Политические технологии и их разновидности. Технологии политические

Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos” – понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека” в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.


Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, выстраивания очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

В целом политические технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институци­онального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не об­ладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государствен­ного управления имеет свои ограничительные рамки в тех по­литических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);

2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста­новок, убеждений.

3) приемы, позволяющие манипулировать поведением лю­дей.

В наибольшей степени новые политические технологии связаны с манипулированием сознанием и поведением людей. Манипуляция(от франц. manipulation) в дословном переводе – это скрытые дви­жения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздей­ствия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздей­ствия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажет­ся, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования – “рациональная” и “психологическая”. Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, “психологической” модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые “провоцируются” специально смоделированным поведением. Например, в определенный привлекательный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об “американской исключительности”).

Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: “Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах”. Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях социальной нестабильности и неопределенности классические политические технологии (указать - какие) ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и “социальную озабоченность”.

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия – образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

Уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;

Использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);

Использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс – показать – кого, чей курс);

Информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);

Наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например “империалист”, “фашист” и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Это могут быть так называемые “лингвистические ловушки” –навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным этому считается другой метод “ лингвистической депривации”, состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина – нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация – целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. (“Мы – рабы слов”, – сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.).

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где оно часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

Чем сложнее и разнообразнее становились управленческие отношения в политике, тем больше появлялось вариантов решения управленческих задач, тем более дифференцированными становились используемые в конкретной политической практике приемы и способы организации управленческой деятельности. В настоящее время, используя определенные критерии сопоставления, можно выделять и сравнивать различные виды политических технологий. Так, в зависимости от типа политической кампании можно выделить следующие виды политических технологий:

  • технологии формирования имиджа политического деятеля (технологии политического имиджмейкинга);
  • электоральные технологии;
  • технологии политических соглашений и союзов;
  • технологии регулирования политических конфликтов;
  • технологии партийного строительства;
  • технологии лоббизма;
  • технологии формирования узнаваемого позитивного образа политической организации;
  • технологии обеспечения поддержки политическим решениям.

Каждый вид перечисленных политических технологий представляет собой самостоятельный алгоритм решения поставленной задачи. Так, электоральные технологии подчинены задаче, поставленной кандидатом на выборную государственную должность (победить на выборах, использовать выборы для дальнейшей раскрутки и т.д.), и включают в себя совокупность последовательно предпринимаемых субъектом управления шагов, обеспечивающих продвижение к намеченной цели. Технологии регулирования политического конфликта – это совокупность определенных приемов, использование которых должно обеспечивать такой выход из конфликтной ситуации, который устраивал бы сторону, предпринимающую усилия в данном направлении. Технологии лоббизма представляют собой взаимосвязанный комплекс способов воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

Кроме технологий, позволяющих решать перечисленные выше и достаточно объемные по содержанию задачи, существуют технологии, ориентированные на "разруливание" текущих ситуаций, на поиск решения неожиданно возникающих проблем. Одним из видов таких технологий являются технологии нейтрализации негативной информации. Они используются в том случае, если неожиданно для политика или политической организации происходит выброс нежелательной компрометирующей информации, способной оказать серьезное влияние на отношение масс к этому политику или организации.

В современном обществе все виды управления в политике представляют собой сложные с технологической точки зрения процессы. Воздействие, например, на электоральные предпочтения граждан требует использования различных каналов трансляции информации, начиная от средств массовой информации и заканчивая рассылкой персональных обращений к избирателю. Политикам в ходе имиджевых кампаний требуется помощь специалистов в подготовке публичных выступлений, подборе одежды, психологической поддержке и т.д.

На протяжении всего двадцатого столетия шел активный процесс дифференциации политических технологий по профессиональному признаку. Например, появились специалисты в области медиапланирования, занимающиеся размещением информационных материалов в СМИ, специалисты по политической рекламе, организации массовых мероприятий и т.д.

Исходя из специфики задач, решаемых в ходе политических кампаний, можно выделить следующие политические технологии:

  • информационно-аналитические, позволяющие собирать необходимую информацию об объекте политического воздействия, о действиях политических конкурентов, проводить мониторинг хода политической кампании;
  • технологии политического проектирования, представляющие собой определенный алгоритм разработки стратегии и тактики управленческого процесса;
  • технологии работы со средствами массовой информации, включающие все многообразие методов работы с журналистами;
  • технологии политической рекламы, обеспечивающие создание информационных продуктов на различных рекламных носителях;
  • технологии организации массовых мероприятий;
  • технологии оказания психологической поддержки политикам в ходе имиджевых кампаний;
  • технологии политического фандрайзинга, обеспечивающие сбор средств в фонд избирательной кампании;
  • технологии работы с интернет-аудиториями.

Приведенный перечень технологий является неполным, так как в политической практике постоянно возникают новые виды деятельности, ориентированные на повышение эффективности политического влияния. Так, с развитием новых форм социальной активности сформировался спрос на специалистов в области краудсорсинга, чтобы использовать потенциал возникающих сетевых сообществ в интересах политических акторов. С развитием массовой коммуникации востребованными стали специалисты в области астротурфинга, технологии управления общественным мнением в Интернете.

В современной политике и политологии широко применяются категории, базирующиеся на понятиях, ранее применявшихся в основном в инженерных дисциплинах, «технологии», «механизмы»: «технологии реализации власти», «современные политические технологии», «механизмы управления», «информационные технологии», «технологии лоббистской деятельности», «технологии парламентаризма», «технологии формирования имиджа лидеров», «избирательные технологии», «грязные» технологии, «рекламные технологии», «технологии «паблик рилейшнз». Техника (от греч. technё - искусство, мастерство, умение) - совокупность навыков и приемов деятельности. В первоначальном своем значении это слово сохранилось и теперь (техника ораторского мастерства, музыканта, дирижера, танцора, художника, спортсмена и т.д.). Современную технику можно разделить на функциональные группы, отрасли: производственная, транспорта и связи, космическая, компьютерная, научных исследований, военная, обучения, культуры и быта, медицинская и др. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. При создании техники и затем при ее использовании закладывается и реализуется система «человек - техника - природа», в которой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенному уровню развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая техника и, наоборот, каждый достигнутый уровень технического развития требует адекватной подготовки специалистов, их знаний, квалификации .

Более широкое распространение в политических науках получил термин «технологии» . Под технологией понимается система жестко скоординированных элементов: цели, процедуры (правила), средства, операции (действия), мотивы (стимулы); любое преобразование исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы, для получения желаемых результатов в виде продукции или услуг; система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизме их практического использования в быту, производстве, медицине, управлении и т.д.

Технология - это целостная динамическая система, включающая аппаратно-орудийные средства, операции и процедуры деятельности с ними, управление этой деятельностью, необходимые для этого информацию и знания, энергетические, сырьевые, кадровые и иные ресурсы, а также совокупность экономических, социальных, экологических и иных последствий, определенным образом влияющих и изменяющих социальную и природную «среду обитания» данной системы; совокупность процессов целенаправленного осознанного изменения, которые образуют взаимосвязанные циклы логически обусловленных превращений вещества, энергии и информации.

Технологический процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологической дисциплины - строгой последовательности технологических операций, обеспечения стабильности параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах .

Базируясь на представленных определениях, перейдем к формулировкам и сущности понятия «политические технологии», «технологии в политике», «технологии политической деятельности», «технологии политического процесса».

Технология политическая - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политической деятельности. Технология политической деятельности - это комплексная система методов и способов воздействия на объект политики с целью достижения определенных целей. Сфера применения технологий лежит, как правило, в плоскости практической деятельности политических субъектов по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач.

Следует различать термины «политические технологии» и «технологии в политике» . Последнее понятие может включать не только преимущественно политические компоненты, но и широкий спектр организационных, дипломатических, военных, финансовых, информационных, психологических, манипуляционных, компьютерных и иных форм и методов деятельности, направленных на достижение поставленных политических целей.

Термин «политические технологии» весьма широко используется в современной философской и политологической литературе, в публицистике. Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.

История российского государства свидетельствует о том, что в ряду универсальных средств завоевания и удержания власти насильственные политические технологии (страх, насилие) преобладали, становились, говоря словами К. Маркса, - «повивальной бабкой истории».

В споре политических технологий эволюции и политических технологий кризиса часто побеждали радикальные технологии. Не случайно в российской литературе гораздо полнее изучены механизмы революций, заговоров, террора, различных форм политического экстремизма, нежели политические технологии эволюции, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п.

Избавляясь от тоталитаризма и авторитарности, постепенно осваивая демократические нормы политической жизни, мы выходим к пониманию тех способов политической деятельности, которые сопровождают подлинно демократическое преобразование общества.

Политическая власть и политическая система в целом реализует свои сущностные свойства выражения интересов, властвования, организации, подчинения и т.п. как через соответствующие функции, так и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появляются новые и видоизменяются ранее существовавшие.

Функции, технологии политической системы находятся в динамике, обновлении. Некоторые авторы даже специально выделяют инновационные технологии как технологии нововведений.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п. при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды .

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции, отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

В большинстве случаев проблемное поле современной политической среды определяется наличием ряда этапов разработки и осуществления политических технологий. К их числу относятся: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти. Эта технология обеспечивает защиту власти в демократическом обществе от ее узурпации, каким-либо человеком или политической организацией. Суть ее заключается в разграничении полномочий трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Данные сферы власти, как принято во всем мире, следует разграничивать, причем таким образом, чтобы каждая из них выполняла только свою функцию и в совокупности они служили бы разумному ограничению каждой из этих сфер власти. Так, например, исполнительная власть может действовать исключительно на основе законных полномочий, законодательно руководствуется в своей законотворческой деятельности конституцией государства и не может принимать на себя функции исполнительной власти, судебная может исходить только из существующего законодательства и не может выступать в роли законодателя .

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности существуют технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паблик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др. .

Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия и т.д., повышающие эффективность политических групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Политические технологии включают в себя два основных компонента: универсалистский и конкретно-эвристический. В первом случае имеются в виду методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии. В качестве примера можно привести прием коммуникационного воздействия, описанный в Библии: «Любят сделанное человеку добро, ненавидят - нанесенную обиду. Обида агрессивна. Оскорбления встречай спокойным молчанием. Грех не вменяется, когда нет закона. Попустительство дурным людям вредит хорошим. Чтобы избавиться, одолжи что-нибудь ценное. То, что вместе быть не может, лучше разъединить. Оставляя след, оставляешь шрам. Опирайся только на то, что оказывает сопротивление». Конкретно-эвристический компонент политических технологий включает в себя механизмы и методы, ориентированные на тщательный учет и месте, и времени (наглядным примером является известная работа В.И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»). Когда речь идет о «российском переходном периоде», имеется в виду определенное временное пространство, которое началось в 1984 году и закончится не ранее 2005-2007 годов. Этот хронологический период характеризуется сменой цивилизационной парадигмы, появлением и закреплением новой модели политической культуры, новой системы социальных, межрегиональных, экономических, политический структур, формированием новых систем ценностей личности и общества:

  • 1. Формирование и развитие организационного потенциала. Это, возможно, наиболее важная политическая технология в переходный период, поскольку традиционные для советской эпохи социальные и политические структуры разрушаются, а квазиновые, чаще всего, не выдерживают испытания временем. Система «оргпотенциал» включает в себя значительное число компонентов .
  • 2. Формирование и развитие потенциала лидеров. На нынешнем этапе системного кризиса в России роль лидеров резко возрастает и будет возрастать. При этом на сегодняшней социально-политической авансцене функционируют и в определенной степени конкурируют три наиболее ярко выраженных типа руководителей: бюрократические руководители, оказывающие воздействие в силу своего институционального положения; ситуационные вожди, выражающие как бы некие настроения, чувства, интенции влиятельных социальных групп, и в силу этого способные оказывать политическое воздействие; лидеры, отражающие ключевые тренды в обществе и в силу этого служащие примером (часто латентным) для тех или иных сегментов общества.
  • 3. Важной политической технологией в переходный период является комплекс методов по формированию и развитию своего финансового потенциала. Достаточно тривиальное утверждение, что нет политики без денег. Но более острый вопрос заключается, во-первых, в способности политического субъекта формировать и развивать «многоярусность финансового потенциала» и, во-вторых, оптимальные направления политико-финансовых инвестиций.
  • 4. Особое внимание в политической борьбе уделяется формированию и развитию информационного потенциала. В рамках информационного потенциала очень важно изначально выделить два ключевых момента:
  • 1. фактор СМИ (то есть фактический контроль над соответствующими средствами массовой информации);
  • 2. Специфический коммуникационный потенциал. В первом случае касательно СМИ речь идет о таких элементах, как влияние на общефедеральные электронные СМИ (радио, телевидение), общефедеральные газеты и журналы, региональные электронные СМИ, региональную прессу. В условиях переходного периода резко возрастает значение второго компонента - специфического коммуникационного потенциала. В условиях перманентной сегментации общества резко возрастает значение так называемых групп, формирующих общественное мнение. Речь идет о таких группах, как влиятельные журналисты, политические аналитики, популярные представители молодежной культуры, влиятельные деятели регионального масштаба и т.д. В этой связи важными подкомпонентами коммуникационного потенциала являются: практическое использование нумерологии (науки о слухах), формирование различного рода квазиэлитных ассоциаций журналистов, критиков, аналитиков и т.д., прогнозирование и планирование развития молодежной субкультуры и т.д.
  • 3. Весьма важной политической технологией именно для российских условий является обеспечение поддержки центральных органов исполнительной власти. Дело определяется тем, что с исторической точки зрения в России у власти последние триста лет находится одна и та же партия исполнительной власти или имперская бюрократическая партия. Поэтому без формирования модели специфической связи с теми или иными исполнительными институтами эффективность политического действия данного субъекта резко снижается .
  • 4. В условия подспудного обострения противоречий между Центром и регионами особое значение в нынешней ситуации приобретает проблема обеспечения и развития регионального потенциала политического субъекта. Речь идет о политической технологии, обеспечивающей поддержку:

региональных властей; конкурирующих региональных квазиэлит;

основных социальных групп в тех или иных регионах.

Необходимо исходить из того, что взаимоотношения между Центром и регионами являлись и являются важнейшим фактором политической динамики России в последние столетия по сравнению с социальными, экономическими, национальными детерминантами. Ключевой момент обеспечения регионального потенциала - это прагматическая программа новой региональной политики, включающая в себя систему федеративных, национальных, отраслевых идей и представлений.

5. Наконец, следующей важной политической технологией является комплекс методов, ориентированных на обеспечение и развитие внешнего потенциала. Речь идет о налаживании, а также поддержании контактов и связи с влиятельными общественно-политическими силами: ведущих западных стран; ведущих восточных стран; ключевыми региональными центрами; странами СНГ.

Политика осуществляется, прежде всего, в информационном пространстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня приобретает важнейшее значение - информация становится не только технологической основой коммуникации, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.

1) методы, приемы, формы политической деятельности, обеспечивающие ее эффективность; 2) совокупность знаний о средствах политической деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления дея-!ельности. Драматические страницы нашей истории ставят много сложных вопросов в области разработки и внедрения политических технологий. Особенно актуальное значение приобретают глобальные технологии политического выбора, которого российские граждане бы-ли лишены многие десятилетия. Механизм выработки политики и ее реализации также был закрытой зоной, из которой массы были выключены, что привело общество к политической пассивности и обу-словило низкий уровень политической культуры населения. Рутинные технологии политического и идеологического манипулирования, их приоритет над экономикой, социальной, культурной жизнью значи-тельно ослабили темпы социального прогресса, во многом обусловили кризисное состояние экономики, кризис самой политической системы Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов. -Москва-Белгород: Луч - Центр социальных технологий, 1995. - С. 114].

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

составляют инструментарий прикладной политологии. Технология - система способов и путей последовательного достижения желаемого результата. Политические технологии - содержательно-инструментальное наполнение политического менеджмента. Они формируют образ политического результата, выявляют систему методов и средств его достижения. Цель технологии - внедрить в политическую жизнь определенную модель решения политической проблемы. При оценке практической применимости (внедряемости) политических технологий их классифицируют по степени инструментальности. Так, французский политолог М. Дюверже (род. 1917) стремился создать такие политические системы, в которых сочетались бы преимущества представительной демократии (легитимность власти) с эффективным управлением (эффективность власти). Он консультировал правительства по вопросам конституционного права, избирательных кампаний. Создавая умозрительные модели, он способствовал их внедрению в практическую политику. Его политические технологии можно назвать политикометодологическими, что не уменьшает их практической значимости. Политические технологии Г. Павловского (род. 1951), как более приближенные к непосредственному решению практических задач, можно назвать научно-практическими. Г. Павловский - один из главных авторов проекта формирования партии власти «Единство», имиджа рационального политического лидера В.В. Путина. В политике приходится сталкиваться не только с технологиями, ориентированными на полезный результат, но и с так называемыми антитехнологиями. Наиболее распространенными приемами в политических антитехнологиях выступают манипуляция, использование мифов, логические подмены понятий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

одна из областей деятельности политиков, тесно связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение различных способов манипуляции общественным мнением. Под политическими технологиями можно понимать действия, повышающие эффективность политических групп и организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Политические технологии включают в себя два основных типа методов: методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии (универсалистский компонент политических технологий); а также методы и механизмы, ориентированные на тщательный учет и места, и времени (конкретно-эвристический компонент политических технологий).

В условиях российских реалий происходит массовое применение политических технологий в целях укрепления оккупационного режима, узурпировавшего власть в России. В первую очередь идет поголовное насаждение идеологии государственного патриотизма в среде мелких и средних чиновников, что делает их весьма зависимыми от центрального аппарата власти. Далее происходит «прикорм» ручной оппозиции в лице старых коммунистов (по крайней мере, их лидеров) и новых «демократов», которые призваны канализировать все протестные настроения, уведя их в безопасное для режима русло. И, наконец, происходит жесткая и бескомпромиссная борьба, выливающаяся в силовые акции с нарушением всех норм демократии (при их декларировании, конечно) и свобод личности с настоящей оппозицией, представленной националистами и патриотами. Естественно, что в первую очередь давится русский национализм, как наиболее опасный для правящего режима, т. к. подавляющее большинство населения России являются Русскими и в той или иной степени поддерживают националистов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

совокупность методов, техник, приемов воздействия на человека с целью изменить его мышление, убеждения, настроение и поведение.

Возникли так же давно, как и сама политика. Уже в первобытных обществах были жрецы, специалисты по ритуалам, внушению, манипуляции мнением толпы и т. д. В древней Греции благодаря искусству софистов были разработаны приемы публичной полемики, аргументации, логики, выборных технологий, в древнем Риме были усовершенствованы правовые механизмы и созданы институты, позволяющие управлять различными политическими процессами.

Особое развитие политтехнологии получили в Новое время (благодаря интенсивным выборным процессам) и в новейшее время в тоталитарных обществах (благодаря востребованности техник пропаганды).

В конце XX в. в условиях изменившегося общества произошла революция в понимании политических технологий. Если раньше их целью было подавление собственного сознания и воли индивидов, внушение, манипуляция бессознательными и иррациональными мотивами, то теперь манипуляция строится, наоборот, именно на провоцировании свободной воли, сознания и субъективности человека. Как писал известный французский социолог Ж. Бодрийар: «Совершается переход от предписания к расписанию».

Если раньше реклама и пропаганда требовали и внушали избрать Иванова и ни в коем случае не избирать Петрова, то сейчас пропаганда требует проявить сознание и волю и именно выбрать между Ивановым и Петровым. Только потом оказывается, что и тот и другой финансируется одними и теми же ТНК, и на практике будут делать одно и то же.

Спектр подобных приемов очень широк. Коварство современных мягких методов пропаганды в том, что они создают у тех, кто подвергся их воздействию, иллюзию полной свободы и самостоятельности. Так, в ходе «бархатных революций» десятки миллионов людей, подвергшихся манипуляциям, думали, что выступают за свободу и уверяли, что все решают сами, никто на них не воздействовал.

В связи с эффективностью новых политических технологий часто старые «горячие войны» стали заменяться на новые информационные холодные войны. Зачем уничтожать врага и тратить силы, если ты можешь заставить его самого разоружиться, самоуничтожиться, если ты сможешь даже заставить служить себе, направить его против других врагов?

Отследить воздействие мягких политических технологий довольно трудно, это требует специального образования и подготовки. Подобно тому, как современный человек вынужден самостоятельно, не обращаясь к специалистам как раньше, владеть элементарными знаниями из области права, медицины, психологии и т. п., ему в скором будущем придется овладевать и азами информационных и политических технологий.

В США уже ведется законодательная работа по защите личного пространства, персональных данных и идентичности от воздействия рекламы, пиара, политической пропаганды. Такие же меры должны предприниматься и у нас.

В последнее время среди экспертов-политологов распространяется мнение о вредности политтехнологий на основании того, что России пришлось очень сильно от них пострадать. Но это мнение является несостоятельным, поскольку с тем же успехом можно говорить, что раз Россия пострадала от каких-то совершенных видов оружия, то нам не надо их развивать, а лучше вовсе запретить. Подобная позиция маргинализирует Россию и приводит к отставанию в гуманитарных технологиях и вообще в сфере хай-хьюма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Одним из главных признаков развития человеческой цивилизации в XXI в. является активный процесс технологизации основных сфер ее жизнедеятельности. Не составляют исключения и социально-политические процессы. Постепенно на смену аматорству во время проведения политических кампаний приходит профессиональный, системный подход, который предусматривает привлечение соответствующих специалистов и новейших достижений в сферу политических технологий. Сегодня широкое распространение в организации эффективных политических кампаний получили такие специализации политологов: "украинец", "электоральный маркетолог", "имиджмейкер", "политконсультант", "РR - менеджер", "спин-доктор", "медиа-спикер" и др. Все эти специализации предусматривают овладение определенным классом политических технологий, которые могут существенным образом влиять на ход политического процесса.

Понятие "технология" происходит от древнегреческих - мастерство и слово, учение. Современные интерпретации понятия "технология":

1) совокупность знаний, сведений о последовательности отдельных производственных операций в процессе определенного производства;

2) совокупность способов обработки или переработки материалов, изготовление изделий, проведение производственных операций;

3) наука об переработку и обработку материалов, способы изготовления продукции и совокупность приемов, применяемых в разных видах деятельности;

4) любое средство преобразования исходных материалов (общественное мнение, информация, физические материалы) для получения желаемой продукции или услуг;

5) совокупность приемов, которые используются в определенном деле.

В современной науке под технологией понимается система четко скоординированных элементов: цели - процедуры (правила) - средства - операции (действия) - мотивы (стимулы); система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизмы их практического использования в быту, производстве, управлении и т.д.

Понятие "политические технологии" применяется для обозначения приемов достижения необходимых результатов в политике. Украинский ученый М. Ф. Головатый утверждает, что "политические технологии" - это совокупность методов и систем последовательных действий, направленных на достижение необходимого политического результата. В политической практике они предстают как совокупность методов применения объективных законов политики, материализация абстракций политической науки в конкретные решения, документы, нормативы, распоряжения. Особенности политических технологий обусловлены характером политического процесса, который охватывает самые разнообразные виды политической деятельности в рамках конкретной политической системы.

Российский специалист М. Есть. Кошелюк выделяет понятие "политический PR", который определяет как сферу политической деятельности, связанную с организацией и управлением политическими кампаниями. При этом ученый отмечает, что "наиболее яркими их прототипами являются предвыборные кампании, поэтому сегодня между политическим РИ и так называемыми избирательными технологиями обычно ставят знак равенства".

Отечественные политологи М. И. Обушный, А. А. Коваленко, О. И. Ткач выделяют понятие "технология власти". Под этой категорией ученые понимают совокупность, систему тех или иных приемов деятельности власти, рассчитанной на достижение (заданного, задуманного) результата. Различные технологии власти включают приемы как достижение локального, краткосрочного эффекта (здесь обычно говорят о тактике власти), так и получения результата решающего, крупномасштабного, фундаментального, длительного, стратегического.

Тесно с этим понятием связаны отдельные типы политических технологий, среди которых можно выделить: "технологии политического менеджмента" (управление политическим процессом), "информационные технологии" (формирование и направления соответствующих информационных потоков ангажированных властью медиакорпораций), "технологии деятельности лоббиста" (функционирования политических ставленников бизнес-групп по защите их экономических интересов в текущей политике), "технологии парламентаризма" (формирование выгодного повестки и направления деятельности представительного органа государственной власти в запрограммированном направлении), "технологии легитимации политической власти" (формирование восприятия законности деятельности политической власти) и т.д.

Если исходить из понимания политических технологий как инструментария политического управления, перечень типов политических технологий, сформированный в соответствии с направлений деятельности политического управления. должен включать следующие технологии: политического анализа; политического консультирования; принятие решений; управление конфликтами; управление переговорами; лоббирование; избирательные; паблик рилейшнз; политической рекламы; информационные; информационно-сетевые и т.д.

Некоторые специалисты разделяют понятия "технология" и "техника", ведь технология является набором определенных техник, которые объединены вокруг общей цели и стратегии с учетом ситуации. Техника же - это определенный прием или метод, последовательность шагов, что всегда ведет к ожидаемому результату. Отсюда под понятием "политические технологии" можно понимать далеко не все известные методы. Например, организация социального события или политический переворот - это технология, а проведенный в ее рамках митинг или демонстрация - это техника. Техники могут работать в любой стране без заметных изменений, в то время как технологии являются более специфичными и требуют адаптации к особенностям национальной политической культуры.

в Целом в современной отечественной политической науке образовались семь основных подходов к трактовке политических технологий.

"Инструментальный" подход (М. Ф. Головатый, М. Есть. Кошелюк) трактует понятие "политическая технология" в наиболее общем виде - набор приемов (техник, шагов и т. п.) с превращения исходного материала в некий продукт. Материалом может быть общественная (элитная) мнение, а продуктом - голосование за кандидата (поддержка).

В центре внимания "коммуникативного" подхода (В. М. Бебик, Т. Е. Гринберг) - коммуникация, а технология определяется как последовательность действий по развитию каналов коммуникации между кандидатом на выборную должность и электоратом.

Сторонники "стратегического" подхода (Ю. Д. Сурм пр., Д. С. Краеугольный) разделяют понятия "политические технологии" на составные части. Для них технология - это в первую очередь набор стратегических принципов или подходов к организации избирательной кампании. Эти стратегические концепты являются универсальными. В первую очередь это принципы позиционирования и продвижения политического месседжа (сообщение для избирателей). Во-вторых - это работа с "сообщением". Кроме того, эксперты отделяют технологические подходы (поощрения, угрозы), которые являются универсальными, от технологических приемов (ограниченные в действии) и каналов коммуникации (вполне специфическими).

Сторонники "психологический" подхода (Д. В. Ольшанский, Л. О. Кочубей, Г. Г. Почепцов) на первый план ставят изучение и влияние на общественное мнение, поэтому технология здесь - это двойная комбинация, где сначала проводится изучение электоральных настроений (с помощью универсальных методов исследований), а затем осуществляется воздействие (доставка ожидаемой информации с помощью различных техник).

Авторы концепции "модели" (С. Г. Кара-Мурза, Есть. Б. Малкин, Есть. Б. Сучков) интерпретируют технологию как деятельность, а как модель деятельности. Это результат анализа уже проведенной (ранее) деятельности, причем совершенной неоднократно, - только аналитическая проверка тех или иных положений общей модели на множестве частных и независимых относительно друг друга примеров позволяет быть уверенным в ее точности и универсальности.

Через призму "лидерского" подхода (В. П. Фісанов, Г. С. Фесун) технология выглядит как последовательность действий по преобразованию неформальных лидеров (политиков) в формальных и удержание в руках лидеров рычагов власти.

Наконец, авторы "онлайн" подхода (М. В. Гришин, И. О. Полищук, Т. М. Моторнюк) интерпретируют содержательную суть политических технологий как практик властной взаимодействия между представителями органов государственной власти и гражданами, которые должны осознавать свою взаимозависимость друг от друга и перманентно влиять на выработку совместных действий по управлению социально-политическими процессами, и не только в период выборов.

Следует заметить, что все перечисленные подходы не столько противоречат друг другу, сколько дополняют. Все они в сочетании дают возможность постичь суть и специфические особенности сложного феномена политических технологий.

Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение: политические технологии - интеллектуально спроектированы комплексные алгоритмы политических действий (политических мероприятий, акций, кампаний), направленных на системное повышение эффективности функционирования политических субъектов по поводу завоевания и удержания государственной власти.

Подавляющее большинство специалистов согласны с тем, что универсальные политические технологии существуют. А некоторые ученые утверждают, что вообще все технологии являются универсальными, при этом каких-то специфических технологий просто нет.

Политические технологии являются разнородными по предметно-целевыми критериями, и, как правило, решения политических задач требует применения комплекса технологий. Поэтому на практике применяется система различных политических технологий.

Политические технологии могут быть объединены в определенные группы:

Аналитические технологии (политический анализ, политическое консультирование);

Предметно-практические ("полевые") технологии (принятие решений, управление конфликтами, управление переговорами, избирательные, лоббирование);

Коммуникативные технологии (агитация и пропаганда, PR (связи с общественностью), политическая реклама, информационные, информационно-сетевые).

Существует также несколько других типологізацій политических технологий. их разделяют в зависимости от политической системы и политического режима на демократические и недемократические; по значению и масштабу действия - на базовые и второстепенные. Базовые политические технологии касаются точки зрения, действия больших групп или всего населения страны. К ним относятся, в частности, и политические выборы. Второстепенные технологии имеют локальный характер и выполняют вспомогательную роль относительно базовых технологий. Например, относительно базовой технологии политических выборов технология клонирования кандидатов на выборные должности имеет вспомогательный, второстепенный характер.

Исходя из критерия природы субъектов политики, технологии могут быть разделены таким образом:

1) "общие", которые касаются максимально большого количества граждан, многих субъектов политического процесса. Наиболее распространенными среди них являются технологии "завоевание" и удержания власти. В общих политических технологий относятся также технологии избирательной кампании;

2) индивидуальные (присущие отдельным субъектам политики), которые используются отдельными политическими, общественными, государственными деятелями. К наиболее распространенным индивидуальных политических технологий относятся публичные выступления, участие в беседах, дискуссиях, решении конфликтов. Каждая технология имеет свои особенности, благодаря которым создается определенный имидж политика, его авторитет и популярность, формируется и обогащается опыт политической деятельности.

Сегодня особенно интенсивно развиваются информационные политические технологии. В массовом политическом информировании имеют место две тенденции: 1) передача большого количества разнообразных сообщений, которые преподаются без системы; 2) подчинение информационного потока идеологически-пропагандистским установкам. В первом случае индивид теряет социальную ориентацию и становится очень удобным объектом для политического манипулирования. Во втором - индивиду предоставляется только такая информация, которая согласована с пропагандистскими задачами, а любая другая подвергается отрицательной оценке.

Под влиянием таких тенденций во второй половине XX в. начали происходить процессы медиатизации политики, что обусловило применение практики исправления эффектов от сообщений в СМИ за помощью технологий спин-докторингу (от англ. спина - кружение, верчение и doctoring - лечение на профессиональном уровне). "Спина" как отдельная научная категория трактуется как информационное "искажения" событий, их презентация в более выгодном свете или просто "раскрутка" человека или события. Спин-доктор "раскручивать" информацию, подавая в самом благоприятном для политического субъекта виде, то есть "лечит" ее освещение в масс-медиа.

"Раскрутка" основывается на психологических способах манипуляции вниманием людей и обеспечивается с помощью таких приемов: "наши люди в толпе", "единодушное ("общая") мнение", "искусственный спутник", "ложный исток", "ускорение темы", "утвердительные заявления", "сторона победила", "принудительная пропаганда", "использование ценностных слов", "неопределенные выражения" (позитивно и негативно окрашенные), "перенос позитивного (негативного) образа", "упрощение проблемы", "общественное неодобрение", "заострение внимания", "имитационная дезинформация", "фабрикация фактов" (прямая ложь), "осміювання", "манипулятивная семантика" и др.

Нивелирования той или иной темы связано с политическим оппонентом, конкурирующей идеей, нежелательными реакциями на клиента-политика или с компроматом на него. В этом случае применяют приемы: "переключение внимания аудитории", "разрежение информации", "активизация препятствий", "заглушка", "заключение", "ложная театрализация", "відповзання" ("выскальзывания"), "снятие розовых очков", "фонтан грязи", "враг народа", "солнечное затмение" и др.

"Искажения" темы в средствах массовой информации представляет собой ее интерпретацию и реінтерпретацію в нужном контексте. Распространенными методами "искажения" информации являются: сокрытие информации, изменение способа подачи информации, особое компоновка, использование "магических слов", "трансфер", "ослепление примером" и др.

Поскольку потоки информации в современном обществе существенно возросли, новейшие информационные технологии направлены на то, чтобы управлять вниманием массового сознания, удерживая ее на необходимых объектах и ситуациях как можно больше. При этом интерпретации (трактовки) фактов имеют наглядную преимущество над самими фактами, ведь они позволяют политическим технологам в нужный момент переключать внимание массового сознания на нужные темы, отвлекая внимание от нежелательных сообщений. Сейчас налажена целая система управления вниманием массовой сознания, которая особенно активно используется на телевидении и в деятельности ведущих информационных агентств мира. Инструментарий переключения внимания массового сознания можно отразить в табл. 5.

Таблица 5. Инструментарий переключения внимания массового сознания в СМИ

Медиа-политика ведущих телеканалов мира направлена на поддержание психологического баланса у граждан-зрителей. Население получает телевизионное "успокоительное" в виде непритязательного юмора, популярной эстрады и светских бесед. С помощью этих жанров рядовой избиратель расслабляется и забывает о свои острые проблемы. Наряду с этим зрители получают теле-"возбудители" в виде аварий, катастроф, взрывов и др. С помощью этих сообщений внимание массового сознания тоже стабильно переключается из актуальных экономических и политических проблем на искусственные заменители - екстраінформаційні поводы. Политические ток-шоу также превратились в эффективные политтехнологии, ведь все они строятся на інспіруванні постоянных политических конфликтов, которые в конце концов формируют у подавляющего большинства телезрителей стойкий иммунитет к политической тематике. В то же время, особенно в кризисные периоды, политические ток-шоу, на которых поднимаются и обсуждаются наиболее острые общественные проблемы, выполняют функцию "выпуска пара" для того, чтобы обеспечить замещение реального кризиса ее виртуальным аналогом.

Современное информационное общество имеет несколько важных признаков. С одной стороны, возрастающее значение приобретают средства массовой информации, которые постепенно получают управленческие функции в отношении общественного мнения и общественного сознания. С другой стороны, принципиально меняется информированность населения, которое получило беспрецедентные до этого возможности найти альтернативные источники информации и воспользоваться ими. Технологическая революция изменила саму движущую силу социальных трансформаций. Этой движущей силой становятся информационные и другие технологии, позволяющие оперативно реагировать на вызовы цивилизации. Функция информирования и, если угодно, обучения электората - вот ключевая миссия политических технологов в переходных посттоталитарных и поставторитарных обществах. Конечно, это так, если игроки политического рынка являются не только профессионалами и работниками, а патриотами и сознательными гражданами своей страны. В политическом процессе должно утвердиться гуманистический подход в политических технологий.