Михаил Ардов, протоиерей: биография и фото. Михаил ардов - биография, информация, личная жизнь Церковь для имиджа

Михаил Викторович Ардов (21 октября 1937, Москва) - русский писатель, публицист и мемуарист; клирик Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.

Сын писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат Алексея Баталова . В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Михаил Ардов был профессиональным литератором. В 1964 принял крещение. С 1967 иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980, в Вербное воскресенье, был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Летом 1993 года Михаил Ардов вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). С 1995 Михаил Ардов - клирик административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской Православной Автономной Церкви.

В сентябре 2006 года Михаил Ардов вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя Председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина в прямом эфире пятничной программы Авторского телевидения (АТВ) «Новое времечко»; инцидент освещался в некоторых СМИ.

Книги Михаила Ардова

«Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни» (М., 1995)
«Вокруг Ордынки» (Спб., 2000)
«Легендарная Ордынка. Портреты», (М., 2001).
Монография о графомане. Воспоминания, 2004
Всё к лучшему… М.: Б. С. Г.- Пресс, 2006. 800 с.

Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче. М.: Б. С. Г.- Пресс, 2008. 270 с.

О новой книге Михаила Ардова «Всё к лучшему»
Я отношусь к тем читателям, которые с жадностью набрасываются на любой текст, касающийся поэзии и личности Анны Ахматовой. Именно по этой причине я покупаю все книги, на обложке которых значится имя Михаила Ардова. Вдруг он ещё что-то интересное вспомнил. Первая журнальная публикация – «Легендарная Ордынка» – появилась ещё в 1994-м, потом были «Возвращение на Ордынку» и «Вокруг Ордынки». Воспоминания имели успех и вскоре вышли отдельными книгами под теми же названиями. Само слово «Ордынка» стало своеобразным паролем. Раз Ордынка, значит, Ардов, значит, Ахматова…
И вот уже 2007-й на дворе, и – новая, недавно вышедшая книга (М., «Б.С.Г.-Пресс», 4 тыс. экз.). На этот раз в заглавии обошлось без Ордынки, вместо неё на обложке – строка из Ахматовой – «Всё к лучшему…» (само стихотворение «Есть три эпохи у воспоминаний…» открывает книгу в качестве эпиграфа).
Название, даром что ахматовское, кажется неудачным. И потому, что напоминает кабаковское «Всё поправимо», и потому, что никак не соответствует, а скорее даже противоречит содержанию. Впрочем, это не важно, потому что главное на обложке не название (его не сразу и заметишь), а вынесенные на неё фамилии: Ахматова, Пастернак, Зощенко, Лев Гумилёв, Олеша, Ильф, Петров, Чуковский, Мандельштам, Арсений Тарковский, Бродский… – всего более двадцати, мелко, в столбик. И – крупно: АРДОВ.
На этот раз автор выступает не просто свидетелем и очевидцем, но и сам выходит из тени великих современников, становясь, по сути, главным героем своей книги. И хотя написана она, как и все прежние, фрагментами (во многом повторяющими публиковавшиеся ранее), теперь у этих фрагментов есть связующая нить. Это – хронология жизни самого Михаила Ардова, которому суждено было родиться в интеллигентной московской семье, с детства знать самых выдающихся людей эпохи, запросто, по-семейному общаться с ними, а потом, в зрелом уже возрасте, резко поменять образ жизни, отказавшись от занятий журналистикой и богемных компаний, принять крещение, пройти воцерковление и стать православным священником.

Судьба сама по себе необычная, даже странная. И если М.Ардов не стал писать на основе этой судьбы роман, то, наверное, потому, что в ней было слишком много реальных великих имён, а это требует, что ни говори, документального изложения. С другой стороны, сам характер его литературного дарования, унаследованный от отца – известного писателя-сатирика Виктора Ардова, – таков, что лучше всего реализуется в жанре короткой прозы – новелл, баек, анекдотов.

Читать короткую, фрагментарную прозу легко и занятно. Можно начинать с любого места (хотя в данном случае лучше читать всё подряд). Правда, фрагментов набирается аж на 800 страниц, что к концу несколько утомляет. Мемуарная часть поделена на пять больших глав – по десятилетиям, начиная с сороковых и кончая девяностыми. Поначалу (50-е – 60-е годы) повествование разворачивается на фоне литературной жизни, затем (70-е – 90-е) – на фоне жизни церковной. Об этом у Ардова тоже была уже книга – «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни», так что и тут не обошлось без повторов.
По-хорошему, текст надо было бы разделить на два тома: один про Ордынку, другой – про церковь. На одной обложке Ардов – молодой и богемный, на другой – в бороде и рясе. И указание его духовного звания – протоиерей – уместно было бы только на той, второй, обложке, ведь ровно половина текста (об Ахматовой и др.) никакого отношения к его протоиерейству не имеет. Но тогда не получилось бы такой большой, солидной, можно сказать, «юбилейной» книги (в этом году автору исполняется 70 лет)…
Кроме мемуаров, в неё включены ещё два десятка ранних рассказов М.Ардова, нигде, по-видимому, раньше не печатавшихся. Рассказы короткие и тоже имеют под собой реальную основу, это, по сути, запись разговоров, рассказов о себе простых людей, мужчин и женщин, стариков и старушек, прихожан маленьких сельских приходов, в которых начинал в 70-х годах свою церковную службу автор. Довольно симпатичные житейские зарисовки, которые, однако, после прочтения большого массива зарисовок мемуарных воспринимаются уже с трудом, как нечто избыточное. (Может, стоило поставить их в начало книги? Но боюсь, что и в этом случае читатель раньше полез бы в мемуары, они, безусловно, притягательнее.)
Есть ещё и третий раздел книги, названный самим автором «APPENDIX». В нём зачем-то размещены: текст постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», выдержки из доклада Жданова по тому же поводу, собственная переписка М.Ардова с иерархами РПЦ, полный текст его статей в «Независимой газете» с отповедью А.Найману за его роман «Б.Б. и др.» и даже… подборка цитат из самых разных изданий по поводу скандала на Франкфуртской книжной ярмарке 2003 года, когда прототип героя вышеназванного романа публично дал А.Найману пощёчину. Таким образом, вся эта большая (повторю: 800 стр.) и разномастная книга заканчивается… цитатой из светской хроники, подписанной какой-то Милой Кузиной.
На месте редактора я бы этот «Аппендикс» вырезала вовсе, но, видно, такова уж была воля автора.

Как уже было сказано, читать новеллы и байки М.Ардова легко и занятно, особенно когда любишь их персонажей. Даже если всё это уже знаешь (читано и у самого Ардова, и у других мемуаристов), и ничего принципиально нового о великих современниках автор не сообщает, читать всё равно интересно. Тем более что, кроме «великих», в книге множество других имён и персонажей. С любовью пишет М.Ардов о профессоре А.Г. Габричевском и его жене художнице Н.А. Северцовой, об архиепископе Киприане, о псаломнице Александре Шагановой (Шурке), о своих друзьях – детях и внуках знаменитых родителей – Максиме Шостаковиче, Евгении Чуковском, Александре Нилине…
В книге много стихов. Цитируются (к случаю) известные, но есть и малоизвестные, что называется, «домашние» стихи, экспромты и эпиграммы, принадлежащие разным поэтам – от Маяковского до Бродского. А также всякого рода стихотворные шутки и штучки самого Ардова и его друзей, вроде вот этого перифраза из самой Ахматовой:

Я с тобой не буду пить вино,
Потому что ты мальчишка и г…

Любопытно сопоставлять «ахматовские» воспоминания М.Ардова с мемуарами других свидетелей и очевидцев, таких, как Л.Чуковская, Н.Мандельштам, Э.Герштейн или тот же А.Найман. Сам Ардов нередко обращается к ним, иногда – за подтверждением своих слов, иногда – чтобы их поправить или даже опровергнуть. Вот только один, но характерный пример. Широко известна фраза Ахматовой, сказанная ею в дни суда над Бродским:
– Какую биографию делают нашему рыжему!
А у Ардова она звучит иначе:
– Он (Иосиф) как будто нанял кого-то, чтобы ему делали классическую биографию.
Смысловая разница налицо. Да и стилистически что-то не то: Ахматова выражалась лаконично, афористически, а тут – какая-то неуклюжая, непохожая на ахматовские фраза.
Разумеется, автор именно свою интерпретацию считает наиболее точной и безупречной. Как же! Все эти «подруги», написавшие впоследствии мемуары, лишь приходили в дом, в котором он-то жил! Но «подруги» были гораздо ближе к Ахматовой по возрасту и по судьбе, между ними было заведомо больше понимания и доверительности. А Миша Ардов был для неё мальчик, или, как она сама говорила, «рыбёнок», сын хозяев квартиры, в которой ей приходилось жить. Конечно, все мы должны быть благодарны цепкой памяти этого «рыбёнка», сохранившей для нас образцы её живой речи, её юмора, её суждений по самым разным поводам «текущей жизни». Но в силу своего возраста и особенностей дарования Ардов-младший схватывал и запоминал, в первую очередь, самое забавное, смешное, остроумное, потому в его портретах Ахматовой, Льва Гумилёва, Пастернака и других почти отсутствует то трагическое, глубинное, что было в их жизни. Не тот жанр. Для Ардова главное завершить любой из своих мини-сюжетов, отделённых друг от друга «звёздочками», эффектной шуткой, анекдотической концовкой.
Так, довольно драматический сюжет, связанный с тяжбой о литературном наследии Ахматовой (см., например, переписку Л.К. Чуковской с В.М. Жирмунским в «Знамени» № 1 за 2007 г.), он сводит всего-навсего к высмеиванию неудачного высказывания В.Жирмунского на заседании соответствующей комиссии (членом которой был и сам М.Ардов), не касаясь при этом главного – судьбы ахматовского архива.
Или другой пример: об Н.К. Бруни Ардов пишет с неожиданным восхищением: «…как только началась панихида (по Ахматовой. – С.Ш.), Нина Константиновна извлекла из своей сумки тоненькую церковную свечку и зажгла её. И тут я понял, что она – великий человек» (?!). Со слов же Л.К. Чуковской известно, что Ахматова эту даму (дочь поэта К.Бальмонта) «не терпела, подозревала во всех смертных грехах и не пускала на порог».
Л.К. Чуковская много лет знала наизусть «Реквием» и никогда не проговорилась. А что сделал юный Миша Ардов, едва ему в руки попал текст этой вещи? Тайком от Ахматовой переписал и тут же понёс читать другим (конкретно – профессору МГУ Западову), тот дал ещё кому-то, и пошло… Хорошо, что времена уже были иные, а ведь мог очень подвести обожаемую Анну Андреевну. Лучше бы про такие «подвиги» не рассказывать, но хочется, видимо, подчеркнуть своё первенство. Чуть ли не: мир узнал «Реквием» благодаря Мише Ардову. Или: Ахматову отпевали в церкви и похоронили там, где похоронили, потому что об этом похлопотал, это место нашёл Михаил Ардов. (А в одном из интервью он сам же говорит другое: отпевание, дескать, организовал Лев Гумилёв). Да и надо ли похваляться такими заслугами – и кому, священнику?
Вообще, вот это священничество автора всё время как-то мешает чтению, его держишь в уме, и то, на что в другой книге, может, и не обратил бы внимания, тут невольно проверяешь этим обстоятельством. Пристало ли протоиерею выносить обвинения, высказывать подозрения, а то и прямые оскорбления? Вроде тех, что читаем мы в адрес Н.Я. Мандельштам (как бы ни неправа она была, но «сволочить» зачем?) или в адрес Натальи Ильиной, которую он прямо называет сексоткой, хотя, насколько я понимаю, прямых доказательств этого не существует, или в адрес Пуниных – этих, правда, никто из мемуаристов не жалует, но ты-то, ты-то, батюшка православный!
Покоробил комментарий к публичной лекции Л.Н. Гумилёва: «…всё это как-то легковесно, несолидно, этакий научный Аркадий Райкин, виртуоз на профессорской кафедре…». Вольно же «этак» комментировать, когда человека уже нет на свете!
Удивил, кстати, и довольно холодный тон автора там, где речь заходит о его родных – отце, которого он чаще называет «Ардов», матери – Н.А. Ольшевской (вот уж кто был ближе всех к Ахматовой в их семье, но как мало, да почти ничего об этом не сказано), братьях. Старший, сводный по матери брат Алексей Баталов, народный артист СССР, несколько раз упомянут, но ровным счётом ничего о нём не рассказывается (хотя и его имя вынесено на обложку), при этом автор подчёркивает, что терпеть не может… кино и театр. О младшем же брате, Борисе Ардове, только то и сказано, что он родился на свет. Зато автор не пропустил, кажется, ни одной собственной шутки, ни одной удачно сказанной им когда-либо фразы (записывает он их, что ли?). Из фрагментов, которые можно объединить словами «И тут я пошутил…», в пору составлять отдельную книжку.

Не знаю, хотел того автор или не хотел, но из всего, что он рассказывает о себе, вырастает образ человека, безусловно, наделённого и умом, и талантом, и большим чувством юмора, и – амбициями (а как без них, когда рядом столько великих людей!), но – не сумевшего эти амбиции реализовать так, как о том мечталось. Карьера журналиста не задалась, идти по стопам отца и писать всю жизнь скетчи и фельетоны он не хотел.

Между тем великие старики и старухи, среди которых он вырос, один за другим уходили в мир иной. В конце 60-х – начале 70-х тридцатилетний Михаил Ардов был, видимо, на перепутье судьбы. И очень похоже на то (да он и не скрывает), что решение его идти в священнослужители было продиктовано прежде всего поиском какого-то особого, даже оригинального пути. О вере, о Боге в этой книге трудно что-нибудь вычитать, зато прямым текстом говорится, что уйти в религию означало в те годы одну из форм протеста советской власти и советской действительности.
Любопытно, как отреагировал на новый облик Ардова И.Бродский, когда они встретились в 1995 году в Нью-Йорке. Увидев старого приятеля в рясе, он сказал:
– Какой маскарад!
Задолго до этого, ещё в середине 60-х, в Москве, отвечая на вопрос новообращённого Ардова, не думает ли и он креститься, Бродский сказал по-английски:
– I am Jew. (Я еврей).
Как ни удивительно, но и о своей церковной жизни Ардов рассказывает, не меняя ни жанра (те же байки, анекдоты), ни интонации (всё та же лёгкость, тот же юмор). Даже не знаю, хорошо это или плохо. Священники в книге «Всё к лучшему» много пьют, ругаются нехорошими словами, пишут друг на друга доносы, подсиживают начальство – всё, как у людей. Но претензии Ардова к РПЦ (проявившиеся уже в постсоветское время) лежат совсем в другой плоскости и очень напоминают претензии демократов к КПСС – покаяться в грехе (в данном случае – в грехе сотрудничества с властью). И как выходили из партии, так и Ардов – опять же в знак протеста, несогласия – вышел в 90-е годы из-под крыла РПЦ и примкнул к Русской зарубежной православной церкви (РЗПЦ). Стал выезжать за границу, общаться там с православными служителями и о многих из них хорошо написал в своей книге. Возможно, он и сам хотел бы послужить за рубежом, однако новый приход (уже под эгидой РЗПЦ) получил на Головинском кладбище в Москве. («Каменный сарай» без электричества и отопления, который использовался ранее как «ритуальный зал» и в котором пришлось из фанеры соорудить подобие иконостаса.)
Русская зарубежная церковь также не оправдала надежд протоиерея Ардова. Ведь сейчас дело идёт к объединению с РПЦ, а он, убеждённый противник всякого экуменизма, расценивает это как «падение» зарубежной церкви и рьяно выступает против.
Вот тут становится как-то не по себе. От того, что понимаешь: Михаил Ардов противопоставляет себя уже всей Русской православной церкви, и следующим его шагом должен стать, по логике вещей, новый уход, но… куда? В католичество, что ли? Кстати, он пишет, как бы между прочим, об отце Александре Мене: «…у меня есть подозрение, что он тайно принадлежал к католической Церкви». (А служил, как помним, в православной.)

Не путайте меня и Меня!
Хотя по виду мы родня,
Но в православию измене
Не уличите вы меня!

Ничего себе! Хотелось бы, конечно, фактов, а не «подозрений» и стишков, тем более что речь опять-таки идёт о человеке, которого уже нет в живых.
Не по себе становится от погружения во все эти внутрицерковные распри и разоблачения. Зачем это нам, читателям – верующим и неверующим, слабо верующим, желающим верить, желающим примкнуть к церкви? Я тут не ставлю вопрос о том, прав или не прав М.Ардов по существу. Я не могу этого знать. Я о том только говорю, что в такой книге эта полемика вряд ли уместна, а ведь получается, что, привлекая читателя дорогими для многих именами Ахматовой, Пастернака, Зощенко и др., автор втягивает нас в выяснение вопросов, о которых большинство читателей судить никак не может и, наверное, не должно.

У самого же Ардова всё в кучу, всё перемешано, и, «разобравшись» с РПЦ, он без всякого перехода начинает «разделываться» с… писателем А.Найманом (старым своим приятелем, а теперь, похоже, врагом), опускаясь с высот служения Богу до копания в окололитературных сплетнях.

Так и кажется, что светская жизнь Ардову всё же ближе, чем церковная, и манит она его, и притягивает, и потому он пишет, и пишет, и пишет – мемуары, статьи в газеты, открытые письма-отповеди провинившимся ли священникам, литераторам… Впечатление такое, что главное для него – всё записать, всё занести на бумагу, вплоть до вчерашнего удачного каламбура, придуманного за рюмкой коньяку. Даже нехорошая мысль закрадывается: а не род ли это графомании? (Кстати, одно из первых его произведений называлось «Монография графомана».) В сравнении со многими, кто теперь пишет и издаётся, Ардов, конечно, не графоман. Всё-таки талантом Бог не обделил.
Но вот интересно: что бы сказала, прочтя эту книгу, Анна Андреевна Ахматова, «духовным сыном» которой он себя считает?

Ардов Михаил Викторович
Место: рождения: Москва
Дата рождения: 1937 г. 20 век

Церковная принадлежность
Русская Православная Церковь

1964 г. 20 век -
1993 г. 20 век

Русская Православная Церковь Заграницей

1993 г. 20 век -
1995 г. 20 век

Российская Православная Автономная Церковь

1995 г. 20 век

Биография
Окончил в 1960 г. факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
В 1964 г. крестился.
С 1967 г. иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке.
Рукоположен во диакона в 1980 г. в Вербное воскресенье в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 г. рукоположен в священника митрополитом Иоанном (Вендландом) и направлен в один из самых бедных храмов Ярославской епархии - Св. Троицкий в с. Горинское, затем служил в с. Петрове под Ярославлем. В ноябре 1986 г. уехал из Ярославской епархии и вышел за штат. Затем служил в Подмосковье - в 1987 г. получил назначение в храм в г. Егорьевске. Был близок к архиепископу Киприану (Зернову). Настоятель Св.-Троицкой церкви с. Низкого.
Летом 1993 г. вышел из юрисдикции Московской Патриархии и перешел в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). В настоящее время является клириком Российской Православной Автономной Церкви (административно независимой от РПЦЗ с 1995 г.).
Протоиерей, настоятель храма Во имя Святого Царя Мученика Николая II и всех Новомучеников и Исповедников Российских, что на Головинском кладбище в Москве (125212, Москва, Головинское шоссе, 13, храм в помещении крематория на Головинском кладбище; помещение арендуется; рег. 30 декабря 1993 г.), благочинный Московского округа Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), писатель.
Автор книг: "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни" (М., 1995), "Вокруг Ордынки" (Спб., 2000), "Легендарная Ордынка. Портреты", (М., 2001).
Все к лучшему… М.: Б.С.Г. ПРЕСС, 2006. 800 с.
Прописные истины. М., 2007. 263 с.

МИХАИЛ АРДОВ (РПАЦ): "О.Всеволод публично назвал нашу Церковь "сектой педофилов"

24.09.2006 В прямом эфире пятничной программы Авторского телевидения (АТВ) "Новое времечко" от 22 сентября случился скандал. Причем скандал неожиданный и, надо сказать, особенно неуместный по той причине, что темой передачи была беседа о Церкви и современности.

Для участия в программе в студию пригласили четырех священнослужителей, двое из которых специализируются на проповеди православия в так называемых "субсоциумах". Игумен отец Сергий (Рыбко), например, известен тем, что по благословению Патриарха проповедует среди молодежи из числа поклонников тяжелого рока, а священник-байкер Валерий Тумаров несет Слово Божие в среду байкерского движения, тем более, что и сам три десятка лет состоит в байк-группе "Мотобрат".

Двое других священнослужителей - это официальный представитель Русской Православной Церкви Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и известный православный священник, протоиерей Михаил Ардов из Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). Поэтому нетрудно понять ощущение недоумения многих верующих православных, которым интересно было послушать беседу священнослужителей о специфически новых областях, где распространяется православие, а вместо того они стали свидетелями скандала с криками, странными обвинениями и прочими атрибутами подзаборных разборок.

Одного из участвовавших в передаче священников, о Михаила Ардова, удалось оперативно разыскать, и он любезно согласился рассказать о том, что и как происходило в студии АТВ в пятницу вечером.

Портал-Credo: Так, что же, о. Михаил, стряслось, что второй день уже верующие москвичи перезваниваются между собой и гадают, что прогневало о. Всеволода Чаплина на сей раз?

о. Михаил Ардов: В последнее время я несколько озадачен поведением о. Всеволода Чаплина. По прежним временам я помнил его как человека достаточно разумного и сдержанного. Нам неоднократно приходилось вместе выступать на телевидении и по радио. И всегда он держался вполне корректно. Вспомню, хотя бы, такой момент, как однажды мы участвовали с о. Всеволодом в прямом эфире на радио "На 7 холмах" в передаче Владимира Познера. Тогда мы обсуждали основы православной культуры, и в студию с ним пришел еще и известный персонаж Кирилл Фролов по прозвищу Казя-базя. И, надо сказать, что во время того разговора, именно Казя-базя высказался о том, что, дескать, архимандрит Валентин (Русанцов) отлучен от Православной Церкви. Но о. Всеволод в тот раз по этому поводу не сказал ни слова. Бывали и другие с ним встречи, и всегда очень пристойные.

Поэтому, узнав о странном, мягко выражаясь, конфликте Чаплина с Сергеем Бычковым, я очень удивился. Потому что мне всегда казалось, что о. Всеволод человек более рассудительный.

Но, что же такого особенного произошло в этот раз?

На передачу "Новое времечко" на АТВ 22 сентября меня пригласили загодя, и я до последнего момента даже не знал, кто там будет участвовать. Уже в студии, где меня очень мило встретили, мне сказали, что в эфире будет еще два священника и, в частности, о Всеволод Чаплин. Передача состояла как бы из двух частей, где сначала шла речь о милиции и мне надо было отвечать там на вопросы. А затем, в рекламную паузу, ко мне подошла студийная сотрудница и сказала, мол, о. Всеволод Чаплин передает вам предупреждение, что он в прямом эфире объявит, что вы - самозванец.

Ну, что тут можно подумать? Я сказал ей: "Тогда передайте о. Всеволоду, что я ему отвечу...". Чуть позже, когда была следующая, более длинная, пауза, я встал со своего места и увидел о. Всеволода, который, несколько заикаясь, подтвердил: "Я буду говорить про Вас..." и т.д. Я вновь ответил, что, "говорите ради Бога, но я Вам отвечу", и нас снова рассадили по местам перед съемкой.

Может быть тема программы была острой и могла как-то спровоцировать на агрессию?

Нет, смысл передачи был задуман как размышления о проповеди в нестандартных условиях. В студии был один игумен, например, который с благословения Патриарха проповедует среди поклонников тяжелого рока. Другой - то ли священник, то ли нет - я даже и не понял, потому что он был одет в байкерскую форму со всякими нашивками и блестящими кнопками.

Но никакого разговора на тему, надо ли проповедовать среди разных маргинальных личностей, так и не прозвучало, потому что о. Всеволод передачу просто сорвал.

Ни с того ни с сего с ним случился какой-то, я бы сказал, нервический припадок. Самозванцем он меня не назвал, зато стал кричать в голос, что я представляю раскольническую группировку, которую он несколько раз поименовал "сектой педофилов". Ведущие пытались его урезонить, но ничего не помогало.

Откровенно говоря, ничего подобного я просто не ожидал, поэтому оставалось при всем этом сидеть и улыбаться. А потом, попросив позволения ответить, я сказал о. Всеволоду, что в таком случае могу сказать про него, что он сотрудник внешней разведки. В ответ о. Всеволод в диком раже закричал, что лучше быть сотрудником внешней разведки, чем в "секте педофилов"...

То есть, получается...

То есть, получается, что он прилюдно признал, что является сотрудником компетентных органов. Это, конечно, "секрет полишинеля", что весь иностранный отдел во все времена занимается совершенно известными делами.

Но не все сотрудники об этом заявляют?

Да, не все. Особенно так, как на этот раз - в прямом эфире телевидения. Трое ведущих - две дамы и один господин, надо сказать, от всего этого были в шоке. Они все старались его как-то урезонить. Режиссеры пытались эти монологи о. Всеволода хоть как-то смикшировать, но тот был совершенно невменяем. Ничего подобного я от него просто не ожидал.

Тем не менее, эфир вышел и аудитория смогла на все это полюбоваться. Но что же дальше?

У этой ситуации с обвинениями о. Всеволода, на мой взгляд, два аспекта. Первый в том, что шитый белыми нитками приговор по делу нашего владыки Валентина (Русанцова), который слепили владимирские сотрудники, уже отменен. Никакой педофилии там никогда не было, и все это давно уже широко известно. Об этом я сказал о. Всеволоду после съемки, хотя разговаривать с ним было, конечно, невозможно.
Кроме того, не скрою, что я никогда не щажу в своих выступлениях теневых и всяческих неприятных сторон в среде Московской патриархии, но никогда, ни в коем случае не касаюсь тем гомосексуализма или педофилии, хотя скандалов по этому поводу в РПЦ уйма. Мы знаем даже московского викария, который лишился своего места именно из-за педофилии, массу прочих таких же скандалов. Но это - грехи личные, сфера отвратительная, и поднимать такую - означает копаться в грязном белье, чего нормальный человек себе позволить не может.

Что же касается второго аспекта, то безусловно я мог бы сейчас получить благословение своего начальства и обратиться в суд. Все основания для того есть, потому что о. Всеволод публично, в прямом эфире назвал нашу Церковь "сектой педофилов". В Минюсте РПАЦ зарегистрирована вовсе не под таким названием, так что налицо все признаки того, что он оскорбил честь и достоинство Церкви, нарушил деловую репутацию и т.д. Но я, естественно, в таком направлении действовать не буду по многим причинам, в частности, и потому, что в определенном смысле мне его жалко. Вы понимаете, я не могу понять что произошло...
- То есть, было ощущение, что он невменяем?
- Да, у меня было именно такое ощущение, что он находился в невменяемом состоянии. И этому тоже может быть два объяснения. Или у него, как говорят, "поехала крыша". Или он получил определенное указание. Ведь, в Московской патриархии после того, как они подмяли РПЦЗ, есть такая тенденция - избавляться от всех прочих, чтоб не мешали. Это было бы конечно, гораздо худшим вариантом... Ну, а что там на самом деле было причиной этого безобразия, то, как говорится, время покажет. И Бог ему судья.
- Но вам придется, вероятно, все же доложить о происшествии своему архиерею?
- Безусловно. Буквально завтра я буду звонить владыке и рассказывать ему о том, что произошло.

Отец - Ардов (наст. фамилия - Зильберман) Виктор Ефимович, писатель.
Ардов - псевдоним. Родился 21 октября 1900 г. в Воронеже. В 1925 г. окончил экономический факультет Института народного хозяйства им. Плеханова в Стремянном пер. Автор более 40 сборников юмористических рассказов, сатирических очерков, фельетонов, киносценариев и театральных скетчей, а также ряда работ по теории и технике разговорного жанра эстрады и цирка. Сценарист фильмов: Светлый путь (1940), Счастливый рейс ("Машина 22-12") (1949). Умер в 1976 г. в Москве.
Мать - Ольшевская Нина Антоновна. Родилась в 1908 г. окончила школу-студию Станиславского, актриса МХАТа. Появилась на экране лишь дважды – в фильмах "Человек остался один" (1930) и "Я вернусь" (1935). Первый муж - Владимир Баталов.
Дети: актер Алексей Владимирович Баталов , который стал приемным сыном В.Е. Ардова;
Борис Ардов - родился в 1940 г. в Москве. После окончания Школы-студии МХАТ был приглашен актером в театр «Современник». В 1972 году закончил Высшие режиссерские курсы, работал режиссером-мультипликатором. С 1975 года преподает во ВГИКе. Доцент кафедры актерского мастерства, кандидат искусствоведения;
Михаил Ардов.

Протоиерей Всеволод Чаплин назвал священника Михаила Ардова "раскольником"

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин призвал священнослужителей и мирян отказываться от совместного участия в теле- и радиопрограммах с Михаилом Ардовым, клириком так называемой Российской православной автономной церкви (РПАЦ) - раскольнической группировки с центром в Суздале.
В беседе с корреспондентом агентства "Интерфакс" зампред ОВЦС МП рассказал, что на днях ему пришлось выступать в одной телепрограмме вместе с М. Ардовым . При этом он (В. Чаплин – Прим. ред.) изначально не был проинформирован об их совместном участии в передаче.
По словам Всеволода Чаплина, однажды он уже оказывался в подобной ситуации, и в итоге ему пришлось в прямом эфире заявить, что "этот человек (М. Ардов – Прим. ред.) принадлежит к организации, которая выдает себя за Православную церковь, но не является таковой".
"В этот раз я тоже сказал, что речь идет о секте, к руководству которой причастны осужденный педофил, некто Севастиан из Челябинска, и Валентин Русанцов - человек, которого обвинили в том же самом, однако после массированной кампании в его поддержку приговор ему был отменен", - рассказал представитель Московского Патриархата.
Он отметил, что в журналистской среде за РПАЦ закрепилось звание "секты педофилов", о чем, по словам Всеволода Чаплина, он также сообщил в прямом эфире.
"Я не имею ничего лично против господина Ардова, уважаю его таланты, однако считаю своим долгом свидетельствовать, что он является раскольником", - подчеркнул собеседник агентства.
Публичное оглашение данного факта, по его мнению, "особенно важно в тех случаях, когда он (М. Ардов – Прим. ред.) по приглашению появляется в эфире в рясе, с крестом, и при этом ни он сам, ни ведущие не говорят ничего о том, что этот человек принадлежит не к Русской православной церкви, а к этой более чем странной организации - РПАЦ".
Всеволод Чаплин призвал всех священнослужителей и мирян не ходить на эфиры с участием М. Ардова, а в том случае, если, по его словам, организаторы и ведущие программ "ставят нас перед фактом, прямо обличать эту раскольническую секту".
"Надеюсь, что руководство СМИ не будет допускать идентификации господина Ардова с Русской православной церковью", - добавил зампред ОВЦС МП.

Моё первое сознательное воспоминание о нём относится ко времени войны. Мы (а нас было трое братьев) вместе с матерью были в эвакуации в городе Бугульме. А в сорок втором или сорок третьем году туда приехал наш отец, он служил в одной из армейских газет.

И вот мне вспоминается такая сценка. Мы - отец, Алексей и я - стоим во дворе домика, где мы обитали. Отец в форме майора, он держит в руке пистолет и стреляет в сторону поленницы. А мы с Алексеем после каждого выстрела подбегаем к дровам и ищем следы пуль…

Следующее воспоминание относится к лету сорок пятого года. Наша семья тогда снимала дачу в подмосковной Валентиновке. А в одном из ближайших домов жил Александр Вертинский с женой и дочерями, и он иногда пел для своих соседей. И вот Алексей, которому шёл семнадцатый год, искусно подражал пению Вертинского.

Мой отец в те годы был несколько озабочен будущей судьбой своего пасынка. Наблюдая, как он жаждет стать артистом, Виктор Ардов опасался, что он станет типичным представителем актёрского племени. Но опасения не оправдались, Баталов никогда не принадлежал к театральной богеме.

Отчим называл юного Алексея "народный артист нашей квартиры". А в 1969 году, в тот день, когда ему присвоили звание народного, Ардов произнёс:

Вот тебе и "народный нашей квартиры"…

Алексей был необычайно одарённым человеком. Он прекрасно рисовал и писал масляными красками. Созданный им большой портрет Ахматовой был украшением нашей квартиры. Он сочинял стихи, и Ахматова это одобряла. Помню, она цитировала его строки: "Море вечно бодает скалы//Белым лбом голубой волны…"

Можно сказать, что его профессиональная карьера была вполне успешной, он был востребован, прославляем и награждаем. Но в такой стране, как наша, всё могло быть иначе.

В послесловии к одной из моих книг Баталов писал: "Современному читателю наша жизнь на Большой Ордынке может показаться вполне беззаботной. Но это лишь на поверхностный взгляд.

В книге Романа Тименчика "Анна Ахматова в 1960-е годы" опубликована служебная записка министра государственной безопасности В. С. Абакумова, называется этот текст "О необходимости ареста поэтессы Ахматовой" (направлено Сталину 14 июля 1950 года).

Там речь идёт о том, что она "проводила вражескую работу против Советского государства", "группировала вокруг себя враждебно настроенных литературных работников и устраивала антисоветские сборища"… А последняя фраза такова: "МГБ (Министерство государственной безопасности. - Прим. ред.) СССР считает необходимым АХМАТОВУ арестовать. Прошу Вашего разрешения".

Представим себе на минуту, что Сталин согласился с мнением своего министра. В ГУЛАГ отправилась бы не только Ахматова, но и моя мать, и мой отчим… Летом пятидесятого года я окончил Школу-студию и был принят в Художественный театр… Нет сомнения в том, что и меня бы арестовали.

Но теперь, на склоне лет, я не испытываю ни злобы, ни ненависти. Я могу повторить вслед за Пушкиным слова, которые величайший поэт написал за четыре месяца до своей трагической гибели (письмо П. Чаадаеву):
"… клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".

Русской православной церкви в связи с выбором нового патриарха приковано очень большое внимание. Чем объяснить такой интерес?

Андрей Кураев: Одна из причин — общество соскучилось по непредсказуемым выборам. В данном случае есть интрига, это интересно. Вторая причина — впервые у Русской православной церкви есть возможность выбрать не просто патриарха, а свое будущее.

Михаил Ардов: Я думаю, интерес подогревается телевидением, участием первых лиц. Решат все равно в администрации президента и в каких-то властных структурах.

Разные с лица

Кто из кандидатов, на ваш взгляд, перспективнее для Церкви?

Кураев: В 90-м году все кандидаты были «семеро из ларца, одинаковы с лица». Ни общество, ни даже Церковь по большому счету их особо не различала. Сегодня, по крайней мере, четко видно, что один из кандидатов обладает яркой личностной характеристикой — это митрополит Кирилл. У него есть видение будущего Церкви, программа. А то, что у общества такой интерес к сугубо церковной, казалось бы, тематике, означает, что хотя бы отчасти Церкви удалось выйти из своего гетто и стать частью гражданского общества.

Тогда почему возникает подозрение, что все решается в Кремле?

Ардов: Например, потому, что, когда умер патриарх Алексий, Медведев немедленно прервал государственный визит. Он не на похороны ехал, он ехал в Москву, чтобы принять участие в назначении патриаршего местоблюстителя. Так мне представляется и некоторым наблюдателям также. Дело в том, что Московская патриархия, основанная в 1943 году Сталиным, Молотовым и полковником НКВД товарищем Карповым, с самого начала мыслилась как прислужница властей. Они создали РПЦ абсолютно по образу и подобию ВКП(б). Там до сих пор существует всевластное, самоформирующееся, невыборное и никому не подотчетное «митрополитбюро» и «генсек» — патриарх.

В 90-м году Алексий победил всего несколькими голосами. Значит, все-таки выборы были?

Кураев: Речь не о том, что впервые патриарх свободно избирается, а о том, что впервые свободно избирается не только патриарх, но и путь развития Церкви. В 90-м году Церковь еще не была настолько свободна, чтобы самой определять свое развитие. Сегодня мы видим четкий личностный контраст между основными кандидатами — митрополитом Кириллом и митрополитом Климентом. Контраст и интеллектуальный, и в вопросах понимания, что такое благо для Церкви.

Кого поддерживает власть?

Кураев: Очень модно сегодня считать по привычке, что Кремль будет контролировать выборы. Я задаю простой вопрос: какие у него для этого есть технические возможности? Выборы будут тайные. Чтобы контролировать тайные выборы, для этого выборщики заранее, до начала голосования, должны знать, что в стране начался Большой террор, и если будет избран не тот, кто нужен, товарищ Сталин разберется со всеми выборщиками, не вдаваясь в подробности, кто как голосовал. Сегодня все-таки, слава Богу, в стране такой атмосферы нет. Поэтому я не вижу, как кто бы то ни был — местоблюститель митрополит Кирилл или глава церковного аппарата митрополит Климент, или же товарищ Сурков, или товарищ Собянин — может контролировать тайные выборы. К тому же для государства сегодня не настолько важен контроль над религиозной жизнью, чтобы какие-то суперметодики разрабатывать. И принцип «у Кремля много башен» действует. Я упомянул Собянина — это бывший губернатор Тюменской области. А в Тюменской области архиепископ — младший брат митрополита Климента. И поэтому у семьи Капалиных (Климент + Димитрий) хорошие связи с главой путинского аппарата. А Сурков скорее, если судить по массмедиа, заинтересован в поддержке митрополита Кирилла.

Чем отличаются их программы?

Ардов: Действительно, есть между митрополитом Кириллом, к которому я отношусь очень критически, и почти всеми прочими архиереями того поколения и более старшего очень большое различие. В 50-х годах по указке КГБ во всех учебных заведениях Московской патриархии было приказано не принимать мальчиков с четверками и пятерками в аттестатах — только троечников. И вот большинство епископата нашей патриархийной Церкви и есть вот эти самые троечники. Но были, конечно, исключения, как Кирилл.

Кураев: Я только хочу уточнить, что из 180 епископов 140 стали епископами в 90-е годы. Соответственно, они в семинарии учились в 80-е, когда обращение КГБ уже не действовало, если оно и было.

Ардов: Тем не менее старшие архиереи именно такие. Митрополит Кирилл действительно человек необычайно способный — протеже очень умного митрополита Никодима (Ротова). Думаю, что Климент как раз относится к троечникам. Это серая лошадка, на которую президентской администрации, как бы сказать, легче смотреть. Потому что Кирилл очень богат, достаточно умен, но тем не менее с властями всегда ладит. Я даже придумал для него и таких прочих богачей специальное слово — «олигархиереи». Вот он главный «олигархиерей».

Тем не менее — в чем разница программ?

Кураев: Смотрите, что говорит местоблюститель в присутствии Путина и Медведева над гробом патриарха. Он говорит, что патриарх Алексий принял Церковь инвалидом слабым, но за 20 лет Церковь стала народной, стала сильной. Это очень серьезные слова. Если перевести на язык традиционно византийский — это речь патриарха Никона царю Алексею Михайловичу. То, что означало слово «Бог» для средневекового человека, означает «народ» для современного политолога. Источник власти, источник абсолютных полномочий — Бог и народ. Никон говорил — Церковь от Бога, и мы тебя помазуем. То есть Церковь выше светской власти. Собственно, то же самое сказал на современном политологическом языке митрополит Кирилл. Очень многое из того, что говорил и пробовал делать митрополит Кирилл, было связано с попыткой найти точку опоры для самостоятельной жизни Церкви в стране. Например, его идея о том, что необходимо развивать церковную экономику, ввести церковный налог. Это путь сделать Церковь экономически самостоятельной и независимой от ежегодной прихоти власть имущих. Во всех поступках и действиях митрополита Кирилла есть ставка на то, что Церковь будет самостоятельным участником политических раскладов в России. В этом смысле тактически он пугает обитателей Кремля. Но карманно-марионеточный патриарх не добавит им авторитета и не сможет в случае чего сохранить хотя бы остатки гражданской стабильности в обществе.

А Климент — карманный?

Кураев: Климент всегда делал карьеру за счет согласия на аппаратные заказы. Он человек непубличный. Он не может вести публичные дискуссии. И он провалил главный проект, который был поручен ему патриархом Алексием, — продвижение основ православной культуры в школы. Его переговоры с Министерством образования закончились тем, что министр Фурсенко просто удалил из министерства всех людей из филипповской команды, которые более или менее сочувствовали этой идее. Оказалось, что все-таки интеллигент Фурсенко — это не генерал КГБ, поэтому ресурса убеждения митрополита Климента и его команды не хватило. Очевидно, что с каждым годом все в большей степени мы будем заложниками способности патриарха вести диалог с людьми других убеждений, других религиозных взглядов.

Церковь для имиджа

Было много критики по поводу речи митрополита Кирилла на Рождество, когда он начал с разговора о кризисе, потом обратился к Медведеву: «Дмитрий Анатольевич, вы знаете, как вас поддерживает народ... » Как-то очень задело людей, что на Рождество — о кризисе…

Кураев: Об этом бы говорил и патриарх Алексий. Другое дело, что были бы, может, более округлые слова. Потом, ситуация такая, что если представитель Церкви говорит о том, что волнует светское общество, то ему ставят в вину излишнюю секуляризацию, а если не говорит, то его тоже обвинят...

Ардов: Я сначала возражу по поводу народности православия в России. Мы живем в постхристианские времена. В России не более 5% практикующих православных...

Но 70% называют себя православными!

Ардов: Мало ли кто как себя называет. На Пасху в Москве в православные храмы приходит максимум 200 тысяч человек, а тот, кто на Пасху не пошел в храм, уж точно не православный. Во всем мире так. Нам нигде не предсказано, что дальше будет золотой век, хилиазм. Поэтому надо смотреть реально. Но, к сожалению, политики очень хотят для своего имиджа использовать православную церковь, что мы и видим с 90-х годов. И вот эти холуйские речи — это позор. Мне все время люди говорят: как же это можно?! Что ж он говорит «ваше высокопревосходительство»?! Я отвечаю, что патриархия — прислужница властей. И недаром другой патриарх — Денисенко 1 довольно остроумно сказал: РПЦ МП — это Русская православная церковь Медведева-Путина.

Но речь именно о том, что митрополит Кирилл хочет сделать Церковь независимой от светской власти. Что в этом дурного?

Ардов: Я не говорю, что это дурно. Дурно то, в каком состоянии эта Церковь находится...

Кто от кого отделен

Многие считают, что близость Русской православной церкви к государству наносит ей ущерб. Не следует ли ей «отделиться » от власти?

Кураев: Должны быть определенные рамки во взаимоотношениях. Мы не против сотрудничества с государством. Но сотрудничать должны разные субъекты. Они должны оставаться разными. И должны быть определенные табу. А именно: государство не вмешивается в вероучение, в кадровые вопросы, в богослужебные вопросы, во внутреннюю жизнь Церкви. Со своей стороны, Церковь не должна вмешиваться в вопросы полицейской, экономической, внутренней жизни государства, в том числе в кадровую политику государства. А дальше, наметив эти границы, в зависимости от той или иной общественной ситуации, общественного запроса, культурной ситуации, могут решаться вопросы о том, в каких проектах возможно сотрудничество Церкви и государства.

Ардов: Я когда-то придумал такую формулу, что Церковь у нас от государства отделена, но государство от Церкви не отделено. Мое глубокое убеждение, что Церковь должна максимально дистанцироваться от власти. К нам не придут миллионы людей — придут десятки, сотни, может, тысячи. Но единственная важная функция Церкви — нравственная оценка того, что происходит, и в том числе действий власти. С этого христианство и началось. Так Иоанн Предтеча обличал царя Ирода, за что поплатился головой. Господь Иисус Христос обличал фарисеев, первосвященников...

Кураев: Все-таки апостолы не занимались обличением политики Римской империи. Что касается инцидента с Иоанном Предтечей, то отсюда выросла одна из необязательных и тем более странных трагедий в истории христианства. Иоанн Предтеча пострадал не за то, что он обличал деспотизм Ирода, а за попытку контроля над его семейной жизнью. И с той поры все конфликты православных патриархов с царями — исключительно «постельные». Ни один православный (о еретиках не говорю) русский или византийский царь не был отлучен от Церкви за беззаконие, за террор, но только за постельные дела. Увы, это не политика.

Ардов: Я впервые слышу из уст священника осуждение святого Иоанна Предтечи.

Кураев: Это не осуждение Иоанна Предтечи. Речь о менталитете церковной жизни, в котором этот поступок Иоанна Предтечи стал оправданием авторитарного контроля над семейной жизнью людей. А этот контроль в свою очередь стал одной из причин того, что мы вошли в постхристианский период истории. Красота Евангелий была отторгнута очень многими людьми из-за слишком ригористической позиции Церкви, осуждающей разводы. Вспомните бунт Василия Розанова.

Ардов: Про Василия Розанова — отдельная история. А я вам могу сказать про возмущение, которое вызывают холуйские речи в храме Христа Спасителя у простых людей. Они говорят: ну что ваш патриарх — что ж он с президентом?! Что ж он с Лужковым, который его тащил на открытие какого-то куска кольцевой дороги? Зачем он туда ехал? Но зато получил в Переделкино достаточно большое количество акров земли и все такое.

Как вы считаете, роль РПЦ будет расти или снижаться?

Кураев: Зависит от того, кого выберут патриархом. Если человека школы митрополита Климента, то это путь в позолоченное гетто. Такая, знаете, юбилейно-банкетная жизнь под маской благочестия. Но это означает отсутствие диалога с обществом, с интеллигенцией. Если выбор падет на митрополита Кирилла, тогда это путь диалога.

Ардов: С моей точки зрения, кого бы ни выбрали, роль Московской патриархии в политической жизни, в правительственных пиаркампаниях будет от года к году возрастать. А влияние Церкви на население будет уменьшаться.

Очередь к духовнику

Что должна сегодня делать Церковь, чтобы быть привлекательной для людей?

Ардов: Ну, например, поддержать бунт водителей во Владивостоке; потребовать от правительства, чтобы они продавали бензин своему населению по реальным ценам, а не так, как сейчас они продают...

Вы только что осудили митрополита Кирилла за то, что он в Рождество говорил о кризисе.

Ардов: Не надо говорить об этом в Рождество. Речь о том, что Церковь должна заступаться за людей, защищать...

Много писали о роли священника Тихона (Шевкунова), которого называли духовником Путина: к нему выстраивается очередь чиновников. Это не есть демонстрация переплетения Церкви и государства ?

Кураев: Точно так же актеры и режиссеры ищут общения с отцом Иваном Охлобыстиным, а члены Союза писателей — с отцом Михаилом Ходановым, который тоже писатель.

Вы не думаете, что они используют Тихона, чтобы лоббировать свои интересы ?

Кураев: Кто-то пробует. Это уже вопрос такта священника — распознать их. Я думаю, отец Тихон понимает свое место в жизни Путина, о чем стоит с ним говорить, о чем — нет. И ясно, что Путину, наверное, не нужен альтернативный руководитель администрации в рясе, который будет давать ему советы.

Ардов: Могу сказать только одно: Распутин умер, но дело его живет и при Путине.

Андрей Кураев — диакон, профессор Московской духовной академии. Публицист, светский и церковный ученый. Автор многих книг.

Михаил Ардов — клирик Российской православной автономной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище. Ранее — профессиональный литератор.

1 Патриарх Филарет, в миру Михаил Денисенко — бывший митрополит РПЦ; с 1995 года — Патриарх Киевский и всея Руси-Украины (Предстоятель УПЦ КП).

Михаил Викторович Ардов (Ольшевский). Родился 21 октября 1937 года в Москве. Советский и русский писатель, сценарист, публицист, мемуарист. До 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях. Клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.

В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.

Писал сценарии к фильмам. В частности, вместе с Алексеем Баталовым написал сценарий (как Михаил Ольшевский) к фильму-сказке «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши.

В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980 году в Вербное воскресенье был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

На Пасху 1980 года рукоположён во священника митрополитом Иоанном (Вендландом). Служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Михаил Ардов, Борис Ардов и Алексей Баталов

Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешёл в Русскую зарубежную церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Обвинял Московскую патриархию и зарубежную РПЦ в работе на КГБ.

«Мы живём в последние христианские времена. Мир с очень большой скоростью скатывается к апокалипсису. Московская патриархия не только потому является лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому мировому православию, то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части «новостильники», в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на церковь, это не церковь», - говорил Ардов.

В 1990-е годы выступал против строительства храма Христа Спасителя в Москве, дав затем себе обет никогда не входить в этот храм. В дальнейшем он неоднократно публично шутил на эту тему, называя его «храм Лужка-строителя», а также опубликовал свою шутку, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».

В сентябре 2006 года вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина.

Выступал против Олимпийских игр и любых спортивных соревнований, заявлял о недопустимости занятий физической культурой и спортом для христиан. «Каноны Православной Церкви запрещают нам посещать любые зрелища, даже такие, казалось бы, невинные, как конно-спортивные соревнования. И по этой причине настоящий христианин не может быть ни «фанатом», ни «болельщиком». Но мало того - истинный сын Церкви не может заниматься ни физкультурой, ни тем паче спортом, ибо все подобные упражнения являются, выражаясь языком церковным, «попечением о плоти», а от этого нас предостерегает первоверховный Апостол Павел (Послание к Римлянам 13:14)», - заявлял он.

«Без церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную церковь. А если христианство ему нужно для чего-то другого - для душевного спокойствия, для расслабления или ещё для каких низменных целей, то он не будет искать истинную церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка», - указывал Михаил Ардов.

Михаил Ардов неоднократно негативно высказывался о многих поэтах и живописцах.

Будучи сторонником объединения «истинно-православных церквей», причащает у себя представителей всех «осколков» РПЦЗ, ушедших из нее.

Ведет колонку воспоминаний об известных личностях в газете «Метро».

Сценарии Михаила Ардова:

1963 - Фитиль (короткометражный)
1966 - Три толстяка
1972 - Игрок (Hráč)

Библиография Михаила Ардова:

1995 - Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни
1998 - Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика
2000 - Вокруг Ордынки
2001 - Легендарная Ордынка. Портреты
2004 - Монография о графомане. Воспоминания
2006 - Всё к лучшему...
2006 - Узелки на память
2007 - Прописные истины
2008 - Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче
2009 - Заметки кладбищенского попа
2013 - Исподтишка меняются портреты


Протоиерей Михаил АРДОВ:
"
Власти невыгодно компрометировать Церковь"

Михаил Викторович АРДОВ родился в 1937 году в Москве.
В 1960-м окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором. В 1980 году принял священный сан в Ярославской епархии Московского патриархата, впоследствии служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Преосвященным Валентином (Русанцовым).
В настоящее

Отсюда и восприятие времени разное. Измерение времени основано на выборе некоего маятника и счётчика полных колебаний. Выбор же этало...">время является клириком Российской Православной Автономной Церкви (административно независимой от РПЦЗ с 1995 г.), настоятелем храма во имя Царя Мученика Николая II и всех Новомучеников и Исповедников Российских, что на Головинском кладбище в Москве.
Отец Михаил Ардов не прекращает литературную

Это подобно плаванию под парусами: парусник несёт стихия моря и ветра, но несёт она его туда, куда надо мореплавателю...">деятельность , он является автором нескольких книг: "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни", "Вокруг Ордынки", "Легендарная Ордынка. Портреты", "Со своей колокольни".

Интервью - Андрей МОРОЗОВ*

Михаил Викторович, вы служили и в Московской патриархии, и в зарубежной РПЦ. Теперь в своих интервью вы обвиняете и тех, и других, что они под колпаком у КГБ.

Это, безусловно, так. Если зарубежная Церковь не была бы под этим колпаком, то она не пошла бы на объединение с другими кагэбэшниками.

- Но ведь зарубежная Церковь не шла на примирение с РПЦ, обвиняя её в предательстве?

Но теперь-то она не обвиняет. Там произошёл переворот в 1985 году, и КГБ довел их до этого, чтобы захватить имущество и подчинить их Московской патриархии. Всё очень просто - российские чиновники хотят захватить огромное имущество зарубежной церкви за границей и получить влияние на эмиграцию. По ленинскому закону, который у нас действует до сих пор, Церковь не имеет права на имущество, всё имущество принадлежит государству. А чиновники у нас очень алчные. В свое время, в 1948 году, когда Сталин помог Израилю получить место в ООН и международное признание, израильтяне в благодарность за это отдали патриархии, а точнее, Советскому государству всё имущество Зарубежной церкви, которое находилось на тогдашней территории Израиля. Впоследствии часть этого имущества Хрущев обменял на апельсины, которые по дороге до Одессы сгнили. Сейчас мэрия Иерусалима стоит на когда-то принадлежавшей Российской церкви земле.

- В одном интервью вы сказали, что не признаёте патриарха Алексия Второго. Это действительно так?

Конечно. Как же я могу его признавать, если он принадлежит к организации, которая была основана Сталиным и Берия в 1943 году? Он - уличённый агент КГБ по кличке "Дроздов" и, кроме того, избран на этот пост по приказу председателя КГБ Крючкова.

- Почему нынешняя власть сближается именно с РПЦ, а не с мусульманами?

Наши начальники в большинстве своём принадлежат к славянскому этносу. Количество людей в России, так или иначе причисляющих себя к православию, достаточно велико. Настоящих верующих на самом деле не более трёх процентов. Но я считаю, что это очень вредный союз и для власти, и для Церкви. Точнее, и Церкви, и нашим казнокрадам этот союз, конечно, выгоден тактически, но стратегически это огромная ошибка и для власти, и для Московской патриархии. На самом деле, если бы Патриархия была бы не коррумпированной псевдорелигиозной организацией, а настоящей Церковью, она бы как можно дальше держалась от этих вороватых чиновников. Но, увы...

- Странно как-то: вы говорите о Патриархии, которую принято считать чем-то духовным, как о Белом доме.

Это хуже, чем Белый дом. Люди, которые там находятся - но в данном случае речь не о рядовых священниках и монахах, - совершенно коррумпированы, циничны, очень часто развратны, и среди них есть даже неверующие. Это уродливая организация. То, что они даже полшажка не сделали, получив свободу, в сторону покаяния, говорит, что они растленные люди.

- Почему Церковь сегодня закрыта от общества даже больше, чем армия?

Я бы не сказал, что она сильно закрыта. Закрыта она по части доходов и по части коррупции. Ею просто никто не интересуется. Она никому не нужна, кроме тех, кто в ней.

- Насколько я знаю от сведущих людей, там тоже есть интриги, и ещё какие!

Разумеется, и это же всё материал для компромата. Поэтому они и закрыты. Например, в "Новой газете" была публикация о том, что когда генералы украли деньги, вырученные за продажу имущества ЗГВ, то они провели деньги через псевдоцерковный фонд. Уголовное дело не было доведено до конца, потому что нужно было арестовывать митрополита Кирилла и его помощников. На это власти не пошли. А как только деньги прошли через этот псевдорелигиозный фонд, он сразу исчез. Понятно, что такие вещи нужно скрывать. Власти невыгодно компрометировать Церковь. Это такой взаимовыгодный союз. Те же иерархи не обличают воров-губернаторов и воров-чиновников. Это же деловое партнёрство.

- Знаете, больше всего, что меня поражает, когда прихожу в храм, - это различие между иконами и священниками. На иконах скорбь, а лица священников сытые и довольные.

- Мы живём в последние христианские времена. Мир скатывается к апокалипсису с очень большой скоростью. Московская патриархия является не только потому Лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому "Мировому Православию", то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части "новостильники", в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на Црковь, это не Церковь.

Нет. Есть и подлинная Церковь. Кроме нас есть "катакомбники". Есть "старостильники" греки, румыны, болгары.

- Это что же получается - каждый бьёт себя в грудь и говорит: "Вот я - истинный христианин, а все остальные нет"?

А вы думали, что будет по-другому? Это всё предсказано и святыми отцами, и в Евангелии сказано, что будут лже-Христы, что будут лжепророки. Ничего простого и лёгкого в духовной жизни никогда не было. Всегда, конечно, что-то было не так, но таких безобразных времён, как сейчас, не было.

Михаил Викторович, а если получится так, что ваша Церковь станет приближенной к власти, как нынешняя РПЦ, вы тогда будете говорить власти, что она преступна, а чиновники - казнокрады?

Вот по этой причине нас никогда и не приблизят. Да и мы никогда не пойдем туда. Нам это не нужно. На своих проповедях я говорю, что мы не молимся за власть. Мы молимся о страждущих, о стране, о российских и православных людях её. А Московская патриархия молится за власть. Мы молимся за страну, а за такую власть мы молиться не можем.

- У Высоцкого есть строчка: "Купола на Руси покрывали всегда чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал"...

По-моему, она довольно пошлая. Кстати, я никаких серьёзных песен у Высоцкого не воспринимаю, только юмористические.

- А Толстой был прав, утверждая, что не нужно Церкви столько золота?

Конечно, не прав. Без Церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной Церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную Церковь. А если ему христианство нужно для каких-то других целей - для душевного спокойствия, для расслабления или еще для каких низменных целей, то он не будет искать истинную Церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка. В патриархии процветает ещё и лжестарчество, которое уродует людские души. Многие к этому тянутся, потому что советские люди инфантильны и не привыкли ни к какому выбору и к ответственности, они очень радуются, если кто-то ими командует.

- Но в вашем храме не так много золота.

Да какое там золото!.. Нам нужно строиться, делать купол, колокольню. Мы уже четвертый год с лужковскими чиновниками согласовываем документы и архитектурный проект. По-моему, Лужков во многом превзошел Кафку. Наши деньги уходят не на золото, не на украшение храма, а на взятки.

Судя по литературе, в царской России общество было очень религиозно. А если почитать религиозную литературу, то и чудеса были. А почему сейчас нет чудес? Веры мало?

Чудеса и сейчас происходят, просто их никто не замечает. Да и аудитория, которая за этим наблюдала бы, сузилась. Но в царской России было очень много плохого. Если бы всё так было хорошо, то ни Россия, ни Церковь не рухнули бы. Иоанн Кронштадтский и его предшественники предсказывали, что произойдёт с Россией, если русский народ не покается и не вернётся в лоно православной Церкви. Главным образом это, конечно, касалось образованного сословия, интеллигенции. Но вот как раз они-то и добили Россию.

- Судя по той же литературе, можно предположить, что к 17-му году у народа лопалось терпение не только по отношению к царю, помещикам, но и к попам тоже. Ведь не секрет, что их называли в народе "мироедами" или "дармоедами".

Русская интеллигенция, которая повинна в национальной катастрофе, растлевала народ целенаправленно начиная с XIX века. Плоды этого растления не могли не сказаться. Был такой замечательный епископ и проповедник Амвросий Харьковский. Он говорил: "Можно не только предсказать, но и вычислить, когда произойдёт катастрофа, когда будет падение русского народа. Это будет тогда, когда людей, которые отлучены от христианства и занимаются модным просвещением, будет больше, чем людей христиански нравственных". Этот баланс как раз нарушился к 17-му году. К тому времени на войне погибли лучшие верующие люди, верные своему монарху. Потом те нравственные люди, кто примкнул к белому движению, тоже были или убиты, или вынуждены эмигрировать. Так что всё это, как видите, было предсказано. Даже с удивительными подробностями. Так, например, где-то в 1907 году архиепископ Антоний Храповицкий, потом ставший митрополитом и основателем Зарубежной церкви, говорил в своей проповеди: "Если в России не будет монархии, то все народности будут требовать автономии. Автономии будут требовать даже такие народности, о которых мы сейчас ничего не слышим, например, казанские татары". Это было предсказано в 1907 году. Но, к сожалению, русская интеллигенция вроде Александра Блока предпочитала "слушать революцию". Ну, вот и наслушались.

- Для него это кончилось очень печально.

Для всех, не только для него. Он написал сатанинскую поэму "Двенадцать" и во цвете лет увял.

- Что же вы так русскую интеллигенцию-то не любите?

Потому что именно она погубила Россию. Она свалила империю и Церковь.

- Но вы сам-то же не из рабочих?

Не важно, кто откуда. Нужно быть объективным. Действительно, русская интеллигенция несет самый большой грех перед Россией. Она свалила империю и сама погибла под её развалинами. К власти пришли такие бандиты, как Ленин, Сталин и Дзержинский, они хорошо позаботились о том, чтобы уничтожить интеллигенцию. Ведь Ленин не просто исчадие ада. Ленин - это русский интеллигент, доведенный до своего логического конца.

- Наверное, вы правы. Если почитать "Уединенное" Розанова, то можно только удивляться: с чего бы это интеллигенция на своих религиозных собраниях предлагала реформировать Церковь? Тот же Розанов предлагал устраивать брачные ночи в храме, правда, в специальном приделе.

Всё это было чудовищно... Розанов вообще довольно смрадная фигура, в конце жизни он покаялся... Это человек без всяких убеждений - то он прославлял иудеев, то становился антисемитом, то он русских попов прославлял, то осуждал Церковь.

- А почему, кстати, среди церковников так развит антисемитизм?

Это не Церкви свойственно, это свойственно почти всем народам. Во время войны Сталин командировал Михоэлса в США, для того чтобы тот собирал деньги у евреев для Красной Армии. Он довольно много денег там набрал. Его принимал Эйнштейн и спросил: "Существует ли антисемитизм в Советском Союзе?" Михоэлс приехал как сталинский агитатор и стал рассказывать, что в Советском Союзе все нации равны, на что Эйнштейн ему сказал: "Оставьте, я-то знаю, что антисемитизм - это тень еврейского народа, которую он отбрасывает везде, где бы ни появился". Кроме того, так получилось, и это объяснимо, что среди большевиков, революционеров, а потом и чекистов был невероятно огромный процент евреев. Потом они, правда, за это тоже заплатили, перебив друг друга. Так что это естественная человеческая реакция. Кроме того, по мысли нелюбимого мною Бердяева, но тут я с ним согласен полностью, христианство относится к любой национальности толерантно, для христианства национальности не существует, но еврейский народ составляет исключение, потому что еврейкой была Божья Матерь, Христос воплотился среди еврейского народа, и из евреев будет Антихрист. Поэтому христианство относится к евреям с особой настороженностью.

- А правда ли, что в Израиле чуть ли не уголовно запрещено проповедовать христианство?

Нет, не уголовно. Но у тех священников, которые крестят евреев, действительно бывают неприятности. Но на какой законной основе это делается, я не знаю. Там прозелитизм очень не приветствуется. Понятно, что это инстинкт самосохранения.

Когда началась перестройка, огромный интерес к Церкви был как-то понятен: люди разуверились в КПСС, и Церковь могла занять это место. Но как объяснить почти безразличное отношение к Церкви сегодня?

Христианство было запретным плодом, поэтому оно вызывало некоторый интерес. Но этот интерес развеялся после 1988 года, после того, когда пышно отпраздновали тысячелетие крещения Руси. Московская патриархия к этому была не готова и упустила этот момент. Они не покаялись и ничего толком не сделали для того, чтобы привлечь ещё больше людей, да и не могли этого сделать, потому что у них не было в то время достаточно образованных людей, способных на проповедь в современном мире. Соответственно, потихонечку интерес стал угасать. Да он и не был глубоким, потому что современным людям никакая серьезная религиозная

Мироздание – живой организм, но тварный, а Бог – Живой, не сотворённый и не рождённый, предвечный, сам творец жизни Мироздания. Названная совокупность и определяет понятие «Жизнь» в предельно об...">жизнь не нужна - они все заняты погоней за земными благами по примеру западных обществ. У нас всего 3 процента населения ходит в православные храмы. Понятно, что при коммунистах были безбожники, и разрушались храмы, убивали священников. Но в Англии в англиканско-католические храмы ходит те же 3 процента. Это нормальный для современного христианского мира процент, он будет ещё уменьшаться. Вот Москва, к примеру, город с населением 12 миллионов человек. В московские храмы в пасхальную ночь приходит 150 тысяч, в лучшем случае 200 тысяч человек. А тот, кто не пошёл в пасхальную ночь в храм, не считается православным человеком.

- Вот вы несколько раз сказали, что РПЦ не покаялась. А в чём именно она должна покаяться?

Они не христиане, а еретики, деляги. Христианство начинается с покаяния. Вот определение христианства, данное Иоанном Златоустом: "Христианин - человек кающийся". А они не каются. Они в этом ещё более тупые, чем похожая на них КПСС. Там своих предшественников, по крайней мере, осуждали и признавали какие-то ошибки. Даже Зюганов сейчас говорит, что неправильно делали, что убивали священников и закрывали церкви. Они даже не способны осудить своих предшественников, которые поздравляли Сталина с 70-летием в совершенно холуйском, позорном тоне. Даже такие вещи, как прославление Сталина, они не могли осудить, потому что эти люди к покаянию не способны, а раз не способны к покаянию, значит, они к христианству отношения не имеют.

- Мне удалось побывать, наверное, в самом святом месте России - Оптиной пустыни...

Это не самое святое место России.

- Может быть. Тем не менее и Гоголь, и Достоевский, и Лев Толстой приезжали именно туда. Но у меня возникло странное ощущение, что это такой образцово-показательный монастырь.

Дело в том, что никаких подлинных монастырей в России нет. Или это туристские центры, или кибуцы. Святитель Игнатий Брянчанинов, настоящий монах, говорил, что "монашество - подвиг, не данный нашему времени". Он предсказывал, что будет падение монастырей. И действительно, падение произошло, все монастыри в России были закрыты. Те же, кто сегодня находится в монастырях, от монашества очень далеки, подлинных монахов сейчас нет и быть не может. У греков-старостильников есть несколько монастырей, несколько скитов на Афоне, но это "подвиг, не данный нашему времени".

Вы заметный публицист, и интересно читать ваши воспоминания об Ахматовой, ваши рассуждения о литературе. Но как-то неловко читать, как вы всего на нескольких страницах разгромили роман "Мастер и Маргарита". Исследователи пишут тома об этом романе, а вы - на нескольких страницах перечеркнули всё.

Это чудовищное, кощунственное произведение. Что пишет Булгаков о Христе? Что он был не Сын Божий. Он опровергает всех евангелистов. Это сатанинский роман. В качестве положительных героев выведены черти, и в центре этого романа находится чёрная сатанинская месса с ритуальным убийством, с этой чашей из головы Берлиоза. А кроме того, это неудачная вещь, неудачная литературно. Там концы с концами не сходятся. Слава богу, что он вышел из моды, и думаю, что он скоро забудется.

- Ну уж коли вспомнили про чертей, то хотелось бы спросить: почему так распространились всевозможные сатанинские секты? Чем они так привлекательны?

Конечно, это гораздо легче, чем христианский подвиг с постом и молитвой. Потом это все окружено каким-то ореолом, молодые люди вообще склонны к негативизму, их туда довольно легко заманить, ведь всё это происходит ночью, в каких- то одеяниях. Но вот сколько молодых людей соблазняет этот мерзавец Лимонов! Плевать на то, что он пишет. Я представляю себе несчастных родителей тех детей, которых он посылает то в Латвию, то ещё куда-то хулиганить, а потом их сажают в тюрьму. Это ломает им жизнь.

- Скажите, а любой, кто не причастен к Церкви и не крещен, переходит во власть дьявола?

Нет. Так говорить нельзя. Но безусловно, что тот, кто не ищет спасения в церкви, в той или иной мере попадает в его власть. Власть мира - это и есть власть дьявола. То есть человек, который живёт мирскими заботами и не заботится о своём спасении, конечно же, находится во власти дьявола. Но есть сознательные сатанисты, приверженцы мерзких культов, а есть пассивные, которые просто живут для того, чтобы обогащаться, иметь дачи, машины, развратничать, объедаться. Вот они во власти дьявола.

- И кого, по-вашему, сейчас больше на земле?

Во все времена было больше людей, которые не думали о своём спасении и не хотели думать. Христианство - это религия противоестественная. Всё, что греховному человеческому естеству хочется, в христианстве запрещено. Соответственно, истинных христиан во все времена было очень мало. Пока были христианские империи в Средние века и те, кого называют сегодня элитой общества, были в какой-то мере ориентированы на церковь и на спасение, - простые люди к этому тянулись. Ведь были же святые князья и праведные помещики, были купцы - благочестивые храмостроители. А теперь все видят, что влиятельные и образованные люди заняты обустройством своих земных дел. Поэтому и все прочие этим занимаются.

Человек входит в храм, видит всё это великолепие, видит довольные лица священников... Как ему отличить: где лживая, а где истинная Церковь?

Для этого нужно читать христианские книги. А что касается золота, то ещё Господь в Ветхом завете велел приносить в храм золото и делать украшения из самых драгоценных материалов. Золото никого не должно смущать, его отсутствие или присутствие ничего не прибавляет. Человек, который хочет заниматься своим спасением, должен смотреть не на священнические облачения и не украшения икон, а должен читать книги, слушать проповеди и смотреть, насколько это соответствует учению Православной церкви. Там, где соответствует, там истина.

*Этот и другие материалы Андрея Морозова вы можете прочесть на его авторском сайте по адресу: http://www.amorozov.ru/