Какое оборудование поставить на т 30. Тяжелый американский танк «Т30

Тяжелый танк Т29. Разработка этой машины началась в марте 1944 г. с целью создать тяжелый танк, превосходя¬щий по огневой мощи и защищенности Т26ЕЗ (М26). Он должен был получить трансмиссию типа «Кросс-Драйв» и двигатель «Форд», форсированный до 750 л.с. Постройку опытных машин одобрили в сентябре 1944 года ...

В конце Второй Мировой Войны американские специалисты разработали тяжелый танк Т29. В основном танк разрабатывался с целью проверки конструктивных решений установки на боевую машину пушки калибра 105 мм. Танк Т29 разрабатывался в 1944 году на основе танка М26 Першинг и имел классическую компоновку с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, передним расположением отделения управления и боевым отделением в середине корпуса, включающим в себя и башню. Башня тяжелого танка Т29 несколько изменена по сравнению с башней среднего танка М26 Першинг. В башне на специальных цапфах устанавливалась 105-мм нарезная пушка T5E2. Дополнительным вооружением служили два спаренных с пушкой 12,7-мм пулемета M2HB и один 7,62-мм курсовой пулемет M1919A4. Танк Т29 оснащался телескопическим прицелом T143E1 и перископическим прицелом M10E9, а также имел оборудование для ведения огня из укрытий. Танк Т29 имел бронированный сварной корпус из гомогенной брони толщиной от 51 мм сзади до 101,6 мм спереди. Ходовая часть танка Т29 имела индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, шестью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). Система пожаротушения тяжелого танка Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя.


В марте 1945 года армия США сделала заказ на 1200 тяжелых танков Т29. Но впоследствии, ближе к окончанию Второй мировой войны, этот заказ был аннулирован. В итоге танк Т29 остался лишь опытным образцом.

Тактик о-технические характеристики тяжелого танка Т29


Масса 63,05 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм



Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 105-мм нарезная пушка T5E2, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB


Тяжелый танк Т30. В годы Второй мировой войны на базе опытного тяжелого танка Т29 был разработан тяжелый танк Т30. Тяжелый танк Т30 имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и средним расположением боевого отделения вместе с башней. Бронированный корпус танка Т30 имел толщину лобовой брони до 102 мм верхнего листа и 70 мм - нижнего. Корпус имел рациональные углы наклона. Лобовая броня башни достигала 178 мм, ее борта - 127 мм и корма башни имела толщину брони 102 мм.


В башне крепилась 155-мм нарезная пушка Т7, имевшая маску толщиной брони от 203 до 279 мм. Углы вертикального наведения пушки составляли от -10° до +15°. Дополнительным вооружение тяжелого танка Т30 был 7,62-мм курсовой пулемет и два 12,7-мм пулемета, спаренных с пушкой. Для стрельбы из орудия использовались телескопический T143E1 и перископический M10E9 прицелы. Танк Т30 оснащался специальными приспособлениями для стрельбы из закрытых позиций. Тяжелый танк Т30 имел индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, семью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт). Система пожаротушения тяжелого танка Т30, как и Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя. Тяжелый танк Т30 имел 6 членов экипажа - механик-водитель, помощник механика-водителя (он же стрелок из курсового пулемета), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и его помощнику обеспечивалась перископическими приборами М13, наводчику - перископическим прибором М10Е9 и командиру - перископическим прибором М15.


В 1945-1947 годах было построено 2 прототипа тяжелого танка Т30, которые прошли испытания в 1948 году на Абердинском полигоне, но на вооружение так и не были приняты.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т30

Длина с пушкой вперед 10,897 м, длина корпуса 7,61 м, ширина 3,802 м, высота 3,223 м
Масса 64,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 102/70-51/76-51/19 мм, горизонтальное 38-13/25 мм, башня вертикальное 178-127-102 мм, крыша башни 38 мм, маска пушки 203-279 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин
Максимальная скорость 35 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 155-мм нарезная пушка М7, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB
Боекомплект: 34 выстрелов 155-мм, 2050 патронов 7,62-мм, 3170 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,86 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Тяжелый танк Т32. В конце 1945-го года на базе опытного тяжелого танка Т29 был разработан тяжелый танк Т32. Танк Т32 имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и средним расположением боевого отделения вместе с башней. Внешне танк Т32 почти ничем не отличался от тяжелого танка Т29. Он имел бронированный корпус с толщиной лобовой брони до 127 мм верхнего листа и 102 мм - нижнего с рациональными углами наклона броневых листов. Толщина бортов корпуса достигала 76 мм спереди и 51 мм в корме. Толщина брони кормы составляла 51 мм верхнего бронелиста и 19 мм - нижнего. Лобовая броня башни равнялась 114 мм, ее борта и корма - по 76 мм.


В башне устанавливалась 90-мм нарезная пушка Т15Е1 с вертикальными углами наведения от -10° до +20°. Пушка обеспечивала темп стрельбы 9 выстрелов в минуту и бронепробиваемость - до 221 мм гомогенной брони. Дополнительным вооружение танка Т32 были два 7,62-мм пулемета M1919A4 и 12,7-мм пулемет M2HB. Два пулемета - спаренные с пушкой. Для стрельбы из орудия использовались телескопический T143E1 и перископический M10E9 прицелы. Тяжелый танк Т32 оснащался специальными приспособлениями для стрельбы из укрытий. Тяжелый танк Т32 имел аналогичную Т29 ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, восемью спаренными опорными катками, шестью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон имеются амортизаторы. В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Ford GAC", впоследствии замененый на двигатель "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин. Система пожаротушения тяжелого танка Т32, как и Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя. Тяжелый танк Т32 комплектовался 6 членами экипажа - механик-водитель, стрелок-радист (он же помощник механика-водителя), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и стрелку-радисту обеспечивалась перископическими приборами М13, наводчику - перископическим прибором М10Е9 и командиру - перископическим прибором М15. Т32Е1 был аналогичен Т32 за исключением того, что литую лобовую часть корпуса заменили сварной, а лобовой пулемет убрали.


Танк Т32 оснащался танковым переговорным устройством 4 AN/VIA-1 и радиостанцией SCR 508 или SCR 528. Тяжелый танк Т32 серийно не выпускался.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т32

Длина корпуса 7,07 м, ширина 3,51 м, высота 2,78 м
Масса 53,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 127/102-76/51-51/19 мм, горизонтальное 38-25/13 мм, башня вертикальное 114-76-76 мм, крыша башни 38 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин
Максимальная скорость 36 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 90-мм нарезная пушка Т15Е1, два 7,62-мм пулемета M1919A4, 12,7-мм пулемет M2HB
Боекомплект: 54 выстрелов 155-мм, 4500 патронов 7,62-мм, 1000 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,82 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Тяжелый танк Т34. Артиллерийский Департамент США, в начале 1945 года изучив возможность использования 120-мм зенитной пушки Т53, которая значительно превосходила по бронепробиваемости 105-мм пушку Т5Е1 и 155-мм пушку Т53, рекомендовал 17 мая 1945 года установить ее на два пилотных танка Т30 и переименовать их в тяжелый танк Т34. Рекомендация Артиллерийского Департамента была одобрена 31 мая 1945 года. Согласно рекомендации на тяжелый танк Т34 должен был устанавливаться авиационный двигатель "Аллисон" V-1710, однако после было решено использовать для нового танка Т34 корпус тяжелого танка Т30 с его двигателем "Континентал" AV-1790.


Внешне тяжелый танк Т34 мало чем отличался от опытных образцов Т29 и Т30, кроме более длинного 120-мм орудия Т53 (длина ствола 7,68 м). Для уравновешивания такой длинной пушки сзади башни приваривался броневой лист толщиной 101,6 мм. Пушка имела раздельное заряжание. Полный вес выстрела составлял 50 кг, а снаряда - 23 кг. Боекомплект состоял из 34 выстрелов. Танк комплектовался двумя заряжающими, которые обеспечивали темп стрельбы 5 выстрелов в минуту. Пушка имела вертикальные углы наведения от -10° до +15°. В отличие от среднего танка М26 Першинг пушка Т53 не имела системы стабилизации. Для прицельной стрельбы из орудия использовались телескопический T143E2 и перископический M10E10 прицелы, а для ведения огня из укрытий служил указатель азимута Т19, квадрант вертикального наведения М9 и квадрант наводчика М1.

В ходе испытаний тяжелого танка Т34 на Абердинском полигоне и в Форт Ноксе всплыла серьезная проблема с критической загазованностью башни уже после нескольких выстрелов. Кроме того наблюдалась обратная вспышка при выстреле, влекущая за собой травмирование экипажа. Это вызвано тем, что при выбросе стреляной гильзы несгоревшие газы затягивались внутрь башни, где и воспламенялись. Для устранения этой проблемы была сконструирована специальная система продувки ствола сжатым воздухом, хотя это должного эффекта не принесло. Тогда было решено устанавливать на срезе ствола специальный эжектор, вытягивающий газы из канала ствола. Вокруг дульного среза устанавливалась цилиндрическая камера, а в стенках ствола проделывались отверстия, направленные в камеру под углом в строну дульного среза ствола. При вылете снаряда из ствола давление в канале ствола резко падало, а высокое давление в камере создавало тягу в сторону дульного среза, вытягивая пороховые газы через отверстия. Эта система оказалась весьма эффективной.

Корпус тяжелого танка Т34 изготовлен из гомогенной брони, имеющей рациональные углы наклона, толщиной до 102 мм в лобовой части верхнего листа и 70 мм - нижнего. Борта корпуса имели толщину от 51 мм сзади до 76 мм спереди, а корма - от 19 мм до 51 мм. Крыша корпуса имела броню 38 мм, а днище - 25 мм спереди и 13 мм сзади. Лобовая броня башни имела толщину 178 мм, борта - 127 мм, корма - 203 мм и крыша - 38 мм. Маска пушки имела толщину 203-279 мм.

В башне танка Т34 крепилась 120-мм нарезная пушка Т53 на лафете Т125. Пушка имела ручное заряжание. Углы вертикального наведения пушки составляли от -10° до +15°. Дополнительным вооружение тяжелого танка Т34 был 7,62-мм курсовой пулемет M1919A4 и три 12,7-мм пулемета M2HB, один из которых - зенитный, устанавливаемый на крыше башни, два других - спаренные с пушкой.

Танк Т34 насчитывал 6 членов экипажа - механик-водитель, помощник механика-водителя (он же стрелок из курсового пулемета), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и его помощнику обеспечивали перископические приборы М13, наводчику - перископический прибор М10Е10 и командиру - перископический прибор М15.

В моторно-трансмиссионном отделении танка Т34 размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790-3, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин. Емкость топливных баков составляет 1211 литров.


Ходовая часть танка Т29 имела индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, семью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). Тяжелый танк Т34 имел систему пожаротушения, включающую в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя с окисью углерода и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т34

Длина корпуса 7,62 м, ширина 3,81 м, высота 3,23 м
Масса 64,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 102/70-51/76-51/19 мм, горизонтальное 38-13/25 мм, башня вертикальное 178-127-102 мм, крыша башни 38 мм, маска пушки 203-279 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения, мощностью 704 л.с. (518 кВт)
Максимальная скорость 35 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 120-мм нарезная пушка Т53, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB
Боекомплект: 34 выстрелов 155-мм, 2050 патронов 7,62-мм, 3170 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,86 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Приветствую коллег-моделистов!
Пришла из Китая очередная новинка от "Хобби Босса" - легкий танк Т-30С (№ 83824). Танк Т-30 представляет собой сухопутный вариант плавающего танка Т-40, пошедший в серию после начала ВОВ и представляет собой упрощенный вариант без водяного движителя, со спрямленной кормой и усиленной бронезащитой. Всего было выпущено 355 танков Т-30. Потом их сменил Т-60.
Вариант Т-30 или Т-30С отличался от сухопутного варианта Т-40: отсутствием ниши в корме корпуса (корма сделана в один лист), наличием впереди двух буксировочных крюков, а не одного, как на Т-40, отсутствием фар (или одна на первых экземплярах) и утоплением кормовых круглых лючков (сделаны вровень с кормовым листом, а на Т-40 как-бы выступают). На поздних Т-30 не было и звукового сигнала. Вооружение на Т-30 сначала было как и на Т-40 - пулеметы ДШК и ДТ, а с сентября 1941 г. стали устанавливаться 20-мм пушки ТНШ. Катки, в основном, были штампованные дисковые, но были и "спицованные" литые, в основном, шли на машины уже с ТНШ.
Китайские производители предлагают собрать классическую машину Т-30 с разными вариантами вооружения.
Набор упакован ив стандартную "хоббибоссовскую" коробку. В коробке находится отдельная ванна корпуса, 7 литников с деталями самой машины, 7 литников с наборными пластиковыми траками, небольшая плата фототравления, металлическая трубочка, обозначающая ствол пушки ТНШ, сплетенный из тонкой меди трос и небольшая декаль с различными цифрами. Ну и, конечно, стандаотная инструкция и цветной вкладыш с вариантами окраски.
Качество набора стандартное, то есть очень хорошее. Никаких огорчений моделиста типа утяжин, недоливов, толкателей или облоя нет.
В наборе имеется два вида орудийных масок - для ДШК и ТНШ, два вида башенных люков, так что собрать можно оба варианта машины. Однако есть небольшой вопрос: в наборе имеются только "спицованные" траки, что характерно, в основном, для машин с ТНШ. Для сборки первоначального варианта (с ДШК), я думаю, желательно приобрести катки от "МастерКлаба" (я такие ставил на свой "стартовский" Т-40). Ну и у китайцев присутствуют обе фары, что характерно для Т-40, а вот на Т-30 фары, как правило, отсутствовали.
Металлическая трубочка, обозначающая ствол ТНШ, гораздо толще точеного ствола от "МоделПойнта", так что я буду ставить "МоделПойнт".
Отдельный вопрос по тракам (для тех кому лениво возиться с пластиковыми). Металлические траки от Т-30/Т-40/Т-70 от Spade ace Models, которые у меня есть, не подойдут, т.к. они шире на 1 мм и соответствуют ширине траков для Т-70М, т.е. 300 мм. А на Т-30/Т-40 шли траки шириной 260 мм. Этим размером прекрасно соответствуют металлические траки от "Фриула" ATL-55 для Т-60 или смоляные от "МастерКлаба". Но лично мне смоляные не понравились (воевал с ними при сборке "стартовского Т-40), так что я голосую за "Фриул".
По первоначальным прикидкам расположение всяких болтов и заклепок верное, но некоторые, например на переднем бронелисте визуально кажутся маленькими. Ну здесь каждый будет думать сам.
Набор фототравления небольшой, но на мой взгляд, больше и не нужен, все основные мелочи в травлении предусмотрены.
Инструкция стандартная, понятная. Образцы окраски даны в двух вариантах - стандартный 4БО и камуфляж.
Декаль бедная и представляет собой набор простых цифр, но все подобные машины и имели только цифровые обозначения.
В целом набор очень хорош и позволяет собрать достойную модель. Лично мне будет интересно собрать такой, особенно после "борьбы" с поделкой НПФ "Старт"))))
Брал модель на "Хоббиизи", там она стоит 1100 руб.
С Уважением
А. Егоров.

Разработчик: ГКБ под руководством Астрова
Год начала работ: 1941
Год выпуска первого прототипа: 1941
Серийно производился до осени 1941 г. включительно. Активно использовался в первом полугодии войны с Германией в 1941 г.

После запуска в серийное производства сухопутной модификации легкого танка Т-40С появилась идея доработать его конструкцию, усилив бронирование и вооружение за счет сэкономленной массы. Новая боевая машина, получившая название Т-30, практически не отличалась от серийного Т-40.
Корпус танка технологически остался прежним, но толщину лобовой части корпуса довели до 15 мм, а башни – до 20 мм, что уровняло Т-30 по уровню защиты с легкими танками Т-26 и БТ-7 последних серий выпуска. Так как водоходное оборудование более не устанавливалось в кормовой части применили сплошной (без ниши для гребного винта) бронелист толщиной 10 мм.

Ходовая часть танка состояла из 4-х опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Двигатель остался прежним – это был карбюраторный 4-тактный, 6-цилиндровый ГАЗ-202, мощностью 85 л.с., установленный в кормовой части корпуса со смещением к правому борту. Запаса топлива во внутренних баках хватало на 300 км.

Вооружение танка состояло из 20-мм автоматической пушки ТНШ-20 с ленточным питанием и 7,62-мм пулеметом ДТС, смонтированными в спаренной стрелковой установке. Боекомплект для пушки составлял 750 снарядов, для пулемета – 1512 патронов (24 магазина).

Экипаж Т-30 и компоновка боевого отделения не изменились. В передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сразу за ним, немного смещенное влево, располагалось место командира танка, который также выполнял функции стрелка наводчика и заряжающего. Для посадки экипажа имели два люка – над отделением управления и в крыше башни. Для аварийного покидания танка был предусмотрен люк в днище корпуса. Внешне Т-30, от более ранних моделей, отличался только длинным пушечным стволом и новыми опорными катками.

Выпуск танков Т-30 проходил параллельно с Т-40С и в отчетах завода №37 они шли общей графой, поэтому установить точное число собранных “тридцаток” практически невозможно. После эвкауции завода под Свердловск из «московского» задела деталей удалось собрать ещё 20 легких танков Т-30 и Т-60, после чего в серийном производстве оставили только Т-60. По наиболее точным оценкам количество танков Т-30 не превысило 335 экземпляров.

Установить точные данные о боевом применении Т-30 тоже достаточно трудно, так как их часто «смешивали» с аналогичными Т-40 и Т-40С. Тем не менее известно, что с августа 1941 года легкие танки Т-30 начали поступать на комплектование танковых дивизий нового состава, формировавшихся в основном под Москвой. Например, 101-я танковая дивизия (тд) из 219 танков располагала 15 Т-30 и Т-40, в 102-й тд их имелось 10 единиц из 234, в 103-й тд — 23 из 38, в 105-й тд — 14 из 169, в 107-й тд — 16 из 272, в 108-й тд — 38 из 79, в 109-й тд — 10 из 229. Как правило танковые дивизии комплектовались средними танками Т-34, тяжелыми КВ-1, а также легкими БТ-5\БТ-7 и Т-26 различных модификаций. В течении августа-октября 1941 года эти подразделения приняли участие в боях на Центральном, Брянском, Резервном и Западном фронтах, где практически все танки легких типов были потеряны.

Примерно в это же время, в сентябре 1941 года, под Ленинград в состав 45-й армии были направлены 122-я и 9-я танковые бригады (тбр), в составе которых имелось соотвественно 64 и 32 легких танков типа Т-40 и Т-30.

На Северо-Западный фронт осень того же года была опрравлена 8-я тбр, в которой числилось 7 КВ-1, 22 Т-34 и 32 Т-30\Т-40. Бригады такого же состава (1-я, 2-я, 7-я, 42-я и 142-я) были распределены между Брянским и Юго-Западным фронтом. Кроме того, 142-я тбр имела «двойной» штат легких танков — 64 единицы.

В дальнейшем количество Т-30 и Т-40 в танковых бригадах сильно сократилось. Уже в октябре 1941 года в качестве пополнения на фронт отправили 17-ю, 19-ю, 22-ю, 24-ю, 25-ю, 27-ю и 28-ю тбр, в которых число легких танков варьироволось от 12 до 32, а в состав некоторых подразделений на замену вышедшим из строя танкам новых типов были направлены танки Т-37А и Т-38. При этом только 28-я бригада Западного фронта была оснащена 16 Т-30. Поступив в распоряжение 16-й армии 28-я тбр получила боевую задачу разгромить Скирмановскую группировку противника. С этой целью командир бригады предложил нанести фланговый удар, но получив отказ был вынужден атаковать противника «в лоб». В течении 11-15 октября совместно, с 1-й гвардейской танковой бригадой под командованием Катукова, танкисты 28-й тбр приняли участие в боях у н\п Козлово и Скирманово, отбросив противника с занимаемых позиций. После этого бригаду передали в подчинение 1-го кавкорпуса генерал-майора Доватора, однако уже спустя несколько дней остатки этого соединения пришлось отвести в тыл, поскольку к 20 ноября материальной части в нём не осталось. Боевые потери составили 4 КВ-1, 9 Т-34 и 13 Т-30. Остальные танки вышли из строя по техническим или небоевым причинам.

Гораздо хуже развивались события в полосе дйествия 42-й тбр. Прибыв на фронт в конце сентября бригада тут же попала в окружение и была вынуждена отступать к н\п Ново-Ямское, Игрицкое, Семеновское. С 29 сентября по 3 октября танкисты не получили никаких приказов и вели бои местного значения, так как управление войсками в этом районе было фактически потеряно. Восстановить его удалось только к 7 октября, когда 28-я тбр самостоятельно вышла к н\п Сиевский, где её починили 148-й стрелковой бригаде (сд), занимавшей здесь оборону. К этому времени было потеряно 4 КВ, 8 Т-34 и 11 Т-30.

В дальнейшем танкисты поддерживали действия 269-й сд, предприняв неудачное наступление у н\п Зелепуговка и Салтыковка. Здесь немцы сожгли 11 совестких танков (2 КВ, 2 Т-34 и 7 Т-30), однако после столь тяжелых потерь бригада продолжала привлекаться к атакам на оборонительные порядки противника, что в конечном итоге привело к её полному разгрому. На 30 октября 42-я тбр в боях потеряла 6 КВ, 18 Т-34, 23 Т-30, 2 Т-40 и почти всю артиллерию.

Возможно, дольше всего эксплуатация Т-30 в боевых условиях продолжалась на центральном участке советско-германского фронта. Например, в составе 146-й тбр действовавшей в районе реки Жиздра, на 21 августа 1942 года имелось 2 КВ, 5 Т-34, 9 Т-60, 1 Т-30 и 2 бронемашины БА-20. После 10 дней непрерывных боёв бригада потеряла все КВ, но благодаря пополнения из тыла и совевременному ремонту количество танков к 31 августа даже возрасло. Единственный легкий танк Т-30, по всей видимости, был потерян в ночном бою 2 сентября. Тогда 146-я тбр в составе 6 Т-34, 10 Т-60 и одного Т-30, совместно с 183-й тбр принял участие в атаке напозиции противника у с.Воробьёво. Хотя немцы оказывали ожесточенной сопротивление советским танкистам выполнить свою задачу удалось. Однако уже утром следующего дня немецкая пехота при поддержке танков начала ожесточенные контратаки и не прекращала их до вечера 3 сентября. В советских сводках указывается, что за этот период 146-й тбр безвозвратно потеряла только 4 Т-34, ещё 5 «тридцатьчетверок» и два Т-60 были подбиты. О судьбе Т-30 никакой информации нет, однако на 8 сентября 1942 года в бригаде осталось всего 5 Т-34 и 1 Т-60.

Собственно, на этом историю боевого применения легких танков Т-30 можно было считать завершенной. К концу 1942 году они исчезли из боевых частей, за исключением единичных машин, использовавшихся для охранения.

На сегодняшний день сохранился только один экземпляр Т-30, находящий в музее в Москве.

Источники:
М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
М.Коломиец «Фронтовая Иллюстрация. Танки-амфибии Т-37,Т-38,Т-40». Москва. Стратегия-КМ. 2003 г.
И.Мощанский «Советские танки Т-30, Т-40, Т-40С» (монография). Серия «Бронетанковый музей», вып.12. 2007 г.

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
Т-30 обр.1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 5320 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4140
Ширина, мм 2330
Высота, мм 1950
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 и один 7,62-мм пулемет ДТС
БОЕКОМПЛЕКТ 50 снарядов и 1512 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел ТПМФ и механический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 9-15 мм
борт корпуса – 10 мм
лоб башни – 20 мм
борт башни – 10 мм
корма — 20 мм
крыша – 10 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ борт корпуса – 10 мм
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сцепление (смонтированное на двигателе), КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее напрвляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71-ТК-3 (только на командирских танках)

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .

Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

Два танка Т30 начали тестироваться в Абердине вскоре после Т29. Первый Т30 прибыл на полигон в апреле 1948, а второй в июле. Вначале они должны были меть такую же силовую установку, как на Т29. В конце 1945 боевые характеристики Т30 изменили, чтобы вместо двигателя воздушного охлаждения Continental V-12 поставить Ford GAC жидкостного охлаждения. Новый двигатель, получивший обозначение AV-1790-3, выдавал наибольшую мощность в 810 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Это была ранняя модель двигателя, который стал стандартным для американских танков на следующее десятилетие. Главной целью испытательной программы Т30 в Абердине было оценить возможности нового двигателя с трансмиссией CD-850.

Корпус Т30 в основном был такой же как у Т29, кроме изменений в моторном отделении, необходимых для установки двигателя с воздушным охлаждением. Башня тоже была как у Т29, но вооружённая 155мм пушкой Т7. Слева от пушки на лафете Т124 был только один спаренный пулемёт.50 cal. Орудие Т7 имело сравнительно невысокую начальную скорость снаряда в 2300 футов в секунду (701.04 м/с), однако 95 фунтовый (43.0912752 кг) осколочно-фугасный снаряд обладал большим разрушительным действием. Как и у 105мм пушки танка Т29 использовался боеприпас раздельного заряжания. Вместе с гильзой с пороховым зарядом, весившей 40 фунтов (18.1436948 кг) общий вес боеприпаса достигал 135 фунтов (61.2349699 кг). Боекомплект состоял из 34 выстрелов. Для тяжёлых боеприпасов раздельного заряжания устанавливался подпружиненный досылатель. Впрочем, ещё до испытаний было уже ясно, что возникнут значительные трудности при обращении с тяжёлым боеприпасом внутри танковой башни. 24 июля 1947, ОСМ 31669 санкционировало переделку одного Т30 для установки экспериментального автоматического досылающего оборудования, механизма автоматического удаления гильзы и привода, который устанавливал лафет в положение для заряжания и после этого возвращал орудие в предыдущее положение. Это нововведение было необходимо потому, что в тесной башне заряжать крупноразмерные и тяжёлые боеприпасы можно было лишь при очень небольшом возвышении орудия. Постановление Артиллерийского Комитета так же присвоило модифицированной машине наименование тяжёлого танка Т30Е1, а орудию - 155мм пушка Т7Е1 и лафету - Т124Е1.

тяжёлый танк Т30

Задняя часть корпуса после утсановки двигателя воздушного охлаждения AV-1790.

При стрельбе выполнялась следующая последовательность действий:

  1. Пушка стреляет, откатывается и возвращается в начальное положение.
  2. Орудие автоматически поднимается или опускается на один уровень с лотком заряжания.
  3. Выдвигается лоток заряжания.
  4. Открывается амбразура в кормовой нише башни, для выброса наружу стреляной гильзы.
  5. Открывается затвор орудия и извлекается стрелянная гильза.
  6. Новый снаряд и гильза поднимаются на лоток досылателя.
  7. Снаряд и гильза заряжаются, а затвор закрывается.
  8. Задвигается лоток досылателя.
  9. Орудие автоатически поднимается или опускается к первоначальному положению параллельно с прицелом наводчика.

Вид на рабочее место командира тяжёлого танка Т30. Прямо под командирским сиденьем виден лючёк для выбросах стреляных гильз.

Во время испытательной программы в танки Т30 и Т30Е1 установили подъёмник с силовым приводом, чтобы облегчить обращение с тяжёлыми боеприпасами. Внешне, единственным отличием являлась амбразура внизу задней стенки кормовой башенной ниши.

Тяжёлый танк Т30Е1. В срачнении с первоначальной модификацией на корме башни появился лючёк для выброса стреляных гильз. Командирская башенка стала заметно выше, поскольку длинная башня ограничивала обзор.

В целях дальнейшего увеличения огневой мощи, Артиллерийский Департамент в начале 1945 изучил возможность модифицировать 120мм зенитную пушку для установки на танк. Данные исследования показали, что орудие 120мм Т53 будет обладать лучшей бронепробиваемостью, чем у орудий 105мм Т5Е1 или 155мм Т7. Новая 120мм пушка обеспечивала начальную скорость в 3150 футов/сек (960.12 м/с) для снаряда весом 50 фунтов (22.6796185 кг), а так же шли работы над легковесным HVAP (подкалиберным) боеприпасом с начальной скоростью 4100 футов/сек (1 249.68 м/с). 17 марта 1945 ОСМ 27662 рекомендовало, чтобы два пилотнах танка Т30 были вооружены 120мм пушкой и переименованы, как тяжёлый танк Т34. Это было одобрено 31 мая.

Пилотный танк Т30 имел самое крупнокалиберное орудие установленное в танковой башне среди всех танков Второй Мировой войны.

Моторное отделение тяжёлого танка Т30 с открытыми люками. Сзади трансмиссия CD-850, а ближе к башне - двигатель воздушного охлаждения AV-1790-3.

155mm Guns T7 and T7E1
155мм пушки Т7 и Т7Е1
размещение тяжёлый танк Т30, на лафете Т124 (пушка Т7), тяжёлый танк Т30Е1; на лафете Т124Е1 (пушка Т7Е1)
длина каморы (без нарезов) 69.1388 см
длина нарезной части 550.6212 см
длина каморы (до края снаряда) 66.04 см
длина канала 553.72 см
длина ствола 619.76 см, 40 калибров
длина отката затвора 21.59 см
длина от среза ствола до задней части затвора 641.35 см
дополнительная длина, с дульным тормозом Т19 33.02 см
общая длина 674.37 см
диаметр канала 15.49908 см
объём каморы 2032 куб. см
вес ствола (без дульного тормоза) 1 793.95782 кг
вес всей пушки (без дульного тормоза) 2 313.32109 кг
вес дульного тормоза Т19 70.3068174 кг
общий вес около 2 383.6279 кг
тип затвора полуавтоматический, горизонтальный
нарезы 48 нарезов, правосторонние, 1 оборот/25 калибров
боеприпасы раздельного заряжания
запал ударного типа
вес всего боеприпаса НЕ - 61.2349699 кг
вес снаряда HE - 43.0912752 кг
наибольшее давление пороховых газов 32,000 фунтов на кв.дюйм
наибольшая скорострельность 2 выстрела/мин, ручное заряжание с двумя заряжающими (пушка Т7)
начальная скорость HE - 717 м/с
дульная энергия снаряда HE - 3484 ft-tons
далность стрельбы ?*
* - программу над пушкой закрыли ещё до завершения испытаний