Landsverk Leo и другие. Landsverk Leo и другие Снаряжение для Leo

Данную статью посвятим описанию последнего танка среднего уровня Шведской ветки Leo . Хороший танк с довольно таки неплохой альфой. Если мы в топе то можно спокойно воевать на первой лини, ну а если попали в самый низ, то можно попытаться подсветить. Рассмотрим его более детально.

Немного истории
Средний танк было решено разрабатывать, используя базу Strv m/42. В целом концепция танка, названного Leo («Лев»), оказалась очень похожей на Pilen. Правда, корпус нашего танка, по сравнению с Strv m/42, не укоротили, а наоборот чуть-чуть увеличили. Ширина машины достигла трёх метров. Масса танка составила 25 тонн. При использовании самого мощного двигателя от Strv m/42 EH удельная мощность составляла 16,4 л. с. на тонну. Максимальная скорость оптимистично оценивалась в 55 км/ч, в качестве вооружения Landsverk Leo предполагалось использовать 75-мм пушку с баллистикой зенитного орудия. Размещаться она должна была в трёхместной башне.

Общий вид — Шведский средний танк Leo

Наш танк находится на седьмой ступени Шведской ветки. Большой по габаритам, и что свойственно танкам Швеции, с «бумажным» бронированием, но зато на раз сможет закружить да еще и нанести неплохой урончик.
Бронирование у танка очень слабое. Показатели бронированности лба корпуса 70мм, а борта 30. Башня не намного лучше, лоб башни имеет 70мм защиту, а боковая сторона 35мм. Так что если подставитесь боком, то даже пятые уровни смогут вас спокойно «прошивать».
Движение. Тут все немного лучше. Машинка может разгоняться до 60км/ч, что разрешает ей кружить своих противников, либо давать свет, если мы находимся внизу списка.

Обзор Шведский Танк Лео

Максимальный показатель у нас достигает 370м. Но не забываем про оборудования, благодаря которым можно увеличить характеристики танка. К недостаткам можно отнести долгое сведение.
Теперь о пушке, у нее есть как плюсы так и минусы. К плюсам можно отнести офигенную для седьмого уровня альфу и хорошее пробитие. А к минусам относится долгая перезарядка и пушку можно назвать «косой». При установке орудия 7.5 kan m/43 strv. С этой пушкой мы будем наносит урон в 300 единиц, может проскакивать альфа в 350, но перезарядка у нас будет в районе 12 секунд, опять же ее можно уменьшить выкачав экипаж, либо поставив оборудование, или использовать дополнительной пайки.

Экипаж:
● Командир – лампочка, боевое братство ремонт, мастер на все руки;
● Наводчик – ремонт, боевое братство плавный поворот башни
● Механик – водитель – ремонт, боевое братство, король бездорожья;
● Заряжающий – ремонт, боевое братство, дальность радиосвязи;

Сильно мудрить не нужно, выкачиваем стандартные для средних танков перки, для облегчения игры.

Сильные стороны:
● Хорошая динамика;
● Отличный УВН;
● Не плохой разовый урон у топовой пушки;

Слабые стороны:
● Слабая броня;
● Долгое сведение;
● Низкая точность;
● Малый размер боекомплекта «топ» пушки.

Итог
Данный шведский средний танк не является одним из худших. Его пробитие и разовый урон позволяет играть на первой лини в топе, правда перезарядка не даст нам хорошо кружить врагов, тут более выгодна тактика: выехал, долговато прицелился и за бугор, чтобы не получить ответку. Так же можно играть и от защиты, но это менее выгодно, так как мы реально можем прошивать большую часть танков. В общем, танчик заслуживает место в вашем ангаре.

Итак, и на этом обзор среднего танк Швеции седьмого уровня подошел к концу. Заходите в “Мир танков”, и создавайте свое мнение об этой машине, а также не забывайте заходить на наш . Удачи на полях сражений!

Leo - шведский средний танк седьмого уровня. Когда тебе предлагают играть на СТ, то ты невольно аккумулируешь весь свой опыт на этом классе и представляешь себе этакого юркого ДПМ-щика, с хорошей динамикой и средней броней. И вот тебе дают агрегат, у которого почти нет брони, зато есть пушка как у «тяжа». Только скорость оставили. Сразу возникает вопрос - как на этом играть? Возможно именно неоднозначность тактического применения вызывает такую полярность мнений по этому танку - его либо советуют качать, либо также категорически отговаривают.

Давайте разберемся в этом гайде, что из этого имеет под собой почву.

Историческая справка

Шведское танкостроение - это всегда была вещь в себе. Способствовало этому обособленное расположение страны на севере, а также политика нейтралитета. Но иногда происходят встряски, когда приходится пересматривать всю доктрину под воздействием суровой реальности. Для потомков викингов этим моментом стала осень 1941 года, когда их военная делегация посетила Финляндию, которая уже обладала широким парком советской трофейной техники. и произвели на шведских разработчиков неизгладимое впечатление. Вывод был сделан не в пользу только что поступившего на вооружение Strv m/42.

Вернувшись, конструкторы устроили мозговой штурм, как улучшить основной шведский танк, чтобы он был не хуже советских машин. Было решено применить рациональный наклон брони фронтальной проекции. Для этого пришлось довольно сильно переделать башню, которую лишили бортовых люков и сделали просторнее. Короткий обрубыш ствола заменили на 75-мм пушку, с баллистикой зенитного орудия. Кроме этого были подготовлены эскизы с размещением дула прямо из корпуса. Но, фантазии фантазиями, а производственная реальность внесла свои коррективы. В итоге, до конца войны разработчики провозились с модернизацией основных узлов.

Оживилась тема только когда фирма Landsverk представила прототип танка TLP в 1947 году. Сам по себе он не был прорывным, но послужил основой для разработки героя нашего гайда в 1949 году. В итоге массу агрегата удалось существенно уменьшить с 30 до 25 тонн, но он по-прежнему не удовлетворял капризы шведских военных. Но после войны правительство сняло экспортные запреты для всех фирм, и создатели Leo поспешили воспользоваться этим. Контракт с Пакистаном сорвался, но вот модернизированный вариант танка вполне на ура зашел в гористой местности Швейцарии. Воистину говорят - не пророков в своем отечестве!

Игровые характеристики

В «Лео» стал интересным танком быстрой поддержки на поле боя. Рассмотрим его характеристики в разрезе игры:

Защита

Будем откровенны и честны - броня у нас только для вида. Спереди она составляет 70 мм в башне и 55 мм в корпусе. Даже базовые снаряды без проблем расколупывают этот «орешек». В остальных местах все еще хуже - 30-20 мм. Тут уже даже не о рикошетных свойствах задумываться пора, а о «фулл-дамаге» от фугасов. Тем более, что высокий корпус словно создан для прицельной стрельбы. Самое смешное, что стоковая башня хоть и имеет 55 мм во лбу, превосходит топовую по бортовой защите - 35 мм. Зачем это сделано, не совсем понятно. По итогу получается очень хрупкий танк, которого не спасают даже 1000 очков прочности. Единственной нашей стопроцентной защитой является только скорость, но о ней - ниже.

Огневая мощь

Пушка - это то, ради чего играют на этой машине. Первые два 75-мм недоразумения можно смело пропустить, хотя ДПМ на предпоследнем стволе превышает даже топовые показатели. Но его еще попробуй реализовать. А у 10 cm kan m/34 имеется отличный разовый урон в 300 ХП, при бронепробитии базовым снарядом в 155 мм и «голдовым» на 194 мм - вполне хватает при всех раскладах на любом уровне боев. А вот скорострельность - это то, чем нас бог обделил. При частоте выстрелов пять снарядов в минуту, ДПМ равняется всего 1500 ХП.

К отдельным минусам можно отнести также время сведения (три секунды) и аццкий разброс (0,42 на сто метров). Исходя из этих характеристик уже видно, что при таком качестве оружия вам светит только рукопашные зарубы на ближней дистанции, в противном случае - большинство из 35 снарядов боеприпаса уйдет в молоко. А вот УВН танк нас радует - минус 10 градусов! Небольшой изъян только в том, что орудие центрировано чуть вниз, к корпусу, из-за чего башня высовывается из-за холма чуть больше чем надо.

Динамика

Моторный отсек танка модернизируется, пока не выходит к DB 605 , который выдает 500 л.с., что позволяет разгоняться до 60 км/ч. Даже некоторые легкие танки не имеют таких показателей! Единственный минус - на мягких грунтах скорость очень сильно проседает. Топовые гусеницы Leo m/48 дают увеличение грузоподъемности на 2,5 тонны, а также на четыре градуса увеличивают подвижность, доводя ее до 38 град/сек. Стоковая и топовая башня крутятся с неодинаковой скоростью с разницей в два градуса (топ - 34 град/сек). Как видим, башню придется доворачивать за корпусом, чтобы успеть среагировать на фланговые угрозы. Очень маневренный и ходовый танк, который всегда может поддержать союзников с колес.

Обнаружение и связь

Радиостанций на агрегате много, но нас интересует только топовый вариант Ra 400 , позволяющий прямой радиоконтакт на расстоянии 710 метров. Один из лучших показателей на уровне! Обзор у нас также неплохой - 370 метров у топовой башни, незаметность тоже страдает из-за высокого профиля. Если не жалко денег, приобретите полный камуфляж за 150 «голды».

Прокачка и оборудование

Как лучше всего изучать Leo? Выйти на этот танк можно через Strv 74 . Предшественник подарит вам полный набор радиостанций, а также предтоповую пушку. Поэтому уже на старте можете сразу взять гусеницы на свободный опыт (если он у вас имеется) и перейти к прокачке 105-мм орудия. На этом останавливаться не стоит - идете дальше и получаете топовую башню. После этого ваш танк готов к противостоянию с любым противником! Остается только улучшить моторный отсек и устремиться к славе.

Экипаж состоит из четырех человек, что не всегда хватает для среднего танка. Поэтому сначала изучаем всем «Боевое братство», чтобы улучшить общие показатели. Далее - офицеру «Шестое чувство», а всем остальным «Ремонт», дабы не стоять на «гусле» во время атаки. Третьим перком добиваем командиру «Ремонт», наводчику «Плавный поворот башни», мехводу «Плавный ход», а заряжающему «Бесконтактная боеукладка».

Что касается спецоборудования, то рекомендуем вариант на активные перестрелки: «Досылатель крупного калибра», «Усиленные приводы наводки» и «Вентиляция». После прокачки экипажа вентилятор можно сменить на «Ящик с инструментами». Этот сетап позволит вести плотный огонь с близких дистанций. Можете, конечно, поэкспериментировать - игра располагает. Еще есть усовершенствованное спецоборудование и слот под предбоевые инструкции, но они доступно только за боны, которые зарабатываются в ранговых боях. Если все же решились разориться, то рекомендуем либо «Экспериментальную систему заряжания» (минус 12,5% к перезарядке), «Систему отвода пороховых газов» (плюс 7,5% ко всем умениям экипажа), либо «Износостойкие приводы наводки (плюс 12,5% к скорости сведения). Для экипажа актуальны «Рациональная боеукладка» (плюс 2,5% к перезарядке) и «Продувка воздуховодов» (плюс 2,5% ко всем умениям экипажа) и «Настройка прицела» (плюс 2,20% к скорости сведения), «Тонкости работы КПП» (усиливает умение «Плавный ход») и «Без резких движений» (усиливает умение «Плавный поворот башни»).

Расходники размещаем следующие: «Ручной огнетушитель», «Малая аптечка», «Большой ремкомплект». Большая «ремка» нужна, потому что даже просто лежа в инвентаре, она дает 10% к ремонту. Пожароопасность двигателя высокая (20%), поэтому «Кофе с выпечкой» вместо огнетушителя брать только на свой страх и риск.

Leo - средний танк поддержки, который не создан проламывать фронт, зато очень хорошо развивает прорыв в глубину. Как и все СТ, он необычайно гибок в тактическом плане.

Ваша хорошая подвижность и обзор могут сыграть вам на руку в самом начале матча. Достаточно просто прокатиться по передней линии фронта и собрать опыт за «засветы». Только рекомендуем полностью не показывать свой профиль противнику, иначе насуют урона по самую маковку. Двигайтесь перпендикулярно обстрелу, ныряя за рельеф, или скрываясь за домами. Если встретите вражеского разведчика, то особо в перестрелку с ним лучше не вступать - пока вы сделаете один выстрел, в вас прилетит целых пять, а в случае с автопушкой и все десять снарядов. Когда совсем не разминуться - идите на таран, но только передней частью, чтобы не прошел полный «дамаг».

После завершения обхода, выберите фланг, который будете поддерживать. Желательно, чтобы там было максимальное скопление «тяжей». Таков принцип бронедуэлей - равный атакует равного. На средний танк скорее всего никто не обратит внимание, особенно когда он будет выскакивать как чертик из табакерки, и так же быстро скрываться за спинами толстых собратьев. И это серьезная ошибка. Ведь тот же ИС выдает 400 ХП разового урона, а вы - 300 ХП. Не сильно меньше, если подумать. В «качелях» главное уловить принцип, что выскакивать нужно строго после разрядки вражеских орудий, когда они на КД. Ведите отсчет в уме и вовремя уходите с линии обстрела. Стрелять на расстояниях (больше чем сто метров) стоит только в полном сведении, иначе рискуете досадно промахнуться.

Кого действительно нужно брать в расчет, так это «арту». Ваш широкий и высокий корпус не особо отличается в этом отношении от тяжелых танков. А брони на вас существенно меньше. Даже близкий разрыв «чемодана» сильно осложнит вашу и без того непростую жизнь. Как минимум - вылетит оборудование или член экипажа, как максимум - пройдет половина урона. Старайтесь сильно не отсвечивать и занимать позиции, куда нельзя забросить фугас, даже по самой отвесной траектории. Когда надежного прикрытия нет, то остается только надеяться на удачу и непредсказуемость своих движений. Мансуйте туда-сюда, периодически делайте резкие остановки со сменой маршрута.

Не гнушайтесь фланкирования. Это вообще одна из сильных сторон сей машины. Проскочить опасный участок и атаковать сзади - излюбленный прием на «Лео». Маневренность и слабая защита развивает обостренное чувство опасности, которое пригодится вам потом для игры на более защищенных собратьях. Буквально через десять боев вы будете очень тонко чувствовать карту. Вместо того, чтобы атаковать в лоб, сорветесь в широкий крюк, обойдете парочку кварталов и появитесь там, где не ждут. Одна из самых тактических машин в игре, позволяющая доставлять урон в самую необходимую точку за очень короткое время.

После того, как цельный фронт исчезнет, для героя гайда наступают золотые времена. Его скорость и обзор не оставляют шанса «однокнопочным» любителям кустов. И тут уже не обращаешь внимания на слабую броню - хочется летать и карать. Он один из первых врывается на базу противника и потрошит артиллерию. Но при этом вполне может повернуть назад и сбить захват с союзной точки. Здесь даже не обязательно показываться полностью, достаточно «подсветить» из-за холма башенкой - многие вас даже не увидят, а вы сможете провести урон.

Итог

Плюсы:

  • мощная 105-мм пушка,
  • высокий разовый урон,
  • скоростная динамика,
  • хороший обзор,
  • топовая радиостанция,
  • великолепные УВН.

Минусы:

  • отсутствие брони,
  • низкая точность топового ствола,
  • отвратительная стабилизация,
  • не особо большой боекомплект,
  • плохо тянет на мягких грунтах.

Как видим - Leo даже при всех своих минусах и плюсах достаточно интересный танк, чтобы заценить его в деле. Мало какой СТ на седьмом уровне может похвастаться такими показателем разового урона. Всякие извращения, вроде А-44 с заднецентрированной башней, вообще не в счет. Выкупив эту машину, вы познаете боль и горечь поражений, когда выскочивший из-за угла японский фугасник с одного выстрела лопнет вас в ангар. Но в то же время ощутите несравнимую мощь, когда недобитые противник тоже отправляются в небытие с одной плюхи, доступную только «тяжам». Скорость и «дамаг» - убойное сочетание! Мне нравится, а как вам?

СРЕДНИЙ ТАНК СЕДЬМОГО УРОВНЯ ШВЕЦИИ LEO WORLD OF TANKS

Leo – шведский средний танк VII уровня. Исследуется за 60380 опыта, а его стоимость составляет 1410000 кредитов. Исторически Leo представлял собой проект среднего танка, созданный во второй половине 40-х гг. Но в итоге разработка была свёрнута, в серию танк так и не пошел.

Бронирование

Как и остальные средние танки данной ветки, Leo не обладает сколь-нибудь ощутимой бронёй. Самые защищённые места – лоб башни и корпуса, но там лишь 70 мм брони. В остальном всё ещё хуже: борта башни имеют толщину 30 мм, борта корпуса 25-30 мм, а крыша прикрыта 13 мм брони. Как видно, там пробивать его будет даже артиллерия. Это один из немногих танков, для которого сохраняется опасность ваншота от артиллерии: его показатель прочности равен 1100 единицам, а средний урон фугаса, выпущенного из топового орудия С-51 или СУ-14-1 составляет 1050 единиц.

Вооружение

На выбор есть две примерно равноценных пушки, которые стоит рассмотреть подробнее.

7,5 cm kan strv 74 – как видно из названия, достаётся в наследство от Strv 74. Она должна быть знакома игрокам, её характеристики практически не меняются: очень точное орудие с хорошей стабилизацией и альфой в 150 единиц. При установке топовой башни перезарядка ускоряется до 4,3 секунд. Из явных недостатков можно отметить не самый высокий показатель бронепробиваемости – 148 мм основным боеприпасом.

10 cm kan m/34 – топовое орудие калибром 105 мм. Стоимость исследования составляет 16700 опыта. Ничего хорошего про точность, стабилизацию и время сведения сказать нельзя. Но эти параметры компенсируются хорошим разовым уроном в 300 единиц. Показатель пробития базовым снарядом чуть выше, чем у предыдущего орудия и составляет 155 мм.

Учитывая невысокие цифры бронепробития у обеих орудий, игроку так или иначе придется возить в боекомплекте премиум снаряды, без них вступать в бой с бронированными противниками просто бесполезно.

Мобильность

Среди остальных шведских средних танков Leo выделяется своей высокой подвижностью и маневренностью. Он развивает максимальную скорость в 60 км/ч, удельная мощность составляет 19,75 л.с./т. Это делает его похожим на лёгкий танк, и позволяет быстро перемещаться по карте, заходить в борт тяжам и расстреливать их, пока они отвлечены союзниками.

Оборудование

Независимо от выбранного орудия, в первую очередь следует установить досылатель и оптику. К ним следует добавить усиленные приводы наводки. В этом случае плюсы от вентиляции слишком незначительны в сравнении с приводами, ведь скорость сведения орудия составляет целых 3 секунды.

Тактика игры

Геймплей также зависит от выбора орудия. С 75 мм пушкой танк хорошо подходит для осторожной игры и ведения огня с дальних дистанций. Правда, расход «голды» в этом случае выходит немалым, ведь стандартным боеприпасом бронированные танки можно даже в борт не пробить.

105-мм орудие для больших расстояний подходит плохо, поэтому используется на средних и ближних дистанциях. При этом также стоит помнить о низком пробитии, отсутствии брони, и не вырываться вперед на превосходящего противника. Нужно подождать пока он отвлечётся, выехать из-за укрытия, выдать ему выстрел и заехать обратно. Благо, скорость позволяет делать такие финты. Пушка гнётся вниз на 10 градусов, поэтому чтобы стрелять из-за холма не нужно выезжать полностью, это позволяет минимизировать полученный урон.

Можно немного отдохнуть от танков играя в другие игры, которые не отнимают много времени. На http://bobik.net/ собрано много игр для мальчиков. Играть можно так же с телефона, что очень удобно.

Весной 1941 года шведская армия сформировала требования на тяжёлый танк, боевая масса которого, впрочем, оценивалась всего в 20 тонн. Ответственная за разработку фирма Landsverk взяла за основу экспортный танк LAGO , разработав на его базе машину LAGO II. 19 декабря 1941 года Landsverk получила заказ на 100 таких танков. Серийные машины получили официальное обозначение Strv m/42 .

Производство этих машин началось только в 1943 году. Несмотря на ряд «детских болезней», машина получилась вполне удачной. Тем не менее уже к середине 1943 года шведские военные, получив информацию о бронетехнике сражавшихся во Второй мировой войне стран, стали задумываться о дальнейшем усовершенствовании этого танка. В результате на свет появились такие интересные проекты, как Pricken, Leo и Lansen.

В погоне за Т-34

Статус нейтрального государства позволял Швеции торговать с обеими воюющими сторонами. Вместе с тем возможности получения сведений о новейших образцах зарубежной техники у шведов были ограниченными. По большому счёту, единственным относительно серьёзным источником такой информации была Финляндия. Помимо того, что Швеция сильно помогла финнам в Зимней войне, две страны периодически заключали сделки по продаже вооружения и военной техники.

К примеру, единственной гусеничной боевой машиной шведского производства, которая реально участвовала в мировой войне, стала зенитная самоходная установка Landsverk Anti II. Шесть таких машин было заказано финнами 25 апреля 1941 года, а попали к заказчику они в январе 1942 года. Стоит отметить, что ЗСУ Landsverk Anti II для шведской армии не выпускалась, она была чисто экспортной машиной.

Таким сотрудники Landsverk летом 1943 года видели модернизированный Strv m/42

Ещё в октябре 1941 года финны передали шведам информацию о 30-тонном среднем танке, а также о 50-тонном танке «Клим Ворошилов». К сводке ТТХ прилагалась и схема 30-тонного танка, в которой легко угадывался Т-34. А в июне 1943 года делегация, состоявшая из шведских военных, посетила одну из финских танковых частей, где в том числе имелись и трофейные Т-34.

Тщательный осмотр трофеев озадачил шведских военных ничуть не меньше, чем примерно за два года до этого немцев. Выводы для себя шведы сделали неутешительные: на вооружении у СССР, который считался шведами одним из наиболее вероятных противников, состоял танк, явно превосходивший только начавший поступать на вооружение Strv m/42. Особенно заинтересовали шведов схема бронирования Т-34 с листами, расположенными под рациональными углами наклона, и вооружение, состоявшее из 76-мм длинноствольной пушки Ф-34.


Более радикальный вариант модернизации с новой башней и двумя пушками

По возвращении делегации Департамент вооружений Королевской армии (KATF, Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning) устроил мозговой штурм. Фирма Landsverk получила задание на разработку концепции модернизации Strv m/42 и уже 17 июля представила своё видение улучшенного танка. Было предложено установить лобовую броню Strv m/42 под рациональным углом наклона. Довольно сильно переделывалась башня, которая лишалась бортовых люков и становилась немного больше. Наконец, вместо штатной пушки предлагалось установить 75-мм пушку с баллистикой зенитной пушки 7,5 cm Lvkan m/30.


Судя по схеме размещения вооружения этого проекта, кому-то на Landsverk не давали покоя лавры конструкторов французского танка Char B

Параллельно с этим на Landsverk разработали ещё два варианта модернизации танка. Оба они предусматривали установку более крупной башни, позволявшей наводить орудие на большой угол возвышения. Разница между ними была в размещении вооружения. Эскиз S-456 предполагал спаренное размещение длинноствольной 75-мм пушки и 40-мм автоматической зенитной пушки Bofors. Во втором варианте в башне оставалась только 40-мм зенитная пушка, а 7,5 cm kanon m/41 Strv, штатное орудие Strv m/42, предлагалось установить в корпусе.

В конце концов от всех трёх вариантов было решено отказаться. Даже первый, наиболее реалистичный из них, имел серьёзный недостаток в виде сильно выступающего за габариты орудия. К тому же оставшиеся на лобовом листе вентиляционные отверстия для охлаждения трансмиссии вряд ли позволили бы радикально улучшить бронестойкость.

Тем не менее начало работам над модернизацией Strv m/42 было положено. Впрочем, речь теперь шла не только об этом танке. Полковник Эрик Гиллнер, глава отдела разработок артиллерийского управления, запустил работы сразу по нескольким направлениям. Это хорошо иллюстрирует заказ, который был составлен для фирмы Bofors. Он включал в себя разработку 57-мм танковой пушки для модернизированного лёгкого танка Strv m/41, 75-мм танковой пушки с длиной ствола 54 калибра для Strv m/42, ещё одной такой же пушки, но с механизмом заряжания, 75-мм самоходной пушки и 105-мм самоходной пушки с длиной ствола 50 калибров. Последняя, к слову, должна была базироваться на баллистике 105-мм зенитной пушки 10,5 cm Lvkan m/42.

Из всего этого заказа в металле удалось воплотить 75-мм самоходную пушку на шасси Strv m/42, в серию она пошла как Pvkv m/43. Танковая пушка с механизмом заряжания была разработана Bofors к апрелю 1944 года. В дальнейшем башенная установка с нею, известная как Delat torn, была построена в виде полноразмерного макета.


Найденный в архиве эскиз корпуса танка Pricken

К весне 1944 года шведскими военными были подготовлены требования к модернизированным лёгким и тяжёлым (средним) танкам. Между тем в дополнение к модернизированному Strv m/42 добавился и новый танк. Впервые он был упомянут в смете на опытные работы, датированной 24 мая 1944 года.

Согласно этому документу, модернизированный Strv m/42 должен был обозначаться как LAGO V. На проведение опытных работ выделялось 495 000 шведских крон. На новый лёгкий танк 13-тонного класса, обозначавшийся как Lillpricken (маленькая точка), выделялось 425 000 шведских крон. Наконец, в дополнение к LAGO V была начата разработка 28-тонного танка, получившего обозначение Pricken (точка). На разработку этой машины выделялась самая большая сумма - 692 000 шведских крон.

В ноябре 1944 года спецификация на новую машину была изменена. Её боевая масса выросла до 30 тонн, а в качестве силовой установки должен был использоваться 430-сильный двигатель Volvo. Шасси перспективного танка стало рассматриваться и как база для новой самоходной установки, вооружённой 105-мм пушкой с зенитной баллистикой.


Варианты компоновки моторно-трансмиссионной группы Landsverk Pricken

Первые эскизные наработки по теме Pricken датированы 1944 годом. Более подробные характеристики появились позже - в ноябре 1945 года. Согласно им, длина корпуса танка вырастала до 6300 мм, полная ширина увеличивалась до 3000 мм, а высота до 2500 мм. В машине довольно легко угадывался Strv m/42, но при этом некоторые детали, особенно это касается лобовой части и бортов корпуса, однозначно делались с оглядкой на Т-34.

Согласно спецификации, толщина лобовой брони танка должна была достигать 70 мм. От пулемётчика в корпусе конструкторы благоразумно отказались, что позволило улучшить снарядостойкость лобового листа и более рационально разместить боеукладку. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель Volvo, который должен был развивать мощность 450 лошадиных сил. С ним, как ожидалась, танк смог бы развить максимальную скорость около 50 км/ч.

Также прорабатывалось два типа размещения трансмиссии. В первом случае КПП находилась сразу за двигателем, и привод на ведущие колеса, размещавшиеся спереди, передавался по довольно хитрой схеме. Во втором случае общая схема трансмиссии больше напоминала трансмиссию Strv m/42 EH.

К моменту появления уточнённых характеристик Вторая мировая война окончилась. 720 танков, выпущенных шведскими заводами за годы войны, свою задачу выполнили. Одним только своим наличием они помогли Швеции обойти кровавую мясорубку стороной и сохранить нейтралитет.

Между тем окончание войны означало, что время больших денежных трат на военные нужды подходит к концу. Бюджет у Швеции был совсем не резиновый. Да и говорить, что война совсем обошла Швецию стороной, нельзя. Жертвами атак со стороны воюющих сторон оказались 250 шведских торговых судов, да и общая ситуация в Европе негативно влияла на шведскую экономику. Одним словом, шведкой армии предстояло потуже затянуть пояса. И танковая программа в этом смысле оказалась одной из самых уязвимых.


Зенитное орудие 10,5 cm Lvkan m/42. Новые танковая и самоходная пушки должны были базироваться на его баллистике

В 1946 году проект Pricken пропадает из опытных работ. Но идея танка 30-тонного класса не исчезла бесследно: в это время появляется проект машины, получившей название LS 46 (позже TLS 46). Согласно изначальным планам, она должна была иметь удельную мощность не менее 20 л. с. на тонну, а в качестве её основного вооружения предполагалось использовать либо 75-мм пушку, либо 105-мм пушку с зенитной баллистикой.

В рамках работы по этому проекту департамент KATF начал переговоры с англичанами и чехами. Максимальная скорость перспективного танка оценивалась в 60 км/ч. Высокая удельная мощность при массе 25–30 тонн означала, что танку нужен мотор мощностью до 650 л. с. Такой мотор, мощностью 620 л. с., имелся у английской фирмы Rover. Судя по всему, переговоры по поводу этого мотора зашли в тупик.

Кстати, в зависимости от массы варьировалась и цена танка - от 360 000 (25 тонн) до 433 000 (30 тонн) шведских крон за штуку.


Единственное известное на сегодняшний день изображение САУ TLP

Параллельно с LS 46 был разработан и проект истребителя танков LP (позже TLP 46). Финальная версия этой машины датирована февралём 1947 года. В качестве вооружения для неё предлагалась 105-мм пушка с зенитной баллистикой. САУ должна была иметь корпус длиной 5,8 метров, значительно более короткий, чему у Pricken. Одновременно количество опорных катков сократилось до 5 на борт.

Здесь программа создания 30-тонного шведского танка подошла к финалу. Помимо того, что необходимого для него двигателя не было, на это наверняка повлияли и результаты испытаний танка Sherman Firefly, который шведам удалось приобрести после нескольких попыток. Результаты стрельб 17-фунтовой пушки наглядно показали, что даже толщина лобовой брони в 70 мм не является надёжной защитой для танка. Погоня за Т-34 закончилась.

Третий не лишний

Закрытие программ TP 46 и LS 46 совсем не означало, что шведы полностью остановили разработку новых танков. Настоящими победителями Второй мировой войны оказались СССР и США, ставшие сверхдержавами. Они имели огромные, закалённые в сражениях армии. Начиналась Холодная война, пожиравшая огромные объёмы ресурсов разных стран на укрепление обороны. Несмотря на нейтральный статус, Швеция продолжала считать СССР своим основным потенциальным противником. По этой причине программа разработки перспективных танков продолжилась.


Landsverk Pilen, июль 1947 года

Неудача с программой 30-тонного танка заставила департамент KATF сделать определённые выводы. Ещё в 1946 году начались разговоры о том, что боевая масса танка должна составлять 25–30 тонн. Появление нижней планки в 25 тонн свидетельствует, что у военных и конструкторов появилось понимание простой истины: при отсутствии необходимого двигателя боевую массу надо снижать. Особой альтернативы тем моторам, которые устанавливались в танки семейства Strv m/42, на тот момент не существовало.


Проект этого же танка по состоянию на сентябрь 1948 года

Первоначально фирма Landsverk возобновила работы по двум основным направлениям. Заказ на лёгкий танк никуда не делся, но теперь за основу брался не L-60 или Strv m/41, а Strv m/42. В июле 1947 года на свет появился эскизный проект, который получил название Pilen («Стрела»). Его концепция в значительной степени пересекалась с концепцией Landsverk Terro. Даже по длине корпуса (5,3 метра) Pilen и Terro были похожи. Фактически здесь инженеры Landsverk взяли Strv m/42 и сильно его укоротили. Количество опорных катков, как и на Terro, сократилось до 5.

Путём различных ухищрений в габариты новой машины удалось вписать агрегаты Strv m/42. За счёт оптимизации и увеличения ширины корпуса диаметр подбашенного погона удалось увеличить до 1,6 метра. Башня стала заметно просторнее, благодаря чему экипаж вырос до 4 человек, из них трое располагались в башне. Толщина брони корпуса сократилась до 35 мм, что также примерно соответствует бронированию Terro. Несмотря на исходные требования установить 57-мм пушку, на Pilen оставили орудие со Strv m/42. Впрочем, заменить его другой пушкой было несложно.

За счёт более короткого корпуса и уменьшения толщины брони боевая масса танка снизилась до 17 тонн, благодаря чему его удельная мощность увеличилась до 19 л. с. на тонну. При таких показателях ожидаемая максимальная скорость в 60 км/ч выглядела вполне реалистично.


Landsverk Leo

Средний танк также было решено разрабатывать, используя базу Strv m/42. В целом концепция нового танка, названного Leo («Лев»), оказалась очень похожей на Pilen. Правда, его корпус, по сравнению с Strv m/42, не укоротили, а даже немного увеличили. Ширина машины достигла трёх метров, то есть совпала с шириной TLS. Похожей оказалась и бронезащита: в лобовой части корпуса толщина брони варьировалась от 30 до 70 мм, а во лбу башни - от 55 до 70 мм.

Боевая масса танка составила 25 тонн. При использовании самого мощного двигателя от Strv m/42 EH удельная мощность составляла 16,4 л. с. на тонну. Максимальная скорость оптимистично оценивалась в 55 км/ч, но даже менее тяжёлый Strv m/42 EH быстрее 45 км/ч не ехал.


По состоянию на 1948 год Landsverk Leo выглядел сильно устаревшим. Во многом по этой причине от него и отказались

В качестве вооружения Landsverk Leo предполагалось использовать 75-мм пушку с баллистикой зенитного орудия. Размещаться она должна была в трёхместной башне, сильно похожей на увеличенную башню Pilen. От боковых люков на ней отказались, а диаметр подбашенного погона вырос до 1820 мм.

Оба проекта имели весомые недостатки. В случае с Leo существовала проблема с явно недостаточной удельной мощности. Что же касается Pilen, то он был слишком тяжёлый для лёгкого танка, а для среднего имел слишком слабое орудие. По этой причине летом 1947 года фирма Landsverk подготовила чертёж S-1226A, на котором был изображён своеобразный гибрид. На шасси Pilen предлагалось установить облегчённую башню Leo. Впрочем, и это шведских военных не устроило - дальнейшую работу над проектом было решено прекратить.


Landsverk Lansen, 1948 год

Примерно в это же время правительство наконец сняло ограничение на экспортную деятельность Landsverk. В сентябре 1948 года шведская фирма подготовила проспект для потенциальных зарубежных заказчиков. В общей сложности предлагалось 12 типов боевых машин, как серийных, так и находящихся на стадии разработки. Среди них были Pilen с Leo, а также тот самый гибрид, который предлагался шведским военным.

Он получил обозначение Landsverk Lansen («Копьё»). Боевая машина массой 20 тонн имела бронирование на уровне Pilen, при этом обладая огневой мощью Leo. При двигателе мощностью 380 л. с. она имела удельную мощность на уровне Pilen, максимальная скорость оценивалась в 48–55 км/ч. Как ни странно, именно этот гибрид «прожил» дольше всех своих собратьев и даже продвинулся дальше чертёжной доски.

Шанс для экспортных танков

Мировой рынок вооружений в конце 40-х годов был весьма разношёрстным. После окончания Второй мировой войны высвободилось огромное количество военной техники. «Секонд-хенд» был гораздо дешевле новых образцов, к тому же машины воевавших стран последних военных лет имели вполне неплохие характеристики. Это предопределило их долгую службу. Даже Швеция не устояла перед появившимся соблазном: в первые послевоенные годы Королевская армия закупила немало образцов колёсной техники, в основном американского производства.


Полноразмерный макет танка Lansen, 1950 год

Выше уже упоминалось, что СССР и США оказались главными победителями во Второй мировой войне. Безусловно, формально победителей было гораздо больше, но фактически проигравшими оказались далеко не одни страны Оси. Вторая мировая война нанесла смертельный удар по колониальным империям, и в первую очередь это касалось Франции и Англии. Вскоре после окончания Второй мировой войны колонии одна за другой стали объявлять независимость. В связи с этим, естественно, возникали многочисленные очаги напряжённости, а нередко и войны. Так случилось, например, на Ближнем Востоке.

По большей части молодые государства наследовали вооружение и технику бывших хозяев, но дополнительный спрос на оружие всё равно возник. И хотя в значительной степени этот самый спрос удовлетворялся подержанной техникой и вооружением военного периода, у шведских производителей появился шанс.


Один из вариантов Lansen с 75-мм пушкой. За 1950 год машину переделывали как минимум 3 раза

Первым потенциальным покупателем оказался Пакистан. Из всего ассортимента предлагаемой шведами бронетехники пакистанские военные заинтересовались именно танком Lansen. Первоначально всё шло хорошо: был составлен предварительный заказ на 36 машин, изготовлен полноразмерный деревянный макет. Но в итоге сделка сорвалась. С чем это связано, до конца неизвестно, но не исключено, что фирма Landsverk не сошлась с пакистанскими властями в цене. То, что шведские танки, мягко говоря, не самый дешёвый товар, не являлось новостью. Пакистанцам оказалось проще закупить технику в США.


Первый проект установки 84-мм пушки в башню Lansen

Более продолжительным оказалось сотрудничество со Швейцарией. По состоянию на 1950 год состояние бронетанковых сил этой страны, которая, как и Швеция, придерживалась в годы войны нейтралитета, было печальным. Основным танком швейцарской армии был Pzw.39, экспортный танк разработки чехословацкой фирмы ČKD. Всего их имелось 24 штуки. Также после войны во всё той же Чехословакии было закуплено 158 истребителей танков G-13. База G-13, к слову, рассматривалась швейцарцами в качестве основы для собственного лёгкого танка.

Как и пакистанцы, швейцарцы из всего ассортимента выбрали Lansen. Не в последнюю очередь выбор шведской машины был связан с большим углом склонения орудия, что для гористой Швейцарии было важной характеристикой. Вместе с тем само вооружение Lansen им не понравилось. Даже на лёгких танках Laupen 16t и Laupen 14t, которые проектировались примерно в это же время, предполагалось использовать 90-мм пушку. По этой причине уж в апреле 1950 года был подготовлен проект установки в башню Lansen 84-мм швейцарской пушки, представлявшей собой копию английского 20-фунтового танкового орудия.


Примерно так должен был выглядеть Lansen для швейцарской армии. Зрелище не для слабонервных

В целом танк после переделки изменился не сильно, хотя длина его корпуса всё же увеличилась до 5670 мм, а боевая масса достигла 25 тонн. Тем не менее с новой пушкой Lansen выглядел совсем по-другому. Общая длина танка совсем чуть-чуть не дотянула до 10 метров. Впрочем, швейцарский 30-тонный танк, который разрабатывался с осени 1950 года, выглядел не менее экзотично.

Работы по Lansen продолжались как минимум до весны 1951 года. Для проверки правильности реализованных в проекте решений был построен полноразмерный макет машины. Также швейцарцы разрабатывали собственные варианты Lansen с 90-мм пушкой, более толстой бронёй (вариант C имел толщину лба корпуса 76 мм, а башни 100 мм), иной подвеской и двигателем. Впрочем, и эти проекты не дошли даже до стадии изготовления опытного образца. Причиной сворачивания работ стал тот самый упоминавшийся выше 30-тонный 30-t Panzer, который выглядел куда как более перспективно. Позже он превратился в KW.30, а затем в Panzer 58.


Полноразмерный макет танка Lansen с новой пушкой

В мае 1949 года шведские военные снова вернулись к разработке машин, схожих с Pilen и Lansen. Были составлены требования на танки боевой массой 15 и 20 тонн. Впрочем, долго эти работы не продлились. К началу 50-х годов Leo/Lansen/Pilen однозначно выглядели устаревшими. Кроме того, у шведских военных появился и другой повод для беспокойства. Их пугали советские ИС-3, впервые проехавшие на Параде Победы в Берлине ещё в сентябре 1945 года. Против них даже «швейцарский» вариант Lansen с 84-мм пушкой выглядел несерьёзно. И тогда из небытия шведами был вновь вытащен танк 30-тонного класса…

Источники и литература:

  • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).

Заключительный Шведский средний танк STRV LEO 7 уровня вышел на Супертест WoT по единственной ветки тяжёлых танков.

Историческая справка Шведского STRV LEO

К 1944 году, Швеция имела большое количество устаревшей танковой бронетехники. В основном были легкие танки до 10 тонн на вооружении армии швеции, а также средний танк уже устарел. В следствии чего командование приняло решение по замене устаревших танков на новые экземпляры техники.
Проектировки продолжались до 1947 года и в планах было сделать прототип. Landsverk обозначило прототип TLP. Тем не менее, в 1947 году все разработки приостановили, так как отказались от массы 30 тонн. А возродили проект только в 1949 году на совершенно другом шасси.
Шведский Strv Leo средний танк получился самым тяжелым из своей серии и предназначался для экспорта, так как вызывал огромный интерес у других стран, однако существенных преимуществ у него не было. Поэтому в итоге предпочтение отдали другой модели.

Тактико-технические характеристики Strv Leo

Добавление шведской ветки в грядущем обновлении, порадует всех любителей средних танков World of Tanks с хорошим дамагом. Средний танк седьмого уровня Strv Leo очень неплох по предварительным ТТХ, и, если грамотно дополнить это оборудованием и перками, машина покажет себя, скорее всего, как нельзя лучше.

Присмотревшись на таблицу с ТТХ Шведского STRV LEO с одноуровневыми средними танками, можно сказать — «Наверно первый годный Шведский средний танк !!!».

Шведский LEO Альфач с 300 единиц урона, пробитие составляет 155 единиц, но есть и хуже у некоторых СТ wot. Разброс на 100 метров 0.38 более менее, ведь у это не Panther с точным немецким орудием, где разброс равен 0.32 .

А вот конечно сведение подкачало и составляет 2.78 , но если установить правильные модули, то в целом можно картину исправить. Обзор танка составляет 370 метров, средний показатель для средних танков седьмого уровня. Углы склонения орудия просто великолепны, что позволят занимать выгодные позиции на картах World of Tanks. Скорость танка весьма удивляет 60 км\ч лидер среди СТ 7 WoT.

Оборудование для Шведского Strv Leo

Шведский средний танк седьмого уровня относительно шустрый и манёвренный, а также имеет неплохое вооружение. Естественно чтобы сделать игру максимально результативной, необходимо оборудовать огневую мощь и подвижность танка. В первую очередь строго обязательна установка орудийного досылателя , который поможет увеличить DPM урон в минуту.

Далее возможны варианты, можно сделать упор на обнаружение противника, либо на общие характеристика танка. В первом случае пригодится просветлённой оптика. Но лучшим вариантом будет увеличить скорость сведения орудия, ведь имея огромный разовый урон на уровне, необходимо его грамотно реализовывать. В дополнении к орудийному досылателю, приобретается усиленные приводы наводки и улучшенная вентиляция . В комплекте с исследованным умением Боевое Братство позволит по максимуму реализовать разовые урон орудия 10 cm kan m/34 Strv Leo.

Исследование STRV LEO

Для полноценного исследования танка и вывода в ТОП необходимо выбрать, что лучше исследовать сейчас, а что оставить на потом. Орудие 10 cm kan m/34 установить можно без покупки ходовой, вот только дополнительные модули нельзя будет поставить. Поэтому, предлагаем следующий вариант исследования и покупки модулей STRV LEO:

1) купить и установить усиленные торсионы 3т класса за 200 000 серебра, далее установить орудийный досылатель и усиленные приводы наводки ;
2) орудие 10 cm kan m/34 за 16 700 опыта (чем больше урона наносим, тем больше опыта зарабатываем);
3) башня Leo m/48 за 18 300 опыта (улучшить скорость перезарядки и сведения орудия);
4) двигатель Meteor Mark IV Mod 271 за 6100 опыта (увеличить маневренность танка)
5) ходовая Leo m/48 за 8700 опыта, для того чтобы заменить усиленные торсионы 3т на улучшенную вентиляцию ;
6) двигатель DB 605 за 11 400 опыта;
7) радиостанция Ra 400 .

После чего копить опыт в количестве 95 400 единиц на следующий тяжёлый танк Швеции .

Умения экипажа STRV LEO

На Шведском Strv Leo грамотно подобранные умения экипажа сделают игру среднего танка поистине смертоносным на своем уровне как минимум. Командиру обязательно прокачивается навык шестого чувства , а всему прочему экипажу первый перк выбирается в зависимости от имеющегося опыта у экипажа, желательно всем прокачать боевое братство . Это сразу усилит все сильные стороны СТ Leo, уменьшится скорость перезарядки, увеличится скорость сведения и, как следствие, ещё больше возрастёт возможный реализуемый урон.

Улучшится управляемость, техника будет более послушной, закрутить противника или увернуться от снарядов будет проще. Вторым навыком сделать акцент на плавный поворот башни и плавный ход . Это позволит эффективно вести огонь по противнику в движении. Но лучше обойтись одним поворотом башни и выбрать короля бездорожья вместо плавного хода. Для командира можно выбрать навык ремонт , но им можно и пренебречь в пользу орлиного глаза . В дополнении к нему отлично подойдёт радиоперехват.

Как играть на LEO

Тактика игры на Strv Leo подойдёт уже более опытному игроку. Играть на нём можно и от обороны, и от атаки, но всё-таки наилучший результат он покажет скорее во втором варианте. Танк относительно быстр и имеет неплохую манёвренность, а этим нужно пользоваться. Надо успевать быть везде и всюду. Необходимо закрутить неповоротливого тяжёлого танка или ПТ-САУ противника, разрядить высокий разовый урон орудия в бок или корму, и сразу же менять фланг. Нужно стараться помочь, там, где это нужно больше всего, но не застревать на одном месте.