План конспект подведения итогов во взводе. Руководство боевой подготовкой

  • Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
  • § 1. Распорядок дня. Регламент служебного времени. Учет служебного времени военнослужащих
  • Распорядок дня войсковой части 00000 на _______ период обучения 200_ года
  • Регламент служебного времени военнослужащих войсковой части 00000, проходящих военную службу по контракту, на __________период обучения 200___ года
  • § 2. Приказы по строевой части. Приказы о поощрениях, взысканиях (требования к их составлению). Установочный приказ
  • § 3. Административное (служебное) расследование. Дознание
  • Административное расследование по факту __________________________________
  • Заключение по результатам расследования по факту утери удостоверения личности майором борцовым Александром Владимировичем
  • Особенности проведения административного расследования в отдельных случаях
  • Заключение № _____ об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим
  • Дознание в военных организациях
  • § 4. Списание имущества. Инспекторское свидетельство. Полномочия инвентаризационной комиссии в рамках проведения проверок наличия имущества
  • § 5. Работа командиров по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений
  • § 6. Деятельность командиров в сфере охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов
  • § 7. Деятельность командования по организации обеспечения военнослужащих всеми видами довольствия
  • Денежное довольствие
  • Продовольственное обеспечение
  • Вещевое обеспечение
  • Медицинское обеспечение
  • § 8. Деятельность командира по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
  • § 9. Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в казарменных помещениях. Содержание и эксплуатация казарменно-жилищного фонда, противопожарная защита
  • Глава 3. Организация внутренней, караульной, гарнизонной и боевой служб
  • § 1. Организация внутренней службы
  • Работа командира и штаба воинской части по осуществлению контроля состояния внутренней службы
  • Содержание закрепленной территории
  • Суточный наряд
  • Оборудование контрольно-пропускного пункта (кпп)
  • Дежурный (дневальный) по роте
  • Организация помывки личного состава
  • Учет личного состава в воинской части, подразделении
  • § 2. Организация караульной службы
  • Подбор и подготовка караула11
  • Особенности оборудования караульного помещения, постов
  • Внутренний порядок в караулах15
  • Обеспечение сохранности оружия и боеприпасов в караулах
  • Особенности охраны Боевого Знамени воинской части
  • Караульная служба с применением технических средств охраны
  • Охрана объектов караульными собаками
  • Особенности организации и несения караульной службы по охране и сопровождению транспортов с воинскими грузами
  • Организация охраны и сопровождения воинских грузов
  • Материально-бытовое и медицинское обеспечение
  • Контроль за организацией и несением караульной службы
  • § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы)36
  • Подготовка личного состава к несению боевого дежурства
  • Боевое дежурство (боевая служба)38
  • § 4. Организация гарнизонной службы
  • Особенности организации подготовки и несения гарнизонной службы
  • Военная автомобильная инспекция гарнизона
  • Глава 4. Управленческая деятельность командиров
  • § 1. Общая подготовка к руководству
  • Достоинства и недостатки различных типов организационных структур
  • § 2. Управленческое общение командира
  • Некоторые общие принципы общения с «трудными» людьми
  • § 3. Профилактика и разрешение конфликтов
  • § 4. Сущность и содержание управленческой деятельности командира
  • § 5. Организация управления в части (подразделении)
  • § 6. Управление деятельностью подчиненных
  • § 7. Содержание планирования в части Требования к организации планирования в части
  • Документы плана боевой подготовки
  • Планирование в батальоне и роте
  • Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
  • § 1. Деятельность командиров при заключении контрактов о прохождении военной службы
  • Организация привлечения граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения военной службы по контракту
  • Мероприятия по заключению контракта
  • § 2. Комплекс действий командиров при назначении военнослужащих на должности, освобождении от должности, переводе к новому месту военной службы
  • Общие условия назначения военнослужащих на должности
  • § 3. Действия командира при увольнении военнослужащих и исключении их из списка воинской части
  • § 4. Полномочия командиров по присвоению военнослужащим воинских званий
  • § 5. Особенности комплектования воинских частей гражданским персоналом
  • Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
  • § 1. Сущность и содержание воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
  • § 2. Планирование и организация воспитательной работы в части
  • § 3. Организация общественно-государственной подготовки в части (подразделении)
  • § 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
  • § 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть
  • Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
  • § 1. Основные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность воинских частей Приказы министра обороны
  • Директивы министра обороны и Генерального штаба
  • Приказы начальника Тыла Вооруженных Сил
  • § 2. Порядок и правовые последствия расформирования (ликвидации) воинской части
  • § 3. Разрешенная деятельность воинских частей, направленная на извлечение прибыли
  • § 4. Действительные и условные наименования воинских частей и порядок их использования в хозяйственной деятельности
  • § 5. Воинская часть как юридическое лицо
  • § 6. Полномочия командира воинской части в сфере хозяйственной деятельности. Права командира по заключению договоров
  • § 7. Правомочия командира по распоряжению доходами воинской части. Особенности деятельности подсобных хозяйств воинских частей и распределения доходов от их деятельности
  • § 8. Ответственность командира воинской части за нарушения в сфере хозяйственной деятельности
  • § 9. Финансовая деятельность в воинской части. Системы расчетов, которыми вправе пользоваться воинские части
  • § 10. Полномочия отдельных командиров (начальников) в сфере хозяйственной деятельности
  • § 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ

    Проблема состояния и укрепления воинской дисциплины на сегодняшний день является одной из самых острых в жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. От состояния воинской дисциплины во многом зависят не только боевая готовность частей и соединений, но и авторитет Вооруженных Сил в обществе.

    Суть воинской дисциплины изложена в ДУ ВС РФ. В ст. 1 этого Устава дается определение воинской дисциплины: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих, их готовность к выполнению стоящих перед ними задач.

    Особенностями воинской дисциплины являются:

    Большая социальная значимость пунктуального соблюдения ее требований;

    Детальная регламентация правил поведения и наличие дисциплинарной ответственности;

    Строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил;

    Включенность многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному соблюдению;

    Диалектическое единство безусловного выполнения установленных норм и активности, самостоятельности, творчества;

    Обязательность выполнения требований для всех категорий военнослужащих.

    К основным функциям воинской дисциплиныв Вооруженных Силах Российской Федерации относятся:

    Социально-политическая;

    Контрольно-управленческая;

    Организаторская;

    Нормативная;

    Воспитательная (формирование установок на сознательное выполнение позитивной линии поведения, а также такого личностного качества, как дисциплинированность);

    Информационная (формирование представлений о нормах, параметрах воинской дисциплины и ее состоянии, показателях эффективности деятельности по ее укреплению);

    Предупредительно-профилактическая;

    Дидактическая (правовое просвещение);

    Адаптационная;

    Социально-защитная (обеспечение демократических процессов через соблюдение баланса прав и обязанностей).

    Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях - проблема сложная и многогранная, от решения которой во многом зависит уровень боеготовности воинских коллективов. Она затрагивает все стороны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава. В ст. 4 ДУ ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается путем:

    Воспитания у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам);

    Повышения личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;

    Поддержания в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгого соблюдения распорядка дня всеми военнослужащими;

    Четкой организации боевой подготовки всего личного состава;

    Проявления повседневной требовательности командиров (начальников) к подчиненным и контроля за их исполнительностью; уважения личного достоинства военнослужащих и постоянной заботы о них; умелого сочетания и правильного применения мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

    Создания в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

    За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

    Основными направлениямидеятельности командиров и органов воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) являются:

    1. Повышение воспитательного воздействия боевой подготовки. Главный воспитатель - ратный воинский труд. От того, насколько эффективно он организован и каковы его цели и задачи, стимулы и результаты, зависит боевое мастерство воинов, их дисциплинированность, сплоченность воинских коллективов. Войсковая практика показывает, что отдельные командиры и их заместители по воспитательной работе, к сожалению, недооценивают воспитательного воздействия боевой подготовки на укрепление воинской дисциплины. Однако именно напряженная боевая учеба, учения и практические стрельбы, специальная и общественно-государственная подготовка личного состава имеют большое значение в воспитании его дисциплинированности, особенно если они хорошо организованы и проводятся на высоком методическом и научном уровне.

    2. Поддержание в частях и подразделениях твердого уставного порядка. Определяемый законами и воинскими уставами, поддерживаемый командирами, органами воспитательной работы и всем личным составом твердый уставной порядок выступает решающим фактором боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Без него немыслима высокая организованность личного состава, успехи в работе по поддержанию высокой боевой готовности и повышению боевого мастерства воинов.

    3. Повышение требовательности командиров и начальников всех степеней к подчиненному личному составу. Воспитание у воинов дисциплинированности неразрывно связано с постоянной уставной требовательностью командиров и начальников. В сочетании с глубокой разъяснительной работой требовательность воспитывает у подчиненных аккуратность, чувство ответственности за упущения по службе, готовность точно и беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников, требования Военной присяги и уставов. Общевоинские уставы обязывают каждого командира (начальника) быть требовательным, не оставлять без внимания любые нарушения воинской дисциплины и порядка, принимать решительные меры к их устранению.

    4. Забота об улучшении социально-бытовых условий жизни и службы военнослужащих.Сегодня вопросы социальной сферы во многих соединениях и частях выдвигаются на первый план. Как показывает войсковая практика, вопросы материально-бытового устройства, досуга и культурного обслуживания военнослужащих имеют большое значение для формирования у них навыков дисциплинированного поведения. Своевременное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей воинов позволяет им восстанавливать моральные и физические силы в процессе напряженной боевой учебы.

    5. Обучение командиров-единоначальников практике организации воспитательной работы с личным составом. Командир-единоначальник является главной фигурой в воинском коллективе. Именно он отвечает за формирование уставных взаимоотношений, за поддержание здоровой нравственной атмосферы в воинском коллективе. Практика войск показывает, что только тот офицер в полном объеме выполняет возложенные на него ответственные обязанности, который овладел нелегким искусством воинского воспитания. При этом формы обучения практике воспитательной работы могут быть различными:

    Занятия в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров;

    Индивидуально-воспитательная работа (обучение в процессе личного общения со старшими начальниками в частях и подразделениях);

    Участие в подготовке и проведении офицерских собраний, собраний личного состава подразделений;

    Подготовка и проведение вечеров вопросов и ответов, дискуссий и т. д.;

    Обучение формам и методам организации воспитательной работы в ходе командирских сборов;

    Обобщение и распространение передового опыта организации воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в подразделении;

    Обучение командиров всех степеней правильному использованию ими дисциплинарной практики.

    6. Организация взаимодействия органов военного управления с общественными организациями и местными органами власти по вопросам обеспечения воинской дисциплины. Основными координаторами усилий должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) выступают командир и его заместитель по воспитательной работе. Именно они согласовывают усилия командиров подразделений, штабов, начальников родов войск и служб, служб тыла, военно-технических и медицинских работников в интересах укрепления воинской дисциплины. Важную роль в укреплении воинской дисциплины в части (подразделении) призваны сыграть комиссии, которые назначаются приказом командира на новый учебный год (аттестационная комиссия, комиссия по рассмотрению писем и жалоб, жилищная комиссия, внутрипроверочная комиссия и др.).

    Укреплению воинской дисциплины могут способствовать общественные организации частей (подразделений). К ним относятся офицерские собрания, женсоветы, профсоюзные организации (группы), товарищеские суды чести офицеров и прапорщиков, нештатные военные дознаватели, комитеты солдатских матерей, ветеранские организации и др.

    В укреплении воинской дисциплины необходимо использовать возможности местных органов власти, военной прокуратуры, военной комендатуры гарнизона, учреждений культуры.

    Анализ и оценка состояния воинской дисциплины представляют собой многогранный процесс, который позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении (части), вскрыть причины (условия) правонарушений и грубых дисциплинарных проступков, определить пути и меры поддержания правопорядка.

    Выделяют следующие цели анализа воинской дисциплины:

    Выявление реального положения дел;

    Вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям;

    Определение мер воздействия на нарушителей;

    Выбор путей поддержания дисциплины и правопорядка.

    Основными требованиями к анализу воинской дисциплины являются объективность, всесторонность, конкретность, регулярность, системный подход.

    Объективность анализа состояния воинской дисциплины предполагает изучение объективных и конкретных фактов. Непременными условиями выполнения этого требования являются обеспечение полноты исходных данных, разносторонняя информация о положении дел в подразделении (части), хорошо налаженный учет проступков, поощрений и взысканий, применяемых к военнослужащим.

    Всесторонность анализа предполагает учет всех слагаемых воинской дисциплины, рассмотрение ее состояния во всех связях и отношениях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно выполнять следующие требования:

    Определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой готовности и состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства (боевой службы);

    Проанализировать примерность всех категорий личного состава: офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-контрактников; сержантов (старшин) и солдат (матросов);

    Изучить моральную атмосферу в коллективах взводов, отделений, экипажей, расчетов;

    Проанализировать действенность дисциплинарной практики офицеров, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторской и воспитательной работы в интересах укрепления дисциплины;

    Оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.

    Конкретность в анализе состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков военнослужащих с учетом соответствующих условий и особенностей обстановки. Конкретность предполагает также дифференцированный подход к анализу состояния воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе.

    Системный подход к анализу предполагает выявление и учет всех явлений и факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины. Он охватывает все стороны служебной деятельности, учебной и воспитательной работы, быта и отдыха личного состава.

    Методика анализа воинской дисциплины в подразделении - это своего рода исследование, имеющее свою специфику и направленность. Оно включает в себя следующие элементы:

    Сбор, систематизацию и классификацию данных о состоянии воинской дисциплины;

    Выяснение количества и характера происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины;

    Выявление взаимозависимости причин дисциплинарных проступков.

    Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:

    1. Подготовительный этап: определение содержания, целей, методики анализа, распределение задач и обязанностей по его проведению между исполнителями.

    2. Основной этап (проведение анализа): сбор фактического материала, его обработка, систематизация, оценка дисциплинарной практики и действенности воспитательной работы.

    3. Завершающий этап (оценка результатов анализа): выводы, разработка предложений и рекомендаций по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины

    Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) являются:

    Результаты проверок состояния боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;

    Отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб и пусков ракет;

    Личные наблюдения за поведением воинов в ходе служебной деятельности и общения с ними в неформальной обстановке;

    Доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;

    Доклады лиц суточного наряда;

    Индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;

    Участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных, культурно-досуговых и спортивных мероприятий;

    Изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных, рапортов должностных лиц суточного наряда;

    Анализ приказов, материалов расследований и подведения итогов в подразделении (части) по вопросам воинской дисциплины;

    Документы, поступающие из прокуратуры, от военных комендантов и местных органов власти о правонарушениях военнослужащих;

    Результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояния внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;

    Письма, жалобы, заявления личного состава, родителей военнослужащих, обращения общественных организаций (комитетов солдатских матерей) и др.

    Для сбора информации о состоянии воинской дисциплины применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, индивидуальные и групповые беседы, переписка с родителями военнослужащих, школами и другими учреждениями, анализ докладов офицеров, прапорщиков (мичманов) и младших командиров о состоянии воинской дисциплины в подразделении и о взаимоотношениях между военнослужащими.

    При проведении анализа состояния воинской дисциплины в подразделении необходимо осуществить систематизацию информации, сгруппировать ее по видам происшествий, преступлений, а также грубых дисциплинарных проступков, определить, как она оказывает влияние на состояние боевой готовности, службу войск и общее состояние воинской дисциплины.

    В процессе анализа состояния воинской дисциплины следует дать оценку дисциплинарной практике и действенности воспитательной работы. При этом важно организовать информационное взаимодействие с личным составом и руководством других подразделений (частей). Все это делается для того, чтобы не только правильно оценить, но и спрогнозировать тенденции состояния воинской дисциплины и на этой основе выработать управленческие решения профилактической направленности.

    Особое внимание при анализе причин нарушения воинской дисциплины необходимо уделять мотивации правонарушений. Один из незыблемых постулатов римского права гласит: «Совершил тот, кому выгодно». Поэтому в анализе мотивационной сферы недисциплинированных военнослужащих и лежит ключ к пониманию истинных причин совершаемых ими проступков, происшествий и преступлений. Как показывает войсковой опыт, основными мотивами, побуждающими военнослужащих к нарушению законов и воинских уставов, являются:

    Корыстные цели;

    Отрицательные черты характера (грубость, эгоизм, невыдержанность, малодушие);

    Отрицательные традиции и привычки, приобретенные еще до призыва на военную службу;

    Семейные неурядицы;

    Физические недостатки, болезненное состояние, переутомление и нарушения психики;

    Протест против неуставных взаимоотношений в подразделениях (частях) и др.

    В результате анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении командир получает данные, всесторонне характеризующие реальное положение дел и необходимые как для подведения итогов, так и для обоснования принятия решений, профилактических мер и дисциплинарной практики.

    Подведение итогов состояния воинской дисциплины осуществляется в подразделении еженедельно, а в части ежемесячно, за полугодие и год на собраниях личного состава, совещаниях офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин).

    С докладом «О состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) и мерах по ее укреплению» выступает командир или один из его заместителей. Содержание доклада, как правило, включает:

    Общую оценку состояния воинской дисциплины и результативности проводимой работы по ее укреплению; основные данные, характеризующие ее состояние;

    Индивидуальные и коллективные примеры добросовестного отношения к исполнению воинского долга и служебных обязанностей;

    Факты успешного выполнения задач;

    Примеры действий военнослужащих, позволивших предотвратить возможные проступки и оказавших положительное влияние на состояние дисциплины в подразделении;

    Предложения, внесенные личным составом в целях улучшения воинского порядка и повышения эффективности мер поих реализации;

    Информацию о мероприятиях, проведенных по плану поддержания правопорядка и укрепления воинской дисциплины, их результатах, об участии в них военнослужащих подразделения;

    Характеристику положительных тенденций в поведении отдельных военнослужащих и анализ динамики состояния воинской дисциплины в подразделении;

    Факты о нарушениях воинской дисциплины,их причины, негативные последствия, нанесенный моральный и материальный ущерб;

    Перечисление мер, необходимых для ликвидации негативных последствий дисциплинарных проступков.

    В докладе также дается оценка каждому отделению, взводу, роте; прогноз командира о возможном развитии состояния воинской дисциплины (предпосылки к улучшению или ухудшению); ставятся задачи по укреплению состояния воинской дисциплины должностным лицам подразделения (по категориям); анализируются недостатки в работе сержантов, прапорщиков (мичманов) и офицеров (на совещаниях с данной категорией военнослужащих).

    После постановки конкретных задач командир подразделения (части) оставляет только офицеров, прапорщиков (мичманов), младших командиров и продолжает подведение итогов по категориям должностных лиц. Вначале дается оценка сержантскому составу в присутствии офицеров, затем итоги подводятся с прапорщиками (мичманами) и офицерами. При этом анализируется и оценивается:

    Уровень исполнительской дисциплины, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; личная примерность в выполнении требований уставов и функциональных обязанностей;

    Случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;

    Роль командиров в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдении формы одежды и распорядка дня;

    Организация командирами занятий по боевой, специальной, общественно-государственной подготовке, участие командиров в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;

    Работа командиров по привитию подчиненным уважения к службе, удовлетворениюих нужд и запросов, обучению и воспитанию.

    В заключение подведения итогов командир подразделения (части) оценивает персональный вклад каждого сержанта, прапорщика (мичмана), офицера в поддержание уставного порядка и укрепление воинской дисциплины в подразделении, ставит конкретные задачи на перспективу.

    Важнейшим условием обеспечения эффективности подведения итогов является его качественная подготовка. В работе командира по подготовке подведения итогов можно выделить две основные составляющие: аналитическую и организаторскую. Причем приоритетной здесь является именно аналитическая составляющая.

    Обстоятельный анализ состояния дел является основным условием эффективности управленческой деятельности, позволяет детально исследовать продукт деятельности органов управления и воинского коллектива на определенном этапе, выражающий достижение, частичное достижение или не достижение поставленных целей, разобраться в особенностях воинского коллектива, механизме его воздействия на различные группы военнослужащих, их взаимодействия в процессе деятельности.

    Объективность и полнота анализа деятельности воинского коллектива достигается, когда командир строит свою аналитическую работу не наспех, накануне подведения итогов, а придерживается определенной методики. В частности, работу по анализу и оценке положения дел по каждому направлению деятельности воинского коллектива целесообразно строить в следующей последовательности:

    планирование работы по анализу направлений деятельности воинского коллектива;

    сбор сведений и их обобщение;

    обработка данных и выявление причин недостатков, невысоких результатов;

    выявление тенденций, формулировка выводов и рекомендаций командирам и начальникам по совершенствованию их работы;

    определение конкретных мер, позволяющих эффективно влиять на положение дел.

    Планирование работы по анализу направлений деятельности воинского коллектива предполагает определение периодичности подведения итогов в воинских частях и подразделениях, порядка личной аналитической работы, а также определение и постановку задач подчиненным должностным лицам в этой связи.

    Сбор сведений командир осуществляет посредством:

    личной проверки выполнения конкретных положений, требований общевоинских уставов, приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, хода боевой подготовки, а также несения службы нарядом, состояния внутреннего порядка, материально-бытового обеспечения и других составляющих деятельности военнослужащих и воинских коллективов;

    получения докладов от подчиненных командиров и начальников;

    изучения материалов, поступающих из военной прокуратуры, трибунала, медицинской службы, от военных комендантов, местных органов власти;

    изучения информации актива подразделения;

    проведения индивидуальных бесед с различными категориями военнослужащих;

    анализа жалоб и заявлений личного состава;

    изучения учетных и отчетных данных (служебных карточек, дисциплинарной практики, характеристик, аттестаций подчиненных, протоколов общих собраний личного состава, актов проверок, материалов расследований и других документов);

    изучения результатов деятельности воинского коллектива по направлениям.

    Наиболее целесообразна следующая последовательность обработки данных:

    оценка количественных показателей;

    оценка качественных показателей;

    сравнение количественных и качественных показателей с аналогичным периодом предыдущих лет и текущего года.

    На основе обработки и оценки данных, а также реального положения дел командир определяет причины невысоких показателей и недостатков по каждому направлению деятельности воинского коллектива.

    Организаторская работа командира (начальника) по подготовке подведения итогов осуществляется, как правило, в следующей последовательности:

    разработка, утверждение и доведение до должностных лиц плана подведения итогов, постановка им соответствующих задач;

    подготовка анализов основными должностными лицами, определение ими мест подразделений по итогам месяца по своему направлению деятельности;

    обсуждение и определение на совещании у командира (начальника) мест подразделений по основным направлениям деятельности и кандидатур для поощрения по итогам отчетного периода, заполнение ведомости занятых мест по направлениям, определение общих мест, занятых подразделениями

    Методика проведения подведения итогов

    Подведение итогов проводится динамично, конкретно, с использованием плакатов, схем, слайдов. Для участия в подведении итогов привлекается, как правило, весь личный состав подразделения, воинской части.

    Подведение итогов в роте (батарее) целесообразно проводить в следующей последовательности:

    напомнить основные задачи, которые решались подразделением на прошедшей неделе;

    проанализировать достигнутые результаты по основным направлениям деятельности (поддержание боевой готовности, состояние боевой подготовки, боевого дежурства и службы войск, воинской дисциплины, состояние вооружения и военной техники и их эксплуатации, поддержание внутреннего порядка, соблюдение распорядка дня и др.);

    определить места, занятые подразделениями за неделю (в конце месяца – за месяц);

    поощрить лучших военнослужащих, вручить переходящие призы (вымпелы);

    поставить конкретные задачи на следующую неделю;

    При осуществлении анализа достигнутых результатов по каждому из основных направлений деятельности командиру роты (батареи) желательно строить свое выступление в следующей последовательности:

    глубокий всесторонний анализ положения дел (достигнутые результаты в сравнении с предыдущим периодом, тенденции, причины недостатков, невысоких результатов);

    лучшие (худшие) подразделения в данном виде деятельности, передовой опыт;

    лучшие (худшие) военнослужащие, передовой опыт;

    места, занятые подразделениями по данному направлению деятельности;

    постановка главной задачи.

    положение дел в подразделении;

    эффективность идеологической работы;

    положительные моменты в деятельности должностного лица, а также конкретные недостатки в работе подчиненных командиров и начальников;

    работу командира по руководству активом подразделения и степень эффективности работы актива;

    личную дисциплинированность, примерность подчиненных командиров и начальников в выполнении своих функциональных обязанностей;

    состояние дисциплинарной практики в подразделении.

    В роте (батарее) подведение итогов проводится командиром в течение 50 минут. Во взводе командир подводит итоги в конце учебного дня (более расширенно – в конце недели) в течение 15–20 минут, руководствуясь предложенной выше методикой. При этом командир взвода основное внимание должен уделять конкретной оценке работы практически каждого подчиненного, отмечая положительные моменты и недостатки в его деятельности, указывая пути сохранения и наращивания положительного и пути устранения недостатков.

    В ходе подведения итогов командир подразделения должен сосредоточить усилия на формировании общественного мнения в интересах качественного выполнения военнослужащими стоящих задач, положительных настроений, формировании и развитии положительных традиций, чувства товарищества, гордости за принадлежность к своему воинскому коллективу, стремления не подвести своих товарищей, командиров, на поддержании и развитии состязательности в подразделении и пропаганде передового опыта.

    Подведение итогов в воинской части, батальоне (дивизионе) проводится, как правило, в конце месяца во время, определенное в плане основных мероприятий.

    Вопрос 46 Сущность и содержание идеологической работы в ходе боевых действий. Требования руководящих документов к организации идеологической работы боевых действий, Различных видов Вооруженных Сил и родов войск

    Ответ: Идеологическая работа в боевой обстановке – это целенаправленная деятельность командиров, штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения Республики Беларусь и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

    Факторами, влияющими на поведение и деятельность воинов являются:

    Внешние факторы (физическая среда, военно-бытовая среда, собственно боевая среда – противник, его огневое, радиоэлектронное, информационное и другое воздействие

    внутренние факторы (мотивация, целеустремленность, настроения, состояния, запросы и потребности военнослужащих и воинских коллективов, мастерство и боевой опыт).

    Отечественная военная наука выделяет два вида общевойскового боя – наступление и оборону.

    Учет психологических особенностей видов боевых действий – важное условие их целесообразной организации.

    Основными задачами идеологической работы при подготовке и ведении боевых действий являются:

    Непрерывный анализ социально-политической и информационной обстановки в районе боевых действий,

    Информирование военнослужащих о военно-политической обстановке

    Подготовка информационных материалов для распространения в сети Интернет и СМИ

    Сплочение личного состава подразделения

    Формирование у военнослужащих воли к победе, смелости и инициативы, стойкости

    Поддержание в воинском коллективе организованности, дисциплины и правопорядка,

    Организация системы изучения и прогнозирования морально-психологического состояния,

    Проведение мероприятий по защите от информационно-психологического воздействия противника, предупреждению деморализации и дезинформации личного состава, населения района боевых действий;

    Участие в осуществлении мероприятий по организации психологической помощи и реабилитации военнослужащих;

    Организация работы по реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих;

    Обеспечение условий для досуга и отдыха военнослужащих, организация работы с учетом боевой обстановки;

    Снабжение подразделения техническими средствами идеологической работы, их своевременный ремонт и восстановление;

    Боевой устав сухопутных войск

    Вопрос 47

    Идеологическая работа в боевой обстановке – это целенаправленнаядеятельность командиров , штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения Республики Беларусь и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь

    Главной задачей идеологической работы в ходе боевых действий является поддержание высокой боевой активности военнослужащих и воинских подразделений, их устойчивости к боевым стресс-факторам и психологическому воздействию противника, предотвращение отрицательных индивидуальных и групповых психических состояний, профилактика боевых психических расстройств

    Основными направлениями психологического сопровождения боевых действий являются:

    Поддержание психологической устойчивости войск к высоким нервно-психическим нагрузкам;

    Предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний;

    Профилактика боевых психических расстройств и другие.

    Основными задачами идеологической работы в этот период являются:

    Дальнейшее наращивание (восстановление) морально-психологического превосходства личного состава над противником;

    Поддержание морально-психологического состояния на уровне, -необходимом для успешного проведения последующих боевых действий;

    Повышение (восстановление) психологической устойчивости личного состава;

    Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших боевые психологические травмы;

    Психологическая подготовка военнослужащих, прежде всего пополнения, прибывшего на доукомплектование, к предстоящим боевым действиям;

    Организация полноценного отдыха и культурного досуга личного состава;

    Решение социальных проблем военнослужащих;

    Восполнение потерь и методическая подготовка кадров органов идеологической работы;

    Ремонт (восстановление) технических средств идеологической работы.

    БИЛЕТ №48

    Вопрос 1.

    Информационно-психологическое воздействие - воздействие информации на психику отдельного человека и группы людей, осуществляемое в целях изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.

    Психологическое воздействие в условиях вооруженной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможностей (сил и средств), требующихся для этого.

    Психологические потери

    Временная утрата боеспособности военнослужащими вследствие получения психических травм, вызванных психотравмирующими факторами боевой обстановки. Термином П.п. обозначается широкий класс психических реакций, уровней потрясений, различных отрицательных последствий, вызванных боевыми стрессами. Психические расстройства, составляющие П.п. могут быть классифицированы: по длительности их проявления (временные и долговременные), по глубине (патологические и непатологические), по причинам, их вызвавшим (психогенные и соматогенные) и др. Временные П.п. - кратковременная утрата боеспособности личного состава, восстановление которой достигается методами психологической помощи непосредственно в боевой обстановке в течение одних-двух суток. Долговременные П.п. - утрата боеспособности военнослужащими, для восстановления которой требуется госпитализация.

    К числу основных средств информационно-психологического воздействия можно отнести следующие:

    1. Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени и другие средства, а также средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

    2. Радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры с соответствующими программами вещания.

    3. Использование материалов кино-, видео- и аудиопродукции, сайтов Интернета и других носителей электронной информации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие на противника.

    4. Звуковещание

    5. И прочие средства

    Вопрос 2.

    МПС анализируется в целях:

    определения его уровня и способности влиять на решение боевых (учебно-боевых) и других задач;

    нахождения слабых мест в морально-психологической готовности и устойчивости личного состава воинских подразделений;

    прогнозирования реакций и действий ичного состава при решении стоящих задач;

    принятия эффективных превентивных мер по повышению МПС.

    Оценка МПС производится в следующем порядке:

    Назначаются два эксперта (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений, и офицеры, не являющиеся их прямыми начальниками)

    Эксперты подробно изучают положение дел в воинском подразделении

    · состояние боевой подготовки

    · состояние воинской дисциплины

    · уровень организованности и качества выполнения задач

    · уровень информационного обеспечения воинской деятельности,

    · уровень соблюдения социальной справедливости

    · уровень соблюдения законности

    Эксперты заполняют опросные листы (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений испльзуют анкету из 58 вопросов, офицеры, не являющиеся прямыми начальниками, – анкету из 49 вопросов

    По каждому из предложенных показателей выставляется балл в бланк оценки. При этом необходимо придерживаться следующей градации баллов:

    0 – полное отсутствие качества;

    1 – качество выражено в слабой степени;

    2 – качество выражено в средней степени;

    3 – качество выражено в сильной степени;

    4 – качество выражено в очень сильной степени.

    Готовится заключение, вывод и предложения по управлению МПС

    Составляется протокол оценки МПС каждого воинского подразделения по двенадцати оцениваемым параметрам и на основании оценок воинских подразделений – воинской части, соединения

    Протокол оценки МПС включает :

    · заполненные бланки оценки

    · результаты обработки

    · заключение, вывод, предложения по управлению МПС

    Протокол регистрируется и хранится в делопроизводстве воинской части

    Второй учебный вопрос

    Руководство боевой подготовкой заключается в непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.

    Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.

    Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:

    соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;

    строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;

    учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;

    эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.

    Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:

    анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;

    организация боевой подготовки;

    контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);

    целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;

    организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;

    организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

    постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

    методическая работа;

    строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;

    учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

    Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.

    Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.



    Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является : проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.

    Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.

    Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.

    При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.

    Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:

    командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;

    командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;

    командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.

    Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.

    Должностные лица проводят занятия:

    командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;

    заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;

    начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;

    командир воинской части – 2-3 часа в неделю;

    заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;

    командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.

    Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты- еженедельно не менее чем в одном взводе.

    Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.

    Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.

    Содержание текущего контроля : проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.

    Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.

    Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).

    Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.

    Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.

    Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.

    Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.

    Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.

    Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.

    Учет подразделяется на оперативный и периодический .

    Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.

    Периодический учет - обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).

    Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.

    Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).

    В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.

    В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.

    В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.

    В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.

    В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.

    В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.

    Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:

    доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;

    доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;

    доклады о выполнении планов подготовки войск;

    доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;

    текущие (в том числе формализованные) доклады.

    Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).

    Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.

    Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.

    Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.

    Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.

    Итоги боевой подготовки подводятся:

    в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;

    в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;

    в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.

    При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.

    Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.

    План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:

    в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;

    в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.

    При подведении итогов боевой подготовки командир:

    оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;

    анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);

    указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;

    уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;

    оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;

    доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;

    делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.

    Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).

    Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:

    в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;

    в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;

    в объединении – за учебный период, учебный год.

    Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:

    сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;

    ведомости результатов подготовки классных специалистов;

    сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);

    контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;

    журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.

    Методическая работа – это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.

    Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.

    Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования .

    Основным содержанием методической работы является : разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.

    Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.

    Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:

    УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;

    заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;

    методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;

    разработка учебно-методических материалов;

    проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.

    В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.

    В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:

    военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;

    образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;

    варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);

    стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;

    материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.


    Заключение

    Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих

    Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовкаэто целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.

    Разработал:

    Доцент кафедры защиты населения и территорий

    полковник внутренней службы Д. В. Савельев

    ТЕМА № 29: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ БОЕВОЙ И
    ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ, СОСТОЯНИЯ ВОИНСКОЙ
    ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ».
    Учебные вопросы:
    1. Требования руководящих документов по организации подведения итогов по
    боевой подготовке и ГПП, состоянии воинской дисциплины в подразделении.
    2. Организация подведения итогов воинской дисциплины в подразделении.
    3. Методика подготовки и проведения подведения итогов по боевой и ГПП,
    состояния воинской дисциплины в подразделении.
    1)
    2)
    3)
    4)
    5)
    6)
    7)
    8)
    9)
    Указ Президента РК от 19.01.93 г. №1084 «О создании института заместителей командиров (начальников) во
    ВиСПР ВС РК»;
    Директива МО РК от 27.11.1995 г. №27 «О введении и организации государственно-правовой подготовки в ВС
    РК»;
    Приказ МО РК от 03.09.2010 г. №620 «Об организации ВиСПР в ВС РК»;
    Приказ МО РК от 08.10.2010 г. №771 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по
    укреплению воинской дисциплины и правопорядка в ВС РК в свете требований Президента страны –
    Верховного Главнокомандующего ВС РК»;
    Приказ МО РК от 28.11.2010 г. №926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической
    работы»; Приказ МО РК от 20.12.2012 г. № 984 «Об организации идеологической работы в сфере
    противодействия религиозному экстремизму в ВС РК»;
    Приказ МО РК от 21.02.2013 г. №73 «Об утверждении Стратегии развития идеологической работы в ВС РК»;
    Устав внутренней службы ВС РК от 2007 г.;
    Военная доктрина РК от 2011 г.;
    Закон РК от 5.04.1999 г. «Об обороне и ВС РК»;

    Первый вопрос: Требования руководящих документов по организации
    подведения итогов по боевой и ГПП, состояния воинской дисциплины в
    подразделении.
    Подведение итогов деятельности военнослужащих и воинских
    коллективов - это систематический анализ выполнения
    поставленных целей и задач по боевой и государственноправовой подготовке, выполнения принятых обязательств по
    боевому состязанию, проводимой воспитательной и социальноправовой работы.
    Подведение итогов по
    боевой и
    государственноправовой подготовке,
    состояния воинской
    дисциплины
    проводится:
    в отделении, экипаже, расчете ежедневно, в конце дня;
    во взводе - 1 раз в неделю и за месяц;
    в роте (батарее) - 1 раз в неделю и за
    месяц.

    Выполнение обязательств ПО ЗАДАЧАМ И НОРМАТИВАМ
    оценивается и рассматривается с личным составом
    непосредственно по окончанию их отработки в ходе
    плановой боевой подготовки.
    Подводя итоги за день, неделю, анализируя ход боевого состязания,
    командиры и воспитательные органы мобилизуют личный состав не
    только на борьбу за конечный итог (овладение оружием и боевой
    техникой, перекрытие нормативов, экономию горючего и смазочных
    материалов и т.д.) но постоянно заботятся о морально-психологическом
    воздействии на личный состав.

    При анализе хода и итогов боевой учебы, состояния воинской дисциплины
    важна не констатация фактов, а глубокий разбор всей деятельности личного
    состава, связанной с выполнением взятых обязательств, отношение к учебе и
    службе к воинской дисциплине, участием в общественной работе.
    Подведение итогов
    предполагает
    Создание в воинских коллективах обстановки высокой принципиальности,
    требовательности, критичности в сочетании с обстановкой
    доброжелательности и веры в силы и возможности каждого воина.
    Поэтому наряду с показом количественных результатов боевой и ГПП должно
    быть всесторонне оценено:
    сплоченность коллектива,
    товарищеская взаимопомощь,
    участие воинов в общественной работе.

    Подведение итогов взаимосвязано с важнейшей задачей командиров и воспитателей
    по моральному и материальному стимулированию военнослужащих.
    В соответствии с приказами Министра обороны победителей боевого состязания
    необходимо поощрять и награждать:
    солдат, курсантов, сержантов, старшин, военнослужащих контрактной службы,
    офицеров - в соответствии с положениями Дисциплинарного устава;
    расчеты, экипажи, отделения, взвода и им равные подразделения - переходящими
    вымпелами батальона (бригады) по итогам месяца;
    роты и им равные подразделения - переходящими призами и грамотами воинской
    части по итогам периода обучения и учебного года.
    Повышение воспитательной роли подведения итогов связано с обобщением и
    распространением передового опыта, представляющего собой большую
    мобилизующую силу и эффективное средство для подтягивания отстающих воинов и
    подразделений до уровня передовых.

    Обязанности заместителя командира по воспитательной и
    социально-правовой работе по подготовке и проведению подведения
    итогов:
    1) проводит работу по воспитанию военнослужащих в духе преданности Президенту
    Республики Казахстан, Правительству и народу Казахстана, дружбы народов,
    войскового товарищества, строгого соблюдения законов РК, военной присяги, воинских
    уставов, сознательного повиновения командирам (начальникам) и уважения к ним.
    Отдельным разделом предусматривает мероприятия по сплочению и укреплению
    воинского коллектива, профилактике неуставных взаимоотношений, постоянно
    занимается самообразованием, изучает военную педагогику и психологию;
    2) проводит активную работу по формированию здорового общественного мнения к
    любым фактам оскорбления и унижения людей, созданию единого фронта протеста и
    борьбы с недопустимыми и чуждыми для Вооруженных Сил Республики Казахстан
    преступлениями;
    3) изучает деловые и моральные качества, запросы, настроения, семейное положение
    каждого солдата, сержанта, офицера и в соответствии с этим организует и проводит
    воспитательную и индивидуальную воспитательную работу;

    4) постоянно определяет конкретных лиц из числа солдат, сержантов, офицеров
    склонных к нарушению уставных взаимоотношений, требующих глубокого и
    оперативного индивидуального изучения и воздействия;
    5) по мере необходимости анализирует социально-психологическую структуру
    воинского коллектива с учетом его способностей. Постоянно отслеживает за
    общественное мнение, настроение, традиции, привычки отдельных воинов, заботится
    об их правильном формировании;
    6) проводит лично воспитательную работу о роли дружбы и войскового товарищества и
    поддержания высокой боевой готовности подразделения;
    7) постоянно организует работу актива по выполнению решений собраний,
    формированию у военнослужащих ответственности за строгое выполнение требований
    законов, военной присяги и воинских уставов, предупреждению пьянства и неуставных
    взаимоотношений;
    8) регулярно организует проведение вечеров вопросов и ответов, дней правовой учебы
    (вечеров), с участием военных юристов, медиков с привлечением офицеров штаба и
    офицеров-воспитателей;

    Второй вопрос: Анализ состояния воинской дисциплины в роте и подведение
    итогов работы по ее укреплению.
    С личным составом роты в конце недели в
    установленное распорядком дня время командир
    роты подводит итоги работы по укреплению
    воинской дисциплины на собрании (совещании)
    военнослужащих.
    Руководствуясь данными анализа состояния воинской дисциплины и
    дисциплинарной практики, выводов из итогов боевой и
    государственно-правовой подготовки, боевого состязания, командир
    роты делает доклад «О состоянии воинской дисциплины в роте и
    итогах работы по ее укреплению».

    В докладе необходимо:




    учебы.








    10.

    4. Назвать фамилии военнослужащих, являющихся примером в выполнении
    Военной присяги, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании
    уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями,
    непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев.
    5. Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые себя
    ничем не проявили - ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить
    их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную
    позицию.
    6. Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых
    воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают
    уставным требованиям.
    Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое)
    эти требования выполняются плохо.
    Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений:
    1) в выполнении боевого дежурства;
    2) в отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и
    сбережении;
    3) в несении службы в карауле, суточном наряде;
    4) во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня;
    5) в соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
    6) выполнение расписания занятий;
    7) по другим параметрам.

    11.

    В докладе необходимо:
    1. Изложить, как в целом выполняются требования Министра обороны
    Республики Казахстан, других старших командиров и начальников по вопросам
    укрепления воинской дисциплины и улучшению службы войск за неделю, их
    влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой
    учебы.
    2. Исходя из критериев оценки дисциплины в подразделении, дать
    оценку каждому взводу и отделению (экипажу, расчету).
    3. Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в
    которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет
    грубых нарушений воинской дисциплины, сложилась здоровая моральнопсихологическая атмосфера, дружба и войсковое товарищество. При этом
    выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать
    какое) решаются положительно.
    Назвать их командиров и рассказать о методах их работы.
    Дать оценку активу (по итогам месяца) по укреплению воинской дисциплины.

    12.

    7. Провести глубокий анализ причин происшествий и преступлений, если они
    имели место, грубых дисциплинарных проступков.
    Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (добиться того, чтобы
    каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, встал и принял строевую стойку),
    доложить всему личному составу, как и почему его поступок сказался отрицательно на
    боевой готовности.
    Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается
    “неудовлетворительно”.
    Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов,
    кличек, прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности.
    В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в
    худшую сторону провинившихся.
    По окончании подведения итогов, конкретной оценки подразделений и рядового
    состава, командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению,
    экипажу, расчету, отдельным солдатам (дисциплина которых оценена
    “неудовлетворительно”) по устранению недостатков и мероприятия, которые должны
    провести подчиненные командиры в интересах укрепления воинской дисциплины и
    правопорядка.

    13.

    С командир роты анализирует:
    Уровень исполнительской дисциплины среди сержантов,
    своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений
    старших начальников;
    роль сержантов в поддержании уставного порядка в
    подразделении, соблюдение формы одежды и распорядка дня;
    участие сержантов в дисциплинарной практике, соблюдение ими
    законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.
    Командир роты оценивает личную дисциплину сержантов, вклад
    каждого сержанта в воспитании личного состава и укрепление дисциплины,
    поощряет лучших сержантов за поддержание высокой воинской
    дисциплины в отделении и успехи в боевой и государственно-правовой
    подготовке.
    Периодически на совещании сержантского состава проводится
    обмен опытом по укреплению воинской дисциплины.

    14.

    С офицерами роты анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее
    укреплению проводятся еженедельно на служебном совещании, как правило, до
    подведения итогов с личным составом роты.
    На совещании командир роты:
    заслушивает доклады командиров взводов о состоянии дисциплины во взводе
    и проделанной работе по ее укреплению;
    оценивает состояние воинской дисциплины во взводах и определяет их места
    в роте;
    оценивает работу каждого офицера по укреплению воинской дисциплины;
    оценивает личную дисциплину, отмечает упущения и недостатки в работе
    офицеров по укреплению воинской дисциплины;
    анализирует дисциплинарную практику офицеров, соблюдение ими
    законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;
    оценивает участие офицеров в воспитательных мероприятиях, их
    индивидуальную работу с подчиненными;
    пропагандирует положительный опыт работы по укреплению дисциплины и
    порядка;
    определяет мероприятия по укреплению дисциплины в роте и ставит задачи
    офицерам.

    15.

    При подведении итогов боевого состязания по боевой и государственноправовой подготовке заместитель командира роты по ВиСПР обязан:
    Напомнить задачи, которые ставились на данный месяц.
    Проводить анализ выполнения этих задач по разделам:
    1) Боевая и государственно-правовая подготовка:
    какие темы отрабатывались за прошедший месяц;
    какие были достигнуты результаты;
    кто из военнослужащих, отделений, взводов достиг лучших результатов, (причина);
    кто из военнослужащих, отделений взводов не выполнили взятых обязательств
    (причина).
    2) Состояние воинской дисциплины по сравнению с предыдущим
    месяцем:
    дать общую оценку состоянию воинской дисциплины по сравнению с предыдущим
    месяцем;
    показать лучшие отделения, взвода и воинов, методы работы командиров взводов,
    добившихся положительных результатов;
    раскрыть количество и характер нарушений воинской дисциплины, кто и в каких
    условиях их совершал, назвать недисциплинированных воинов и показать, какой вред
    они принесли делу боевой готовности своими нарушениями;
    определить места взводов по состоянию воинской дисциплины.

    16.

    3) Состояние несения караульной и внутренней службы:
    отметить, как воины взвода несли службу в карауле и суточном наряде;
    показать лучших воинов, несущих службу бдительно и без замечании;
    доказать воинов, которые халатно выполняли свои обязанности в карауле (суточном
    наряде), раскрыть основные причины их действий;
    определить места отделений, взводов по несению службы в карауле и суточном
    наряде.
    4) Состояние внутреннего порядка в роте:
    показать отношение военнослужащих к поддержанию внутреннего порядка;
    отметить лучших воинов, отличившихся при наведении и поддержании внутреннего
    порядка;
    отметить худших воинов, халатно относящихся к поддержанию внутреннего порядка и
    основные причины такого положения;
    определить места отделений по поддержанию внутреннего порядка.
    5) Состояние воспитательной работы в роте:
    какие воспитательные мероприятия были проведены за прошедшую неделю, месяц;
    какие военнослужащие проявили активность и старательность при их проведении;
    оценить работу актива роты.
    6) Заключительная часть:
    определить места взводов, отделений за прошедшую неделю, месяц;
    отметить лучших воинов и поощрить;
    поставить задачи на следующую неделю, месяц.

    17.

    По итогам боевого состязания за месяц оформляются и
    выпускаются специальные номера стенных и
    фотогазет, боевых листков, бюллетени передового
    опыта.
    Вывод

    Эффективное управление повседневной деятельностью воинской части, подразделения и руководство выполнением поставленных задач невозможно без обязательного осуществления постоянного контроля состояния боевой готовности подчиненных подразделений и хода выполнения задач. Контроль позволяет определить на каждый выбранный момент или период времени соответствие состояния боевой готовности установленным показателям (стандартам) или показателей хода выполнения задач планируемым, корректировать действия подчиненных в случае установления такого несоответствия и оказать им необходимую организационную и материальную помощь.

    Командиры подразделенийпостоянно и ежедневно отслеживают и обобщают результаты деятельности подчинённых с целью обеспечения своевременной реакции на возможные отклонения от утвержденных планов и установленного порядка. Контроль осуществляется в соответствии с их должностными и специальными обязанностями.

    Работа командира подразделения по осуществлению контроля включает :

    приём докладов от подчинённых о готовности, начале проведения и завершения планируемых мероприятий и занятий;

    личную работу по проверке хода мероприятий и занятий в местах их проведения - организации, методики или технологии, достигнутых результатов;

    рассмотрение и утверждение планов проведения мероприятий и занятий, проверка готовности их руководителей;

    заслушивание подчиненных о ходе выполнения конкретных задач;

    приём текущих докладов подчинённых и лиц суточного наряда;

    контроль наличия и учёт личного состава;

    личные проверки состояния внутренней и караульной служб;

    проверка технического состояния и готовности к применению по назначению закреплённого вооружения и военной техники;

    контрольные занятия по предметам боевой подготовки;

    Контроль хода выполнения задач командир подразделения должен органически увязывать с оказанием помощи подчинённым. Основным содержанием этой работы является:

    более квалифицированное и глубокое изучение состояния дел и вскрытие недостатков;

    обучение подчиненных в ходе различных занятий и мероприятий, при подведении итогов их выполнения;

    решение организационных и ресурсораспределяющих вопросов, которые находятся в компетенции командира.

    В зависимости от результатов анализа хода выполнения задач и результатов контроля командир подразделения должен установить сроки устранения недостатков – либо немедленно в ходе контроля, либо в плановом порядке после окончания контроля с назначением сроков соответствующих докладов, сроков и форм очередного контроля.

    Умело подготовленный и проведенный разбор результатов контроля хода выполнения поставленных задач является одной из самостоятельных форм обучения подчинённых. Для этого разбор результатов деятельности подчинённых должен иметь не критический, а критически - обучающий характер.

    Порядок и содержание подведения итогов выполнения задач .

    Подведение итогов повседневной деятельности воинских частей и подразделений - это одна из функций управления войсками и руководства подчиненными при выполнении ими поставленных задач. Подведение итогов является органическим продолжением контроля и осуществляется на основании анализа и обобщения результатов всех видов контроля.

    В Вооруженных силах РФ сложилась определенная система подведения итогов и постановки задач в воинской части, подразделении, ставшая неотъемлемой частью практической деятельности офицеров, прапорщиков и сержантов-командиров. Качество подведения итогов в соединении, части, подразделении обеспечивается достоверным знанием командирами, штабами истинного состояния боевой готовности и всех ее элементов.

    При подведении итогов и постановке задач определяются:

    1) результаты выполнения основных мероприятий плана подготовки, степень выполнения поставленных задач;

    2) проводится количественный и качественный анализ состояния дел в целом за подразделение по несению всех видов службы, боевой подготовке, а также по другим видам деятельности, где имеются существенные недостатки;

    3) определяются: состояние воинской дисциплины, службы войск и выполнение требований уставов в повседневной жизни;

    4) нерешенные вопросы в каждой части (подразделении), конкретные виновники наиболее серьезных упущений;

    5) характеристика (оценка) работы каждого командира с указанием вопросов, на которые нужно обратить особое внимание;

    6) главные задачи на следующий период обучения (месяц, неделю), стоящие перед подразделением, основные мероприятия, направленные на решение этих задач и устранение отмеченных в предыдущем периоде обучения недостатков;

    7) осуществляется доведение личного плана работы командира на очередной месяц с указанием, в какие дни и в какое время привлекаются для совместной работы с ним его заместители, начальники и офицеры служб.

    Периодичность и содержание мероприятий подведения итогов и постановки задач изложены в руководящих документах видов и родов войск.

    Подведение итогов командиры всех степеней, как правило, проводят:

    а) непосредственно после завершения каждого важного мероприятия (учения, занятия, полевого выхода, несения дежурства (боевой службы), технического обслуживания и т.д.);

    б) периодически по срокам выполнения задач;

    в) за зимний период обучения и учебный год;

    г) ежемесячно;

    д) еженедельно;

    е) ежедневно.

    Командир группы (батареи, роты и им равным) подводит итоги:

    за зимний период и учебный год обучения со всем личным составом подразделения по состоянию боевой подготовки, состоянию вооружения и военной техники; состоянию правопорядка и воинской дисциплины, состоянию службы войск и безопасности военной службы;

    за месяц со всем личным составом подразделения по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники, состоянию правопорядка и воинской дисциплины; качеству несения караульной и внутренней служб; соблюдению требований безопасности военной службы;

    за неделю с офицерами, прапорщиками и сержантами по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники и их технического обслуживания; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины.

    Командир взвода (начальник отделения и им равные) подводит итоги:

    за неделю со всем личным составом подразделения по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники и их технического обслуживания; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины; качеству несения внутренней службы; соблюдению требований безопасности военной службы.

    за день со всем личным составом подразделения по результатам проведенных занятий по боевой подготовке; качеству обслуживания закрепленных вооружения и техники; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины; качеству несения внутренней службы; соблюдению требований безопасности военной службы.

    Примерный порядок подведения итогов за месяц в роте приведен на рис.4. Алгоритм подготовки и проведения подведения итогов за другие отчетные периоды аналогичен.

    При подведении итогов по каждому конкретному вопросу необходимо:

    1. Кратко напомнить поставленные задачи.

    2. Указать, какие положительные результаты достигнуты в их выполнении, конкретные количественные и качественные показатели (оценки, временные нормативы, ошибки и недостатки).