День памяти жертв блокады сценарий. Сценарий театрализованного представления, посвященного годовщине полного снятия блокады Ленинграда – «Да будет мерой чести Ленинград»

Сценарий мероприятия, посвященного блокаде Ленинграда

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд «Виды Петербурга».

Ведущий 1

Санкт- Петербург - один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Ведущий 2

Но у этого города есть и другое имя - Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

На сцену выходят юноша и девушка.

Девушка: Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Юноша: Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звёзды - слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду.

Ведущий 1 Тебе, Великий город!

Ведущий 2 Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Ведущий 1

С начала войны в городе было объявлено военное положение. 10 июня 1941 г. немецко-фашистские войска вошли на территорию Ленинградской области , а 8 сентября 1941 г. немецкие, финские и испанские армии отрезали город от суши, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей. Началась блокада, которая продлилась 871 день.

Ведущий 2

История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда

Ведущий 1

В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде». Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные пропуска.

Ведущий 2

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация . Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.

Ведущий 1

В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Ведущий 2

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших – дома и на работе, в магазинах или на улицах.

Чтец 1 «В школе» Ю. Воронов

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола…

Сначала думали –

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Факты (выходят и читают по очереди ученики)

1. На строительстве оборонительных рубежей под Ленинградом работало свыше 475 тысяч человек. Вырыто 626 километров противотанковых рвов, 35 километров баррикад в городе, 635 километров проволочных заграждений, 935 километров ходов сообщений, 15 тысяч дотов и дзотов, 22 тысячи огневых точек в городе.

2. 4 сентября 1941 года в 11 часов дня над Ленинградом впервые просвистел вражеский снаряд. Фашисты обстреляли заводы «Большевик», «Красный нефтяник». 6 сентября 1941 года на город упали первые бомбы, которые упали на Охтинский химкомбинат, фабрику «Пятилетка».

3 . За годы блокады на каждый квадратный километр города упало 16 фугасных бомб, 320 зажигательных бомб, 480 снарядов. Разделите дни блокады на эти взрывы, и получится, что на каждый день приходилось по 300 упавших на дома и улицы бомб и снарядов.

4 . Повреждено 7 тысяч 143 здания, разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3 тысячи 174 здания, свыше 9 тысяч деревянных домов пришлось разобрать на дрова, разрушено и повреждено более 3 тысяч 900 промышленных зданий.

5 . Во время артобстрела и прямого попадания бомб в городе было разрушено 22 школы. Пострадали 393 школы. Уничтожено и повреждено 195 зданий детских яслей и детских садов.

Чтец 2

Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало,
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч…
И вот лежал – и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
обрубки рук вдоль тела протянув…
О детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там за океаном,
За бомбовозом гонит бомбовоз,
и ждет невыплаканных детских слез,
и детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!
Как гулко в черствую кору земли,
не походя на все земные звуки,
стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,
везде. где люди защищают мир,
являлись маленькие инвалиды,
как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран , которому от роду
двенадцать лет,
когда замрут вокруг,
за прочный мир,
за счастие народов,
подымет вверх обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство
тех, кто войну готовит, - навсегда,
чтоб некуда им больше было деться
от нашего грядущего суда.

Ведущий 1

В январе 1942 года Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать здесь непроходимую оборону, а силы Красной армии были еще очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперед.

На экране карта "Невского пятачка"

Ведущий 2

Основные бои велись на так называемом "Невском пятачке" – узкой полосе земли шириной 300-500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска несли тяжелые потери. Всего за гг. на "Невском пятачке" погибло более 300 тысяч советских солдат.

Чтец 3

В последний раз во сне тревожном,
Перекосив от боли рот,
Я прокричу неосторожно
Свое последнее: "Вперед!"

И ты запомни: я не умер,
Я в бой ушел в последний раз.
В солдатском сердце замер зуммер,
И с миром связь оборвалась.

На экране карта Дороги жизни.

Ведущий 1

Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.

Ведущий 2

В январе 1943 г. Красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 км. вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобожденной территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тысяч человек гражданского населения.

Чтец 4

Друг, товарищ, там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал, за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада.
Сердце к сердцу – посмотри в лицо.
Кровь друзей взывавшая к отмщенью,
На полотнах полковых знамен.
На века убийцам нет прощенья.
Прорвана блокада. Мы идем!
Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад…
Мой малыш-сынишка – спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград.

Ведущий 1

Вечером 27 января 1944 года в честь Победы – разгрома фашистских войск под стенами Ленинграда – над Невой прозвучали залпы торжественного салюта – 24 залпа из 324 орудий

За залпом залп

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе

Сегодня ленинградцы плачут…

Ведущий 2

За участие в боях по прорыву блокады около 19 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 25 воинам присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец 6 «Мертвые» Ю. Воронов

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Раиля Курамшина
Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга.

Сценарий к проекту

«»

в подготовительной группе

Воспитатель :

Курамшина Раиля Рамисовна

Вступление :

Звучит фоновая музыка, гости рассаживаются в зале.

Вход детей в зал под «Марш Славянки» с перестроением.

Ведущий :

Сегодня день особенный , ребята,

День памяти – торжественный, святой.

День снятия блокады Ленинграда

Отмечает город наш родной.

Было мирное время. Ничто не предвещало войны. Стояло жаркое лето. Люди, как обычно, шли на работу, по вечерам гуляли в парках и скверах, маленькие дети ходили в детские сады, у школьников начались каникулы.

Стихи детей о мирном времени :

В Ленинграде белые ночи ,

Июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето

К утру отдыхает природа.

Спит Летний сад, свет зари над Невой,

Розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы

Вмиг тишину оборвут.

I Часть. Начало ВОВ.

Звучит тревожная музыка. Дети рассаживаются в зал.

Ведущий :

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия перейдя границу, напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, вражеские самолеты начали наносить удары на города России. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Немцы стремительно прорывались к главным городам России – Москве и Ленинграду . Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа . Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда . Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

Напали фашисты на нашу страну.

Шли танки, летели снаряды.

Отцы, деды, братья ушли на войну

Сражаться с фашистской армадой.

Мы вспомним те годы, блокадные годы ,

Тяжёлые ночи и трудные дни,

Людей, что погибли во имя народа,

Ведь подвиг большой совершили они.

Ведущий :

Фашистская армия была очень сильной, у нее было много военной техники : танков, самолетов, военных кораблей и хорошо обученных солдат, поэтому наши войска сначала отступали. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде , то есть в кольце фашистских полчищ.

Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

Музыкальный фон : звучит сирена (вой воздушной тревоги)

В городе - воздушная тревога

Вой сирены слышится опять

Люди побежали по дорогам

Прятаться, детей своих спасать.

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград .

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Охваченный войною блокадный Ленинград-

На улицах трамваи замёрзшие стоят,

Разрушенные зданья и надпись на стене-

«Опасно при обстреле на этой стороне!»

Ведущий :

Когда люди слышали вой воздушной тревоги, все прятались в бомбоубежищах, которые находились в подвалах домов.

II Часть. Блокада .

Ведущий :

ЗВУЧИТ МЕТРОНОМ

Ведущий :

Стучит метроном, как сердца ленинградцев ,

Всех тех, кто в блокадном аду выживал .

Бороться, дышать и врагу не сдаваться-

Час испытаний суровый настал.

Началась блокада . Начались страшные дни Ленинграда .

Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград . Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Вышел из строя водопровод.

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод . Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы . Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель, и даже книги – все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Хлеб блокадного Ленинграда .

Но всё таки главным врагом Ленинграда был голод . В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума : рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день , всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день . Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дома. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья . Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала :

«Савичевы умерли все. Осталась одна Таня» .

Дорога жизни

Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его – узкая полоска воды принадлежала нашей армии, именно здесь – по льду Ладожского озера решено было проложить дорогу, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной . Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. В город завозились продукты, а из города вывозились дети, старики и больные люди. Тяжелой, опасной была ледовая дорога. Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели, и грузовики ярким пламенем вспыхивали на белой глади озера. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорогой жизни» . Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни» .

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград . Так велико было значение этого пути, что прозвали Ленинградцы его Дорогой жизни .

Чтобы жизнь спасти ленинградцам ,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощенных

Везли полуторки из города по ней.

Ведущий :

Рушились дома от обстрелов.

Несмотря на все трудности, осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились . Многие шатались от голода, сильно болели.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях : мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах . А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Почти 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда , это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев . 27 января 1944 года наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады !

Хотели враги Ленинград уничтожить ,

Стереть этот город с земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Страданья и боль, разруху и голод

Ночные бомбёжки и горечь утрат.

Ты выдержал всё, любимый наш город

Мы можем гордиться тобой, Ленинград .

Есть салют у нас весной – на День Победы

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют, в голодно-белом январе

Дети выходят в зал и встают полукругом, поют песню «Катюша»

III Часть. Конец ВОВ. Победа.

Ведущий :

Великая Отечественная война закончилась полной победой нашего народа над фашистской Германией 9 мая 1945 года.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните : «Никто не забыт, ничто не забыто»

На ладожском озере находится памятник разорванному кольцу Блокады .

В городе Ленинграде есть место , куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти скорби.

Вечный огонь никогда не погаснет,

Как память о тех, кто наш город сберёг,

О тех, кто работал, сражался отважно,

И для Победы сделал, что мог.

Дети выносят звезду на середину зала.

Остальные дети встают полукругом вокруг звезды

III Часть. Конец ВОВ. Победа.

Звучит фон – звук метронома

В зале гаснет свет. Вынос зажженных свечей :

Ведущий :

Помните! Через года, через века.

Помните! О тех, кто уже не придет никогда

Помните! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Давайте почтим минутой молчания светлую память героев, павших смертью храбрых, защищая свою Родину.

Звучит фон – звук метронома

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

В зале зажигается свет. Возложение цветов к «Вечному огню» .

Дети читают стихи о мире.

Завершение

Нам нужен мир на голубой планете.

Его хотят и взрослые и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне!

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки, навсегда!

Выход из зала под песню Барбариков «Я рисую этот мир»

Презентация педагогического проекта

«День снятия Блокады Ленинграда »

Проект представляют воспитатели подготовительной группы

Фокина В. М. и Курамшина Р. Р.

Тип проекта : патриотический, исторический, краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей и подготовительной групп, воспитатели и другие сотрудники детского сада.

Цель : расширить представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи :

Формирование у детей осознанного интереса к историческому прошлому нашей страны и в частности, к истории родного города;

Воспитание любви к родному городу, его традициям;

Обогащение знания детей о героическом прошлом нашего города;

Формирование чувства гордости за защитников Отечества;

Формирование чувства сопереживания людям старшего поколения , пережившим тяготы войны.

Пополнение словарного запаса

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Оборудование : Проектор, экран, аудиозаписи, календарь с изображением даты 27 января, детские рисунки, плакаты

Предварительная работа : Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, электронных презентаций, рисование, работа с родителями, заучивание стихотворений и песен военных лет, просмотр фильмов о войне, беседы о героях.


Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
СЦЕНАРИЙ
митинга, посвященного 75-летию
со дня начала блокады г. Ленинграда
«И не прервется поколений связь»
Разработала: Сизова А.И.,
заместитель директора по ВР,
высшей квалификационной
категории.
Череповец 2016
Цель:
воспитание уважения к героической истории нашей страны.
Задачи:
Формирование чувства гордости за подвиг народа по защите
г. Ленинграда;
Формирование понимания природы русского человека, его
характера, поступков.
Дата:
08.09.2016 года.
Место проведения:
парк Надежда у памятника медицинской сестре.
Участники митинга:
преподаватели, студенты медицинского колледжа; представители
общественных организаций г. Череповца.
Музыкальное сопровождение:
слова А. Чуркина музыка В. Соловьева-Седова
«Вечерняя песня»
слова П. Фоменко, В Вахтина музыка В. Баснера«На всю оставшуюся жизнь»
Глиэр «Гимн великому народу».
Подготовительный этап:
1. Подбор материала для сценария.
2. Отправить пригласительные представителям общественных
организаций.
3. Пригласить для выступления Игоря Ламова, солиста
камерного хора «Воскресенье».
4. Назначит ответственных за проведение митинга.
5. Согласовать проведение митинга с мэрией г. Череповца.
6. Закупить цветы для возложения к памятнику медицинской сестре.
Ожидаемый результат:
Достижение поставленных целей и задач.
Ход мероприятия
В начале звучит в исполнении Игоря Ламова «Вечерняя песня» слова
А. Чуркина музыка В. Сольвьева-Седова.
Ведущий.
Добрый день, уважаемые жители города Череповца!
Сейчас вы услышали замечательную песню о самом прекрасном городе на земле Ленинграде, городе с уникальной историей, городе, основанном великим Петром, городе более всего пострадавшим в годы Великой Отечественной войны. Ни один город мира не испытал на себе ужасов блокады, которая началась 8 сентября 1941 года. Сегодня исполнилось 75 лет со дня начала блокады.
Ведущий.
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности его жителей и бойцов. В сражении за Ленинград на фронте погибло 332 059 солдат Красной Армии и бойцов рабочих батальонов, 111 142 человек пропали без вести. При артиллерийских обстрелах и бомбежках погибло 16 747 мирных жителей, около 34 000 получили ранения и увечья, умерли от голода 632 253 ленинградца. Таковы цифры осады города Ленинграда. И пока память об этих страшных днях живет в сердцах людей – такое не должно повториться.
Объявляется минута молчания.
Чтец.
Слава тебе, Великий Город,
Сливший воедино фронт и тыл,
В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил…
Ведущий.
Эти поэтические строки принадлежат поэтессе Вере Индер, которая подчеркнула огромную помощь тыла осажденному городу. И этим тылом была Вологодская область. Без поддержки тыла Ленинграду было бы не выстоять.
Ведущий.
Правительство, принимая во внимание возможную потерю города, 11 июля 1941 г. отдает приказ о массовой эвакуации ленинградской промышленности вглубь страны.
Ведущий.
С самого начала войны напряженно и бесперебойно заработала Северная железная дорога, по которой осуществлялись перевозки продовольствия, вооружения и боеприпасов в осажденный город Ленинград, а из осажденного города эвакуировались жители и раненные красноармейцы.
Ведущий.
Уже с 10 июля 1041 года в Череповце разворачивается крупнейший на Северо-западе страны распределительный эвакуационный пункт. В самые тяжелые и напряженные месяцы блокады Ленинграда с июля 1941 года по январь 1942 года по северной железной дороге через череповецкий эвакопункт проследовало 391 659 человек, по водному пути 246 789, авто и грузовым транспортом 12 432 человека. За время его работы до 1 апреля 1943 года по железной дороге прошло около 1 500 эшелонов и водным путем более 280 барж с эвакуированными.
Ведущий.
А ведь всех этих людей нужно было накормить, обогреть, до дальнейшего следования на несколько дней обустроить, выявить больных и распределить по развернутым в городе госпиталям. Остро не хватало продуктов, да и просто постельного белья. Власти обратились к горожанам, и череповчане делились, чем могли. На эвакопункт люди несли еду, постельное белье, одежду, обувь, посуду.
Ведущий.
Уже в первые дни и месяцы войны Вологодский паровозовагоноремонтный завод подготовил к эксплуатации более десяти военно-санитарных поездов. Первый военно-санитарный поезд №312 вышел в свой первый рейс уже 26 июня 1941 года. За годы войны поездом было вывезено 25 000 раненных и пройдено 200 000 военных дорог.
- Песня «На всю оставшуюся жизнь».
Ведущий.
В это время в Череповце был сформирован подвижной госпиталь на конной тяге 2266, в котором хирургом прошел всю войну, знаменитый впоследствии кардиохирург череповчанин, Николай Михайлович Амосов.
Ведущий.
С осени 1941 года Вологодская область превратилась в крупнейший военно-медицинский центр Красной Армии. На её территории был развернут 61 стационарный госпиталь, где пролечились 160 000 раненых красноармейцев. В одном только Череповце было 30 госпиталей.
Ведущий.
Основными медицинскими кадрами госпиталей были выпускники фельдшерско-акушерской школы. Среди них не было Героев Советского Союза, но все сотрудники госпиталей честно выполняли свой долг и спасали тысячи человеческих жизней.
Чтец.
Живущие! Извечно вы храните
В глазах и думах матерей и вдов,
Храните в бронзе, в памяти, граните –
Медработников сороковых годов.
Песня «Фронтовая сестра».
Ведущий.
На митинге присутствуют:
Александрова Анна Михайловна - директор колледжа;
Чучум Марина Анатольевна - председатель комитета солдатских матерей;
Павел Дедов - председатель организации «Союз десантников».
Выступление.
Ведущий.
Два города Ленинград и Череповец слились воедино в борьбе против фашизма. Один расположен на реке Неве, другой на реке Шексне. И сегодня у обоих городов одна общая задача, чтобы молодое поколение было благодарно нашим прадедушкам, прабабушкам отстоявшим для нас самый красивый город на земле Ленинград – Санкт-Петербург.
То что сделало военное поколение, останется в вечности!
Возложение цветов к памятнику на фоне музыки Глиэра «Гимн великому народу».
Чтец.
Всеволод Рождественский
Гвоздика
Вдоль Невского автобусы гудели
Лилась толпа. Игла была ясна.
Кто помнил, что когда-то при обстреле
Была опасна эта сторона?
Теперь здесь все привычно и знакомо.
Но задержись хотя б на краткий миг,
Перед плитой на сером камне дома
И огненным под ней пучком гвоздик.
Кто положил их? Ленинградец старый,
Бывалый ополченец грозных дней?
Вдова вся в черном? Юноша с гитарой?
Или студентка с челкой до бровей?
А может быть, девчушка, галстук красный
Наследница и горя, и побед –
Стояла здесь, на «стороне опасной»,
И слушала, что говорил ей дед?
Текло с Невы дыхание прохлады,
Витринами сверкал обычный дом.
Перед притихшей внучкою блокады,
Которой все казалось только сном.
И ярче, чем снарядов посвист дикий,
Давно похороненный в тишине,
Пылали победившие гвоздики
На этой солнцем залитой стене.
Ведущий.
На этом митинге, посвященном 75-летию со дня начала блокады считается закрытым. А цветы, что сегодня возложены к памятнику медицинской сестре, пусть будут данью великому подвигу медицинских работников военных лет.
На всю оставшуюся жизнь
Автор текста: П. Фоменко, Б. Вахтин Автор музыки: В. Баснер
Сестра, ты помнишь как из боя
Меня ты вынесла в санбат
Остались живы мы с тобою
В тот раз, товарищ мой и брат.
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы
Победы над врагом кровавым
На всю оставшуюся жизнь
На всю оставшуюся жизнь.
Горели Днепр, Нева и Волга
Горели небо и земля…
Одна беда, одна тревога
Одна судьба, одна земля.
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит горя и печали,
Где те, кого мы потеряли
На всю оставшуюся жизнь
Сестра и брат… Взаимной верой
Мы были сильными вдвойне
Мы шли к любви и милосердью
В немилосердной той войне.
На всю оставшуюся жизнь
Запомним братство фронтовое
Как завещание святое
На всю оставшуюся жизнь…
На всю оставшуюся жизнь.
Вечерняя песня
Музыка В. Соловьева-Седого
Слова А. Чуркина
Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,

Задушевную тесню свою.
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Здесь проходила, друзья,
Юность комсомольская моя.

Шли ровесники рядом со мной.
За родимый край с песней молодой
Шли ровесники рядом со мной.
С той поры огневой
Где - бы вы не встретились со мной,
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Песня летит над Невой,
Засыпает город мой родной,


В парках и садах липы шелестят…
Доброй ночи, родной Ленинград!


Приложенные файлы

Сценарий ко дню снятия блокады Ленинграда

Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»

Чтецы поднимаются на сцену

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Звучит фонограмма 7-ой симфонии Шостаковича

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.

Слайд на экране «Фотография Тани Савичевой»

Таня Савичева:

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

Комната. Окно зачеркнуто крест-накрест,

Чтоб стекло от взрыва уберечь.

Холодно, как будто двери настежь.

Мертвая нетопленная печь.

Память собирает все в копилку:

Инеем покрыто полстены.

Превратилась в тусклую коптилку

Электрификация страны.

Таня Савичева:

Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.

Как пишет, замерзая,

Дрожащая рука,

Страдая и дерзая,

Страничку дневника.

Строка… еще строка…

Я сказала ленинградке:

«Ты сожги свои тетрадки

И погрейся у огня».

Не послушалась меня.

Все простужено сопела,

И перо ее скрипело.

Сотрясали взрывы дворик.

Кто-то встретил смерть свою.

Пишет маленький историк.

Пишет летопись свою.

Таня писала свою летопись…

Таня Савичева:

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.

Таня Савичева:

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Звучит фонограмма «Взрывы»

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.

Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева:

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Закончить показ фотографии

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

Все уходят

Звучит фонограмма « Lacrimosa » , идёт показ слайдов

Выходят на сцену чтецы, выходит хор

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

И в этом нет беды...
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.

В далеком тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открытой тетрадь.

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:

«Не все снаряды убивают…»

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю – мимо не бывает.

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

Но вот в ноябре-декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

На экране – слайд «Конный обоз», затем - «Дорога Жизни»

20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед конно-санный обоз. Около 350 саней направились на восточный берег озера в Кобону. Погрузив на сани 63 тонны муки, обоз утром 21 ноября прибыл в Осиновец. На следующий день, 22 ноября, в Кобону за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин. Совершив трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 т продовольствия. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.

Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.

В первых числах декабря лед окреп, и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.

Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, занятие противником 8 ноября Тихвина, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 т грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.

…на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

    К заре, сказали, привезут…

    Гражданочки, держаться можно… -

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

    Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев. –

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Закончить показ слайда «Дорога Жизни»

…О, мы познали в декабре –

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки.

Наступала весна 1942 года. До конца блокады было еще далеко…

Был год сорок второй,

Меня шатало

От голода,

От тоски.

Но шла весна -

Ей было горя мало

До этих бед.

Разбитый на куски,

Как рафинад сырой и ноздреватый,

Под голубой Литейного пролет,

Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги жизни лед.

И где-то там

Невы посередине,

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине -

Отчетливо

Подобие креста.

А льдинка подплывала,

За быками

Перед мостом замедлила разбег.

Крестообразно,

В стороны руками,

Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой

На окаянном «Невском пятачке»,

А мальчик,

По-мальчишески неловкий,

В ремесленном кургузом пиджачке.

Как он погиб на Ладоге,

Был пулей сбит или замерз в метель.

По всем морям,

Подтаявшая с краю,

Плывет его хрустальная постель.

Моей душе покоя больше нету.

Во сне и наяву,

Пока я жив,

Я с ним плыву по свету,

Сквозь память человечества плыву.

900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут…

Звучит фонограмма концерта Рахманинова

Сценарий ко Дню снятия блокады Ленинграда

1. Ведущий: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

2. Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

На экране презентация.

1. С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград - символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.

2.В метельной ночи Ленинграда,

Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

3.Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым,

Чуть движется, а за Невою,

Клубится пожарища дым.

Ролик:Группа:Сплин»Тикали тихо часики»

1.Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства.

2.Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

3.Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, доверие и уважение друг к другу.

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий от всех поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна - фронт!

Спасибо, спасибо, ребятам,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится нам вокруг.

начало инсценировки: «Письмо Гитлеру»участники: Журналисты, массовка

2 ведущих журналиста. Галина Ивановна

Звонов в редакцию: Диалог? Редакция?

Да, слушаю вас

Приезжайте

У меня есть письмо к Гитлеру?

Диалог между журналистами:

Но что ещё можно написать? Они, блокадники, уже всё рассказали - хотя нам ведь этого никогда не понять... Как это - стоять в очереди за хлебом с 5 утра до 11 вечера в минус 34? И уйти, так и не дождавшись даже крошки... Как это - не чувствовать уже даже боли, когда тот, с кем ты спал под одной грудой наваленных одеял, с утра больше не просыпается, и ты просто кладёшь его поближе к окну, туда, где похолоднее…

Чего ещё мы не знаем и что мы можем понять?..

(Сцена закрывается. Елка. скромный быт.)

Журналистки идут вдоль сцены, размышляя:

1.«Может, это сенсация, как думаешь?»

2.- Я думала, что Галине Ивановне просто нужно кому-то это всё рассказать - в стотысячный раз. 1.Тем более что конец января - а в январе прорвали блокаду... Фантомные боли - по зимним холодам.

Уходит. на сцене квартира Галины Ивановны.

Комментарий журналиста(на сцене сидит с письмом Галина Ивановна.)

1.У неё до сих пор не разобрана ёлка. Под ней - письмо. Нет, ей письмо - от президента

Что президент пишет, Галина Ивановна?

Г.И:- Пишет: «Берегите себя»… Ой, да это всё не то... Я же вам про главное хотела рассказать!

1.- Про войну?

Г.И.- Да, про войну…

Про то, что важнее даже, чем письмо от президента.

на экране фото Ленинграда

- …В июне 1941-го мне исполнилось 11 лет. Я ровесница Тани Савичевой, чьи блокадные дневники читал мир.

а- 17 июля отец ушёл на фронт. Прощались на Поцелуевом мосту - у него и название такое, что издавна многие там расставались.

Мы писали папе письма: Мама велела папу не расстраивать и не говорить, как Ленинград день за днём, с каждым градусом ниже нуля и с каждым сокращением норм выдачи хлеба превращается в город призраков. И Галя писала: «У нас всё хорошо, я тебя очень люблю, дорогой папулечка». А потом обводила чернилами уголок клетчатого листа: «Это место я поцеловала».

К тому времени мы стали выковыривать заплесневелые крошки, кусочки еды, которые в хорошие времена запихивали в щели деревянного стола, снизу, чтобы мама не видела. Скоро попробовала хозяйственное мыло. Выплюнула. Пропала кошка - она жалела любимую мурку. Потом стала жалеть, что не съела её сама.

1.- Галина Ивановна, а как же письмо Гитлеру, вы забыли…

Она снова развязывает тесёмки на папке. пока ищет письмо…

Чтец: перед сценой:

Как жить без мамы и отца,

Без хлеба, дома и тепла?

Всё это отняла война.

Не хлюпали, не плакали, не ныли

Ребята ленинградские, а - жили!

В них теплилась едва душа.

Подкашивались ноги от бессилья.

Всё отняла у них война…

Г.И.- Да, да… Его написала Марина, моя двоюродная сестра. Ей было 5 лет, она хотела есть, боялась воздушных тревог... Как и все мы. Её мама объяснила Мариночке, что во всём виноват Гитлер. И тогда Марина решила написать ему... Вот это письмо.

«Гитлер, ты нас обижаешь, - написано на листочке в клеточку, выдранном из тетради. - Мы сидим в коридоре. Мы не кушаем саечки. Гитлер, до свидания. Марина».

Вы знаете, что такое саечки? Это такая ленинградская белая булка… Самый вкусный на свете хлеб. Марина не умерла в блокаду, она жива и сейчас. А письмо её я хотела отдать в музей в Санкт-Петербурге. Не взяли. Поругали. А я думаю: ведь писали же дети Бармалею, а он ведь тоже отрицательный герой. Помните: «Милый-милый Бармалей, смилуйся над нами…» Хорошо, что вот теперь хоть вам рассказала.

Про самое главное.

на экране хлеб, карточка

Коптилка – мой фонарик.- сделать коптилку

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Выходит ведущий- или учитель в образе тех лет.

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Песня- ролик: Блокадный хлеб (презентация) стоп кадр. или песня:Хлеб всему голова

на фоне песни: хлеб всему голова(текст в приложении)

в зал вносят на подносе хлеб раздают детям-по норме-100гр кусочки в салфетках

видеоряд

Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими - ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.

У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.

Тот, кто меня слушает, должен понять,

Что это серьезное дело:

Мальчишка, как ты, не хотел умирать,

А чтобы рабочий паек получать,

Вставал он к станку неумело.

Рядом стояли такие же, как он.

Но дело не только в краюхе,

А в братстве, и в чести, и в духе.

Даниил Гранин писал:(презентация:фотоГранин,блокадная книга)

Забота, любовь к ближним своим, - она делала чудеса.

Спасались большей частью люди, которые спасали других, которые стояли в очередях за хлебом, которые ходили разбирать деревянные дома, чтобы было чем топить буржуйки, те, кто таскал воду, помогал своим близким.

Возникало особое чувство взаимопомощи, еще и тем объясняемое, что Ленинград был городом-фронтом.

Он был частью фронта. А на фронте было обязательное правило - помогать друг другу, выручать друг друга.

А ещё поддерживали письма:

Весной сорок второго года

множество ленинградцев

носило на груди жетон -

ласточку с письмом в

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

(текст внизу)

Кадры прорыв блокады или звуки бомбёжки и кадры финала

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей

В мученьях блокадного ада,

Средь тысяч и тысяч смертей.

Сплоченные общим страданьем,

Без света, тепла и еды,

Мы жили, крепясь ожиданьем,

Единою верой тверды.

И днем, и глухими ночами,

В жару и метельную муть.

Ну, где же вы там, волховчане?

Ещё поднажмите чуть-чуть!

И врезавшись в память глубоко,

В ней ранами ноют с тех пор

Поповка, Усть-Тосно, Дубровка,

Синявино, Мга, Красный Бор…

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей,

Ловя дальний гул канонады,

Тревожась и радуясь ей.

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! ролик:прорыв блокады

Чтец Во имя Родины и долга –

На бой! Сегодня наш черед.

Мы ждали молча, ждали долго

И слово сказано: «Вперед»!

И, как всегда, у Ленинграда

Простое, строгое лицо.

Вперед, орлы, ломай блокаду,

Ее железное кольцо!

За залпом залп гремит салют,

Ракеты в воздухе горячем на экране-ролик:салют в Ленинграде

Цветами пёстрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо:

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

чтец: кадр -заставка

Прошло 70 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами и защитниками Ленинграда в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах нашего удивительного города.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

(Минута молчания)метроном

Ролик О Бергольц:нам от тебя не оторваться

выходят чтецы и хор

Несокрушим – ты смог в года лихие

Преодолеть все бури и ветра!

С морской душой,

Бессмертен, как Россия,

Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!

Грядущий день озарен тобой.

Так расцветай, наш прекрасный город!

Высокая честь – жить единой судьбой

Песня:Санкт –Петербург

Исполняют участники

Текст песни

Олег Кваша - Город наш Санкт- Петербург

Город проснулся с утра

Полупрозрачным и светлым.

Тысячи просек Петра

Вымыты ливнем и ветром.

Встали на место мосты,

Вспыхнули острые шпили...

И закружили, и закружили

Город петровской мечты.

Санкт-Петербург - Гордая белая птица.

Санкт-Петербург - Бронзовый царь и царица.

Санкт-Петербург - Славы российской столица.

Это частица, сердца частица,

Город наш, Санкт-Петербург.

Мимо людей и машин,

Вдоль островов и каналов

Мы всё куда-то спешим

Между великим и малым.

Любим и здесь же грешим.

Верим и рвемся к спасенью...

От поколения к поколенью

В городе нашей души.

Песня: «Хлеб всему голова» Музыка - Н.Кудрин, слова - В.Гундарев.

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Провожая его в

Первый раз на поля.

Ты запомним, сынок,

Золотые слова -

Хлеб - всему голова,

Хлеб - всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова -

Хлеб всему голова,

Хлеб - всему голова.

Сын пошел, пошагал

По отцовскому следу,

Но война началась -

Боль огня и свинца.

В годы бед и потерь.

Добывая победу,

Нес боец по земле

Завещанье отца:

Но случилась беда -

На земле незнакомой

Был он ранен в бою

По холодной зиме.

Пайку хлеба свою

Передал он другому,

А домой написал

В треугольном письме:

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

На страде посевной

Гул моторов и шум,

У родного крыльца

Сын погибшего сына

Говорил на заре