Как носить православный крест. Правда и мифы о нательном кресте

1 ПОЧЕМУ НАДО НОСИТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ?
– Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19). Освященный нательный крест – это символ веры и знак принадлежности к Церкви Христовой. Крест ограждает от злых духов. Тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию. Священномученик Петр Дамаскин так говорил и кресте — «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»

2 КАКОЙ ВЫБРАТЬ КРЕСТИК – ЗОЛОТОЙ ИЛИ СЕРЕБРЯНЫЙ?
– Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но главное заключается в том, чтобы крест носили, не снимая, и он был бы православным и освященным.

3 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ КРЕСТИК НА ЦЕПОЧКЕ?
– Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

4 МОЖНО ЛИ НА ОДНОЙ ЦЕПОЧКЕ НОСИТЬ КРЕСТИК И ЗНАК ЗОДИАКА?
– Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой , а знаки зодиака , обереги , амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:14-16).

5 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ КРЕСТИК, КОТОРЫЙ НОСИЛА СЕСТРА, ЕСЛИ ОНА КУПИЛА НОВЫЙ?
– Можно. Крест – это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

6 КАК ОТЛИЧИТЬ ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО?
– Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображен распятым четырьмя гвоздями, а на католическом – тремя (обе ноги – одним гвоздем). На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

7 МОЖНО ЛИ ПОДНИМАТЬ НАЙДЕННЫЙ НА УЛИЦЕ КРЕСТИК И ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
– Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить.

8 МОЖНО ЛИ НОСИТЬ НЕОСВЯЩЕННЫЙ КРЕСТИК?
– Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но лучше все-таки попросить священника освятить крестик.

9 НАДО ЛИ СНИМАТЬ КРЕСТ ПРИ МЫТЬЕ В БАНЕ?
– Нательный крест лучше никогда не снимать.

10 МОЖНО ЛИ БЕЗ КРЕСТА ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ?

— Как храм, так и человек не могут быть без креста… Когда священник освящает крест, то он читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест имеет огромнейшую силу. Не только нельзя ходить в церковь без креста; крещеному человеку вообще крест снимать никогда нельзя. Даже когда моемся, идем в баню, в рентген-кабинет, к врачу, нельзя снимать крест.

Крест — это оружие. На ком крест есть, к тому демоны трепещу подступить. Поэтому и говорится в пасхальных стихирах, что «… крест- хранитель вселенной, крест — красота Церкви, слава ангелам и язва демонам «. Креста снимать с себя никогда не надо.

Многие из нас, являясь крещеными, надевают нательные кресты, только отправляясь в церковь. Допустимо ли это? Священнослужители дают однозначный ответ – нет. Почему?

Зачем православным крест

Носить нательный крест постоянно не всем кажется удобным. Во-первых, не всегда мы стремимся демонстрировать свое вероисповедание. Во-вторых, крест, с нашей точки зрения, может неуместно смотреться в сочетании с деловым костюмом или вечерним нарядом. В-третьих, он может мешать в ванной, во время сна и прочее. Поэтому часто мы кладем крестик куда-нибудь в шкатулку, вспоминая о нем лишь когда собираемся посетить храм.

Казалось бы, ничего страшного в этом нет: на дворе XXI век, и светская жизнь отделена от духовной. Однако на деле это не так. Приняв православное крещение, мы вверяем себя Богу.

Крест – это вещественное свидетельство принадлежности человека к христианской церкви: «Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)» (Ефрем Сирин, преподобный. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Ч.1. Слово 103).

Иеромонах Иов (Гумеров) говорит: «Мы должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается таинство крещения, рука священника надевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать».

Нательный крест – это не амулет

По словам иеромонаха Гумерова, человек, который крещен, но не носит креста, страдает маловерием и как бы отрекается от своей религии. Недаром о безнравственных людях на Руси говорили: «На нём креста нет».

К сожалению, многие воспринимают крещение как формальность и не видят необходимости в постоянном соблюдении церковных канонов. А ведь ношение креста – важнейший из них! Отказываясь от креста, вы отказываетесь и от самой православной веры.

Кстати, существует множество историй и легенд о том, как нательный крест спасал людей от смерти, нечистой силы и других бед. Даже если вы не воцерковлены, то по крайней мере стоит задуматься на эту тему.

Вместе с тем, нельзя однозначно расценивать человека с нательным крестом как истинно верующего, а человека без креста – как грешника. Ведь вера не заключается только в ношении креста.

Напротив, бывают случаи, когда человек на время вынужден снять крест в связи с какими-то обстоятельствами – например, крестик испортился, загрязнился, порвалась цепочка и т.п.

«Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия, - утверждает протодиакон Сергий Шалберов. - Но исторически сложилось так, что этот обычай настолько стал привычным и вошел в норму христианской жизни, что отсутствие крестика стало расцениваться как грех и отступление от веры. Отсюда у очень многих родилось ложное отношение к нательному кресту, как к некоему амулету, который помогает независимо от степени веры и нравственности носящего. Однако, если человек не будет стараться жить по евангельским заповедям, то крест, который он носит на себе, может послужить вовсе не во благо, а в еще большее осуждение. И напротив, вынужденное снятие креста для человека праведной жизни нисколько не умалит его праведности, и не будет грехом».

Как правильно обращаться с крестом

Другое дело, что не обязательно все время носить один и тот же крестик – например, тот, который на вас надели при крещении. Если вы потеряли его или по какой-то причине он вас не устраивает, можно приобрести в церковной лавке другой освященный крест и носить на шее. Старый же крестик лучше отнести в храм, там его могут отдать в переплавку. Или же можно хранить его дома, в укромном месте.

Не забудьте также, что нательный крест не положено носить поверх одежды или использовать его как украшение. Также не следует носить его на одной цепочке с иконками, ладанками или украшениями. Тем более нельзя сочетать православный крест с оккультной символикой.

Что означает крест на теле человека? Это символ спасения. Как мы знаем из истории, смерть на кресте в древнем Риме была самой позорной. Такую смерть принимали убийцы, воры, насильники - те люди, которых общество презирало. Была «благородная» смерть - либо через повешение, либо через усечение мечом. Этой казни подвергались, как правило, люди высшего сословия. А людей низшего сословия, которые совершали преступления, распинали на кресте.

Всё изменилось после того, как Христос, наш Спаситель, искупив грехи человеческие, взошёл на Крест и вместе с Собой на Крест поднял грехи всего человечества. С этого момента крест становится символом спасения каждого православного христианина. Нося на себе это знамя, каждый христианин несёт свой личный крест, который Господь ему вручил во время таинства Крещения. Наш нательный крест - знамя нашей победы над грехом. Как правильно обращаться с этим знаменем?

Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.

Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа. Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман. Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.

Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом - он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест - это не талисман. Это знамя нашего спасения.

Миф № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа - этим человек показывает свою любовь к богатству - и лишает человека помощи небесных сил.

Неважно, из какого металла сделан крест - из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Очень часто для человека крест - не символ спасения, а некое украшение, наряду с кольцами, браслетами, цепочками. Конечно, таким отношением человек оскорбляет Христа. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства - это оскорбление Бога.

Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть у тебя на груди. А из какого металла он сделан - это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота - я не вижу здесь нарушений.

Миф № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.

Если человек ведёт христианский образ жизни, кается в своих согрешениях, причащается, совершает добрые дела, бес к нему не подступит. Вера без дел мертва. Ты можешь сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ты ничего не делаешь во имя своей веры, эта вера мёртвая.

Неважно, в каком месте ты носишь крест, важно - исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал.

Действительно, не стоит носить крест напоказ. Но не потому что к тебе подступят лукавые силы, а потому что крест - это не украшение.


Миф № 4. Несколько крестов - лучше, чем один.

Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники - чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.

Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста - абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.

Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).

О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.

Миф № 5. Потерять нательный крест - к несчастью (другой вариант - к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).

Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест - это не талисман или оберег. Нужно прийти в храм и купить в иконной лавке другой. Нельзя придавать этому какое-то значение - что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые - нет, это заблуждение. Надень новый и с верой и молитвой носи его.


Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста - это смена судьбы.

Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест - ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.

А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу - это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек - абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.

Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя - либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.

Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах - кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают - несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.

Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам - твои дела и поступки.

Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.

Миф № 7. Уронить свой нательный крест - тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.

Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.

С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.

Крест восьмиконечный

Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя - подножие.

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.

Крест каплевидный

«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.

Крест четырёхконечный

Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.

Крест святой Нины

По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.

Миф № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.

Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.

Миф № 9. Если нательный крест потемнел - он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.

Если крест потемнел - это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы. Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел - значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на твоём кресте. Я советую всем изучать законы химии.

Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест - грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.

Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.

Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика - ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.

Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами». А бес над такими людьми просто смеётся - он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание.

Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.

Крест с распятием

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время - до IX века включительно - Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.

Крест «терновый венец»

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).

Крест старопечатный «плетеный»

Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.

Крест схимнический, или «Голгофа»

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» - место лобное распят бысть, «Г.Г.» - гора Голгофа, «Г.А.» - глава Адамова. Буквы «К» и «Т» - подписи к копию воина и трости с губкой.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа, «НИКА» - Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» - Сын Божий - или «I.Н.Ц.И» - Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» - Царь Славы.

Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.

Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте.

В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево - посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.

Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.

Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо - в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.

Крест - знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький - отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.

Миф № 12. Если обменяться крестами - люди станут ближе друг к другу духовно.

Это неправда. В народе существует, действительно, такой обычай: меняются крестами и после этого считают себя крёстными братьями. Когда кто-то хотел выразить признательность другому человеку или стать ближе с ним, то совершал такое символическое действие в знак своей дружбы.

В моём понимании это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек - брат другому.

Беседовала Мария Цырлина

🙂 Приветствую постоянных читателей и гостей сайта! Друзья, часто можно видеть женщин и молоденьких девушек, которые носят нательный крестик поверх одежды. Вероятно, они не задумываются как правильно носить нательный крестик.

Поверх одежды надевают служебные кресты только священники, а под одеждой у каждого обязательно есть свой нательный крест.

Что такое нательный крест

Это не украшение, крест должен быть без всяких «прибамбасов», простой формы. И нет никакой разницы из какого материала он изготовлен. На чем его носить? На цепочке, кожаном шнурке или суровой нити? В принципе безразлично, но на цепочках они теряются чаще (цепочка рвется и ломается).

После того, как Вы купили священное изделие в магазине, его нужно обязательно освятить. Некоторые производители предлагают освященные изделия со специальной пометкой на заводском ярлыке.

Это является заблуждением. Кресты и иконы освящаются в алтаре церкви на престоле. Поэтому на предприятии освящение всей выпускаемой продукции практически невозможно. Кроме того, в магазинах изделия смотрят разные люди, берут их в руки.

Крест — зримый символ христианской веры, средство благодатной защиты. Для православного человека это святыня. Нательный крестик носят на теле. На Руси его так и называли — «тельник». Лицевой стороной является та, на которой изображен Иисус Христос.

Крестик, с которым крестили, задача которого защищать, не стоит выносить на всеобщее обозрение. Ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имена Господа Бога твоего всуе…»

Грех – тем, кто носит крест для моды. Осознанное же его ношение является бессловесной молитвой, позволяющей являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова. Это защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Мною замечено, что золотые нательные кресты выставляют напоказ поверх одежды люди, относящиеся к бедным слоям населения. Этим они хотят показать, что имеют золото. И как ЭТО богатство можно прятать под одеждой?! А вот поверх одежды, выполненных из недорогих металлов, таких «украшений» мне встретить не пришлось…

«Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно от злодейства невидимых врагов». Никогда не расставайтесь с Вашим оберегом. Даже на один день.

Как быть, если дама приглашена на вечер и к её наряду необходимо колье, рядом с которым крестик «не смотрится»?

Выход есть: приколите его булавкой к подкладке вашего платья. В советские времена многие люди, вынужденные скрывать свою веру, никогда не расставались с крестом, прикалывали булавкой к подкладке одежды.

Можно ли носить крестик умершего? Можно. Ничего в этом страшного нет. Например, умирают дедушки, бабушки. Остаются их крестики, иногда старинные. Почему их нужно куда-то убрать подальше? Можно носить и детям и внукам, передавая их по наследству.

В бане или душе крест снимать не нужно. Он всегда должен быть с Вами. Иногда его можно снимать при занятии спортом. Борьба, например. В это время крестик должен оставаться при Вас в каком-нибудь кармане. Несложно вшить в одежду маленький кармашек.

Если Вы найдете крестик на улице, поднимите, не бойтесь — это же святыня! Грех, если Вы просто переступите его. Суеверия же относительно того, что нельзя его брать, якобы тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны.

Находку можно оставить себе, если владелец не найден. А если нашли крестик в церкви, то отдайте его священнику, чтобы он объявил о находке.

Я очень надеюсь, что эта небольшая статья может быть кому-нибудь полезной и молоденькие девушки поймут, как правильно носить нательный крестик. 🙂 Поделитесь этой информацией с друзьями

Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.

В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.

Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» – то есть не просто физическое действие, но главное – порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.

Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.

Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.

Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».

И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»

Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.

Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.

Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов.
В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?

Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…

Иерей Андрей Чиженко