Окруж мир 3 кл гдз тетрадь.

Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. Плешаков А.А.

М.: 2013. - Ч.1 - 113с., Ч.2 - 113с.

Рабочая тетрадь подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Задания, представленные в рабочей тетради, сориентированы на организацию учебной деятельности детей, в том числе на отработку наиболее существенных элементов содержания учебника, фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность. Для занятий в семье предназначен вкладыш «Научный дневник» (в 1-й части тетради) с заданиями, которые ребёнок с помощью взрослых выполняет в течение учебного года.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 15,9 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 15,3 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

Часть 1.
Дорогие третьеклассники! 3
Как устроен мир
Природа 6
Человек 9
Проект «Богатства, отданные людям» 12
Общество 14
Что такое экология 17
Природа в опасности! 18

Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы 23
Разнообразие веществ 25
Воздух и его охрана 27
Вода 29
Превращения и круговорот воды 33
Берегите воду! 35
Что такое почва 36
Разнообразие растений 39
Солнце, растения и мы с вами 42
Размножение и развитие растений 45
Охрана растений 47
Разнообразие животных 50
Кто что ест 55
Проект «Разнообразие природы родного края» 58
Размножение и развитие животных 60
Охрана животных 63
В царстве грибов 66
Великий круговорот жизни 69
Проверим себя и оценим свои достижения 70
Мы и наше здоровье
Организм человека 71
Органы чувств 73
Надёжная защита организма 75
Опора тела и движение 76
Наше питание 78
Проект «Школа кулинаров» 80
Дыхание и кровообращение 82
Умей предупреждать болезни 84
Здоровый образ жизни 86
Проверим себя и оценим свои достижения 88
СЛОВАРИК 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
НАУЧНЫЙ ДНЕВНИК (в середине тетради)

Часть 2.
Наша безопасность
Огонь, вода и газ 3
Чтобы путь был счастливым 6
Дорожные знаки 9
Проект «Кто нас защищает» 12
Опасные места 14
Природа и наша безопасность 16
Экологическая безопасность 19
Проверим себя и оценим свои достижения 22
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика 23
Природные богатства и труд людей - основа экономики 26
Полезные ископаемые 28
Растениеводство 32
Животноводство 34
Какая бывает промышленность 38
Проект «Экономика родного края» 42
Что такое деньги 44
Государственный бюджет 46
Семейный бюджет 48
Экономика и экология 51
Проверим себя и оценим свои достижения 52
Путешествие по городам и странам
Золотое кольцо России 53
Проект «Музей путешествий» 60
Наши ближайшие соседи 62
На севере Европы 67
Что такое Бенилюкс 73
В центре Европы 76
Путешествие по Франции и Великобритании 80
На юге Европы 86
По знаменитым местам мира 91
Проверим себя и оценим свои достижения 96
СЛОВАРИК 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 99

ДОРОГИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ!
На уроках по предмету «Окружающий мир» нам снова будут помогать наши замечательные друзья, которых ты видишь на рисунке. Вспомни, как их зовут.
Подумай, какие вопросы об окружающем мире тебе хотелось бы им задать в новом учебном году. Запиши 2-3 вопроса. А что спросили другие ребята?
Вспомни, с какими книгами и тетрадями вы работали в прошлом учебном году. Познакомься с теми книгами и тетрадями, которые будут нашими помощниками теперь. Отметь (закрась кружок), какие из них у тебя уже есть.

Пора экономить время, зарабатывать "пятерки". Навигация, поиск по ГДЗ к рабочей тетради по окружающему миру 3 класс Плешакова рт понятны и удобны. Короткая инструкция поможет разобраться:

  • Легко найти нужное. Решебник разбит по частям, страницам, темам, номерам заданий.
  • Все просто. Щелкаем на выбранное, чтобы смотреть ответ.
  • Крупные буквы позволяют легко списать, не портят зрение.

Копировать следует внимательно, аккуратно. Учителя ценят как правильность выполнения, так и хороший почерк, если задание было письменным. При устном нужно хорошо подготовься, отрепетировать перед зеркалом несколько раз. Отвечать четко, не мямлить, быть уверенным в себе. Сначала человек работает на репутацию, потом репутация работает на него. Взрослые могут закрыть глаза на ошибку, если раньше показывал хорошие результаты на уроке. Решебник по окружающему миру за 3 класс Плешакова подготовлен, остальное зависит от ученика. ГДЗ гарантируют отличные оценки и бонусы, к ним прилагающиеся - зависть одноклассников, уважение родителей и учителей.

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

А. А. Плешаков Окружающий МИР ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков Окружающий МИР " л Ч Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением ^ на электронном носителе В двух частях Часть 1 З-е издание Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации класс Москва «Просвещение» \ 2013 ч ё: " УДК 373.167.1:502 ББК 2я72 П38 Серия «Школа России» основана в 2001 году На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/320 от 01.11.2010) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-538 от 20.10.2010). Учебник входит в систему «Школа России» УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ - что узнаем, чему научимся работаем в паре работаем в группе работаем со взрослыми задание повышенной сложности моделирование рабочая тетрадь атлас-определитель «От земли до неба» - сделаем вывод ISBN 978-5-09-030779-6(1) ISBN 978-5-09-030780-2(общ.) © Издательство «Просвещение». 2012 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены к ак устроен мир Изучая этот раздел, мы будем учиться: классифицировать объекты природы; осознавать и раскрывать ценность природы для людей; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; tv- определять место человека в окружающем мире; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; осознавать необходимость ответственного отношения к природе. Природа Узнаем, на какие царства учёные делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей. Вспомни, что относится к неживой и живой природе. Какие растения называются дикорастущими, а какие - культурными? На какие группы делят животных? РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ Используя иллюстрацию, докажи, что природа удивительно разнообразна. Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (то есть распределяют по группам) все объекты природы. Как ты уже знаешь, природу делят на живую и неживую. Живую природу изучает особая наука - биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука). Всё живое учёные-биологи делят на большие группы - царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. Бактерии - крошечные организмы. Многие из них в тысячи раз меньше песчинки! Бактерии живут повсюду - в воде, в воздухе, даже во рту человека. Но впервые их увидели только тогда, когда изобрели увеличительный прибор - микроскоп. Г-- 1 1 ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ для ЛЮДЕЙ Верно ли, что без жизнь людей? Докажи. природы невозможна Природа - важнейшее условие жизни людей. Нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища. Всё это даёт нам природа. Природа даёт людям хлопок и шерсть, древесину и металлы, уголь и нефть и многое-многое другое. Природа радует, восхищает нас своей красотой. Она охраняет наше здоровье. Знаешь ли ты, что зелёный цвет листьев и травы успокаивает человека, снимает усталость? Отлично закаляют игры на свежем воздухе, купание в реке, прогулки на лыжах по зимнему лесу... Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок - только разгадывай! 1. Прочитайте в рабочей тетради первый абзац текста «Разнообразие природы». Что относится к неживой природе, а что - к живой? 2. Вспомните, что вы узнали во 2 классе об отличиях живых существ от объектов неживой природы. Сравните по этим признакам камень и кошку. Приведите свои примеры, подтверждающие различия неживого и живого. 3. Придумайте задание к рисунку на с. 4 - 5 и предложите другим ребятам выполнить его. т 4. К каким царствам живой природы относятся: берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки». Проверь себя 1. Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно? 2. На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке. 3. Раскрой ценность природы для людей. Природа удивительно разнообразна. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. Люди не могли бы жить без окружающей их природы. о Задания для домашней работы 1. Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов. 2. Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным. 3. В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Обрати внимание на то, что раньше учёные относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством природы. Найди в рассказе объяснение этому. СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТШЛЬНЫХ Что такое лишайники? Посмотри, как красивы лишайники! Лес, где их много, выглядит словно сказочный. Многие учёные относят лишайники к царству грибов. Но другие учёные считают их самостоятельным царством живой природы! Почему же у учёных такое разное мнение о месте лишайников в природе? Дело в том, что лишайник - это удивительный организм, состоящий из гриба и водоросли. Под микроско- 1 8 пом видно, что тело лишайника как бы сплетено из грибных нитей, между которыми находятся крошечные зелёные водоросли. Лишайники на стволах деревьев Узнаем, чем человек отличается от других жи-вых существ. Научимся различать внешность че-ловека и его внутренний мир. Постараемся осо- й знать необыкновенную сложность внутреннего мира человека. Вспомни внешнее и внутреннее строение тела человека. Подумай, внутреннее строение и внутренний мир человека - это одно и то же? Если нет, как ты понимаешь разницу? п г Человек Подумай, чем человек отличается от других живых существ. Человек - часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло. И всё же человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек - разумное существо. Да, среди животных немало сообразительных, например водные жители - дельфины или наши четвероногие друзья-собаки. Но только человек обладает настоящим разумом. 10 Благодаря этому люди создали особый мир - современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолёты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают всё новые и новые её тайны. Где же «поме1дается» у человека разум, где он «живёт»? В головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Без сомнения, это самый удивительный орган человека. Благодаря ему каждый из нас носит в себе целый мир! В любую минуту, никуда не выходя из комнаты, мы можем представить и звёздное небо, и густой тропический лес, и льды Антарктиды, и подводный мир океана. Разве это не удивительно? 11 Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания об окружающем мире. Добавьте к ним переживания человека (радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.), особенности его характера, человеческие качества (доброту, отзывчивость, уважение к чужому мнению), и вы поймёте, как сложен внутренний мир каждого из нас. Не случайно великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Сложен всякий человек и глубок, как море...» Внутренний мир человека называют душевной жизнью. Его изучает наука психология (от греческих слов «психе» - душа, «логос» - наука). СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ В течение всей своей жизни человек познаёт мир. Познание начинается с работы наших органов чувств (глаз, ушей и др.), которые посылают в головной мозг информацию об окружающем. Благодаря этому мы видим предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Так происходит восприятие человеком окружающего мира. Сохранить полученную информацию нам помогает память. Её можно сравнить с кладовой. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания об окружающем и при необходимости может воспользоваться ими. Когда учитель говорит тебе «вспомни», он просит «достать» что-нибудь нужное из памяти. Но человек не только запоминает разные сведения об окружающем мире. Он их обдумывает: 1 12 Г’ сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Всё это называется мышлением. Вот простой пример работы мышления: посмотрев в окно и увидев прохожих в тёплой одежде, мы понимаем, что на улице холодно, хотя сами, находясь в тёплом помещении, холода не ощущаем. С мышлением тесно связано ещё одно удивительное свойство человека - способность представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением. Разглядывая глобус, мы с помощью воображения путешествуем по планете. Читая книгу, мы представляем себе героев и их поступки. С помощью воображения мы можем путешествовать в прошлое и будущее. 13 г ’ н ф в. М. Васнецов. Ковёр-самолёт Без воображения невозможно творчество, то есть создание чего-то нового, чего ещё не было. Например, нельзя сочинить рассказ или сказку, нельзя ничего нарисовать, смастерить, ведь мы должны заранее представить себе то, что хотим создать. Без воображения человек вообще не мог бы трудиться, потому что ему всегда нужно заранее представлять себе результат труда. Восприятие, память, мышление и воображение работают вместе. Благодаря им человек познаёт мир во всём его многообразии, во всей его сложности. С их помощью он трудится и творит. 1. Понаблюдайте за своими сверстниками. Постарайтесь описать проявления внутреннего мира человека. За какие душевные качества вы цените этого человека? 2. Обсудите в паре, а затем в классе, как возникают богатства внутреннего мира человека. 14 т Проверь себя 1. Как доказать, что человек - часть живой природы? 2. Чем человек отличается от животных? 3. Где у человека «помещается» разум? 4. Из чего складывается внутренний мир человека? 5. Перечисли ступеньки познания человеком окружающего. Человек - часть природы, её живого мира. От других живых существ его отличает разум; человек - разумное существо. Это связано с особым развитием его головного мозга. Человек познаёт мир с помощью восприятия, памяти, мышления, воображения. Задания для домашней работы 1. Запиши в словарик: психология, восприятие, память, мышление, воображение. 2. Вместе с друзьями поиграйте в игры, которые развивают восприятие, память, мышление и воображение. Примеры таких игр вы найдёте в рабочей тетради. ^ii>j 23 Е Что ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ ИСТОРИЯ с КОМАРАМИ И КОШКАМИ На ОДНОМ острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть. Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). 24 Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились лёгкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс! Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолётах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной напастью. Всего этого, наверное, могло бы и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учё-ными-экологами. Проследи по схеме основные события этой истории. Опираясь на схему, расскажи о них. 25 что ЖЕ ИЗУЧАЕТ НАУКА ЭКОЛОГИЯ Мы уже знаем, что любое живое существо (в том числе и человек) множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей. Вот эти невидимые нити - экологические связи - как раз и изучает экология. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экое», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля. Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек дол- 26 ЕЙ ^ жен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой. 1. Назовите группы экологических связей, которые представлены этими схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы. В своём ответе учтите направления стрелок. 2. С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей их среды. Обсудите представленные модели в классе. Выберите наиболее удачные. ""-"А 27 о f Проверь себя 1. Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов, изображённых на схеме. 2. Что изучает наука экология? 3. Какое значение для людей имеет экология? 4. Как можно показать экологические связи с помощью модели? Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Задания для домашней работы 1. Запищи в словарик: окружающая среда, экология. 2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока. ^ "^о> «Э 7j ■’."■ L ■Дл^:! ■>." ш V -^. ‘ ■ч:^ * ■,^ У г.) "’v" """.^ .7 . ^ V"S si .4 V V" ■^4 Наши РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ Более ста лет назад выдающийся учёный Дмитрий Никифорович Кайгородов написал такие строки: «Мне рисуется в далёком будущем (а может, и не так уж далёком!) такой замечательный идеал: с появлением первого зелёного листа на дереве двери всех классов закрываются и все уроки... переносятся в ту великую аудиторию^ под открытым небом, на кафедре2 которой восседает самый великий в мире профессор - сама Природа». Д. Н. Кайгородов и его дом в Санкт-Петербурге Да, Дмитрий Никифорович мечтал о том, чтобы школьники изучали природу не только в классах, но и в самой природе! 1 Аудитория - помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся другие занятия. 2 Кафедра - место, с которого профессор (преподаватель) читает лекцию, ведёт занятие. X 98 "■ mi ‘щ Что Ж, давайте так и сделаем. И не будем дожидаться весны. Природа окружает нас во все времена года, и она всегда удивительна. А самое удивительное в природе - её невероятное разнообразие. Сколько растений, грибов, животных окружает нас! И у каждого есть название! Организуйте изучение этого удивительного разнообразия в своём крае. У вас есть хороший П0М01ДНИК - атлас-определитель «От земли до неба». Кроме атласа, можно взять и другие книги о природе. f:■ Приступая к работе, чётко определите цель проекта. Договоритесь о форме работы: индивидуально, в парах, группах или всем классом. Продумайте этапы работы, распределите обязанности, согласуйте сроки. В таком исследовании не обойтись без взрослых. Отправляйтесь вместе с ними в парк, в лес, на луг, к водоёму. Записывайте названия природных объектов в специальный дневник, делайте фотографии, зарисовки. Из разных источников соберите дополнительную информацию. По результатам исследования составьте «Книгу природы родного края». Общий план книги продумайте заранее. Можно взять за основу план атласа-определителя. Итоги исследования подведите на конференции-празднике. Пригласите взрослых, которые помогали вам в работе над проектом, и других гостей. Вместе с ними оцените результаты своей работы. ■ "«ЙШйИШк Размножение и РАЗВИТИЕ животных 1. Выберите группу животных и проследите по рисункам учебника, как размножаются и развиваются эти животные. 2. Информацию, полученную с помощью иллюстраций, дополните сведениями из текста учебника. 3. Подготовьте классу сообщение о размножении и развитии животных выбранной группы. 4. На основе сообщений других ребят сравните размножение и развитие разных животных (найдите сходство и различия). Размножение и развитие насекомых Развитие бабочки Развитие кузнечика о Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не 100 похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдёт немного времени, и из каждой куколки появится взрослая бабочка. Не у всех насекомых могут быть куколки. Например, куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое - большое и с крыльями. Размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся 101 Весной самки рыб вымётывают в воду икру. Из икринок появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень маленькие. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными. Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб - настоящие концерты! В это время самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и постепенно превращаются во взрослых лягушек или жаб. Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змейки, черепашки, крокодильчи-ки. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных. Размножение и развитие птиц Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда птицы откладывают яйца и насиживают их - согревают своим теплом. У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за своей матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм. У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Они быстро растут, и им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам- 102 родителям - самке и самцу. Скворцы, например, приносят птенцам корм 300 раз в день, а синицы - 400 раз! Кормом служат в основном насекомые. В конце весны - начале лета птенцы многих птиц покидают гнёзда. Хотя они уже покрыты перьями, летают ещё плохо. Питаться самостоятельно тоже пока не могут. Родители некоторое время кормят своих птенцов и защищают от врагов, пытаясь отогнать от них даже кошку или собаку! Размножение и развитие зверей Звери, или млекопитающие, рождают детёнышей и выкармливают их молоком. У большинства млекопитающих детёныши рождаются весной. У лисы они живут в норе, у белки - 103 в дупле или в гнезде на дереве, у бобра - в домике-хатке. Лисята и бельчата появляются на свет слепыми и беспомощными. А вот бобрята рождаются зрячими. Большинство зверей заботятся о своём потомстве: взрослые охраняют детёнышей, а со временем приучают их самостоятельно добывать корм. о Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены. Яйцо - ... - взрослая птица. Икринка - ... - взрослая лягушка. ... - малёк - взрослая рыба. Яйцо - личинка - ... - бабочка. По этим словесным схемам построй модели развития животных. Проверь себя 1. Как размножаются и развиваются насекомые? 2. Сравни развитие рыб и земноводных, земноводных и пресмыкающихся. 3. Что нового мы узнали о размножении и развитии птиц? 4. Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных? 5. Как заботятся о своём потомстве птицы и звери? Большинство животных откладывают яйца или икру. Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своём потомстве. ----................ цищ шщ yriliuyi 1 104 Г Задания для домашней работы 1. Запиши в словарик: личинка, куколка, малёк, головастик. Устно объясни значение этих слов. 2. Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали. 3. Если представится возможность, понаблюдайте, как заботятся о своём потомстве собака, кошка, другие домашние животные. Сделайте фотографии или рисунки. Приготовься рассказать на уроке о своих наблюдениях. 4. С помощью книги «Зелёные страницы» подготовь сообщение на одну из тем: а) как развивается божья коровка; б) как выводят потомство зяблики; в) как бобры заботятся о своих детёнышах. 5. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Изучили», «История с головастиком». Что ты думаешь о случаях, которые описаны в этих рассказах? сфо4сг 105 О S":;. Узнаем, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных. Будем учиться оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы. Вспомни, какое значение имеют животные для растений и человека. Каких ты знаешь животных, внесённых в Красную книгу России? Какие животные вашей местности нуждаются в охране? Л Охрана животных Докажи, что животных необходимо охранять. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны. Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река - дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими. Морж, тигр, орёл-беркут, фламинго, жук-кра-сотел... Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они внесены в Красную книгу России. Люди обязаны их спасти! Прочитай описания животных из Красной книги России. По описаниям узнай животных на фотографиях. Морж - могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны. Клыки моржей - до 80 сантиметров в длину! Они помогают животным добывать со дна пищу - морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. г-------- ■ J--■ 106 Тигр - близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Орёл-беркут - большая, величественная птица. Размах его крыльев - до 2 метров. Беркут может подолгу красиво парить высоко в небе, высматривая добычу. Фламинго. Эти удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками, насекомыми, семенами водных растений. Жук-красотел живёт в лесах. Длина его тела около 3 сантиметров. Он поедает опасных для леса гусениц. 107 Во всём мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Рыбная ловля тоже ограничена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране животных и зоопарки. Когда в заповеднике или зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Так удалось спасти, например, бобра, соболя. Бобры Соболь Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям - ты беспокоишь животных. Это особенно опасно для них во время размножения - весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду. 108 Правила друзей природы По этим условным знакам сформулируйте правила поведения в природе. Сравните их с правилами в учебнике. 1. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших делать для них домики. 2. Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его. 3. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей. 4. Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Проверь себя 1. Какую роль в природе и жизни человека играют животные? 2. Почему многие виды диких животных становятся редкими? 3. Каких ты знаешь животных из Красной книги России? 4. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда? 5. Что люди делают для охраны животных? 109 Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена. Нужно беречь не только самих животных, но и места, где они живут. Задания для домашней работы 1. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Не ловите насекомых для коллекций». Обрати внимание, какие насекомые внесены в Красную книгу России. 2. Проанализируй своё поведение в природе. Всегда ли ты бережно относишься к животным и окружающей их среде? 3. С помощью взрослых оформи для своих младших товарищей книжку-малышку «Береги животных!». На первой странице напиши, что сказали бы животные ребятам, если бы могли говорить. СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТШЛЬНЫХ Что такое зоопарк? Каждый год в зоопарках бывают миллионы людей, среди которых особенно много ребят. Для того и нужны зоопарки, чтобы знакомить с животными всех желающих. Но не только для этого. Здесь проводят свои исследования учёные-зоологи. В Московском зоопарке, например. 1 110 г 3 к изучили особенности питания сотен видов животных. Этими научными данными пользуются работники других зоопарков, когда составляют меню для своих питомцев. А ещё зоопарки - это убежища для редких животных. Когда в тайге почти не осталось соболей, в Московском зоопарке удалось получить приплод от них. И это помогло спасти соболя от полного исчезновения. Сейчас в зоопарках содержат редких животных многих видов. Итак, что же такое зоопарк? Это «живой музей» для всех любителей природы. Это «живая лаборатория» для учёных. Это убежище для редких животных. ^ И ШМ тг.-r"J^. п:j