Наклонение в русском. Наклонения глагола

Достаточно простой вопрос, хотя у многих он вызывает определенные затруднения. На самом деле, все намного проще, чем кажется на первый взгляд.

Что это?

Прежде чем вдаваться в правила, касающиеся наклонений, нужно разобраться с тем, что это вообще такое. Это особая грамматическая указывающая на связь между действием и реальностью. То есть это не самостоятельная часть речи, а форма глагола, показывающая уже существующее или возможное в будущем действие.

Виды и формы наклонений глаголов

В лингвистике различают следующие виды данной категории:

  • Изъявительное.
  • Сослагательное.
  • Повелительное.
  • Желательное наклонение (среднее между сослагательным и повелительным).
  • Позволительное.
  • Предлагательное.
  • Намерительное наклонение (выражающее намерение).
  • Отрицательно-просительное (выражение просьбы о том, чтобы действие не осуществилось).
  • Ирреальное (характерно для индейских и тихоокеанских языков; оно характеризует действие, которое почти свершилось).
  • Пересказательное (применяется в латышском языке; существует для переложения прямой речи в косвенную).

Первые три из приведенных наклонений будут разобраны более подробно, потому что именно они имеются у глаголов в русском языке. Однако так как всего видов целое множество, то в русском языке каждый из имеющихся обладает различными характеристиками модальности, то есть совмещет в себе несколько наклонений.

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонение - особенности

Изъявительное наклонение или индикатив - категория, выражающая процесс в любом времени. Морфологического показателя этот вид не имеет, вместо этого используются морфемы времени и лица глагола.

Дополнительные модальные характеристики данного подвида категории - решимость, готовность, угроза и другие интонационные моменты.

Повелительное наклонение или императив - категория, отвечающая за выражение просьбы, приказа или побуждения к действию. Его также называют побудительным наклонением. У данной категориии нет форм времени, зато можно выделить формы 2 лица единственного и множественного числа и 1 лица множественного числа, то есть такой глагол сочетается с местоимением «ты», «вы» и «мы», соответственно.

Дополнительные модальные характеристики данного подвида категории - желательность, допущение, долженствование и другие.

Сослагательное наклонение или субъюнктив - категория, обозначающая желаемый, предполагаемый или возможный процесс. У этого вида нет форм времени, но оно изменяется по числам и родам. Особенностью этого подвида является наличие частицы "бы", то есть вопрос к глаголу звучит не "что (с)делать?", а "что бы (с)делать?". Поэтому данное наклонение так же называется условным.

Другие модальные характеристики этого данного подвида категории - желание, совет, сожаление.

Таблица с примерами

Приведем примеры на каждый вид наклонения глаголов в таблице.

Индикатив (изъявительное)

Субъюнктив (сослагательное)

Императив (повелительное)

Я пишу/писал/буду писать

Я бы написал(а)

Ты пишешь/писал/будешь писать

Он/она пишет/писал(а)/будет писать

Он/она бы написал(а)

Мы пишем/писали/будем писать

Мы пишем!

Вы пишете/писали/будете писать

Вы пишите!

Они пишут/писали/будут писать

Они бы написали

особенности - не имеются

особенности - нет форм времени и лиц

особенности - нет форм времени, не все формы лиц

Как определить наклонение глагола?

Определить описываемую грамматическую категорию бывает довольно сложно. Но решить эту задачу вам поможет таблица наклонений глаголов, которую мы предлагаем вашему вниманию. Нужно задать вопросы из первой колонки и найти ответы в колонках справа. Можно воспринимать это алгоритмом, объясняющим, как определить наклонение глагола.

Индикатив

Субъюнктив

Императив

Что обозначает

действие, которое было, есть или будет

действие, которое могло бы быть

приказ, просьба, побуждение к действию

В какой форме употребляется

все формы лица, числа, времени и рода

только формы числа и рода, всегда в прошедшем времени

нет форм рода, времени, только формы 2 л. ед. и мн. числа и 1 л. мн. число

Пример для наглядности

Я кушаю/кушал/буду кушать сегодня вечером

Он бы покушал сегодня вечером

Покушай сегодня вечером!

Есть еще один простой способ. Чтобы определить наклонение глагола, нужно сначала задать себе вопрос, несет ли слово в себе приказ или побуждение? Таким образом, отсеется императив. Далее нужно найти частицу «бы». Если ее нет, то субъюнктив тоже уберется из возможных вариантов. Вообще изъявительное наклонение является самым часто употребимым среди остальных подвидов категории, но иногда это все же не мешает проверить.

Как видите, тема наклонений в русском языке далеко не самая простая, но и не самая сложная. Чтобы правильно определять принадлежность глалола к данной категории, нужно просто понимать, какой смысл он несет, и обращать внимание на окружающие глагол слова. Зачастую именно это и помогает сделать правильные выводы.

Глаголы русского языка могут употребляться в трех наклонениях: изъявительном, условном и повелительном. Рассмотрим каждое наклонение более подробно.

Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение глагола служит для передачи наличия или отсутствия действия в рамках какого-либо времени (прошлого, настоящего или будущего). Основное отличие глаголов в повелительном наклонении - они могут изменяться по временам. Более подробно о времени глаголов читайте в статье . Итак, если глагол стоит в настоящем, прошедшем или будущем времени и передает реальное действие, то он употреблен в изъявительном наклонении.

Пример: Чашка стоит (стояла, будет стоять) на столе.

Условное наклонение

Употребляется для выражение действия, которое может быть совершено только при каких-то условиях. Отличительная особенность - добавление частицы «бы» («б»), которая может ставиться в любое место предложения. Употребляется только в прошедшем времени.

Пример: Чашка стояла бы на столе, если бы он ее не взял.

Повелительное наклонение

Служит для передачи волеизъявления говорящего (просьбы, совета, приказа). Чаще всего стоит во втором лице. Число в этом случае может быть и единственное, и множественное. Пример: Поставь (поставьте) чашку на стол.

Если глагол повелительного наклонения употреблен в третьем лице, то он обязательно будет иметь будущее время, и к нему добавляются слова «пусть» (иногда «да»). Пример: Пусть поставит чашку на стол.

Если такой глагол употреблен в первом лице, то он обязательно имеет множественное число. Иногда добавляется слово «давай». Пример: [Давай] Поставим чашку на стол. При наличии всех этих признаков можно говорить, что глагол употреблен в повелительном наклонении.



Глаголы визъявительнок наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле: строю, строил, буду строить.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределённой-формы иногда отсекается, например: видеть - вижу, увидеть - увижу.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим), прошедшее (читал(-а), строили) и будущее сложное (буду читать, будем. строить), а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее (прочитал(-а), постро
ил^) и будущее простое (прочитаю, построим).
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях: сделал бы, принёс бы.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы(б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами: Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он мо-
же т. как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов); Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат (В. Маяковский).
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы вповелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: иди в школу, идите в школу; встань пораньше, встаньте пораньше. Живи, учись, гордись, мой сын, что ты советский гражданин (С. Михалков).
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие силы (М. Горький).
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание: при- сядь-ка, присядьте-ка, подойди-ка ко мне (см. «Частица», с. 146).

Еще по теме НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛ:

  1. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.
  2. § 56. Определение категории наклонения.Грамматическая терминология, относящаяся к учению о наклонении глагола
  3. § 56. Определение категории наклонения. Грамматическая терминология, относящаяся к учению о наклонении глагола

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.

Поэтому так важен. Эта часть речи необходима для того, чтобы правильно назвать и описать действие. Как и другие часть речи, он имеет свои морфологические признаки, которые могут быть постоянными и непостоянными. Так, к постоянным морфологическим признакам относятся лицо, род, время, число. Разберемся с таким понятием, как наклонение глагола в русском языке. Как его определить? На все эти вопросы можно найти ответы в этой статье.

Вконтакте

Что такое наклонение?

Это грамматический признак глагола, который помогает изменять слово. Данная категория необходима для того, чтобы выразить отношение процесса , который как раз и называет это слово, к действительности.

Важно! Глагольными формами являются изъявительное, повелительное и условное наклонения

.

В зависимости от того, как слова выражают отношение к тем процессам, которые происходят в действительности, бывают наклонения у глаголов:

  • прямое;
  • косвенное.

Под прямым подразумевают изъявительное наклонение, которое позволяет объективно передать действие. Например: Вчера мы смотрели фильм.

Косвенное – это императив или повелительное наклонение. Оно служит для того, чтобы выражать те процессы, которые не совпадают с реальностью . Например: Я прочитал бы этот роман завтра, но уйду в гости.

Размышление над определением глагола

Виды

В основы классификации лежат особенности и особенности лексического значения глаголов.

В современном существует три вида:

  1. Изъявительное.
  2. Условное.
  3. Повелительное.

Первый вид обычно обозначает то действие, которое протекает в действительности и могло произойти в прошлом, может происходить в настоящем и может состояться в будущем. Например: Я сделаю уроки в четверг.

Второй вид обозначает то деяние, которое будет выполнено в будущем, но уже при определенном условии. Например: Я сделал бы уроки в четверг, но иду в театр.

Третий тип – это либо приказание выполнить что-то, либо просьба. Например: Завтра обязательно выучи уроки.

Три вида наклонения глагола

Как определить наклонение глагола

Для того чтобы определить это, необходимо понимать, как происходит действие и какие грамматические характеристики он имеет. Так, глаголы в изъявительном показывают реальное деяние, поэтому это слово будет изменяться по временам.

Если глагол в повелительной форме, то тогда это действие будет совершаться каким-то другим лицом . Такие слова обычно побуждают к какой-либо деятельности.

Поэтому действие будет не реально совершаемое, а требуемое. Чаще всего, чтобы получить повелительную глагольную форму, используют определенное время, например, будущее или настоящее, к которому обязательно нужно прибавить суффикс -и. Но можно и без него. Например, лови, кричи, умри. Если же употребляется во множественном числе, то тогда уже уважительно к окончанию такого слова прибавляется еще окончание те. Например, ловите, кричите, умрите.

Условное наклонение относится к тем действиям, которые могли бы произойти, если бы были все необходимые условия. Кстати, условное также называют и сослагательным. Такую форму легко определить в тексте, так как при нем обычно всегда есть частица бы или б. Например, я бы прыгнула в реку, если у меня был купальник.

Важно! Любая глагольная словоформа может использовать в устной и письменной речи не только в прямом значении, но и в переносном. Обычно переносное значение полностью меняет смысл слова, поэтому меняется и эта категория.

Изъявительное

Самой распространенной глагольной словоформой в русском языке считается изъявительная, так как она позволяет говорить о том, что происходит в реальности с человеком , предметом или каким-либо лицом. Только у изъявительного можно определить время, и от того, какое оно, будет зависеть то, как это действие выполняется: в реальности или это будет в будущем.

Еще одной особенностью такой формы является изменение по лицам и числам. Если глагол совершенного вида, то тогда он может изменяться по временам:

  1. Настоящее.
  2. Будущее.
  3. Прошедшее.

Каждое время здесь образуется по-своему. Так, будущее время образуется при помощи слова «быть», которое прибавляется к глаголу, стоящему в неопределенной форме. Но это сложная форма будущего времени, а простая форма – это . Например: Я убираюсь в квартире целыми днями. (наст. вр.). Я убиралась в квартире целыми днями. (прош. вр.). Я буду убираться в квартире целыми днями. (буд. вр.).

Изъявительное наклонение можно встретить в различных типах речи, и поэтому во многих речевых ситуациях такие глагольные формы самые употребляемые .

Условное

Слова, которые употреблены в условной форме, указывают на те действия, которые могут произойти, но для этого необходимы какие-то условия. Например: Я прошла бы это испытание, если мне помогли. Чтобы образовать такие формы, необходимо просто поставить глагол в прошедшее время и присоединить частицу бы или б. Частица может стоять в предложении на любом месте. Она необходима для того, чтобы выделить нужно слово, которое может быть любой частью речи.

Сослагательное, или условное, имеет и свои особенности употребления. Она позволяет не только выражать какое-то действие, которое может происходить, если бы для этого были созданы специальные возможности, но и помогает выразить желания и мечты , сомнения и опасения.

Сослагательное наклонение в русском языке помогает выразить оттенки условия действия. Примеры: Хотел бы я поехать к морю, если бы меня не держала работа. Не случилась бы беда!

Повелительное

Глаголы повелительного наклонения побуждают того, кто слушает речь совершить какое-то действие . Такие слова, разнообразные по эмоциональному и грамматическому оформлению, могут быть как вежливыми, когда в них содержится какая-то просьба, так и приказ. Например: принесите, пожалуйста, книгу. Принесите книгу!