Отечественное оружие и военная техника. Противокорабельный ракетный комплекс Ракеты пкр х 35

Противокорабельная ракета (ПКР) Х-35Э предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. ПКР Х-35Э могут оснащаться:

  • корабельные ракетные комплексы типа "Уран-Э";
  • мобильные береговые ракетные комплексы типа "Бал-Э";
  • боевые авиационные комплексы тактической и морской авиации, поисково-патрульные самолёты и вертолёты.

Ракета Х-35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения. Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников.

Модификации

  • Х-35 (3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей
  • Х-35У - унифицированная ПКР для ВМФ России, дальность пуска 260 км.
  • Х-35УЭ - экспортная версия Х-35У - унифицированная. В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза - до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения так же спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта. Статус (по состоянию на 17 августа 2011 года): проходит испытания
  • Х-35В - ПКР для вертолётов
  • Х-35ЭВ - экспортный вариант ПКР адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» в интересах ВС Вьетнама
  • Х-35Э (3М24Э) - экспортный вариант Х-35
  • 3М-24ЭМБ - учебные варианты ракет поставлявшиеся во Вьетнам

Технические характеристики

Видео

Унификация вооружения и военной техники является одной из главных тенденций последнего времени. Использование общих компонентов позволяет упростить производство новых систем, а также сократить расходы на их эксплуатацию. Прекрасным примером подобного подхода к созданию нового вооружения является российская противокорабельная ракета Х-35 . В различных модификациях это изделие может использоваться кораблями, самолетами, вертолетами и даже береговыми ракетными комплексами. Подобные особенности использования значительно повышают боевой потенциал ракеты Х-35.

Изначально противокорабельная ракета (ПКР) Х-35 предназначалась для вооружения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения. Использовать ее предлагалось в составе ракетного комплекса «Уран». Разработка подобного оружия была начата в соответствии с постановлением Совмина от 16 апреля 1984 года. Главным конструктором проекта был назначен Г.И. Хохлов. Основные работы по проекту были возложены на ОКБ «Звезда». К настоящему времени эта организация вошла в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Целью проекта Х-35 (ракета 3М24) было создание перспективной ПКР для вооружения катеров и кораблей малого и среднего водоизмещения. Ракета должна была использоваться для поражения кораблей и судов противника водоизмещением до 5 тыс. тонн. Также техническим заданием требовалось обеспечить возможность одиночного запуска и стрельбы залпом. Новая ПКР должна была применяться в любое время суток, в любых метеоусловиях, а также при использовании противником средств РЭБ и ПВО.

Ракета Х-35 была построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образными крылом и хвостовым оперением. Внешняя поверхность корпуса ракеты образована несколькими цилиндрами разного диаметра. Средняя и хвостовая части корпуса выполнены асимметричными: в нижней части предусматривается специальная гондола, в передней части которой находится воздухозаборник маршевого двигателя. Также в состав базовой версии ракеты Х-35 входил твердотопливный стартовый ускоритель. Последний имел цилиндрический корпус и оснащался раскладываемым при старте оперением.

ПКР Х-35 имеет общую длину 3,85 м. При установленном ускорителе длина ракеты увеличивается до 4,4 м. Максимальный диаметр корпуса составляет 0,42 м. Разложенные крылья имеют размах 1,33 м. Стартовый вес ракеты в базовой корабельной конфигурации (с ускорителем) составлял 600 кг.

Изделие 3М24 имело компоновку, свойственную некоторым ракетам подобного класса. В головной части корпуса разместили аппаратуру головки самонаведения. За ней размещалась боевая часть. В средней части корпуса предусматривался изогнутый канал воздухозаборника, вокруг которого был «обернут» топливный бак. В хвосте корпуса расположили турбореактивный двигатель. Свободные объемы корпуса и нижняя гондола вмещали различную аппаратуру. Стартовый ускоритель имел крайне простую конструкцию. Внутри цилиндрического корпуса помещался только твердотопливный ракетный двигатель.

При разработке ракеты Х-35 учитывалась необходимость надежного захвата и поражения цели вне зависимости от помеховой обстановки, что сказалось на архитектуре систем наведения. Новая ПКР получила комбинированную систему наведения. На маршевом участке полета ракета должна была использовать инерциальную навигационную систему и радиовысотомер. При выходе в район цели предлагалось включать активную радиолокационную ГСН, которая отвечала за поиск и поражение цели.

В проекте Х-35 использовалась активная радиолокационная головка самонаведения АРГС-35, разработанная в НПП «Радар ММС». Эта система позволяла производить обнаружение и сопровождение цели. Кроме того, при помощи изделия АРГС-35 производилось непосредственное наведение ракеты на обнаруженную цель. Антенна активной радиолокационной ГСН располагалась в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем. Обеспечивался обзор горизонтального сектора шириной 90° (по 45° вправо и влево от продольной оси), вертикальный обзор: от -10° до +20°. Первая модификация головки АРГС-35 имела дальность обнаружения целей до 20 км.

Схема ракеты Х-35

Позади головки самонаведения в корпусе ракеты Х-35 устанавливалась проникающая боевая часть весом 145 кг. За счет осколочно-фугасно-зажигательного действия использованная боевая часть должна была обеспечивать надежное поражение кораблей и судов водоизмещением менее 5 тыс. т. Боевая часть получила прочный корпус со сравнительно толстыми стенками, что позволяло пробить борт вражеского корабля и произвести подрыв внутри, тем самым нанеся максимально возможные повреждения.

В хвостовой части корпуса ПКР Х-35 расположен турбореактивный двухконтурный двигатель ТРДД-50АТ с тягой 450 кгс. Такой двигатель запускается при помощи пиропатрона и использует авиационный керосин. Использованная силовая установка позволяет ракете развивать скорость до 280 м/с и лететь на дальность от 7 до 130 км. В составе комплекса «Уран» ракета 3М24 комплектуется твердотопливным ускорителем, при помощи которого покидает транспортно-пусковой контейнер. В таком случае запуск маршевого двигателя производится после сброса ускорителя.

ПКР Х-35 получила систему управления, обеспечивающую наибольшую эффективность боевого применения. Для этого на маршевом участке полета, до выхода в район цели, ракета должна лететь на высоте не более 10-15 м над гребнями волн. После начала поиска цели и во время наведения на нее высота полета сокращается до 4 м. Малая высота полета в сочетании с малой ЭПР самой ракеты значительно снижает вероятность своевременного обнаружения ракеты, а также затрудняет ее сопровождение и атаку при помощи имеющихся средств ПВО.

Также эксплуатация ракет семейства Х-35 в определенной мере облегчается за счет автоматизации подготовки к пуску. Контроль состояния изделия и ввод полетного задания производятся в автоматическом режиме. На все процедуры подготовки к пуску уходит не более 1 минуты.

Ракеты семейства Х-35, предназначенные для использования кораблями и береговыми ракетными комплексами, поставляются предприятием-изготовителем в цилиндрических транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты авиационного базирования так же поставляются в контейнерах, но перевозятся и запускаются со штатных устройств самолетов или вертолетов.

За несколько месяцев работы сотрудники ОКБ «Звезда» подготовили эскизный вариант проекта Х-35. В ходе рассмотрения предложенной документации были выявлены определенные проблемы. В частности, разработанная активная радиолокационная ГСН не в полной мере соответствовала техническому заданию. На выполнение всех доработок и совершенствование проекта ушло несколько лет. Первый запуск опытной ракеты с наземной пусковой установки удалось выполнить только 5 ноября 1985 года. В дальнейшем были изготовлены еще несколько ракет-прототипов, которые испытывались в течение 1986 года. Все эти запуски окончились неудачей.

Первый штатный запуск с нормальной работой всех систем состоялся 29 января 1987 года. После этого отработка бортовых систем продолжилась. До 1992 года ОКБ «Звезда» и смежные предприятия провели 13 испытательных пусков. По некоторым данным, использовавшиеся в этих испытаниях ракеты оснащались весовым имитатором радиолокационной ГСН ввиду отсутствия полноценного образца такой аппаратуры. Разработка головки самонаведения завершилась только в начале девяностых годов.

Из-за распада Советского Союза и массы экономических проблем разработка проекта Х-35 почти остановилась. В течение нескольких следующих лет организация-разработчик была вынуждена вести все необходимые работы за свой счет. Среди прочего это привело к резкому сокращению испытательных пусков: в 1992-97 годах удалось собрать и проверить только четыре опытные ракеты.

Резкое сокращение расходов на оборону привело к невозможности продолжения работ и закупке готовых ракет. По этой причине первый контракт на поставку комплексов «Уран» с ракетами Х-35 был заключен с зарубежным заказчиком. В начале девяностых о существовании нового проекта узнали военные Индии. После ряда переговоров в 1994 году представители индийских военно-морских сил заказали ракетные комплексы российской разработки в экспортной конфигурации «Уран-Э».

В состав ракетного комплекса «Уран-Э» корабельного базирования входит ракета Х-35 с ТПК, пусковая установка 3С-24Э, а также система управления и комплекс аппаратуры для проверки боеприпасов. Аппаратура комплекса может устанавливаться на различные катера и корабли, имеющие подходящие характеристики. Пусковая установка комплекса «Уран-Э» представляет собой металлическую раму с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров. В конструкции пусковой установки предусмотрены амортизаторы, снижающие нагрузку на ракеты при погрузке и при волнении моря. Пусковая установка построена таким образом, что ракеты стартуют под углом 35° к горизонту.

Пусковая установка 2С-24Э

Корабельная автоматизированная система управления, отвечающая за проверку ракет, ввод полетного задания и выполнение других операций, изготавливается в виде двух контейнеров. Подобная архитектура систем управления позволяет монтировать их на любых подходящих кораблях и катерах. Контейнеры занимают площадь 15 кв.м и 5 кв.м.

Индийский заказ позволил завершить необходимые работы и развернуть серийное производство новых ПКР. Первые компоненты комплекса «Уран-Э» были переданы заказчику в 1996 году. 15 декабря того же года завершились работы по интеграции ракет в комплекс вооружения эсминца INS Delhi (D61). В дальнейшем аналогичную аппаратуру получили еще несколько индийских кораблей.

В начале двухтысячных годов ситуация с финансированием вооруженных сил России начала меняться к лучшему. Появление соответствующей возможности позволило вспомнить о существующих разработках. В 2003 году прошли испытания комплекса «Уран», по результатам которых он был рекомендован к принятию на вооружение. Аппаратура этого ракетного комплекса может устанавливаться на катера и корабли нескольких типов.

В начале двухтысячных годов продолжилась и была завершена разработка берегового ракетного комплекса «Бал», в составе которого предлагалось использовать ПКР Х-35. Береговой комплекс предназначается для слежения за территориальными водами и защитой военно-морских баз или иных объектов. В составе комплекса «Бал» имеется набор различных средств, обеспечивающих своевременное обнаружение и уничтожение кораблей противника.

Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда" (в настоящее время входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") , главный конструктор - Г.И.Хохлов.

Ракета Х-35 (заводской номер 3М24) предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно водоизмещением до 5000т и аналогична по конструкции американской ПКР AGM-84 "Harpoon" . Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Может применяться как одиночно, так и в залпе.

На базе Х-35 кроме корабельного комплекса "Уран" созданы - береговой противокорабельный комплекс "Бал", а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов Х-35У и вертолетов Х-35В). Вертолетный вариант ракеты может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный - с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Вариант комплекса с размещения ракеты в стандартном 20-футовом контейнере, получивший обозначение Club-K, демонстрировался на МВМС-2011 в Санкт-Петербурге (см. фото 1 , фото 2 , фото 3 , фото 4 ). Комлекс разработан и производится ОАО "Концерн Моринформсистема-"Агат" в кооперации с ОАО "Тайфун" и корпорацией "Тактическое ракетное вооружение".

В настоящее время корпорация "Тактическое ракетное вооружение" предлагает в составе вышеперечисленных комплексов модернизированную ракету Х-35УЭ (см. фото ), обладающую повышенной боевой эффективностью и дальностью полета до 280км. Х-35УЭ является универсальной, и может использоваться не только для установки на авиационные носители, но и в комплексах противокорабельных ракет типа «Уран-Э» и в комплексах противокорабельных ракет наземного базирования «Бал-Э».

АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» в 2015г. сообщил о возможности размещения ракеты Х-35УЭ на борту палубной версии вертолета Ка-52К в случае модернизации бортовой РЛС. Это позволит повысить дальность обнаружения вертолетом целей в 2 раза, что составляет почти 200 км.

На западе ракета получила обозначение AS-X-20 Harpoonsky .

Впервые ракета открыто продемонстрирована в 1992 году на авиационной выставке "Мосаэрошоу-92" в Москве.

Ракеты Х-35 корабельного базирования поставляются в Индию и Вьетнам

Состав

Тактико-технические характеристики

Дальность пуска, км 7-130 (7-260 для Х-35УЭ)
Высота полета над гребнями волн, м:
- на маршевом участке
- на участке самонаведения

10-15
4
Возможный угол поворота от линии курса, град ± 90 (± 130 для Х-35УЭ)
Масса стартовая, кг
- в варианте корабельного (берегового) базирования
- в варианте базирования самолёт/вертолёт

600
520/610
Масса боевой части, кг 145
Точность наведения (КВО), м 4-8
Скорость полета, м/с 270-280
Широта использования, град от 75° С.Ш. до 75° Ю.Ш.
Габариты ракеты, м
- длина (с ускорителем)
- диаметр корпуса
- размах крыла

3.85 (4.4)
0.42
1.33
Радиолокационная ГСН АРГС-35
Угол горизонтального обзора, град от -45 до +45
Угол азимутального обзора,град от +10 до -20
Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
Вес, кг 40-47,5
Диаметр, мм 420
Длина, мм 700
Ограничения по применению ГСН:
- осадки, мм/с
- волнение моря, баллов
- температура использования, C

до 4
до 6
от -50°C до +50°C
Авиационная пусковая установка
Тип АПУ-78 или АКУ-58
Число ракет на ПУ 1
Вес пустой ПУ, кг 185
Габариты ПУ, мм
- длина
- ширина
- высота

3810
130
220
Условия пуска с самолета:
- высота, м
- скорость,М

200-10000
0.35-0.9
Условия пуска с вертолета:
- высота, м
- скорость,М

200-3500
0-0.25

История противокорабельной ракеты Х-35 началась еще в советский период, в 1980-е годы, однако «довести» разработку ракеты удалось лишь к началу XXI века.

Сначала 1980-х годов ОКБ «Звезда» вело разработку противокорабельной ракеты Х-35 тактического назначения, которая должна была стать основой ракетного комплекса «Уран» корабельного базирования.

ЗАТЯНУВШАЯСЯ РАЗРАБОТКА

Комплексом «Уран» планировали вооружать катера и корабли малого и среднего водоизмещения. Техническое предложение по созданию комплекса ОКБ «Звезда» выработало в 1977 году, опытно-конструкторские работы развернули с 1984 года. Противокорабельную ракету (ПКР) Х-35. получившую от ГРАУ индекс 3М24, разрабатывали в ОКБ «Звезда» (г. Калининград Московской области) под руководством главного конструктора ОКБ Г. И. Хохлова. Новая ПКР должна была поражать корабли и суда водоизмещением до 5 тыс. тонн, следующие в составе ударных групп (конвоев) или отдельно, а также применяться в любое время суток, любых метеоусловиях, при использовании противником средств ПВО и радиоэлектронного противодействия. Техническое задание предусматривало возможность одиночного пуска ракет и пуска залпом.

Первый пуск опытной ПКР был проведен в 1985 году с береговой позиции. Дальнейшие испытания выявили ряд проблем, на решение которых ушло несколько лет. Активная радиолокационная головка самонаведения, разрабатывавшаяся ленинградским НПП «Радар ММС», была готова к испытаниям на ракете только к 1992 году. В дальнейшую судьбу ракеты вмешались распад страны, развал экономики, падение финансирования, разрушение производственных связей. После восстановления в Калининграде (с 1996 года — г. Королев) научно-производственного объединения в форме «Государственного научно-производственного центра «Звезда-Стрела» удалось возобновить разработку комплекса уже в экспортном варианте «Уран-Э». Ракету ГНПЦ «Звезда-Стрела» (преобразованный в 2002 году в государственную корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») представлял на внешний рынок в варианте Х-35Э. Экспортные поставки в Индию, затем и увеличение государственного финансирования позволили продолжить опытно-конструкторские работы в интересах отечественного флота. В 2004 году ракета Х-35 была принята на вооружение ВМФ России. Таким образом работы продолжались почти четверть века.

Х-35 стала основой не только корабельного ракетного комплекса «Уран», но и подвижного берегового комплекса «Бал», а также авиационного комплекса. В США и НАТО ракета Х-35 (3М24) получила обозначение AS-20 Kayak.

ОБЛИК И УСТРОЙСТВО X-35

Х-35 представляет собой крылатую ракету, выполненную по нормальной аэродинамической схеме с X-образным складным крылом и складным оперением большого удлинения. Комбинированная система наведения включает инерциальную систему, обеспечивающую программный полет на маршевом участке, активную радиолокационную головку самонаведения (ГСН). ГСН АРГС-35, установленная в головной части фюзеляжа, обеспечивает обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту (пеленгу) и углу места, дальности до цели и скорости сближения с ней, выдачу координат цели в систему наведения. Способна работать в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника. Позади ГСН размещена проникающая осколочно-фугасная боевая часть. Установленный в хвостовой части ракеты малогабаритный двухконтурный турбореактивный маршевый двигатель работает на авиационном керосине. Воздухозаборник двигателя трапециевидного сечения выполнен в нижней части фюзеляжа, вокруг воздуховодного канала размещен топливный бак. Ракета хранится и транспортируется в герметичном контейнере.

Старт ракеты с корабельной или береговой пусковой установки производится из контейнера с использованием твердотопливного ускорителя (на его корпусе также установлено раскрывающееся оперение), маршевый двигатель включается после набора ракетой необходимой скорости и сброса ускорителя. В вертолетном варианте ракеты импульс твердотопливного ускорителя уменьшен, в самолетном варианте ускоритель не используется. Пуск авиационного варианта производится без контейнера, минимальная высота пуска — 200 м. На маршевом участке траектории ПКР летит с околозвуковой скоростью на высоте 10-15 м над гребнями волн, что обеспечивается точностью радиовысотомера РВЭ. Ракета в полете может отклоняться от линии курса на углы до 90°. На конечном участке траектории после захвата цели ГСН высота полета уменьшается до 3-5 м. Точность наведения характеризуется величиной кругового вероятного отклонения 5-8 м. Для поражения береговых и наземных целей ракета не предназначена. Компоновка и размеры ракеты способствуют уменьшению ее радиолокационной и инфракрасной сигнатуры, что — вместе с полетом на предельно малой высоте (ниже уровня горизонта корабельных РЛС противника) — снижает вероятность ее обнаружения и перехвата средствами ПВО.

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ РАКЕТА

В начале 2000-х годов были развернуты работы над усовершенствованным вариантом ПКР, получившим обозначение Х-35У и предназначенном для применения в составе авиационного (с реактивных истребителей) и берегового комплексов. Ракета Х-35У обладает существенно улучшенными характеристиками. Ее система наведения включила аппаратуру спутниковой навигации и новую активно-пассивную радиолокационную ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН возросла с 20 до 50 км. Дальность пуска Х-35У увеличена вдвое — до 260 км. На маршевом участке полета ракеты может быть до четырех пунктов перемены маршрута с углом отворота от линии курса до 130° — такие маневры повышают шансы «прорвать» систему ПВО противника. Ракета получила возможность огибания в полете таких препятствий как острова или выступающие из воды остовы кораблей, атаки надводных целей в узкостях и фьордах в прибрежной полосе. Представленная в 2009 году ракета Х-35УЭ получила в США и НАТО обозначение AS-X-20 Harpoonsky (ее считают аналогом модернизированной американской ПКР «Гарпун»).

«Уран» - корабельный ракетный комплекс (КРК) с противокорабельной ракетой (ПКР) Х-35 на СКР «Сметливый»

Корабельный ракетный комплекс (КРК) «Уран» с противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) типа Х-35 разработан по Постановлению СМ и ЦК КПСС от 16.04.1984 г. кооперацией предприятий во главе с ОКБ Калининградского машиностроительного завода «Стрела» (ныне ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», главный конструктор Г.И. Хохлов). Изначально он разрабатывался как малогабаритный комплекс корабельного базирования для оснащения ракетных катеров и кораблей среднего водоизмещения.
В настоящее время головной разработчик и производитель ракетного комплекса Уран-Э — ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Комплекс «Уран» состоит из противокорабельной крылатой ракеты морского базирования, транспортно-пускового контейнера, пусковой установки, корабельной автоматизированной системы управления и комплекса наземного оборудования с аппаратурой проверки ракеты.

Пуск противокорабельной крылатой ракеты Х-35 (3М24) ПКР «Уран»

Ракета 3М-24 противокорабельного ракетного комплекса «Уран» предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5000 т и аналогична по конструкции американской противокорабельной ракете «Harpoon». Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Ракета может применяться как одиночно, так и в залпе.

Х-35У «Уран-У» Модификация с увеличенной до 260 км дальностью и ГСН с дальностью действия до 50 км.

Крылатая ракета 3М-24, входящая в состав корабельного ракетного комплекса «Уран», по своим массогабаритным характеристикам превосходит лучшие мировые образцы ракетного оружия этого класса. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. Планер ракеты изготовлен из алюминиевых сплавов. Воздухозаборник маршевого турбореактивного двигателя расположен в нижней части корпуса. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс. Боевая часть – осколочно-фугасная, проникающая. Ракета оснащена комбинированной системой управления, в которую входит автопилот и активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех противника. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН. Радиолокационная ГСН ракеты обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты. Ракета Х-35 оснащена инерциальной системой управления, обеспечивающей управление ракетой в полете и активной радиолокационной головкой наведения, обеспечивающей обнаружение, наведение и уничтожение цели.

Противокарабельная ракета (ПКР) Х-35 «Уран»: 1- активная радиолокационная головка самонаведения; 2- фугасно-кумулятивная боевая часть; 3- инерциальная система управления; 4- топливный бак; 5- турбореактивный двигатель; 6- руль; 7 - стартовый двигатель; 8- стабилизатор; 9- рулевой привод; 10- механизм подачи топлива; 11- всасывающее устройство.

Система наведения ракеты обладает высокой живучестью против электронного противодействия противника. Для успешного преодоления системы противоракетной обороны противника ракета имеет малую отражающую поверхность и низкую траекторию полета. В начальной фазе высота полета составляет 10-15 м над уровнем моря, но в фазе подлета к цели ракета при скорости 280-300 м/сек снижается до высоты 3-5 м над уровнем моря. Минимальные и максимальные дальности полета от 5 до 130 км.
Наведение ракеты на цель на конечном участке осуществляется по сигналам от помехозащищенной активной радиолокационной системы наведения. Поражение цели обеспечивается проникающей осколочно-фугасной частью, подрыв которой происходит по сигналам контактного взрывательного устройства. На маршевом участке ракета движется на высоте 5-10 метров и благодаря высокой точности радиовысотомера может отслеживать волнение моря высотой до 3-5 метров. Полетный вес — 603 кг. При пуске с наземной или корабельной ПУ она запускается наклонно стартовым ускорителем и в это время ракета практически неуправляема. Её траектория не позволяет атаковать корабли на удалении менее 5 км. Для примера есть траектория гарпуна, траектория Х-35 на неё очень похожа.

Траектория полета ПКР Х-35 при пуске ракеты с надводного корабля или с наземной ПУ

Ракета 3М-24 помещается в транспортно-пусковой контейнер 3С-34 (завод-изготовитель ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог под контролем военных представителей), который представляет собой металлический цилиндр с внутренними направляющими. С торцов он закрыт крышками, открываемыми пружинным механизмом после срабатывания пироболтов. В его центральной части имеются прямоугольные шпангоуты, служащие для объединения транспортно-пускового контейнера в пакеты и крепления их на пусковой установке.

Завод-изготовитель транспортно-пусковой контейнер 3С-34 ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог

По сравнению с авиационной модификацией для уменьшения размеров ТПК крыло ракеты выполняется складным, а в задней части дополнительно размещается стартовый твердотопливный ускоритель. После использования ракеты возможно повторное использование контейнера при проведении восстановительных работ. Пусковая установка представляет собой металлическую конструкцию (раму), закрепленную на фундаменте под углом 35 градусов относительно горизонтальной плоскости корабля. Каждая пусковая установка рассчитана на размещение четырех ракет в транспортно-пусковых контейнерах. В состав установки может также входить приспособление для размещения на ней пакета с контейнерами. Пусковые установки, обеспечивают не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку в ТПК на корабль при волнении моря. Они также снижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, например, при взрыве вблизи корабля мины, бомбы и другого оружия. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд. Важной особенностью ракеты 3М-24 является ее унификация (по носителям) благодаря ее относительно малым массогабаритным характеристикам. Корабельный вариант ракеты существенно расширяет боевые возможности надводных кораблей Военно-морского флота. Малые габариты и относительно невысокая стоимость, в сочетании с высокими боевыми возможностями, определяют очень широкий круг кораблей, оснащённых ракетами Х-35: от лёгких ракетных катеров, до эсминцев.

Корабельная модификация Х-35 входит в состав вооружения следующих кораблей:
– ракетных катеров проектов: 1241 «Молния», 10411 «Светляк», 20970 «Катран»;
– корветов проектов: 20380 «Тигр» (Стерегущий), 25 «Курки» (Индия), 25А «Кора» (Индия);
– фрегатов (сторожевых кораблей) проектов: 11540 «Ястреб» (Неустрашимый), 11541 «Корсар», 11661 «Гепард» (Татарстан), 22460 «Рубин», 16 «Годвари» (Индия), 16А «Брахмапутра» (Индия);
– больших противолодочных кораблей проектов: 61 «Комсомолец Украины» (модернизированный по проекту 01090);
эскадренных миноносцев проектов: 15 «Дели» (Индия).

Ракетный катер «Р-44″ с ПКР 3М-24 «Уран»

По заявлению производителя, практически любое судно (в том числе и гражданское) в короткий срок может быть оснащено ракетным комплексом «Уран». Боезапас корабля может варьироваться в широких пределах в зависимости от решаемых задач и технических ограничений.Так, при замене состоящих на вооружении устаревших комплексов ракетный боезапас может быть увеличен с 4 до 16 и более единиц без увеличения водоизмещения, ухудшения архитектуры и обитаемости корабля. На Черноморском флоте таким примером может служить СКР «Сметливый». Этот большой противолодочный корабль проекта 61 при модернизации его в 1990-95 гг. по проекту 01090 на месте имевшихся двух снятых РБУ-1000 получил 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран».

Пусковые установки противокорабельного комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» (фото А.Бричевский, 24 октября 2008 г.).

На базе 3М-24 кроме корабельного комплекса «Уран» созданы – береговой противокорабельный комплекс «Бал», а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов – ракета Х-35У и вертолетов – ракета Х-35В).

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э». Старт противокорабельной ракеты типа 3М-24Э (Х-35Э)

Подвижный (мобильный) береговой ракетный комплекс «Бал-Э» с противокорабельной ракетой типа 3М-24Э (Х-35Э) предназначен для контроля проливных зон и территориальных вод, а также для защиты военно-морских баз, береговых объектов и участков побережья.

Ракетный комплекс «Уран» авиационной модификации – самолетные ракеты Х-35У.

ПКР Х-35 под крылом корабельного истребителя МиГ-29К

Схема применения противокорабельной крылатой ракеты Х-35 с самолёта-носителя

Ракета Х-35 оснащена двойной системой наведения. На начальном этапе полёта, после её пуска, работает инерциальная система наведения, координаты цели в которую закладываются до пуска с самолёта-носителя (можно используя данные самолётов ДРЛО). На конечном участке полёта ракета переходит на самонаведение от активной радарной системы. Боевая часть ракеты весом 145 кг позволяет уверенно атаковать морские цели классом до крейсера. Пуск ракеты, обычно, происходит с предельной дальности.

Вертолетный вариант ракеты Х-35В может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный — с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Дальность стрельбы всех вариантов ракеты до 130 км.

ПКР Х-35 на подвеске модифицированного вертолета Ка-27

Противокорабельный вертолет Ка-32А7 вооружен противокорабельными ракетами Х-35

Ка-32А7 — противокорабельный вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе многоцелевого вертолета Ка-32А. Представляет собой вооруженный вариант вертолета для охраны 200-мильной морской экономической зоны. Предусмотрено вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35.