Коррупционные преступления в сфере здравоохранения. Невролог Зайцев Детская перинатальная Неврология Психология Психиатрия Диагностика нервных болезней: Эпилепсия Головные боли ВСД Нарушения сна Тревога Страхи Депрессия Тики Заикание Энурез, Задержка псих

«Левада-центр» опросил для Комитета гражданских инициатив (КГИ) 1,5 тысячи россиян о том, как они оценивают уровень коррупции в бюджетных медицинских и учебных учреждениях. В поликлиниках, больницах и вузах участникам опроса чаще всего приходилось давать взятки.

Поликлиники пользуются хорошей репутацией только у 49% опрошенных россиян. Это самый низкий показатель по сравнению с другими учреждениями социальной сферы, говорится в докладе КГИ.
Свое мнение респонденты обосновывают тем, что в поликлиниках «негативные неформальные практики» преобладают над положительными аспектами взаимодействия с пациентами. Если «душевность» и «индивидуальный подход» отметили только 25% и 24% респондентов соответственно, то о коррупции говорят 36% опрошенных.
В государственных больницах коррупция также воспринимается как обычное явление. Здесь «неформальные платежи» отметили 41% россиян, «душевное отношение» к пациентам – 29%, а «индивидуальный подход» к ним – 28%. Авторы доклада подчеркивают формализм и недостаток ресурсов для обслуживания пациентов в государственных медучреждениях. «Пространства этих учреждений для пациентов являются «чужими». Отметим прежде всего формализм врачей: в нем обвиняют не столько самих врачей, сколько нынешнюю систему страховой медицины, которая обязывает врачей тратить много времени на заполнение форм (вручную) вместо осмотра больного и беседы с ним. Врачей обвиняют в недостатке «человеческого» внимания к больным, то есть в недостатке той неформальной компоненты, которая считается обязательным элементом качественной медицинской услуги, и, напротив, в избытке безличного стандартного отношения. К этому добавляется статусная дистанция, устанавливаемая медработниками по отношению к больным, к пациентам», – говорится в докладе.

В результате пациенты пытаются перейти на неформальные отношения, в том числе с помощью «подарков» медработникам. В целом коррупция воспринимается россиянами как привычное явление: более 50% жителей России уверены, что за взятку можно получить как положенные, так и не положенные по закону услуги.

В отличие от бюджетных учреждений, коммерческая медицина считается образцовой по уровню медицинского обслуживания. Россияне убеждены, что лучшие силы и ресурсы перешли в платную медицину, которая свободна от коррупции, а врач из районной поликлиники работает лучше именно в платной клинике.

«Левада-центр» опросил 1,5 тысячи россиян в 2017 году, предложив оценить работу учреждений здравоохранения и образования (детсадов, школ, вузов, поликлиник и больниц), в том числе и относительно практик коррупции. На основе результатов опроса КГИ подготовил доклад о «формальных и неформальных отношениях в системах здравоохранения и образования».

Статья А.В. Тихомирова, члена НП ИЦ «ЮрИнфоЗдрав», адвоката (МОКА), д.м.н., к.ю.н. в журнале "Главный врач: хозяйство и право" №6 за 2009 год

А.В. Тихомиров, член НП ИЦ «ЮрИнфоЗдрав», адвокат (МОКА), д.м.н., к.ю.н.

Показано, что коррупция в здравоохранении - продукт неправильного позиционирования интересов в общественных отношениях.

Коррупция — это использование занимаемой позиции в личных целях. Считается одним из основных видов теневой экономики, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. Transparency International определяет коррупцию как «злоупотребление вверенными полномочиями в целях достижения личной выгоды».

Подвержено коррупции и здравоохранение. В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи, или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

По данным, приведенным в Докладе Transparency International о положении дел с коррупцией в мире (2006), в Коста-Рике почти 20 процентов международного займа в 40 млн. долл. США, выделенного на покупку медицинского оборудования, очутилось в карманах частных лиц. В Камбодже, несмотря на возросшие объемы средств, выделяющихся на медицинскую помощь, индикаторы эффективности здравоохранения значительно ухудшились, что стало прямым следствием расхищения фондов государственного здравоохранения. Напротив, в Великобритании внедрение жестких механизмов контроля позволило снизить потери от коррупции на 300 млн. долл. США по сравнению с 1999 годом.

В Болгарии, равно как и в других странах Юго-Восточной Европы, доктора, зачастую принимают за свои услуги подарки и денежные суммы: от 10-50 долл. США до, в некоторых случаях, 1100 долл. США, что значительно превышает среднюю зарплату врача в 100 долл. США. На Филиппинах 10-процентное возрастание размера взяток, вымогаемых медицинским персоналом, привело к 20-процентному снижению количества детей, прошедших вакцинацию.

В Соединенных Штатах, стране, расходы которой на здравоохранение -15,3% ВВП - выше, чем в любой другой развитой стране мира, две наиболее значительные программы, существующие в сфере здравоохранения - Medicare и Medicaid - по подсчетам теряют от 5% до 10% своих бюджетов из-за «переплат». В Великобритании отделу по борьбе с мошенническими действиями Государственной службы здравоохранения с 1999 г. удалось раскрыть коррупционные преступления с общим объемом взяток, превышающим 170 млн. ф. ст. (330 млн. долл. США), а полная сумма финансовых выгод, полученных Службой за этот период (включая возмещение убытков, понесенных вследствие различных афер, и снижение расчетных потерь благодаря вмешательству отдела по борьбе с мошенническими действиями), превысила этот показатель в четыре раза. На эти средства можно построить десять новых больниц.

Антикоррупционные рекомендации Transparency International для сферы здравоохранения: обеспечение прозрачности; разработка кодексов поведения; участие и надзор со стороны гражданского общества; защита лиц, сообщающих о фактах коррупции; снижение стимулов к коррупционному поведению; создание правил, регулирующих конфликт интересов; введение пактов прозрачности и лишение нарушителей прав участия в государственных тендерах; обеспечение жесткости и неуклонности наказания.

Как известно, уровень коррупции в нашей стране, один из самых высоких в мире, в том числе, а, возможно, и прежде всего, в здравоохранении. В опубликованном в июне 2009 г. очередном докладе «Трансперенси Интернешнл» отмечается дальнейшее возрастание уровня коррупции в России (Российская коррупция: мы видим, платим и молчим. Пресс-релиз Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» //www.transparency.org.ru). Коррупция в здравоохранении стала предметом внимания Аналитического управления аппарата Совета Федерации (Бочарников И.В. О коррупции в здравоохранении //Аналитический вестник Совета Федерации № 14 (381) финансы здравоохранения: платить за здоровье или за лечение? - С.24-30.). Система здравоохранения занимает пятое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества.

О негативной тенденции в этой сфере свидетельствует официальная статистика Департамента экономической безопасности МВД России (ДЭБ): в 2009 г. количество фактов взяточничества, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., увеличилось почти на треть. Существенно возросла по итогам первого полугодия 2009 г. и сумма средней взятки - до 27 тыс. руб. (По итогам оперативно-служебной деятельности ДЭБ МВД России за первое полугодие 2009 года // www.mvd.ru/news/29720/)

По результатам опроса, проведенного в сентябре 2008 г. ВЦИОМ, 52% опрошенных давали деньги и подарки медицинским работникам (В Государственной Думе состоялось совместное заседание Комитета по безопасности и Комиссии по законодательному обеспечению противодействия коррупции //www.parlament-club.ru/news,1,745.htm). Эти же выводы подтверждаются и данными, приведенными Председателем Верховного Суда России В. Лебедевым в январе 2009 г.: из 1300 человек, осужденных в 2008 г. за взяточничество, 20,3% - работники здравоохранения.

Основными формами коррупции в российском здравоохранении являются: растрата и хищение денежных средств, подделка страховых документов, учет фиктивных пациентов («мертвых душ»), развитие собственного бизнеса за счет медучреждений, вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги и др.

Наиболее болезненно российскими гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в здравоохранении, потому что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого другие ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

Искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

Постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Несмотря на то, что периодически медицинские работники, занимающие вымогательством, становятся фигурантами уголовных дел, ситуация с поборами в здравоохранении фактически не меняется.

Особенно кощунственны те случаи, когда речь идет о предоставлении медицинских услуг, связанных с жизнью и смертью пациента. Среди медицинских учреждений, где наиболее развиты такого рода коррупционные проявления, особое место занимают наркологические и онкологические диспансеры, родильные дома.

Важным показателем системного характера коррупции в сфере здравоохранения является и то, что врачи, желающие работать по некоторым медицинским специальностям, должны платить немалые деньги за свое назначение. Такая практика предполагает наличие у них теневых доходов, которые позволяют им компенсировать вложенные средства. Аналогичным образом «возмещение затраченных средств» за счет поборов с пациентов осуществляется врачами без надлежащей квалификации, так как их поступление и учеба в мединститутах базировалась на «откатах» преподавателям. Поэтому противодействие коррупции в здравоохранении должно распространяться и на медицинские учебные заведения.

Однако для раскрытия существа коррупционного процесса в здравоохранении России необходимо выяснить проблематику, во-первых, самого понятия коррупции; во-вторых, субъектного состава коррупционеров; в-третьих, причин коррупции, т.е. почему она возможна в конкретной среде, что в этой среде ее порождает.

1. ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЗДРАВООХРАНЕНИЮ.

По общему правилу, коррупцией является взяточничество, т.е. получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера (например, бесплатного оказания услуг) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы); тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности); взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю) и т.д.), если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст.290 УК РФ). Это основной состав преступления должностных лиц, влекущий соответствующее уголовное наказание.

Существует также два сопутствующих состава преступлений (которые, однако, могут быть и самостоятельными).

Во-первых, это — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст.285 УК РФ).

Во-вторых, это — служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ).

Эти преступления, которые могут по-разному сочетаться со взяткой, являются должностными, т.е. совершаемыми должностным лицом на государевой службе — в публично-правовой сфере, на содержании казны.

Должностные преступления невозможны в экономике, в товаропроизводящей части общества. Аналогичное преступление в частноправовой сфере признается коммерческим подкупом — это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ст.204 УК РФ).

Сопутствующим преступлением может быть злоупотребление полномочиями — это использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ст.201 УК РФ).

Таким образом, формально граница между должностными преступлениями и преступлениями менеджмента в экономике проходит между публично-правовой и частноправовой сферами.

В публично-правовой сфере осуществляется деятельность, результат которой не имеет формы товара (государство не находится в отношениях купли-продажи со своими гражданами - они производят обязательные платежи (налоги, в том числе сборы и пошлины) на содержание государства и выполнение им своих функций, в том числе в отношении граждан); в частноправовой сфере результат деятельности имеет товарную форму. Это подтверждается тем, что на государственные и муниципальные унитарные (казенные) предприятия правила о должностных преступлениях не распространяются (кстати, по смыслу примечания к ст.201 УК РФ (если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия) в отсутствие упоминания об этих предприятиях в примечаниях к ст.285 УК РФ правовая квалификация деяний их менеджмента уголовным законодательством вообще не охвачена). Однако, подобно государственным и муниципальным предприятиям, бюджетные учреждения, в частности учреждения здравоохранения, осуществляют деятельность с результатом, имеющим форму товара (услуги (об этом свидетельствуют Основы законодательства об охране здоровья граждан (например, п.З ст.62), Закон РФ «О медицинском страховании» (ст.23 и др.) и т.д.)), а на них правила о должностных преступлениях распространяются.

2. ПРОБЛЕМАТИКА СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА КОРРУПЦИОНЕРОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временнолибопоспециальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (прим. 1 к ст.201 УК РФ). Это правило распространяется на менеджмент хозяйствующего субъекта, но никак не на производственный персонал. Иными словами, эту норму закона можно применить в отношении руководителя частной медицинской организации или иного менеджера при соответствующих условиях, но только не в отношении врача илииного практического медицинского работника.

В государственном и муниципальном здравоохранении - все иначе.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, понимаются лица, соответственно, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами или устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (прим. 2, 3, 4 к ст.285 УК РФ). Лица, замещающие должности, внесенные в соответствующий реестр государственной или муниципальной службы, безусловно, являются должностными лицами. Должностными являются лица, замещающие должности в органах государственной власти или местного самоуправления, которые соответствующими конституциями или уставами отнесены к этому числу. Правовой режим должностных преступлений Уголовный кодекс РФ применяет также к специально предусмотренным случаям деяний на иных должностях государственной или муниципальной службы — в государственных или муниципальных органах, в том числе в органах управления здравоохранением.

В целом, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также в государственных и муниципальных учреждениях (прим. 1 к ст.285 УК РФ). И если охват правовым режимом должностных преступлений лиц, несущих воинскую или гражданскую государственную или муниципальную службу, понятен, то отнесение к числу приравненных к должностным лицам тех, чьи должности никак не связаны с исполнением такой службы, вызывает вопросы.

Бюджетные учреждения основаны на государственном или муниципальном имуществе. И интерес собственника к своему имуществу понятен. Но интерес государства в качестве собственника к своему имуществу не тождествен интересу государства в публично-правовом качестве к порядку в своем механизме. Функционирование государства в гражданско-правовой и частноправовой сфере не является одинаковым. Ведь существует множество частных организаций (акционерных обществ), созданных государством (в том числе с его полным участием или на условиях золотой акции - РАО РЖД, РАО ГАЗПРОМ и т.д.), но к ним неприменим правовой режим должностных преступлений, который распространяется на бюджетные учреждения. А различия между ними лишь в том, что бюджетные учреждения основаны на вещной, а акционерные общества — на обязательственной зависимости от государства.

Кроме того, правовой режим должностных преступлений распространяется не на публичное качество лица по должности, а на причастность к распоряжению средствами казны. Именно этим объясняется распространение правового режима должностных преступлений на лиц, занимающих административные должности в бюджетных учреждениях здравоохранения (главные врачи, заместители, заведующие отделениями). Однако для этих целей вполне достаточен правовой режим преступлений менеджмента в экономике, который распространяется, в том числе, и на акционерные общества, созданные государством.

Привлечение к уголовной ответственности по тем же основаниям причастности к распоряжению средствами казны лиц, занимающих неадминистративные должности в бюджетных учреждениях здравоохранения (прежде всего врачей, выписывающих листки временной нетрудоспособности или льготные рецепты), уж вовсе необъяснимо. Слабость правовой квалификации таких деяний по этим основаниям подтверждает судебная практика по стране, лишь в единичных случаях допускающая обвинительный приговор. На деле — это уступка традиционной революционной целесообразности по Кагановичу в отсутствие иной применимой нормы уголовного закона. Однако ничто не мешает пользоваться положениями трудового законодательства о материальной ответственности работника - это вопрос качества законов, а не общественной опасности деяния. Кроме того, ничто не мешает выделить для таких целей (выписывания больничных и льготных рецептов) специальную штатную единицу — ведь к распоряжению средствами казны лицо может не хотеть иметь отношения, но ему это вменяется в обязанность как условие нахождения в такой неадминистративной должности.

3. ПРОБЛЕМАТИКА ПРИЧИН КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы (Латов Ю. Коррупция. Энциклопедия «Кругосвет», 2007).

Экономические причины коррупции - это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

Предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол - ответственность.

Казенные средства финансирования практического здравоохранения присваиваются (казнокрадство):

Чиновниками органов управления здравоохранением (например, «откаты»);

Чиновниками фондов обязательного медицинского страхования (например, «откаты»);

Посредниками — страховыми медицинскими организациями (например, начеты, штрафы с бюджетных учреждений здравоохранения, недоплаты и пр.);

Администрацией бюджетных учреждений здравоохранения (например, «откаты»);

Персоналом бюджетных учреждений здравоохранения(например, приписки).

Однако поскольку в бюджетных учреждениях здравоохранения существуют «платные» услуги, с пациентов (или иных плательщиков в их пользу) взимаются уже деньги не из государственной казны, а из частного кармана, в том числе в порядке оплаты уже оплаченных государством услуг (мздоимство).

Кроме того, и должностные лица в органах управления здравоохранением (равно в федеральном, региональных и муниципальных, а также в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития) и фондах обязательного медицинского страхования, и руководство бюджетных учреждений здравоохранения берут взятки, в том числе за ведение неразрешенной деятельности, например, клинического эксперимента, за предоставление квот или госпитализации по распоряжению главного врача и т.д. (собственно коррупция, явная коррупция).

Наконец, при органах управления здравоохранением, прежде всего при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, создаются специализированные учреждения здравоохранения «особого типа» консультативно-методические информационныецентры (КМИАЦ), назначение которых — легализованный отъем (тоже в порядке «платных» услуг) денежных средств у медицинского бизнеса при лицензировании и административных проверках (неявная коррупция).

Таким образом,здравоохранение представляет собой обширную площадку для культивирования коррупции, и было бы странно, не развейся она так, как развилась.

В обобщенном виде коррупция в здравоохранении представляется организованной системой, каждый элемент которой имеет взаимообусловленность остальными

Структура организации коррупции в здравоохранении

Публичные институты

Администрация УЗ

Персонал УЗ

закупки - «откаты»

закупки - «откаты»

сегрегация пациентов

мзда с нижестоящих

мзда с нижестоящих

мзда с пациентов

аффилированные поставщики

аффилированные поставщики

комиссионная мзда

неявная коррупция - КМИАЦ

платные услуги

требования оплаты оплаченных государством услуг

клинический эксперимент

клинический эксперимент

клинический эксперимент

квоты

распоряжение главного врача

приписки по ОМС

В закупках (и «откатах») могут участвовать как органы управления здравоохранением (должностные лица), так и сами учреждения здравоохранения (главные врачи) — как по отдельности, так и во взаимосвязи. Об актуальности последствий этого для практической медицины свидетельствует известный архангельский бунт больничного медперсонала (http://arhmiting.ru/). Аналогом этого на уровне практического звена является сокрытие медикаментов (расходных материалов и пр.) для «обычных» пациентов, демонстрация их наличия в достатке для проверяющих и использование для лечения «избранных» пациентов.

Мздоимство начинается в учреждениях здравоохранения с практического звена — имеется в виду, конечно, вымогательство, обусловленность мздой оказания медицинской помощи. Это то, что медицинский персонал кладет себе в карман, не выплачивая налогов, и в размере, определяемом по собственному усмотрению — используя для этого не принадлежащие ему ресурсы учреждения здравоохранения. Мзду с пациентов могут брать и заведующие отделениями, административно обязывая исполнением рядовых врачей. Мзда может взиматься и администрацией учреждения здравоохранения, так же в порядке административного обязывания заведующих отделениями. Однако возможен и параллельный механизм, когда мзду с пациентов взимают практические врачи, делятся с заведующими отделениями, а те в свою очередь — с администрацией учреждений здравоохранения.

Аффилиативная связь с поставщиками складывается просто: родственники возглавляют какие-либо структуры, поставляющие товары, работы, услуги учреждениям здравоохранения, а должностные лица органов управления здравоохранения или непосредственно руководители учреждений здравоохранения обеспечивают им выигрыш в тендере. В практическом звене врачи обычно связаны с аптеками, получая процент с продаж направленным ими пациентам.

Платные услуги учреждений здравоохранения, находящихся на финансировании из государственной казны (из бюджета и фондов обязательного медицинского страхования), являются формой отъема денег у общества — потребителей и производителей (КМИАЦ), т.е. той же коррупцией. На уровне практического звена это проявляется требованиями повторной оплаты уже оплаченных государством услуг.

Особый вид коррупции представляет собой клинический эксперимент. Вся страна давно стала площадкой для клинических испытаний зарубежных лекарственных препаратов. Правовой регламент клинического эксперимента в нашей стране до сих пор отсутствует. Понятно, что клинический эксперимент предлагает согласие и оплату рисков добровольцев. Вместо этого представители зарубежных фармацевтических фирм заключают негласные соглашения с должностными лицами органов управления здравоохранения или непосредственно с руководителями учреждений здравоохранения и оплачивают также деятельность практического звена.

Наконец, административизация здравоохранения приводит к коррупции на уровне распределения квот в органах управления здравоохранением, на уровне госпитализации или прикрепления пациентов по распоряжению главного врача в учреждениях здравоохранения, на уровне стимулируемых администрацией или инициируемых самими медицинскими работниками учреждений здравоохранения приписок по обязательному медицинскому страхованию - в практическом звене.

Анализ вышеизложенного приводит к обнаружению следующих тенденций организации коррупции:

Клептократическая олигополия;

Клептократическая иерархия;

Клептократическая кооперация.

Клептократическая олигополия — это формирование ограниченной по доступу прочих к ресурсам отъема группы коррупционеров. Состав группы ограничивается доступом к ресурсам отъема — например, лишившиеся должности автоматически лишаются и такой причастности. Очевидно, это самая примитивная форма клептократии.

Клептократическая иерархия — это формирование структуры, цепи соучастия в коррупции. Активная клептократическая иерархия предполагает инициативу каждого звена цепи в коррупционном процессе. Пассивная клептократическая иерархия предполагает участие в коррупционной цепи отдельных звеньев «втемную» или вынужденно, без получения ими дополнительных благ, под страхом потери имеющихся.

Клептократическая кооперация — это формирование механизма сосуществования и взаимодействия разных коррупционных групп (коррупционный симбиоз). Каждая группа производит отъем соответствующих ресурсов на своем участке их движения.

Клептократия в целях защиты доступа к ресурсам отъема организует лобби, действующее на уровне как законодательной, так и исполнительной (порой даже судебной) власти.

Клептогенез в здравоохранении недостаточно изучен. Какие факторы порождают эти причины коррупции в здравоохранении?

Первый фактор — дезориентация государства в своем позиционировании в сфере охраны здоровья и в целом в социальной сфере.

Не государственные декларации о социальных гарантиях, не деятельность бюрократии в здравоохранении и не бюджетный процесс порождает социальный эффект, а экономическая деятельность, т.е. дея

Коррупция - это использование занимаемой позиции в личных целях. Считается одним из основных видов теневой экономики, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике. Transparency International определяет коррупцию как «злоупотребление вверенными полномочиями в целях достижения личной выгоды».

Подвержено коррупции и здравоохранение. В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи, или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

a) Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Типичный вид воровства в крупном масштабе - растрата и расхищение средств , выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Эти явления могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях и учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, а также другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике, или в целях дальнейшей перепродажи.

Вообще, лекарственные препараты воруют практически на всех уровнях системы распределения. Врачи при выписке рецептов часто начинают отдавать предпочтение определенным лекарствам, вымогая у поставщиков различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий здесь является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

Для здравоохранения нашей страны характерна также коррупция в сфере государственных закупок . Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами, для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать неоправданно значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования за счет государства.

Кстати, риск коррупции еще более увеличивают форс-мажорные обстоятельства, с которыми постоянно сталкивается здравоохранение во всем мире. Например, в случаях широкомасштабных катастроф, необходимость максимально быстрого предоставления медицинской помощи позволяет зачастую обходить существующие надзорные механизмы.

Одним из распространенных способов корпоративного мошенничества в медицине является использование врачами казенного помещения и оборудования для нелегального приема пациентов как средство «левого» приработка. Безусловно, чаще всего подобное практикуется в государственных медицинских учреждениях. Поэтому не случайно, что износ оборудования там происходит гораздо быстрее положенного амортизационного срока.

Коррупция в платежных системах . Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов . Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами.

Использование помещения в собственных целях .Одним из распространенных способов корпоративного мошенничества в медицине является использование врачами казенного помещения и оборудования для нелегального приема пациентов как средство «левого» приработка. Безусловно, чаще всего подобное практикуется в государственных медицинских учреждениях. Поэтому не случайно, что износ оборудования там происходит гораздо быстрее положенного амортизационного срока.

Сегодня в медицинской среде также очень популярно мошенничество, связанное с выкачиванием врачами денег из страховых компаний - как по обязательному, так и по добровольному медицинскому страхованию. Причем здесь есть несколько вариаций. Так, некоторые врачи при обращении застрахованного за медицинскими услугами «раздувают» счет путем приписывания фактически не оказанных услуг. Бороться с этим можно, если ассистанс-компания проводит тщательный контроль над деятельностью медучреждений. К примеру, по ориентировочным подсчетам, за один только год сотрудники компании «Класс-Ассист» отказали клиникам в оплате по таким случаям на общую сумму в несколько тысяч долларов. Иногда при обращении застрахованного лица врач выставляет двойные счета. Один счет оплачивает сам страхователь, а второй направляется в страховую компанию. Это попытка получить двойную оплату.

Несколько чаще можно столкнуться с ситуацией, когда врач оказывает плановую помощь, а выставляет счета на экстренную. Например, большинство страховых компаний не покрывают удаление серных пробок в ухе. Врачи, зная это, указывают в диагнозе «острый отит», что формально является страховым случаем и оплачивается страховой компанией.

b) Виды взяток.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

За выписку «нужного» рецепта;

За искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Введение

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

выявить причины коррупции в здравоохранении;

проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.


1. Коррупция в здравоохранении и ее виды


Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

за подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

за выписку «нужного» рецепта;

за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.


2. Причины коррупции в здравоохранении


Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Нравственно-духовные - преломление норм морали. Оказавшись в роли пациента, человек готов дать взятку. И наоборот, оказавшись в роли должностного лица, медицинский работник готов к получению взятки. Таким образом, мы видим наметившуюся деградацию нравственности, причем с обеих сторон коррупционной связи «врач - пациент»: пациент может своим активным поведением провоцировать врача на взяточничество, а в свою очередь, врач может провоцировать пациента на дачу взятки.

Плата больным врачу за медицинскую помощь имеет глубокие исторические корни. Психология пациента, что не заплатив врачу, не получишь качественную медицинскую помощь, весьма устойчива. Именно этим и объясняется широкое распространение частной, платной медицины, даже в странах с неплохой государственной. В самих же государственных больницах эта практика трансформировалась в «благодарность» больного своему лечащему врачу в форме денег или подарка.

Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

И другие.

Некоторые специалисты считают, что коррупция в здравоохранении выгодна и для государства. Рассмотрим почему? Государство - это структуры и люди, которые отвечают за уровень и само наличие медицинской помощи в стране. Обеспечить адекватную медицинскую помощь при текущих зарплатах (и/или организации) нельзя. Врачи, получающие дополнительный доход, держатся за свое место. Они согласны и выполняют лечение части больных без взяток, за одну зарплату. Это одно из условий получения большого общего дохода. Плюс они поддерживают какой-то более или менее уровень работы у своих более младших коллег, работающих за гроши.


3. Коррупция в системе здравоохранения России


В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза - с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. <#"justify">Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.


4. Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении


Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

В сфере социально-экономических отношений:

проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

В организационной сфере:

совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

открытость деятельности медицинских учреждений;

организационный контроль за медицинской деятельностью.

В сфере политических отношений:

укрепление государственности;

усиление демократических начал;

развитие общественного контроля;

развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

В духовной сфере общественной жизни:

внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;

развитие идей социальной справедливости;

повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере:

четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах.


Вывод


В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым «двусторонним», то есть таким, где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.


В статье анализируется влияние коррупции на систему здравоохранения в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, которые способствуют ее возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ГСНТИ: 10

Кочубей Валерия Витальевна ,

Южный Федеральный Университет,

студентка Юридического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail : [email protected]

CORRUPTION IN THE HEALTH CARE SYSTEM

Kochubei Valeriya Vitalievna,

the Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируется влияние коррупции на систему здравоохранения в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, которые способствуют ее возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

ABSTRACT:

The article analyzes the impact of corruption on the health care system in the Russian Federation and on the state as a whole, examines the causes and factors that contribute to its emergence and spread. Suggestions are made about methods to combat this negative phenomenon, proposals are made to improve the effectiveness of anti-corruption activities.

Ключевые слова: здоровье, система здравоохранения, медицинские услуги, коррупция, взятки, вымогательство, противодействие.

Key words: health, healthcare system, medical services, corruption, bribes, extortion, counteraction.

Проблема коррупции существует с древних времен, она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Самое распространенное понимание коррупции – подкуп, продажность, взяточничество . Коррупция в Российской Федерации в последние десятилетия поразила, как болезнь, практически все сферы общества, в том числе и сферу здравоохранения. При этом, глава министерства здравоохранения России Вероника Скворцова считает коррупцию в медицине следствием обшей ситуации в стране. По ее мнению, коррупция «это проблема не только лишь для медицины, медицина – это микромир, который отражает макромир, пока есть коррупция, есть коррупция в медицине» .

Коррупционные правонарушения влекут за собой уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность . При этом уголовной ответственности могут подлежать не только должностные лица, но и любые физические лица . Особо остро дело обстоит с коррупцией в системе здравоохранения, последствия которой негативно сказываются на и без того сложной демографической ситуации в нашей стране . Следует отметить, что данная проблема характерна не только для России, но и для большинства цивилизованных стран, в том числе и таких как США, Германии, Италии, Франции, где наработаны эффективные практики борьбы с этим опасным феноменом .

Но наиболее серьезные последствия коррупция порождает в государствах «третьего мира», к числу которых относится и Россия. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач.

К числу коррупционных проявлений в российском здравоохранении следует отнести:

    преступления в сфере государственных закупок,

    растрата и хищение денежных средств,

    подделка страховых документов,

    незаконное подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего – телесных повреждений, состояния опьянения);

    искажение истинной причины смерти;

    учет фиктивных пациентов (т.н. «мертвых душ»),

    развитие собственного бизнеса за счет медучреждений,

    вымогательство незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;

    подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников,

    фальсификация данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов,

    нецелевое использование фармацевтических средств и др..

Чтобы успешно бороться с каким-либо явлением, необходимо понимать сущность этого явления.

В словаре Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. коррупция понимается, как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена, как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В поисковой системе «Яндекс» нашлось 251 миллион сайтов, которые посвящены проблеме коррупции, множество рефератов, диссертаций. Опираясь на данный опыт, я постараюсь представить содержание коррупции в системе здравоохранении со своей точки зрения.

Мне представляется, что сущность коррупции — это злоупотребление властными полномочиями и служебным положением с целью извлечения собственной выгоды. Люди, занимающиеся коррупцией, приспосабливаются к различным условиям, совершенствуются в своей противоправной деятельности и вырабатывают всё более изощренно-интеллектуальные способы реализации коррупционных действий, принося огромный материальный и моральный ущерб государству и обществу в целом.

Коррупция в медицине влечет большое число проблем, которые требуют очень оперативного решения. Необходимость оперативности решения проблем определяется тем, что:

— идет растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет средств платежей со стороны потребителей.

— растет коррупция в сфере государственных закупок.

— не снижается коррупция в платежных системах (подделка счетов, квитанций.)

— все более изощренные методы используют коррупционеры в системе поставок лекарственных препаратов.

— прогрессирует коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самые распространенными коррупционными проявлениями являются следующие:

— взятки за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению автомобиля.

— взятки за качественное проведение операции пациенту.

— взятки за выписку «нужного» рецепта.

— взятки за искажение истинной причины смерти.

— взятки за досрочную выписку из больницы.

— взятки за продление нахождение пациента в больнице и др.

Главная опасность коррупции в здравоохранении в том, что подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества. Изначально в сознании людей медицинский работник – это человек, призванный помогать людям, причем, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, жадность, халатность, неверно поставленный диагноз. И прямые намеки на дачу взятки, вызывающие отвращение к врачам.

Конечно, существуют врачи, работающие за «идею», к счастью, их большинство. Но именно взяточники формируют предвзятое мнение о врачах. И я считаю, что это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие наши сограждане перестали верить в то, что борьба с коррупцией может принести видимые результаты. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются «стрелочники», а высокопоставленные должностные лица уходят от ответственности.

Чтобы кардинально изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции следует повысить заработную плату врачам и медицинскому персоналу, создать компетентный медицинский орган, который мог бы контролировать качество лечения и расход бюджетных средств, и, конечно, развернуть практическую работу по антикоррупционному просвещению , в целях формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Только общими усилиями государства и общества можно преодолеть коррупцию.

Для снижения уровня коррупции необходимо продолжить совершенствовать антикоррупционное законодательство в сфере здравоохранения, развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок медицинской техники и оборудования. Содействовать развитию отечественной медицинской промышленности.

Никколо Макиавелли писал, что «коррупция, как болезнь, например чахотка. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно . Коррупция в медицине носит запущенный характер, поэтому ее лечение будет долгим и трудным процессом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Словарь иностранных слов. Сост. С.М. Локшина, М.: Изд-во: «Русский язык». 1997 С. 146.

2. О коррупции в медицине. Газета. ru . Доступ: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/12/07/n_9423827.shtml . Дата обращения: 20.11.2017.

3. Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 4 (59). С. 54-61.

4 . Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.

5. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

6. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России //Власть. 2014. № 7. С. 180-185.

7. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В. Основы противодействия коррупции. Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Н.Д. Ковалева. Ростов на Дону, 2016. С. 25-26.

8. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. Доступ: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=КОРРУПЦИЯ . Дата обращения: 20.11.2017.

9. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. От 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ».-2008.- № 52 (ч. 1)-ст.6228.

10. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1(63). С 30-37.

11. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.

12. Макиавелли Н. Избр. М., 1989. С. 78-79.