План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И

Солнечный блик скользнул сквозь неплотно прикрытые шторы, оттолкнулся от полированной поверхности стола и, подпрыгнув несколько раз на гладком дереве, растворился в бокале мартини.
В тот день солнце было особенно щедро на такие озорные блики. Яркие, теплые и стремительные, они, казалось, окрашивали все вокруг в живые, лишь весне присущие тона. Вызывали улыбку, особенно дорогие воспоминания, бережно хранимые в дальнем уголке памяти остальное время года. Пробуждали любовь.
Она подумала, что до тех пор, пока солнце вот так заглядывает сквозь шторы, пока слепит отвыкшие от теплого света за долгую зиму глаза - светит чем сильнее, тем лучше, - пока краски мира искрятся подобно пузырькам шампанского, - до тех пор, пока остается все это, стоит жить и стоит радоваться жизни! И еще она подумала о том, как любит его. В который раз за это раннее весеннее утро.
- Задерни шторы, солнечный свет в такой час неуместен, - он с раздражением расправил газету, пытаясь заслониться от докучливых лучей.
Она выполнила его просьбу, отметив с грустью, что даже когда он злится и драпируется в этот свой старательно скроенный и добротно сшитый образ делового человека, - даже тогда он прекрасен.
Она так и не могла понять до конца, почему так охотно согласилась на правила игры, в которую превратилась ее жизнь. Полупрозрачные намеки, заграничные люксы, постоянные недомолвки, отведенные взгляды, вопросы, оставшиеся без ответа. Минуты у молчащего телефона, капля за каплей стекающиеся в часы, дни, недели, годы. Она знала, что так быть не должно, что у него свой, другой, мир, семья... Знала и то, что теряет те немногие годы молодости, отмеренные судьбой, что жизнь - яркая, настоящая, с шумными студенческими праздниками и свиданиями в торжественно красивом весной сквере, - эта обычная для многих и недосягаемая для нее жизнь проходит мимо. Когда-то по таким широким аллеям, похожим на те, что золотятся в солнечном свете за окном, прогуливались дамы в длинных шуршащих платьях и кавалеры в париках. Она улыбнулась, представив его в парике.
- О чем ты думаешь? - спросил он, отложив газету. Казалось, полумрак смягчил его утреннее раздражение.
"О тебе. Обо мне. О моей к тебе любви. О том, как я дорожу такими вот мгновениями - ты и я, только мы вдвоем, и нет твоей семьи, бизнеса, нет ничего кроме нас", - хотела было сказать она.
- О том, как красивы горы весной.
- Горы, весна... Глупости все это. Тебе надо меньше думать об этом.
"Перестать думать о солнце, горах и весеннем утре - это все равно, что перестать думать о тебе. А это значит перестать жить. Потому что для меня без тебя в этом мире нет места".
- Да, возможно, ты прав.
Она задумчиво посмотрела на наполненную солнечным светом жидкость в бокале. Похожа на воду, а на самом деле яд. Их отношения тоже похожи. На любовь. Господи, сколько это может продолжаться?
Сколько же это может продолжаться? Подозрения, вопросы, упреки. Эти яркие, весенние годы, так остро напоминавшие ему, что не так много осталось их в его жизни. Просторный офис, все больше сжимающийся с каждым днем в размерах. А главное - мерзкий холодный страх, заставляющий всматриваться в темноту сменивший напряженный день ночи. Ей ведь уже двадцать четыре. И каждая весна прибавляет еще один год, одну морщинку, еще одну грустную мысль. Мысль о другом, молодом, мире, о новой, только ей одной принадлежащей жизни. Зато годы, разбросавшие их по разным поколениям, не уйдут. Сколько бы еще времени ни прошло, их всегда останется ровно двадцать пять. Четверть века... Как необъятно много, но в то же время - так ничтожно мало!
Что можно успеть за четверть века? Встать на ноги. Наладить собственное дело, обзавестись семьей. И начать медленно умирать, потому что не к чему больше стремиться, не о чем мечтать. Потому что некого больше любить.
За эти четыре года с ней он прожил жизнь, несоизмеримую с той, что была до этого. Жизнь, полную новых идей, свежих мыслей и молодого смеха. Смеха, который был удивителен тем, что это смеялся он. Да! Он снова жил, снова чувствовал, снова переживал... Он любил! Любил ее, ее любовь к нему, свою любовь к ней. Он любил свою жизнь. Впервые за столько лет. Быть может, впервые вообще.
- Вероятно. Или права ты.
"Ты любишь меня?" - хотела спросить она. "Я тебя - больше всего на свете. Больше, чем горы, весну, солнце, больше, чем дождь, снег и солнечных зайчиков". Она помолчала, вглядываясь через стекло бокала в причудливо изогнутые контуры его кресла.
- Можно, я раздвину шторы?
Она его не любит. Это было бы слишком хорошо. А годы научили его бояться всего слишком хорошего. Оно всегда оказывалось миражом.
- Нет.
Иногда, когда дорогой тебе человек молчит, ты знаешь, что творится в его душе, и тогда непроизнесенные слова только сближают. Становятся общей тайной, известной только двум. Но когда мир его мыслей для тебя закрыт, тишина становится невыносимой пыткой, которую невозможно не прервать.
- Извини. Чем займемся сегодня?
Когда это произошло? Когда она перестала любить его? А любила ли вообще? Это был вопрос, который он предпочитал не задавать себе. Но он являлся сам: незваный, мучительный, он будил его ночью, заставлял простаивать у светофора дольше, чем это было необходимо. Он пытался прочесть ответ на него на дне рюмки коньяка, даже явно разглядел две буквы, горящие в темной жидкости... У него не хватило тогда смелости всмотреться в них, чтобы узнать, на каком языке они написаны.
Больше он не задавал себе этот вопрос.
- Чем захочешь. Мне все равно.
"Он всегда говорит то, что думает. Или то, что думаю я", - с горькой усмешкой подумала она. Ей тоже было все равно, лишь бы только сидеть вот так, напротив него, и разглядывать контуры кресла сквозь бокал мартини.
- А что ты думаешь? - она без особой охоты продолжила эту словесную игру.
- Я думаю, что нам лучше расстаться.
Собственные слова шокировали его. Никогда он ничего подобного не думал! Но каким-то странным, мистическим образом они принесли ему спокойствие и уверенность - те самые спокойствие и уверенность, к которым он никак не мог прийти все это время. Она молча смотрела на него, и он почувствовал, что такое решение все же лучше, чем никакое. Ведь все равно она не любит его.
Она слышала его слова, отлично поняла их смысл, но не отвечала. Никак не могла разобрать, кто произнес их: он или это какой-то невидимый для них обоих голос прочел вслух мысли, в которых она боялась признаться даже самой себе?
Отведя взгляд от солнца в мартини, она увидела, что он ждет ее ответа. И, как и на протяжении всего их утреннего разговора, как, впрочем, и всегда, сказала то, что он хотел услышать. К чему все это, он же ее не любит.
- Да, я думаю, ты прав.
Она уехала в тот же день, взяв с собой только самое необходимое: пару платьев, паспорт и его фотографию.
Долго после того, как затих гравий под колесами увозящей ее машины, он сидел в том же кресле и думал о том, как причудливо изменяет стекло бокала с мартини контуры окна, которое по-прежнему закрывали тяжелые бархатные шторы. Шторы, которые он так и не решился раздвинуть.

УМК : «Начальная школа 21 века»

Класс : 2 «В»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: Н. Сладков « Апрельские шутки», «Весенний разговор»

Цель:

Познакомить с новыми произведениями, показать образ весеннего месяца-апреля;

Упражняться в выразительном чтении;

Учиться определять главную мысль произведения, думать, рассуждать.

Задачи:

    Учить работать с выставкой книг

    Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения.

    Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

Формировать умение работать в парах;

Формировать способность к самооценке и интерес к учебному материалу;

Метапредметные:

1) познавательные:

Формировать мыслительную деятельность учащихся;

Формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам;

2) регулятивные:

- формировать учебную деятельность; самоконтроль, целеполагание, прогнозирование;

Формировать умения осуществлять контроль, выполнять учебное действие в уме;

3) коммуникативные:

Развивать творческое мышление;

Формировать умение работать в парах, согласовывать действия с партнёром;

Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

Формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я, меня зовут Дарья Сергеевна. (звучит пение птиц)

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок

Я желаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

С каким настроением вы пришли на урок?

Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного, и наше хорошее настроение нас не покинет.

- Какие знания мы получаем на уроках литературного чтения? Чему учимся на уроках литературного чтения?

Почему

Дети, а как вы думаете, почему наш урок начался с пения птиц?

Когда птицы так радостно щебечут и поют? Почему?

Нам ведь тоже очень радостно, когда приходит весна!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают.

- Да, нравится. Это интересно!

- Наверное, это связано с нашей темой урока.

- Когда приходит весна.

- Они радуются приходу весны.

Личностные :

действие самоопределения,

желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные: организация рабочего места

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Формирования темы и задачи урока учащимися

Работа с выставкой книг

- На выставку помещены книги с прочитанными произведениями и новыми.

Ребята, посмотрите на доску, рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия и автора.

Какие книги вы читали?

А какие книги вы еще не читали?

Сформулируйте тему урока?

А что объединяет все эти книги?

Определите, что мы будем делать на уроке?

- Сладков Н.И. «Весенний разговор» и «Апрельские шутки».

- Да, конечно.

- Весна.

Познавательные :

Осознанное построение речевого высказывания

Личностные:

Учебная мотивация

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

На слайде появляется портрет Сладкова.(Николай Иванович Сладков) Кто это?

Вы читали произведения Сладкова? Что об этом можете рассказать?

Что вы о нем узнали?

Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Всего написал более 60 книг о природе.

С какими его произведениями вы уже знакомы?

Какую пользу приносят скворцы?

А о чем будет произведение, с которым мы познакомимся на уроке, вам поможет моя загадка. Послушайте внимательно.

В ночь – мороз,

С утра - капель,

Застучал дождями звонко,

Марту месяцу вдогонку.

Так, глядя на доску скажите, какое произведение мы сегодня будем изучать?

Прочитайте название. «Апрельские шутки». Как думаете, почему Н. Сладков назвал так свое произведение?

Возможно, а как нам проверить это предположение?

- Ответы детей. Сладков.

-Сладков Николай Иванович писатель, ответы детей.

- Скворец – молодец.

- Червяков с борозды выбирают, личинок с гряд собирают, шерсть линячую выбирают, гусениц собирают.

- Апрель.

- Апрельские шутки.

- Там говориться про апрель.

Познавательные :

познакомиться с новым фольклорным жанром, научить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Регулятивные:

Учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Этап первичного восприятия

Словарная работа

Перечитывание и анализ

Итак, ребята, откройте учебник на странице 113, сейчас прочитаем «Апрельские шутки» а

слушаем все внимательно.

Чтение по цепочке.

Назовите главного героя?

Значение каких слов у вас вызвало затруднение?

Морозом ударил – наступили морозы.

Птицы перелетные – птицы перелетающие в зиму на юг.

Каких вы знаете перелетных птиц?

Юннат – юный натуралист (любитель природы)

Перетрусил - струсить сильно, перепугаться, оробеть, опасаясь последствий чего.

Чтение смысловыми частями (маятник)

А) Чтение первой части до слов «заворачивать..»

Что любит Апрель?

Чем прикинулся Апрель?

Что подумали скворцы и грачи? Почему?

Б) Чтение второй части до слов «А есть что?»

Что сделал апрель?

Почему апрель испугался? С какими словами он обратился к птицам? Прочитай.

В) Чтение третьей части.

Какой это месяц?

Что делает Апрель?

Кто помогает? Кто это?

Что они делают? Прочитай.

Какие дела делает Апрель?

А каким вы представили апрель? Для того, чтобы нам начать составлять образ апреля, я предлагаю вам работу в группах.

Работа с текстом.

Работа в группах по карточкам. «Точное слово»

Каждой группе выдаю карточки с характеристиками.

Ваша задача выбрать наиболее подходящую характеристику каждый образа апреля и подтвердить предложением из текста.

1 и 2 группа работают с первой частью текста.

«Любит пошутить этот Апрель. Взял нынче и прикинулся на первое апреля зимой. Снегу высыпал, морозом ударил

Какую шутку придумал апрель?

Какой он по характеру? (выберите карточку)

Какие слова доказывают это? (Прикинулся, пошутить, с первым апреля

надул).

3 и 4 группа работают со второй частью текста.

«Услыхал про то Апрель и перетрусил. « Что ж я, - думает, - за Апрель, что за весенний месяц, коли всех птиц разогнал?

Давай кричать:

Эй, птицы перелётные! Не бойтесь, не улетайте! Я пошутил. Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!»

Каким здесь показался апрель? (найдите подходящие карточки)

Какие слова подтверждают, что апрель струсил?

Перетрусил. Это как?

Что значит с «первым апреля надул»? (Обманул)

Что можно надуть?

В каком значении оно употреблено? (В переносном

5 и 6 группа работают с последней частью текста.

«Ой, не твёрдое апрельское слово!

Не серьёзный этот месяц, весенний. Всё бы ему шутить да обманывать. Не только на первое апреля может обмануть, но даже и на пятнадцатое, а то и на двадцатое. Ему – шутки, а лесным птицам и зверям – горе.»

Как вы понимаете выражение « не твердое апрельское слово»?

Что можете сказать про характер апреля?

Каким же перед нами предстал апрель? Какой он?

Что мы можем сказать о характере апреля ?

Обратите внимания на знаки препинания: передай голосом вопросительную и восклицательную интонации. Чтение

Апрель был –

    трусливый;

    несерьезный;

    деловой.

( Сравнить с погодой сейчас)

Вот такой изменчивый, непостоянный

Составьте картинный план, расположив иллюстрации в соответствии с содержанием. (На доску вывешиваются иллюстрации) приложение 1

Какая из пословиц раскрывает главную мысль сказки?

Весенний день – год кормит.

Увидел грача – весну встречай.

Весна да осень – на дворе погод восемь. Объясни

Каков же жанр этого произведения?
– Определите вид сказки? Какая это сказка?(научно - художественная)
– Какие факты (события) вымышленные? Реальные?

- Да

- Апрель.

- Потому что главный герой произведения Апрель.

- Пошутить

- Зимой

- Надо назад заворачивать, потому что они испугались зимы.

- Услыхал и перетрусил.

«Эй, птицы перелетные….»

- Несерьезный, весенний.

- Шутит да обманывает.

- Юннаты, любители природы, они развесили скворечники и дуплянки.

- Снега растопляет, льды взламывает, землю прогревает

Прикинулся зимой.

- Шутливый

- Весна да осень – на дворе погод восемь.

- Сказка

Личностные :

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные :

Выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные:

Находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения

Коммуникативные :

оформляет свою мысль в устной речи;

Умеет задавать уточняющие вопросы;

Осознанно читает вслух и про себя.

Физминутка

Электронная

Подготовка к восприятию

Первичное восприятие

Словарная работа

Проверка первичного восприятия

Подготовка к выразительному чтению

Предположите, о чем пойдет речь?

Рассмотрите картинку и назовите героев.

Как называется рассказ?

Давайте прочитаем произведение, слушайте внимательно.

Чтение по цепочке.

Вам понравилось произведение?

В рассказе были незнакомые слова, посмотрите на доску. (Словарь:

капель - падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, капли.

брёвнышко – маленькое бревно, кафтан – старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом.

хлопочут – занимаются чем-нибудь с усердием, работают.).

Какое настроение вызвало у Вас произведение?

Какие слова передают это настроение? Прочитай.

Прочитайте про себя. Назовите всех героев, кто участвовал в разговоре

Выборочное чтение.

Что кричали воробьи? Почему?

А что кричали вороны? Почему?

Что кричали синички? Почему?

Ребята, найдите повторы в тексте, с каким чувством их надо читать? Попробуйте прочитать.

Найдите обращение в тексте. Прочитайте. Выделите голосом обращение. (Выделенные предложения)

Найдите восклицательные предложения. А какие это предложения? Прочитайте. Выделите голосом.

Найдите вопросительные предложения. А какие это предложения? Прочитайте. Выделите голосом.

Прочитай выделенные слова по – разному: так, как хотел автор, как это произносят герои и как ты хочешь их прочитать.

Чтение по ролям с масками. У доски

- О весне

- Ворона, петух, воробьи, скворцы, галки, синички.

- Весенний разговор

- Да.

- Ответы детей

- Хорошее, радостное, весеннее.

- Читают.

- Герои рассказа: вороны, капель, петухи, дети, воробей, синички, скворцы, галки.

- Дети читают

- Выразительно и т.д.

«Пора!Пора!

Кап,кап,кап.

Солнышко, солнышко

Жив, жив!

Синь – кафтан, синь- кафтан!

Так себе, так себе.»

- Это предложения в конце которых стоит восклицательный знак.

- Это предложения в конце которых стоит вопросительный знак.

Познавательные :

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные :

учиться формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные :

контроль, саморегуляция, коррекция

Итог урока. Рефлексия.

Что вам понравилось?

Что нового узнали?

Что вам сегодня удалось лучше всего?

Чему научились на уроке?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

Как ты оцениваешь себя на уроке?

Заполните «дерево успеха».

Всё получилось, доволен своей работой

Не всё получилось, но могу работать лучше

Ещё есть затруднения в работе

Личностные :

Самооценка;

Осознанность учения;

Адекватное реагирование на трудности


Как прыгал я, сорока, по заборам, со страхом и надеждой заглядывал в окно: не выбросят ли в форточку селёдочную голову или корку хлеба?

Вспоминал бы и радовался: зима позади и я, сорока, жив! Жив и вот на ёлке сижу, на солнце нежусь! Зиму отзимовал, весну встречаю. Длинные сытые дни и короткие тёплые ночи. Всё тёмное и тяжёлое позади, всё радостное и светлое - впереди. Нет времени лучше, чем весна! Время ли сейчас дремать да носом клевать? Будь я сорокой, я бы запел!

Но тсс! Сорока-то на ёлке поёт!

Бормочет, стрекочет, вскрикивает, пищит. Ну чудеса! Первый раз в жизни слышу песню сороки. Выходит, что птица сорока думала про то же, про что и я, человек! Ей тоже петь захотелось. Вот здорово!

А может, и не думала: чтобы петь, не обязательно нужно думать. Весна пришла - ну как не запеть! Солнце-то всем светит, солнце всех греет.

ОТЧАЯННЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК

Путешествие - трудное дело. Всякий путешественник терпит невзгоды. И упорные, бывает, сдают.

Но есть путешественники беззаветные, непоколебимые, просто отчаянные. О них я подумал, когда увидел на снегу паучка.

Вот он - чёрная точка рядом с лыжнёй. Ножки поджаты, мёртвый, оцепенелый, застылый. Но поднимется солнце, пригреет чуть - и он оживёт. Зашевелится, разомнёт замлевшие лапки - и снова в путь!

Так и идёт: светит солнце - бежит всё вперёд и вперёд. А накроет тень - съёжится и лежит. Лежит и ждёт терпеливо, авось тепло опять воскресит, чтоб снова продолжить путь!

Бежит и лежит, лежит и бежит...

СТЕКЛЯННЫЙ ДОЖДЬ

Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.

Я вышел во двор и долго стоял, вглядываясь и вслушиваясь.

В воздухе плыл шорох.

Уху знакомо шуршание трав, кустов и ветвей. Но сейчас шуршало ни на что не похоже.

Казалось, шуршит сам воздух. Шуршит и чуть слышно позванивает.

На смену морозу пришла оттепель.

Я вытянул в темноту ладонь. В ладонь стали покалывать крохотные иголочки. Ничего было не видно, но что-то творилось в лесу.

Утром все увидели: снег заковала хрустящая глазурная корочка. Ветви берёз и хвоя сосен оделись в стеклянные чехольчики.

Всё похрустывает и позванивает, как обёрнутое в скрипучий целлофан. Стены, заборы оплыли матово-голубым льдом.

Сыплет мелкая водяная пыль. Невидимые капельки, не долетая до земли, замерзают в льдинки. Льдинок тоже не видно, но слышно - шорох и звон!

Сыпучий снег стал гремучим. Глазурная корочка с грохотом проламывается и рушится под сапогом. В проломах - белые битые черепки.

Всё шуршит, хрустит и звенит.

Звонкий весенний денёк!

СИНИЧКИ-АРИФМЕТИЧКИ

Весной звонче всех белощёкие синички поют: колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У одних так и слышится: "Дважды два, дважды два, дважды два!" А другие бойко высвистывают: "Четыре-четыре-четыре!"

С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения. "Дважды два, дважды два, дважды два!" - выкрикивают одни.

"Четыре-четыре-четыре!" - весело отвечают другие.

Синички-арифметички.

А п р е л ь

На всех снежных полях рыжие пятна - проталины. Это апрельские веснушки.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн, пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли, сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.

По их невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. Зайчишки так и шмыгают носами - чуют зелёную травку!

И сам не удержишься, сунешь нос в ивовые барашки. И станет твой нос жёлтым от липкой пыльцы.

Быстрые лесные ручьи впитали в себя запахи мхов, старой травы, лежалых листьев, тяжёлых берёзовых капель - и понесли по земле.

Запахов всё больше и больше: они всё гуще и слаще.

И станет скоро весь воздух в лесу - сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом.

Веснушки-проталинки слились в весну.

ДВОЕ НА ОДНОМ БРЕВНЕ

Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

Впереди вода, позади Лиса - вот положение!

А Лиса Зайцу кричит:

Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно - поплыли вдвоём по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

Интересненько, интересненько... Лиса и Заяц на одном бревне что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

Помню, до наводнения, когда я в лесу жил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные...

А по мне, - вздыхает Лиса, - нет ничего слаще мышек-полёвок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплёвывала!

Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..

Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем - Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

Ох и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцам ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно - Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают.

СЛЕДЫ И СОЛНЦЕ

Зимой, когда Солнце стояло низко над горизонтом, оно было равнодушно к Следам на снегу. Иногда даже ласкало их, оттеняя синью и посыпая блёстками.

А теперь, когда поднялось высоко, прямо осатанело. Терпеть не может Следов: стирает, портит и искажает.

Мы запечатлели всё, что в лесу произошло! - говорят Следы.

А я всё сотру! - ярится Солнце.

И стирает, как резинкой с бумаги.

Мы отпечатали каждый коготок и пальчик! - сообщают Следы. - Мы всё по правде!

По правде? - сердится Солнце. - А я всё искажу - сами себя не узнаете!

И топит следы и плющит, растягивает вкривь и вкось.

Идёт спор. Как в песенке:

А мы просо сеяли, сеяли!

А мы просо вытопчем, вытопчем!

С каждым днём Следы всё слабее и хуже, всё расплывчатее и неопределённее.

Солнце берёт верх.

Солнце высоко стоит.

ВЕСЕННЯЯ БАНЯ

Ванятка считал себя знатоком птиц. Ему приходилось держать в клетках чижей, чечёток, снегирей, синиц, щеглов, клестов, зябликов. А сегодня вышел Ванятка из школы и видит: на краю снеговой лужи сидят три совершенно незнакомые птички ростом с воробья. Одна чёрная, другая коричневая, а третья вовсе рыжая.

Прыг-прыг-прыг - по гузку, по самый хвостик - в лужу, и ну купаться! То грудку окунут в воду, то на задок присядут и бьют, бьют тупыми крылышками по воде, трепыхаются в ней. Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке - искорка солнца.

Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.

Сказки про весну

В статье Вы найдете подборку занимательных познавательных сказок про весну в картинках и заданиях для детей. Используйте их на прогулке, при рассматривании весенних картин и фотографий, в беседах о весне.

  • обсудить ее,
  • на прогулке понаблюдать за явлениями, о которых говорится в сказке.
  • разыграть диалоги из сказки с игрушками или с картинками.
  • придумать продолжение сказки, в котором будут участвовать новые герои.

В статье Вы найдете 11 сказок про весну для детей разного возраста – от дошкольного до младшего школьного, а также два мультфильма — сказки про весну («Весенняя сказка» и «Снегурочка»).

Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?

Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)

Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.

Э. Шим. Весна.

«Слышите?
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут…Всё громче, всё радостней музыка!
Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!

Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна, это сделаю.

У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…

Глядите – я махнула рукой, и – просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды надо собой!

Глядите, я взмахнула еще и – пробуждаются деревья и кусты… распрямляются ветки… почки клейкие разворачивают!

Глядите – в третий раз я махнула рукой, и – всякая мелкая живность засновала… птицы с далекого юга летят… звери из темных нор выбираются!

Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется.

Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях.

А тут еще Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мертвую.

Но я не уступлю ему.

Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова и в путь – и порушат все ледяные преграды.

И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!»

Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:

  • «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
  • «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
  • «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
  • «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?

Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)». Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле.

Нарисуйте Весну в ее упряжке.

Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.

Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.

Сказки про весну: Весеннее половодье

Г. Ладонщиков. Медведь

«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.

Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! —
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил —
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».

И вот как это было – послушайте сказку.

Н. Сладков Медведь и Солнце

«Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.
- Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.
- Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило? - рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

А что «сейчас»?

Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».

Эта сказка очень хороша для инсценирования. Вот фигурки, которые Вы можете использовать для разыгрывания диалогов из сказки. Можно сделать простой пальчиковый театр или фигурки на магнитах или для коврографа.

О том, как просто и быстро сделать вместе с детьми пальчиковый театр, Вы найдете информацию в разделе «Диалоги- драматизации»

Э. Шим. Лось и мышь

«- Ты чего, лось, отдуваешься?

— Река разлилась. Я через нее плыл, чуть не утонул… Фу-у!

— Подумаешь, горюшко! Я больше тебя намучилась.

— Отчего же ты намучилась?

— А у моей норки лужа разлилась. Всё моё жилье затопила, все пути – дорожки отрезала… Я третий день на сучке плаваю!»

Э. Шим. Лиса и сорока

«- Апчххи!..

— Будь здорова, Лисонька!

— Будешь тут здорова… Снег везде мокрый, ручьи разлились, с деревьев капает. Не только лапы – хвост насквозь сырой. Хоть выжми да на куст повесь!»


Прочитайте сказку «Дятел, зайцы и медведь» и разыграйте ее с помощью игрушек, картинок или пальчикового театра. Разыграйте пластические этюды – мишка спит, мишка проснулся, медведь испугался и рассердился, что вода его промочила, медведь обрадовался, найдя сладкие корешки в земле, медведь поет весеннюю песню.

Э. Шим. Дятел, зайцы и медведь

«В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу.

Проснулся Медведь – ахти, горе какое! — под брюхом лужа, лапам холодно, даже на загривке шерсть намокла… Выскочил наружу, трясется, зубами стучит.

А снаружи – то не слаще. Со всех деревьев капает, ручьи бегут с пригорков, на полянах озёрца разлились. Ступить посуху некуда!

Шлёпает Медведь по воде – злой – презлой, рычит:

— Тьфу, ты пропасть, что за житье пошло!.. Зиму спать было скверно, а просыпаться – на тебе! – еще хуже… За что же такое наказанье?!

И вдруг слышит – песенка. Кто-то задорно так выводит:

Тук-тук, трясется сук,
Ту-тук, несется стук!
Фыр- фыр? Шестнадцать дыр,
Др-р-р-р-р-р-р-р-ррр!

Задрал Медведь голову и увидел на березе дятла в красной шапочке. Опёрся Дятел на свой хвостик- подпорку, носом по березовой коре бьёт, хихикает, — уж так-то доволен!

— Ты чего, долгоносый, распелся? – спрашивает Медведь.

— А как же не петь-то, дедка? Весна пришла!..

— Ну и чего хорошего?

— Да ты, видно, не проснулся еще! Весна красна, понимаешь?!

— Тьфу, пропасть! Да чем она тебе так приглянулась?!

— Как чем? Нынче каждый день – праздник, на каждом сучке – угощенье. Вот я на березу прилетел, дырочек в коре наколотил – стук! Стук! – и гляди-ка… сладкий сок из них капает. Пей вволю да Весну-красну похваливай!

— Кому сладкий сок, а кому водичка холодная, — Медведь говорит. – Замолчи, не дразни, без тебя тошно.

Через кустик прыг-нем,
Через кочку скок-нем,
Вперед – назад,
Вперед — назад.

Подошел Медведь поближе – видит: на поляне зайцы играют, друг за дружкой гоняются. До того развеселились, что ничего вокруг себя не замечают.

— «Цыц, косые! –рявкнул Медведь. – что за кутерьма?!

— Весна ведь, дедушка! Весна красна!

— А вам-то какой от нее прок?!

— Да как же, дедушка! У нас что ни день, то праздник, на каждом – шагу угощенье. Вот на эту полянку прибежали, а тут уже зеленая травка проклюнулась, позубрить ее можно… Как же Весну красну не хвалить да не славить?

— Кому травка, кому грязь да слякоть, — Медведь говорит. Брысь отсюда, не бередите мне душу, окаянные…

Дальше побрел, шлепает по лужам лапами. А чем дальше в лес, тем больше песен и плясок. Все жители – от малых пичужек и до больших зверей – радуются великой радостью, вешний праздник празднуют. Звенит лес, гуляет!

Сел Медведь на сухом пригорочке, лапой подперся, загоревал:

— Как же так… Всем в лесу хорошо, мне одному нету радости. Нешто я хуже всех?

И тут из-за облачка солнышко выглянуло. Пригрело Медведю спину, над мокрой шкурой парок завился… Закряхтел Медведь от удовольствия, бока подставляет. Так приятно после холодов-то погреться!

От теплой земли тоже парок пошел. Потянул Медведь носом – пахнет!.. Знакомым, сладким!

Начал землю рыть, дерновину отворотил – а там корешки завиднелись. Как же он про них-то забыл?! Ведь приходилось лакомиться, весною-то корешки сочны, сахаристы – не найдешь лучше угощения!

Потом слышит: песенка. Выводит кто-то:

Ох, ох, обед неплох,
Левый бок – на припёк,
А за ним – правый бок,
Под собой не чую ног,
Спасибо, весна, разутешила!

Оглянулся – нет никого. А песня совсем рядышком была!

Не сообразил сразу-то, что это сам распевать начал.

Вот как Весна угодила»

А вот еще одна сказка про весну и весеннее половодье. Придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта сказочная весенняя история.

Н. Сладков. Трое на одном бревне

«Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

Впереди вода, позади Лиса - вот положение!

А Лиса Зайцу кричит:

Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоем по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне - что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

Помню, до наводнения, когда я в лесужил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…

А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек — полевок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала!

Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..

Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем - Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

Ох, и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно - Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают»

Сказки про весну: весенние разговоры в лесу

В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.

Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.

Э. Шим. Всему свой срок

«Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала.

Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно…

Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало.

— Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят?

— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить.

— А скоро это?

Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы.

Зайчонку не терпится:

— Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать!

— Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают.

Зайчонку невтерпеж:

— Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше!

— Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны.

— Ну, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал!

— А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись!

Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие!

И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит:

— Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно!

— Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха.

— Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал…

— А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?»

Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!

Э. Шим. Заячье семейство

«На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками.

— Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха. – Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек!

— М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха. – Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха.

— Уж, конечно, не один и не два. Целых три!

— Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха . – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли?

— Хрю! – сказал мама Кабаниха. – Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять?

— А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха.

— Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь?

Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос:

— А у меня семейство получше!

— И на опушке появилась мама Хомячиха.

— Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток!

— Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха.

— Двенадцать?- спросила мама Барсучиха.

— Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число.

— — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете?

— Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков!

Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха.

Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком.

Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила:

— Ну, а сколько душ в вашем семействе?

— Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может, — и еще больше.

— Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!.

— У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица!

— Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы.

— А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду.

— Но ведь они же маленькие!

— Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие.

— А кто же их кормит–то?

— Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте!

И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье».

Сказки про весну: перелетные птицы

Весной возвращаются домой перелетные птицы. Первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки.

На земле появляются проталины, на проталинах птицы находят семена, жучков, личинок.

Прочитайте детям очень интересную весеннюю познавательную сказку для детей о том, что однажды случилось на весенней проталине.

Н. Сладков. Чья проталина?

«Увидела Сорока первую проталину - тёмное пятнышко на белом снегу.
- Моя! - крикнула. - Моя проталина, раз я первая её увидела!
На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку - отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись - Грач.

Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
- Это почему же она твоя? - застрекотала Сорока. - Я первая увидала!
- Ты увидала, - гаркнул Грач, - а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!
- Что он тут каркает! - затарахтела Сорока. - Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся - проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:
- Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где - на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!
Сорока и Грач только крыльями всплеснули.
- Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.
А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.
- А я родился на ней! - пискнул Жаворонок. - Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное - и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва - даже язык дрожит.

Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало - и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули - заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.
И выглянул Крот - зашмыгал носом.

Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

Весна, весна, землерой! - сварливо закричала Сорока.
- Знал, куда угодить! - подозрительно буркнул Грач. - Хоть и слепой…
- Тебе-то зачем наша проталина? - проскрипел Жаворонок.
Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку - глазами-то он худо видит! - чихнул и говорит:

Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

Как ты можешь так говорить? - ужаснулся Жаворонок. - Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!
- Не знаю и знать не хочу! - фыркнул Крот. - Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.
- Весной проталины появляются, - мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

А на проталинах скандалы начинаются, - снова фыркнул Крот. - А ради чего? Проталина как проталина.

Не скажи! - подскочила Сорока. - А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

Посидеть, походить, размяться! - гаркнул Грач. - Носом в тёплой земле порыться!

А петь-то как над проталинами хорошо! - взвился Жаворонок. - Сколько в поле проталин - столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

А чего тогда спорите? - не понял Крот. - Жаворонок хочет петь - пусть поёт. Грач хочет маршировать - пусть марширует.
- Правильно! - сказала Сорока. - А я пока семенами и жуками займусь…
Тут снова начались крики и перебранка.
А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

Пора и мне! - Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».

Разыграйте сказку с помощью пальчикового театра. Вам помогут картинки. Вырежете изображения и сделайте вместе с детьми фигурки для разыгрывания диалогов из сказки.

Интересные сказки — мультфильмы для детей про весну

Сказка про возвращение перелетных птиц на родину весной «Весенняя сказка»

Весенняя сказка — мультфильм Снегурочка

Все картинки этой статьи в хорошем разрешении и качестве Вы найдете в презентации «Сказки про весну» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями). В этом же разделе Вы найдете и сможете бесплатно скачать презентации и ко всем другим статьям сайта «Родная тропинка».

Еще о весне — игры, картинки, материалы для занятий с детьми, речевые упражнения Вы найдете в статьях сайта: Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Тема: Н.И. Сладков «Весенний гам» Л.А. Ефросинина Литературное чтение во 2 классе
Цель урока: систематизация знаний детей о родной природе на основе рассказа Н. Сладкова «Весенний гам»
Задачи урока:

    образовательные: расширять и накапливать читательский опыт учащихся через изучение творчества Н. Сладкова; развивающие: повышать познавательную активность; способствовать формированию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, мотивировать самостоятельную поисковую деятельность; воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, стремление охранять ее.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, листы с заготовками обложек, толковый словарь, слова на карточках с перечнем чувств (наслаждение, восхищение, радость, тревогу, уныние, вдохновение, гордость, ответственность, грусть)

Ход урока.

Деятельность учителя

Ученик читает отрывок из произведения.

Слайд 3

«Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!» (Н. Сладков «Апрельские шутки»)

Слайд 4

«Вот тебе, снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться». (Н. Сладков «Снег и ветер»)

Слайд 5

«Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка – жаворонок, взлетела но не умчалась вдаль, вовсе нет». (Г. Скребицкий «Жаворонок»).

Слайд 19

- С каким произведением познакомились? - Что узнали нового? Я хочу закончить урок словами Николая Ивановича Сладкова: «У природы есть цель – делать людей счастливыми». Те, кто сегодня на уроке почувствовал себя хоть немного счастливее, улыбнитесь друг другу. У природы много неизведанных чудес, надо только уметь находить и видеть их, а в этом нам помогают произведения Н. Сладкова. Если вас заинтересовало творчество Н.И. Сладкова, я предлагаю вам прочитать другие интересные книги, взяв их в библиотеке. Слайд 20