Доронина актриса личная жизнь. Влюбчивая и до боли одинокая: горькая правда о жизни прославленной советской актрисы Татьяны Дорониной

Татьяна Васильевна Доронина – народная артистка СССР, любимица советских зрителей, дата рождения которой 12 сентября в 1933 г. (информация из Википедии).

Благодаря своему таланту, творчеству, интереснейшей биографии актриса сумела завоевать огромную любовь и уважение своих поклонников. Биография Татьяны Дорониной действительно очень интересна и заслуживает особого внимания.

Детство

Татьяна Доронина выросла в обычной небогатой семье в Ленинграде. Семья жила в коммунальной квартире, но бытовые и финансовые проблемы не сумели помешать родителям Дорониной на долгие годы сохранить мир и взаимопонимание. Мать будущей артистки три раза дожидалась мужа с войны. После Второй мировой отец Дорониной вернулся с серьезными ранениями. Родители актрисы очень любили друг друга, и, глядя на них, девочка мечтала о таком же семейном счастье. Таня росла в любви и ласке.

Девочка очень хорошо училась в школе. Она была общительной, открытой, улыбчивой и отзывчивой. С детства Татьяна увлекалась театром, и родители отдали ее в кружок актерского мастерства. Театр настолько привлекал девочку, что она загорелась мечтой стать артисткой. Будучи еще школьницей, она поехала в столицу поступать в школу-студию МХАТ.

Члены комиссии были поражены талантом девушки. Но возникла проблема: у нее не было аттестата о среднем образовании. Только поэтому стать студенткой театрального вуза ей не удалось. Пришлось ехать обратно домой, чтобы окончить школу. После выпускного Татьяна подала документы сразу в несколько учебных заведений, однако поступить она мечтала именно в школу-студию МХАТ.

Будущая актриса Татьяна Доронина усердно трудилась для осуществления своей заветной мечты стать великой артисткой. Ей ничто не могло помешать: ни проблемы в личной жизни, ни какие-либо другие затруднения. Она целенаправленно и уверенно шла к своей цели. В годы учебы Татьяна повстречалась со своим будущим супругом, которого полюбила без памяти.

Театр

Сразу после окончания школы-студии Доронина начала работать в театре. Татьяна Доронина в молодости была невероятно активной, целеустремленной, полной жизненных сил и уверенности в себе. Спектакли с ее участием смотрелись на одном дыхании.

Уже в 1959 году ей предложили роль Нади в спектакле «Варвары» по пьесе Горького. В этом ей помог Георгий Товстоногов. Каждая роль, которую получала Татьяна, была сыграна великолепно. Творчество было естественной стихией для артистки. Она отдавала всю себя театру, исполняя роли со всей душой и с большой любовью.

Яркими ролями Дорониной в театре являются:

  • Софья в «Горе от ума».
  • Лушка в «Поднятой целине».
  • Надежда Резаева в «Моей старшей сестре» и многие другие.

Результатом активного и плодотворного многолетнего участия в театральной жизни столицы стало то, что в 1987 году артистка была назначена руководителем МХАТ. Ей пришлось пройти нелегкий путь для того, чтобы обеспечить театральную труппу всем необходимым для качественной и комфортной работы.

Кино

Звезда создавала образы сильных женщин, с волевым характером. Каждую свою роль актриса глубоко переживала и полностью вживалась в нее.

Картина «Старшая сестра» вышла на экраны в 1966-м, а затем актриса снялась в кинофильме «Три тополя на Плющихе». Доронина неоднократно была признана лучшей актрисой СССР. За свою творческую жизнь она подарила своим поклонникам не очень много фильмов, однако каждый фильм с ее участием становился всенародно любимым и входил в «золотой фонд» советского кино.

Фильмография Дорониной не столь велика. Самыми известными картинами с участием нашей героини являются:

  • «Три тополя на Плющихе».
  • «Двадцать лет спустя».
  • «Еще раз про любовь».
  • «Мачеха».

В 1985 году зрители увидели картину «Валентин и Валентина». Здесь Татьяна исполнила не главную, но очень заметную роль – маму, постоянно контролирующую дочку-подростка. Доронина мастерски сыграла эгоистичную и властную мать Валентины. Эта роль является настоящим шедевром.

Артистка также принимала участие и в съемках документальных фильмов. Она была «закадровым голосом» в биографических фильмах о Борисе Ливанове, Леониде Харитонове, Георгии Товстоногове. Доронина всегда обладала ярким талантом, восхитительным голосом и прекрасной внешностью. На нее всем было приятно смотреть, ею все восхищались, а многие даже завидовали.

Личная жизнь

Личная жизнь Татьяны Дорониной всегда была невероятно насыщенной и интересной. В ее памяти остались великолепные воспоминания. Первым супругом Татьяны Васильевны стал один из известнейших советских артистов – Олег Басилашвили. Они очень любили друг друга и встречались с момента поступления в институт.

В 1955 году влюбленные поженились. Свадьба у них была не совсем традиционной: у невесты не было ни подвенечного платья, ни колечка. После окончания учебы молодые супруги переехали в Волгоград, а через год – в Ленинград. Жили в маленькой комнатке в общежитии. В этот период Татьяна забеременела.

Но карьера оказалась для нее важнее, к тому же возникли некоторые проблемы в жизни. И ей пришлось совершить то, о чем она жалела потом всю свою жизнь: Доронина сделала аборт. Олег Басилашвили был потрясен случившимся, но супруги продолжали жить вместе еще целых восемь лет. В конце концов они все же развелись.

Вторым мужем Татьяны Дорониной через какое-то время становится Анатолий Юрит. Анатолий безумно любил Татьяну, боготворил ее, был готов ради нее на все, всемерно ее поддерживал и помогал ей. Но артистку покорил Эдвард Радзинский.

Доронина оставила Юрита и стала жить с Радзинским, за которого в 1966-м вышла замуж. Эдвард был хорошим мужем, всегда старался угодить любимой. Но их отношения просуществовали всего два года. Однако даже после развода они остались добрыми и верными друзьями, готовыми всегда прийти на помощь, поддержать друг друга и дать дружеский совет.

Четвертым мужем артистки становится Борис Химичев. Поначалу их отношения не ладились. Химичев считал, что, общаясь с ним, актриса делает ему одолжение. Он даже выразил нежелание сниматься с ней в одном фильме. Как ни странно, неприязнь вскоре переросла в пылкую страсть, и у них начался роман. Но и этот брак оказался не вечным. В 1973 году Доронина решает развестись с мужем и уходит от него.

Пятым мужем Татьяны стал Роберт Тохненок, который полюбил актрису без памяти и решил посвятить ей всю свою жизнь. С Робертом Татьяна прожила три года. Но на первое место Доронина привыкла ставить работу, а не отношения, и она в очередной раз выбрала карьеру, отчего супругам пришлось расстаться.

Мужья Дорониной многое сумели ей дать, многому научили. Но, к сожалению, ни с одним из них у артистки не сложилась жизнь. Детей у нее так и не появилось. На данный момент актриса не замужем. Она по-прежнему красива и очаровательна. Мало кто может точно сказать, сколько ей лет, ведь выглядит легенда российского театра и кино просто великолепно. Автор: Ирина Ангелова

12 сентября исполняется 84 года выдающейся актрисе и художественному руководителю МХАТ им. Горького Татьяне Дорониной.

12 сентября исполняется 85 лет выдающейся актрисе и художественному руководителю МХАТ им. Горького Татьяне Дорониной.

Татьяна Доронина. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Имя Татьяны Дорониной давно стало легендарным и в театральном, и в кинематографическом мире. Она практически не дает интервью, не появляется на светских мероприятиях.

Главное предательство ее жизни

Впрочем, актеры возглавляемого ею на протяжении последних 30 лет театра затворницей ее не считают. Татьяна Васильевна по-прежнему активно включена в творческий процесс. Театр давно заменил ей и мужей, и детей.

О тяжелом, почти невыносимом характере Дорониной слагают настоящие легенды. Кто-то говорит, что это следствие звездной болезни. На самом же деле Татьяна Васильевна всегда была максималисткой, всегда диктовала свои условия, даже будучи студенткой. Она по природе - лидер. Привыкла, чтобы следовали за ней.

Доронина до сих пор не понимает, как она решилась сразу после окончания Школы-студии МХАТ последовать за своим первым мужем Олегом Басилашвили в Волгоград. Олег Валерьянович тогда еще не проявил себя в актерской профессии и в отличие от Дорониной его больше никуда, кроме труппы регионального театра, не звали. Неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы однажды на сцене Волгоградского драматического театра Доронину случайно не увидел худрук БДТ Георгий Товстоногов. Он решил во что бы то ни стало переманить Татьяну Васильевну в свою труппу.

Доронина была согласна, но на своих - и достаточно жестких - условиях. Она потребовала, чтобы вместе с ней в труппу взяли и супруга. Кроме того, взяла с Товстоногова слово, что тот сразу же введет Басилашвили в новые постановки.

Товстоногов не просто согласился, он весь репертуар театра подстроил исключительно под Доронину. Однако, в отличие от Басилашвили, Татьяна Васильевна через несколько лет в качестве единственной примы Большого драматического театра перебежала в МХАТ. Впоследствии она жалела об этом поступке. Признавалась, что считает свой уход предательством по отношению к Товстоногову.


Татьяна Доронина, «Три тополя на Плющихе» (1967). Кадр из фильма

«Была с теми, в кого влюблялась»

Театр для Дорониной всегда был и остается важнее кино. Ей никогда не нравилось, что для кинорежиссеров важнее визуальный ряд, нежели личностный талант артиста. Поэтому фильмография у актрисы довольно небольшая, несмотря на многочисленные предложения, которыми ее заваливали режиссеры. Впрочем, даже если бы она сыграла только в картине «Три тополя на Плющихе», ее имя уже вошло бы в учебники кино.

Сама Доронина категорически не хотела сниматься в этой картине. Ей совершенно не понравился сценарий. История, рассказанная в нем, показалась ей слишком местечковой, частной и граничащей с пошлостью. Однако режиссер фильма Татьяна Лиознова, также известная своим железным характером, была очень настойчивой и сумела уговорить Доронину встретиться буквально на 10 минут. Татьяна Васильевна неохотно согласилась. После встречи Лиознова убедила актрису сделать фотопробы. Дорониной «сбили» прическу, уложив волосы в трогательный хвост. Стерли макияж с лица. И в таком виде запечатлели.

«Лиознова позвонила буквально через несколько дней после фотопроб, - вспоминает Татьяна Васильевна. - Сказала: „Приезжайте. Просто посмотрите на себя“. Я приехала. Было очень много моих портретов хорошего формата, они лежали просто на полу и, что было очень непривычно для меня, не были кинематографическим пробами. Очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно».


Этот кадр с сидящими в такси Дорониной и Ефремовым стал одним из самых знаменитых в советском кино.

Сегодня Татьяна Васильевна с большой теплотой и благодарностью вспоминает Лиознову. Говорит, что без ее чуткости к актерам, без ее пронзительного чувства правды картины не получилось бы. Также с благодарностью она вспоминает всех своих мужей, а их у актрисы было пять, и все театры, в которых она когда-то работала. «Я всегда была только с теми, в кого влюблялась. И делала только то, что люблю. Это дорогого стоит», - говорит Доронина.

Ее ярким, искрометным талантом и неземной красотой восхищались все. На советскую кинодиву 60-х годов 20-го столетия хотели походить и подражать ей во всем. Но Татьяна Васильевна Доронина никогда не была публичным человеком и, выходя на улицу, желала оставаться незамеченной широкой армией своих поклонников. Несмотря на то что актриса вот уже несколько десятилетий не снимается в кино, ее заслуги на съемочной и театральной площадке до сих пор помнят. Татьяна Васильевна и сегодня востребована в профессии: режиссирует и играет на сцене. Каким же был ее творческий путь и что было примечательного в биографии народной артистки СССР? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Годы детства

Доронина Татьяна Васильевна (год рождения - 1933, 12 сентября) появилась на свет в городе на Неве. Ее родители были выходцами из простых крестьян, которые приехали в город из деревни, чтобы хоть как-то улучшить материальное положение. К большому искусству отец и мать Дорониной имели самое отдаленное отношение.

Когда страна подверглась вторжению фашистов, Татьяна Васильевна вместе с сестрой и матерью вынуждена была переехать из оккупированного Ленинграда в провинциальный городок Данилов (Ярославская область). Здесь прошла часть детства актрисы. Когда осада культурного центра России была снята, Доронина вернулась в родной город и стала учиться в одной из местных школ. Семье актрисы приходилось нелегко: коммунальная квартира и постоянный дефицит продуктов питания оптимизма не прибавляли. В школе Татьяна Васильевна училась посредственно: гуманитарные дисциплины давались ей легко, а вот с точными науками возникали трудности. Но уже в юном возрасте она могла похвастать тем, что наизусть знала содержание поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста». Спустя некоторое время девочка стала заниматься в кружках по пению, художественному чтению, секциях по художественной гимнастики и спортивной стрельбе.

Первая попытка поступления

В восьмом классе Татьяна Васильевна едет в столицу и успешно сдает экзамены в школу-студию МХАТ. Но, когда преподаватели попросили ее предъявить аттестат зрелости, выяснилось, что девочке всего 14 лет. В итоге ей предложили сдать экзамены в театральный еще раз, но через пару лет.

Окрыленная таким успехом, Татьяна Васильевна, биография которой, бесспорно, содержит немало интересного, не могла дождаться того момента, когда окончит школу. В старших классах она усиленно изучала основы сценического искусства. В этом ей помогал талантливый наставник - Федор Михайлович Никитин.

Вторая попытка поступления

Получив заветный аттестат, девушка вновь отправляется в Москву, чтобы штурмовать ведущие театральные вузы столицы. И везде ее ждал успех. В итоге выбор пал на любимую школу-студию МХАТ. Сокурсниками Татьяны Васильевны Дорониной оказались именитые впоследствии Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Михаил Козаков. Преподавал азы актерского мастерства студентке знаменитый режиссер Борис Вершилов.

Начало карьеры

После окончания школы-студии МХАТ Доронина вместе со своим первым супругом Олегом Басилашвили по распределению отправляется работать в провинциальный театр в Волгограде.

Однако с самого начала карьера там не заладилась. Значимых ролей начинающим актерам в местном не предлагали. Понимая отсутствие каких-либо перспектив, Доронина и Басилашвили уезжают из Волгограда в Санкт-Петербург.

БДТ

Какое-то время Татьяна Васильевна и Олег Валерианович проработали в Театре им. Ленинского комсомола, живя в местной грим-уборной.

В конце 50-х актерам улыбается фортуна: молодая актриса знакомится с руководителем Большого драматического театра Георгием Товстоноговым, который предлагает ей сотрудничество. Но Татьяна Васильевна заявила, что согласится на предложение при условии, что в труппу зачислят и ее мужа. Маэстро не возражал.

Роли в театре

Дебютной работой в БДТ для Дорониной стала роль Надежды Монаховой в постановке пьесы М. Горького «Варвары». Она оказалась триумфальной: зритель отметил блестящую игру Татьяны Васильевны. Образ супруги акцизного надзирателя, которая не могла и дня прожить без любовных романов, на протяжении нескольких лет был визитной карточкой Дорониной. Затем ей предложили сыграть роль Софьи в «Горе от ума», образы Маши в «Трех сестрах», Лушки в «Поднятой целине», Нади в «Моей старшей сестре», Натальи в «Еще раз про любовь».

В середине 60-х годов Татьяна Васильевна, фото с автографом которой хотели иметь все без исключения поклонники ее таланта, покидает БДТ и вместе с новым супругом отправляется в Москву. В столице она устраивается работать во МХАТ. Доронина прослужит в этом театре вплоть до 1971 года. К тому времени в труппе МХАТа вспыхнет конфликт.

Временный уход из любимого театра

Непримиримыми антагонистами станут знаменитый лицедей Олег Ефремов и не менее известная Татьяна Доронина. В итоге актриса перейдет работать в Театр им. Маяковского. Здесь она познакомиться с режиссером Андреем Гончаровым, и их творческий симбиоз окажется весьма плодотворным.

В 1983 году Ефремов вновь позовет Татьяну Васильевну во МХАТ, и та согласится. Однако раскол в театре был неизбежен, и после кризиса Доронина стала руководить МХАТом им. Горького. До настоящего времени она возглавляет этот храм Мельпомены, актерам которого пришлось испытать многое.

Работы в кино

Доронина Татьяна Васильевна, биография которой будет небезынтересна для многих, зарекомендовала себя как талантливая лицедейка и на съемочной площадке. После сыгранных ролей в кино в нее влюблялись все мужчины. Пробным шаром в кинематографе оказался фильм известного режиссера Михаила Калатозова «Первый эшелон» (1955). Актрису утвердили на роль комсомолки Зои, и она блестяще справилась с поставленной задачей. Советскому зрителю запомнился образ главной героини Нюры, который филигранно сумела передать Татьяна Васильевна. Фильм под названием «Три тополя на Плющихе» (1967) сняла известный режиссер

Примечателен тот факт, что партнером Дорониной по съемочной площадке оказался Олег Ефремов. За этот образ она была признана лучшей актрисой года. Еще одна яркая работа Татьяны Васильевны - роль стюардессы Натальи в киноленте «Еще раз про любовь» (1968), снятой Георгием Натансоном по сценарию Эдварда Радзинского (муж актрисы). Образ бортпроводницы специально писался для Дорониной. Ее партнером по фильму должен был стать лицедей Борис Химичев (еще один супруг Татьяны Васильевны). Но тот в последний момент отказался, и его заменил Дорониной доставались образы сильных женщин, обладающих широкой натурой.

В 70-е годы Татьяна Васильевна стала избирательнее относиться к ролям в кино, порой отказывая режиссерам. В тот период она согласилась на участие в кинокартине «Мачеха», режиссированной Олегом Бондаревым, и в приключенческой ленте «На ясный огонь», снятой Виталием Кольцовым.

Вне работы

Достаточно насыщенной и интенсивной оказалась у актрисы личная жизнь. Она никогда не испытывала дефицита в мужском внимании. Но покорить сердце красавицы могли далеко не все.

Еще со студенческих лет у нее случился роман с актером Олегом Басилашвили. Они сыграли скромную свадьбу: денег у бедных студентов не было даже на покупку обручальных колец. С первым мужем выпускница школы-студии МХАТ прожила восемь лет. Естественно, многих интересует вопрос о том, появились ли на свет дети Дорониной Татьяны Васильевны. В своей актриса написала, что в молодости сделала аборт. От Олега Валерьяновича должны были родиться мальчик и девочка. Но карьера оказалась важнее, чем дети, и после искусственного прерывания беременности актриса родить больше не смогла.

Вторым избранником Татьяны Васильевны стал театральный критик Анатолий Юфит, который не переставал восхищаться красотой Дорониной. Когда они вместе выходили на публику, все поражались, насколько гармоничной была эта пара. Однако официально зарегистрировать отношения Юфит и Доронина не торопились. Спустя несколько лет их союз распался.

Третьим претендентом на руку и сердце стал известный драматург Эдвард Радзинский. Их знакомство произошло в тот момент, когда Татьяна Васильевна была востребованной актрисой БДТ. И ради возлюбленного она была готова уйти из театра. Доронина уехала в столицу сразу после того, как драматург предложил ей ехать вместе с ним.

Радзинский специально писал для жены пьесы, но и их отношениям спустя некоторое время пришел конец.

В четвертый раз Татьяна Васильевна выбрала себе в спутники жизни актера вместе с которым играла на сцене «Маяковки». Они поженились, и их брак длился около 7 лет.

Последний роман у Дорониной случился с чиновником из Главка нефтепромышленности Робертом Тохненко. Через 10 лет семейная идиллия разрушилась.

В настоящее время актриса продолжает работать в театре, но уже не так интенсивно, как раньше. Но она по-прежнему любима миллионами зрителей.

Это актриса особенной судьбы. Ей довелось купаться в славе и переживать забвение. Ее личная жизнь - судьба русской женщины, страдающей и мятежной, непреклонной и любящей. Этот год для Татьяны Васильевны юбилейный - она отметит свое 70-летие. И, значит, самое время пролистать ее семейный альбом, в котором так много любви и слез, бесконечных встреч и разочарований. А мы ждем от вас новых предложений: чей еще альбом вы хотели бы полистать?

В Питер - с козой

В крохотном ярославском городе Данилов , откуда пошел род Дорониных, эта фамилия - одна из самых распространенных. Первое, о чем мне здесь рассказали, что недавно Доронина с труппой приезжала в ярославский драмтеатр со спектаклем «Без вины виноватые». А в этом году к 70-летию народной артистки в Данилове планируют открыть музей в ее честь!

Хоть Татьяна Васильевна и родилась в Ленинграде , она часто приезжает в Данилов - здесь корни ее предков, ее военное детство.

Ее двоюродная сестра Галина Корешкова вспоминает, что родные подтрунивали над Таниным отцом: «Василий, твоя-то младшая, глядишь, артисткой станет!»

Возвращаясь после войны из Данилова в Ленинград, семья Дорониной везла с собой в эшелоне козу - страх голода еще долго не отпускал. Таня продолжила учебу в питерской школе. А в восьмом классе она тайно от родителей подалась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ . Ее уже собирались зачислять, но, выяснив реальный Танин возраст, отправили доучиваться. Получив аттестат, настырная Доронина поступила... во все театральные училища столицы. Но выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.

На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев , Козаков , Басилашвили . Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой. Но была независима и горда.

Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании разбирали Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать выговор по комсомольской части».

С Олегом Басилашвили у Тани сразу же закрутился роман, который завершился свадьбой.

Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!

«Тогда Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет», - рассказывает Олег Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета... Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».

Второй муж

В Театре Товстоногова Доронина получала в спектаклях главные роли, на нее публика ломилась. Однажды в театр пришел известный в те годы театральный критик Анатолий Юфит и был сражен красотой актрисы. В биографии Дорониной о Юфите не сказано ничего, однако питерский бомонд да и предпоследний муж Дорониной актер Борис Химичев подтверждают, что Татьяна Васильевна жила в гражданском браке с Юфитом около трех лет. Юфит был старше нее почти на десять лет (сегодня его нет в живых). Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.

Точку в отношениях Дорониной и Юфита поставил случай. Юфит не смог встретить Татьяну с гастролей, и королева сильно осерчала. Зато встретил звезду молодой драматург Эдвард Радзинский (он прибыл в Ленинград на репетиции в БДТ своей пьесы и ради Дорониной). Актриса взяла Радзинского под ручку и уехала с ним в Москву, бросив Театр Товстоногова (где, кстати, ее недолюбливали дамы и плели против нее интриги). Радзинский написал жене множество пьес, причем страницы про любовь рождались и после их развода.

Четвертый муж

С актером Борисом Химичевым Доронина познакомилась в театре.

Я был под прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении... Скорее всего, я был не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб... «Оторваться» было трудно. Когда на спектакле, в котором мы вместе играли, в момент поклона она мне шепнула: «Зайди ко мне», - я подумал, что мне грозит очередное примирение. А когда вошел, она со всей прямолинейностью и откровенностью - поскольку мы не виделись в тот период месяца два или три, я уезжал на съемки, - сказала: «Боречка, я замуж выхожу». «Ну, вот и все, наконец-то мы можем расстаться».

Я не только предлагал, я десять лет их делал! И они даже получались... Уверен, что сегодня Татьяна Васильевна сожалеет о том, что у нее нет детей.

- Она рассказывала вам о бывших мужьях?

Я не спрашивал. Знал, что она сохраняет с ними добрые отношения. Меня это абсолютно устраивало. Эта черта говорит о щедрости женской души Дорониной. Мне подобного рода щедрость несвойственна. Вот с ее последним мужем Робертом Тохненко мы дружим. Как по Лермонтову , «бойцы вспоминают минувшие дни». Помню, в период их ссоры он оказался у меня дома в гостях и делился своими мужскими горестями. Не удержался и позвонил ей. Тушуясь, сказал: «Таня, это я. Я у Бориса». Она спросила, у какого Бориса. Он ответил: «У нашего»... В общем, будем надеяться, что Доронина от каждого мужа уходила к следующему по большой любви.

А был ли у Дорониной роман с Ефремовым? Ходили слухи, что именно на почве любовного разлада они поделили МХАТ.

Вы думаете, они делили МХАТ в постели, что ли? Нет, я считаю, к расколу привели шаги, которые предпринимал Ефремов . А заслуга Дорониной в том, что она сохранила часть труппы и люди смогли работать по профессии. Но, вероятно, здесь превалировал и какой-то личностный мотив. Были затронуты и амбиции, и самолюбие такой талантливой артистки, как Доронина...

- Говорят, Татьяна Васильевна - просто необыкновенная женщина...

Мы находимся в том замечательном возрасте, когда подчеркивать особую сексуальность уже грешно,- пора Богу молиться. Но, закрыв глаза и уйдя в дале-е-екие лирические воспоминания, могу сказать одно: само ОЧАРОВАНИЕ! В быту и еде сдержанна. Ни малейшей слабости к алкоголю. Она любит книги. Читает запоями каждый день. Она человек исключительной самодостаточности и самообразования! Абсолютно не выносит пыли. Она ее трет. Любит старинную мебель - она украшала ею квартиру на Арбате . Естественно, купила! От папы-повара и мамы-билетерши рассчитывать на получение гарнитура из карельской березы не приходилось.

- Говорят, у Дорониной всегда было много известных воздыхателей?

Были. И очень известные! Один писал ей письма и рисовал схемы, как к нему проехать, чтобы встреча прошла в конспирации. Эти письма читал я... Вообще изменял я. Женщине это сложнее...

Пятый муж

С Робертом Тохненко, работавшим в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола, Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт Дмитриевич рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком ситцевом платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто... возжелал. А потом они вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться. Все десять лет супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.

Роберт Дмитриевич во всем слушался жены, - рассказывает соседка по даче Евгения Васильевна. - Знаете, я даже его голоса не слышала. Он всегда молчал. Помню, после спектаклей к Татьяне Васильевне шла череда мужчин с цветами, а Роберт Дмитриевич послушно и долго ждал ее в машине у театра... Доронина вообще любила повелевать мужчинами. Был такой случай. Из-за большой занятости Татьяна Васильевна решила оставить пост председателя нашего товарищества. И вот наши мужчины собрали делегацию и пошли к ней просить остаться. Она их выслушала и вдруг приказала: «На колени». И все мужчины покорно встали перед ней на колени!»...

Мечта

Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом. Режиссирует, играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной и резкой особы, все люди, с кем я общалась, нарисовали другой портрет Татьяны Васильевны: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство».

«Мама Тани скончалась пять лет назад. После ее смерти от тоски умерла Танина любимая собака, - рассказывает двоюродная сестра Галина Корешкова. - И сегодня Татьяна совсем одна. Домой приходит ночью только поспать. Личная жизнь у нее не сложилась, но театр ей все заменяет. Письма в Данилов присылает мне каждый месяц - рассказывает о работе, новых постановках. В прошлом году новую планету назвали в честь Дорониной. Весь наш Данилов за Танечку радовался!»

Сегодняшняя мечта Татьяны Дорониной - создать школу-студию при «горьковском» МХАТе и готовить актеров. Мы верим: она и это сможет!

На похороны артиста МХАТА Николая Пенькова звезда пришла с близким другом

На днях Москва простилась с замечательным артистом театра и кино Николаем ПЕНЬКОВЫМ. Он ушел от нас на 74-м году жизни. Зрители прекрасно помнят его по культовым фильмам «Вечный зов», «Щит и меч» и «В круге первом», хотя фильмография Николая Васильевича включает в себя 37 лент. До самого последнего дня Пеньков играл во МХАТе главные роли в ряде спектаклей. В его репертуаре есть даже образ Ленина.

По словам зятя актера Павла Ульянова, Пеньков умер от рака легких – рано утром у него остановилось сердце. О страшном диагнозе он узнал всего за две недели до кончины и очень быстро «сгорел». Ни химиотерапию, ни других жизненно важных процедур он пройти не успел. Дочь Аня рассказала, что папа не страдал, ушел тихо со счастливой улыбкой на лице, держа в ладони руку жены. Вся семья собралась у постели Николая Васильевича. Все ждали его последних прощальных слов.

Хочу жить! - выдохнул актер и умер. Его глаза остались широко раскрытыми...

Примадонна успела

Гроб с телом покойного установили на сцене МХАТа, где Николай Пеньков играл более сорока лет и воплотил свыше 50 образов. Несколько сотен поклонников его таланта пришли проститься и проводить его в последний путь. Когда последний зритель поклонился Николаю Васильевичу, коллеги по театру вынесли гроб на руках.

Отпевание состоялось в церкви на Троекуровском кладбище в присутствии близких: вдовы Нины Степановны, сына Василия, дочери Анны, зятя Павла и внука Арсения.

Отец Кирилл плавно махал кадилом, его бас разносился под сводами храма. Все крестились. Анна разносила свечки и помогала их зажечь. Религиозный обряд закончился через 40 минут. Потом все направились к могиле. Кстати, место на Троекуровском кладбище оплатил МХАТ по указанию Татьяны Дорониной. Она не пожалела 100 тысяч рублей ради памяти своего любимого коллеги. Столько же стоил и гроб из красного дерева.

Сама Примадонна пришла перед тем, как уже собирались приколотить крышку. Ее сопровождал близкий друг – молодой красавец-актер Валентин Клементьев. Доронина не стала кланяться, а, приложив ладонь к своим губам, потом прислонила ее ко лбу покойного.




Татьяна ДОРОНИНА