Финеас барнум семья. Биография финеас тейлор барнум

Финеас Тейлор Барнум – политик и реформатор, король мошенничества, антрепренер и величайший шоумен. Сторонниками его невероятного цирка были миллионы людей. Человек, который дал возможность реализовать себя особенным людям, личностям, которые родились не такими как все.

Финеас Тейлор Барнум родился 5 июля 1810 года в городке Бетел, штате Коннектикут в США. Получил широкую известность благодаря своим мистификациям и основанию цирка своего имени.

Первым делом Барнума было содержание небольшого магазина, а затем он занялся лотереей, которая была очень распространенной в то время в Соединенных Штатах. Еще с тринадцати лет Финеас устраивал розыгрыши лотереи для своих сверстников, призами служили бракованные товары с прилавка его отца. У юного предпринимателя был уникальный талант убеждать людей и манипулировать ими, однако этот бизнес провалился – впоследствии власти запретили розыгрыши лотереи.

Финеас Тейлор Барнум

Амбициозному парню жизнь в провинции начала казаться скучной, поэтому в 1834 году он перебрался в Нью-Йорк. Еще одной причиной переезда были иски в суд на Барнума через ложную информацию и клевету, которые вышли в свет в еженедельнике "Вестник свободы", организованном Финеасом.

Летом 1835 года Барнум, по совету друга, купил за тысячу долларов рабыню афроамериканку Джойс Хет, цель этой покупки в Финеаса была исключительно коммерческой. Он планировал демонстрировать женщину желающим за деньги, попутно рассказывая легенду, что Джойс 161 год, и она была няней самого Джорджа Вашингтона.

Несколько месяцев Барнум гастролировал с этой женщиной городами США, однако в следующем году женщина умерла от старости. После этого известия люди засомневались в рассказах Барнума, кто-то даже говорил, что на самом деле Джойс Хет не была живой женщиной, а искусственно созданной куклой-роботом. Барнум не упустил возможности заработать и на этом.

Он организовал зрелище при вскрытии женщины, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы опровергнуть слухи. При вскрытии выяснилось, что женщине было не более восьмидесяти лет, но публика не успокоилась, и тут же появились другие домыслы, якобы Барнум подменил работа на тело этой женщины, чтобы не разоблачать изобретателя куклы. Впоследствии в Барнума появилась новая предпринимательская идея. В 1841 году он покупает "Американский музей Скуддера", значительно расширяет его экспозицию и переименовывает на "Американский музей Барнума". После этой трансформации это место стало одним из самых популярных выставочных комплексов США.

Художественное изображение музея

Особый успех Барнуму приносят в 1842 году лилипут Чарльз Страттон, который выступал под сценическим псевдонимом Генерал Том-Там, а также "Русалка с островов Фиджи" – мумифицированное тело так называемой русалки представляло собой голову небольшой обезьяны, пришитой к задней части крупной рыбы и покрытое папье-маше, что придавало телу соответствующей формы. В его так называемую коллекцию экспонатов также входили сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры и танцовщица Ду-Хам-Ми, дочь вождя индейского племени сауков. В течение 1844 - 1845 годов Барнум гастролировал со звездой своей экспозиции Чарльзом Страттоном, который пользовался бешеным успехом у зрителей. Во время посещения Англии их даже пригласила на прием королева Виктория. В 1862 году к выставке Барнума присоединилась девушка гигантского роста Анна Свен, ее рост в то время был 242 сантиметра.


Финеас Тейлор Барнум с женой

13 июля 1865 года "Американский музей Барнума" сгорел дотла, после этого Барнум восстановил музей в другом месте в Нью-Йорке, но его через три года постигла та же участь. Тогда в 1872 году Финеас Барнум открывает в Бруклине объединенное шоу цирка, зверинца и так называемого человеческого зоопарка, и дает ему название "Величайшее шоу на Земле". Названия этого шоу несколько раз менялись, одно из самых известных – "Цирк Барнума и Лондона". Среди диковинок, которые выступали в цирке, был россиянин Федор Евтищев, известный как мальчик из собачьей мордой, поскольку его лицо было от рождения покрыто густыми волосами. Барнум принял парня на работу, когда ему было 16 лет, и придумал для него легенду, согласно которой юноша не разговаривал, а только рычал и лаял со сцены. В 1885 году Барнум объединился с предпринимателем Джеймсом Бейли, после чего в шоу появилось снова новое название "Цирка Барнума и Бейли", а изюминкой зрелища стал шеститонный африканский слон Джамбо, купленный у лондонского зоопарка.

Кадр из фильма "Величайший шоумен"

После смерти Барнума цирк был продан братьям Ринглинг, он просуществовал под названием "Цирк Барнума и братьев Ринглинг" аж до 2017 года, закрыть цирк пришлось из-за требований многочисленных организаций по защите прав животных прекратить выступления с участием дрессированных зверей. Кроме блестящей карьеры шоумена, Барнум стал автором нескольких книг, публиковал много редакций автобиографии, принимал активное участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США, поступил в республиканскую партию и в 1867 году даже баллотировался в Конгресс США, однако безуспешно.

Своего имени.

Шоумен

Финеас родился в городе Бе́тел (Bethel , штат Коннектикут , США), где его отец содержал гостиницу и магазин. Первым делом Барнума стало содержание небольшой лавки, затем он занимался лотереей , широко распространённой в то время в Соединённых Штатах. После неудачи в этом занятии, он организовал в 1829 году еженедельную газету «The Herald of Freedom» (с англ.  - «Глашатай свободы») в городе Данбери , штат Коннектикут . После нескольких исков о клевете, поданных на газету, и судебного разбирательства, которое закончилось для Барнума тюремным заключением, он переехал в Нью-Йорк ().

Нянечка Вашингтона

Барнум умело манипулировал вниманием публики. После того, как народ засомневался в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на представления Барнума. Когда женщина умерла, Барнум устроил из вскрытия зрелище, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом. В процессе вскрытия выяснилось, что ей было не более 80 лет, но тогда же поползли слухи о том, что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего анонимности изобретателя куклы.

Американский музей

После периода неудач в он приобретает Американский музей Скуддера, расположенный в Нью-Йорке на пересечении Бродвея и Энн-стрит . После значительного расширения экспозиций, переименованное в Американский музей Барнума , это место становится одним из наиболее популярных выставочных комплексов в Соединённых Штатах. Особого успеха Барнум добивается в 1842 году с показом знаменитого лилипута Чарльза Страттона (Charles Stratton ), выступавшем под сценическим псевдонимом Генерал Том-Там (General Tom Thumb ), а также «русалки с островов Фиджи » (Fiji mermaid ), которую он демонстрировал в сотрудничестве со своим бостонским коллегой Мозесом Кимболлем (Moses Kimball ). В коллекцию также входили уникальные сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры. В 1843 году Барнум нанял танцовщицу Ду-Хам-Ми (англ. Do-Hum-Me ), индейскую девушку, дочь вождя племени саков.

На протяжении 1844-1845 Барнум гастролировал с выступлениями Страттона по Европе. При посещении Англии он удостоился приглашения к королеве Виктории .

Британская публика пришла в большое возбуждение. Не увидеть Генерала Тома Тама означало безнадежно отстать от моды, и с 20 марта по 20 июля «апартаменты» маленького Генерала в Египетском зале постоянно были переполнены, и сборы в этот период составляли около пяти сотен долларов в день, а порой значительно превосходили эту сумму. Однажды перед окнами выставки на Пиккадилли насчитали аж шестьдесят экипажей самых знатных горожан. Во всех иллюстрированных журналах красовались портреты маленького Генерала, в его честь называли польки и кадрили, о нем распевали песни.

Выдающимся примером его предприимчивости стало приглашение шведской певицы Дженни Линд (Jenny Lind ) в Америку со 150-ю концертами по 1000 долларов за каждый, с оплатой всех расходов антрепренёром. Турне началось в 1850 году и имело великолепный успех как для Линд, так и для Барнума.

Цирк Барнума и Бейли

Барнум вышел из эстрадного бизнеса в 1855 году , но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами в 1857, вернулся к своему прежнему занятию. В он начал показывать великаншу Анну Свен . 13 июля 1865 года случился пожар , спаливший Американский музей Барнума дотла. Барнум быстро восстановил музей в другом месте Нью-Йорка, но и тот сгорел в марте 1868 года . Наконец в в Бруклине (современный район в Нью-Йорке) вместе с У. К. Коупом (William Cameron Coup ) он основал «P. T. Barnum’s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan & Hippodrome» - объединение цирка, зверинца и шоу уродцев , в 1872 году провозгласившее себя «Величайшим шоу на Земле» (англ. «The Greatest Show on Earth» ). Шоу имело несколько вариаций названия: «Передвижная всемирная ярмарка Ф. Т. Барнума, великий римский ипподром и величайшее шоу на Земле», а после объединения в 1881 году с Джеймсом Бейли (англ. James Anthony Bailey ) и Джеймсом Л. Хатчинсоном (англ. James L. Hutchinson ) - «P.T. Barnum’s Greatest Show On Earth, And The Great London Circus, Sanger’s Royal British Menagerie and The Grand International Allied Shows United», вскоре сократившееся до «Barnum & London Circus» (Цирк Барнума и Лондона).

Среди выступавших в цирке диковин был русский Фёдор Евтищев родом из Санкт-Петербурга , мальчик с песьей мордой, принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет. Барнум сочинил для него историю, согласно которой мальчик не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене.

После смерти Барнума, в конце концов цирк был продан братьям Ринглинг 8 июля 1907 года за 400000 долларов.

Автор и разоблачитель

Барнум написал несколько книг, в том числе «The Humbugs of the World» (1865), «Struggles and Triumphs» (1869) и «The Art of Money-Getting» (1880).

Барнум опубликовал много редакций автобиографии (первая в 1854, последняя - в 1869). Кроме попыток продать их с целью получения прибыли, некоторые он просто раздавал друзьям и официальным лицам вместе со своими автографами. Такие экземпляры теперь представляют определенную ценность для коллекционеров. Другие издания расходились широким тиражом и играли рекламную роль для потенциальных посетителей цирковых представлений. В каждом следующем издании Барнум добавлял новые главы, покрывающие время с предыдущего издания. Иногда он мог подредактировать уже существующие главы. Его автобиография была исключительно откровенной для того времени и некоторыми признавалась скандальной. Историографы обнаружили в автобиографиях Барнума совсем немного фактических ошибок, хотя они критикуют намеренное опускание Барнумом некоторых событий, недостаточное освещение некоторых подробностей, тенденциозность изложения и трактовки в свою пользу.

Широкое распространение автобиографии было одним из наиболее успешных методов Барнума для саморекламы. Автобиография была столь популярной, что некоторые люди считали нужным приобретать и читать каждую новую её редакцию. Некоторые коллекционеры были известны хвастовством, что в их библиотеке есть копии каждой из редакций. В конце концов Барнум отказался от требований на соблюдение его авторских прав, позволив другим издательствам печатать и продавать недорогие редакции. В конце XIX века число напечатанных в Северной Америке копий его автобиографии было на втором месте, следуя за Новым Заветом.

Часто называемый Королём Весёлого Надувательства («Prince of Humbugs»), Барнум не видел ничего неправильного в эстрадных артистах или торговцах, использующих уловки (humbugs - весёлое надувательство, как он это называл) в своей работе. Однако он презрительно относился к добыванию денег при помощи обычного мошенничества , особенно спиритизма и медиумов , широко распространённых в те дни. Являясь прообразом для фокусников Гарри Гудини и Джеймса Рэнди , Барнум открыто демонстрировал «уловки торговца», использующиеся медиумами для обмана и надувательства родственников усопших. В своей книге «The Humbugs of the World» он предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мёртвыми без всякого обмана.

Политик и реформатор

Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США . Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импресарио была его рабыня - Джойс Хет, а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было превратить чернокожих в белых.

К этому периоду относится организация Барнумом менестрель-шоу - выступлений белых актёров, загримированных под чернокожих. Он не только организовывал такие представления, но и оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома » (). В отличие от романа, спектакль (поставленный в здании Американского музея) заканчивался хэппи-эндом в виде освобождения от рабства Тома и его товарищей. Вдохновлённый успехом этого представления, Барнум поставил ещё один спектакль по Бичер-Стоу.

Семья

Барнум был дважды женат, имел четырёх детей.

На протяжении своей жизни Барнум выстроил 4 дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina. Иранистан был наиболее выдающимся: причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский павильон в Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848, но сгорел в 1857 году.

Барнум умер 7 апреля 1891 года и был погребён на кладбище Маунтен-Гроув (англ. Mountain Grove Cemetery ) в Бриджпорте. У воды в Сисайд Парке в 1893 была установлена статуя в его честь, эту землю Барнум подарил парку в 1865 году.

См. также

Образ Финеаса Барнума в кино

  • «Банды Нью-Йорка » / «Gangs of New York» (США , Германия , Великобритания , Нидерланды , Италия ; ) режиссёр Мартин Скорсезе , в роли Финеаса Барнума - Роджер Эштон-Гриффитс .

Напишите отзыв о статье "Барнум, Финеас Тейлор"

Примечания

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]
Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь.
Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее.
Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу.
Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала.
– Soyez homme, mon ami, c"est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору.
Пьер не понимал, в чем дело, и еще меньше, что значило veiller a vos interets, [блюсти ваши интересы,] но он понимал, что всё это так должно быть. Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца. Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванна и была пролита вода по ковру. Навстречу им вышли на цыпочках, не обращая на них внимания, слуга и причетник с кадилом. Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины. Все те же люди, почти в тех же положениях, сидели, перешептываясь, в приемной. Все, смолкнув, оглянулись на вошедшую Анну Михайловну, с ее исплаканным, бледным лицом, и на толстого, большого Пьера, который, опустив голову, покорно следовал за нею.
На лице Анны Михайловны выразилось сознание того, что решительная минута наступила; она, с приемами деловой петербургской дамы, вошла в комнату, не отпуская от себя Пьера, еще смелее, чем утром. Она чувствовала, что так как она ведет за собою того, кого желал видеть умирающий, то прием ее был обеспечен. Быстрым взглядом оглядев всех, бывших в комнате, и заметив графова духовника, она, не то что согнувшись, но сделавшись вдруг меньше ростом, мелкою иноходью подплыла к духовнику и почтительно приняла благословение одного, потом другого духовного лица.
– Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!
Проговорив эти слова, она подошла к доктору.
– Cher docteur, – сказала она ему, – ce jeune homme est le fils du comte… y a t il de l"espoir? [этот молодой человек – сын графа… Есть ли надежда?]
Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.
Не прошло и двух минут, как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову, вошел в комнату. Он казался похудевшим с утра; глаза его были больше обыкновенного, когда он оглянул комнату и увидал Пьера. Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится.
– Courage, courage, mon ami. Il a demande a vous voir. C"est bien… [Не унывать, не унывать, мой друг. Он пожелал вас видеть. Это хорошо…] – и он хотел итти.
Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.

Финеас Тейлор (П.Т.) Барнум (Phineas Taylor (P.T.) Barnum ) родился 5 июля 1810 года. Большинство людей слыхали про него из-за цирка его имени, но на самом деле, он был очень важной исторической фигурой. Барнум входит в список 100 самых влиятельных личностей в американской истории. Список включает Джорджа Вашингтона (#2), Бенджамина Франклина (#23) и Сэма Уолтона (#72, создатель сети Уол-Март). Барнуму достался #67. Очевидно, у него было больше заслуг, чем просто создание бродячего цирка.

Итак, что же сделал П. T. Барнум? Во-первых, он обладал невероятной проницательностью. У него также было острое понимание того, что могло бы возбудить интерес людей. Но его главным талантом, пожалуй, была способность создания и продвижения развлечений.

Первый бизнес Барнума был открыт в мае 1828 года. Он открыл небольшой магазин, в котором первоначально продавались торты, печенье, изюм и эль. Это была версия сегодняшнего магазина. Позже, он добавил товар, который приобрел в Нью-Йорке: карманные ножи, гребенки, и тому подобное, а также тушеные устрицы и лотерейные билеты. Вскоре Барнум встретил человека по имени Хак Бейли, который начал заходить в магазин. Барнум описывает его как «…шоумен. Он импортировал первого слона, который был когда-нибудь завезен в США и нажил состояние, показывая его. Он принимал впоследствии активное участие в передвижных зверинцах, а затем очень успешно управлял движением пароходов по северным рекам». Иными словами, в возрасте 18 лет, Барнуму попался человек, который сделал очень много денег, занимаясь тем, что для Барнума, со временем, превратилось в искусство.

На этот момент у Барнума было несколько неудачных бизнес-предприятий. Он открыл сельский магазин, но затея не удалась. Он пытался продавать книги, но большая часть его акций была украдена. Он купил и начал выпускать еженедельную газету, но ему был предъявлен иск за клевету и он провел некоторое время в тюрьме. Он продавал лотерейные билеты в кредит и не смог этот кредит выплатить.

В 1835 году, Барнум переехал с семьей в Нью-Йорк, чтобы начать все сначала. Он пишет в своей автобиографии «я узнал, что я мог бы делать деньги быстро и в больших суммах, всякий раз, когда я желал». Но он приехал в Нью-Йорк, по сути, без гроша в кармане. Именно с этой позиции П.Т. Барнум взял старт своей карьеры в качестве шоумена. Нравы середины XIX века уже сильно отличались от свирепости мрачного Средневековья , но недостаточно образованные и культурные люди того времени по прежнему желали «хлеба и зрелищ».

Он начал свой шоу бизнес с Джойс Хета, очень старой чернокожей женщиной, утверждавшей, что она 161-летняя бывшая рабыня отца Джорджа Вашингтона. Реклама гласила: Все, кто видел эту необыкновенную женщину, удовлетворены правдивостью подсчета ее возраста. Доказательства семьи Боулинг, которая вполне почтенна, сильны, но оригинал купчей Августина Вашингтона, с его собственным почерком, и другими доказательствами, которые собственник имеет в своем распоряжении, удовлетворят даже самых недоверчивых.

Конечно, Джойс Хета не было на самом деле 161 лет, но она на них выглядела. Она была почти парализована (имея только одну руку), полностью слепа и беззуба. Однако она могла говорить, петь и вести беседы с людьми, и она знала очень многое о Вашингтоне и его семье. «Рабыню отца Вашингтона» Барнум приобрел в долг за $1000. Он демонстрировал ее в Нью-Йорке. С этого времени доход Барнума составил около $1500 в неделю. Он добился этого, создав огромное количество рекламы: брошюр, плакатов, буклетов, газетных объявлений, гласивших, что она — «сестра Джорджа Вашингтона». А когда интерес к ней пропал в Нью-Йорке, Барнум взял ее в путешествие по таким городам, как Провиденс и Бостон. После того, как она умерла в феврале 1836 года, Барнум продолжал наживаться на обмане. Он взимал по 50 центов за вход на вскрытие ее трупа и врачи сообщили собравшимся 1500 зевакам, что, действительно, Хета была гораздо моложе 161 года, она, скорее всего, умерла в возрасте семидесяти с лишним лет..

Показывая Джойс Хета в Олбани, Барнум встретился с жонглером по имени синьор Антонио, и предложил заплатить ему $20 в неделю за создание шоу. Барнум сменил свое имя на более экзотически звучащее — «синьор Вивалла», активно содействовал ему, и вскоре зарабатывал более $50 за ночь на его спектаклях в театрах.

Следующим предприятием Барнума был музей в Нью-Йорке. В 1841 году, Барнум приобрел Американский музей Скаддера на Бродвее в Нью-Йорке. Он выставил «500,000 естественных и искусственных раритетов из любого уголка земного шара», и ходил по музею с табличкой, на которой было написано «Этот путь для выхода». Настоящий выход находился в другом месте, и посетителям музея Барнума приходилось заплатить еще 25 центов, чтобы повторно войти в музей и досмотреть экспозицию до конца!

Этот музей, переименованный в Американский музей Барнума, был успешным на протяжении многих лет. Барнум добавил несколько ныне легендарных достопримечательностей в течение ближайших нескольких лет, в том числе Мальчик-с-Пальчик (крошечный человек, чье настоящее имя было Шарль Страттон) и «Русалка с Фиджи» (которая на самом деле являлась мумифицированной верхней половиной тела обезьяны, с рыбьим хвостом из папье-маше).

У Барнума работало множество людей, являвшимися живыми достопримечательностями в то время:

1. Семь Сестер Сазерленд .

Сестры смогли заработать больше денег в качестве предпринимателей, чем цирковые достопримечательности, но первоначальную известность они приобрели на цирковых гастролях, а затем проложили свой путь к богатству. Цирк Барнума и Бейли приняли дочерей Флетчера Сазерленда — Сару, Викторию, Изабеллу, Грэйс, Наоми, Мэри и Дору Сазерленд в музыкальное действо, завершающее шоу. После очарования зрителей своими голосовыми связками, сестры должны были распускать свои прически к концу их выступления и вьющиеся локоны брюнеток падали на пол. Суммарно у сестер Сазерленд было свыше 12 метров волос. Их отец понял, что на песнях слишком много сестры не заработают, и он воспользовался их длинными прядями, чтобы разработать и продавать тоник для волос. Тоники для волос были хорошим бизнесом в 19-ом веке, кода в моде были длинные прически. В тонике Сазерленда, например, содержались следующие ингредиенты: бура, соль, хинин, лавровый ром, глицерин, розовая вода, спирт и мыло. С бесплатной рекламой в виде циркового предоставления, тоник продавался быстро, принеся $90000 в первый же год на рынке. Продажа тоника позволила сестрам Сазерленд уйти из цирка вместе с их легендарными гривами. Они растратили свое состояние и потеряли свою империю тоника, в конце концов, рухнувшую на рубеже веков, когда короткие прически вошли в моду

Миртл Корбин родилась в штате Теннесси в 1868 году на четырех ножках. Технически, лишняя пара ног, принадлежала сестре-близнецу Корбин, которой не удалось полноценно развиваться. Между собственными ногами Корбин болтались две небольших, прикрепленных к ее тазу. Семья девочки быстро поняла финансовый потенциал Миртл и бросила ее в цепи интермедии в возрасте 13 лет. Корбин и ее дополнительные конечности поразили зрителей. В противовес «чудовищной» форме, Миртл представляли как высококультурную и образованную личность, описывая: «мягкого нрава, как летнее солнце и радостная, как день длинный». Маркетинг работал и Корбин зарабатывала около $450 в неделю на пике популярности. Ее популярность совпала с появлением тератологии, или исследовании физических аномалий. что сделало ее известной в медицинском мире. Статьи, детализирующие физическое состояние Корбин и ее первый опыт родов в 1889 году, были опубликованы в медицинских журналах, в том числе в Журнале американской Медицинской ассоциации, Британском Медицинском Журнале и в американском Журнале Акушерства, который описывал ее, как принадлежащую к «классу смешанных монстров».

Соединенные в нижней части позвоночника, они родились в рабстве в 1852 году. Дети-инвалиды в рабских условиях считались бесполезной ношей, поскольку владельцы плантаций не собирались кормить лишний рот, который не мог трудиться в полях. Но редкий случай срастания Милли и Кристины сделал их более ценными в качестве потенциального объекта для интермедии, и, как следствие, близнецы покупаются и продаются несколько раз, прежде чем им не исполнилось по 6 лет. В конце концов, торговец Иосиф Пирсон Смит купил Милли-Кристин и ее семью, и его жена преподавала близнецам чтение, письмо, пение и танцы. Гастролируя в течение почти 30 лет, Милли-Кристин проявляла свой талант пения. Под именем «двуглавый Соловей», близнецы пели в Соединенных Штатах и в Европе, выступали в П.Т. Барнума Американском Музее в Нью-Йорке и даже для королевы Виктории. Только в одном 1882 году, Милли-Кристин заработала совместный доход $25000 во время гастролей. Это было удивительно для чернокожей женщины, да и любой женщины в Америке тех лет, и является одной из причин считаться одним из величайших успехов в истории интермедии. Милли-Кристин умерла в 1912 году, после того, как Милли заболела туберкулезом.

4. Лавиния Уоррен, мисс Мальчик с Пальчик .

Когда Лавиния Уоррен связали себя узами брака с мега-популярным Мальчик с Пальчик в 1863 году, президент Авраам Линкольн устроил для крошечных молодоженов свадебный прием в Белом Доме. Газета Нью Йорк Таймс назвала 80 сантиметровую невесту «Королевой Красоты». Радостное и сильно разрекламированное событие стало кульминацией интермедии и обычного американца привело к принятию, так называемого «урода», как одного из своих. Пара убежала из цирка-шапито и стала подлинной знаменитостью. П.Т. Барнум начал выставлять Шарля Страттона, известного, как Мальчик с Пальчик, в Англии, в 1843 году, когда маленькому человеку было всего 11 лет. Двадцать лет спустя, Страттон был одним из самых известных «уродов» в мире, и его свадьба с Лавинией Уоррен была в значительной степени пиар-ходом, организуемым Барнумом. Сама Лавиния Уоррен начала путешествовать в 1858 году с шоу, принадлежащему ее дяде, и в 1862 году она присоединилась к Барнуму в Американском музее в Нью-Йорке. Вскоре после этого, Страттон заметил Уоррен и стал пытаться завязать с ней романтические отношения, что привело Барнума в восторг. После того, как пара объявила о своей помолвке, Американский музей Барнума осадили толпы желающих хотя бы мельком увидеть миниатюрную невесту. После смерти Страттона в 1883 г., Уоррен вышла замуж за другого маленького человека — актера Граф Примо Магри, но время для подобных шоу и их звезд уже истекло.

В 1850 году Барнум представил в США прославленную оперную певицу Дженни Линд, известную как «Шведский Соловей». Невзирая на свою популярность в Европе, Линд был практически неизвестна в США и Барнум никогда не слышал ее пение. Но он не сомневался, что она будет иметь успех, и он оказался прав — Линд была хорошо принята американцами и провела 95 концертов с Барнумом в роли менеджера.

Только в 1871 году, Барнум основал свой цирк, называя его «П.Т. Барнума Великим Музеем Путешествий, Зверинцем, Караваном и Цирком». В 1872 он дал ему имя «Величайшее шоу на Земле». В 1881 Барнум объединился с Джеймсом Бэйли, создавая то, что в конечном счете стало «Барнума и Бейли Величайшее шоу на Земле». П.Т. Барнум умер в 1891 году, прочитав перед смертью свой собственный некролог.

Вот как об этом рассказывают: За несколько недель до того, как он умер во сне, 7 апреля 1891, Барнум прочитал свой собственный некролог: Газета New York Sun, отвечая на комментарий Барнума, что пресса говорит хорошие вещи о людях после того, как они умирают, напечатала его прижизненный некролог на первой полосе с заголовком, «Великий И Только Барнум — Он Требует Прочитать Свой Некролог – Он Здесь».

Финеас Тейлор Барнум – легендарный персонаж в Штатах. Кстати, именно этого «величайшего шоумена» 19 века играет Хью Джекмен в одноименном голливудском фильме. Барнум фактически стал родоначальникам шоу-бизнеса и индустрии развлечений, создав передвижной цирк с весьма необычными артистами. Это были те люди, которых в реальной жизни мы называем «уродами», но Барнум сделал их знаменитыми и успешными. Разумеется, и по сей день находятся критики, говорящие об эксплуатации Барнумом несчастных артистов, однако он навсегда остался «величайшим шоуменом» в истории . А это вполне реальные люди, выступавшие в его цирке.

1. Миртл Корбин

Миртл Корбин родилась в 1868 году в Теннесси, и у неё был удвоенный таз и четыре ноги. Сначала её демонстрировал по всей стране отец, а потом, когда девочке исполнилось 14 лет, отец отдал её в цирк Барнума. Миртл получала около 250 долларов в неделю и была очень популярна. Из цирка она ушла в 1886 году, вышла замуж и, как ни странно, родила детей, но после 13-летнего перерыва Миртл снова вернулась к Барнуму.

2. Генерал Мальчик-с-Пальчик

Чарльз Шервуд Стреттон родился в Коннектикуте. Барнум обнаружил его в 5-летнем возрасте, когда мальчик был ростом около 60 см. Стреттон тоже был очень популярен среди зрителей, став самой настоящей звездой цирка. В 1863 Мальчик-с-Пальчик женился на такой же крошке Лавинии Уоррен, также работавшей у Барнума. Свадьба этой необычной пары стала огромным событием, и говорят, что гости даже платили Барнуму за право присутствовать на этом мероприятии.

3. Мадам Клофулья

Ее настоящее имя – Жозефина Буадешен, и родом она из Швейцарии. С самого раннего возраста девочка боролась с избыточным ростом волос, так как к 2 годам у неё уже начала появляться борода. В 20 лет Жозефина вышла замуж за художника Фортуну Клофулья и родила двоих детей. Вскоре после замужества она начала работать у Барнума под именем мадам Клофулья «Бородатая леди». Люди были уверены, что она на самом деле переодетый мужчина.

4. Капитан Костентенус

Георг Костентенус стал самым известным татуированным человеком того времени. Он был греко-албанцем, и на его теле насчитывалось 388 бирманских татуировок. Единственными «чистыми» частями тела были нос, уши и ступни. В цирке Барнума он выступал как капитан Костентенус, татуированный греческий принц. Он утверждал, что его татуировки – это наказание «за восстание против китайского правителя». По другой легенде, они были нанесены против его воли женщинами из дикого племени. Что ж, правду мы уже никогда не узнаем…

5. Федор Евтищев

Федор Евтищев родился в России в 1868 году. Он страдал гипертрихозом, отчего его прозвали «человеком-собакой». Федор гастролировал со своим отцом, который тоже был чрезмерно волосат, а в 1884 году они присоединились к шоу Барнума. Федор играл роль дикаря, который нападает на своего отца и при этом лает и рычит как злой пёс.

6. Чан Ю Синг

Он родился в Китае в 1845 году и переехал в Англию в 1864 году, где два года гастролировал с карликом Чунгом Моу. Затем в 1881 Барнум перевёз обоих в США. Рост Чана был около 2.40 м, и его прозвали «Китайский гигант и самый высокий человек на Земле». Чану платили 600 долларов в неделю, а это было достаточно солидное жалованье на то время. В конце концов, он вернулся в Англию, женился и обзавелся детьми.

7. Мадам Сандвина

Кейт «Сандвина» Бамбах родилась в 1884 году в Вене. Она присоединилась к цирку Барнума в 1911 году, где у Кейт был свой номер, в котором она поднимала своего мужа одной рукой, а другой рукой одновременно поднимала прочие тяжести. Её прозвали «Самой сильной женщиной на Земле» или «Леди Геркулес».

8. Милли и Кристин Маккой

Милли и Кристина Маккой родились в Северной Каролине в 1851 году. Люди воспринимали их как одного человека, хотя девочки были соединены только задней частью таза и фактически являлись двумя совершенно разными личностями. Их показывали публике около десятилетия, девочек даже дважды похищали, затем возвращали, и они снова гастролировали по США и миру, в основном с командой Барнума. Сиамские близнецы так сильно впечатлили королеву Викторию, что она даже подарила им бриллиантовые шпильки для волос.

Тяга к необычным вещам и явлениям у людей в крови. Если разобраться, то существование человека представляет собой знакомство с подобными вещами и явлениями, а также их последующее укрощение-приручение. Неудивительно, что со временем нашлись дельцы, решившие использовать эту тягу в корыстных целях. К их числу относится и Финеас Тейлор Барнум.

Детство и юность

Родился прославленный шоумен Америки в городе Бетеле штата Коннектикут. Произошло это 5 июля 1810 года. Отец мальчика, Фило Барнум, держал в Бетеле маленькую сеть магазинов и гостиницу. О матери Финеаса, Айрин Тейлор Барнум, информации мало – предположительно, была потомком выходцев из Российской империи.

Еще в ранние годы Финеас стал подрабатывать в магазинчике отца, а к 13 годам уже сам являлся его хозяином. Тогда же будущий коммерческий деятель в сфере развлечений начал продавать в своем магазине лотерейные билеты. Парень быстро просек, что азарт и любовь к развлечениям заставляют людей тратить даже последние деньги, и это послужило началом размышлений Финеаса о том, как на этом заработать.

Подобные мысли отвлекли Барнума-младшего от работы, что привело к закрытию магазина. На жизнь нужны были деньги, а просить их у отца Финеас не хотел. Поэтому запустил свой новый проект – начал издавать газету «Глашатай свободы».


У Тейлора Барнума не было денег, чтобы держать штат авторов новостей, поэтому информация, печатавшаяся в «Глашатае», во многом была спорной, ненадежной, а подчас и вообще выдумкой. Нашлись те, кто разглядел в статьях клевету на себя. В результате Финеаса вызвали в суд, а после – посадили в тюрьму города Данбери на 2 года. «Глашатай свободы» прекратил свое существование.

На праздновании своего двадцать пятого дня рождения, во время беседы со старым другом Коли Бартрамом, Финеас узнал о мистере Р. В. Линдсее, который зарабатывает тем, что показывает публике рабыню-негритянку по имени Джойс Хет, утверждая, что ей более полутора сотни лет, и что она – нянечка , отца-основателя Соединенных Штатов Америки.


Тейлора Барнума эта идея воодушевляет. На подаренные деньги, а также на часть собственных сбережений он выкупает старушку Хет у мистера Линдсея. Сумма за «нянечку Вашингтона» была уплачена солидная – тысяча долларов (за здоровых рабов и то меньше платили). Вместе с Джойс Хет Финеас отправляется в тур по Америке. Рабыня-негритянка действительно имела успех у публики, но Барнум подогревал этот интерес различными подробностями из жизни «нянечки».


Джойс скончалась в феврале 1836 года. Барнум успел поднять свое состояние, но такой вариант развития событий его не устроил. И он нашел выход: Финеас пригласил ученых и студентов на вскрытие мертвой старушки, устроив из этого платное кровавое шоу. Решение было рискованным, но дело выгорело. Не омрачило этот сеанс мракобесия даже то, что, согласно результатам вскрытия, старушка Хет была как минимум вдвое моложе заявленного возраста. После кончины рабыни-негритянки дела Тейлора Барнума опять пошли на спад.

Цирк Барнума

В 1841 году Финеасу по смешной цене удается выкупить Американский музей Скуддера вместе со всеми его экспонатами. Проведя небольшой косметический ремонт, а также реструктуризацию и частичное обновление коллекции экспонатов, Финеас открыл Американский музей Барнума. Заведение располагалось в оживленном месте – на перекрестке Энн-стрит и Бродвея.


После первых посещений интерес к музею у горожан начал пропадать. Требовалось очередное нетривиальное решение, способное изменить положение дел. Финеас нашел лилипута Чарльза Страттона и предложил ему работать в музее, развлекая посетителей. Лилипут согласился. Вместе они придумали образ генерала Том-Тама, который и прославил Страттона на всю Америку и за ее пределами. А Тейлора Барнума это заставило пересмотреть концепцию своего заведения.


Заручившись помощью бостонского товарища Мозеса Кимбалла, а также финансовой поддержкой Джеймса Бейли и Джеймса Хатчинсона, Финеас пополнил свою коллекцию живых экспонатов сиамскими близнецами Чангом и Энгом Баннерами, индейской танцовщицей Ду-Хам-Ми из племени саков, так называемыми русалками из Фиджи, слоном Джамбо, канадской великаншей Анной Свен и мальчиком-волком из России по имени Федор Евтищев (ребенок был болен гипертрихозом, из-за чего все его тело было покрыто обильным волосяным покровом).


Музей Барнума был переименован в Передвижной цирк Барнума. Вместе со своей специфической труппой Финеас объездил с гастролями Америку и Европу. В Англии задержался с 20 марта по 20 июля 1845 года, по личной просьбе королевы Виктории. В 1855 году Тейлор Барнум хотел отойти от дел, но финансовые проблемы заставили его вернуться на прежнее поприще.

Однако не цирком единым прославился Барнум. Также он написал и издал три книги (не считая автобиографии) – «Обманчивые миры» в 1865 году, «Сражения и победы» в 1869 году и «Искусство делать деньги» в 1880 году. В 1850 году сумел устроить масштабный гастрольный тур по США шведской оперной певицы Йоханны Марии Линд. Всего состоялось 150 выступлений.


Слон Джамбо из цирка Финеаса Тейлора Барнума

Начал политическую деятельность еще в пятидесятых годах, но прервал ее ради участия в Гражданской войне в США, проходившей с 1861 по 1865 годы. После войны, уже будучи членом республиканской партии, становится депутатом города Фэрфилда. На этом месте Финеас отслужил 2 срока. В 1867 году баллотировался в Конгресс – высший законодательный орган Америки.

В 1875 становится мэром портового города Бриджпорта. При нем решается вопрос улучшения подачи воды, а также производится полный переход на газовое освещение. Также регулируются вопрос оборота спиртных напитков и вопрос проституции. Выступал за равноправие людей с черным и белым цветом кожи. Адаптировал для сцены роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», выпущенный в 1853 году.


Финеас успел крепко сдружиться с президентом и писателем (о чем последний упоминал в своих дневниках). Тейлор Барнум оставил после себя серьезное наследие – его уловками (как называл их сам Финеас) по сей день пользуются маркетологи и рекламщики ведущих компаний. Даже психологический эффект субъективного подтверждения, которым пользуются составители гороскопов, хироманты и медиумы всех мастей, получил его имя – эффект Барнума.

Личная жизнь

Барнум дважды был женат. Первую жену звали Черити Хеллет, с ней он прожил в браке до 1873 года. Второй женой стала Нэнси Фиш, на которой он женился через год после развода с Черити и прожил до самой смерти.


Всего у Финеаса было 4 детей, один из которых умер еще в младенчестве. Оставшиеся трое – дочери Хелен Мария Херд, Д. В. Томпсон и У. Г. Баштель.

Смерть

Умер антрепренер 7 апреля 1891 года. Произошло это в том самом портовом городе Бриджпорте. Финеаса похоронили на кладбище Маунтен-Гроу. Два года спустя, в Сисайд Парке ему возвели памятник – в знак благодарности за заслуги перед городом и страной.


В 2002 году на экраны вышел фильм «Банды Нью-Йорка», в котором фигурировал персонаж Финеас Тейлор Барнум. Его роль исполнил актер Роджер Эштон-Гриффитс. Спустя 15 лет вышла еще одна лента с участием героя Тейлора Барнума, ею стала картина Майкла Грейси «Величайший шоумен», главную роль в которой исполнил .