Наименование по договорам. Ракетный комплекс «Точка У» — первое советское высокоточное оружие Ракетный комплекс точка у чертежи

В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения , г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету , состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются шестью откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет круг решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали, имеющую 3 шпангоута: передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковые бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла ; до момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолёты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолёты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Боевое применение

Боевые действия в Чечне

Комплекс «Точка-У» использовался 58-й общевойсковой армией для уничтожения военных объектов в Чечне в первую и вторую чеченские войны . Цели предварительно выявлялись средствами космической разведки. В частности, комплекс применялся для нанесения ударов по крупному складу вооружения и укреплённому лагерю террористов в районе Бамута , в спецоперации в селе Комсомольское в марте 2000 года:

Ещё одна попытка уйти из села - на стыке позиций 503-го полка и подразделения МВД - была сорвана благодаря применению оперативно-тактической ракеты «Точка-У». Зона сплошного поражения заняла площадь порядка 300 на 150 метров. Ракетчики сработали филигранно - удар пришёлся точно по бандитам, не затронув своих.

Южная Осетия (2008)

Комплексы применялись российской армией во время боевых действий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года .

Украина (2014-2017)

Применялся украинской армией в вооружённом конфликте на востоке страны , в частности во время боёв за Саур-Могилу

Вторжение в Йемен (2015)

Происшествия

Украина (2000)

20 апреля 2000 года с полигона «Гончаровский», расположенного в 130 км к северу от Киева, была запущена ракета, которая после пуска отклонилась от курса и в 15:07 попала в жилой дом в г. Бровары , пробив здание с девятого по второй этаж. Погибло 3 и ранено 3 человека . По счастью, ракета была оснащена инертной головной частью, иначе жертв могло быть значительно больше. Причиной трагического инцидента Министерством обороны Украины назван отказ системы управления ракеты .

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан - около 4 ракет 9М79, количество ПУ неизвестно, по состоянию на 2013 год
  • Армения Армения - от 6 единиц по состоянию на 2011 год
  • Белоруссия Белоруссия - 12 единиц по состоянию на 2016 год
  • Йемен Йемен - 10 единиц по состоянию на 2013 год
  • Казахстан Казахстан - 45 единиц 9К79 по состоянию на 2013 год
  • КНДР КНДР - местная копия KN-02 Toksa , ПУ на базе МАЗ-63171.
  • Россия Россия - около 300 единиц по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия - более 18 единиц по состоянию на 2013 год )
  • Украина Украина - 90 единиц по состоянию на 2013 год
  • НКР НКР - Несколько единиц по состоянию 2016 год

Снято с вооружения

Примечания

Сноски

Источники

  1. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. Справочник. - СПб. : В&К, 2001. - С. 266. - 294 с. - ISBN 5-93414-063-9 .
  2. http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  3. В. Шестериков. Розы и ракеты // Нива. - Астана: Нива, 2007. - Вып. 4 . - С. 155-161 . Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI. 9К79 Точка - SS-21 SCARAB (неопр.) . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.

История

Разработка была начата по постановлению Совета Министров № 148-56 от 4 марта 1968 года .

Государственные испытания дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» проведены с 1970 по 1975 годы. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году , хотя серийное производство ракет началось в 1973 году .

«Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения принята на вооружение в 1983 году .

РК 9К79-1 «Точка-У» (обозначение НАТО - Scarab B ) с увеличенной до 120 км дальностью стрельбы проходила государственные испытания с 1986 по 1988 год . В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения , г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную (не является баллистической так как управляется на всём протяжении полёта), состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются шестью откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет круг решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали, имеющую 3 шпангоута: передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковые бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла ; до момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолёты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолёты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан - 4 единицы 9М79 по состоянию на 2018 год
  • Армения Армения - 4 единицы по состоянию на 2018 год
  • Белоруссия Белоруссия - 36 единиц по состоянию на 2018 год
  • Йемен Йемен - некоторое количество, по состоянию на 2018 год
  • Казахстан Казахстан - 12 единиц по состоянию на 2018 год
  • КНДР КНДР - некоторое количество KN-02 Toksa, по состоянию на 2018 год

Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Ракетный комплекс «Точка-У» - видео боевых стрельб

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.
На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab".

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):

  • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
  • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
  • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
  • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
  • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
  • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).

Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 - тренажер оператора.
  • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части.

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

1.Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.

Внутри КПО находится:

  • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
  • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
  • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
  • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
  • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В..

Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута – передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части – 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

  • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
  • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
  • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
  • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
  • 4 рулевые машины: 9Б69 – верхние – 2шт, 9Б68 – нижние– 2шт (9Б89 – 4 шт.)

Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности – 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке.

Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

Двигательную установку.

Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

  • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
  • АА-86 - ядерная особой важности,
  • АА-92 - ядерная
  • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия,
  • 9Н123К - кассетная,
  • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

Пусковая установка 9П129М-1 комплекса "Точка-У"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса "Точка-У"

Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»

Дальность стрельбы..............минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) км
Скорость ракеты..................300-500 м/с
Стартовая масса..................2010 кг
Тяга двигателя..................9788 кгс
Время работы..................18-28 с
Подлётное время на максимальную дальность............136 с
Боевые части (БЧ).........массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуре
Время подготовки к пуску........из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)...............18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ с ракетой.......по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/ч
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)............650 км
Технический ресурс боевых машин..................15000 км
Экипаж..................4 чел.

Постановлением Совета министров СССР от 4 марта 1968 года требовалось создать новый тактический ракетный комплекс для поражения точечных целей в глубине вражеской обороны. Требуемая точность попадания в цель отразилась на названии темы: «Точка». Головным исполнителем проекта сделали Коломенское конструкторское бюро машиностроения, а главным конструктором проекта назначили С.П. Непобедимого. Также определили другие предприятия, занятые в проекте: Брянский автозавод должен был сделать шасси для машин комплекса, ЦНИИ Автоматики и гидравлики – системы управления ракеты, а волгоградское ПО «Баррикады» отвечало за пусковую установку. Серийное производство самих ракет планировалось развернуть в Воткинске.


Заводские испытания первой версии «Точки» начались в 1971 году, а еще через два года развернули серийное производство. Но по ряду причин «Точка» была принята на вооружение только в 1976-м. Дальность пуска ракеты составила 70 километров, а отклонение от цели – не более 250 метров. Сразу после выхода «Точки» на испытания в ЦНИИ АГ начали работу над новой электроникой для модификации ракеты под названием «Точка-Р». Эта ракета должна была иметь пассивную радиолокационную головку самонаведения, однако в итоге было решено отдать противорадиолокационную нишу более легким ракетам. С 1989 года в войска пошел обновленный комплекс «Точка-У», в состав которого вошли новые ракеты 9М79М и 9М79-1. Кроме того, заменили новой и часть наземной аппаратуры.

В результате замены ракеты максимальная дальность поражения цели выросла до 120 км, а минимальная так и осталась на уровне 15-ти. Также значительно улучшилась точность – отклонение теперь не превышает ста метров, хотя в основном имеет куда меньшие значения. Так, на международной выставке IDEX-93 пять ракет «Точки-У» не промахивались более чем на 50 метров. Минимальная же ошибка была в пределах 5-7 метров. Такая высокая точность была достигнута применением новой аппаратуры наведения, имеющейся в самих ракетах 9М79М и 9М79-1. В отличие от предыдущих тактических ракет система наведения «Точки» всех модификаций обеспечивает корректирование курса на всем протяжении полета, вплоть до попадания в цель. Инерциальная автоматика управления ракеты состоит из командно-гироскопического прибора, дискретного аналогового вычислителя, автоматики гидропривода и набора датчиков. В первые несколько секунд полета, до достижения определенной скорости, управление ракетой осуществляется при помощи газовых рулей, а далее на всем протяжении полета корректировка курса производится при помощи аэродинамических рулей решечатой конструкции. Двигатель 9М79 работает на твердом топливе и имеет всего один режим. Цилиндрический блок топлива с продольными проточками запускается при помощи воспламенителя (брикеты специального состава и дымного пороха). Горение топливной смеси идет до встречи ракеты с целью – «Точка» является первым советским тактическим комплексом, где перед последним этапом полета не происходит отключение двигателя.

В оперение ракеты кроме четырех решечатых рулей входят четыре трапециевидных крыла. В походном положении все выступающие детали складываются, поворачиваясь относительно корпуса ракеты. Для ракет 9М79М и 9М79-1 разработано несколько типов боевой части различного назначения:
- 9Н39 – ядерная боевая часть с зарядом АА-60 мощностью 10-100 килотонн в тротиловом эквиваленте;
- 9Н64 – ядерная БЧ с зарядом АА-86. Мощность до 100 кт.
- 9Н123Ф – осколочно-фугасная боевая часть с 162,5 кг взрывчатого вещества и 14500 готовыми осколками. При взрыве на высоте 20 метров осколками поражаются объекты на площади до 3 га;
- 9Н123К – кассетная боевая часть. Содержит 50 осколочных элементов с 1,5 кг взрывчатого вещества и 316 осколками в каждом. На высоте в 2250 метров над поверхностью автоматика производит раскрытие кассеты, вследствие чего осколками засеивается до семи гектаров;
- 9Н123Г и 9Н123Г2-1 – боевые части, снаряжаемые 65 элементами с отравляющими веществами. Всего в БЧ умещается 60 и 50 кг веществ соответственно. Имеется информация о разработке этих головных частей, но о производстве или применений данных нет. Скорее всего, их не стали доводить и запускать в серию.

Также иногда утверждается, что существуют агитационные и противорадиолокационные головные части, но официальных данных по ним нет. Головная часть крепится к ракете при помощи шести болтов. В буквенно-цифровой индекс ракеты добавляется буква, соответствующая типу боевого блока – 9М79-1Ф для осколочно-фугасного, 9М79-1К для кассетного и т.д. В собранном виде ракета с неядерной боевой частью может храниться до 10 лет. По расчетам, для поражения батареи РСЗО или тактических ракет требуется затратить 2 ракеты с кассетной БЧ или четыре с фугасной. На поражение артиллерийской батареи требуется вдвое меньший расход боеприпасов. Для засеивания осколками и уничтожения живой силы и легкой техники на площади до 100 га должно уходить четыре кассетные или восемь фугасных ракет.

Пуск ракеты производится с машины 9П129М-1, выполненной на шасси БАЗ-5921. Аппаратура пусковой установки позволяет самостоятельно проводить все необходимые приготовления к пуску и расчеты, связанные с прицеливанием и полетным заданием ракеты. Старт может производиться практически с любой площадки достаточных размеров, а на приготовления к нему требуется около 16 минут в случае стрельбы с марша или 2 минуты из состояния готовности №1. Единственные требование к размещению пусковой установки касаются состояния поверхности площадки и размещения машины – цель должна находится в секторе ±15° от ее продольной оси. На свёртывание установки и покидание места пуска требуется не более полутора-двух минут. Интересен тот факт, что ракета (в походном положении размещается в грузовом отделении пусковой машины на подъемной направляющей) переводится на пусковой угол возвышения 78° только за 15 секунд до запуска. Это помогает затруднить работу разведке противника. Экипаж пусковой машины – четыре человека: начальник расчета, механик-водитель, старший оператор (он же замначальника расчета) и оператор.

Ракеты размещаются на пусковой установке при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т218-1 (сделана на шасси БАЗ-5922). В ее герметизированном грузовом отделении может разместиться две ракеты с пристыкованными головными частями. Для погрузки ракет в пусковую машину на транспортно-заряжающей имеется кран и ряд сопутствующего оборудования. Погрузочные работы можно производить на любой, в том числе и неподготовленной площадке, на которой могут бок о бок стать пусковая и заряжающая машина. На перегрузку одной ракеты уходит около двадцати минут.

Также в состав комплекса входит транспортная машина 9Т238, отличающаяся от транспортно-заряжающей только отсутствием погрузочной аппаратуры. 9Т238 может одновременно перевозить до двух ракет или четырех головных частей в транспортных контейнерах.

За двадцать с лишним лет своей службы «Точке-У» довелось участвовать в боевых действиях всего несколько раз. Генерал Г. Трошев в своей книге «Чеченский излом» писал, что благодаря использованию этого ракетного комплекса удалось предотвратить уход террористов из села Комсомольское. Боевики пытались пройти между позициями армии и бойцов МВД, но ракетчики точным залпом накрыли их. При этом федеральные силы, несмотря на небольшие расстояния, потерь от удара «Точки» не понесли. Также в прессе были сведения о применении «Точек» по складам и лагерям террористов. Во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года появлялась информация о применении российской стороной «Точек-У».

Несмотря на свой уже солидный возраст, тактический ракетный комплекс «Точка-У» пока не планируется снимать с вооружения. Существует версия, что случится это не раньше того времени, когда в российской армии будет достаточное количество оперативно-тактических «Искандеров».

Комплекс «Точка-У» предназначен «для уничтожения одиночных, групповых и площадных неподвижных целей в глубине обороны противника (ракетных установок, узлов связи, пунктов управления, самолетов и вертолетов на стоянках, легко бронированной техники)». Ракета твердотопливная, одноступенчатая. По всей траектории полет ракеты контролирует инерционная система управления. Для высокоточного прицеливания нужно знать точные координаты цели и иметь электронные карты местности.

Пуск, скорее всего, был произведен с территории Северной Осетии до того, как ракетные установки «Точка-У» 58-й армии были 11 августа введены, по свидетельству очевидцев, через Рокский туннель на территорию Южной Осетии, о чем «Новая газета» уже писала. По сведениям Пентагона, на который ссылается газета «Нью-Йорк таймс», пусковые установки «Точки-У» (SS-21) 58-й армии были в середине августа развернуты к северу от Цхинвали.

До сих пор российские власти отрицали, что использовали в операции «по принуждению Грузии к миру» боевые баллистические ракеты, но теперь есть прямое доказательство по меньшей мере одного пуска. Но, по сведениям Пентагона, на который ссылается телеканал CNN, с 8 по 12 августа наши запустили более 15 ракет SS-21 по Грузии. В районе города Поти были также найдены остатки ракетной ступени, несомненно, «Точки-У».

Удивительно, но Синагури далеко (40 км) на северо-запад от Цхинвали, где шли бои, и лежит по дороге от Джавы на грузинскую Чиатуру. Не было сообщений о боях в этом районе, это вообще вне зоны грузино-осетинского конфликта, хотя российские войска все же и здесь установили «зону безопасности».

«Точка-У» - оружие высокоточное и всепогодное, если надо - ночное, в отличие от нашей технически отсталой авиации. Грузины утверждают, что сбили 19 самолетов, наши признают 4, истина, похоже, лежит где-то посередине. Неся потери, наши ВВС, которые организационно не подчинены Сухопутным войскам, не слишком успешно поддерживали их на поле боя. Недостаток авиаподдержки должны были компенсировать ракетные удары, но для высокоточного пуска нужна столь же высокоточная разведка целей, а нечем - нет современных беспилотников и разведспутников. Потому эффективность миротворческого ракетного удара оказалась невысокой, а под Синагури вообще непонятно, по чему стреляли.

Само по себе использование в ходе боевых действий тактических ракет, тем более высокоточных, законно, но «Точка-У» накрывает осколками очень большую площадь, и применять ее вблизи городов и населенных пунктов недопустимо. Впрочем, в ходе второй войны в Чечне «Точка-У» использовалась нашими войсками прицельно по городам. Самые известные и расследованные случаи: удар по рынку в Грозном 21 октября 1999 года и по городской площади в Шали 11 января 2000-го. В обоих случаях погибли сотни людей, включая женщин и детей.

После удара по Грозному премьер Владимир Путин и тогдашний официальный представитель Генштаба генерал Валерий Манилов утверждали, что на рынке, мол, торговали оружием, что там было «столкновение двух бандитских группировок» и у них взорвался товар. Потом утверждали, что была какая-то «спецоперация». Позже командующий западной армейской группировкой генерал Владимир Шаманов признал, что мог быть ракетный удар, но решение в любом случае принимал высший начальник. Всего во время второй войны в Чечне было пущено несколько сотен ракет «Точка».
Гарантийный срок эксплуатации ракеты 9М79 - не менее 10 лет. После краха СССР сроки постоянно удлиняли, но нельзя ведь до бесконечности. По чеченцам израсходовали ненужные запасы, что существенно дешевле мирной утилизации. Теперь досталось грузинам.

По достоверным сведениям, «Точку-У» с кассетной боевой частью 9Н123К уже не производят по привычным для современной России причинам - нет комплектующих, утеряны советские технологии и т.д. Выпускается только осколочно-фугасный моноблок 9Н123Ф, который, похоже, взорвался где-то вблизи Синагури, а ракетная ступень упала в кукурузное поле. Кассетная БЧ накрывает существенно большую площадь, так что грузинам пока везет, не то что чеченцам.