Подробнее про основные характеристики.


В 1937 г. на танкоремонтном заводе № 48 в Харькове под руководством Н. Ф. Цыганова велась работа по созданию легкого колесно-гусеничного танка с усовершенствованным бронированием на базе БТ-7. К концу 1937 г. был изготовлен экспериментальный образец боевой машины, получившей наименование БТ-СВ-2 «Черепаха» (СВ, т. е. «Сталин - Ворошилов»).
От базового варианта новый танк отличался в первую очередь особенностями конструкции корпуса. Бронелисты имели значительно больший угол наклона: если у БТ-7 он составлял всего 15°, то у БТ-СВ-2 - 58°. Ширина носовой части совпадала с шириной корпуса: благодаря этому конструкторскому решению оказалось возможным отказаться от передней трубы и кронштейнов ленивцев. Пружинная рессора подвески опорных передних катков, в отличие от остальных, располагалась наклонно.


Конструкция корпуса БТ-СВ-2 была почти лишена выступающих частей, кроме колпаков вертикальных пружин подвески. Нижние и угловые бронелисты являлись съемными и крепились с помощью болтов. Для повышения жесткости броневой защиты ходовой части между нижним краем бронелиста и внутренней стенкой корпуса с каждой стороны имелось по три специальные перемычки. Баки для топлива устанавливались в бортовых полостях боевой машины. Топливный бак, который на БТ-7 располагался в кормовой части танка, не стали устанавливать на БТ-СВ-2, благодаря чему появилась возможность смонтировать корму боевой машины из наклонных бронелистов.
Еще одним отличием БТ-СВ-2 от БТ-7 было то, что система охлаждения двигателя имела два режима работы - боевой и походный. В боевом режиме жалюзи герметично закрывались, и забор воздуха проходил через сетку воздушных карманов, расположенных в кормовой части танка. В походном режиме воздух поступал через открывающиеся боковые жалюзи. Воздух, нагревшийся от двигателя, выходил наружу через кормовые жалюзи.
БТ-СВ-2 был снабжен радиостанцией, которая располагалась в носовой части боевой машины, т. к. в башне танка отсутствовала ниша. Экипаж БТ-СВ-2 состоял из 4 человек.



Легкий танк БТ-СВ-2 «Черепаха»

Толщина бронелистов, из которых был изготовлен корпус танка, составляла 10-12 мм, однако в проекте предполагалось дополнительное бронирование либо с применением брони толщиной 40-55 мм, способной защитить от снарядов калибра 45 мм на любой дистанции, либо с применением более слабой брони толщиной 20-25 мм, которая могла обеспечить защиту только от пуль калибра 12,7 мм.
Испытания танка БТ-СВ-2 проходили в конце 1937 - начале 1938 г. Всего в ходе испытаний танк прошел 2068 км. Использованному при изготовлении данной модели принципу бронирования в целом была дана положительная оценка комиссией под председательством Е. А. Кульчицкого. Однако ходовая часть, если учитывать и предполагаемое дополнительное бронирование, вместе с которым масса танка составила бы 24-25 т, оказалась недостаточно мощной.

Планировалось построить образец БТ-СВ-2 с бронированием, заложенным в проект танка, и проверить надежность корпуса и работу ходовой части при увеличенной массе танка, в том числе и подвергнуть образец обстрелу. Однако в начале 1938 г. Н. Ф. Цыганов и другие инженеры из его группы были арестованы, а работы над БТ-СВ-2 прекращены.



Была создана еще одна опытная разработка танка с улучшенной броневой защитой конструктора Н.Ф. Цыганова. Танк БТ-СВ-2 (СВ - "Сталин-Ворошилов-) - изготовлен на базе танка БТ-7 в 1937 г. на заводе № 48 в Харькове.
Основным и принципиальным отличием от танка БТ-7 стала конструкция корпуса, броневые листы которого располагались под большими углами наклона Носовая часть корпуса была такой же по ширине. как и весь корпус. Опорные катки крепились аналогично остальным на наклонной пружинной рессоре.
Броня БТ-СВ*2 совершенно не имела выступающих частей. Все бронсиые листы корпуса выполнялись съемными и крепились с помощью болтов. В бортовых полостях размещались бензобаки.

Опытный колесно-гусеничный танк БТ-СВ-2 "Черепаха"

Оригинальной была и система охлаждения двигателя. Она работала в двух режимах - походном и боевом. В боевом положении жалюзи герметично закрывались с места водителя и обдув двигателя проходил через кормовые воздушные карманы, в походном положении забор воздуха осуществлялся через боковые жалюзи, а нагретый воздух выходил через кормовые карманы.


Опытный колесно-гусеничный танк БТ-СВ-2 "Черепаха"

Радиостанцию на БТ-СВ-2 разместили а носовой части корпуса. Четвертом членом экипажа должен был стать радист.
Корпус первого экземпляра был изготовлен из обычных стальных листов толщиной 10-12 мм. Реальную броню должны были составить броневые листы марки -ФД" толщиной 45- 55 мм. которые могли защитить экипаж от прямого попадания 45-мм снаряда.


Опытный колесно-гусеничный танк БТ-СВ-2 "Черепаха"

БТ-СВ-2 проходил заводские испытания зимой 1937 - весной 1938 Г. В общей сложности танк прошел 2068 км. В результате принцип бронирования танка был признан вполне приемлемым, однако отмечалось, что ходовая часть танка БТ-7 может оказаться слабой для реального бронирования танка (24-26 т) .В связи с этим было предложено изготовить образец танка БТ-СВ-2 с реальным бронированием и испытать его обстрелом. Однако в связи с упомянутым арестом конструктора Цыганова эти решения а жизнь так и не воплотились. Все работы по необычной машине БТ-ИС-2, которая за свои формы получила название «черепаха", были прекращены.

Советский лёгкий танк третьего уровня из серии БТ. Броня у него хоть и посредственная, зато имеет рациональные углы наклона, что приводит к частым рикошетам. БТ-СВ можно было получить только по акции, а в настоящее время он доступен в советском варианте подарочного издания игры.

Общие сведения.

Внешний вид у него забавный. По бокам расположены прожекторы, похожие на огромные глаза лемура, а в задней части торчат две стильные трубы.

Орудие у этого монстра второго уровня. Оно имеет пробитие 51 мм на бронебойных снарядах и 84 мм на премиумных подкалиберных. Это очень хороший показатель, так как пробиваться будут практически все противники, с которыми будет встречаться БТ-СВ.

Динамика тоже радует. Под невероятно наклонённым корпусом скрывается мощный двигатель в 500 лошадиных сил, который позволяет разгоняться до 62 км/ч по прямой дороге. Однако шасси поворачиваются со скоростью 30 градусов, поэтому резко свернуть с неправильного пути не получится.

Сама броня у этого танка не очень крепкая: 25 мм максимум по кругу. На третьем уровне такой брони хватает, тем более, она удачно наклонена. Вы будете ловить рикошетами те выстрелы, которые не очень точно летят в вас.

Подробнее про основные характеристики.

Пробитие - 51мм/84мм/24мм.

Разовый урон - 47/47/62.

Скорострельность - 26,25 выстрелов в минуту.

Разброс - 0,41 на 100 метров.

Сведение - 1,71 секунд.

Двигатель:

Мощность - 500 л.с.

Максимальная скорость - 62 км/ч.

Все советские танки имеют плохой обзор. На светляке данный показатель очень важен, поэтому его следует улучшить «Просветлённой оптикой». Вторым модулем ставьте «Усиленные приводы наводки», так как не совсем точное орудие забирает слишком много времени на сведение. Роль третьего модуля в нашем случае исполнит «Улучшенная вентиляция», которая даст ощутимый прирост ко всем техническим характеристикам.

Снаряжение.

Ремкомплект.

Аптечка.

Огнетушитель.

Однако БТ-СВ не часто горит, поэтому на ваше усмотрение вместо него можно поставить «ленд-лизовское масло» или «регулятор оборотов двигателя».

Экипаж.

Командир - шестое чувство, орлиный глаз (чтобы усилить зрительный контакт с окружающим миром), ремонт.

Механик-водитель - мастер тарана (для защиты от неумелых союзников, норовящих врезаться в корму), виртуоз, плавный ход.

Наводчик - плавный поворот башни, ремонт, снайпер.

Радист - радиоперехват, изобретатель, маскировка.

Сильные стороны.

Вас порадует хорошая броня. Стреляя по БТ-СВ, противник часто будет слышать такие неприятные возгласы, как «рикошет!» и «не пробил!» Впрочем, для совсем уж криворуких игроков следовало бы добавить уведомление «мимо!».

Мощный двигатель.

Высокая скорость. Позволяет вовремя занять нужную позицию или быстро сбежать от преследующей группы врагов.

Хорошее орудие. С ним Вы не будете испытывать проблем ни с одним из одноклассников.

Низкий балансный вес.

Слабые стороны.

Плохая манёвренность из-за «кривых» гуселек.

Ужасный обзор. Без «просветлёнок» и «стереотруб» вам нечего делать на поле боя. Однако, если Вы адепт «макетной» тактики - этот танк как раз для вас.

Слабая радиостанция. Вряд ли Вы увидите, что происходит на второй половине карты.

Тактика боя на БТ-СВ.

Лучшим вариантом будет молниеносный прорыв к респу противника, где Вы можете прятаться за домами, одновременно подсвечивая и стреляя по вражеским танкам. При условии адекватной помощи союзников, Вы устроите бодренькое рубилово, которое закончится на 4-5 минуте боя. Чуть сложнее придётся, если вас кинет к уровням повыше. Там следует играть более аккуратно. На открытых картах, таких как «Малиновка» и «Прохоровка», можно поработать активным светляком и уничтожителем вражеских ЛТ.

В конце 1937 года была изготовлена новая машина, которую назвали БТ-СВ-2 "Черепаха" (СВ - "Сталин-Ворошилов"). Главное, чем этот танк отличался от всех прочих, стала конструкция его бронекорпуса, листы которого располагались под очень большими углами наклона - 15-58 градусов. Носовая часть имела ту же ширину, что и весь корпус. Подвеска передних опорных катков не изменилась, за исключением того, что ее пружинные рессоры отклонили назад под углом в 38 градусов. Корпус БТ-СВ-2 не имел выступающих деталей, за исключением колпаков пружин вертикальной подвески. Все броневые листы выполнялись съемными и к корпусу крепились на болтах. В целях большей жесткости броневого прикрытия гусениц в его нижней части предусматривались специальные перемычки, по 3 с каждой стороны. Кормовой бензобак БТ-7 на танке убрали, поэтому корма тоже стала наклонной, хотя из-за этого баки пришлось размещать по бортам.

Башня танка также не имела кормовой ниши, поэтому радиостанцию из нее перенесли в носовую часть корпуса, где кроме водителя разместили 4-го члена экипажа - радиста. Опытный образец БТ-СВ-2 был сделан из обычной стали толщиной 10-12-мм, а проект реальной боевой машины существовал в двух вариантах . Первый предусматривал использование брони марки ФД толщиной 40-55 мм, защищавшей танк от 45-мм снарядов на любых расстояниях; второй - защиту от 12,7-мм пуль и предполагал применение 20-25-мм брони марки "ИЗ".

БТ-СВ-2 проходил испытание зимой 1937 - весной 1938 года, во время которых он прошел 2068 км. Отмечалось, что такой принцип бронирования можно считать вполне приемлемым, но ходовая часть серийных БТ-7 при реальном бронировании танка и весе БТ-СВ-2 в 24-25 тонны будет слишком слаба. Предполагалось изготовить образец танка с полноценным бронированием и провести его испытание обстрелом. Однако все работы по этой машине, так же как и по БТ-ИС, были прекращены, поскольку в начале 1938 года Н. Цыганов и вся его группа были арестованы. Еще раньше - в марте 1937 года арестовали большую группу конструкторов на ХПЗ, в частности начальника танкового КБ А.Фирсова.

Схема бронирования танка БТ-СВ-2 "Черепаха"

Другие танки

Вопрос о доведении БТ-7 до уровня БТ-ИС с повестки дня так и не был снят. Пока проводились его испытания, Главное автобронетанковое управление РККА в октябре 1937 года выдало заказ ХПЗ на практически такой же танк БТ-20 - в новом принятом обозначении А-20, который был сделан в металле в 1939 году. Привод колесного хода на нем осуществлялся на 6 колесах, как и у танка БТ-ИС, а верхний лобовой лист располагался под углом наклона 53 градуса. Гусеничный А-20 получил обозначение А-32 и стал прототипом знаменитого танка Т-34 , но на нем установили орудие калибром 76,2-мм, более толстую броню и 5 пар опорных катков, диаметр которых по сравнению с танками БТ был увеличен до 400-мм.

Кроме этих танков в 1932-1938 гг. в СССР разрабатывались и другие машины с колесно-гусеничным движителем. Среди них были сразу два плавающих танка Т-43, которые в 1933-1934 гг. делали на заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова (№ 185) в Ленинграде и московском заводе № 37. Два плавающих танка по образцу танков БТ-ПТ-1 и ПТ-1А имели скорость на гусеницах: 62, на колесах - 90 и на плаву - 6 км/ч, а ПТ-1А - 10 км/ч. При весе 14,2 и 15,3 тонны их экипаж составлял 4 человека, а вооружение состояло из одной 45-мм пушки и 4 пулеметов, хотя по толщине брони они уступали БТ. Легкий колесно-гусеничный танк Т-46-1, также изготовленный в 1925 году заводом № 185, получил ведущие колеса спереди и оборудовался синхронизатором хода. Помимо пушки и нескольких пулеметов, включая зенитный, этот танк имел еще и спаренный с орудием пневматический огнемет, запас огнесмеси был на 12 выстрелов. Танк испытали, но на вооружение не приняли.

Легкий танк Т-25

Другой легкий танк Т-25, созданный на Сталинградском тракторном заводе в 1939 году, представлял собой смесь из узлов и деталей танков Т-26 и БТ, но в серию он тоже не пошел, поскольку его скорость на гусеницах составляла всего 28 км/ч. Тогда же, в 1934-1937 гг., была предпринята попытка заменить в производстве гусеничный Т-28 колесно-гусеничным Т-29, отличавшийся от своего прототипа только движителем и трансмиссией.

По проекту ЭКУ ОГПУ - тюремного КБ, где работали арестованные конструкторы, первые танки Т-29-4 и Т-29-5 были изготовлены еще в 1934 году, но затем машину несколько лет улучшали, чтобы начать ее серийно выпускать на Кировском заводе в Ленинграде. В 1936 году этот танк приняли на вооружение, в 1937 году изготовили две машины, однако после этого выпускать танк все-таки не стали. При лобовой броне толщиной 30-мм и экипаже из 5 человек масса танка увеличилась до 28,8 т, что оказалось пределом для колесно-гусеничного движителя, хотя и этот танк на колесном ходу имел ведущими 6 катков из 8.

В декабре 1937 году Котин подписал чертежи ходовой части Т-28, переделанной по типу шасси тяжелого танка Т-35, однако тогда решили, что многобашенные танки ни при каком типе подвески нельзя будет защитить достаточно толстой броней, и чем меньше танк будет иметь башен, тем лучше. Каких-либо других отечественных танков на базе БТ создано не было, как не было создано и каких-либо САУ с использованием их ходовой части.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов "Танки БТ" ("Военный музей");
  • М.Барятинский "Легкий танк БТ-7". (Бронеколлекция 5 - 1996);
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937;
  • М. Коломиец. Многобашенные танки РККА (Фронтовая иллюстрация 4 - 2000).