Конфликт в ливии причины. ИГ в Ливии

Гражданская война в Ливии- вооружённый
конфликт между силами, подконтрольными
находившемуся у власти с 1969 года лидеру
страны полковнику Муаммару Каддафи и
вооружёнными отрядами Национального
переходного совета Ливии, поддерживаемыми
США, Лигой Арабских Государств, Европейским
союзом, другими государствами и
межгосударственными организациями, а также
при военной поддержке авиации НАТО.

Уровень жизни населения до “революции”

Причины ливийского конфликта

Началом гражданской войны в Ливии можно считать 15
февраля 2011г, когда начались волнения в Бенгази. Причиной
волнений стал арест правозащитника Фатхи Тербиля (позже был
отпущен). Тогда же 213 представителей интеллигенции
потребовали отставки М. Каддафи. На что он, 22 февраля
ответил:«У М. Каддафи нет поста, чтобы его покинуть. Он не
президент, он лидер революции, и он останется на этой земле»
Причины конфликта следующие: недемократический характер
ливийского государства в годы правления Каддафи; обострение
экономических, социальных противоречий внутри ливийского
общества; стремление США, и наиболее развитых европейских
стран, установить контроль над важнейшими месторождениями
нефти в Северной Африки.
В феврале прошли массовые выступления в ряде городов против
правящего режима.

Участники войны в Ливии

Основными участниками гражданской войны
в Ливии являются войска, сохранившие
лояльность правительству Муаммара Каддафи (
«лоялисты» или «каддафисты») и отряды
оппозиционного Переходного Национального
Совета (ПНС, «революционеры» или
«повстанцы»), поддерживаемые международной
коалицией, включающей страны блока НАТО и
Лиги Арабских Государств (ЛАГ). Также в
конфликте принимают участие различные
группировки иностранных наёмников и отряды
местных племён (Туареги, Амазиги, Тубу).

Позиции сторон конфликта

Каддафи:
Я никогда не оставлю землю ливийскую, буду
биться до последней капли крови и умру здесь со
своими праотцами как мученик. Каддафи не простой
президент, чтобы уходить, он - вождь революции и
воин-бедуин, принёсший славу ливийцам. Мы -
ливийцы - вели сопротивление против США и
Великобритании в прошлом и не сдадимся сейчас.
Повстанцы:
Если Каддафи выведет из городов вооруженные
силы, не будет препятствовать мирным
демонстрациям против его режима. Также конечная
задача оппозиции – уход Каддафи.

Россия по отношению к конфликту

Завершение конфликта

Последствия:
По мнению президента Института Ближнего
Востока Е.Я. Сатановского результатом
гражданской войны стало разрушение
Ливийского государства.
Гражданская война в Ливии стала крупнейшим
по числу жертв конфликтом в ходе Арабской
весны. Число погибших по состоянию на
конец августа 2011 года достигло 50 тыс.
человек.
После окончания войны, на территории страны
продолжаются вооружённые конфликты.

В последние полтора года внимание всего мира приковано к Ближнему Востоку и к Северной Африке. Эти регионы стали ключевыми точками, в которых сошлись глобальные политические и экономические интересы ведущих мировых держав. Западные страны, используя в основном спецслужбы, довольно долго готовили в Ливии то, что в цивилизованном мире принято считать государственным переворотом. Ливия «должна» была повторить относительно малокровные сценарии «арабской весны» в других странах региона. И провал на начальной стадии ливийского конфликта так называемых «повстанцев» стал для организаторов событий в определенной мере неожиданным (что, собственно говоря, и повлекло за собой проведение военной операции силами НАТО).

Операция «Одиссея. Рассвет» проводилась США и их союзниками по НАТО с 19 марта по 31 октября 2011 г. Санкционированная Советом Безопасности ООН, эта операция предусматривала меры, необходимые для защиты мирного населения Ливии в ходе противостояния повстанцев и центральной власти М. Каддафи, в том числе боевые действия, за исключением ввода оккупационных войск, недопущение гуманитарной катастрофы в Ливии и нейтрализацию угрозы для международной безопасности.

Военно-политические и военно-технические аспекты войны НАТО в Ливии

Необходимо отметить, что Запад уже может не полагаться исключительно на лидерство США. Хотя Соединённые Штаты продолжают во многом оставаться «незаменимой державой», чем они были все последние 60 лет, этого уже недостаточно, чтобы международные инициативы стали успешными.

Страны с быстро развивающимися экономиками, в первую очередь БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которые, как ожидается, способны бросить в нынешнем веке экономический вызов Западу, не демонстрируют сейчас способности к политическому и дипломатическому лидерству. Так, из пяти государств, которые воздержались во время голосования в Совете Безопасности ООН по резолюции номер 1976 в отношении Ливии, четыре являются лидерами в группе государств с новой экономикой: Бразилия, Россия, Индия, Китай.

В планировании операции фактор стратегической внезапности, с точки зрения времени начала боевых действий, по сути, не играл особой роли вследствие подавляющего превосходства сил коалиции. Планирование операции проводилось штабом Объединенного командования вооруженных сил США в зоне Африки, во главе с генералом Кэтри Хэмом. В штабе руководства операции для координации совместных действий были направлены офицеры ВС Великобритании, Франции и других стран коалиции. Главной задачей, по-видимому, ставилось не проведение воздушной операции по блокированию и изоляции воздушного пространства Ливии, не уничтожение или разгром ливийских ВС, как это было в ходе операции в Югославии, Иране, а уничтожение высшего руководства Ливии.

Высокая результативность ударов средств воздушного нападения при практически полном отсутствии противодействия со стороны сил ПВО Ливии. Точность определения координат целей, оперативность нанесения ударов, эффективное целеуказание не могли быть реализованы лишь исключительно одними космическими и авиационными средствами разведки. Поэтому значительный объем задач по обеспечению ракетно-авиационных ударов, особенно в ходе непосредственной авиационной поддержки был выполнен с участием авианаводчиков из подразделений Сил Специальных операций (ССО), поэтому России необходимо создать свои силы.

Следует учесть опыт НАТО по обучению повстанцев. Если в начале конфликта они представляли собой фактически сборища не обученных и слабо вооруженных людей, которые в основном сотрясали воздух демонстративной стрельбой и непрерывно отступали, то уже через пару месяцев они смогли переломить ситуацию в другую сторону. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что одну из главных ролей роль в таких «превращениях» сыграли спецназовцы Великобритании, Франция и Италии, США.

Система вооружений, задействованная коалиционными войсками США и Великобритании в Ливии, включала проверенные в ходе предшествующих военных конфликтов типы и образцы ВВТ. Для обеспечения взаимодействия средств разведки целей и систем их уничтожения широко использовались новейшие средства связи, навигации и целеуказания. Высокую эффективность показали новые средства радиосвязи, используемые в сетях обмена разведывательной информацией тактического звена, позволившие впервые в ходе реальных боевых действий продемонстрировать эффективность автоматизированного формирования электронной карты тактической обстановки, единой для различных звеньев управления. В частности, впервые были применены в звене «взвод-рота» и разведывательно-поисковыми группами единые тактические терминалы JTT-B, которые позволяют в реальном масштабе времени отображать получаемые по спутниковым и наземным каналам связи данные на электронной карте, выводимой либо непосредственно на собственный терминал, либо на экран подключенного к нему портативного компьютера.

Одной из особенностей ведения боевых действий в Ливии стало масштабное использование систем управляемого оружия, применение которых основывалось на данных, получаемых по каналам связи в реальном масштабе времени от КРНС НАВСТАР, средств радиоэлектронной и оптической разведки.

Была создана мощная американская авиационная группировка разведывательной авиации и радиоэлектронной борьбы, включавшая самолеты Lockheed U-2; RC-135 Rivet Joint, EC-130Y, EC-130J, EA-18G, самолеты электронной разведки ЕР-3Е, Boeing Е-3F Centry, Grumman E-2 Hawkeye; EC-130J Commando Solo, Tornado ECR; Transall C-130 JSTARS и БЛА Global Hawk, самолеты базовой патрульной авиации P-3C Orion и самолеты-заправщики КС-135Р и КС-10А. Последние базировались на базах: Рота (Испания), Суда-Бей и Мидденхолл (Великобритания).

По состоянию на 19 марта авиагруппа была представлена 42 тактическими истребителями F-15C Блок 50, F-15E и F-16E, которые базировались на военно-воздушных базах Суда-Бей (Крит) и Сиганела (Сицилия). Ударная авиация также была представлена штурмовиками AV-8B «Харриер II», которые действовали с палубы универсального десантного корабля (УДК) «Кирсардж» и баз Суда-Бей и Авиано (север Италии). Высокая точность целеуказания позволила повысить долю применения управляемых боеприпасов до 85%. Для обеспечения взаимодействия средств разведки целей и систем их уничтожения широко использовались новейшие средства связи, навигации и целеуказания. Высокую эффективность показали новые средства радиосвязи, используемые в сетях обмена разведывательной информацией тактического звена, позволившие впервые в ходе реальных боевых действий продемонстрировать эффективность автоматизированного формирования электронной карты тактической обстановки, для спецназа ВМС США, Англии и Франции.

Следует отметить, что в ходе боевых действий нашла практическое подтверждение концепция сопряжения информационных систем стран НАТО и американского командования в зоне Африки. Было реализовано взаимодействие между американскими, английскими, итальянскими информационными системами, в частности реализован прием разведывательных данных от самолетов GR-4A Tornado (Великобритания), оснащенных контейнерной разведывательной станцией RAPTOR, американскими средствами приема и обработки развединформации.

Основные виды ВВТ, использованные вооруженными силами сторон

Группировка ВМС и ВВС США и НАТО:

США и Норвегия — операция «Odyssey Dawn»

Военно-морские силы США:

Флагманский (штабной) корабль «Mount Whitney»,

УДК LHD-3 «Kearsarge» типа «Уосп» c 26-й экспедиционной группой КМП США на борту,

ДВКД LPD-15 «Ponce» типа «Остин»,

Эсминец УРО DDG-52 «Barry» типа «Орли Бёрк»,

Эсминец УРО DDG-55 «Stout» типа «Орли Бёрк»,

ПЛА SSN-719 «Providence» типа «Лос-Анджелес»,

ПЛА «Scranton» типа «Лос-Анджелес»,

ПЛАРК SSGN-728 «Florida» типа «Огайо»

Авиация ВМС США:

5 палубных самолётов РЭБ EA-18G

Военно-воздушные силы США:

3 стратегических бомбардировщика B-2,

10 истребителей-бомбардировщиков F-15E,

8 истребителей F-16C,

2 спасательных вертолета HH-60 «Pave Hawk» на борту борта ДВКД «Ponce»,

1 самолёт психологических операций EC-130J,

1 тактический командный пункт EC-130H,

1 стратегический разведывательный БПЛА «Global Hawk»,

1 «ганшип» AC-130U,

1 высотный самолёт-разведчик Lockheed U-2,

Корпус морской пехоты США:

26-я Экспедиционная Группа,

4 СВВП AV-8B «Harrier II» на борту УДК«Kearsarge»,

2 транспортных конвертоплана Bell V-22 «Osprey» на борту «Kearsarge»,

Вооружённые силы Норвегии:

2 военно-транспортных самолёта C-130J-30.

Коалиционные силы под непосредственным командованием США:

ВС Бельгии:

6 истребителей F-16AM 15MLU «Falcon»,

ВС Дании:

6 истребителей F-16AM 15MLU «Falcon»,

ВС Италии:

4 самолёта РЭБ «Tornado ECR»,

4 истребителя F-16A 15ADF «Falcon»,

2 истребителя-бомбардировщика «Tornado IDS»,

ВС Испании:

4 палубных истребителя-бомбардировщика EF-18AM «Hornet»,

1 самолёт-заправщик Boeing 707-331B(KC),

1 военно-транспортный самолёт CN-235 MPA,

ВС Катара:

6 истребителей Dassault «Mirage 2000-5EDA»,

1 военно-транспортный самолёт C-130J-30,

Франция — операция «Харматан»

Военно-воздушные силы Франции:

4 самолёта Dassault «Mirage 2000-5»,

4 самолёта Dassault «Mirage 2000D»,

6 самолётов-заправщиков Boeing KC-135 «Stratotanker»,

1 самолёт ДРЛО Boeing E-3F «Sentry»,

1 самолёт РЭБ «Transall» C-160,

Военно-морские силы Франции:

Фрегат D620 «Forbin»,

Фрегат D615 «Jean Bart»

Авианесущая группа на авианосце R91 «Шарль де Голль»:

8 самолётов Dassault «Rafale»,

6 самолётов Dassault-Breguet «Super Étendard»,

2 самолёта ДРЛО Grumman E-2 «Hawkeye»,

2 вертолёта Aérospatiale AS.365 «Dauphin»,

2 вертолёта Sud-Aviation «Alouette III»,

2 вертолёта Eurocopter EC725,

1 вертолёт Sud-Aviation SA.330 «Puma»,

Фрегат D641 «Dupleix»,

Фрегат F 713 «Aconit»,

Танкер A607 «Meuse»

Великобритания — операция «Эллами»

Королевские военно-воздушные силы:

6 самолётов Panavia «Tornado»,

12 самолётов Eurofighter «Typhoon»,

1 самолет ДРЛО Boeing E-3 Sentry и 1 Raytheon «Sentinel»,

2 самолёта-заправщика Vickers VC10 и Lockheed «TriStar»,

2 вертолёта Westland «Lynx»,

Королевские военно-морские силы:

Фрегат F237 «Westminster»,

Фрегат F85 «Cumberland»,

Подводная лодка S93 «Triumph».

Силы специальных операций:

22-й парашютно-десантный полк SAS

Канада — операция «Мобайл»

ВВС Канады:

6 самолётов CF-18 Hornet

2 транспотрных самолёта McDonnell Douglas C-17 «Globemaster III», 2 Lockheed Martin C-130J «Super Hercules» и 1 Airbus CC-150 «Polaris»

ВМС Канады:

Фрегат FFH 339 «Charlottetown»,

1 вертолёт Sikorsky CH-124 «Sea King».

Типы вооружений и боеприпасов НАТО:

Тактические крылатые ракеты BGM-109 «Tomahawk», а также новая КР «Tomahawk» Block IV (TLAM-E);

KP авиационного базирования «Storm Shadow»;

Ракеты класса «воздух–воздух» (AIM-9 «Sidewinder», AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T);

Ракеты класса «воздух–поверхность» A2SM, AGM-84 «Harpoon», AGM-88 HARM, ALARM, «Brimstone», «Taurus», «Penguin», AGM-65F «Maverick», «Hellfire» AMG-114N;

Авиабомбы 500-фунтовые с лазерным наведением «Paveway II», «Paveway III», HOPE/HOSBO, УАБ AASM, бомбы с лазерным наведением AGМ-123; 2000-фунтовые бомбы GBU-24 «Enhanced Paveway III», GBU-31B/JDAM.

Армия Каддафи:

Танки: Т-55, Т-62, Т-72, Т-90;

Боевые бронированные машины: советские БТР-50, БТР-60, БМП-1, БРДМ-2, американский М113, южноафриканские ЕЕ-9, ЕЕ-11, чешский ОТ-64SKOT;

Артиллерия: 120-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 152-мм 2СЗ «Акация», буксируемая 122-мм гаубица Д-30, Д-74, 130-мм полевая пушка М1954 и 152-мм гаубица МЛ-20, чешская 152-мм самоходная гаубица vz.77 Dana, американская 155-мм M109 и 105-мм М101, итальянская 155-мм САУ Palmaria;

Минометы: калибров 82 и 120 миллиметров;

Реактивные системы залпового огня: Туре 63 (китайского производства), БМ-11, 9К51 «Град» (советского производства) и RM-70 (чешского производства).

Противотанковое вооружение: ракетные комплексы «Малютка», «Фагот», РПГ-7 (советского производства), MILAN (итальянско-немецкого).

Некоторые типы вооружений ВС стран Запада впервые применены в боевых условиях в Ливии. Например, подводная лодка атомная с крылатыми ракетами «Florida» (переоборудованная из ПЛАРБ) впервые участвовала в боевых действиях. Тактическая крылатая ракета «Tomahawk» Block IV (TLAM-E) также впервые опробована против реальной цели. Впервые в реальных условиях использовались усовершенствованные средства доставки боевых пловцов – «Advanced SEAL Delivery System» (ASDS).

Впервые в боевых действиях в Ливии опробован один из самых совершенных самолетов ВВС стран Запада – многоцелевой истребитель Eurofighter «Typhoon» ВВС Великобритании.

EF-2000 «Typhoon» – многоцелевой истребитель с передним горизонтальным оперением. Боевой радиус действия: в режиме истребителя 1.389 км, в режиме ударного самолёта 601 км. Вооружение включает в себя 27-мм пушку «маузер», установленную в корневой части правого крыла, ракеты класса «воздух–воздух» (AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T), ракеты класса «воздух–поверхность» (AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin), бомбы (Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO). На самолёт устанавливается также лазерная система целеуказания.

Истребители Королевских ВВС «Tornado» наносили удары крылатыми ракетами «Storm Shadow». Самолеты преодолели расстояние 3000 миль туда и обратно, действуя с баз в Великобритании. Таким образом, рейд британских самолетов по своей протяженности стал самым длинным со времен войны с Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1982 году.

С 29 марта впервые применены в боевых условиях тяжеловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений AC-130U — «ганшип».

Вооруженные силы США и НАТО использовали боеприпасы с поражающими элементами из обедненного урана. Боеприпасы с обедненным ураном применялись в основном в первые сутки операции в Ливии. Тогда американцы сбросили 45 бомб и выпустили более 110 ракет по ключевым ливийским городам. В условиях высокой температуры при поражении цели урановый материал превращается в пар. Этот пар – ядовитый, он способен вызывать рак. Определить реальные масштабы ущерба экологии Ливии пока невозможно. После использования НАТО бетонобойных урановых бомб на территории северной Ливии возникли территории с повышенным (в разы) радиоактивным фоном. Это будет иметь самые серьезные последствия для местного населения.

На Триполи 1 мая были сброшены объемно-детонирующие бомбы, как минимум 8 единиц. Здесь идет речь о применении в Ливии термобарического, или «вакуумного», оружия, применение которого в населенных пунктах ограничено международными конвенциями. Эти боеприпасы не предназначены для уничтожения глубоких бункеров и хорошо защищенных объектов; они эффективно уничтожают лишь мирное население и открыто расположенные войска. Но парадокс в том, что вакуумные бомбы против солдат регулярной армии почти не применяли.

Аспекты информационной войны

Анализ мероприятий информационной войны позволяет выделить ряд ее характерных черт и особенностей. Информационную войну союзных сил против Ливии можно разделить на пять этапов. Главное событие – влияние информационной войны на замысел и стратегию в условиях штурма Триполи.

Во время первого этапа, еще до фазы открытых вооруженных столкновений, складывались и укреплялись образы «мы» и «они», акцентировалось внимание на идеологические символы, оправдывающие прямое воздействие. На этом этапе пропагандировалась возможность мирного решения проблемы, в реальности неприемлемая для обеих сторон, чтобы привлечь на свою сторону общественное мнение. Психологические операции проводились с высокой интенсивностью как в интересах формирования нужного общественного мнения у населения Ливии, так и обработки личного состава ливийских ВС.

31 октября 2011 в интервью на Радио Канада, генерал-лейтенант Чарльз Бушар, возглавлявший операцию «Объединенный защитник» в Ливии, рассказал, что в штаб-квартире НАТО в Неаполе было создано аналитическое подразделение. Его миссия заключалась в изучении и расшифровке всего, что происходит на земле, то есть слежение как за движением ливийской армии, так и «повстанцев».

Для усиления этого подразделения было создано несколько информационных сетей. «Разведданные поступали из многих источников, включая средства массовой информации, которые были на земле и давали нам много информации о намерениях и расположениях сухопутных войск» . Впервые НАТО признало, что официальные иностранные журналисты в Ливии были агентами Атлантического альянса. Незадолго до падения Триполи, Тьерри Мейсан открыто заявил, что большинство западных журналистов, остановившихся в отеле Rixos были агентами НАТО. В частности, он указал на группы, работающие на AP (Associated Press), ВВС, CNN и Fox News.

Инцидентом, который предположительно спровоцировал ливийский «мятеж», стал арест адвоката-активиста 15 февраля 2011 г. Это вызвало волну протестов, которые перетекли в Интернет-пространство и СМИ. Но необычно большое количество видео на Ютубе и сообщений в Твиттере оказались необыкновенно схожи и выглядели как очередной неприкрытый проект Пентагона по развитию программного обеспечения, которое позволяет тайно управлять общественными информационными сайтами, чтобы влиять на интернет-беседы и распространять пропаганду.

Несмотря на их сомнительное происхождение, профессиональные группы таких СМИ, как CNN, BBC, NBC, CBS, ABC, Канал «Fox News», и Аль-Джазира приняли эти анонимные и неподтвержденные видео, как легитимные источники новостей.

На втором этапе с началом ракетно-бомбовых ударов основной акцент информационной войны был перенесен на оперативно-тактический уровень. Основными компонентами информационной войны на данном этапе являлись информационно-пропагандистские акции, радиоэлектронная борьба, вывод из строя элементов гражданской и военной инфраструктур. С борта самолета EC-130J «Коммандо Соло», предназначенного для «психологической войны», начали транслировать сообщения на английском и арабском языках для ливийских военных: «Ливийские моряки, немедленно покиньте корабль. Бросайте оружие, возвращайтесь домой, к семьям. Войска, верные режиму Каддафи, нарушают резолюцию ООН, требующую прекратить военные действия в вашей стране» . Таких примеров можно привести много. И каждый из них является свидетельством того, что стороны «сливали» в средства массовой информацию сведения с противоположным значением, стремясь к максимальной дискредитации своего противника. Однако армия Каддафи ни разу не поделилась с аудиторией своими успехами, не искала сочувствия по поводу потерь и не дала ни единого повода приподнять завесу секретности в отношении своего состояния.

Когда конфликт перешел в длительную фазу (более месяца с 1 апреля до июля), начался третий этап, меняющий формы ведения информационной войны. Задача этого этапа – уличить противника в морально неприемлемых формах ведения конфликта, а также привлечь на свою сторону новых союзников.

В незначительной степени НАТОвской стороной отрабатывалась технология борьбы с компьютерными сетями. Нередко противоборствующие стороны (НАТО и Ливия) использовали одни и те же приемы: приуменьшали свои потери и преувеличивали масштабы ущерба противника. В свою очередь ливийская сторона завышала цифры потерь среди местного населения.

В то же время разрушение Ливии не помешало НАТО полтора месяца использовать радио и телевидение для передачи своих пропагандистских материалов. В рамках информационно-пропагандистских акций осуществлялось радио- и телевещание на Ливию с территории сопредельных стран. Для увеличения доходчивости этих радиопередач над территорией Ливии разбрасывались УКВ-радиоприемники с фиксированной частотой приема. Кроме того, постоянно разбрасывались с воздуха пропагандистские листовки, в связи с общей малограмотностью населения Ливии, листовки в основном носили графический характер (комиксы, плакаты, рисунки, игральные карты с портретами ливийских лидеров). Обе стороны прибегали к дезинформации, стараясь посеять панику.

Стратегия информационной войны допускала на втором и третьем этапах даже использование провокаций или подтасовки фактов. Неудивительно, что телевидение стало главной атакующей силой информационных войн как на уровне международных отношений, так и собственно во время проведения «шоссейной войны». Так, перед началом боевых действий президенты Франции и Англии обратились с призывом к журналистам не публиковать в прессе подробности подготовки НАТОвских вооруженных сил к боевым действиям и вообще постараться относиться к освещению планов НАТО, как действиям Евросоюза «для поддержки гуманитарной миссии в помощь населению этой страны» . Телевидение в очередной раз доказало, что оно значительно лучше других СМИ справляется с интерпретацией действительности, формированием картины мира, и чем сильнее брэнд телевизионного канала, чем больше его аудитория, тем выше и доверие к нему, а чем больше каналов подают сходную трактовку событий, тем большую силу обретает смоделированный ими образ действительности.

Четвертый этап (август-сентябрь) – штурм Триполи. Главным событием в информационной войне при штурме Триполи считается показ «Аль-Джазира» и CNN кадров «победы» повстанцев, снятых в Катаре. Эти кадры и были сигналом к атаке для мятежников и диверсантов. Сразу после этих передач по всему городу «спящие ячейки» повстанцев начали устанавливать блокпосты, врываться в командные пункты и квартиры офицеров, не предавших Каддафи.

Самый простой способ манипулирования информацией – не подпускать журналистов к самим событиям, подкармливая прессу официальными сообщениями и видеохроникой, полученной от военных, вооруженных ноутбуками и мобильными телефонами со встроенными фото- и видеокамерами. Другой прием основан на использовании изобразительных средств кино и телевидения: среди отобранных военными оперативных съемок или снимков с разведывательных самолетов и спутников, демонстрировавшихся на брифингах для прессы в пресс-центре во время войны в Ливии, где, естественно, не было «неудачных» кадров.

Кадры «армии оппозиции» в Бенгази были любезно предоставлены телезрителям России спецкором 1-го канала в Бенгази Ирадой Зейналовой. На плацу пыталось маршировать несколько десятков разношерстно одетых юношей (несмотря на все усилия оператора так скомпоновать кадр, чтобы число «марширующих» казалось значительным, больше 2-3 десятков человек поместить в кадр таким образом, чтобы не было видно флангов, ему не удалось). Еще человек 20 постарше бегали вокруг зенитной установки (постоянный персонаж всех фото и телесъемок «сил оппозиции»), показывали пулеметную ленту и рассказывали, что у них есть не только показанное старое (и ржавое) оружие, но и новейшая техника.

Еще был продемонстрирован один невзрачный полковник, названный главнокомандующим повстанцев (число которых, судя по репортажу, никак не может превышать сотни) и главный противник «полковника Каддафи». В том же стиле выступала и спецгруппа РТР. Евгений Попов в утреннем выпуске (05.03.11, 11:00) показал «армию повстанцев», отправляющихся штурмовать Рас-Лануф. На общей молитве перед боем в ее рядах оказалось десятка два человек.

В первые дни войны представитель Римско-католической церкви заявил, что не менее 40 гражданских лиц погибли в Триполи в результате авиаударов коалиционных сил в Ливии. Но представитель Объединенного комитета начальников штабов американских вооруженных сил вице-адмирал Уильям Гортни лицемерно заявлял, что никаких сведений о жертвах среди мирного населения у коалиции нет.

Новым направлением информационной войны явилось следующее: фрегаты НАТО сбросили глубинные бомбы на оптоволоконный кабель, проложенный в 15 морских милях от побережья Ливии, с тем, чтобы нарушить телекоммуникационную связь между Сиртом, родным городом Каддафи, и Рас-Лануфом, где находится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны. В Джамахирии наблюдались значительные перебои со связью и работой телекоммуникаций.

Провокационная роль современных СМИ

С 1990-х годов прошлого века с концентрацией СМИ в руках нескольких медийных групп, они быстро превратились из каналов информации и отражения общественного мнения в каналы зомбирования и манипуляции. И не так уж важно, чем они при этом руководствуются – выполняют ли социальный заказ, элементарно зарабатывая на хлеб с маслом, делают это по недомыслию или в силу своего идеализма, – объективно они раскачивают ситуацию и ослабляют общество.

Журналисты утратили даже видимость объективности в ливийских событиях. В связи с этим Бенджамин Барбер из Huffington Post задался вопросом: «Западные СМИ в Ливии – журналисты или пропагандистский инструмент восстания?».

Изображение сборной солянки из монархистов, исламских фундаменталистов, лондонских и вашингтонских изгнанников и перебежчиков из стана Каддафи в качестве «восставшего народа» есть чистой воды пропаганда. С самого начала «повстанцы» целиком и полностью зависели от военной, политической, дипломатической и медийной поддержки держав НАТО. Без этой поддержки запертые в Бенгази наемники не продержались бы и месяца.

Блок НАТО организовал интенсивную пропагандистскую кампанию. Срежиссированная кампания в СМИ вышла далеко за пределы обычно задействованных в подобных акциях либеральных кругов, убедив «прогрессивных» журналистов и их издания, а также «левых» интеллектуалов, представлять наемников в качестве «революционеров». Пропаганда распространяла аляповатые образы правительственных войск (часто изображая их как «чернокожих наемников»), рисуя их насильниками, принимающими огромные дозы «виагры». Между тем Amnesty International и Human Rights Watch свидетельствуют, что до начала бомбардировок НАТО в восточной Ливии никаких массовых изнасилований, никаких вертолетных атак или бомбежек мирных демонстрантов со стороны сил Каддафи не было. Что точно было, так это 110 погибших с обеих сторон в ходе беспорядков в Бенгази. Как видим, все эти истории были сфабрикованными, но именно они стали поводом для установления бесполетной зоны и нападения НАТО на Ливию.

Основные уроки войны в Ливии для России

Ливийская война вновь показала, что международное право будет нарушено в любой момент, если ведущие государства Запада сочтут для себя целесообразным пойти на подобный шаг. В международной политике стали правилом двойные стандарты, принцип силы. Военная агрессия против России возможна в случае максимального ослабления ее экономического, военного и морального потенциала, отсутствия готовности у граждан РФ встать на защиту своей Родины. США и НАТО обладают «узкой специализацией» разрешать бомбить, «решать» сложные международные вопросы методом их усложнения. Восстанавливать же все, по убеждениям США и НАТО, должны другие.

Выводы из ливийских событий следующие.

Скорость развития неблагоприятной военно-политической обстановки может значительно опережать скорость создания новой российской армии и современных средств поражения.

События на Ближнем Востоке показали, что главным принципом международного права становится принцип силы. Поэтому любая страна должна думать о своей безопасности.

Франция вернулось в военную организацию НАТО, вновь создав систему франко-британского привилегированного партнерства, а Германия поставила себя вне атлантического контекста.

В воздушно-космической операции США и НАТО не в состоянии решить проблемы наземных операций мятежников, войну вели «аборигены», а альянс ограничился воздушными операциями.

Применение НАТО широкомасштабных информационно-психологических операций и других мероприятий информационной борьбы против Ливии, причем не только на стратегическом, но и на оперативном и тактическом уровнях. Роль информационно-психологических операций не менее важна, чем ведение воздушных и специальных операций.

Военные действия показали, что армия М. Каддафи была в состоянии в течение девяти месяцев вести борьбу против США и НАТО, против мятежников из «Аль-каиды», несмотря на тотальное информационное подавление и наличие «пятой колонны». И все это практически только российским (и советским) оружием. Это – стимул для продажи российского вооружения.

Главные уроки ливийской кампании для строительства вооруженных сил России

Первый. Требует коренного пересмотра теория использования современных ВВС, флота и сил специальных, информационно-психологических, киберопераций в будущих вооруженных конфликтах.

Второй. Следует учитывать мнение западных экспертов, что комбинированное применение воздушной операции и ограниченного числа спецназовцев станет основой военных действий, на ближайшие десять лет. Видимо решением президента необходимо создать, как род войск, отдельное Командование специальных операций (КСО). Командование специальных операций будет включать войска специального назначения, информационно-психологические войска, части и подразделения кибервойск.

Такие возможности есть. В ОСК «Юг», «Запад», «Центр», «Восток» нужно создать условия к ведению боевых действий на отдельных направлениях. К сожалению, часть бригад специального назначения, подводных диверсионных сил или упразднили, или планируют упразднить. Требуют пересмотра ранее принятые на сей счет решения Министерства обороны. Надо вновь сформировать бригады, отряды, роты специального назначения аналогичные ГРУ, подразделения подводных диверсантов на флотах.

Необходимо возродить подготовку кадров для ведения информационно-психологических операций на стратегическим уровне в Генеральном штабе, на оперативном уровне в оперативно-стратегических командованиях, на тактическом уровне в дивизиях и бригадах.

Третий. Опыт боевых действий в Ливии в очередной раз показал, что итоговые результаты, достигнутые на поле боя, были полностью искажены в информационных войнах.

Очевидно, решением Президента РФ должны быть образованы специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии. Необходимо иметь информационные войска, в составе которых будут государственные и военные СМИ. Цель деятельности Информационных войск – формирование нужной России информационной картины реальности. Информационные войска работают как на внешнюю, так и на внутреннюю аудитории. Персонал Информационных войск подбирается из числа дипломатов, экспертов, журналистов, операторов, писателей, публицистов, программистов (хакеров), переводчиков, сотрудников связи, веб-дизайнеров и т.д. Они на популярном в мире языке доходчиво объясняют мировому сообществу суть российских действий и формируют лояльное общественное мнение.

Информационные войска должны решать три основные задачи:

Первая – стратегический анализ;

Вторая – информационное воздействие;

Третья – информационное противодействие.

Они могли бы включить в себя основные составляющие, ныне находящиеся в различных Министерствах, Советах, Комитетах. Действия во внешнеполитическом медиа-пространстве должны быть скоординированы.

Для решения первой задачи необходимо создать центр стратегического анализа сетей управления (вхождение в сети и возможность их подавления), контрразведку, разработать мероприятия по оперативной маскировке, обеспечению безопасности собственных сил и средств, обеспечению безопасности информации.

Для решения второй задачи необходимо создать антикризисный центр, государственный медиа-холдинг по связям с телеканалами и информационными агентствами для решения главной задачи – поставки на телеканалы и в информационные агентства нужной России информации В них задействуются государственные СМИ, структуры по связи с общественностью, по подготовке журналистов для прикладной журналистики, военной печати, журналистов-международников, журналистов радио и телевидения.

Для решения третьей задачи необходимо создать центр определения критически важных информационных структур противника и методов борьбы с ними, включая физическое уничтожение, радиоэлектронную борьбу, психологические операции, сетевые операции с участием «хакеров».

Четвертый. России больше не следует проводить военные учения только по борьбе с террором. Думается, надо организовывать маневры с вооруженными силами приграничных стран. Учить войска действовать в обстановке, которая реально может сложиться в этих государствах.

Пятый. Учитывая, что НАТО применяли в войне против Ливии новое оружие на новых физических принципах, что привело к радиоактивному заражению ураном территории, Россия в качестве ядерной державы должна инициировать принятие решения ООН навсегда наложить запрет на применения оружия с использованием урана, а также других новых видов вооружений, которые не были в свое время запрещены международными договорами по той причине, что в ту пору еще не существовали.

Шестой. Один из важных выводов из анализа воздушно-наземной операции НАТО – беспилотные летательные аппараты должны вести постоянное наблюдение за полем боя, обеспечивать разведку целей и наведение авиации.

Война в Ливии, в очередной раз показала, что абсолютизация военной силы не отменяет необходимость решения политических проблем, а напротив, отодвигает их по времени и обостряет их в новых противоречиях. Практически везде, где США и НАТО применяют военную силу, проблемы не решаются, а создаются. Таким образом, военную акцию США и НАТО против Ливии следует рассматривать, как наиболее четкое за последние годы проявление военно-политического курса США и НАТО, выражающееся в силовом, с нарушением всех норм международного права, подчинении «взбунтовавшейся» Ливии. Можно не сомневаться, что в ближайшем будущем руководство этих стран не преминет вновь использовать отработанные «технологии воздействия» против неугодных Западу государств.

В феврале 2011 г., на фоне событий "арабской весны" в Тунисе и Египте, начались массовые выступления протеста в Бенгази, втором по величине городе Ливии, столице провинции Киренаика. Манифестанты требовали демократизации политической жизни и отстранения от власти Муаммара Каддафи. Достаточно быстро протесты перекинулись и на другие города. Менее чем за месяц мятежникам удалось взять под контроль территорию Киренаики и развернуть наступление в других регионах.

Правительственные силы использовали против мятежников артиллерию, танки и авиацию. В этих условиях 26 февраля 2011 г. СБ ООН ввел эмбарго на поставки вооружений в Ливию. 17 марта Совбез принял резолюцию 1973, предусматривавшую введение бесполетной зоны над всей территорией страны и защиту местного населения "всеми необходимыми мерами" (Россия и Китай при голосовании воздержались). Этот документ был использован западными странами и их арабскими союзниками в качестве основания для военного вмешательства в ливийский конфликт. Уже 19 марта ВВС Франции нанесли первые авиаудары по войскам Каддафи. 23 марта началась полномасштабная военная операция НАТО "Объединенный защитник" (Unified Protector). Благодаря поддержке западных стран оппозиционерам удалось установить контроль практически над всей территорией страны. Последним оплотом Муаммара Каддафи стал его родной город Сирт, где 20 октября 2011 г. он был схвачен и убит повстанцами. 31 октября операция НАТО была завершена.

Двоевластие

В результате гражданской войны и иностранной интервенции власть над большей частью территории страны получил Переходный национальный совет (ПНС). Этот временный орган, созданный в феврале 2011 г., был признан большинством стран мира. В сентябре 2011 г. он получил статус законного представителя ливийского народа в ООН. Его возглавил Мустафа Абд-аль-Джалиль, бывший министр юстиции Ливии.

9 августа 2012 г. ПНС передал полномочия Всеобщему национальному конгрессу (ВНК), избранному на парламентских выборах в июле 2012 г. Почти половину мандатов получил состоявший из либеральных партий Союз национальных сил, почти четверть - исламистская Партия строительства и справедливости, политическое крыло ливийской ассоциации "Братьев-мусульман" (международная религиозно-политическая ассоциация). Основной задачей ВНК стала подготовка проекта конституции и организация выборов в постоянный законодательный орган. Однако в июне 2013 г. власть в ВНК перешла в руки исламистов (после избрания одного из их ставленников на пост председателя).

В июне 2014 г. состоялись выборы в постоянный парламент - Палату представителей (ПП). Однако ВНК, в котором значительно укрепились позиции исламистов, отказался передавать избранному парламенту полномочия по управлению страной. Из-за этого в Ливии сложилась ситуация двоевластия. Всеобщий национальный конгресс и сформированное им Правительство национального спасения заседали в Триполи и контролировали западную часть страны, а Палата представителей и сформированное ею правительство, признанные международным сообществом, - в г. Тобрук, и контролировали восточные регионы.

Вооруженные столкновения 2011–2014 гг.

На фоне политической нестабильности в стране продолжались столкновения между противниками и сторонниками новой власти, а также между различными группировками и кланами. Они носили различный характер - от небольших стычек до полномасштабных боевых действий, как в 2012 г. в Куфре или Бени-Валиде. В районе Куфры активная фаза боевых действий продолжалась несколько месяцев, жертвами стали сотни человек, тысячи были вынуждены покинуть город. Город Бени-Валид, оплот сторонников Каддафи, подвергался массированным атакам с земли и воздуха, при его осаде бойцы проправительственных формирований использовали танки и установки "Град".

На фоне политической нестабильности в стране продолжались столкновения между противниками и сторонниками новой власти, а также между различными группировками и кланами. Они носили различный характер - от небольших стычек до полномасштабных боевых действий, как в 2012 г. в Куфре или Бени-Валиде

Только в течение одного дня, 24 октября, когда правительство заявило о штурме города, погибли около 600 человек и около тысячи были ранены. В сентябре 2012 г. радикальные исламисты атаковали здание американского консульства в Бенгази, в результате нападения погибли четверо американцев, в том числе посол США в Ливии Кристофер Стивенс. С 2014 г. не прекращается вооруженное противостояние между различными исламистскими группировками и правительственными войсками.

Параллельно с правительственными силами против исламистов на территории Ливии начал вести вооруженную борьбу влиятельный генерал Халифа Хафтар. 16 мая 2014 г. лояльные ему боевые формирования начали операцию "Достоинство Ливии". По данным СМИ, Халифа Хафтар пользуется поддержкой Египта и Саудовской Аравии. В сентябре 2016 г. его силам удалось взять под контроль порты "нефтяного полумесяца" (побережье залива Сирт), благодаря чему из г. Рас-Лануф в Италию был отправлен первый с 2014 г. танкер с ливийской нефтью.

Правительство национального единства

Международное сообщество, обеспокоенное продолжением боевых действий и сохраняющимся двоевластием, неоднократно предпринимало попытки урегулирования ситуации в Ливии. В 2015 г. под эгидой ООН было проведено несколько раундов межливийского диалога. 17 декабря 2015 г. по итогам очередного заседания в марокканском городе Схират было подписано соглашение о формировании Правительства национального единства (ПНЕ). 23 декабря СБ ООН принял резолюцию 2259, признав ПНЕ единственной легитимной властью в стране. Премьер-министром был назначен ливийский бизнесмен Фаиз Сарадж. Кроме того, был сформирован Президентский совет как высший орган исполнительной власти.

В марте 2016 г. новый кабинет переместился в Триполи, где исламистское Правительство национального спасения согласилось передать ему свои полномочия. Однако заседающая в Тобруке Палата представителей отказалась признать ПНЕ и трижды отклоняла предложенный состав правительства. В сентябре 2016 г. Фаиз Сарадж заявил о намерении представить новый состав кабинета, а также достичь соглашения об объединении сил с генералом Халифой Хафтаром.

ИГ в Ливии

Ситуация в Ливии осложняется действиями на ее территории боевиков группировки "Исламское государство" (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ. - Прим. ТАСС), проникших в страну весной 2014 г. через практически неохраняемые границы. Распадающееся после свержения Каддафи государство стало привлекательной целью для мирового джихада. В феврале 2015 г. боевики заняли город Сирт и, распространив влияние на более мелкие города на севере страны, к весне 2015 г. контролировали уже около 290 км побережья Средиземного моря, где расположено более десятка месторождений и нефтеперерабатывающих заводов. На территории страны были развернуты лагеря подготовки ИГ.

В мае 2016 г. формирования ПНЕ начали операцию по выдворению террористов ИГ из страны. По соглашению с кабинетом Сараджа в августе 2016 г. удары по позициям ИГ нанесли ВВС США. 12 октября 2016 г. ливийские военные сообщили о завершении силовой части операции по освобождению Сирта.

Итоги пяти лет

Революция, вмешательство западных стран и смещение Каддафи имели разрушительные последствия для ливийского государства, населения и экономики, Ливия превратилась в страну для транзита международной преступности, незаконной миграции и контрабанды оружия.

По данным Всемирного банка, конфликт в Ливии привел к экономическому коллапсу из-за падения доходов от экспорта нефти, составляющих основу экономики страны. Нефтедобыча уменьшилась вчетверо, упав с 1,6 млн баррелей в день в 2010 г. до 400 тыс. баррелей в день в 2015 г. В 2016 г. страна смогла довести этот показатель до 550 тыс. баррелей в день. ВВП на душу населения сократился в два раза - с 11,9 тыс. долларов в 2010 г. до 5,4 тыс. в 2015-м

В 2011 г., за первые восемь месяцев конфликта, в стране погибли приблизительно 14 тыс. человек (эти оценки были озвучены официальными представителями Ливии в 2013 г., первоначально разные источники приводили данные о 30–50 тыс. погибших). Число погибших в столкновениях в 2012–2016 гг. оценивается примерно в 6 тыс. человек (данные сайта Libya Body Count; официальная статистика, а также данные ООН не опубликованы).

В связи с постоянными боевыми действиями, ведущимися на территории страны, только с ноября 2014 г. около 450 тыс. жителей Ливии оказались на положении временно перемещенных лиц. Кроме того, слабо контролируемые границы стали причиной огромного потока беженцев из африканских стран. В 2015 г. через Ливию в Европу по Средиземному морю переправились больше 150 тыс. человек. Сейчас на ливийской территории находится до миллиона беженцев.

Несмотря на успехи ПНЕ в борьбе с ИГ, страна остается тыловой базой этой группировки, ее плацдармом за пределами Сирии и Ирака. Сюда перетекают боевики из зоны других вооруженных конфликтов - Сирии, Йемена, Афганистана, африканских стран - и угрожают дестабилизацией всему региону.

По данным Всемирного банка, конфликт в Ливии привел к экономическому коллапсу из-за падения доходов от экспорта нефти, составляющих основу экономики страны. Нефтедобыча уменьшилась вчетверо, упав с 1,6 млн баррелей в день в 2010 г. до 400 тыс. баррелей в день в 2015 г. В 2016 г. страна смогла довести этот показатель до 550 тыс. баррелей в день. Доля экспорта нефти в ВВП в 2010 г. составляла примерно 60%, в 2015 г. этот показатель снизился в пять раз - до 12%. ВВП на душу населения сократился в два раза - с 11,9 тыс. долларов в 2010 г. до 5,4 тыс. в 2015-м.

В апреле 2016 г. президент США Барак Обама, оценивая вмешательство НАТО в конфликт, признал ошибки в прогнозировании ситуации в Ливии после свержения Каддафи. В сентябре 2016 г. специальная комиссия британского парламента отметила, что "политика Соединенного Королевства в Ливии основывалась на ложных предположениях и неполном понимании специфики страны".

Проблемы и противоречия Северной Африки, война в Ливии, анализ процессов, происходящих в этом районе, по-прежнему в центре внимания мировой общественности. И это оправдано, сейчас в этом регионе во многом определяется ход мировой политики на годы вперед, в силу чего анализ процессов, сопровождавших развитие войны в Ливии, является чрезвычайно актуальным.Об этом на страницах ИА "Оружие России" рассуждает известный эксперт Анатолий Цыганок.">

11:44 / 13.01.12

Война НАТО в Ливии: анализ, уроки

Проблемы и противоречия Северной Африки, война в Ливии, анализ процессов происходящих в этом районе по - прежнему в центре внимания мировой общественности.

И это оправдано, сейчас в этом регионе во многом определяется ход мировой политики на годы вперед, в силу чего анализ процессов, сопровождавших развитие войны в Ливии, является чрезвычайно актуальным.Об этом на страницах ИА "Оружие России" рассуждает известный эксперт Анатолий Цыганок.

Главный урок, который преподнесли США не только Ливии, но и всему миру - они показали технологию интервенции. Сначала готовится общественное мнение против определенного государства путем занесения его в список неблагонадежных. Затем начинается процедура поиска и наказания за «грехи» перед мировой цивилизацией. Далее объявляются разного рода запреты, санкции (эмбарго). Потом, в течение месяца, следует период «выдерживания» в жестких условиях до максимально возможного ослабления. В этот период осуществляется «разведка боем», определяются все возможные цели. Нейтрализуются возможные союзники будущей жертвы. И только после этого начинается открытая подготовка и проведение военной агрессии.

На смену войнам с противостоянием держав - коалиций, противоборством армий приходит глобальная перманентная война, которая ведется непрерывно во всех точках Земли всеми возможными способами: политическими, экономическими, военными, техническими, информационными. В этих операциях нарушаются нормы международного права. Мирное население используется для испытаний новейших технологических наработок.



Более того, в интервенции против Ливии США, Британия и Франция при поддержке ряда других стран НАТО сделали попытку придать легитимность своей агрессии при помощи арабского фигового листка в виде катарской авиации и наземных войск. Оценивая созданные группировки для ведения боевых действий против Ливии, можно констатировать абсолютное техническое превосходство США в космической группировке, средствах РЭБ, крылатых ракетах морского и воздушного базирования, навигационных системах в оперативном и тактическом звене.

Военная операция США и НАТО с прикормленным Национальным Советом против полу-партизанской армии Каддафи, вызывает массу вопросов. Ливийская война, которая имеет много отличий от прошлых войн проведенных США и НАТО, привлекает внимание специалистов. Для военных специалистов особый интерес представляет процесс создания воздушных, морских группировок и действий спецчастей США, Франции, Великобритании, Италии. Оперативная маскировка сил НАТО и Ливии, ведение воздушно - космической операции НАТО, стратегию и тактику группировки США и НАТО, тактику повстанцев, правительственных войск Каддафи.

Использование в операции новых средств поражения, информационно-психологическую войну, финансовую войну, экологическую войну, боевое и материальное обеспечение. Пространственный размах операции НАТО «Союзный защитник»: Северная Америка, Канада, большая часть Европы, турецкая часть Азии. Боевые действия велись на всей территории Ливии, контроль за судами на всей акватории Средиземного моря, Красного моря.



Если придерживаться принятой классификации войн и конфликтов, основным критерием которой является количество жертв и беженцев, то 9 месячный конфликт 2011 года на севере Африки занял третье место после Ирака, Афганистана. Общее количество убитых и раненных неизвестно. По данным на июль Ливийского общества Красного креста, более 1 100 мирных граждан были убиты в результате бомбежек НАТО, включая 400 женщин и детей. Более 6 тысяч ливийских гражданских лиц получили ранения в результате бомбардировок, многие из них серьезные. За время вооружённого конфликта более 400 тысяч человек беженцев вынуждены были покинуть Ливию. Общие потери беженцев — до 6000 чел.

До февральских событий 2011 года ВВП на душу населения в Ливии, рассчитанный по паритету покупательной способности, составлял 13 800 долл. Это в два с лишним раза больше, чем в Египте и Алжире, и в полтора раза больше, чем в Тунисе. В стране действовало 10 университетов и 14 научно-исследовательских центров, детские дошкольные учреждения, школы и больницы, отвечающие мировым стандартам. Ливия занимала первое место среди государств Африки по уровню человеческого развития и по продолжительности жизни - 77 лет. (Для сравнения: в России средняя продолжительность жизни - чуть больше 69 лет). Кстати, Ливия попала в Книгу рекордов Гиннеса как страна, в которой за период 2001-2005 гг. был самый низкий уровень инфляции - 3,1%.

Главное то, что права человека, если их понимать как право на достойное существование, в Ливии были реализованы в гораздо большей степени, чем в демократических России, Украине или Казахстане. Каддафи четко дал понять, что он видел будущее экономическое развитие Африки вообще и Ливии в частности более связанным с Китаем и Россией, нежели с Западом, помогает понять, что это было лишь делом времени, когда ЦРУ поставит на первое место свой план на случай непредвиденных обстоятельств по свержению ливийского правительства. Так что не забота о человеке заставила западные демократии взять курс на свержение существующей в Ливии власти. Волнения в Ливии, переросшие в гражданскую войну, начались в середине февраля. Страна фактически разделилась на подконтрольный Каддафи Запад и Восток, который удерживали вооруженные силы повстанцев.

Гибель мирных граждан — основная претензия международного сообщества к режиму Каддафи. Ранее к постоянным членам СБ ООН с просьбой о введении против режима Муаммара Каддафи воздушной блокады обратились повстанцы, сражающиеся против войск диктатора. Лига арабских государств высказалась за запрет полетов авиации и Совет сотрудничества стран Персидского залива над Ливией. В НАТО и Совбезе ООН обсуждают военные меры против властей Ливии, где жертвами гражданской войны стали уже более 2000 человек.



Франция и Великобритания предложили Совбезу ООН проект резолюции по Ливии. СБ ООН требует немедленного прекращения огня и насилия в отношении мирного населения в Ливии; вводит запрет на все полёты над Ливией, кроме гуманитарных полётов и эвакуации иностранцев; санкционирует любые действия по защите мирных жителей и населенных ими территорий, за исключением ввода оккупационных войск; разрешает инспекцию тех судов и самолётов, на которых в Ливию могут быть доставлены оружие и наёмники; вводит запрет на все полеты в Ливию; замораживает активы ливийского руководства; расширяет список ливийских чиновников, в отношении которых введены санкции на передвижение.

Голосование в Совете Безопасности ООН по англо-французскому проекту Резолюция СБ № 1973 , фактически открывшей дорогу к военной интервенции, вскрыло уникальную международно-политическую ситуацию: страны группы БРИК в вопросе о Ливии продемонстрировали несогласие с Европой, тем более с Соединёнными Штатами: Бразилия, Россия, Индия, Китай (а из европейских стран Германия) не поддержали Резолюцию №1973.

Последствия двойных стандартов очевидны: - внешний арбитр стал на одну из сторон конфликта (а там безвинных не было) и перестал быть арбитром; - односторонняя поддержка привела к перевесу сил одной из конфликтующих сторон, что лишь усилило гражданское противостояние и унесло еще большее количество жизней. Подтверждение "двойного стандарта" для «своих» и «чужих» - Бахрейн, где в ходе аналогичных протестных акций были убиты десятки людей, западные демократии лишь погрозили пальчиком (поместили в список нарушителей прав человека), т.к. там находится американская военно-морская база.

Если проанализировать войны за последние 20 лет, то можно заметить, что решающим фактором в них был не только военный разгром вооруженных сил обороняющейся армии, а политическая изоляция руководителей. Так было 17 января 1991 года, когда США начали операцию "Буря в пустыне" против Ирака; так было в августе-сентябре 1995 года, когда авиация НАТО провела воздушную операцию "Умеренная сила" против боснийских сербов, сыгравшую роль в остановке сербского наступления и изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил; так было 17-20 декабря 1998 года, когда объединенные силы США и Великобритании провели операцию "Лис в пустыне" в Ираке; так было при проведении военной операции блока НАТО "Союзная сила" (первоначальное название "Решительная сила") против Союзной Республики Югославии в период с 24 марта по 10 июня 1999 года; с такой же подготовкой 7 октября 2001 года США во главе войск НАТО начали операцию "Несокрушимая свобода" в Афганистане.

Ливия и Россия. В Триполи, однако, не забыли, что Россия, считавшаяся дружественным государством, в 1992 г. резко изменила свое отношение к Ливии и фактически полностью поддержала введение против неё режима международных санкций. Через несколько лет, как известно, российская позиция изменилась. Однако первая, очень сильная обида осталась, как осталось и недоверие к политике Москвы. Преодолеть это очень непросто. Видимо, поэтому Триполи не выполнил достигнутые в апреле 2008 года договоренности о закупке российского оружия, несмотря на то, что взамен Россия списала Ливии долг советских времен в размере 4,5 миллиарда долларов.

Не удалось продвинуться и с реализацией полученного «Российскими железными дорогами» контракта стоимостью 2,3 миллиарда долларов на строительство железной дороги Сирт - Бенгази, хотя ветку планировалось открыть уже в сентябре 2009 года. Не оправдались надежды Кремля на Ливию в вопросе о создании "газовой ОПЕК", в котором Россия рассматривала Триполи в качестве одного из основных партнеров. Ливия уклонилась от участия в организации, чем поставила под угрозу весь проект. В то же время Ливия до последнего времени была готова разместить у себя российскую военно-морскую базу в порту Бенгази. Накануне событий в Ливии побывал отряд боевых кораблей Северного флота РФ во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий". В порт Триполи, направляясь к берегам Сомали, заходил и сторожевой корабль Балтийского флота "Неустрашимый". Как надеялся ливийский лидер, российское военное присутствие должно было стать гарантией ненападения на Ливию со стороны США.



Ливийская группировка сил и средств. Вооруженные силы Ливии обладали достаточным потенциалом для противостояния внешней агрессии. Что касается ПВО, то Каддафи располагал 4 зенитно-ракетными бригадами, оснащенными зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) С-200ВЭ «Вега», 6 бригадами ЗРК С-75М «Десна» и по 3 бригады ЗРК С-125М «Нева-М» и «Квадрат» («Оса»), а также переносными ЗРК СА-7 старого советского образца. В общей сложности, по оценкам экспертов, по меньшей мере 216 зенитными ракетами.



Ливии располагала также до 500 тактических и оперативно-тактических ракет мобильного базирования. Военно-морские силы Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии включали флот, авиацию ВМС и береговую охрану.

Флот Ливии состоял из одиннадцати боевых кораблей, в том числе двух ПЛ проекта 641, двух фрегатов проекта 1159, одного корвета проекта 1234, одного десантного корабля типа «PS-700», пяти тральщиков проекта 266МЭ и четырнадцати ракетных катеров (шести проекта 205 и восьми типа «Комбатант-2G»), а также до двадцати вспомогательных судов и более пятидесяти быстроходных дистанционно управляемых аппаратов. Авиация ВМС насчитывала 24 боеготовых вертолета, в том числе 12 противолодочных и 5 неисправных.

Еще 6 неисправных машин формально числились в ВМС. В состав береговой охраны Ливии на 2008 год входило до 70 патрульных катеров различного водоизмещения. Корабли ливийского флота базировались в военно-морских базах Аль-Хурна (штаб ВМС), Аль-Хум и Тобрук. В качестве манёвренных использовались также базы в Бенгази, Дерне, Бордия, Триполи, Тарабелусе, Даруа. Подводные лодки базировались в Рас-Хилале, а авиация ВМС - в Аль-Гидрабияла. Мобильные батареи противокорабельных ракет SS-C-3 из состава береговой обороны размещались на автомобильных пусковых установках в районах Тобрук, Бенгази и Аль-Дания.



Военно-воздушные силы Ливии насчитывали 23.000 человек личного состава (включая ПВО). Располагали 379 боевыми самолетами, включая 12 бомбардировщиков (по шесть Ту-22 и Су-24МК), 151 истребитель-бомбардировщик (40 МиГ-23БН, 30 «Мираж» 5D/DE, 14 «Мираж» 5DD, 14 «Мираж» F-1 AD, 53 Су-20/22), 205 истребителей (45 МиГ-21, 75 МиГ-23, 70 МиГ-25, 15 «Мираж» F-1 ЕD), 11 разведчиков (4 Мираж» 5DR, 7 МиГ-25РБ). Также имелось 145 вертолетов: 41 боевой (29 Ми-25, 12 Ми-35), 54 многоцелевых (4 СН-47, 34 Ми-8/17, 11 SA-316, 5 Agusta-Bell AB-206) и 50 учебных Ми-2. Большой удачей, надо сказать, для Запада в его военной операции против Ливии является то, что Россия, присоединившаяся 10 марта к антиливийским санкциям СБ ООН, не успела в существенной мере реализовать военные контракты, заключенные с Триполи в 2008 году. Военные эксперты отмечают, что западной коалиции пришлось бы куда труднее, если бы Каддафи закупил до начала войны современное оружие - благо, нефтяные доходы позволяли приобрести эффективные средства ПВО и боевые самолёты. Но ливийский лидер никак не мог выбрать между Россией и Францией, в итоге сухопутные войска Джамахирии так и не обрели действенной защиты от ударов с воздуха.

Предполагалось, что Ливия, в частности, приобретет 12 многоцелевых истребителей Су-35, 48 танков T-90С, некоторое количество зенитно-ракетных комплексов /ЗРК/ С-125 "Печора", "Тор-M2Э" и С-300ПМУ-2 "Фаворит", а также дизель-электрические подводные лодки проекта 636 "Кило". Кроме того, Россия собиралась поставить Ливии запасные части и выполнить работы по обслуживанию, ремонту и модернизации закупленной ранее военной техники, в том числе ЗРК "Оса-АКМ" и танков T-72. Речь шла и о поставках легкого и стрелкового оружия российского производства, а также партии морских мин на 500 млн. долл. К моменту установления международного эмбарго, российские оружейники успели заключить контракты с Триполи на сумму около 2 млрд. долл. Близка к завершению была и работа по подготовке сделки по авиатехнике и средствам ПВО общей стоимостью порядка 1,8 млрд. долл. Все эти современные и весьма эффективные вооружения в Ливию не попали и вряд ли теперь когда-нибудь попадут.



Решение на операцию США и НАТО в Ливии - "Одиссея Рассвет". На самом деле США и НАТО проводили четыре операции в Средиземном море (Великобритании «Эллами», Франция «Харматан», Канады «Мобайл», НАТО «Союзный защитник»). Кроме явного - выполнение Решения СБ ООН, существуют скрытые цели. Основная цель: решить проблему Северной Африки завоеванием плацдарма в Ливии. Геополитическая цель: выгнать из Ливии Китай, не дать возможности российскому флоту базироваться в Ливии и Сирии. Политическая: наказать Каддафи за отказ по присоединению к Объединенному командованию вооруженных сил США в зоне Африки, лишить контроля Европы над нефтяными запасами Ливии. Военная - разгромить вооруженные силы М. Каддафи, проверить в реальных боевых условиях теоретические положения Объединенного командования вооруженных сил США в зоне Африки, проверить возможности быстрого наращивание группировки НАТО и подготовке к проведению операции в боевых условиях пустыни.

Военное - техническая - провести массовые испытания в реальных боевых условиях новых средств поражения: подводного ракетоносца Florida типа Ohio, тактическую крылатую ракету Tomahawk Block IV (TLAM-E), самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler ВМС США, многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании, тяжёловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений АС -130U, беспилотный вертолет МO -8В Fire Scout.

Информационно - психологическая: испытать новые формы информационно-психологической войны с использованием американского пропагандистского самолета Lockheed EC-130E Commando Solo и ведение спецпропоганды против войск М. Каддафи и населения Ливии. Банковская - исключить и не дать возможности Каддафи создать новую банковскую систему в Африке, которая грозила оставить не у африканских дел МВФ, Всемирный банк и различные другие западные банковские структуры. Финансовая - использовать финансовое оружие. Повторить успех ЦРУ в Ираке, где было подкуплены четыре командующих армейских корпусов.



К началу операции в относительной близости от ливийских берегов была создана крупная группировка ВВС и ВМФ США и НАТО. Двадцать пять боевых кораблей, подводных лодок Западной коалиции, в том числе три корабля ВМС США с ракетами Tomahawk на борту, и вспомогательных судов 2-го и 6-го флотов США, включая авианосец «Энтерпрайз», десантные вертолетоносцы «Керсадж» и «Понсе», а также флагманский (штабной) корабль «Маунт Уитни». Размещение в прилегающей к ливийской территории кораблей 2-го и 6-го флотов США позволило относительно легко запретить плавание в открытом море надводных боевых кораблей.

Была создана мощная американско - натовская авиационная группировка разведывательной авиации и радиоэлектронной борьбы. В воздушной операции «Одиссей. Рассвет» участвовали от США: истребители-бомбардировщики, многофункциональные легкий истребитель, штурмовики палубной авиации, стратегические бомбардировщики, высотные самолеты-разведчики, самолет поддержки сухопутных подразделений, самолет-носитель системы управления и разведки, самолет-заправщик, вертолеты, военно-транспортные самолеты, береговой патрульный самолет, военно-транспортные самолеты.



Стратеги США и НАТО просчитались, предполагая, что военная операция завершится за несколько недель. Первоначально боевая операция в Ливии была рассчитана на срок до 27 июня. Позже, страны Запада решили продлить свое присутствие в небе над Джамахирией. НАТО и его партнеры приняли решение продлить свою миссию в Ливии еще на 90 дней, до конца сентября. В конце сентября руководство Североатлантического блока продлили боевые действия до Нового года. За девять месяцев войны была продемонстрирована несостоятельность политической и военной координации в блоке НАТО. Выступавшая инициатором военной операции Франция ничего не смогла бы сделать с М. Каддафи без американских помехопостановщиков, заправщиков, самолетов ДРЛО и крылатых ракет. Англичанам, чтобы задействовать ради престижа десяток истребителей-бомбардировщиков «Торнадо», пришлось оставить без запчастей большую часть их парка в Англии и прекратить полеты истребителей ПВО страны. Операция в Ливии является весьма ограниченным военным конфликтом. И если европейцы уже спустя месяц - два после ее начала испытывают нехватку боеприпасов, то следует спросить, к какому типу войны они вообще готовились? Эта война в очередной раз показала уровень никчемности (без США) военной машины Европы (НАТО) и уровень ее деградации.

Основные уроки:

Первый. Международное право может быть нарушено и превратиться в новый Закон, если его "целесообразность" утвердит восьмёрка ведущих стран мира;

Второй. События на Ближнем Востоке показали, что основным доминирующим принципом международного права становится принцип силы. Поэтому любая страна должна думать о своей безопасности.

Третий . В международной политике стали правилом двойные стандарты;

Четвертый. Запад уже не может полагаться исключительно на лидерство США. Хотя Соединённые Штаты продолжают во многом оставаться «незаменимой державой», чем они были все последние 60 лет, этого уже недостаточно, чтобы международные инициативы стали успешными.

Пятый. С траны с новыми экономиками, в первую очередь БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которые, как ожидается, способны бросить в нынешнем веке экономический вызов Западу, не демонстрируют сейчас способности к политическому и дипломатическому лидерству. Так, из пяти государств, которые воздержались во время голосования в Совете Безопасности ООН по резолюции номер 1973 в отношении Ливии, четыре являются лидерами в группе государств с новой экономикой: Бразилия, Россия, Индия, Китай.

Шестой. Мировая общественность стала более чувствительной к проблеме применения военной силы, будь то в России, Ираке, Афганистане, Йемене, Пакистанке или Ливии, рассматривая ее с позиций адекватности.

Седьмой. Война в Ливии, в очередной раз показала, что абсолютизация военной силы не устраняет политических проблем, а, напротив, отодвигает их решение по времени. Практически везде, где США и НАТО применяют военную силу, проблемы не решаются, а обостряются. Восстанавливать их, по убеждениям США и НАТО, должны другие.

Восьмой. Франция вернулось в военную организацию НАТО, вновь создав систему франко-британского привилегированного партнерства, а Германия поставила себя вне атлантического контекста.

Девятый. Военные действия показали, что Ливийская армия М. Каддафи в состоянии в течение девяти месяцев вести борьбу против США и НАТО, мятежников и вооружённых формирований «Аль-Каиды».

Выводы:

1. Скорость развития неблагоприятной военно - политической обстановки, может значительно опережать скорость создания новой российской армии с совершенными средствами ведения вооружённой борьбы.

2. Военная агрессия против России возможна в случае максимального ослабления экономического, военного и морального потенциала, отсутствия готовности граждан в защите своей Родины.

Вооруженный конфликт в Ливии начался в феврале 2011 года как один из этапов так называемой "арабской весны". В ливийских провинциях вспыхнули акции протеста с требованием ухода лидера Джамахирии полковника Муаммара Каддафи, более 40 лет правившего страной в условиях клановой и межплеменной системы. Оплотом противников Каддафи стал город Бенгази. В стране началось правительственных войск и повстанцев, судьбоносное влияние на ход которого оказало прямое иностранное вмешательство.

Антиправительственные выступления начались 15 февраля в Бенгази — втором по величине городе Ливии. Манифестанты требовали освобождения адвоката и правозащитника Фетхи Тарбеля. После освобождения Тарбеля толпа протестующих не разошлась, а вступила в столкновения с полицией. После этого силы правопорядка разогнали несколько сотен манифестантов, скандировавших лозунги против действующего режима. Ливийские СМИ сообщили, что в результате были ранены 14 человек.

К концу февраля город Бенгази перешел под контроль противников режима Каддафи. В городе был — орган власти революции, которому должны были подчиняться все города, поддержавшие сторонников свержения режима ливийского лидера.

"Арабская весна". Хроника событий 2011 года в Ливии 5 лет назад, 15 февраля 2011 года, в Ливии началась гражданская война между силами, подконтрольными находившемуся у власти с 1969 года лидеру страны полковнику Муаммару Каддафи, и вооружёнными отрядами Национального переходного совета Ливии.

Выступления противников режима охватили и столицу страны Триполи. По данным международных организаций, власти жестоко подавляли демонстрации.

26 февраля Совет Безопасности ООН принял резолюцию против руководства Ливии. Меры СБ ООН, призванные остановить убийства противников режима Муаммара Каддафи, в частности, предусматривали эмбарго на торговлю оружием с Ливией, замораживание счетов и запрет на зарубежные поездки ливийского лидера, его семьи и ряда его приближенных.

К этому времени Каддафи практически полностью утратил контроль над восточной частью страны.

27 февраля ливийская оппозиция сообщила о формировании временного органа власти — Переходного национального совета (ПНС) и подготовке к выборам главы государства.

После гибели Каддафи между различными кланами и вооруженными группировками началась борьба за власть как на государственном, так и региональном уровнях. Страна, по сути, погрузилась в гражданскую войну.
7 июля 2012 года в Ливии состоялись парламентские выборы во Всеобщий национальный конгресс, в котором большинство мест заняли две конкурирующие партии - Альянс национальных сил и исламистская Партия справедливости и строительства.

Противостояние исламистов и умеренных сил при поддержке части военных вылилось в еще один вооруженный конфликт, результатом которого стало установление в августе 2014 года двоевластия в стране. В городе Тобрук на востоке страны стала официально заседать признанная мировым сообществом Палата представителей, а в Триполи — поддерживаемый вооруженными группировками происламский Всеобщий национальный конгресс (ВНК). Причем каждая из сторон сформировала свое правительство и назначила его главу.

Поддерживающие ВНК военизированные группировки ведут непрестанные бои со сторонниками светской модели развития из Тобрука. Они то и дело вспыхивают в Бенгази, тогда как на юге страны, в Феззане, постоянно происходят межплеменные столкновения между племенами, часть из которых ориентируется на Тобрук, а другая - на Триполи.

В настоящее время идет политический процесс, поддерживаемый международным сообществом, целью которого является создание правительства национального единства в Ливии.

Одной из главных причин, подтолкнувших ливийские противоборствующие стороны активизировать усилия по созданию единого органа управления страной, является угроза захвата территорий со стороны террористических группировок. После свержения Каддафи в страну стали массово прибывать члены ИГ (ДАИШ), "Аль-Каиды" (организации, запрещенные в России), которые, кооперируясь с местными террористическими группировками, стали представлять огромную опасность самому существованию государства.

В настоящее время ИГ активно стремится расширить свое присутствие в Ливии, особенно после взятия в 2015 году под контроль городов Сирт и Дерна. Террористы предпринимают попытки продвижения вглубь страны с целью захвата нефтяных скважин.
17 декабря 2015 года в городе Схират (Марокко) под эгидой ООН состоялось подписание соглашения об урегулировании внутреннего конфликта в Ливии.

Главным пунктом в тексте документа, который стороны конфликта согласовывали 14 месяцев, является договоренность о формировании правительства национального единства, которое будет действовать во время переходного периода — два года. Закончиться он должен .

23 декабря 2015 года Совет Безопасности ООН одобрил договоренность о формировании правительства национального единства в Ливии, которая была достигнута противоборствующими парламентами страны 17 декабря. Соответствующая резолюция была принята пятнадцатью членами СБ ООН .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников