Михаил юрьевич романов. Михаил федорович

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

Царь Михаил был избран в 1613 году Земским собором. Сам Михаил Романов находился в это время вместе с матерью в своих костромских вотчинах. Он лишь через несколько недель узнал о решении Собора. Рассказывают, что мать долго отказыва-лась благословить Михаила на престол, ссылаясь на то, что за вре-мя Смуты народ русский очень испортился, «измалодушествовал» и управлять им — неблагодарный труд.

Михаил Романов был неглуп от природы, но слишком молод, чтобы управлять большой и сложной страной. Помимо Боярской думы, твёрдой опорой его власти стал Зем-ский собор. В первые десять лет правления Михаила он работал почти непрерывно. Именно сотрудничество с представителями со-словий, участвовавшими в Земском соборе, позволяло Михаилу осу-ществлять многие необходимые, но тяжёлые для населения меры.

Первые несколько лет Михаил во всем покорялся своей ма-тери, ничего не предпринимая без её согласия.

В 1619 г. по условиям перемирия 1618 г. с королём Сигизмундом III были освобождены русские бояре и дворяне, оказавшиеся в польском плену во времена Смуты. Среди них находился и патри-арх Филарет. Вернувшись в Москву, он энергично занялся не толь-ко церковными, но и государственными делами. В стране установи-лось своего рода «двоевластие» отца и сына, закончившееся лишь со смертью Филарета в 1633 г. Такая необычная ситуация вызы-вала много толков и пересудов. Однако в целом участие Филарета в делах способствовало укреплению Московского государства . Его огромный опыт и твёрдая воля, знание людей и проблем компенси-ровали наивность и мягкость Михаила. В то время как отец брал на себя повседневные заботы власти, добродушный Михаил мог вволю заниматься любимым делом — разведением редких и красивых рас-тений. Он был первым из русских, оценившим красоту садовых роз. По распоряжению Михаила они были привезены из-за границы и высажены в дворцовом саду.

Власть после Смуты ещё была слаба. В стране разруха; казна раз-граблена; земли обезлюдели; за годы Смуты притупилось чувство за-конности и справедливости. При разных правителях земельные вла-дения передавались и «жаловались» другим владельцам, поэтому ста-ло трудно разобраться, кому же они принадлежат. Чтобы поднять хозяйство, надо было увеличивать налоги. Эта непопулярная мера грозила новым взрывом недовольства.

В тяжелейших условиях восстановительного периода первому царю новой династии жизненно необходимы были поддержка и сочувствие народа. Но и народ, как никогда, нуждался в царе — живом сим-воле национального единства и высшей справедливости. «Московская средневековая монархия вырастала на народном корню», — говорил историк А. Е. Пресняков.

Под-держкой власти в это трудное время был Земский собор, который «Советом всей земли» одобрял и поддерживал решения царя.

Органы управления

Стремясь укрепить «вертикаль власти», царь Михаил расширяет права назначавшихся на места его указом воевод. Им были переда-ны многие функции местного самоуправления. Одновременно идёт быстрое развитие органов центрального управления — приказов. Их число увеличивается, а внутренняя структура усложняется. Раз-витие государственного аппарата укрепляло власть монарха, делало её более независимой от крупной аристократии. Однако обратной сто-роной этого процесса стали злоупотребления многочисленных дьяков и подьячих, ведавших делами в приказах. Именно в эти годы выра-жение «московская волокита» входит в поговорку.

Военная реформа

Обстановка требовала от Романовых энергичных действий в сфере военного дела. И такие действия были предприняты.

Земельная реформа

В 20-е гг. XVII в. началась раздача государственных и дворцовых земель для восстановления положения дворян. Эти земли издавна приберегались московскими государями «на чёр-ный день». Теперь такой день настал.

Наряду с раздачей поместий было предпринято составление новых писцовых книг — главных документов, на основании которых опре-делялись служебные и налоговые обязанности населения. Одной из причин этого мероприятия была невероятная запутанность в позе-мельных отношениях: в годы Смуты каждый правитель спешил раз-дать своим сторонникам побольше земель, часто невзирая на то, что эти земли уже имели владельца.

Сыск беглых крестьян

Обеспечив дворян крестьянским трудом, первые Романовы по-заботились и о том, чтобы работники не разбежались от своих но-вых хозяев. Ещё Василий Шуйский в 1607 г. установил 15-летний сыск беглых крестьян. Однако с его падением закон утратил силу. При царе Михаиле правительство вернулось к этому вопросу. Срок сыска беглых крестьян («урочные годы») в 1637 г. был увеличен с 5 до 9 лет. В 1641 г. велено было разыскивать крестьян, сбежав-ших от своих помещиков, в течение 10 лет, а крестьян, вывезен-ных (т. е. по существу украденных) одним землевладельцем у дру-гого, — 15 лет. А уже царь Алексей Михайлович поставил точку в этой долгой истории, установив бессрочный сыск беглых крестьян (1649).

Немецкая слобода

Царь Михаил Романов приветствовал прибытие в страну иностранцев с целью развития хозяйства. В Германии были наняты мастера медеплавильного дела. Под Москвой стро-ился иностранцами стекольный завод. Немцы и голландцы построили железоделательные заводы и продавали изделия внутри страны и за рубеж без пошлины в течение 20 лет. В Москве появилась специальная территория, где селились иностранцы. Она получила название Немецкая слобода. На Руси всех иностранцев называли «немцами», т. е. немыми, потому что они не умели говорить по-русски.

Внешняя политика Михаила Романова

История не раз подтверждала справедливость латинской пого-ворки «Vis pacem, para bellum» («Хочешь мира, готовься к войне»). Главной задачей первых Романовых было возрождение во-енного могущества страны. Угроза новой польской и шведской интервенции оставалась вполне реальной до 20-х гг. XVII в. Позднее на первый план выходит задача возвращения российских владений, утраченных в результате Смуты, — Смоленской и Северской земли.

Столбовский мир

После Смуты всеобщая ненависть к оккупантам в Новгороде и неудача под Псковом заставили шведского короля Густава II Адольфа отказаться от завоевательных планов и начать переговоры с московским правительством. Для восстановления хозяйства России был нужен мир с соседними госу-дарствами.

В начале 1617 г. в селе Столбово близ Ладоги между Россией и Швецией был заключён «вечный» Столбовский мир со Швецией. Согласно Столбовскому миру Новгород, Старая Рус-са Порхов и Ладога возвращались под власть московского государя. За это Россия выплачивала шведам 20 тыс. рублей серебром. Под властью короля оставались старинные русские крепости в Прибалтике — Ивангород, Ям, Копорье, Корела, а также крепость Орешек у истока Невы из Ладожского озера . Таким образом, Россия оказывалась полностью отрезанной от Балтики, т.е. это лишало Рос-сию выхода к морю. Решение геополитической задачи, поставлен-ной ещё Иваном III , вновь отодвигалось в туманное будущее.

И в Москве, и в Стокгольме были довольны Столбовским ми-ром. Густав II Адольф устал от бесперспективной войны с Россией. Михаилу Романову нужен был мир в Прибалтике, чтобы сосредото-читься на борьбе с Речью Посполитой. Материал с сайта

Деулинское перемирие

Михаилу Романову удалось уладить отношения с Польшей. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие на 14,5 лет. Россия потеряла Смоленск и Чернигово-Северские земли, но отстояла свою

Собственноручная подпись царя Михаила Федоровича гласит:"Царь Великий..."

Г. Угрюмов. «Призвание Михаила Федоровича на царство»

21 февраля 1613 года, Земский Собор постановил избрать на царство Михаила Федоровича Романова. 16-летний сын боярина Федора Никитича Романова и его супруги Ксении Шестаковой оказался той компромиссной фигурой, которая если и не устроила абсолютно все враждующие между собой стороны, то вызвала наименьшие нарекания. Во многом благодаря тому, что все понимали - страной он будет править номинально, а главную политику в государстве будет определять его отец митрополит Филарет.

Трудное детство

Михаил родился 12 декабря 1596 года, когда его отцу было уже более 40 лет. Это был человек довольно властный, никогда не остававшийся в стороне от бурной политической жизни. Но иначе он вряд ли мог поступать, поскольку приходился двоюродным братом царю Федору Иоанновичу и, естественно, отстаивал интересы семьи. Впрочем, и его супруга, Ксения Ивановна Шестова, тоже была не лыком шита, она всегда знала, чего добивалась и на этом своем пути не терпела ни поучений, ни, тем более, противодействий. По большому счету, ни отец, ни мать в раннем детстве Михаилом не занимались, своих хлопот хватало. Кстати, будущий царь был не первым и не последним ребенком в семье, но большинство детей умерли в младенчестве. Во всяком случае, кроме Михаила пережила юность только одна сестра - Татьяна.

А в 1600 году, когда мальчику не было и четырех лет, Борис Годунов, предчувствуя в Романовых своих «могильщиков», насильно постриг в монахи и отца, и мать Михаила, сослав их в разные монастыри. Федор под именем Филарета отправился в Антониев Сийский монастырь, расположенный на полуострове Большого Михайлова озера, в Холмогорском районе Архангельской области. А Ксения под именем Марфы оказалась в Заонежских погостах Новгородской области.

После насильственного пострижения в монахи обоих родителей Михаил оказался на воспитании у тетки, Марфы Черкасской. И только после смерти Бориса Годунова, в апреле 1605 года, мальчик вернулся в семью. Отец к тому времени стал Ростовским митрополитом, его супруга воссоединилась с ним практически сразу.

А с 1608 года Михаил жил с матерью в Москве, был пленен поляками, и после освобождения отправился в Кострому. Начало 1613 года Михаил Федорович встретил в Ипатьевском монастыре, а спустя некоторое время его мать начали «усердно обрабатывать» послы Земского Собора на предмет избрания подростка русским царем. Не посмотрели даже на то, что будущий царь был увечен - в малолетстве он угодил под лошадь.

Мать слишком хорошо понимала, что ожидает сына в первые годы царствования: государственная казна пуста, внутри государства разбойничают казацкие шайки, Смоленск - в руках поляков, чей предводитель королевич Владислав спит и видит себя на московском троне, в Новгороде шведы. И ее ребенку это нужно?

В общем, несмотря на великие соблазны, матери пришлось отказаться. Но ей нужно было думать и о муже, томившемся в польском плену. Если царем становился Михаил, освобождения Филарета из плена добиться было легче. И она, подумав, все-таки согласилась. Итак, согласие было получено.

Тяжелая юность

Конечно, до смерти отца (1633 год) власть Михаила была скорее номинальной. Тем более, что первые шесть лет во всем верховодила Боярская Дума. Но это, помимо всего, была и хорошая школа. Первым делом решили «подтянуть» на свою сторону как можно больше дворян, с этой целью вернули крупным феодалам земли, конфискованные Василием Шуйским. Затем принялись за усмирение разбойничьих шаек, применяя политику кнута и пряника. Самых злостных разбойников казнили, тем же, кто был посговорчивее, тоже раздали земли. Хотите богатства - берите, сколько дают, но и спрос после этого будет жесткий.
"Михаил Фёдорович на собрании боярской думы" (Андрея Рябушкин , 1893)

Пришлось прибегать к помощи зарубежных дипломатов в урегулировании отношений со Швецией,которая мечтала посадить на трон своего принца Филиппа. Но в 1615 году со шведами был заключен мир. К России вернулся Новгород, но за это скандинавы получили финское побережье и 20 тысяч рублей отступных. А тут на Москву двинул свои войска польский королевич. Штурм московских укреплений (1 октября 1618 г.) был отбит, а 1 декабря было заключено перемирие на 14 лет - в селе Деулине. Оно не вернуло потерянной в смуту территории, не избавило от притязаний Владислава, но произошел размен пленных, в который включен и Филарет Никитич. 14 июня 1619 г. он прибыл в Москву, и вскоре был избран патриархом.

Личная жизнь

Одно время земство вознамерилось для укрепления престижа российского государства женить молодого царя на какой-нибудь представительнице королевских кровей Европы. Но, во-первых, никто из монархов не стремился отдать свою кровинушку в эту московскую заварушку, а, во-вторых, об увечье Михаила знали все. И не хотели портить жизнь принцессам. А в-третьих, запросы у русских были большие. Так, шведы совсем уж решились отдать царю в жены свою королевну, но русские потребовали, чтобы девушка приняла православие. Претендентка отказалась, стороны остались при своих интересах.

В 1616 году Михаила чуть было не женили на Марии Хлоповой, но перед самым венчаньем она заболела. Противники появления Хлоповой рядом с царем напели Михаилу Федоровичу, что невеста больна неизлечимо, он и отказался от этого брака. Кстати, прожила после этого «больная» лет семнадцать. В отличие от княгини Марии Долгорукой, которая внезапно скончалась три месяца спустя после венчания с Михаилом Романовым - в 1625 году.

А вот его брак с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, заключенный в 1626 году, оказался куда более счастливым. Даже несмотря на то, что после 1627 года царь плохо передвигался из-за болезни ног (есть свидетельства о том, что во время поездок его просто носили из возка в возок), это не мешало супружеству. У них родилось 10 детей, правда, двадцатилетний рубеж преодолели только сын (будущий царь Алексей Михайлович, по иронии судьбы тоже севший на престол в возрасте 16 лет) да три так и не вышедшие замуж дочери, пережившие отца.

Алексею повезло еще меньше, чем родителю. Если Михаил Романов был «под крылом» отца с матерью довольно-таки долго (Ксения умерла в 1631 году, Филарет в 1633-м), то Алексей лишился самых близких людей в один год с разницей в месяц. В апреле 1645 года 48-летний Михаил Романович заболел, и, несмотря на все усилия врачей, 13 июля умер. Кстати, его сын прожил практически столько же, скончавшись на 48-м году жизни.

Но это совсем другая история…

Роман
†1543
Василий III (1479-1533) Елена
Глинская
Иван Годунов
Никита Романович †1585 Анастасия †1560 Иван Грозный (1530-1584) Фёдор Кривой †1568 Степанида
патриарх Филарет (1554-1633) царевич Иван (1554-1582) царь

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из рода Романовых. Правил Московским царством с 1613 по 1645 годы. Сами Романовы представляли собой древнейший род московских бояр. Известны с первой половины XIV века. Но вначале они именовались Захарьины-Юрьевы. Из этого рода вышла первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия. Её почитали за доброту, кротость, а в народе любовно называли Голубицей.

Первым фамилию Романов взял также выходец из этого боярского рода патриарх Филарет в честь своего деда Романа. Михаил приходился Филарету сыном. В тяжёлые годы Смутного времени будущий царь оказался в ссылке вместе со своими дядьями, отцом и матерью по повелению Бориса Годунова . Затем представители опального рода вернулись в Москву. В 1612 году мальчик поселился вместе с матерью Ксенией Ивановной в селе Домнине под Галичем, где находилась родовая вотчина.

Однако вскоре судьба юноши резко изменилась В Москве состоялся Земский собор, на котором молодого Михаила 21 февраля 1613 года избрали на царство. Узнав об этом, поляки послали под Галич отряд, чтобы он пленил нового царя. Проводником у отряда стал крестьянин Иван Сусанин. Его польские захватчики встретили на пути к селу Домнино и потребовали, чтобы тот показал дорогу.

Иван Сусанин и поляки

Сусанин послал к Романовым своего зятя, чтобы тот предупредил об опасности, а сам повёл польский отряд совсем в другую сторону. Он завёл врагов в лесную чащу и был ими изрублен. Но своим подвигом простой крестьянин спас для России будущего государя и основателя новой династии.

Оповещённые об опасности Ксения Ивановна с сыном Михаилом укрылись в Ипатьевском монастыре, находящемся в городе Костроме. Именно туда и прибыли представители Земского собора. 14 марта 1613 года они торжественно объявили Михаилу Федоровичу об избрании его на царство. А Ипатьевский монастырь с тех времён стал считаться колыбелью дома Романовых. В нём в 1913 году торжественно отметили 300-летие великой династии.

Царствование Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645)

Торжественное венчание на царство прошло в Успенском соборе города Москвы 11 июня 1613 года . На голову юного государя возложили шапку Мономаха, и он стал полновластным правителем земли русской. Но с учётом юных лет молодой царь правил не самостоятельно. Реальная власть оказалась в руках у Ксении Ивановны (инокиня Марфа) и её родни.

В 1619 году из польского плена вернулся отец молодого государя патриарх Филарет (Фёдор Романов). Когда он въезжал в Москву, сын встретил отца, стоя на коленях у городских ворот. Филарет представлял собой сильного и волевого человека. Он прожил тяжёлую, полную испытаний жизнь, поэтому опыта ему было не занимать. До самой своей смерти в 1633 году он правил вместе с сыном и носил титул Великий государь.

Когда патриарх Филарет въехал в Москву,
Михаил встретил отца, стоя на коленях

Задачи перед Романовыми стояли чрезвычайно сложные. После Смутного времени страна была бедна и беззащитна перед многочисленными врагами. Поэтому во главу угла Филарет поставил умение договариваться со своими подданными и иностранными государствами. Но прежде всего патриарх решил упрочить положение новой династии. А для этого нужно было срочно женить Михаила, чтобы появились наследники.

Вокруг выбора невесты при царском дворе всегда кипела борьба, так как родственники царицы получали высокие должности и материальные блага. В невестах у молодого царя долгое время числилась Марья Хлопова. Однако однажды девушка переела сладостей и заболела. Её тут же оговорили перед женихом, сказав ему, что Марья неизлечимо больна. Михаил сразу же отказался от невесты.

Из множества молодых девушек он выбрал Марью Долгорукую. Но вскоре новая невеста умерла. По всей видимости её отравили из зависти. Тогда завидный жених выбрал новую невесту. Ею стала Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Она была красивой девушкой, но происходила из незнатного дворянского рода.

Жена Михаила Фёдоровича Евдокия Лукьяновна Стрешнева

Свадьбу сыграли в 1626 году. Царица родила государю 10 детей. Из них шестеро умерли младенцами. До зрелых лет дожили 3 дочери и 1 сын Алексей. Именно он и стал вторым царём из рода Романовых после смерти отца в 1645 году.

Что касается политической деятельности то царь Михаил Фёдорович Романов сумел преодолеть тяжёлые последствия Смутного времени и восстановил нормальные хозяйство и торговлю в стране .

В 1617 году по Столбовскому миру была прекращена война со Швецией. Россия получила обратно земли Великого Новгорода.

В 1634 году был заключён Поляновский мир с Речью Посполитой и возобновились отношения с западными державами. В Москве опять разместились иностранные посольства.

Была восстановлена деятельность приказов и налажен сбор налогов, что имело огромное значение для государственной казны. Местным властям удалось уничтожить шайки разбойников, которых образовалось очень много ещё во времена Смутного времени.

Монеты, имевшие хождение при Михаиле Фёдоровиче Романове

В начале 30-х годов была реформирована армия. Появились солдатские, рейтарские и драгунские полки. Под Тулой построили оружейные заводы, начало активно развиваться чугуноплавильное производство.

На территории Москвы бала основана Немецкая слобода. В ней начали селиться иностранные специалисты. По прошествию столетия эти люди сыграли большую роль в реформах последнего московского царя и первого императора Российского государства Петра I .

Первый царь династии Романовых скончался 13 июля 1645 года в возрасте 49 лет. Предполагается, что он умер от брюшинной водянки. А через месяц умерла и царица Евдокия. На престол вступил новый царь Алексей Михайлович Романов .

Алексей Стариков

Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович Романов родился 22 июля (12 июля по старому стилю) 1596 года в Москве.

Его отец — Федор Никитич Романов, митрополит (позднее — патриарх Филарет), мать — Ксения Ивановна Шестова (позднее — инокиня Марфа). Михаил приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору Ивановичу.

В 1601 году вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова. Жил в ссылке. С 1605 года вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В 1612 году, освобожденный ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, уехал в Кострому .

3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование .

23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович в Москве в Успенском соборе Кремля.

В первые годы царствования Михаила (1613-1619) реальная власть находилась у его матери, а также у ее родни из бояр Салтыковых. С 1619 года по 1633 год страной правил вернувшийся из польского плена отец царя — патриарх Филарет. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).

Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов.

В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли "охочие вольные люди" и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий — засечных черт.

При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции.

В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621).

В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки.

В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу — Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором.

В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование — Водовзводная).

В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644).

В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни . Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первая жена — Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным.

Вторая жена — Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Брак принес Михаилу Федоровичу семерых дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и трех сыновей (Алексея, Ивана, Василия). Не все дети дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов (1629-1676, царствовал 1645-1676).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников