Стрессовое воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:

Нерациональный режим жизнедеятельности,
- дефицит свободы движений,
- недостаточность пребывания на свежем воздухе,
- нерациональное питание и плохая его организация,
- неправильная организация сна и отдыха детей,
- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,
- необоснованное ограничение свободы детей,
- интеллектуальные и физические перегрузки,
- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

  1. Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы во время пребывания в школьном учреждении.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт с больными.

Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ. Многие психотерапевты используют при этом и релаксирующие свойства музыки.

В настоящее время разработано достаточно много разнообразных методик и здоровьесберегающих технологий для снятия психо-эмоционального напряжения. Этофизкультминутки, самомассаж, аутотренинг, пальчиковые игры, энергетические упражнения, различные психологические техники, кинезиологические упражнения (направленные на синхронизацию работы правого и левого полушарий мозга). Психологи широко используют в своей практике для снятия ПЭН элементы дыхательной гимнастики, вокалотерапии, музыкотерапии, улыбкотерапии, Передо мной стояла задача провести анализ существующих способов снятия ПЭН и оценить их эффективность на практике. В моей практике был опыт применения различных техник с детьми младшего школьного возраста. Многие приемы я практикую уже давно, есть техники, которые только осваиваю. В настоящее время работаю на втором классе с 7-8 летними детьми. Работая над темой данного проекта, я отобрала для себя самое эффективное и легкое в применении, то, что может использовать каждый учитель или воспитатель в своей работе. Основными критериями моего выбора были:

  • направленность методики на расслабление тела и снятие мышечных зажимов;
  • создание положительного эмоционального настроя, состояния спокойной радости и уверенности в своих силах;
  • соответствие способа психофизиологическим особенностям младшего школьного возраста, а именно детскому возрасту - 7-8 лет.

Так как сильные эмоции вызывают мышечное напряжение в теле, лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Поэтому считаю целесообразным использовать прежде всего методики, подразумевающие физическую активность ребенка. Это «Самомассаж в игровой форме», физкультминутки, пальчиковая гимнастика, энергетические упражнения. Приведу примеры наиболее действенных техник.

Самомассаж.

Известно, что массаж улучшает крово и лимфообращение, снимает гипертонус мышц, а также уменьшает выработку кортизола (гормона стресса), что в результате способствует появлению хорошего настроения. Таким образом, массаж является хорошим средством для нормализации психоэмоционального состояния школьников. Важно в младшем школьном возрасте проводить массаж в игровой форме. К примеру, под легкую музыку дети могут сделать себе массаж ушных раковин или, встав паровозиком, похлопать друг друга легко по спинке. С большим удовольствием дети делают себе самомассаж под песню «У жирафа пятна».

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.


У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Выполнение упражнения всегда сопровождается улыбками, дети расслабляются. Так как задействованы многие мышцы и рецепторы кожи, достигается расслабление всего тела.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика дает ребёнку возможность ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат. Это развивает у ребенка уверенность в себе и предотвращает возможность возникновения в дальнейшем различных неврозов.

"Бабочка"
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке. Скрещиваем запястья обеих рук и прижимаем ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитируем полёт бабочки.

«Осень».

Разбросала осень листья,

Выполняем волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью.

Выполняем плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдём,

«Шагаем» средним и указательным пальцами обеих рук.

В букеты листья соберём.

Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты.

Лист клиновый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист

Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.

Звонко хлопаем в ладоши.

«Котята».

Важно пальчиковую гимнастику проводить медленно, проговаривать слова спокойным мягким голосом, не вызывая у ребят излишнего возбуждения.

Физкультминутки.

Физкультминутки используют периодически все педагоги. Для младших школьников чаще всего используются веселые физкультминутки в стихотворной форме.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)

Важно помнить: физкультминутка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения должна включать в себя движения, расслабляющие мышцы – потягивания, растяжки, чередование напряжения и расслабления. Чаще необходимы спокойные упражнения, когда ребенок должен сосредоточиться на своих ощущениях. К примеру такие:

  • Потянитесь руками в разных направлениях. Сначала – как будто вы что-то хотите достать. Можно «срывать яблоки с веток», не сходя с места. А теперь выполняйте отталкивающие движения. Сначала вытяните руки вперед и растяните область между лопатками, одновременно с прогибом в груди. То же самое в других направлениях.
  • Растяните мышцы шеи – просто опустите голову и немного покачайте из стороны в сторону. Потом наклоните шею поочередно к одному и другому плечу, при этом не поднимая их.
  • Стоя прямо, вытяните руки вверх, ноги поставьте на ширину плеч. Покачайтесь на ветру, будто вы гибкая ива, растягивая боковые стороны тела.

А при сильном нервно-психическом напряжении я предлагаю ребенку выполнить 10-20 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Это позволяет выплеснуть энергию вовне и таким образом снять возникшее напряжение.

Энергетические упражнения. Это упражнения для восстановления внутреннего душевно-энергетического баланса человека, гармонизации всей энергии внутри своей энергетической структуры. Они помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание и возникновение условий для нарушения равновесия в энергетическом поле. Я применяю энергетические упражнения, которые подходят для детей младшего школьного возраста. После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.

  1. Хлопки в ладоши парами.
  2. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
  3. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
  4. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
  5. Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
  6. Листопад. Ловим воображаемые листья, может на себе, друг на друге. Подарили «букет» соседу.
  7. Готовимся к выходу на ринг. Разминаем мышцы. Бьем воображаемого противника. Вас ударили, сели, вы в нокауте!
  8. Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
  9. Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
  10. Показываем жестами: много подарков! большой живот! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.

Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое» ),
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

Эти упражнения выполняются с детьми до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Особое место в здоровьесберегающих образовательных технологиях занимает музыкотерапия . Влияние музыки на здоровье ребенка еще не до конца изучено, но несомненно, что она способствует коррекции психофизического здоровья, способствует гармонизации состояния школьников: снятию напряжения, утомления, повышению эмоционального тонуса, коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия используется при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

В своей практике я использую музыкотерапию при проведении минуток тишины . Этот прием я использую, когда замечаю, что дети излишне возбуждены, заметны признаки усталости и напряжения. Минутка тишины- это момент релаксации, когда ребенок может как-бы побыть наедине с собой, прислушаться к своим ощущениям, осознать свои чувства. Важно обращать внимание на дыхание детей, оно должно быть глубоким и медленным. Чтобы настроиться на упражнение, я предлагаю детям глубоко вздохнуть и потихоньку задуть воображаемую свечу на ладошке. Приведу пример минутки тишины.

Дети выполняют действия по смыслу текста, который проговаривает учитель.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется… (два раза).

Дышится легко… ровно… глубоко.

Звучит запись музыкального произведения для релаксации. (Например, «Ноктюрн соль минор» Ф Шопена). Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости» (пауза). Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза). Можно открыть глаза и сладко потянуться. Молодцы!

Данный метод очень действенен, так как его применение позволяет достичь глубокого расслабления и на физическом, и на ментальном, и на эмоциональном уровнях.

Считаю,что приведенные мною методики и техники, направленные на коррекцию ПЭН являются наиболее эффективными и отвечают требованиям современной школы.

Заключение.

В данной работе дана характеристика психоэмоционального напряжения как психического явления, определены признаки ПЭН у детей младшего школьного возраста, показано, как сильное ПЭН у младших школьников влияет на психическое здоровье ребенка и на его самочувствие в целом. Не вызывает сомнения тот факт, что сильное нервное напряжение, повторяющиеся стрессы отрицательно сказываются на детском здоровье и педагог-воспитатель должен делать все возможное, чтобы предотвращать возникновение стрессовых факторов, проводить профилактику психической напряженности и тревожности у своих воспитанников. Задача воспитателя и в том, чтобы вовремя заметить признаки ПЭН как у отдельного ребенка, так и у группы детей или даже всего детского коллектива и своевременно применить наиболее подходящие моменту техники, способы, способствующие устранению возникшего напряжения и стабилизации психоэмоционального состояния своих подопечных. Несомненно, что в трудных ситуациях он должен обратиться за помощью в психологическую службу образовательного учреждения, ребенку должна быть предоставлена квалифицированная помощь профессионала – психолога.

Отмечу, что выбирая тот или иной способ реагирования, педагог должен руководствоваться следующим:

  1. Все используемые техники и приемы должны быть направлены не только на снятие эмоционального, но и мышечного напряжения, поскольку современной наукой доказана тесная взаимосвязь между эмоциями и телом человека;
  2. Действия учителя должны способствовать формированию у учеников установки на позитивное, ценностное отношение к себе как личности.

Только при соблюдении этих двух условий работа педагога будет эффективной, принесет ожидаемые результаты и будет отвечать современным образовательным требованиям в решении проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения.

Использование приведенных в работе методов позволит оптимизировать психолого-педагогическую деятельность по профилактике нездоровых психических состояний учащихся, что благоприятно отражается на психическом здоровье и развитии, на учебной деятельности и поведении школьников в целом.

Список использованной литературы.

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста». Книга практического психолога. // - М.: ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2002.
  2. Арутюнов М.З. Эмоции и тело. [Электронный ресурс]. - http://fassbar.ru/massazh/psixoemocionalnoe-napryazhenie.html
  3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. - М.: МГППУ,2006.
  4. Горина Г. Тянем-потянем. Активация рук.// Здоровье школьника. – 2011. - №5
  5. Жукова И.Б. Музыкотерапия в детском саду и дома. / [Электронный ресурс]. - http://sad-215.ru/index.php/
  6. Признаки психоэмоционального напряжения. [Электронный ресурс] // Познание основ православной веры. Форум «Вера». -
  7. Словарь практического психолога. // Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  8. Состояние здоровья школьников и тенденции его изменения. [Электронный ресурс] // Сайт МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область.- http://gimn3prol.narod.ru/health/health_ of_schoolchildren.html
  9. Сугробова Г.А. Сравнительная оценка различных методов (музыкотерапия и кинезиология) снижения психоэмоционального напряжения у младших школьников. // Известия государственного педагогического университета им. В,Г,Белинского, №9, 2007.
  10. Физкультминутка – элемент современного урока. Папуш О.А. Цыбульская Т.Д. ГБОУ СОШ №47 им. Д. С. Лихачева 2012г. [Электронный ресурс]

Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»),
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достиже-ния оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответствен-ными выступлениями.
Рассмотрим следующий комплекс саморегуляции - аутогенную тренировку (AT).
Аутогенная тренировка дает возможность овладения эмоциями, развивает волю, внимание, формирует привычку к самона-блюдению и самоотчету, повышает устойчивость и лабильность высшей нервной деятельности.
Аутогенная тренировка включает в себя две ступени - низшую и высшую.
Первая ступень состоит из 6 упражнений, воздействующих на вегетативные функции:
упражнение «Тяжесть» - максимальное расслабление мышц. Отрабатывается мышечная релаксация посредством образного представления развивающегося ощущения тяжести в правой руке, затем левой руке, далее в правой ноге, затем в левой ноге и туловище;
упражнение «Тепло» - произвольное расширение кровеносных сосудов в той же последовательности, добиваясь ощущения тепла;
упражнение «Сердце» - регуляция ритма сердцебиений;
упражнение «Дыхание» - регуляция и нормализация дыхания;
упражнение «Тепло в области солнечного сплетения» - вызов ощущения тепла в области брюшной полости;
упражнение «Прохлада в области лба» - использование чувственных представлений прохлады, ветерка, освежающего голову.
Вторая ступень - это медитативные упражнения, которые воздействуют на психические функции, такие, как внимание, во-ображение, мышление, воля, эмоции. Приступать к ним можно только после того, как освоены упражнения первой ступени и ощущения, вызываемые во всех шести упражнениях, достигаются быстро (примерно 30-40 секунд).
Начинают отработку упражнений в положении лежа (на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах, ноги расположены свободно и не касаются друг друга), в дальнейшем целесообразно выполнять их сидя в удобной позе. Отрабатываются они в условиях полного покоя, уединения, без спешки. Тренированный человек способен легко игнорировать всевозможные помехи, вы-полняя упражнения в любых условиях. Практика показывает, что упражнения усваиваются быстрее и эффективнее при ис-пользовании магнитофонной записи текста с последовательностью действий.
Первые несколько минут каждого упражнения посвящаются поиску удобного расположения. После того как достигнуто состояние максимального покоя, начинается фаза самовнушения, с проговариванием одной фразы, сокращая ее на одно слово при каждом повторении. Например: « А сейчас / Я очень / Хочу /, Чтобы / Моя / Правая / Рука / Стала/ Тяжелой...», «Я переключаю внимание на левую руку. Я очень хочу, чтобы моя левая рука стала тяжелой...»
Далее следует основная содержательная часть, которая состоит из установок, характер которых соответствует задачам выполняемого упражнения. После основной содержательной части следует завершающая фаза, в процессе которой организм готовится к переходу в бодрствующее состояние, для чего используются следующие формулировки: «Я отлично отдохнул. Я ощущаю себя свежим. Я очень спокоен. Спокойствие дает мне уверенность, силу, здоровье. Я чувствую себя бодрым и энергичным, и т.д.». Если упражнение нацелено на нормализацию сна, формулировки завершающей фазы меняются на противоположенные: «Я растворяюсь в покое. Покой превращается в дремоту. Я начинаю засыпать. И т.п.».
В целях само- и взаимопомощи по повышению стрессоустой- чивости можно использовать метод Хасая Алиева «Ключ». Этот метод позволяет путем подбора и перебора найти индивидуальный способ достижения оптимального психоэмоционального состояния. В основе метода лежит идеомоторная тренировка.
В отличие от аутотренинга, предполагающего последовательное освоение каждого упражнения и перехода к следующему шагу только при полном достижении необходимого эффекта, метод X. Алиева «Ключ» позволяет быстро достигнуть эффекта расслабления и снятия психомоторного напряжения. Данный метод основан на саморегуляции без внешнего воздействия со стороны специалистов. Для вхождения в оптимальное психоэмоциональное состояние необходимо путем подбора и перебора найти свой собственный «ключ». Обучаясь управлять идеомоторными движениями, человек научается управлять своим состоянием. Каким же образом это достигается?
Инструкция.
Прежде всего, необходимо провести тест на «зажатость» путем перебора трех базовых приемов.
Базовые идеомоторные приемы:
разведение рук: представьте себе, что вытянутые перед собой руки начинают плавно расходиться в стороны без ваших мышечных усилий, как бы автоматически;
сведение рук: представьте себе их обратное движение;
подъем руки, рук: представьте себе, что ваша опущенная рука (руки) всплывает вверх, как, например, у космонавта в невесомости.
Если ни один из приемов не получается, значит, вы зажаты. Сделайте любое физическое упражнение и снова повторите прием на «зажатость». Для снятия нервных зажимов необходимо повторить несколько раз тот идеомоторный прием, который лучше всего получается. Внимание! Когда тело начинает переходить в режим автоколебаний, помогая этому процессу, ищите ритм гармоничного автоколебания «вперед-назад» или «по кругу». Этим способом можно тренировать и координацию. Упражнения можно выполнять стоя или сидя.
Во время выполнения приемов следует помнить желаемые результаты, которые вы хотите получить в итоге их действия (например, улучшение самочувствия, бодрость, ясность и т.п.).
Прием «Полет».
Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте поднять их вверх, в стороны без напряжения. Представьте себе, что вы летите высоко над землей.
Прием «Расхождение рук».
Встаньте, закройте глаза, руки вытяните перед собой. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте развести их в стороны, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.
Прием «Схождениерук».
Встаньте, закройте глаза, руки в стороны. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте их свести, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.
Прием «Левитация руки».
Руки опущены. Настройтесь, чтобы рука стала легче и начала подниматься, всплывать. Если этот прием не получается, необходимо искать другое движение или попробовать выполнить его после других движений.
Прием «Автоколебания тела».
Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, мысленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления всего тела. Главное - искать приятный ритм и темп раскачивания.
Прием «Движение головой».
Стоя или сидя, механически вращайте головой в поиске приятного ритма и приятных точек поворота. Следует обходить болевые и напряженные места. Приятная точка поворота - это точка релаксации. Задача - найти такое движение, которое дается легко, с минимальным усилием, с приятными ощущениями, которые хочется продолжать.
Основная задача - научиться мысленно достигать оптимального психоэмоционального состояния. В случаях стресса, выполняя описанные упражнения, можно быстро и эффективно восстановить свои силы и взять под контроль чувства и эмоции. Более
подробно о методе можно прочитать в книге X. Алиева «Ключ к себе» (М.: Молодая гвардия, 1990). Способы достижения спокойствия, воздействия на телесные реакции, произвольно изменяя физиологические параметры деятельности организма, - это, собственно, и есть саморегуляции, о чем говорилось выше.
Рассмотрим следующую базисную технику регуляции психоэмоционального состояния - самомониторинг. Предлагаемый нами вариант самомониторинга состояния внедрен как обязательный элемент психофизиологической подготовки и используется для «самоконтроля-саморегуляции» летчиков (В.Л. Марищук), а также специалистов различных экстремальных профессий.
Цель самомониторинга - выявление и произвольное преодоление эмоциональной напряженности.
Инструкция.
Необходимо мысленно перемещать фокус внимания по телу с помощью следующих вопросов:
Как моя мимика?
Как мои мышцы? Нет ли скованности?
Как я дышу?
При выявлении негативных признаков они произвольно устраняются при помощи других техник саморегуляции: регулируется поза, расслабляются мышцы, нормализуется дыхание, создается мимика уверенного спокойствия.
Прежде всего, необходимо освоить базисную технику саморегуляции дыхания.
Сядьте и займите удобное положение.
Положите одну руку в области пупка, вторую - на грудь (эти манипуляции необходимо выполнять только на начальном этапе освоения техникой с тем, чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения).
Сделайте глубокий вдох (длящийся не менее 2 секунд), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь.
Задержите дыхание на 1-2 секунды.
Выдыхайте медленно и плавно в течение 3 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха.
Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.
Упражнение повторяется 4-5 раз подряд. Избегайте стремления выполнить упражнение в совершенстве с первого раза. Необходимо помнить, что при выполнении данной техники может возникнуть головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В случае возникновения головокружения сократите количество циклов, выполняемых за один подход. Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоцианольного напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя ее выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.
В качестве простой техники работы с эмоциями можно использовать технику парадоксального намерения В. Франкла.
Инструкция.
Внутренний опыт показывает, что переживания возникают у нас непроизвольно, независимо от нашего решения. Попробуйте прямо сейчас вызвать в себе тревогу, старайтесь изо всех сил, говорите себе: «Ты должен ужасно растревожиться. Волнуйся, тревожься, еще сильнее!..» Думаю, тревоги не возникло. Прямое намерение ощутить какое-то чувство как бы парализует на время способность испытывать его. На основании этого было сформулировано одно из правил психотехники переживания - «Если вы хотите избавиться или ослабить какое-то нежелательное состояние, попытайтесь сделать прямо противоположное - вызвать или усилить его ощущение».

– это следствие не только эмоционального, но и физического перенапряжения, а вот эмоциональное напряжение – это одна из причин стресса. Человек в своей жизни испытывает разные эмоции, без которых невозможно представить себе существование человечества, да и жизнь без эмоций нельзя назвать полной. Одни эмоции делают нас счастливыми, другие напротив, несут негатив, составляя основу наших действий и побуждающих к ним, определяя стадию эмоционального напряжения . сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические. Поэтому очень важно уметь снять эмоциональное напряжение для сохранения психического и соматического здоровья.

Эмоциональное напряжение – это механизм, способный активизировать и мобилизовать все интеллектуальные и физические ресурсы организма, направленные на решении тех или иных задач при минимальной информации и сжатые временные сроки. В соответствии с той или иной ситуацией возбуждение преобразуется в эмоции, которые в свою очередь преобразуются в сенсорные (чувствительные) и моторные (двигательные) действия. От того насколько высока мотивация тех или иных побуждений, разница между средствами достижения поставленной задачи и реальными методами (наличие информации, времени и энергии) зависит насколько повышается .

Эмоциональное напряжение проходит путь развития в нескольких стадиях:

1 стадия – мобилизация активности. На этой стадии существенно повышается физическая и умственная работоспособность, позволяющая решить сложные и нестандартные задачи при существенной ограниченности во времени. Если такая мобилизация организма оказывается дефицитной для организма, то эмоциональное напряжение переходит во вторую стадию.

2 стадия – стеническая отрицательная эмоция. Для второй стадии эмоционального напряжения характерна предельная мобилизация всех внутренних ресурсов организма, проявляющаяся в злости, гневливости, одержимости и ярости. Если организм ощущает нехватку внутреннего ресурса, то наступает третья стадия эмоционального напряжения .

3 стадия – астеническая отрицательная эмоция, выражающаяся состоянием страха и тревоги , ужаса и тоски, ощущением безысходности. На этой стадии организм подает сигнал об опасности, указывая, что все внутренние резервы исчерпаны и нужно искать другие пути достижения своей цели, либо отказаться от неё, в противном случае наступает четвертая стадия эмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение , достигнув своего апогея грозит не только психическими и невротическими расстройствами, но и вызывает ряд опасных соматических заболеваний или серьезно обостряет уже имеющиеся хронические болезни. В первую очередь страдает нервная, сердечно-сосудистая и пищеварительная системы.

Зная, о последствиях эмоционального напряжения нужно учиться управлять этим состоянием и своевременно , пока оно не достигло опасной четвертой стадии – невроза.

Как снять эмоциональное напряжение?

Если вы чувствуете, что медленно превращаетесь в «клубок нервов», значит пора . В первую очередь вам помогут физические нагрузки, и совсем не обязательно быть спортсменом или мучить себя изнурительными походами в тренажерный зал. Вполне достаточно легкой утренней пробежки или выполнению специального комплекса лечебной физкультуры , приучив себя к которым мы будете получать достаточную дозу «гормона счастья» эндорфина, действие которого в организме поможет снизить состояние эмоционального напряжения и не допуститьразвитие синдрома эмоционального выгорания , который чаще всего испытывают люди, находящие в состоянии постоянного стресса . Эмоциональное напряжение отлично снимает вода, не зависимо от того, принимаете ли вы контрастный душ, или выбираете время для похода в бассейн. Снять эмоциональное напряжение хорошо помогают пешие прогулки, особенно хороши прогулки на свежем воздухе вдали от города.

Если вы готовы «взорваться» прямо на рабочем месте, то постарайтесь расслабиться и откинуться на спинку стула, вспомнить самые приятные моменты жизни, или помечтать о предстоящем отпуске, отвлечь себя любыми мыслями, не связанными с источником эмоционального напряжения .

Рационально распределяйте время, сочетая труд и отдых, а в домашних условиях после сложного трудового дня максимально используйте различные методики релаксации: медитацию , йогу , устраивайте себе сеансы психоэмоциональной разгрузки под спокойную музык, вдыхая ароматы мяты , сандала, соснового бора или лаванды. Избегайте конфликтных ситуаций дома и в трудовом коллективе, решайте рабочие моменты по мере их поступления, не взваливая на себя одновременно весь груз, рационально распределив его, ищите другие пути решения тех или иных трудовых задач.

Состояние эмоционального напряжения нередко лишает здорового сна , тем самым ускоряет процесс развития четвертой стадии эмоционального напряжения – невроза. Если вы почувствовали трудности с засыпанием , частые ночные просыпания, раннее пробуждение или поверхностный сон, не дающий утренней бодрости, лишающий возможности восстановить энергию и силы, применяйте для борьбы с любыми проявлениями бессонницы отвары седативных лекарственных растений. Снять эмоциональное напряжение и защитить сердечно-сосудистую систему поможет чай из листьев шалфея , плодов боярышника и шиповника , травы душицы , цветков ромашки , мяты, мелиссы лекарственной, валерианы лекарственной , травы пустырника . При отсутствии времени на приготовление отваров, принимайте растительные препараты на основе седативных трав, позволяющих восстановить качественный сон, подержать работу сердечно-сосудистой системы, уберечь от депрессивного или истерического невроза, не допустить сбоя в работе вегетативной нервной системы, приводящей к развитию вегетативного невроза .
Препараты Валериана П и Пустырник П , в состав которых входит растительное сырье, действие которого усилено витамином С, оказывающим антиоксидантное действие и повышающее уровень стрессоустойчивости , произведенных в удобной для приема форме таблетки. Инновационные препараты Пустырник П и Валериана П произведены по технологии криоизмельчения при сверхнизких температурах, что дает им значительное преимущество перед другими растительными препаратами, произведенными с использованием высокотемпературной обработки растительного сырья, существенно снижающей лечебные свойства лекарственных трав, в том числе и при приготовлении настоев или отваров.
Благодаря этим преимуществам инновационный препарат Валериана П был отмечен золотой медалью на выставке «Медицина и Здоровье» в Перми и знаком качестве «Пензенская марка».

Если вы ощущаете, что эмоциональное напряжение нарастает, то на помощь вам придет биологически активный инновационный комплекс Нерво-Вит , ставший одним из 100 лучших товаров 2012 года , изготовленный с использованием криообработки , включающий сбор лучших седативных трав , произведенный на основе синюхи голубой , седативное действие которой выше, чем у валерианы в 10 раз.
Кроме того, синюха голубая – мощный анксиолитик, позволяющий снять страх, тревогу, ужас и тоску, являющихся признаками четвертой стадии эмоционального напряжения . Для достижения более быстрого анксиолитического и седативного действия синюхи голубой в составе Нерво-Вит , добавлены пустырник и мелисса лекарственная , а более длительный успокоительный эффект обеспечивает валериана лекарственная, обладающая способностью пролонгировать действие других седативных лекарственных трав при совместном действии. Действие растительных оставляющих в составе Нерво-Вит усиливает витамин С .

Снять эмоциональное напряжение , переутомление при выполнении сложных умственных задач или мышечное напряжение при высоких физических нагрузках поможет инновационный витаминный комплекс Апитонус П , произведенный на основе маточного молочка (в составе около 120 полезных веществ) и цветочной пыльцы (богатейшего источника ферментных комплексов, заменимых и незаменимых аминокислот , макро- и микроэлементов, витаминов основных групп),
действие которых усиливает мощный антиоксидантный комплекс: дигидрокверцетин (природный эталонный антиоксидант, получаемый из коры хвойных деревьев), витамин С и витамин Е , защищающие наш организм от преждевременного старения, препятствующие возникновению психосоматических заболеваний.

Для тех, кто отдает предпочтение традиционным технологиям производства растительных препаратов рекомендуются растительные средства, произведенные в привычной форме драже — Драже Шалфей П , Драже Валериана П , Драже Пустырник П и драже серии «Вечернее»: Драже серии «Вечернее», в состав которых входит сбор седативных лекарственных трав: Драже Вечернее ВХМ (валериана, хмель , мята), Драже Вечернее Плюс (валериана и пустырник) и