Какие модули на т 30. T30 Тяжелый танк

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .

Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

Танк Т-40С с пулемётным вооружением

Танк Т-40С являлся сухопутным вариантом разработанного до Великой Отечественной войны плавающего танка Т-40. Он был спроектирован в июле 1941 г. в Москве в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. С июля по сентябрь 1941 г. танк находился в серийном производстве на заводе № 37. Всего было выпущено 136 танков Т-40С, из них 44 машины были отправлены на московский завод "Компрессор" под монтаж реактивных установок. Танки участвовали в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. В качестве учебных машин сохранившиеся танки использовались в войсках до 1946 г.

Танк Т-40С отличался от танка Т-40 отсутствием водоходного движителя. С машины были демонтированы: гребной винт с карданным валом, коробка отбора мощности, водоходные рули, водооткачивающий (трюмный) насос, теплообменник, волноотражательный щиток и компас, а впоследствии и радиостанция. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии и предусматривала пять отделений: трансмиссионное, управления, боевое, моторное и кормовое. Боевое отделение и отделение управления были совмещены и находились в средней части корпуса машины у левого борта. Справа от них располагалось моторное отделение. Трансмиссионное отделение находилось в носовой части корпуса. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. В средней части корпуса на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними и их взаимозаменяемость. Посадка и выход экипажа производились через люки, расположенные в крыше отделения управления и башни, закрывавшиеся откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк.

Танк был вооружён спаренной установкой пулемётов: 12,7-мм ДШК обр. 1938 г. и 7,62-мм ДТ, располагавшихся в броневой маске в амбразуре вращающейся башни. Длина ствола пулемёта ДШК составляла 78,7 калибра, высота линии огня - 1590 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в диапазоне от -8 до +25 o . Стрельба из пулемётов велась с использованием оптического прицела ТМФП или дублирующего механического прицела. Для наводки спаренной установки использовались шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки). Ведение огня из пулемёта ДШК обеспечивалось нажатием на кнопку предохранителя, располагавшуюся на рукоятке механизма поворота башни и опускании рукоятки вниз. Прекращение стрельбы - возврат рукоятки механизма поворота башни в верхнее положение. Стрельба из пулемёта ДТ обеспечивалась аналогичными действиями с рукояткой подъёмного механизма спаренной установки. В боекомплект пулемёта ДШК входили 500 патронов с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной пулей Б-32, а также с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ. Начальная скорость пули составляла 850 м/с, боевая скорострельность - 80 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы - 3500 м. Непрерывное питание пулемёта ДШК патронами осуществлялось из кольцевого короба башни. Патрон с бронебойной пулей Б-30 предназначался для поражения бронированных целей на дистанции до 400 м, а патрон с бронебойно-зажигательной пулей - для поражения бронированных целей на дистанции до 500 м и воспламенения бензина за бронёй. Для повышения бронепробиваемости основного оружия в боекомплект машины были введены 12,7-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей БС-41, которая обладала повышенным бронебойным действием по сравнению с пулями Б-30 и Б-32. Боекомплект к пулемёту ДТ состоял из 2016 патронов (32 диска).


Танк Т-40С с пушечно-пулемётным вооружением

С января 1942 г. на танках Т-40С, поступавших в ремонт, вместо пулемёта ДШК устанавливалась 20-мм автоматическая пушка ТНШ. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 o . При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Техническая скорострельность пушки составляла 600 выстрелов в минуту. Механизмы наводки и спуска остались без изменений. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).

Схема броневой защиты танка Т-40С

Броневая защита - противопульная, изготовленная из листов цементированной брони толщиной 5, 10, 13 и 15 мм, установленных под рациональными углами наклона. Соединение броневых листов корпуса и башни производилось с помощью электросварки и частично болтами. В переднем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем находился люк, закрывавшийся броневым щитком. Для наблюдения за полем боя и вождения танка в броневом щитке и боковых наклонных листах корпуса, слева и справа от механика-водителя были сделаны смотровые щели, оборудованные триплексами. Над смотровыми щелями устанавливались броневые козырьки. В лобовом и боковых листах имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. Вентиляция отделения управления осуществлялась с помощью специального воздухопритока, сделанного в крышке люка механика-водителя и защищённого броневым прикрытием. В нижнем лобовом листе корпуса имелось отверстие, закрытое броневой крышкой, для заводной рукоятки при пуске двигателя вручную. Съёмными были сделаны подбашенный, надмоторный, лобовой и кормовой листы корпуса. Справа в надмоторном листе корпуса находился воздухоприток, закрытый броневым колпаком. В колпаке был сделан люк для обслуживания двигателя, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. В надмоторном листе располагался также лючок для заправки радиатора охлаждающей жидкостью. В верхнем кормовом листе была установлена коробка жалюзи, через которые выходил нагретый воздух от радиатора системы охлаждения двигателя, а также имелись два лючка для доступа к заправочным горловинам топливных баков. В днище корпуса были сделаны лючки: один под двигателем для слива масла, другой для слива воды из системы охлаждения двигателя и два лючка под топливными баками для слива топлива. Все сливные и заправочные лючки были закрыты броневыми крышками или пробками с резьбой.

В передней части башни имелась ниша прямоугольного сечения для монтажа маски и спаренной установки вооружения. Ниша закрывалась броневым щитом, укреплённым спереди на маске. К броневому щиту крепилась бронировка ствола пулемёта ДШК (пушки ТНШ). Отверстие для прицела при необходимости могло быть закрыто поворачивающейся броневой заслонкой. Вентиляция боевого отделения осуществлялась через специальное отверстие вверху башни под маской, закрывавшееся броневой заслонкой. Справа и слева в стенках башни имелись смотровые щели с триплексами и отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. Над смотровыми щелями были установлены броневые козырьки. Крепление башни на шариковой опоре осуществлялось с помощью четырёх захватов с роликами, скользящих по нижнему погону опоры. В крышке люка башни имелся лючок с броневой задвижкой, предназначавшийся для флажковой сигнализации.

Противопожарное оборудование состояло из стационарного и ручного тетрахлорных огнетушителей. Стационарный огнетушитель устанавливался в специальном кронштейне на правом бортовом листе корпуса танка. Баллон стационарного огнетушителя крепился двумя хомутами к кожуху карданного шарнира у коробки передач. Он имел распределитель, от которого отходили четыре трубки с распылителями. Две трубки с распылителями были проведены к большим топливным бакам, третья - к малому топливному баку и четвёртая - к карбюратору. Ручной огнетушитель располагался в боевом отделении в специальном кронштейне, установленном на левом бортовом листе.

В моторном отделении танка продольно, вместе с однодисковым главным фрикционом (сцепление грузового автомобиля ГАЗ-51) и четырёхступенчатой коробкой передач автомобильного типа, устанавливался четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-11 модели 202 жидкостного охлаждения мощностью 85 л.с. (63 кВт) с карбюратором К-23 или двумя спаренными карбюраторами ГАЗ-М-9510. Система зажигания - батарейная. В состав системы зажигания входили катушка зажигания КЗ-11, дистрибьютор (распределитель) Р-10, свечи СЭ-01 и выключатель зажигания 69-К. Пуск двигателя осуществлялся электростартером СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) с электромагнитным реле включения, пусковой рукояткой или внутренним педальным пусковым механизмом. Ёмкость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе составлял 300 км.

Остальные узлы и агрегаты трансмиссии: коническая главная передача, два многодисковых бортовых фрикциона (сталь по феродо) с тормозными лентами с накладками из феродо и два однорядных бортовых редуктора быди размещены в трансмиссионном отделении в передней части корпуса. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления движением танка - механические, непосредственного действия.

В ходовой части танка применялись: индивидуальная торсионная подвеска, ограничители хода балансиров с резиновыми буферами, устанавливавшиеся на крайних узлах подвески; восемь односкатных опорных катков и шесть односкатных поддерживающих катков с наружной амортизацией; два направляющих колеса с механизмами натяжения; две гусеницы с литыми траками и открытым металлическим шарниром, а также два ведущих колеса цевочного зацепления, имевших съёмные зубчатые венцы. Направляющие колёса заднего расположения были унифицированы с опорными катками. Ширина трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения осевого перемещения и выпадания пальцев траков под картерами бортовых редукторов к корпусу танка приклёпывались специальные отбойники.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-112 и генератор Г-41 мощностью 0,2 кВт, работающий с реле-регулятором РРА-364. На линейных танках вторая батарея являлась запасной, на командирских танках, оснащённых радиостанцией, она была включена в бортовую сеть. В состав потребителей электроэнергии входили электростартер СЛ-40 (включение производилось кнопкой, установленной на щитке приборов механика-водителя), приборы системы зажигания, электрический сигнал СЕ-4714А, аппаратура внутренней и наружней световой сигнализации, контрольные приборы и вспомогательная аппаратура. Для управления движением танка использовалось трёхцветное светосигнальное устройство передачи команд от командира машины к механику-водителю.

На командирских танках устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с батарейным питанием приёмника. Приёмник и передатчик размещались в левой нише корпуса танка на специальном подрамнике на амортизаторах. Центральный переключатель радиостанции был размещён на задней балке жёсткости корпуса. Возле переключателя на специальном кронштейне устанавливался изолятор антенны. Отверстие в корпусе машины для выхода антенны было защищено резиновым конусом. Комплект штырей антенны, укладывавшийся в специальном чехле, размещался на амортизаторах радиостанции за коробом башни.


Танк Т-30 был разработан на базе танка Т-40 в Москве в июле 1941 г. в КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова. С августа по декабрь 1941 г. танк находился в серийном производстве. Машина имела заводской индекс 0-30. Всего было изготовлено 335 танков, которые принимали участие в боевых действиях в первом периоде Великой Отечественной войны.

Танк Т-30 отличался от базовой машины упрощённой формой корпуса, усиленной броневой защитой, а впоследствии и установкой пушечного вооружения. Схема компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии. Боевое отделение, совмещённое с отделением управления, находилось в средней части корпуса машины у левого борта. Справа от них располагалось моторное отделение. В носовой части корпуса находилось трансмиссионное отделение. В кормовом отделении по бортам корпуса размещались топливные баки. На крыше корпуса, на шариковой опоре устанавливалась башня конической формы, смещённая от продольной оси танка к левому борту. Экипаж состоял из механика-водителя и командира танка, одновременно выполнявшего функции наводчика и заряжающего. Совместное расположение членов экипажа облегчало непосредственную связь между ними. Посадка и выход экипажа производились через два люка (одине в крыше над отделением управления, другой - в крыше башни), которые закрывались откидными броневыми крышками на петлях. В днище корпуса имелся аварийный (запасный) люк для выхода экипажа из машины.

В качестве основного оружия на первых образцах машины в башне была размещена спаренная установка 12,7-мм пулемёта ДШК и 7,62-мм пулемёта ДТ. С сентября 1941 гю на танке вместо 12,7-мм пулемёта ДШК стала устанавливаться 20-мм автоматическая пушка ТНШ, имевшая ленточное питание.

Пушка ТНШ была создана совместно ОКБ-15 и ОКБ-16 на основе вариантов крыльевой и турельной авиационных пушек ШВАК-20. Длина ствола пушки составляла 82,4 калибра. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25 o . При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Боевая скорострельность пушки составляла 200 выстрелов в минуту. Для наводки спаренной установки использовались механизмы наводки, заимствованные у танка Т-40 - шестеренчатый механизм поворота башни (справа от установки) и винтовой подъёмный механизм (слева от установки). Конструкция механизмов спусков пушки и спаренного пулемёта была аналогична конструкции механизмов спусков пулемётов ДШК и ДТ, устанавливавшихся на танке Т-40. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска).

Корпус танка отличался от корпуса танка Т-40 отсутствием гидродинамической ниши для водоходного движителя, поэтому в его изменённой кормовой части вместо сложной сварной броневой конструкции кормового листа приваривался один лист. Броневая защита машины была усилена. Толщина лобового и бортовых броневых листов, изготавливавшихся из катаной гомогенной брони, была увеличена с 13 до 15 мм, а подбашенной коробки, башни и броневой маски вооружения - до 20 мм.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танка Т-40, за исключением облегчения управления бортовыми фрикционами за счёт введения шарикового механизма выключения вместо кулачкового. На некоторых машинах в ходовой части вместо штампованных дисков использовались литые спицованные опорные катки с наружной амортизацией. Ёмкость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе составлял 300 км.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 3СТЭ-100 и генератор Г-40 мощностью 160 Вт с ременным приводом. Для пуска двигателя использовались стартер СЛ-40 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) или приспособление с заводной рукояткой.

Для внешней связи на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, для внутренней односторонней связи - световая сигнализация.


Плавающий танк Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ

Плавающий танк Т-40 с 23-мм пушкой ПТ-23ТБ был разработан КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова в 1940 году. Опытный образец был изготовлен в июле 1941 г. и в начале октября прошёл полигонные испытания. На вооружение РККА танк не принимался и серийно не производился.

Машина отличалась от серийного танка Т-40 вооружением и размерами корпуса. В конической башне место спаренной установки пулемётов ДШК и ДТ была размещена спаренная установка 23-мм автоматической пушки ПТ-23ТБ конструкции Я. Г. Таубина и М. Н. Бабурина и 7,62-мм пулемёта ДТ. Пушка была создана разработана на базе авиационной автоматической пушки МП-6 в ОКБ-16 (г. Москва). Для установки пушки в танк её конструкция была доработана А. Э. Нудельманом. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -5 до +27 o . Для наводки оружия использовались ручные шестеренчатый горизонтальный (справа от спаренной установки) и винтовой вертикальный (слева от спаренной установки) механизмы. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел ТМФП-1 и простой механический прицел - в качестве резервного. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 2800 м, максимальная - 9000 м. В боекомплект танка входили 154 выстрела к пушке и 2016 патронов к пулемёту ДТ (32 диска). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с.

Броневая защита - противопульная, изготовленная из листов цементированной брони толщиной 6, 10 и 13 мм, установленных с рациональными углами наклона. Конфигурация броневого корпуса и башни, расположение основных люков и лючков остались практически такими же, как у серийного танка Т-40.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть машины остались без изменений по сравнению с применяемыми на танке Т-40. Ёмкость топливных баков составляла 210 л. Запас хода танка по шоссе достигал 280 км.

Для внешней связи на танке была установлена радиостанция 71-ТК-3, для внутренней связи командира танка с механиком-водителем использовалась световая сигнализация.

За счёт уменьшения длины и ширины корпуса, несмотря на установку более мощного вооружения и усиления броневой защиты (до 13 мм), боевая масса танка снизилась до 5,32 т. Показатели подвижности и плавучести машины остались на уровне аналогичных показателей серийного танка Т-40.

Основные ТТХ танков семейства Т-40
Характеристика Т-40С Т-30 Т-40 с ПТ-23Б
Боевая масса, т 5,5 5,32
Экипаж, чел. 2
Длина, мм 4110 3950
Ширина, мм 2330 2275
Высота, мм 1905 1950
Клиренс, мм 300 230
Пушка, калибр, мм; тип
марка
- 20; НАП *
ТНШ
23; НАП *
ПТ-23ТБ
Боекомплект, выстрелов - 750 154
Пулемёт, кол-во х калибр, мм 1 х 12,7; 1 х 7,62 1 х 7,62
Боекомплект, патронов 500; 2016; 1512 2016
Броневая защита, мм/град.:
верхняя часть лба корпуса
нижняя часть лба корпуса
лоб башни

9/82; 13/30
13/76
15/25

9/82; 15/30
15/76
20/25

9/82; 13/30
13/76
10/25
Макс. скорость на суше, км/ч 45
Макс. скорость на плаву, км/ч не плавает 6
Запас хода по шоссе, км 300 280
Ср. давление на грунт, кГс/см 2 0,46
Макс. угол подъёма, град. 34
Макс. угол крена, град. 35
Ров, м 1,7
Вертикальная стенка, м 0,6
Брод, м 1,0 плавает
Двигатель, марка ГАЗ-11 модели 202
Двигатель, тип К/Р/4/6/Ж **
Макс. мощность, л.с. (кВт) 85 (63)
Запас топлива, л 206 210
Трансмиссия, тип механическая
Коробка передач, тип четырёхступенчатая автомобильная
Механизм поворота, тип бортовые фрикционы
Подвеска, тип индивидуальная торсионная
Гусеничный движитель, тип с передним расположением ведущих колёс
Гусеница, тип шарнира открытый металлический шарнир
Радиостанция, марка 71-ТК-3
* - нарезная автоматическая пушка
** - К/Р/4/6/Ж: карбюраторный рядный 4-тактный 6-цилиндровый жидкостного охлаждения

ПТ-САУ 9го уровня. Т30 в Мир Танков занимает среднюю позицию среди всех одноуровневых ПТшек. Она как никто другой хороша в городах, а также на открытых местностях и очень полезна при продавливании определенного направления, при поддержки союзных и .

    Эта американская ПТ-САУ подлежит исследованию различных модулей, после его приобретения: Ходовая часть, Двигатель, Радиостанция (от Т28Prototype) и два Оружия (одно от ). У Т30 плохое бронирование, по сравнение с одноуровневой Т95. ПТ демонстрирует отличный разворот на месте и доворот башни, что делает ее самой вертлявой ПТ из имеющихся в игре. Орудия тут уникальные, их приходится выбирать, либо разовый урон, либо урон в минуту. Зоны пробития ПТ-САУ Т30: борты, корма, лоб.

    Плюсы:

    • Отличная маневренность и доворот башни;
    • Отличный урон и пробитие брони;
    • Наличие вращающейся башни;
    • Отличная вертикальная наводка.

    Минусы:

    • Очень слабая броня корпуса;
    • Медленная перезарядка орудия;
    • Большой разброс;
    • Медленное сведение.

    Экипаж:

    • Командир;
    • Наводчик;
    • Радист;
    • Заряжающий;
    • Заряжающий;
    • Механик-водитель.

    Экипаж практически аналогичен предшествующей ПТ-САУ 8го уровня Т28 Prototype, следовательно, рекрутируем ещё одного заряжающего, и переучиваем оставшихся пять членов экипажа.

    Зоны пробития

    Умения и навыки экипажа:

    Выбор умений и навыков для экипажа сугубо индивидуален, как говорится, кому как удобно и у кого под что руки заточены. Подробно опишу командира, т.к. для остальных членов экипажа изучение навыков и умений аналогичное.

    Командир: в первую очередь можно взять индивидуальный навык «Шестое чувство» (действует при 100% изучения). Очень полезен, т.к. дает понять в засвете Вы или нет. Далее «Ремонт» (действует при изучении) постепенно увеличивает скорость ремонта. Ещё один общий навык - «Маскировка» и индивидуальный «Орлиный глаз» увеличивающий максимальную дальность обзора. После этого качаем индивидуальные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

    Наводчик: «Ремонт» — «Маскировка» — «Мастер-оружейник». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

    Радист: «Ремонт» — «Маскировка» — «Радиоперехват». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

    Механик-водитель: «Ремонт» — «Маскировка» — «Виртуоз». Далее остальные не прокаченные навыки на Ваш выбор и стиль игры.

    1. Модули. Дополнительные модули. Характеристика и краткое описание

    Топовое оружие у Т30 в Мире Танков уникальное и виной всему - двойственность (разовый урон, урон в минуту). У одного отличная перезарядка, у второго превосходный разовый урон. С этим оружием можно в легкую расправиться с вражескими ТТ и СТ, как в городе, так и на открытой местности.

    Важным дополнительным модулем (ДМ) является «Орудийный досылатель среднего калибра». Она незначительно, но ускорит время перезарядки орудия и точность стрельбы, что необходимо Т30. Также очень полезными ДМ будут «Усиленные приводы наводки» и «Улучшенная вентиляция класс 3».

    Обязательный набор расходных материалов (расходники) для ПУ-САУ: «Аптечка», «Ремкомплект» и «Огнетушитель».

    Видео гайд

    1. Техника игры на Т30

    Тактика игры на Т30 очень проста. Т.к. это ПТ-САУ, следовательно, тактика «Засада» либо «Поддержка». Четко определяем направление движения и вперед. Незабываем, что у ПТ-САУ плохая броня корпуса, поэтому по возможности прячемся за холмами и домами. Главное, чтобы впереди Вас всегда были союзные танки, чтобы не привлекать внимание на себя. При необходимости меняйте место, переезжайте.

    Итак, мы имеем отличную ПТшку с хорошей динамикой и маневренностью, с наличием башни у ПТ-САУ, с уникальным орудием, но с плохой броней корпуса.

Тяжелый танк Т29. Разработка этой машины началась в марте 1944 г. с целью создать тяжелый танк, превосходя¬щий по огневой мощи и защищенности Т26ЕЗ (М26). Он должен был получить трансмиссию типа «Кросс-Драйв» и двигатель «Форд», форсированный до 750 л.с. Постройку опытных машин одобрили в сентябре 1944 года ...

В конце Второй Мировой Войны американские специалисты разработали тяжелый танк Т29. В основном танк разрабатывался с целью проверки конструктивных решений установки на боевую машину пушки калибра 105 мм. Танк Т29 разрабатывался в 1944 году на основе танка М26 Першинг и имел классическую компоновку с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения, передним расположением отделения управления и боевым отделением в середине корпуса, включающим в себя и башню. Башня тяжелого танка Т29 несколько изменена по сравнению с башней среднего танка М26 Першинг. В башне на специальных цапфах устанавливалась 105-мм нарезная пушка T5E2. Дополнительным вооружением служили два спаренных с пушкой 12,7-мм пулемета M2HB и один 7,62-мм курсовой пулемет M1919A4. Танк Т29 оснащался телескопическим прицелом T143E1 и перископическим прицелом M10E9, а также имел оборудование для ведения огня из укрытий. Танк Т29 имел бронированный сварной корпус из гомогенной брони толщиной от 51 мм сзади до 101,6 мм спереди. Ходовая часть танка Т29 имела индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, шестью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). Система пожаротушения тяжелого танка Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя.


В марте 1945 года армия США сделала заказ на 1200 тяжелых танков Т29. Но впоследствии, ближе к окончанию Второй мировой войны, этот заказ был аннулирован. В итоге танк Т29 остался лишь опытным образцом.

Тактик о-технические характеристики тяжелого танка Т29


Масса 63,05 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм



Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 105-мм нарезная пушка T5E2, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB


Тяжелый танк Т30. В годы Второй мировой войны на базе опытного тяжелого танка Т29 был разработан тяжелый танк Т30. Тяжелый танк Т30 имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и средним расположением боевого отделения вместе с башней. Бронированный корпус танка Т30 имел толщину лобовой брони до 102 мм верхнего листа и 70 мм - нижнего. Корпус имел рациональные углы наклона. Лобовая броня башни достигала 178 мм, ее борта - 127 мм и корма башни имела толщину брони 102 мм.


В башне крепилась 155-мм нарезная пушка Т7, имевшая маску толщиной брони от 203 до 279 мм. Углы вертикального наведения пушки составляли от -10° до +15°. Дополнительным вооружение тяжелого танка Т30 был 7,62-мм курсовой пулемет и два 12,7-мм пулемета, спаренных с пушкой. Для стрельбы из орудия использовались телескопический T143E1 и перископический M10E9 прицелы. Танк Т30 оснащался специальными приспособлениями для стрельбы из закрытых позиций. Тяжелый танк Т30 имел индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, семью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт). Система пожаротушения тяжелого танка Т30, как и Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя. Тяжелый танк Т30 имел 6 членов экипажа - механик-водитель, помощник механика-водителя (он же стрелок из курсового пулемета), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и его помощнику обеспечивалась перископическими приборами М13, наводчику - перископическим прибором М10Е9 и командиру - перископическим прибором М15.


В 1945-1947 годах было построено 2 прототипа тяжелого танка Т30, которые прошли испытания в 1948 году на Абердинском полигоне, но на вооружение так и не были приняты.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т30

Длина с пушкой вперед 10,897 м, длина корпуса 7,61 м, ширина 3,802 м, высота 3,223 м
Масса 64,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 102/70-51/76-51/19 мм, горизонтальное 38-13/25 мм, башня вертикальное 178-127-102 мм, крыша башни 38 мм, маска пушки 203-279 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин
Максимальная скорость 35 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 155-мм нарезная пушка М7, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB
Боекомплект: 34 выстрелов 155-мм, 2050 патронов 7,62-мм, 3170 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,86 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Тяжелый танк Т32. В конце 1945-го года на базе опытного тяжелого танка Т29 был разработан тяжелый танк Т32. Танк Т32 имел классическую компоновку с передним расположением отделения управления, кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и средним расположением боевого отделения вместе с башней. Внешне танк Т32 почти ничем не отличался от тяжелого танка Т29. Он имел бронированный корпус с толщиной лобовой брони до 127 мм верхнего листа и 102 мм - нижнего с рациональными углами наклона броневых листов. Толщина бортов корпуса достигала 76 мм спереди и 51 мм в корме. Толщина брони кормы составляла 51 мм верхнего бронелиста и 19 мм - нижнего. Лобовая броня башни равнялась 114 мм, ее борта и корма - по 76 мм.


В башне устанавливалась 90-мм нарезная пушка Т15Е1 с вертикальными углами наведения от -10° до +20°. Пушка обеспечивала темп стрельбы 9 выстрелов в минуту и бронепробиваемость - до 221 мм гомогенной брони. Дополнительным вооружение танка Т32 были два 7,62-мм пулемета M1919A4 и 12,7-мм пулемет M2HB. Два пулемета - спаренные с пушкой. Для стрельбы из орудия использовались телескопический T143E1 и перископический M10E9 прицелы. Тяжелый танк Т32 оснащался специальными приспособлениями для стрельбы из укрытий. Тяжелый танк Т32 имел аналогичную Т29 ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, восемью спаренными опорными катками, шестью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон имеются амортизаторы. В моторно-трансмиссионном отделении размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Ford GAC", впоследствии замененый на двигатель "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин. Система пожаротушения тяжелого танка Т32, как и Т29 включает в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя. Тяжелый танк Т32 комплектовался 6 членами экипажа - механик-водитель, стрелок-радист (он же помощник механика-водителя), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и стрелку-радисту обеспечивалась перископическими приборами М13, наводчику - перископическим прибором М10Е9 и командиру - перископическим прибором М15. Т32Е1 был аналогичен Т32 за исключением того, что литую лобовую часть корпуса заменили сварной, а лобовой пулемет убрали.


Танк Т32 оснащался танковым переговорным устройством 4 AN/VIA-1 и радиостанцией SCR 508 или SCR 528. Тяжелый танк Т32 серийно не выпускался.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т32

Длина корпуса 7,07 м, ширина 3,51 м, высота 2,78 м
Масса 53,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 127/102-76/51-51/19 мм, горизонтальное 38-25/13 мм, башня вертикальное 114-76-76 мм, крыша башни 38 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин
Максимальная скорость 36 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 90-мм нарезная пушка Т15Е1, два 7,62-мм пулемета M1919A4, 12,7-мм пулемет M2HB
Боекомплект: 54 выстрелов 155-мм, 4500 патронов 7,62-мм, 1000 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,82 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Тяжелый танк Т34. Артиллерийский Департамент США, в начале 1945 года изучив возможность использования 120-мм зенитной пушки Т53, которая значительно превосходила по бронепробиваемости 105-мм пушку Т5Е1 и 155-мм пушку Т53, рекомендовал 17 мая 1945 года установить ее на два пилотных танка Т30 и переименовать их в тяжелый танк Т34. Рекомендация Артиллерийского Департамента была одобрена 31 мая 1945 года. Согласно рекомендации на тяжелый танк Т34 должен был устанавливаться авиационный двигатель "Аллисон" V-1710, однако после было решено использовать для нового танка Т34 корпус тяжелого танка Т30 с его двигателем "Континентал" AV-1790.


Внешне тяжелый танк Т34 мало чем отличался от опытных образцов Т29 и Т30, кроме более длинного 120-мм орудия Т53 (длина ствола 7,68 м). Для уравновешивания такой длинной пушки сзади башни приваривался броневой лист толщиной 101,6 мм. Пушка имела раздельное заряжание. Полный вес выстрела составлял 50 кг, а снаряда - 23 кг. Боекомплект состоял из 34 выстрелов. Танк комплектовался двумя заряжающими, которые обеспечивали темп стрельбы 5 выстрелов в минуту. Пушка имела вертикальные углы наведения от -10° до +15°. В отличие от среднего танка М26 Першинг пушка Т53 не имела системы стабилизации. Для прицельной стрельбы из орудия использовались телескопический T143E2 и перископический M10E10 прицелы, а для ведения огня из укрытий служил указатель азимута Т19, квадрант вертикального наведения М9 и квадрант наводчика М1.

В ходе испытаний тяжелого танка Т34 на Абердинском полигоне и в Форт Ноксе всплыла серьезная проблема с критической загазованностью башни уже после нескольких выстрелов. Кроме того наблюдалась обратная вспышка при выстреле, влекущая за собой травмирование экипажа. Это вызвано тем, что при выбросе стреляной гильзы несгоревшие газы затягивались внутрь башни, где и воспламенялись. Для устранения этой проблемы была сконструирована специальная система продувки ствола сжатым воздухом, хотя это должного эффекта не принесло. Тогда было решено устанавливать на срезе ствола специальный эжектор, вытягивающий газы из канала ствола. Вокруг дульного среза устанавливалась цилиндрическая камера, а в стенках ствола проделывались отверстия, направленные в камеру под углом в строну дульного среза ствола. При вылете снаряда из ствола давление в канале ствола резко падало, а высокое давление в камере создавало тягу в сторону дульного среза, вытягивая пороховые газы через отверстия. Эта система оказалась весьма эффективной.

Корпус тяжелого танка Т34 изготовлен из гомогенной брони, имеющей рациональные углы наклона, толщиной до 102 мм в лобовой части верхнего листа и 70 мм - нижнего. Борта корпуса имели толщину от 51 мм сзади до 76 мм спереди, а корма - от 19 мм до 51 мм. Крыша корпуса имела броню 38 мм, а днище - 25 мм спереди и 13 мм сзади. Лобовая броня башни имела толщину 178 мм, борта - 127 мм, корма - 203 мм и крыша - 38 мм. Маска пушки имела толщину 203-279 мм.

В башне танка Т34 крепилась 120-мм нарезная пушка Т53 на лафете Т125. Пушка имела ручное заряжание. Углы вертикального наведения пушки составляли от -10° до +15°. Дополнительным вооружение тяжелого танка Т34 был 7,62-мм курсовой пулемет M1919A4 и три 12,7-мм пулемета M2HB, один из которых - зенитный, устанавливаемый на крыше башни, два других - спаренные с пушкой.

Танк Т34 насчитывал 6 членов экипажа - механик-водитель, помощник механика-водителя (он же стрелок из курсового пулемета), командир танка, наводчик и два заряжающих (левый и правый). Обзорность механику-водителю и его помощнику обеспечивали перископические приборы М13, наводчику - перископический прибор М10Е10 и командиру - перископический прибор М15.

В моторно-трансмиссионном отделении танка Т34 размещался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения "Континентал" AV-1790-3, мощностью 704 л.с. (518 кВт) при 2800 об/мин. Емкость топливных баков составляет 1211 литров.


Ходовая часть танка Т29 имела индивидуальную торсионную подвеску с восемью спаренными опорными катками, семью поддерживающими роликами, задним ведущим колесом и передним направляющим колесом по обе стороны танка. На первых трех и последних двух опорных катках с обеих сторон танка имеются амортизаторы. Ширина трака гусеницы равняется 711,2 мм (28"). Тяжелый танк Т34 имел систему пожаротушения, включающую в себя 3 стационарных 4,54 килограммовых (10 фунтовых) огнетушителя с окисью углерода и 2 переносных 2,27 килограммовых (5 фунтовых) огнетушителя.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка Т34

Длина корпуса 7,62 м, ширина 3,81 м, высота 3,23 м
Масса 64,6 т
Экипаж 6 чел
Клиренс 478 мм
Бронирование: корпус вертикальное 102/70-51/76-51/19 мм, горизонтальное 38-13/25 мм, башня вертикальное 178-127-102 мм, крыша башни 38 мм, маска пушки 203-279 мм
Силовая установка: 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения, мощностью 704 л.с. (518 кВт)
Максимальная скорость 35 км/час по шоссе
Запас хода 160 км по шоссе
Вооружение: 120-мм нарезная пушка Т53, 7,62-мм пулемет M1919A4, два 12,7-мм пулемета M2HB
Боекомплект: 34 выстрелов 155-мм, 2050 патронов 7,62-мм, 3170 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,86 кг/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,05 м, стенка высотой 0,65 м, ров шириной 1,9 м, угол подъема 35°

Разработчик: ГКБ под руководством Астрова
Год начала работ: 1941
Год выпуска первого прототипа: 1941
Серийно производился до осени 1941 г. включительно. Активно использовался в первом полугодии войны с Германией в 1941 г.

После запуска в серийное производства сухопутной модификации легкого танка Т-40С появилась идея доработать его конструкцию, усилив бронирование и вооружение за счет сэкономленной массы. Новая боевая машина, получившая название Т-30, практически не отличалась от серийного Т-40.
Корпус танка технологически остался прежним, но толщину лобовой части корпуса довели до 15 мм, а башни – до 20 мм, что уровняло Т-30 по уровню защиты с легкими танками Т-26 и БТ-7 последних серий выпуска. Так как водоходное оборудование более не устанавливалось в кормовой части применили сплошной (без ниши для гребного винта) бронелист толщиной 10 мм.

Ходовая часть танка состояла из 4-х опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3-х поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Двигатель остался прежним – это был карбюраторный 4-тактный, 6-цилиндровый ГАЗ-202, мощностью 85 л.с., установленный в кормовой части корпуса со смещением к правому борту. Запаса топлива во внутренних баках хватало на 300 км.

Вооружение танка состояло из 20-мм автоматической пушки ТНШ-20 с ленточным питанием и 7,62-мм пулеметом ДТС, смонтированными в спаренной стрелковой установке. Боекомплект для пушки составлял 750 снарядов, для пулемета – 1512 патронов (24 магазина).

Экипаж Т-30 и компоновка боевого отделения не изменились. В передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сразу за ним, немного смещенное влево, располагалось место командира танка, который также выполнял функции стрелка наводчика и заряжающего. Для посадки экипажа имели два люка – над отделением управления и в крыше башни. Для аварийного покидания танка был предусмотрен люк в днище корпуса. Внешне Т-30, от более ранних моделей, отличался только длинным пушечным стволом и новыми опорными катками.

Выпуск танков Т-30 проходил параллельно с Т-40С и в отчетах завода №37 они шли общей графой, поэтому установить точное число собранных “тридцаток” практически невозможно. После эвкауции завода под Свердловск из «московского» задела деталей удалось собрать ещё 20 легких танков Т-30 и Т-60, после чего в серийном производстве оставили только Т-60. По наиболее точным оценкам количество танков Т-30 не превысило 335 экземпляров.

Установить точные данные о боевом применении Т-30 тоже достаточно трудно, так как их часто «смешивали» с аналогичными Т-40 и Т-40С. Тем не менее известно, что с августа 1941 года легкие танки Т-30 начали поступать на комплектование танковых дивизий нового состава, формировавшихся в основном под Москвой. Например, 101-я танковая дивизия (тд) из 219 танков располагала 15 Т-30 и Т-40, в 102-й тд их имелось 10 единиц из 234, в 103-й тд — 23 из 38, в 105-й тд — 14 из 169, в 107-й тд — 16 из 272, в 108-й тд — 38 из 79, в 109-й тд — 10 из 229. Как правило танковые дивизии комплектовались средними танками Т-34, тяжелыми КВ-1, а также легкими БТ-5\БТ-7 и Т-26 различных модификаций. В течении августа-октября 1941 года эти подразделения приняли участие в боях на Центральном, Брянском, Резервном и Западном фронтах, где практически все танки легких типов были потеряны.

Примерно в это же время, в сентябре 1941 года, под Ленинград в состав 45-й армии были направлены 122-я и 9-я танковые бригады (тбр), в составе которых имелось соотвественно 64 и 32 легких танков типа Т-40 и Т-30.

На Северо-Западный фронт осень того же года была опрравлена 8-я тбр, в которой числилось 7 КВ-1, 22 Т-34 и 32 Т-30\Т-40. Бригады такого же состава (1-я, 2-я, 7-я, 42-я и 142-я) были распределены между Брянским и Юго-Западным фронтом. Кроме того, 142-я тбр имела «двойной» штат легких танков — 64 единицы.

В дальнейшем количество Т-30 и Т-40 в танковых бригадах сильно сократилось. Уже в октябре 1941 года в качестве пополнения на фронт отправили 17-ю, 19-ю, 22-ю, 24-ю, 25-ю, 27-ю и 28-ю тбр, в которых число легких танков варьироволось от 12 до 32, а в состав некоторых подразделений на замену вышедшим из строя танкам новых типов были направлены танки Т-37А и Т-38. При этом только 28-я бригада Западного фронта была оснащена 16 Т-30. Поступив в распоряжение 16-й армии 28-я тбр получила боевую задачу разгромить Скирмановскую группировку противника. С этой целью командир бригады предложил нанести фланговый удар, но получив отказ был вынужден атаковать противника «в лоб». В течении 11-15 октября совместно, с 1-й гвардейской танковой бригадой под командованием Катукова, танкисты 28-й тбр приняли участие в боях у н\п Козлово и Скирманово, отбросив противника с занимаемых позиций. После этого бригаду передали в подчинение 1-го кавкорпуса генерал-майора Доватора, однако уже спустя несколько дней остатки этого соединения пришлось отвести в тыл, поскольку к 20 ноября материальной части в нём не осталось. Боевые потери составили 4 КВ-1, 9 Т-34 и 13 Т-30. Остальные танки вышли из строя по техническим или небоевым причинам.

Гораздо хуже развивались события в полосе дйествия 42-й тбр. Прибыв на фронт в конце сентября бригада тут же попала в окружение и была вынуждена отступать к н\п Ново-Ямское, Игрицкое, Семеновское. С 29 сентября по 3 октября танкисты не получили никаких приказов и вели бои местного значения, так как управление войсками в этом районе было фактически потеряно. Восстановить его удалось только к 7 октября, когда 28-я тбр самостоятельно вышла к н\п Сиевский, где её починили 148-й стрелковой бригаде (сд), занимавшей здесь оборону. К этому времени было потеряно 4 КВ, 8 Т-34 и 11 Т-30.

В дальнейшем танкисты поддерживали действия 269-й сд, предприняв неудачное наступление у н\п Зелепуговка и Салтыковка. Здесь немцы сожгли 11 совестких танков (2 КВ, 2 Т-34 и 7 Т-30), однако после столь тяжелых потерь бригада продолжала привлекаться к атакам на оборонительные порядки противника, что в конечном итоге привело к её полному разгрому. На 30 октября 42-я тбр в боях потеряла 6 КВ, 18 Т-34, 23 Т-30, 2 Т-40 и почти всю артиллерию.

Возможно, дольше всего эксплуатация Т-30 в боевых условиях продолжалась на центральном участке советско-германского фронта. Например, в составе 146-й тбр действовавшей в районе реки Жиздра, на 21 августа 1942 года имелось 2 КВ, 5 Т-34, 9 Т-60, 1 Т-30 и 2 бронемашины БА-20. После 10 дней непрерывных боёв бригада потеряла все КВ, но благодаря пополнения из тыла и совевременному ремонту количество танков к 31 августа даже возрасло. Единственный легкий танк Т-30, по всей видимости, был потерян в ночном бою 2 сентября. Тогда 146-я тбр в составе 6 Т-34, 10 Т-60 и одного Т-30, совместно с 183-й тбр принял участие в атаке напозиции противника у с.Воробьёво. Хотя немцы оказывали ожесточенной сопротивление советским танкистам выполнить свою задачу удалось. Однако уже утром следующего дня немецкая пехота при поддержке танков начала ожесточенные контратаки и не прекращала их до вечера 3 сентября. В советских сводках указывается, что за этот период 146-й тбр безвозвратно потеряла только 4 Т-34, ещё 5 «тридцатьчетверок» и два Т-60 были подбиты. О судьбе Т-30 никакой информации нет, однако на 8 сентября 1942 года в бригаде осталось всего 5 Т-34 и 1 Т-60.

Собственно, на этом историю боевого применения легких танков Т-30 можно было считать завершенной. К концу 1942 году они исчезли из боевых частей, за исключением единичных машин, использовавшихся для охранения.

На сегодняшний день сохранился только один экземпляр Т-30, находящий в музее в Москве.

Источники:
М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
М.Коломиец «Фронтовая Иллюстрация. Танки-амфибии Т-37,Т-38,Т-40». Москва. Стратегия-КМ. 2003 г.
И.Мощанский «Советские танки Т-30, Т-40, Т-40С» (монография). Серия «Бронетанковый музей», вып.12. 2007 г.

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
Т-30 обр.1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 5320 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4140
Ширина, мм 2330
Высота, мм 1950
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 и один 7,62-мм пулемет ДТС
БОЕКОМПЛЕКТ 50 снарядов и 1512 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел ТПМФ и механический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 9-15 мм
борт корпуса – 10 мм
лоб башни – 20 мм
борт башни – 10 мм
корма — 20 мм
крыша – 10 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ борт корпуса – 10 мм
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сцепление (смонтированное на двигателе), КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее напрвляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71-ТК-3 (только на командирских танках)