Кто живет на дне океана? сказка для детей. Загадки, сказки, игры про море для детей Сказка про морских обитателей рыбка клопик

Маленький морской окунь отправился на прогулку. Он поиграл немного с друзьями и решил уплыть подальше от дома, ведь здесь все было знакомым и успело наскучить.

Окунек плыл и изучал подводный мир, заодно здороваясь с морскими обитателями, проплывающими мимо него. Вот мимо плывут веселые морские черепашки и кивают окуньку. Окунь знал, что с черепахами он будет дружить очень долго, потому, что живут черепашки много лет, так же, как и морские окуни. Даже дольше, чем человек, могут прожить.

А вот его знакомая – тетя Скумбрия. Она опять отправилась в путешествие. Скумбрия живет только в теплой воде, поэтому зимовать всегда уплывает к другим берегам. Их море зимой слишком прохладное для нее. Тетя Скумбрия махнула окуньку плавником и пустила пару приветственных пузырьков в его сторону – Буль-буль!

Буль-буль! – ответил ей маленький окунь и поплыл дальше.

Окунек заметил на дне морского ерша. Верхний плавник его состоял из колючек. Ерш никуда не плыл, а притаился на дне и ждал свой завтрак. Маленький окунь знал, что яд, который был в колючках ерша, тот применял только когда защищался…да и у самого окунька плавники были покрыты иглами, в которых был яд, поэтому малыш его не боялся.

И тут окунек увидел своего лучшего друга! Правда, друг его не был рыбой… он был моллюском – осьминогом!

Привет! – пробулькал осьминог.

Привет, друг сердечный! – булькнул в ответ окунек.

Он всегда так называл своего приятеля. И это было неспроста! Ведь у осьминога было целых три сердца! А еще, его кровь была голубого цвета!

Неожиданно друзья заметили вокруг себя какое-то подозрительное оживление. Все морские обитатели бросились врассыпную.

Акула! – догадался умный друг окунька – осьминог. И тут они увидели громаду, с гигантскими челюстями, надвигающуюся на них.

Осьминог и окунь кинулись от акулы, но та была сильнее и быстрее их. Челюсти были совсем рядом с друзьями, еще секунда — и они окажутся в брюхе у чудовища!

И тут осьминожек выпустил чернильное пятно в воду – прямо акуле в глаз! Хищница подумала на пятно, что это и есть добыча, и сомкнула на нем челюсти! Этого времени друзьям хватило, чтобы спрятаться.

Акула несколько раз проплыла мимо камня, за которым притаились приятели, но не заметила их и уплыла ни с чем!

Урраа!! – забулькал радостно окунек, — Опасность – позади!!

Но тут он заметил, что у его друга не хватает одного щупальца! Когда он пускал чернильное пятно, чтобы отвлечь акулу, она все-таки успела схватить его!

Окунь подплыл к товарищу – Что же теперь делать? Как же ты без щупальца?

Это ерунда! – пробулькал осьминог. — Оно у меня снова отрастет!

Вот здорово! – обрадовался окунек. — А у нас, у окуней, так не бывает…если уж чего-то лишился, то – навсегда! Может быть, поплывем по домам? А то меня мама уже заждалась, наверное! Почти ночь,акула тоже уже спит, наверняка!

Акулы никогда не спят – ответил осьминожек. — Особенность у них такая. Но, похоже, уплыла она, вокруг тихо.

Друзья еще немного поболтали и поплыли каждый к себе домой.

Осьминожек спокойно лег спать.

А вот окунек еще долго не мог уснуть и все вспоминал грозную акулу и думал, что с ним было бы, если бы не помощь друга! — Все-таки, дружба — великое дело! –подумал он, и, наконец, заснул.

Наталья Бобрышева
Сказка «Солнышко» о обитателях Черного моря

Лу : Наверно, солнце плывет всю ночь под водой, чтобы вынырнуть и взойти, с другой стороны.

Лу : Это точно светит солнце под водой ! Занырну-ка я поглубже и все узнаю.

Лу : Вы не видели солнце ? Я уверен оно где-то здесь! (смотрит по сторонам)

Медуза : Солнце – это я , медуза Аурелия! Смотрите, как я красиво свечусь в воде!

Лу : Нет, ты не можешь солнцем быть ! Ты светишься, но не так ярко, и вообще ты похожа на желе!

Рыба – Солнечник : Солнце это я ! Меня называют Рыба – Солнечник ! У меня плавники похожи на солнечные лучи .

Лу : Но ты же не светишься совсем! Какое же ты солнце ?

Ночесветки (2 - 3чел) : Это мы солнце , море ночью светиться благодаря нам. Мы ночесветки!

Лу : Да нет, вы не можете быть Солнцем ! Вы совсем крохотные, а солнце большое и круглое !

М. Дракон : Солнце – это я ! И попробуйте только со мной не согласиться, я вас сразу уколю ядовитыми шипами. (подходит к Лу выставляя шипы)

Автор : Увидев страшные шипы Морского Дракона, малыш Лу очень испугался и поплыл прочь от опасной рыбы, но вдруг он оказался в полной темноте. Вода стало мутной и грязной, дельфиненку захотелось вынырнуть на поверхность, но куда плыть он не знал. И вдруг Лу увидел светящийся шарик впереди, затем еще один и еще. (выходят дети) Там, где появлялись светлые шарики, вода становилась чистой и дельфиненок смог разглядеть медуз сестер Аурелии.

Лу : Что вы здесь делаете?

Медузы : Мы едим отходы, которые попадают в море и так очищаем морскую воду. Должен же кто-то заботиться о море!

Лу : Я и не знал, что о море нужно заботиться.

Медузы : Конечно нужно, если море загрязнится, все его обитатели погибнут !

Мама дельфин : Лу, вот ты где! Разве можно малышу одному нырять ночью? Как же ты меня испугал! Хорошо, что я тебя нашла мое солнышко

Лу : Мама прости. Я просто искал солнце , которое прячется в море! А выходит, что солнышко это я ?

Мама дельфин : Солнце – эта огромная звезда в небе, которая дает жизнь всем на земле! А мамы называют солнышком того , кого любят больше всех на свете!

Лу : Теперь я все понял, солнце находится на небе , а его лучики отражаются в воде! Его нельзя встретить на дне морском среди морских обитателей , с которыми я сегодня повстречался! Мам, еще я сегодня узнал, что нужно заботиться о море, очищая его воды! (мама и Лу уплывают)

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по музыке и аппликации в младшей группе «Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!» Под спокойную музыку входят в зал. Воспитатель: Доброе утро! Птицы запели! Добрые люди встали с постели! 1. Упражение: «Здравствуйте!» Воспитатель:.

Цель: формирование представлений об обитателях Черного моря. Программные задачи: познакомить детей с обитателями Черного моря; Развивать.

Конспект занятия «На дне Черного моря» (средняя группа) Задачи: - Создать аппликацию подводного мира своими руками. - Воспитывать аккуратность.

Литературная гостиная «Знакомство с творчеством Саши Черного» Цель: Реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый-ребенок», направленных на полноценное развитие детей. Задачи: Обучающие.

31 октября- Международный день Черного моря. А мы живем на Черном море. Вот и прошла у нас неделя Черного моря. Много узнали о нашем любимом.

Познавательное занятие «Жители Черного моря» в подготовительной группе с использованием ИК технологий Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях черноморского дна. Задачи: Познакомить детей с обитателями Черного моря,.

Накомство с театральной деятельностью проводится постепенно. Первый этап это знакомство с театром и закулисьем,с правилами поведения в театре. Важную.

Привет! Знаете, что важно ребенку рассказать о своей Планете? И сделать это мы сегодня попытаемся несколькими способами, чтобы маленькому было интересно! Давайте расскажем ему сказку! Но такую, в которой он бы смог сам участвовать: отвечать на вопросы, размышлять, фантазировать и мастерить оригами, фигурки обитателей глубин! А еще нам поможет загадка про море для детей! Мы даже будем играть. А те фигурки, которые мы с малышатами конструировали, станут героями игры!

Детишки, представьте, если бы у вас была возможность полететь на далекую планету и познакомиться с ее жителями! Планета эта очень необычная. Она полностью покрыта водой. Но значит ли это, что на ней нет жизни, как думаете? ~

Чтобы это проверить, давайте в дорогу возьмем акваланги. Знаете, что такое акваланг? ~

Это специальное снаряжение, при помощи которого мы сможем дышать под водой. Теперь мы без страха нырнем и даже опустимся на дно!

Ах! Как же здесь красиво! Как вы думаете, здесь есть растения? ~

Да! Здесь растет ТРАВА. Порой она называется водорослями. Вы слышали уже такое название? ~

Давайте ее сделаем своими руками из бумаги, или пластилина, или просто раскрасим. И, если крохе понравится, будем делать всех или некоторых из тех, о ком узнаем.

Теперь приступим к расскаскам и аппликациям. Все картинки увеличиваются по клику.

Распечатать для аппликации

Раскраска

Раскраска

Раскраска

А вместо земли у нас с вами песок. Если присмотреться, можно увидеть растущие кристаллы, это – кораллы. А еще есть РАКУШКИ. Схема ракушки оригами — кликайте для увеличения фото.

Неужели под водой кто-то живет? Как думаете? ~

Да! Здесь много разных жителей. И почти со всеми мы сможем близко познакомиться. Например, с РЫБАМИ, с КРЕВЕТКАМИ и КАЛЬМАРАМИ. Но есть такие огромные, как СКАТ и АКУЛА. К ним лучше детям близко не приближаться, эти «рыбы» очень опасны. Не меньших размеров и ДЕЛЬФИНЫ, но с ними мы подружимся быстро, они веселые и любят поиграть.

Схемы оригами увеличиваются по клику. Источник информации

И мы тоже любим играть. Но это нам еще предстоит. А пока расскажите, что-нибудь вы слышали о жильцах этой планеты? ~

Так вот, летать никуда не надо. Мы можем встретить и КОСАТКУ, и ЧЕРЕПАХУ и у нас на планете Земля. Вы что-нибудь слышали про обитателей моря ? ~

Правда, никто не знает, может они прилетели с той самой далекой планеты? Может, если мы познакомимся с ними ближе и подружимся, они сумеют нам рассказать немного о себе. Например, почему некоторые из них живут только в реках, а другие – в морях, да и океан наполнен этими необычными животными и рыбами. Почему и как это произошло? Интересно, правда? ~

А пока давайте разгадаем загадки!

Морские загадки

Вопросы будут разные, короткие и чуть подлиннее для деток разных возрастов. Все они с ответами , чтобы и взрослые и малышата не растерялись! Будут вопросы для карапузов постарше. Которым уже 7 лет и более. И для крох 3 4 лет .

А ну-ка! Отгадайте!


Раскраски для распечатки

Я подготовила для вас раскраски.

Игры с оригами

Согласитесь, такие замечательные игрушки, которые мы сейчас сделали вместе с карапузами, не должны лежать без дела! А «дело» мы им сейчас придумаем! Давайте играть?

Игра про дружбу

Здесь нужно четверо игроков. Каждый возьмет на себя роль одного из персонажей сказки.

В одном морском царстве жили Черепаха, Дельфин, Кальмар и Акула.

Черепаха и Кальмар дружили. Им было весело вместе, да и немного друг на друга они были похожи, оба носили свои домики на спине: панцирь и раковину.

Видя, как интересно проводят время Черепаха и Кальмар, Дельфин тоже захотел с ними общаться. Приплыл, и говорит:

– Давайте вместе, все втроем, дружить!

Но Кальмару так не хотелось, чтобы кто-то еще с Черепахой общался, играл в песочнице и бегал наперегонки. Что он сказал:

– Ты такой большой. Ищи товарищей среди таких же огромных рыб.

Расстроился Дельфин и уплыл печальный такой.

Но когда он только отплывал, он заметил, как к товарищам подбирается Акула. Поэтому Дельфин решил посмотреть, что будет дальше? Что задумала хищница?

А ты знал, что акулы опасны и они могут нападать на рыб и даже едят кальмаров, когда те зазеваются? ~ а знаешь, кто еще ест кальмаров? ~ (птицы, например, альбатросы, а еще дельфины, но не наш Дельфин, он был дружелюбным, и еще – кашалоты)

Черепаха первая заметила Акулу. И успела спрятаться. А Кальмар чуть не стал обедом для хищницы, если бы… Если бы ее не защитил Дельфин!

Креветка и Кит

Двое игроков. Один играет роль Креветки, другой – Рыбы.

  • Поставьте 4 корзины. Это – океаны. Пусть малыши угадают, в скольких океанах живут киты, а в каких креветки. (во всех и одни, и другие)
  • Пусть детки покажут, как киты и креветки ныряют из корзины Атлантический океан, в Тихий и т.д.
  • Дать карапузам угадать размеры одних и других. Пусть покажут размер ракообразных (от 2 до 30см). смогут они показать размер китов? А угадать? (от 2м, до 30).
  • Кто кого ест? ~
  • Поставьте шуточный вопрос. Ракообразные маленькие, но если они нападут стаей, победят кита? ~
  • В чем еще, кроме размера, отличие одних и других? ~ (окрас (розоватые креветки и темные, черные или синие киты), как плавают (как виляют хвостами, кто глубже, кто всплывает на поверхность), киты могут делать фонтан, а креветки?)

Друзья, надеюсь, вам понравилось, как вы позанимались с ребятишками. А потому. подписывайтесь и заходите вновь в гости за новой порцией игр! Приводите с собой друзей, пусть и они расскажут деткам о чудесах на нашей планете. А на сегодня все! Пока и до новых встреч!

Примечания

  • Я ставила знак тильда «~» там, где малыши могут ответить на вопрос, поучаствовать в беседе.
  • Смотрите, все, что можно сделать в виде поделок, какие схемы есть на сайте, я написала большими буквами. (надеюсь, так удобно)

Схемы оригами

Около месяца назад я закончила работу над сказкой для летнего номера нашего журнала «Моя мама – Василиса» . Но летне-морская тема никак не отпускала, хотелось написать ещё чего-нибудь такого для блога. Хотела волшебную сказку, а получилась снова с философским уклоном. Просто, когда сказка пишется, то я с ней спорить уже не могу. Следую за ней, и частенько получается всё по-иному, чем сама задумывала. Я надеюсь, что сказка вам понравится. Иллюстрацию нарисовала моя Сонечка.

Желаю вам всем хороших и весёлых отпусков! Кстати, летний номер журнала, подписка на который заканчивается в последний день июня, мы как раз и создавали, думая о мамах, которые будут играть с детьми в отпуске, на берегу моря.

Сказка о морской звёздочке и двух желаниях

— Ах, как жалко, что я живу в море, а не на небе! – думала она. – Как бы мне хотелось, стать одной из звёзд, исполняющих желание!

Девочка снова вздохнула, встала и подошла к воде. Она сбросила сандалии и пошла по воде. И вдруг…. Там в песке что-то блеснуло при свете луны! Да это же маленькая оранжево-золотая звёздочка! Девочка подняла её.

— Ты упала с неба или приплыла из морских глубин? – спросила девочка, разглядывая звёздочка.

Звёздочка ничего не ответила.

Я притворюсь, как будто ты упала с неба и загадаю желание, — сказала девочка и зажмурилась.

Через полминуты девочка открыла глаза и сказала звёздочке:

— Я загадала, что научусь дышать под водой, как рыба, и смогу спуститься на морское дно, посмотреть, как там живётся его обитателям.

Девочка бережно опустила морскую звёздочку на дно и пошла дальше гулять по берегу.

— Ой-ой-ой, — заволновалась звёздочка. – Что же делать? Теперь я должна исполнить желание девочки. Она ведь надеется на меня.

Звёздочка на минутку задумалась, а потом вдруг поняла, что должна сделать. Она дождалась подходящей волны и уцепилась за неё. Волна отнесла звёздочку в глубь моря. Ну а там уже звёздочка дождалась нужного ей морского течения, которое принесло её как раз ко дворцу Морского Царя.

У Морского Царя всегда было полно дел. Дно морское огромно, не так просто уследить за всем, навести порядок. К тому же он был очень строгий правитель, и многие рыбы и морские обитатели побаивались его, обходили дворец стороной. А уж о том, чтобы самим явиться на приём к Морскому Царю – и речи быть не могло.

— Кто же я такая? Всего лишь маленькая морская звёздочка, он на меня внимания не обратит, — заволновалась звёздочка, но потом собралась: — Нет-нет, мне нельзя сомневаться. Ведь девочка в меня верит.

Через несколько минут морская звёздочка оказалась в огромном зале, в центре которого на троне восседал сам Морской царь. Вокруг него толпились советники, министры и другие придворные. Морской Царь решал дела морской государственной важности. Конечно, он и не заметил маленькую морскую звёздочку. Да она и не ожидала, поэтому собрала все силы и как можно громче произнесла:

— Морской царь! У меня к тебе очень важное дело!

Царь оборвал свой разговор с министром-скатом и посмотрел вокруг, не понимая, кто с ним говорит.

— Я здесь, внизу, около твоего трона, — сказала маленькая морская звёздочка.

Наконец-то Царь её заметил!

— Что надо тебе, бесстрашная малышка? – спросил он. – Видимо, случилось что-то очень важное, если ты пришла во дворец и оторвала меня от дел.

— Очень-очень важное, — кивнула морская звёздочка и рассказала Морскому Царю про звёзды,

— И вот теперь девочка надеется, что я исполню её желание, но мне без твое помощи этого никогда не сделать, — закончила она.

— Что ж, ты права, — кивнул царь, перебирая бороду. – Дело действительно важное, и я тебе помогу. Тем более, что это не займёт у меня много времени. Да и прогуляться мне будет полезно, давно я из дворца не выбирался.

А в это время девочка всё ещё гуляла по берегу, любуясь звёздами. Вдруг море вспенилось, волны расступились, и перед ней возник сам Морской Царь, в короне и с трезубцем в руке. Девочка так и застыла на месте от изумления.

— До меня дошли слухи, что кое-кто здесь загадал желание научиться дышать под водой! – сказал Морской Царь своим громоподобным голосом. – Так ли это?

Девочка кивнула.

— Я исполню твоё желание, но не навсегда, а только на час. Тебе этого достаточно?

— О да, конечно достаточно! – обрадовано воскликнула девочка.

— Кроме умения дышать под водой, на этот час я подарю тебе также русалочий хвост, такой как у моих дочерей. С его помощью ты можешь легко и свободно плавать.

Морской Царь взмахнул своим трезубцем, и девочка тот час же превратилась в русалочку. Её тут же окружили дочери Царя, и повели за собой на морское дно. Им хотелось показать гостье, как можно больше чудес морского дна, и они помнили, что у них есть всего час.

Сначала русалочки провели девочку по подводному царскому дворцу, затем показали ей свои садики, где росли прекрасные морские цветы и деревья, а дорожки были выложены разноцветными ракушками. Правда, по этим дорожкам никто никогда не ходил, ведь почти все жители морского царства плавали. Ну, разве что, заглянет туда какой-нибудь краб отшельник, да и то очень редко.

После этого они все вместе поплыли на затонувший пиратский корабль, трюмы которого до сих пор ломились от награбленного пиратами золота и драгоценностей. Русалочки всё время болтали, смеялись. Они были рады своей гостье не меньше, чем она сама.

Час пролетел незаметно. Русалочки подарили девочки на прощание жемчужное ожерелье и проводили наверх. Они попросили её, как можно чаще приходить по вечерам на берег. Морские царевны надеялись, что их отец даст им разрешение подниматься на поверхность и беседовать со своей новой подругой.

Русалочки уплыли, а девочка пошла по краю воды в обратную сторону, откуда она пришла, где почти у самого моря стоял домик её бабушки с дедушкой. Проходя мимо того места, где она нашла морскую звёздочку, она увидела, что та лежит на своём прежнем месте. Девочка подняла звёздочку, положила на ладонь, полюбовалась ей при свете небесных звёзд и произнесла:

— Спасибо.

— Спасибо, – ответила маленькая морская звёздочка, ведь и её желание исполнилось благодаря девочке – теперь она тоже стала звездой, исполняющей желание.

Море, корабли, пираты, морские чудища и другие обитатели водоемов всегда привлекали детей. Мы выбрали девять книг о большой воде для детей самых разных возрастов.

Громкий скандал в Тихом океане

Пронто, пер. Натальи Морозовой

Отличная книга из серии детективных книг-искалок «Школа сыщиков». Придется потрудиться и напряженно поразмыслить, чтобы разгадать все загадки и головоломки, собранные в этих книгах, но тайны того стоят!

Действия происходят на борту лайнера, который бороздит просторы Тихого океана. На судне происходит три загадочных преступления: из судовой кухни пропали изысканные деликатесы, кто-то разгромил каюту капризной принцессы Несмеяны, а некий грабитель украл драгоценности пассажиров. Только самому наблюдательному сыщику под силу раскрыть преступления.

Они здесь совсем нестрашные, а шпионские задачки будут решаться гораздо веселее, если вашими подозреваемыми окажутся персонажи с необычными именами - Фил О"лог, Никола Нидвора, Бек Вмешках, Эмиль Пардон и другие.

Для кого. Для детей от 10 лет

Эмиль. Добрый осьминог

Томи Унгерер

Полвека назад эту книжку подарил детям знаменитый художник, лауреат премии Андерсона, создатель всем известного удава Криктора и не менее популярных поросят Хрюллопсов, Томи Унгерер. Его работы никого не оставляют равнодушными. Они вдохновляют и взрослых, и детей, будоражат воображение.

Главный герой этой истории – очень добрый и симпатичный осьминог, который спасает утопающих и попавших в беду в морской пучине, очень любит детей, может превращаться в разных животных и играть в шахматы с водолазом на дне морском. Дети обязательно полюбят этих невзрачных на вид морских гадов, но вряд ли смогут их есть после этой книжки.

Для кого. Для детей от 2 до 5 лет

Джулия Дональдсон

Книга о подводном мире от британских создателей мирового бестселлера про Груффало рассказывает невероятные истории фантазерки-кильки (оказывается, есть такая рыба – тюлька!) в стихах. Отличный перевод Марии Бородицкой, а также рисунки Акселя Шеффлера с его фирменным, прекрасно узнаваемым красочным стилем заставят вас и ваших детей не раз открыть эту книжку вновь, а может быть даже выучить ее наизусть.

В морской школе учится много разных обитателей, и лишь одна из них все время опаздывает из-за каких-то приключений, в которые верит только она сама. Но вдруг она действительно попадает в передрягу, и ей на помощь почему-то приходят совсем не знакомые ей рыбы и звери. Почему? Море тоже слухами полнится. Не менее морская книжка этих же авторов – «Улитка и кит» – может служить прекрасным дополнением к чтению с детьми на море.

Для кого . Для детей от 2 лет

Приключения маленькой трески

Улаф Кушерон

Почему-то детские писатели и художники очень любят посвящать свои книги и мультфильмы морским обитателям. Наверное, потому что этот мир нам почти неведом, а еще потому, что они загадочны и молчаливы.

Издательство «Компас гид» некоторое время назад впервые за последние полвека переиздало книгу норвежского писателя о приключениях любознательного, как все дети, малька трески по имени Тронд. В этой небольшой энциклопедии, помимо интересного сказочного сюжета, содержится немало научно-популярных фактов о подводном мире. Она поможет взрослым ответить на многие детские «почему», которые возникают, когда ребенок попадает в незнакомую ему среду – на море. Как устроены жабры и плавательный пузырь у рыб, почему они не тонут, а дельфин или кит могут утонуть, чем питается морская звезда или скат, как размножаются разные рыбы, морские коньки и кораллы - всё здесь.

Для кого. Для детей 3-4 лет.

Как я стал путешественником

Фёдор Конюхов

Море для детей ассоциируется не только с рыбами и подводным миром, но и с кораблями. А это значит – с путешествиями, пиратами и захватывающими приключениями. В этой небольшой по объему, но очень интересной и поучительной книжке известный путешественник, покоритель морей и океанов, а также горных вершин и льдов, Фёдор Конюхов рассказывает детям о своих невероятных странствиях и о том, почему он выбрал именно этот путь. 15-летним он в одиночку пересек на веслах Азовское море, а чуть позднее, в 50 – уже целый Атлантический океан, покорил все самые высокие горные вершины. Он сталкивался с китами, пиратами и белыми медведями. И самое интересное, что все это – не выдумки писателей и совсем не сказки, а чистая правда!

«Всю нашу прекрасную Землю путешественник должен бережно и с любовью хранить в своем сердце», – наставляет он будущих мореплавателей и скалолазов.

Для кого. Для детей от 4 до 10 лет

Над водой, на воде, под водой

Николай Ватагин

Отличная мини-энциклопедия в картинках всех транспортных средств, связанных с водным пространством. Сжатый, но информативный текст и главное - замечательные иллюстрации Николая Ватагина, в мельчайших подробностях рассказывают без слов детям и взрослым все самое интересное об устройстве кораблей, водных самолетов или подводных лодок.

Для кого . Для детей от 3 до 6 лет.

Книга-картинка, без единого слова передающая все оттенки эмоций и переживаний ребенка, играющего с морской стихией. Автор иллюстраций – молодая корейская художница Сьюзи Ли – получила не одну почетную международную награду за эту книжку.

Мастерское сочетание черно-белых рисунков девочки и чаек на одной странице и лазурно-голубого моря напротив завораживает. Дети как в зеркало смотрят на отражение в морской волне эмоций девочки, которая то дразнится, то резвится, то пугается, то нежно с ней играет.

Для кого. Для всех возрастов

Здравствуй, брат мой Бзоу!

Евгений Рудашевский

Дебютная повесть писателя и журналиста Евгения Рудашевского еще в рукописи была отмечена премией «Книгуру» и принесла автору главный приз. Это документальная история о дружбе мальчика и дельфина накануне войны. На дворе 1980-й год, 17-летний Амза вместе со старшим братом спасает выбросившегося на берег дельфина и постепенно становится ему другом.

На фоне – грубый быт и нравы абхазского села, жители которого век за веком пашут землю, ходят в море и, честно сказать, не совсем понимают необычную дружбу мальчика с дельфином. Вскоре Амзе должно исполниться 18, а это значит, его ждет военный призыв, который сулит герою кое-что пострашнее разлуки с другом, занимающей все его мысли. Войны в книге, что самое интересное, практически нет. Герои Рудашевского вообще не очень-то себе представляют что это такое, но оттого их растерянность и робость выглядят еще пронзительнее. Ощущение бессмысленности надвигающейся катастрофы и предчувствие разлуки с привычным укладом, пожалуй, главный мотив, который удалось передать Рудашевскому.

Для кого. Для детей от 12 лет

«Васа» выходит в море!

Матс Валь

Если вы бывали в Стокгольме, то наверняка посетили музей Васы - корабля начала семнадцатого века времен шведского короля Густава II Адольфа, который должен был стать самым большим боевым кораблем в мире, но затонул, не проплавав и 20 минут. Затонул не навсегда, но обнаружили его и подняли на поверхность только в 1961 году.

«Васа» - не просто исторический шведский аттракцион, но и важный свидетель эпохи, ведь на нем почти целиком сохранилось все убранство и снаряжение. Поэтому и истории у писателя Матса Валя две: сначала выдуманная - повесть о том, как «Васа» строилась, а затем документальная - подробный рассказ о ее палубах, трюмах, украсивших ее великолепных деревянных скульптурах. Особая ценность здесь - рисунки Свена Нурдквиста, художника, знакомого всем по рассказам о Петсоне и Финдусе и известного своей внимательностью к деталям: ни одна мелочь не ускользнет от его пристального взгляда.

Для кого. Для детей от 6 лет.