Конспект экскурсии в старшей группе весной. Урок - экскурсия "весна-красна"

Тема экскурсии: «Весна-красна»

Цель: познакомить детей с весенними изменениями в природе и научить определять деревья по описанию, перечислять перелётных птиц, определять их по внешнему виду; упражнять в устной речи, употребляя новые слова, обогащать их словарь.

Способствовать эмоциональным реакциям на пробуждение природы, наступление тепла.
Ход экскурсии:
Вводная часть:
Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить.

Основная часть экскурсии:
1. -О каком времени года это стихотворение?
Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт. (Весна)

Перечислите все весенние месяцы?

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц...(Март)

Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

"Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"

Далеко слышна свирель.

Это будит всех...(Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

А, какой весенний месяц идёт сейчас? (Апрель) - Посмотрите внимательно вокруг и скажите – отличаются ли весенние деревья от зимних? Какие отличия вы увидели? - Назовите признаки весны? (тает снег, тепло, капают сосульки, текут ручьи, набухают почки, прилетают птицы, слышно их пение) 2. - Вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно. Сдвинув шапку набекрень, Распевает целый день! (скворец) - А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные)

Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники). - Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это (скворцы и др.)? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя? - Птицы строят свои гнёзда высоко на деревьях. В парке их очень много и они все разные.

3. Игра «Добеги до дерева».

Поочерёдно учитель описывает деревья, не называя их, и просит детей добежать до описываемых деревьев. Устанавливает правильность определения названного дерева. Верба! Её ветки первыми оживают весной, просыпаются от зимнего сна. Посмотрите, верба вся покрыта мягкими пушистыми цветами. И даже временное отсутствие листьев, не может испортить её красоты! В старину люди верили в чудодейственную силу вербы. Считалось, что её ветка, брошенная против ветра, прогоняет бурю, а если её бросить в пламя пожара – огонь будет укрощён! Давайте внимательно рассмотрим веточку вербы. На что похожи цветы вербы? Как можно сказать про них? Какие они? (пушистые, мягкие, воздушные и т.д.)
Заключительная часть:
- Давайте ещё раз внимательно приглядимся, прислушаемся и назовём признаки наступившей весны.

(По возвращении с экскурсии учитель предлагает детям нарисовать весенний парк или веточку вербы).

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы... (Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут... (Гнездо)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

В самый разгар

Весенней поры

Капает сок

С белоснежной коры. (Береза)

Конспект весенней экскурсии

Тема: Весна: пробуждение природы. Весенняя экскурсия.

Класс: 2 «А»

Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с изменениями, происходящими в природе весной;

Сформировать представление о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период;

Научить определять признаки весны.

Планируемые результаты: сформировать умения выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения; определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: карточки для наблюдения во время экскурсии, карандаш, лупа, блокнот.

Место проведения: ближайшее окружение школы.

1.Подготовительный этап

а) Подготовка учителя:

Тема экскурсии: Весна: пробуждение природы.

Цели: ознакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; сформировать представление о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период; научить определять признаки весны.

Результаты: сформировать умения выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения; определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Маршрут экскурсии: ближайшее окружение школы.

Подготовка инструкционных карточек с заданиями.

Инструктаж по технике безопасности (нужно бережно относиться к природе)

Подготовительный этап в классе

(разбиваем детей на 5 групп)

2.Основной этап

Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию.

На какие экскурсии на уроках окружающего мира мы уже ходили?

Какие наблюдения проводили?

За какими объектами наблюдали?

Давайте составим план сегодняшней экскурсии.

Составление плана.

Дети предлагают, учитель обобщает.

На доске появляется примерный план.

1. Наблюдение за признаками погоды.

2. Наблюдение за земляным покровом.

3. Наблюдение за явлениями природы.

4. Наблюдение за растениями.

5. Наблюдение за птицами.

6. Выявление различий с признаками, характерными для зимнего периода.

Какой вопрос заинтересовал вас больше всего?

Что мы сейчас делали?

Какое умение формировали?

2. Каждая группа получает своё задание.

Непосредственно на природе учащиеся по плану своих исследований знакомятся с состоянием природных объектов и явлений, отмечая их признаки, характерные для весеннего времени. Данные наблюдений ученики фиксируют на своих карточках.

1-я группа.

    Пронаблюдайте за погодой.

    Отметьте крестиком признаки погоды.

Осадки: - снег

Нет осадков

Сильный ветер

Нет ветра

2-я группа.

    Пронаблюдайте за почвой.

    Определите признаки почвы.

3-я группа.

    Пронаблюдайте за явлениями природы.

    Отметьте явления природы.

4-я группа.

    Пронаблюдайте за деревьями.

    Определите, как выглядят деревья.

5-я группа.

    Пронаблюдайте за птицами.

    Определите, каких вы увидели птиц.

3. Всю весну природа будет просыпаться, но свои тайны она тщательно прячет. Вы справились с исследованием? Давайте, послушаем ваши отчёты по группам. За чем вы наблюдали? Что понравилось?

Снег сошёл, птицы прилетели, появляется трава.

Осенней и зимней

Наблюдали за изменениями природы, за животными.

Выявление различий.

Потому что это интересно и полезно.

Составляли план урока.

Умение организовывать свои дела

Наблюдают, выполняют задания из карточек, фиксируют результаты.

Ответы детей. Краткий отчет по группам.

3. Заключительный этап

Почему мы начали изучать такое время года, как весна?

Что нового вы узнали на уроке?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой в группе?

Ответы детей

1-я группа.

1) Пронаблюдайте за погодой.

2) Отметьте крестиком признаки погоды.Осадки: - снег

Нет осадков

Сильный ветер

Нет ветра

2-я группа.

1) Пронаблюдайте за почвой.

2) Определите признаки почвы.

Природоведение в средней школе призвано выполнять связующую роль между первыми представлениями о материальности мира, усвоенными учащимися в начальных классах, с систематическим изучением природы в цикле естественнонаучных дисциплин. Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным представляется только через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием метода наблюдения. Природоведческие экскурсии как в начальной, так и в средней школе направлены на обогащение памяти ребенка знаниями о многообразии живой и неживой природы, овладение умениями устанавливать в ней взаимосвязи, пробуждению интереса к изучению природных явлений, любви и бережного отношения к всему окружающему.

К сожалению, приходится констатировать, что природоведческие знания у школьников поверхностные, формальные, неосновательные и легко ускользают из памяти, что существенно сказывается на эффективности обучения учащихся биологии, физике, химии и географии.

Низкая подготовленность детей по природоведению связана с отсутствием начального этапа по формированию умений наблюдать природные явления в усложняющейся системе их самостоятельной деятельности. Это реально только при включении в учебный процесс по природоведению форм и методов активного обучения - экскурсий, наблюдений, экспериментов.

Наблюдения на экскурсиях позволяют на основе предметно-чувственного восприятия объектов природы осмыслять окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся пятого класса имеет естественную потребность, без принуждения. К дедуктивному подходу в изучении природных объектов на экскурсиях призывал учителей известный натуралист, ученый - методист К.П. Ягодовский.

Исходя из дедуктивного подхода, целевые установки должны включать следующие умения:

  • устанавливать характерные особенности местной природы на основе наших представлений о сезонных изменениях в окружающей среде;
  • бережно относится к окружающей среде на основе знаний о взаимоcвязях и взаимоотношениях в живой и неживой природе;
  • самостоятельно формулировать учебно-исследовательскую цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи на основе знаний о строении и жизнедеятельности растений и животных;
  • оценивать влияние человека на природу;
  • делать выводы и оформлять результаты наблюдений.

Учитывая сокращение выходов в природу в средней школе по сравнению с начальной школой, учитель должен обеспечить поэтапное формирование знаний и умений школьников с учетом сезонности и многоплановости целевых установок.

Осенняя экскурсия проводится в начале учебного года, а весенняя - в конце. Они существенно различаются по содержанию, уровню базовой подготовки учащихся, степени учебных, интеллектуальных и практических умений, а также физических и психических качеств. Различие не предполагает их противопоставление, а наоборот, только усиливает их значимость как составной части единого учебного процесса. Поэтому между ними должна соблюдаться последовательность и преемственность.

На первом уроке по природоведению в пятом классе вводятся три группы понятий: субстанциональные, структурные и функциональные. Однако без опорных знаний они остаются для учащихся непонятными. Существенную помощь в их раскрытии играет проведение осенней экскурсии, которую лучше всего проводить сразу же после вводного урока. Она помогает не только составить перечень объектов и установить происходящие процессы в природе, но и определить причины их изменений. На осенней экскурсии формируются умения ориентирования на местности.

На весенней экскурсии получает дальнейшее развитие понятии о воде, воздухе, горных породах, растениях и животных, что помогает подвести учащихся к пониманию конкретных ситуаций, создаваемых в окружающей среде при различных видах деятельности человека. В процессе экскурсии формируется понятие и умение сравнивать состояние природы в разные сезоны года.

Цели и задачи осенней и весенней экскурсии предполагают разные организационные подходы и методические решения, хотя остановки на маршрутах могут быть одни и те же. В маршрут экскурсии необходимо включить места с ярко выраженной хозяйственной деятельностью человека, с уголками природы для отдыха или мест, не подверженных систематическому использованию человеком. Объектами наблюдений могут быть здания и материал, из которого они сделаны, растения и животные. Протяженность экскурсионного маршрута не должна превышать 1 км.

Осенняя экскурсия по природоведению в пятом классе должна проводится в специально отведенное для этой цели время, на второй неделе сентября.

Отсутствие экскурсии или ее более позднее проведение формирует у детей барьер между содержанием изучаемого материала по учебнику и объектами природы, познание которых нельзя ограничивать только уроком. Это может привести к большому расхождению между пониманием окружающей среды и содержанием того материала, который они изучают на уроке. Вводный характер первой экскурсии способствует формированию у детей интереса к предмету, что в свою очередь повышает силу восприятия, стимулирует мысль ученика. Экскурсии целесообразно проводить в учебное время.

Использование для этой цели внеурочного или воскресного времени недопустимо. Дети, привыкшие к прогулкам на природе в начальной школе, будут думать что эта экскурсия не урок, а прогулка. Давая определенную систему наблюдений в заданиях, учащиеся прикладывают усилия к их выполнению, проявляя самостоятельность и умение контролировать внимание на определенных объектах, находящихся в разных связях с другими объектами или подвергающихся целенаправленному или случайному воздействию. Более того, у детей 10-11 лет имеется естественная потребность осмыслять всякое природное явление, которое быстро проходит, если его систематически не развивать.

Вводная экскурсия переводит житейские впечатления увиденного, услышанного об окружающей природной среде в русло научного понимания. Дети только что вернулись с летних каникул и находятся под впечатлением общения с природой своего края и новых мест. В это время еще много цветущих растений, особенно на клумбах. Их нарядный вид благотворно влияет на психику ребенка. Мальчики в этом возрасте тоньше подмечают цветовую гамму природы, подолгу задерживаются, всматриваются в особенности строения живых организмов. Важно при этом показать переходы от лета к осени на примере поведения муравьев, птиц, зверей.

Подготовка к экскурсии начинается с формирования звеньев по 5-6 человек. Звеньевому выдается схема маршрута экскурсии. По этой схеме в классе подробно объясняются места остановки, обращается внимание на объекты наблюдений для каждого звена. К схеме прилагается памятка правил поведения в природе. В начальной школе правила поведения составляются в виде опознавательных знаков. Для учащихся пятого класса целесообразно записать перечень правил, указать что “разрешается” и “запрещается”. Все что разрешается записывается зеленым цветом, а что запрещается - красным.

Разрешается:

  • ходить по тропинкам и дорогам;
  • отдыхать в специально отведенных местах;
  • фотографировать интересные объекты природы;
  • рисовать их;
  • собирать листья, семена, плоды для коллекции и поделок;
  • измерять температуру воздуха, почвы;
  • определять облачность, направление ветра;
  • наблюдать за жизнью растений и животных;
  • собирать растения для гербария по совету учителя.

Запрещается:

  • собирать в большом количестве дикорастущие растения;
  • вытаптывать их и уплотнять почву;
  • вырывать растения с корнями;
  • ломать ветки;
  • собирать сок;
  • включать громко музыку;
  • пугать птиц, особенно сидящих на гнездах;
  • разводить костры в неустановленных местах.

На экскурсиях учащиеся выполняют задания с различной степенью самостоятельности. Задания предусматривают выполнение трех видов работ. Первый вид работ направлен на ознакомление учащихся с многообразием тел и веществ, выявление объектов живой и неживой природы, выделение явлений в природе. Он выполняется учащимися каждого звена, находящегося в определенном месте стоянки. После коллективного обсуждения результат наблюдений заносится в таблицу.

Второй вид работы предполагает выявление особенностей приспособления растений и животных к осенним явлениям. Эту работу выполняет каждый ученик. Задания формулируются на карточке, например записать в блокнот признаки осени; отметить характерные осенние явления живой и неживой природы; сравнить с прошлым годом; описать характерные признаки приспособлений у растений и животных, встречаемых на экскурсии в осенний период.

Третий вид работ направлен на развитие эмоционально-эстетических чувств с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задание: зарисовать наиболее понравившиеся объекты наблюдений. Затем ответить на вопрос: какое влияние оказывает человек на живую и неживую природу?

На первой остановке учитель проводит беседу о признаках осени и производит расстановку детей по объектам наблюдений для самостоятельной работы. Установлено, что учащиеся пятого класса работают по заданиям, не мешая друг другу, с интересом первые 10-15 минут. Затем, когда их внимание рассеивается, им предлагают перейти на новое место. Важно, чтобы учащиеся закончили работу без принуждения. По окончании работы учитель должен предложить подвести итоги и помочь им занести записи в блокнот по наблюдениям. Неумение оформить записи приводит к разочарованию, вызывающему, как правило, нарушение дисциплины на экскурсии.

На второй остановке учащиеся продолжают наблюдения, собирают материал для поделок. При подведении итогов требуется сравнивать увиденное на двух остановках, обращая внимание на различия в количестве встречаемых объектов, их состояния.

Положительный эмоциональный настрой у ребят создается при сравнении природно-климатических условий настоящего и прошлого данного района, села или жилого массива города. Учитель должен обратить внимание на изменение природы данного места, сделать ссылку на краеведческую литературу, посоветовать прочитать о прошлом своего города; обратить внимание на роль человека в благоустройстве, например, на красивую набережную, перевозку грузов по реке. Историко-краеведческий подход на экскурсии вызывает стойкий интерес к природным явлениям и их вызывающим причинам.

После проведения экскурсии учащиеся вычерчивают схему маршрута в тетраде по природоведению и описывают свои впечатления, пользуясь вопросами задания.

На последующих уроках учитель неоднократно возвращается к результатам экскурсии. Так, в теме “Воздух” целесообразно вспомнить о различных запылениях и загазованности воздуха у дороги и в парковой зоне. В теме “Горные породы” - показать образцы обломочных материалов (щебень, галечник, гравий, песок, глина), собранных на экскурсии; обсудить вопрос о применении их в строительном деле. В теме “Живые организмы и среда обитания” - вспомнить встреченных животных и растений.

Весеннюю экскурсию учитель биологии проводит совместно с учителями литературы и изобразительного искусства. В межпредметной комиссии или на педсовете необходимо обсудить дату, продолжительность, цели, план и маршрут экскурсии. Время ее проведения должно совпадать со сроками изучения темы “Живые организмы и среда обитания”. Учитель природоведения продумывает маршрут, оборудование и ряд заданий.

Примеры заданий:

  • перечислить объекты живой и неживой природы, встреченные на пути к первой остановке;
  • записать в блокнот;
  • перечислить вещества, входящие в них;
  • используя календарь природы, сравнить весну с осенью по погодным условиям и живым объектам;
  • данные наблюдений занести в таблицу;
  • зарисовать понравившиеся объекты наблюдений, выделив линию горизонта;
  • написать сочинение на тему “Весенние мотивы в природе”.

Состояние живой и неживой природы в разных сезонах года

Весенняя экскурсия носит повторительно-обобщающий характер. Свежие, яркие впечатления служат основой для написания учащимися интересных и содержательных изложений. Через конкретные знания объектов природы, видение красоты в ней пробуждает у школьников сопереживание и развивает ответственность за свои поступки.

Экскурсии по природоведению в сочетании с другими формами учебного процесса призваны воспитывать наблюдательность, оценку и самооценку деятельности человека по отношению к природе.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(

III. Работа на местности

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Весенняя экскурсия в природу"

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Оборудование :

Тетрадь и карандаш для каждого учащегося,

Карточки с заданиями для наблюдения.

Ход урока

I. Организация учащихся в начале урока.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Пришла красавица весна!». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(Учитель делит детей на 2 группы)

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)

А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? (Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков) (слайд № 4)

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

(слайд № 5)

Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.

  • Зима весну пугает, да сама тает.
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.
  • Красна весна, да голодна.
  • Весною день упустишь – годом не вернешь. (слайд № 6)

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в тетрадь.

Определим цвет неба. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Есть ли сегодня ветер?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Небо голубого цвета, солнце поднимается выше, а осадков нет).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений. (слайд № 7)

А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья? (слайд №8, 9, 10, 11,12)

Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.

А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

Каждая из групп характеризует свое растение для других групп.

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами.)

3 . Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми) . (слайд №13)

Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем? (слайд №14, 15)

4. Экологическая стоянка. (слайд №16, 17,18, 19)

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе. (слайд № 20)

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

V. Итог экскурсии.

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось как вы работали сегодня на уроке.

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ

Экскурсия в парк (весна)

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период (солнце светит и греет сильнее; удлиня­ются дни, укорачиваются ночи; на деревьях и кустарниках рас­пускаются почки, появляются листья (первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем у черемухи и березы, последними распускаются почки клена, яблони, дуба и липы). Расцветает много травянистых растений: первыми зацветают мать- и-мачеха и подснежники (ветреница, фиалка, гусиный лук), позже - одуванчик и ландыш. Пробуждаются насекомые: выползают из зимних убежищ гусеницы, появляются майские жуки; воз­вращаются из теплых краев перелетные птицы, наступает период строительства гнезд для многих птиц (стрижи, ласточки, мухо­ловки).

Перед началом экскурсии дети получают письмо по экологи­ческой почте, в котором один из сыновей Старика Годовика, месяц Май, приглашает ребят на экскурсию в парк, чтобы показать, какие изменения произошли в парке с его приходом. К письму прилагается схема маршрута, по которому дети должны пройти, чтобы попасть в гости к месяцу Маю. Совместно с воспитателем обсуждается маршрут путешествия, воспитатель предлагает взять экологическую аптечку на случай, если понадобится помощь. Пе­ред входом в парк детей встречает экологический светофор.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный светофор! Это светофор экологический:

красный цвет - предупреждает об осторожности;

желтый цвет - обрати внимание;

зеленый цвет - разрешаются действия, помогающие растени­ям и животным.

Вот как нас встречает месяц Май, он хочет, чтобы мы все смогли увидеть и многое узнать. А вот и указательный знак ->. Что он обозначает? (Дети отвечают, что это знак движения впе­ред.)

Дети идут по тропинке и видят знак «солнышко».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак, что он обозна­чает? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Какие слова можно подобрать, чтобы охаракте­ризовать майское солнышко? (Теплое, оно согревает землю; солнце светит сильнее, поэтому всюду появилась зеленая травка). Ребята, а каким становится световой день? (Он более длинный по време­ни, чем осенью и зимой). Если день удлиняется, то каким стано­вится ночь? (Короткой). Посмотрите, рядом со знаком «солныш­ко» стоит желтый знак. Вы помните его значение? (Обрати внима­ние). Месяц Май говорит нам о том, что с его приходом изменя­ется световой день. Каким он становится? (День длиннее, ночь короче).

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В кон­верте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, кле­на, дуба, липы, там же лежит желтый круг. Обсуждают вместе с детьми, что может обозначать содержание конверта, и листья ка­ких деревьев нарисованы на карточке. Дети высказывают свои пред­положения, воспитатель подводит итог высказываний.

Воспитатель: Месяц Май предлагает нам обратить внимание на листочки этих деревьев. Я предлагаю поиграть в игру «Найди дерево» по листочкам, которые даны в задании. Но нужно не просто найти деревья, но и определить, распустились на них листочки или нет.

Воспитатель предлагает детям разбиться на подгруппы и опре­делить дерево. Затем совместно с другими детьми (экспертами) определяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Теперь скажите, пожалуйста, на каких деревьях распустились почки? У каких деревьев уже большие листочки?

Дети отвечают, что большие листочки у ольхи, появились ли­сточки у черемухи и березы, набухли почки, но листочки еще не распустились у клена, дуба и липы.

Воспитатель: Я очень рада за вас! Вы правильно справились с заданием. Первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вер­бы, затем - у черемухи и березы, и вы их увидели, а вот у клена, яблони, дуба и липы почки распускаются последними, поэтому вы еще листочков не смогли увидеть, но увидели набухшие почки. О чем это говорит? (Скоро появятся листочки.)

Из зеленой почки выросли листочки,

Оглянулись, улыбнулись и сказали:

«Мы проснулись!»

Посмотрите, в какой зеленой дымке стоит эта полянка? Что это за дымка? (Это светлая, молодая зелень распустившихся лис­точков.) Мы прощаемся с этой полянкой и отправляемся дальше.

Дети идут по указательным знакам, обозначенным стрелочка­ми, и подходят к лужайке, на которой стоят два знака: красный и желтый.

Воспитатель: О какой осторожности предупреждает нас месяц Май? И на что он обращает наше внимание?

Дети говорят о том, что месяц Май показывает нам цветы на лужайке и предупреждает, что их рвать нельзя.

Воспитатель: Как называются цветы, которые вы видите на полянке?

Дети перечисляют названия цветов: мать-и-мачеха (объясня­ют, почему она так называется), фиалка, ветреница.

Воспитатель: А это листья какого растения?

(Дети отвечают.)

Воспитатель рассказывает о том, что в мае появляется много травянистых растений. Первой зацветает мать-и-мачеха и подснеж­ники: ветреница, фиалка, гусиный лук. А вот одуванчик и лан­дыш зацветают позднее, поэтому мы увидели только листья этих растений, они еще даже не набрали бутоны.

Воспитатель: Еще я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на лужайку. Кроме растений здесь еще кто-то живет? Вы догада­лись, о ком я говорю? (Это насекомые.) Посмотрите, вовсю бе­гают муравьи, торопятся, спешат, им нужно поправить свой му­равейник. Перезимовали гусеницы и выползают из своих доми­ков, им есть чем полакомиться, посмотрите, сколько вокруг зе­лени. А в воздухе с шумом над головой, как маленькие моторчи­ки, летают... кто это? (Майские жуки.)

Дети изображают жуков: летают, опускаются на листья; по сигналу воспитателя «сачок» должны вернуться в домики.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что май считается месяцем пения птиц. Посмотрите, месяц Май приглашает нас туда, где хорошо слышно пение птиц.

Дети переходят в отдаленный уголок парка. Располагаются на скамейках или одеялах.

Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы.

Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)

Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы отклады­вать яйца и выводить птенцов.)

Воспитатель загадывает детям загадки:

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его... (Скворец)

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)

Спереди шильце, сзади вильце, на груди - белое полотенце. (Ласточка)

В начале мая строят гнезда стрижи, ласточки, мухоловки. А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы и ку­кушка».

На слова: «Птицы по лесу летают, материал для гнезд собира­ют» - дети бегают, на слова: «Все в гнезда!» - дети стараются занять свое гнездо; оставшийся без гнезда становится кукушкой. Гнезда можно обозначить с помощью условных ориентиров.

Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в парк. По­прощаемся с нашим добрым другом - парком. А то интересное, что мы с вами увидели и узнали, зарисуем в нашем экологиче­ском дневнике.

Дети прощаются с парком, возвращаются в детский сад.

Экскурсия в парк «Золотая осень»

Цель: обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период «золотой осени»: стоят теплые и ясные дни, но солнце светит и греет меньше, температура воздуха понижается. Листья деревьев и кустарников изменяют свою окраску. С понижением тем­пературы травянистые растения желтеют, вянут, уменьшается чис­ло насекомых, начинается отлет птиц. Развивать умение устанавли­вать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям. Раз­вивать потребность передавать свои впечатления в образной речи. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.

Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли? (Ответы детей.) Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предла­гаю вам поприветствовать парк.

(Приветствие парку.)

Воспитатель : Ребята! Вспомните, на что похож парк? (На мно­гоэтажный дом.)

Перечислите, какие этажи парка вы знаете и какие растения располагаются на этих этажах (На первом этаже находятся трава и цветы, на втором - кустарники, на третьем - деревья.)

Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть измене­ния, а самое главное - ответить на вопрос: почему эти измене­ния произошли?

Дети проводят наблюдения за растительным миром парка. Мож­но предложить детям объединиться в микрогруппы и выбрать для наблюдения объект.

Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка? (Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать ли­ству, начался листопад.)

Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся жел­тыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый пигмент.) В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступле­нием осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэто­му листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. А иногда вместо желтой окраски появляется красная или малино­вая, как у рябины.

Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях - зеле­ных или желтых? Почему? (На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще не холодно, сейчас - теплая пора осени.)

Что изменилось на втором этаже? (На кустарнике также по­явились желтые листья, кустарники, как и деревья, начинают сбра­сывать листву.)

Какие изменения произошли на самом нижнем этаже леса? (Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.)

Ребята, вы увидели цветущие растения? (Цветущих растений не видно.)

Как вы думаете, с чем это связано? (Меньше стало тепла, со­кратился световой день.)

Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и луговую полянку и отметить, чем они отличаются друг от друга.

(Сравнение травы, расположенной в разных местах парка.)

Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы мо­жете о ней сказать? (Траву не видно, она покрыта слоем листьев; трава пожелтела.)

А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? (Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно меньше.)

Почему трава такая разная? Как вы думаете? (Под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зеленая.)

Как попали листья на луг, ведь деревья расположены доста­точно далеко? (На луг листья принес ветер.)

Вы знаете, ребята, как называют листья, которые лежат на земле? (Листья называют «золотым ковром».)

Почему опавшие листья назвали ковром? (Ковром листья на­зывают потому, что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые.)

Почему назвали не просто ковром, а золотым ковром? (Листья желтого цвета, похожие на золото.)

Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? (Осень называют золотой.)

Почему осень золотая? (Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковер, светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.)Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке. Подойдите к нему, побеседуйте с ним.

(Общение детей с любимым деревом.)

Воспитатель: Ребята, какие добрые слова вы сказали дереву? (Дети говорят эти слова.) Вы заметили, как отреагировало дерево на ваши слова? (Закачались веточки, зашелестели листочки.) Вы знаете о моем важном открытии: каждый из вас похож на люби­мое дерево.

Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда светит солнышко, и тихо и плавно падают лис­точки; когда дует сильный ветер и идет осенний холодный дождик.

Воспитатель: Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели? (Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.)

С чем это связано? (Насекомые спрятались, многие уже засну­ли до будущей весны.)

Почему насекомые прячутся? (Стало холодно, уменьшился све­товой день.)

Я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слыши­те? (Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.)

Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц? (Птицы улетают в теплые края.)

Зачем птицы улетают так далеко? (Становится холодно, корма все меньше.)

Заканчивается наша экскурсия в парк. Каким вы увидели парк «золотой осенью»?

(Дети обмениваются впечатлениями.)

Воспитатель: Мы прощаемся с парком. Вы увидели много ин­тересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром осень называют «очей очарованье». Еще раз обратите внимание на кра­соту парка и постарайтесь запомнить. В детском саду мы с вами, кто захочет, превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени».