Лесной прадедушка (рассказы). Учебно- методическая разработка урока литературного чтения «Передышка» Г.А

Литературное чтение

Тема раздела: Вперёд по дороге открытий.

Тема: Символы в литературе.Г.А.Скребицкий «Передышка»

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Воспитание бережного отношения к природе.

Этапы урока

Здравствуйте! Поклонившись,мы друг другу сказали!Что особенно мы друг другу сказали? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ещё на уроке к чему мы можем обратиться?

-Здравствуй, урок!

-Здравствуй слово!

-Здравствуй литературное чтение!

Итак, вперёд по дороге открытий!!!

1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворения Э.Э.Мошковской

« Дедушка Дерево»

Работа с иллюстрациями

Какие слова создают образ уюта, тепла, радости?

Какую семью обнимает своими руками дедушка Дерево?

(представление образа дерева)

Работа со словом Образ

Работа со словом символ (включается презентация)

2 4 2 1 3

I. Г.А.Скребицкий Передышка»

1. Работа с текстом до чтения.(презентация)

Какие из этих писателей Вам знакомы?

О чём они пишут?

Сегодня мы пополним список этих людей

Георгий Алексеевич Скребицкий. Родился в Москве, в семье врача.Ещё мальчиком он часто ходил в лес, наблюдал за всякими зверюшками, слушал птиц, воображал себя смелым охотником.Всю свою жизнь он посвятил изучению природы.В своих замечательных произведениях учит читателей видеть многообразие и красоту окружающего нас мира.

С одним произведением мы сегодня и познакомимся!

Работа в паре.

Предположите, о чём может говорить это заглавие?

Подберите однокоренные слова? (отдых,передохнуть, отдохнуть)

К какому жанру относиться это произведение?

Признаки рассказа.

Проверим наши предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

Перед чтением поработаем с незнакомыми словами.

Есть ли они в тексте?

Девочки читают жнивьё

Мальчики ищут на дрогах

Показ слайдов, объяснение других слов.

1. Первичное чтение.

Чтение 1 части диктором старого радио учитель,

2. выполнение задания 1 учебника (с.  52).

Оправдались ли ваши ожидания по поводу названия рассказа?

Фронтальная работа

Как выглядела дорога?

Что делали путники в прохладной тени дерева?

Как прозвали люди берёзу?

Работа в паре (по рядам)

Найдите описание берёзы в разное время года

Летом

Весной

осенью

3.Обобщающая беседа.

- Чем служила берёза для птиц и людей?

Что приспособились делать ребята у берёзы?

(чтение по цепочке)

Одобряете ли вы поведение ребят? Почему можно его назвать бездумным?

II. Чтение II (хорошо читающие ученики)

III . Первичное чтение (читают учащиеся, вслух). Учитель помогает вести диалог с автором.

Когда так говорят « хватило совести» (совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми(не постыдилсь, не постеснялись)

Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

Как они решили исправить ошибку?

Какую роль играло дерево при своей жизни?

После неё?(Передышка это не только место отдыха,это история одного дерева,

дерева. Которое давало людям надежду.

Рассказ об особенности творчества Скребицкого (перед рассказами о часто писал стихи)

Она стоит от всех в сторонке

Здесь на высоком бугорке

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя от леса ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

« Её прозвали « Передышкой»

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем, ногами топаем.!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

IV. Работа в микрогруппах

Составление плана.

1.Берёза – спасительница.

2.Костёр под деревом.

3.Гибель берёзы.

4.Снова шумит « Передышка»

Чему научила история с берёзой?

(Природа прекрасна, она украшает нашу жизнь, наполняет её смыслом, относиться к ней надо с вниманием и любовью.Порой жестокость невоспитанность наносят большой ущерб природе.

Что же мы можем отнести к символам литературы?

(образ берёзы)

К берёзе у русского человека особое отношение. Ни в одной стране мира не растёт столько берёз как в России.

Её воспевают поэты, художники

На что обращает наше внимание Георгий Скребицкий

(на судьбу России, на наше отношение к ней.

Прочитайте пословицы

Какая лучше всего отражает главную мысль рассказа?

Берёза не угроза, где стоит там и шумит

Берёзой обогреешься, а не оденешься

У берёзки слёзки текут,

Когда с ней кору дерут.

Мы часть природы, должны заботиться, любить беречь.

V .Рассматривание картины А.Куинджи « Берёзовая роща»

Давайте войдём в картину. И опишем свои чувства.

Чтение высказываний о природе.

Говорят у природы нет цели.А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.

Солнце, чистый воздух и вода – счастье. зелень лесов и полей -счастье.

Природу и красоту нужно беречь. нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.

Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясён красотой своей планеты.Такой создала её для нас природа.


© ООО «Баласс», 2013 2

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: (3 урок) «Передышка» Г.А. Скребицкий. Урок добра.

Цель урока: создать условия для формирования понятия «добро»

    создать условия для обсуждения темы;

    учить выражать свою точку зрения о прослушанном произведении;

    содействовать воспитанию любви к окружающему миру через воображение и удивление;

    способствовать развитию речи, навыков осознанного чтения.

Тип урока: комбинированный

Технология: развитие критического мышления на уроках

Вид учебной деятельности:

    Самостоятельная работа

    Групповая работа

    Поисковая работа

    Работа в парах

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные УУД

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности:

ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение. родина;

оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

    умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

    поиск и выделение необходимой информации;

    анализировать художественный текст;

    обобщать и систематизировать учебный материал.

Коммуникативные УУД:

    умение слушать и понимать речь других;

    умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

    умение договариваться и находить общее решение;

    понимание разных точек зрения на один и тот же вопрос;

    проявлять интерес к общению и групповой работе.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, а что ещё неизвестно;

    умение работать по предложенному учителем плану;

    самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи;

    соотносить внешнюю оценку и самооценку;

    строить устные и письменные высказывания с учётом учебной задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Приложение: презентация, музыка для релаксации, лист бумаги А4, фломастеры, сердечки из бумаги (30 ш.), карточки (ситуации), плакат «дерево добрых дел», памятки «Твори добро»

Ход урока.

I. Стадия вызова

Цель этапа: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся. Дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.

Задачи: создать положительный настрой; вызвать интерес к предстоящей деятельности.

А) Организационно-подготовительный

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся, добра и радости

Что такое добро? А такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Б) Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал необходимый для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений необходимых для открытия новых знаний.

И так, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

Cлайд 1 («Твори добро»)

В словаре Ожегова слово доброта определяется так:

Слайд 2 («Листок » из толкового словаря)

В) Постановка собственных целей обучения.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

Так какая тема нашего урока? (что такое добро и что такое зло)

А цель урока? (раскроем значение этих слов и узнаем как влияют эти общечеловеческие нормы на окружающих)

Чтобы раскрыть смысл этих норм, нам необходимо вернуться к рассказу Скребицкого Г.А. «Передышка».

Г) Открытие новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Учитель начинает рассказ текста:

От деревни дорога шла через широкое поле. Солнце так и печёт. Но как раз у самой дороги ….

Ученики продолжают рассказ.

Почему однажды берёзка не покрылась зеленью?

Работа в группах

1 группа выписывает слова о берёзке до беды

2 группа - какая она стала после вмешательства детей

1 группа 2 группа

Зелёная, Чёрный,

свежо, прохладно, пообдирали,

шумят листья обледенелая,

нарядная, голая, потемневшая,

золотая, обломали, засохла,

жёлтая. свалили. Радость, красота, восторг Печаль

Слайд 3 («Берёзка до беды и после беды»)

Действительно, проникаешься сочувствием к дереву, как человеку.

Наши предки бережно относились к деревьям, считали, что ни живые. Прежде чем срубить дерево, они просили у него прощения.

Сколько поэтов посвятили свои строки берёзе. А сколько художников изобразили берёзу на своих полотнах…. Каждый старался излить свои чувства перед берёзой.

II Стадия осмысления

Цель этапа: помочь активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

А) Творческое применение и добывание знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать обсуждению проекта учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи и открыть новые сведения для её решения.

Слайд 4 (И. Левитан, И.Шишкин «Берёзовая роща»)

Слайд 5(А.Куинджи «Берёзки»)

1) «Встреча» поэтов и художников

а) Рисунки детей на доске на тему «Русская берёзка»

б) Чтение стихотворений поэтов учащимися по ходу показа слайдов.

Чем является берёзка для России? (Символом)

Сейчас идёт олимпиада-это символ…. (дружбы, порядочности, доброжелательности.)

А что является символом олимпиады? (Заяц, медведь, тигр.)

А мира? (Голубь.)

Б) Осознание и осмысление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практических упражнениях.

Цель, которую хочет достичь учитель: проверить осознанность усвоения учебного материала.

Сейчас вы нарисуете символ доброты.

1) Творческая работа.

На листах А4 дети рисуют символ доброты.

(Работы прикрепляются на доску)

2) Игра-тренинг «Волшебный цветок» (проходит под музыку для релаксации «Красивая мелодия»)

Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу, (звучит музыка)

Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

А теперь откройте глаза. Садитесь на свои места, сохраняя это настроение.

III. Стадия размышления

Цель этапа: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему

А) Закрепление учебного материала

Цель, которую хочет достичь учитель: оценить, насколько учащиеся освоили новый материал.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить степень усвоения учебного материала.

Почему берёзка оказалась в таком положении?

Почему дети рассказали леснику, что это они погубили берёзку?

Что предложил лесник?

Оправдывает ли рассказ своё название?

Представьте себя на месте тех детей, как бы вы поступили?

1)Работа в парах

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлую сумку, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

Ситуация 2.

Когда старушка - соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для неё хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то его отблагодарить.

По каким мотивам совершались добрые дела этих мальчиков?

(1-бескорыстно, 2- с выгодой)

Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

А вы совершали добрые дела?

2) «Дерево добрых дел»

(дети прикрепляют сердечко на дерево, называя добрый бескорыстный поступок)

3) Индивидуальная работа.

Работа с пословицами.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Передышка» и объясните выбор.

1. Слово лечит, а злое калечит.

2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь и мила.

3.Худо тому, кто добра не делает никому.

4.Добро творить- себя веселить.

5.Хорошо тому, кто добро делает, ещё лучше тому, кто его помнит.

За любой поступок отвечаем мы и никто, кроме нас. Прежде, чем что-либо совершать, мы должны думать о последствиях.

Всё в наших руках: как мы себя поведём, что выберем - зависит от нашего выбора.

Необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствиях: не несут ли они страдания окружающим.

Б). Рефлексия

Цель, которую хочет достичь учитель: содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности своего класса.

Скажите, для чего доброта нужна человеку?

Слайд 6 (Твори добро)

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

    Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - ТВОРИ ДОБРО.

    Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - ТВОРИ ДОБРО.

    ТВОРИ ДОБРО и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

Ш. А. Амонашвили

(Памятку получает каждый ученик)

IV.Домашнее задание

Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на выполнении разноуровневых заданий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выбрать задание и, применив добытые знания, выполнить его самостоятельно.

Слайд 7 (Домашнее задание)

(разноуровневые задания)

1.Сочинить сказку «как берёзка с дождиком подружилась»

2.Написать сочинение на тему « Русская берёзка»

3.Придумать разговор берёзки с ветром

Цель:

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения; выборочное чтение, словесное рисование картин; расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы:

  • словесный – беседа;
  • наглядный – картины, схемы;
  • практический – наблюдение, анализ, чтение;
  • частично-поисковый, проблемный;
  • стимулирующий – загадка живого дерева.

Оборудование: учебник; рисунки; картина “ Березовая роща”; береза с листьями (заданиями); схема – признаки рассказа; дополнительные тексты; запись “ Звуки леса” , “Во поле береза стояла”.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об отношении человека к тому, что нас окружает. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, прочитав анограммы:

Природа и человек – единое целое.

Красотой природы восхищались поэты, художники. Посмотрите картину Левитана “ Березовая роща”. Представите, что мы в этой роще, вслушайтесь в голоса леса. (Звучит музыка.)

Исаак Ильич Левитан сказал о природе:

“ Природа не терпит ничего безобразного и его в ней нет. Посмотрите рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. ”

“ Входить в лес и гладить ладонью древесные насаждения, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое. А лиственный покров лопочет зелеными листьями.” (Сладков)

Если верить сказке, то в каждой роще среди других деревьев растет особенное живое дерево. Если кому повезет увидеть сказочное дерево, да еще услышать какое волшебное слово произнесут его листочки, тот завладеет великой тайной.

Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя эту тайну живого дерева.

2. Работа с текстом.

Всегда ли человек относится к природе с любовью и вниманием?

Георгий Алексеевич Скребицкий посвятил свою жизнь изучению природы, работая биологом – исследователем в заповедниках.

(Биология – наука о живой природе. Заповедники – участки земли охраняемые государством.)

О наблюдениях Скребицкий рассказывает в своих произведениях. С одним произведением Георгия Алексеевича мы познакомились на прошлом уроке. Оно называется Передышка”. Дома вы должны были прочитать это произведение, ответить на вопросы к тексту.

– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ.) – Докажите.

Признаки рассказа:

  • повествовательность,
  • (схема) небольшой объем,
  • небольшое число героев, описание одного эпизода.

– Почему рассказ называется “ Передышка”? (Прочитайте.)

Скребицкий к многим своим рассказам сам сочинял стихи.

Послушайте стихотворение к рассказу “ Передышка”.

Она стоит от всех в сторонке
Здесь на высоком бугорке
Зеленых веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя от леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть
Ее прозвали “ Передышкой”
Передохнул – и дальше в путь.

(Береза – это дерево с мелкими листочками и белой корой. Ствол березы даже в самый жаркий день остается прохладным. Это объясняется тем, что белый цвет хорошо отражает жаркие солнечные лучи.)

– Какие еще слова вы бы использовали для описания березы? (Белоствольная, в белом платьице, веселая.)

Ребята решили отдохнуть у березы. Как описывает автор, что вокруг было по-осеннему неприютно? (Прочитайте.)

Знакомство со значением слов:

Жнивье – нижняя часть стеблей зерновых культур, оставшаяся на корню после уборки урожая.

Ботва – наземная растительная масса овощных корнеплодов.

– Чем закончился отдых ребят у березы? (Решили развести костер между корнями березы, картошку испечь в золе.) Зола – остаток образующийся при сгорании.

Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза в это время года? (Ветви обледенели, покрылись инеем; береза казалась нежно-розовой.)

– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, сухие ветви, крючковатые сучья.)

– Какие картины противопоставлены в рассказе? (Все кругом зацвело; только передышка не покрылась листвой.)

– Почему? (Березка засохла; у корней чернела обугленная дыра.)

(На дрогах – длинная телега без кузова.)

– “ У кого это хватило совести Передышку сгубить? ” – спросил лесник

– Когда говорят “ хватило совести” ? (Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. У кого хватило совести / не постыдились, не постеснялись/.)

– Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

– Как они решили исправить ошибку?

– Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? Что горько напоминает о старой Передышке?

Художник Яровой нарисовал иллюстрации к рассказу “ Передышка”.

– Сравните – какой была береза, какой стала.

– Могла ли эта березка оказаться тем самым живым деревом из сказки?

Она погибла, а ребята так и не узнали заветного слова.

3. Физминутка. Давайте вспомним нашего доброго знакомого деревянного человечка – Буратино, он тоже искал заветное дерево, искал свой золотой ключик. Он предлагает нам намного отдохнуть.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, здесь он ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать на носочки надо встать.

Буратино отправляется искать свой золотой ключик, а мы продолжаем искать ключ к живому дереву.

4. Березу, которую погубили ребята возвратить к жизни невозможно. Чтобы защищать природу – надо ее знать. Что мы знаем о березе?

Береза – название свое получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “Бер” означающий светлый, ясный, белый. Именно от “Бер” и образовалось сначала берза, а потом береза.

Береза – это лиственное дерево. В нашей стране насчитывается около 40 видов березы. Кора их обычно белая, но есть виды с различной окраской коры. Береза растет очень быстро, светлолюбива, морозостойка.

Белоствольная с развивающими по ветру зелеными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали березу. Ее березоньку кудрявую украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы. Сколько песен сложено о березе, сколько посвящено ей белоствольной красавице стихов, сколько написано картин.

(Исполняется песня “ Во поле береза стояла”, хоровод.)

Прокофьев. Стихи.

Люблю березу русскую, то светлую, то грустную
В белом сарафанчике с платочками в карманчиках
С красивыми застежками, с зелеными сережками
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую
Люблю березку русскую; она всегда с подружками
Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится.

Береза, которую назвали “ Передышкой” погибла. Давайте попробуем представить, что может ждать человека, если погибнет природа?

Что чувствовала береза, погибая от руки человека, что может чувствовать дерево?

(Послушайте разговор рябины и дуба.) Сценка “ Дуб и рябина” Сладков.

– Ой рябина – рябинушка, что взгрустнула ты?

– Была я, дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.

– Что ты, рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали, камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

Природа давно сдалась на милость человеку. А мы губим красоту, которая нам нужна и необходима. (Чтение дополнительного текста.)

Миллионы лет потребовалось природе, чтобы создать самое крошечное и простенькое живое существо. Человеку потребовалось всего 200 лет, чтобы навсегда стереть с лица земли 140 видов птиц, 106 видов зверей и еще 600 видов поставить на грань полного истребления.

Георгий Алексеевич Скребицкий, говоря о судьбе “ Передышки”, обращает внимание на судьбу природы, на наше отношение к ней.

Родная природа. Вглядитесь в нее поглубже, вслушайтесь, поймите ее язык, в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручейков. Что может быть прекраснее всего этого.

Чтение высказываний о природе.

– Говорят у природы нет цели. А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.

– Солнце, чистый воздух и вода – счастье. Зелень лесов и полей – счастье.

– Природу и красоту нужно беречь. Нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.

– Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясен красотой своей планеты. Такой создала ее для нас природа. И мы такой должны ее сохранить.

5. Итог урока.

Подводя итог урока, скажите:

– С каким произведением мы познакомились?

– Что нового узнали?

– Какой вывод мы могли бы сделать?

Посмотрите на ваши рисунки, в них ваше отношение к природе.

Перед вами выставка книг Скребицкого о природе. Прочитав их, вы можете узнать много интересного.

На календаре поздняя осень, а в наших краях уже зима. Давно прошло время листопадов. О чем могли рассказать листочки? Давайте обратимся к нашей березке, может она поможет открыть нам тайну живого дерева.

(На листочках.) :

Лес – украшает нашу землю.
Лес – хранит влагу.
Лес – останавливает жаркие ветры.
Лес – очищает воздух от пыли.
Лес – это дом для зверей и птиц.

Давайте, каждый мысленно прикоснемся к живому дереву. Оно обнимет вас своими ветвями, дохнет своим зеленым духом и пока будут светиться прекрасным светом листочки дерева, все будет замечательно, потому что это дерево – сама жизнь.

Скажи мне, как правильней землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, сказать ей – Родная.
Земля – наша милая, добрая мать.
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все, что мы любим, все создано ею
И горы, и реки, и лес, и цветы
И осень, и лето, и дождик, и ты!

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали «Передышкой».

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали «Передышкой».

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».