Чувственное, рациональное и внерациональное в познании. Рациональное и внерациональное в познании

31. Происхождение и сущность сознания.

Сознание

Существует Эволюционная теория происхождения сознания.

1 стадия. Изначально мир существовал как мир неживой природы. Но у него уже тогда было свойство – любое взаимодействие материальных систем оставляло следы. Это свойство называется отражение (способность одного объекта каким-то образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе их взаимодействия) После возникновения живой природы появляется более сложная форма – биологическая, которая включает в себя раздражимость и чувствительность . На этой стадии у организма появляются дифференцированные органы чувств, способные активно реагировать на сигналы раздражителей. Затем у живого организма появляется мозг, центральная нервная система, психика животного – а потом и психика человека.

2 стадия Предметное восприятие, обнаруживаются элементарные формы мышления. Затем–способность решать одну и ту же задачу несколькими способами, создание примитивных орудий труда человеческой психики от психики животного – восприятие человека отличает предметность, константность и осмысленность.

У животных отсутствует способность обобщать свой чувственно-практический опыт, передавать его с помощью речиили созданных орудий. Их интеллектуальные действия не являются осознанными. Сознание у человека является не только психическим. Но и социальным феноменом.

Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Сознание неразрывно связано с человеческим мозгом.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Конечно, философы предлагают множество определений понятия «сознания». Одни из них сводят сознание к материи, другие – объявляют сознание самостоятельной субстанцией. Приверженцы религиозной философии считают. Что Бог – воплощение абсолютного разума. Он наделил человека способностью мыслить (Фома Аквинский).

32. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

Сознание – это связанная способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительных в чувственных или понятийно-логических образах.

Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками: социологией, психологией, биологией, нейрофизиологией, кибернетикой….и т.д.

Самосознание – это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства и мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в мире.

По мере развития человек начинает понимать, что он для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она дает возможность человеку повернуться к самому себе, к своему собственному я, оценивать свое физическое состояние, поведение, пытается разобраться в причинах своего поступка. Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как к личности, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути.

Самосознание – это лишь часть сознания. А сознание, являясь психическим феноменом, лишь одна из разновидностей психического, одна из форм его проявления. Сознание – это не единственный уровень, на котором представлены психические процессы. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на его поведение, им осознается.

Бессознательное – это те явления. Процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на человека, но не осознаются им.

Бессознательно человек действует в состоянии невменяемости или аффекта, в состоянии гипноза. А также к бессознательным действиям относят инстинкты и интуицию. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация и ощущения.

Большой вклад внес З. Фрейд. К индивидуально бессознательному он относил такие качества, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях (ошибки, оговорки, описки, забывание иен, сноведения и грезы) Последователь Фрейда Юнг изучал феномен коллективного бессознательного . Элементы коллективного бессознательного он называл архетипами. Архетипы – это общие для людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, в сказках народного творчества. Они передаются из поколения в поколения не только традициями, но они заложены генетически в бессознательное каждого. Все это влияет на личную жизнь человека больше чем индивидуально бессознательное.

Сознание и бессознательное находятся в тесной взаимосвязи. Они управляют поведением человека. Сознание управляет сложными формами поведения человека.

Типы бессознательного

1. Предсознательное (ощущения, восприятия, память, мышление, установки)

2. Подсознательное (явления, которые раньше осознавались человеком, а потом были вытеснены в сферу бессознательного (например, навыки и умения в письменной или устной речи))

3. Желания, мысли намерения и потребности, которые вытесняются из сферы сознательного под воздействием усваиваемых норм морали. В психологии это называют цензурой.

Познание как предмет философского осмысления. Субъект и объект познания.

Гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности, а также формы, способы и закономерности достижения истинностного знания.

Со времен Декарта западноевропейская философия рассматривает познание через отношение «субъект-объект». Эта оппозиция используется для анализа процесса познания и обоснования знания с точки зрения соответствия его действительности.

Субъект познания – это носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и ее оценки, которым может быть индивид, коллектив, соц. группа и общество в целом.

Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Объектом выступают материальные и духовные явления, а также и сам субъект.

Без субъекта нет объекта. Без объекта – нет субъекта (обуславливают существование друг друга). В процессе познания субъект и объект оказывают значительное влияние друг на друга. Сам выбор объекта познания является результатом деятельности человека, а также особенностями его духовного мира. Для одного человека произведение искусства – объект эстетического восприятия. А для другого – объект тщательного искусствоведческого анализа.

Сам субъект социален по своей природе, а значит, и образы объекта, которые он создает в процессе познания, в определенной мере отражают состояние общества на данном уровне его развития.

К пониманию сущности познания философы подходят по-разному. В причинной концепции исходят из того, что познание представляет собой результат взаимодействия двух природных систем, а знание возникает лишь в силу активного физического воздействия объекта на органы чувств пассивного субъекта (Гоббс, Локк и др.).

Деятельностная концепция познания находит выражениие прежде всего в социальной теории, где познавательный процесс предстает как взаимодействие объекта и субъекта, в котором активность субъекта понимается как способность человека, обусловленная социокультурной средой (Выготский Копнин, Лекторский и др.).

Генетическая эпистемология , создателем которой является Пиаже, рассматривает познание как взаимодействие объекта с активно действующим природным (биологическим) субъектом. Благодаря этому взаимодействию, «субъект раскрывая и познавая объект, организует действия в стройную систему, составляющую операции его интеллекта или мышления»

В эволюционной теории познания " (Фоллмер и др.) основанием познания считается некий «мир средних размеров», «мезокосм», который только и является доступным человеку для наблюдения и из которого он получает образы-восприятия. Соответствие результатов познания познаваемому миру объясняется здесь способностью психики, эволюционировать, приспосабливаясь к изменениям в окружающей среде.

33 . Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает

1. онтологию-учением о бытии, (стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, онтология ищет категории обобщающего характера: как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др).

2. гносеологию-учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? (обращались Д. Юм, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн),

3. аксиологию- учение о ценностях. (обращались С. Кьеркегор, Ф. Ницше),

4. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию - учение о человеке(А.Камю)., историю философии, этику, эстетику.

В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов.

I . В рамках чувственного познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений.

Ощущение – это простейшее, элементарное отражение отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств.

Восприятие – форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств, отражается в сознании во всей целостности.

Представление – это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий.Представление является промежуточным звеном между чувственным созерцанием и абстрактным мышлением. У представления может и не быть прообраза в реальной действительности, в этом случае представление называют воображением, без которого невозможна творческая деятельность.

II . Рациональное познание подразделяется также на три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему. Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Суждение может быть или истинным, или ложным. Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из од­ного или нескольких суждений выводится новое суждение. 1.Все люди смертны (посылка). 2.Сократ - человек (обосновывающее знание). 3.Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, назы­ваемое заключением или следствием).

С развитием науки при анализе процесса познания философия все более стала ориентироваться на то, как происходит познание в реальной научной практике. В этой связи возникло новое разделение ступеней познания. Были выделены эмпирическая и теоретическая ступени познания

34-35. Рациональное и внерациональное в познавательной деятельности. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление -активный процесс отра­жения действительности, обеспечивающий раскрытие на осно­ве чувственных данных ее закономерных связей и их выраже­ние в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Есть два основных уровня мышления - рассудок и разум.

Рассудок - исходный уровень мыш­ления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стан­дарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное иссле­дование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность ве­щей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику пещей в логике понятий.

Большой вклад в изучении взаимоотношений разума и рассудка внес Кант . Он считал, что всякое знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается разумом. Сначала надо научить ученика познанию общего, сформировать у него рассудок. Потом научить его составлять суждения. А потом сформировать разум (т.е выводить принципы, определять особенное через общее)

Сторонники иррационализма в гносеологии рациональному мышлению и средствам логики противопоставляют внерациональные формы - веру, волю, от­кровение, озарение, нирвану, экстаз и т.п. Все эти формы по­знания объединяют стремление к общей конечной цели - слия­нию индивидуального Я с невыразимым Абсолютом.

Многие философы наряду с чувственным и рациональным познанием признают еще один вид - интуицию. Интуиция - непосредственное усмотрение истинности какого-либо утверждения. Интуиция - это озарение. Это интеллектуальный феномен, характеризующий постижением истины не путем обоснования с помощью доказательства, а прямым ее усмотрением. Итнуиция всегда связана с: неожиданность, спонтанность, новизна решения, его нестандартность, неосознанность процесса решения, невозможность воспроизвести пути и способы решения.

Интеллектуальная интуиция – это способность ума непосредственно постигать истину, не выводя ее из других истин с помощью доказательства и не усматривая ее лишь внешними чувствами.

Чувственная интуиция – это способность воспринимать знания с помощью органов чувств. Платон под интуицией понимал интуицию как особое внутреннее зрение, высшая способность ума. Декарт относил интуицию к интеллектуальной сфере, а Фейербах считал ее чувственным феноменом. У Фрейда – скрытый основополагающий принцип творчества.

Творчество – это всегда выход за границы известного, стандартного. Творческая деятельность человека всегда предполагает новизну. С творчеством связывают процесс нестандартной человеческой деятельности, результатом которой являются качественно новые материальные и духовные ценности. Истинное творчество невозможно без интуиции, она пронизывает всю творческую деятельность, помогая ему найти оригинальное решение. Пример: Художник сначала вынашивает замысел произведения, его общую идею. На этом этапе сознательное и бессознательное едины. Художник творит, нередко не осознавая побудительных мотивов (почему именно такой цвет). Выбор решения происходит бессознательно. Развитая интуиция является следствием целенаправленной интеллектуальной деятельности и богато практического опыта человека.

Объяснение как познавательно-аналитическая процедура приобрела ведущее значение в научном познании нового времени. Объяснение связано с реальностью. Человек благодаря мысли раскрывает в ней закономерный порядок, логически обуславливает этот порядок, подтверждает его через эксперимент. Объяснение – подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение. Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функционировании в системе целого. Смысл – ключевое понятие в решение проблемы понимания. Впервые как самостоятельная теоретико-методологическая проблема понимания поставлена В. Дильтеем: понимание – проникновение в духовный мир автора текста. Постепенно идея понимания стимулировала развитие методологии, более адекватно для социального и гуманитарного знания. Ключевыми для нее стали принципы герменевтики, заключающиеся в том, чтобы делать понятным, доводить до понимания.


Важнейшими вопросами, которые вставали перед гносеологической мыслью со времен античной философии, это вопросы о том, каковы источники нашего знания о бытии? Является ли знание результатом деятельности органов чувств или же знание - плод рациональных способностей человека? Насколько надежны эти источники? Как осуществляется процесс познания? Из каких звеньев он состоит?

Начинается процесс познания с деятельности, благодаря которой осуществляется контакт человека с миром. Это основа и предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Это чувственная деятельность или чувственное познание. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, на основе их деятельности возникают ощущения, восприятия, представления. Ощущение – простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания, и есть отражение отдельных сторон действительности с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса). Но, в сущности, ощущений больше, так, выделяют температурные, вибрационные, равновесные и другие. К чувственному познанию относят и такие состояния сознания, как предчувствие, неприязнь, расположение к другому человеку и другие. Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные ощущения, являясь составными элементами чувственного познания, на деле, не существуют обособленно друг от друга. Чувственная деятельность обладает способностью синтезировать ощущения, превращая их в восприятие предмета в его целостной форме.

Восприятие – это целостный образ предмета, являющийся результатом синтеза ощущений. В современной философии выделяют различные уровни восприятия: восприятие без интерпретации (что-то мелькнуло за углом); восприятие конкретного предмета (это дерево, а не другое); понимание того, что объект существует независимо от сознания субъекта и связан с другими объектами; понимание того, восприятие и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть и другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент. Уже этот анализ показывает, что восприятие не является пассивным созерцанием внешнего мира, а пронизано активной мыслительной деятельностью человека. Благодаря многократной работе механизмов восприятия в сознании, в памяти может удерживаться целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан человеку. В этом случае функционирует такая форма чувственного познания, как представление.

Представление – образ ранее воспринятого предмета, сохранившийся в памяти, или создание нового образа с помощью воображения и знания. Представление «беднее» восприятия, так как теряются некоторые качества объекта, имевшие место на уровне восприятия. Однако здесь более четко выражен избирательный характер познания, запоминаются наиболее значимые и интересные для субъекта черты предмета. В представлении еще более, чем в восприятии проявляется активная роль мышления, особенно при создании образов будущего. Классификация представлений включает:

Образы-репродукции (мысленное воспроизведение восприятия); образы-предположения (образы героев художественных произведений, описанных ситуаций, пейзажей);

Образы-модели (модель Солнечной системы, атома);

Образы, выражающие цели деятельности и последовательность операций, необходимых для достижения этих целей (сходить в магазин, выполнить задание);

Образы-символы и т.д.

Мышление, включаясь в представление, позволяет воспроизводить изучаемый объект, его характеристики и свойства.

В чувственном восприятии человека есть еще один важный элемент, который присущ только ему. Человек способен охватить взглядом, представить себе не только то, что видел собственными глазами, но и то, что почерпнул из описаний, знаний, приобретенных другими людьми. Это возможно благодаря языку, одной из важнейших функций которого является хранение и трансляция информации.

История становления человека показывает, что практическое освоение мира с момента создания орудий производства есть одновременно и его осмысление, то есть закрепление в познании обнаруженных и успешно используемых тех или иных свойств предметов, явлений природы, процессов. Одновременность становления и развития практической и гносеологической деятельности человека предопределяет качественный скачок в эволюции животного мира – становление абстрактного мышления.

Абстрактное мышление есть, прежде всего, этап образования таких обобщенных образов предметов и явлений, которые удерживают в своей форме существенные черты и свойства, что позволяет этим формам существовать не в виде разовых отпечатков или следов восприятия мира, как это свойственно животным, включая и высших, а фиксировать в сознании отраженные фрагменты объективного мира в виде идеальных сущностей – понятий и их связей.

Язык пронизывает человеческую жизнь, и он должен быть таким же богатым, как и она. С помощью языка мы можем не только описывать самые различные ситуации, но и оценивать их, отдавать команды, предостерегать, обещать, формулировать нормы, молиться, заклинать и т.д. Язык во многом организует и формирует чувственное познание при помощи понятий, которые человек усваивает в процессе социализации. Таким образом, в реальном познавательном процессе чувственность и понятийное мышление находятся в единстве и взаимодействии.

Основные формы рационального познания – понятия, суждения, умозаключения. Понятие – форма рационального познания, выражающая общие и существенные признаки предметов и явлений. В выделении существенных признаков предметов особую важность имела практическая деятельность, взаимодействие человека с природой. В процессе преобразования человеком природы шел активный познавательный процесс: человек целенаправленно сопоставлял разные предметы, сравнивал, отбрасывая те характеристики и связи, которые в данный момент его не интересовали. Сравнивая различные предметы, человек фиксировал в языке интересующую его общую характеристику в вещах, например, «твердость», «белизну» и т.д. Язык, закрепленное в слове свойство, делает слово знаком определенного свойства, становится возможным свободное воспроизведение не только отдельных свойств предметов, но и любых представлений.

В словах- понятиях обобщаются и фиксируются такие знания, которые позволяют человеку действовать с предметами соответствующего класса. Понятия выступают, своего рода правилами, своеобразной схемой чувственно-практического действия, в которой воплощен многовековой опыт человечества. Без понятий человеческое познание было бы невозможно, человеку приходилось бы вновь и вновь проделывать процедуры сравнения, фиксации одних свойств, отвлечения от других.

Освоение человеком мира с необходимостью формировало и такую форму мышления, как суждение.Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. В суждении выделяется предмет, свойство, которое ему приписывается и связь. Суждения могут быть простыми и сложными. Простые суждения: «Человек остановился», «Иван выше Петра». Сложное высказывание строится из простых высказываний: «Человек остановился и повернул обратно».

Умозаключение – это связь суждений, позволяющая получить новое выводное знание. Главные типы выводного знания – индукция, т.е., движение мысли от частного к общему, и дедукция – от общего к частному. Индукция (от лат.- наведение) – это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Выделяют полную и неполную индукцию. Полная индукция – это обобщение данных через простое перечисление. Неполная индукция производится на основе изучения некоторой группы явлений и отсутствия данных противоречащих выводу, когда знание, полученное на основе изучения группы явлений переносится на весь класс сходных явлений. Однако по отношению к бесконечности явлений фактический опыт всегда незакончен, неполон. Эта особенность опыта переносится и на результат – индуктивное обобщение, делая ее правдоподобной, поскольку нельзя говорить о достоверности индуктивного обобщения.

Дедукция – это переход от одних суждений, которые принимаются в качестве истинных к другим, на основе правил вывода. Основная разница между индуктивными и дедуктивными выводами усматривается в том, что дедуктивные выводы являются достоверными, обеспечивают истинность заключений при истинности посылок. Дедукция широко применяется в повседневной жизни. Но особенно велико ее значение в научном познании. Дедукция помогает давать логическую аргументацию отдельным утверждениям, служит средством доказательства. С помощью дедукции из гипотезы выводятся следствия для их последующей проверки в экспериментальной деятельности.

Особую роль в познании играет внерациональное, к которому может быть отнесенаинтуиция, обычноопределяемая как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Слово «интуиция» вошло в философию в качестве аналога древнегреческого термина, означающего познание предмета не по частям, а сразу, одним движением. Начиная с Плотина, утверждается противопоставление интуиции и дискурсивного мышления. Интуиция – это божественный способ познания чего-нибудь одним лишь взглядом, в один миг, вне времени. Дискурсивное же мышление – человеческий способ познания, состоящий в том, что в ходе некоторого рассуждения, последовательно шаг за шагом развертывается обоснование. В новое время Декарт свел все акты мышления, позволяющие нам получать новое знание без опасения впасть в ошибку, к двум: интуиции и дедукции. «Под интуицией, - говорит Декарт, - я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума… простое и отчетливое».

Существуют противоположные взгляды на место и роль интуиции в познании. Так, первая позиция считает, что без интуиции можно обойтись. Человек способен познавать, только рассуждая, выводя заключения, и не может что-то знать без этих, необходимых шагов. Контрпримерами этому взгляду являются математика и логика, опирающиеся, в конечном счете, на интеллектуальную интуицию. Другое представление – будто интуиция лежит в основе всего нашего знания, а разум играет лишь вспомогательную роль. С такой позицией трудно согласиться, интуиция не может заменить разум даже в тех областях, где ее роль особенно велика. Она не является непогрешимой, ее прозрения всегда нуждаются в критической проверке и обосновании. Для интуиции типичны: неожиданность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути. Поэтому, как правило, для результата, найденного интуитивно отыскиваются более убедительные логические основания, чем простая ссылка на интуитивную очевидность. Чтобы убедить в интуитивно схваченной истине не только других, но и самого себя, требуется развернутое рассуждение, доказательство.

Познание и язык

Обсуждая проблемы познания нельзя обойти важнейший фактор познавательной активности - язык. Язык отличает многофункциональность, это функции общения, передачи смысла, экспрессивная функция (выражения чувств, эмоций), сигнально-коммуникативная, дескриптивная, аргументативная.

Вещи становятся феноменами – частью нашего жизненного мира – благодаря именованию. Платон говорил об «имени» как начале знания. Второй шаг в познании – смысл имени, который может быть раскрыт только в суждении. Знание выразимо только в языке. Культура может быть только языковой (именование феноменов). Именование позволяет расширить наш жизненный мир. Язык – это возможность образовывать новые символы для репрезентации абсолютно всего – даже вещей, которые нельзя ощутить или увидеть. Имея в своем распоряжении правила комбинации и перекомбинации, подобные грамматике, человек обладает разнообразными возможностями, позволяющими выйти за пределы вещей и событий, находящихся в сфере нашего непосредственного восприятия. Язык – сердцевина культуры и человеческого творчества. В античной философии языкознание – часть философии.

Какова связь между языком и мышлением? На этот счет существуют три основные концепции: 1)язык отождествляется с мышлением; 2)гипотеза зависимости мышления от языка; 3) структура мышления определяет язык.

1) Язык и мышление тождественны. Исходные идеи этой теории были заложены основателем бихевиоризма (от англ. behavior – поведение) - Дж. Уотсоном. Он полагал, что представления о внутренней психической деятельности ошибочно. Все, что делает человек, сводится к реакциям, выработанным на различные стимулы, т.е. поведение человека - есть совокупность двигательных реакций и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды. Язык – форма реакции человека на воздействия внешней среды, благодаря которой человек приспосабливается к социальной среде. Но как тогда быть с очевидным фактом интеллектуального поведения, например, счетом в уме, решением задач в уме? Уотсон полагал, что мышление в этом случае – это субвокальная речь, т.е. люди, занятые интеллектуальным поведением на самом деле говорят сами с собой, что сопровождается малозаметными, но существующими микродвижениями гортани, возможно движением других групп мышц. В 1947 году был проведен решающий эксперимент, демонстрирующий ошибочность взглядов бихевиористов. Было использовано вещество производное от кураре: мышцы испытуемого были полностью парализованы, но жизнь поддерживалась аппаратом искусственного дыхания. Так как, вся совокупность мышц, ответственных за субвокальную речь оказалась парализованной, то субвокальная речь стала приниципиально невозможной. Тем не менее, испытуемый, находясь под воздействием кураре, наблюдал за тем, что происходит вокруг, понимал речь окружающих, запоминал события, сравнивал их и т.п. Таким образом, было продемонстрировано, мышление возможно при отсутствии какой-либо мышечной активности, и, тем самым, мышление нельзя отождествлять с языком. Однако позже в философии появились ослабленные версии бихевиоризма в виде особой теории сознания. Истоки гипотезы, согласно которой категории мышления определяют структуру языка, восходят к Аристотелю. Точнее, размышления Аристотеля о категориях позволили позже высказать эту альтернативу. Аристотель предложил десять категорий, которые представляют собой некоторые характеристики мира: 1)сущность (субстанция), 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7)положение, 8)состояние (обладание), 9) действие, 10)страдание. Может быть, эти категории и не представляют собой исчерпывающих характеристик окружающего мира. Важно другое: если не учитывать положение слов в синтаксическом строении предложения, то значения слов любого языка включается в какую-то одну категорию. Так, значение всевозможных существительных относится к категории – сущность, значения наречий относится к категории либо место, либо времени, значения всевозможных глаголов разбивается по категориям положения, состояния, действия и страдания. Неважно, что народ племени дани (из индонезийской Новой Гвинеи) использует только два слова, обозначающие цвет. Одно слово для обозначения темных, холодных цветов, другое для ярких, теплых цветов. Тогда как английский язык имеет одиннадцать основных слов, обозначающих цвета. Важно то, что и в том и другом языке значения слов, обозначающие цвета, относятся к одной и той же категории – качеству. Другими словами, языки народов могут иметь существенные различия, но структура их мышления, согласно этой гипотезе, одинакова.

Гипотезу зависимости мышления от языка связывают с именем В. Гумбольдта. В. Гумбольдт – первый философ языка, полагал, что представления человека о мире зависят от того, на каком языке он мыслит, утверждал связь языка и духовной природы человека. Человек живет с предметами так, как их преподносит ему язык. Э. Сепир: реальный мир в значительной степени строится бессознательно на основе языковых привычек той или иной социальной группы. Мы видим, слышим и воспринимаем действительность так, а не иначе в значительной мере потому, что языковые нормы нашего общества предрасполагают к определенному выбору интерпретации. Лексика – очень чувствительный показатель культуры. Лексические различия выходят за пределы имен культурных объектов, они в такой же степени характерны и для ментальной области. Э. Сепир вводит понятие лингвистического детерминизма (язык детерминирует мышление) и лингвистической относительности (этот детерминизм связан с конкретным языком, на котором говорит человек). Эти утверждения получили название гипотезы Сепира-Уорфа или лингвистической относительности. Б. Уорф полагал, что наши представления о времени, пространстве и материи до некоторой степени обусловлены структурой того или иного языка.

Предмет, образ, знак, значение

По определению Э. Кассирера, «Человек – это существо символическое». По сравнению с другими животными человек живет не только в природном мире, но и символическом, язык, миф, религия – части этого универсума. Человек настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника – символа, знака.

По мнению Э. Кассирера, вместо того, чтобы определять человека как существо рациональное, мы должны определить его как существо символическое, тем самым обозначим его специфическое отличие, и сможем понять новый путь, открытый человеку – путь цивилизации.

Человек, осуществляя свою деятельность, постоянно направляет её на предмет, то, что противостоит ему как в практической, так и в познавательной сфере.

Предметом в самом широком смысле слова называют любое реально существующее нечто, начиная от универсума и кончая самой мельчайшей на сегодня известной частицей ядра атома; все, что может быть познано. Чаще всего такое нечто называют объектом и различают предметы-объекты и признаки-объекты. Предметы-объекты – то, что способно существовать самостоятельно в пространстве и времени, признаки-объекты существуют лишь в составе предметов как их признаки, характеристики, черты, определенности. Кроме того, признак характеризует предмет, в то время как обратное не имеет места. Предмет не может быть характеристикой признака.

Результатом преобразования объекта (предмета) в сознании ­человека, способом осмысления действительности является образ. Это понятие, являющееся неотъемлемым компонентом псих­огического, философского, социологического и эстетич­еского дискурсов.

В натуралистических вариантах гносеологии образ совпадает с чувственными дан­ными и проявляется в ощущениях, восприятиях, nред­ставлениях . В этом смысле говорят об отражательном характере образа. В гносеологическом смысле образ характеризуется через систему взаимодействия субъекта и объекта, через ак­тивнoe, преобразующее отношение к действительности. Главнаяего задача - репрезентация идеального, соеди­ненного с нравственно-этическими и социально-куль­турными ценностями и оценочными суждениями.

Характеристиками гносеологического образа является:

Его предметная соотнесенность: образ всегда направлен на некоторый объект, на некоторую сторону познавательной деятельности. Сам образ внутри нас, но познавательная деятельность направлена на то, что находится вне нас, вне нашего сознания. Для возникновения образа нужна сложная нейрофизиологическая деятельность. Но мы воспринимаем не то, что делается в нашем мозге, а сам предмет. Маркс: «…световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза» (Т. 23. С. 82);

Образ вторичен, производен, не имеет самостоятельного характера;

Образ идеален, в образе предмета нет ни грана вещества самого предмета и ни грана вещества мозга;

Если по предметной соотнесенности образ объективен,
то по форме существования он субъективен. Способ восприятия каждого отдельного субъекта уникален, неповторим. Извне способ восприятия каждого отдельного субъекта узнать нельзя;

Образ непосредственно обращен к субъекту познавательной деятельности, тому, кто продуцирует деятельность;

Образ выполняет функцию регулирующую , направляющую деятельность человека;

Отличительной особенностью образа является его цельность как совокупность многообразных предметных и струк­турных характеристик, дающая возможность судить о целом даже при недостатке эмпирических данных, когда содержание достраивается на основе имеющегося опыта и знания. Цельный и отчетливый образ способен заменить пространственные описания, совместить объяснение и понимание, передать понятийно неопределяемое и не­доступное нашим познавательным способностям. Образ, по­нятый как синтез наглядности и абстрагирования, явля­ется результатом продуктивной деятельности воображе­ния, создающей различные модели и конструкции, проводящей мысленные эксnерименты.

Содержание познавательного образа определяется характером фрагмента действительности, включенного в деятельность субъекта, т.е. основу отношения образа к действительности составляет не простое созерцание субъектом объекта, а активное деятельное отношение, проявляющееся в целесообразных действиях субъекта с объектом. Образ отличается избирательностью.

Познавательный образ не может рассматриваться как нечто застывшее, завершенное. Это прежде всего процесс. Образ находится в состоянии постоянного изменения, имеет «текучий» характер, как и вся деятельность человека в целом. Познавательный образ, его возникновение всегда связано с решением какой-то практической, или познавательной задачи. Явившись завершением одних действий, образ становится основой новых. Познавательный образ существует в современной науке в виде идей, гиnотез, математических моделей и т.д.

Образ всегда возникает на основе предметной деятельности и выражается в предметных формах. Такой специализированной предметной формой являются знаковые системы (или знаки).

Что такое знак?

Мы живем в мире знаков. Звонит звонок. У любого звонка есть значение: у школьного – начало или конец занятий, телефонного – сообщение. На продуктах: банках, коробках - наклейки, надписи, означающие какой это продукт. На автобусах – номера – знаки маршрута, светофор – знак, погоны – знак, форма, улыбка, приветствие.

Знаком называют любой материальный предмет , который служит в процессе общения и мышления людей представителем другого предмета (вещей, их свойств, процессов, действительности).

Не возникает ли сомнения, что, занимаясь проблемой знака, мы уходим в сторону от вещного мира. На это сомнение Лейбниц отвечал следующим образом: «Никто не должен бояться, что наблюдение над знаками уведет нас от вещей, напротив оно приводит нас к сущности вещей».

Каковы же свойства знаков? Выделяют четыре свойства знаков. Первые два свойства были введены в широкое употребление основателем современной лингвистики – Фердинандом де Соссюром. Тем не менее, это давняя концепция, принадлежащая стоикам.

1. Всякий знак обозначает что-то, а значит, должно быть, что-то обозначающее и оно должно быть доступно зрению, слуху: слова, флаг, красный свет и т.п. Итак, для знака характерны его материальные признаки, в силу которых знак выполняет функцию обозначения (обозначающее).

2. Во-вторых, знак должен что-то обозначать, т.е. необходимо обозначаемое. Это либо понятие (окружность, холод, совесть), либо представления – образ (Снегурочка, ель, снег). Если обозначающее – воспринимается органами чувств, то обозначаемое – часть мира мыслей, представлений. В знаке мысли и чувства объединены.

3. В-третьих, необходима условная связь между обозначающим и обозначаемым, та связь, о которой условились люди. Например, количество звезд на погонах, номер обуви, свет светофора и т.д.

4. В-четвертых, и это особенно важная сторона знака, знак не выносит одиночества. Он не может быть один, он всегда соотнесен с другими знаками или, иначе говоря, образует вместо с ними единую знаковую систему, если их значения сопоставимы. Знаки со значениями «Бытие» и «Перед употреблением взбалтывать» не могут составлять единую систему.

Ч то такое знаковая система? Далеко не каждую группу знаков можно назвать знаковой системой. Основным свойством системы является наличие у нее структуры. Любая структура, в том числе и структура знаков, подразумевает наличие отношений между всеми элементами. С системами, имеющими устойчивую структуру, мы встречаемся постоянно. Это любой механизм, любой живой организм, Земля, Вселенная в целом, а также футбольная команда, армия. Однако выделить системные свойства непросто. Нужно выявить в изучаемом объекте структуру, описать все ее элементы и, что особенно трудно, установить все множество отношений между ними (или множество ролей).

Четыре свойства необходимых для знака, если хотя бы одного изних нет, не будет и знака.

Знаковых систем много. Но среди них есть главная. Это наш обычный, повседневный язык. Нужно показать, что язык имеет знаковый характер.

Возьмем слово. Это единство обозначающего и обозначаемого. Само слово обозначающее, значение слова – его обозначаемое. Итак, первое и второе условия существуют. Далее, есть и условная связь между значением слова и его звучанием. Чешское слово «пушка» означает нашу винтовку. В свою очередь, наша «пушка» по чешски – дело. Наше «дело» по-чешски – «чин». А наше слово «подводник» значит по чешски – «шулер». Другими словами, звучание слова и его значение связаны друг с другом условно, а не природно. В одном языке так, а в другом по-иному. И, конечно же, слово не действует «в одиночку». Каждое слово соотнесено с другими словами. Это четвертая особенность знака. Представьте, сейчас я произнесу: «кефир», «ядерный реактор», тут же потребуют слушатели ввести знак в круг других знаков.

Итак, язык, несомненно, знаковая система. Кроме того, язык универсальная знаковая система . Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам, т.к. любой знак, любой системы может быть «пересказан» средствами языка. Язык универсален еще и потому, что охватывает весь мир: и тот, который вокруг нас и тот, который внутри нас, язык способен обозначать все.

Итак, для знака характерно: быть материальным объектом; быть представителем какого-то другого объекта.

Основными характеристиками знаков являются предметное значение исмысл. Предметным значением является тот предмет, представителем которого знак является. Это основная характеристика знака. Предметным значением языковых знаков , например, имен, являются предметы в широком смысле этого слова , все, что может быть объектом мысли. Значения слов называют иначе десигнатами, а сами имена – десигнаторами.

Смысл знака – это такая характеристика обозначаемого импредмета,которая позволяетоднозначно мысленно выделить этот предмет из множества других. Другими словами, смысл – это совокупность признаков, которая является отличительной для этого предмета. Смыслы – это определенные формы мысли. Для имен – это понятия, для повествовательных предложений - суждения.

Классификация знаков.

Различают три основных вида знаков в зависимости от характера их отношения к обозначаемым объектам:

- знаки-индексы

- знаки-образы

- знаки-символы.

Знаки-индексы связаны с предметами, которые они представляют некоторым причинным образом. К ним относятся следы на снегу, положение флюгера, дым из трубы и т.д.

В языке к знакам – индексам относят выражения, возникающие как реакции на внешние воздействия (междометия).

Знаки-образы являются в какой-то мере изображениями обозначаемых предметов (картины, чертежи, схемы, фото. В языке к числу знаков этого типа принадлежат такие слова, которые по своему звучанию воспроизводят какие-то звуковые характеристики обозначаемых предметов, например, «треск», «звон», «жужжание» и т.п.

Знаки-символы – физически никак не связаны с обозначаемыми предметами. Это большинство слов естественного языка. Их связь с обозначаемыми предметами устанавливается (как говорилось выше) либо по соглашению, либо стихийно при формировании языка. В языке решающую роль играют знаки именно этого типа . То, что называется «символом» формируется только по соглашению. Смысл символа понятен лишь тем, кто знает его происхождение.

Наука о знаках – семиотика. Термин «семиотика» восходит к стоикам, которые испытали влияние греческой медицины, где диагноз и прогноз трактовались как знаковые процессы. Широкое распространение в наши дни термин семиотика получил благодаря Чарльзу Пирсу (1839-1914).

Фердинанд де Соссюр, также отталкиваясь от греков, назвал эту областьсемиологией и ожидал от этой отрасли знаний, что она прояснит сущность знаний и законы управления ими.

Основные идеи семиотики были высказаны Ч. Пирсом – «самым изобретательным, разносторонним из американских мыслителей»- (Р. Якобсон). Ч. Пирс был настолько великий, что ни в одном университете не нашлось для него места. Первая попытка классификации знаков была сделана Ч. Пирсом в его работе «О новом списке категорий», которая была предана забвению до 30-х годов 20 века. Его работы большей частью остались неопубликованными, а потому неизвестными.

Последователь Ч. Пирса, Ч. Моррис дополнил теоретические положения Пирса тем, что подошел к изучению свойств знаков в процессе их функционирования, а иначе и не существуют знаки, поскольку есть интерпретатор. Процесс, в котором нечто функционирует как знак, Моррис называет семиозисом. Этот процессв традициивосходящий к грекам обычно рассматривался как включающий три или четыре фактора:

То, что выступает как знак (знаковое средство , знаконоситель)

То, на что указывает знак (десигнат)

Воздействие в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта ) – это учитывание знака и соответственно построение своего поведения;

В качестве четвертого фактора может быть введен интперпретатор – все эти факторы взаимосвязаны и предполагают интерпретатора. Моррис вводит и три измерения семиозиса, три взаимосвязанных отношения, в котором могут находиться знаки в процессе их функционирования:

- «знак- знак» - синтаксис;

- «знак – объект» - семантика;

- «знак – люди» - или интерпретаторы.

Соответственно этим отношениям выделяют три основных аспекта языка: синтаксис, семантику и прагматику.

Синтаксический аспект включает многообразие отношений знаков к другим знакам. А также, это имеющиеся в языке правила образования одних знаков из других, правила изменения знаков (склонения, спряжения).

Семантический аспект – составляет совокупность отношений знаков к объектам внеязыковой действительности, т.е. к тому, что они обозначают, их свойства, характеристики.

Прагматический аспект включает такиеособенности языка, которые зависят от того, кем и в каких ситуациях он применяется. Бесспорно каждому известны многие случаи, когда одно и то же выражение языка в зависимости от ситуации, например, от интонации может иметь различные смысловые оттенки, иногда противоположные. Язык науки максимально избегает неопределенности, двусмысленности. Этим требованиям удовлетворяют специально построенные формализованные языки.

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. – необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. – вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность соц. (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как соц. познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм ).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова)

ЭМПИРИЗМ (англ. empirism ) – альтернатива нативизму , концепция, согласно которой в развитии восприятия и других познавательных способностей основную роль играет прижизненный опыт, восприятие является функцией научения. См. также Транзакционизм . (Б. М.)

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. empirical psychology ) – термин, введенный нем. философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся «бессмертной» душой ). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В Средние века важность эмпирико-психологического подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон , У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач X. Л. Вивес , книга которого «О душе и жизни» (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка , который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний – выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления – материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм ), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под «опытом» чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. «опытная школа» в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения . Исследования «опытной школы» подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

ЭНГРАММА (англ. engram ) – совокупность изменений в нервной ткани, обеспечивающих сохранение результатов воздействия действительности на человека. Э. – физиологическая основа памяти . Различаются 2 типа Э. с т. зр. их содержательной характеристики: образы – Э., структуры которых отображают структуры воспринятых ранее объектов, и модели действий – Э., структуры которых отображают программы действий. Между Э. может образовываться устойчивая ассоциативная связь. Ср. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти, Экфория . (Т. П. Зинченко)

ЭНДОРФИНЫ – см. Наркозависимость .

ЭНДОФАЗИЯ (англ. endophasia ) – син. внутренней речи ; кроме того, может означать выполнение движений губ, языка и челюстей, которые беззвучно имитируют речевые движения (см. оральный праксис ).

ЭНКЕФАЛИНЫ – см. Наркозависимость, Информационные потребности .

ЭНТАСИС (греч. entasis – напряжение ) – небольшое утолщение в середине ствола колонны (дорического ордера), создаваемое с целью усилить впечатление напряженности, устойчивости и устранить оптическую иллюзию вогнутости колонны. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см.

ЭНТИМЕМЫ (англ. enthymeme ; от греч. «в уме», «в мыслях») – доводы, рассуждения, в которых некоторые посылки или следствия не формулируются в явном виде. Такие логические построения не экзотика. Их использование практически неизбежно в ходе повседневных рассуждений любого человека. Изъятие Э. (заполнение «провалов», «разрывностей» в ходе мышления) ведет к огромному увеличению текста, появлению большого количества тривиальных логических звеньев; это замедлило бы мышление и общение (обмен информацией стал бы при этих условиях не только медленным и скучным, но и труднообозримым процессом).

При расширенном понимании под Э. подразумевается любое рассуждение, в котором пропущены или явно не сформулированы одна или несколько посылок либо само заключение. В последнем случае, когда мы предпочитаем не высказывать явно заключение рассуждения, мы вступаем на почву намеков .

Главная проблема взаимопонимания заключается в индивидуальном характере Э. То, что тривиально для одного человека, часто оказывается принципиально важным и совсем не простым для другого. Однако наличие индивидуальных Э. можно рассматривать как одно из основных положений для объяснения механизмов творческого мышления. (В. М. Кроль)

ЭНТОПИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (англ. entoptic phenomena ) – ви́дение структур глаза, в частности слепого пятна (точнее, оптического диска) или дерева Пуркинье (см. Пуркинье дерево ).

ЭНЦЕФАЛЕ ИЗОЛЕ (англ. encephale isole ; букв. изолированный головной мозг) – животное, у которого произведена хирургическая перерезка мозгового ствола на каудальном конце продолговатого мозга, чуть выше спинного мозга. Такое животное является парализованным, но у него наблюдаются нормальные циклы сна и бодрствования. Когда перерезка производится выше, в области между верхними и нижними холмиками (cerveau isole, или межколликулярное рассечение), животное впадает в кому. При рассечении моста выше тройничных ядер получают т. н. претригеминальный препарат. Первое время после операции животное постоянно бодрствует, но в дальнейшем восстанавливается нормальное чередование сна и бодрствования, хотя парадоксальный сон отсутствует. Каудальная часть препарата продолжает осуществлять регуляцию кровообращения и дыхания. Тот факт, что препарированное животное не ощущает боли, делает его весьма удобным для нейрофизиологических экспериментов. (Б. М.)

В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. В своем исходном значении, отраженном в этимологии термина, рациональное – это разумное, связанное с разумом, включающее момент рефлексии и контроля. Но рациональность, взятая в гносеологическом аспекте, относительна к виду знания – т.е. по отношению к различным видам знания следует говорить о различных типах рациональности. Речь идет о видах концептуального знания, существующих наряду с наукой. В художественном, религиозном, мифологическом знании используются специфические познавательные средства и действуют особые логические законы. В каждом из этих видов знания существует нормативность и выделяются некоторое «ядерное знание» (совокупность концепций, представлений, гносеологических образов вообще, в наибольшей степени соответствующих эталонам), а также периферийная сфера, в которой степень соответствия нормативам снижена (для религии это совокупность ересей, для искусства – авангардные течения и т.д.). Это означает, что можно говорить о мифологической, религиозной и тому подобной рациональности как о соответствии определенным конкретным образцам и стандартам. Такая рациональность относительна: мифологема, рациональная в системе координат мифомышления как отвечающая его канонам, иррациональна с точки зрения науки, но и научный концепт может быть оценен как иррациональный при взгляде на него извне, с платформы иного вида знания. Внутренняя нормативность каждого вида знания предполагает как установление правил и стандартов деятельности, так и определение форм и рамок ожидаемых результатов, характера и степени их соответствия ценностям человеческого существования. Например, в религиозном познании это система базовых положений, принятые способы аргументации и интерпретации, сопряжение повествовательного и назидательного планов. Таким образом, обе составляющие рациональности присутствуют в каждом виде познания, нормативность является достаточно жесткой.

Знание становится рациональным, если оно соответствует следующим требованиям: 1) обоснованности, 2) определенности, 3) последовательности, 4) системности, 5) объективности. Но как показала история развития человеческого мышления, эти требования не могут быть полностью реализованы. Так, нет некоего начального абсолютного знания, из которого выводится все остальное. Поэтому процесс познания включает нерациональные компоненты – интуицию и веру. Нерациональные процедуры и операции производятся разными участками мозга на основе особых биосоциальных закономерностей, которые действуют независимо от воли и сознания человека. Так, интуиция оказывается связанной с бессознательным моделированием ситуаций с помощью образов и образных схем при доминировании правого полушария мозга, при этом найденное решение выглядит как постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования ее с помощью доказательств. При этом сама невозможность осознать промежуточные этапы решения связана с переходом обработки информации из левого полушария в правое. В правом полушарии представлены: образное восприятие, эпизодическая и автобиографическая память, ситуативное обобщение, непрерывная и многозначная логика. Когда же психический процесс переносится в левое полушарие, то включается восприятие понятийное, память категориальная, классификация по признакам, двузначная логика.


Вера– это одновременно факт сознания и бессознательного. В качестве феномена сознания она выступает как идейная, мировоззренческая позиция принятия или непринятия (в этом случае говорят о неверии) определенных утверждений или поступков (как целесообразных, ценных, истинных, справедливых и т.п.) без предварительной фактической или логической проверки. Важнейшей стороной веры выступает ее познавательная (гносеологическая) природа и соответственно ее роль в познании. Как всякий акт познания, она имеет свой определенный предмет: верят во что-нибудь и чему-нибудь или кому-нибудь (в этом случае говорят о доверии или недоверии.

Следует отметить, что вера в познавательных си­туациях выступает в двух формах. Во-первых, это разные утверждения, пред­положения, полагания, причем не всегда они должны быть выражены в языке, но могут включаться и в процесс восприятия. Важно то, что именно такая вера проверяется опытом и может оказаться истинной или ложной, причем в случае достаточной обоснованности она превращается в знание. Такая вера возникает, когда объективные параметры процедуры объяснения еще не задействованы. Основанием для такого акта сознания является внутренняя субъективная уверенность, не нуждающаяся в доказательствах.

Но есть и вторая форма веры, более фундаментальная, не сводимая к вере-вероятности, но выступающая как способ утверждения определенного опыта и опреде­ленной познавательной практики. В отношении этой формы веры вопрос о ее истинности или ложности не стоит, эта вера не может проверяться данным опытом, так как она и создает последний.

Вера играет важную роль в научном познании: не только в процессе выдвижения парадигм, теорий, гипотез, но и в ходе их принятия научным сообществом. Знание предполагает обоснованность выдвигаемого утверждения. Поскольку о полной обоснованности такого рода можно говорить лишь в некоторых случаях, научное знание оказывается неотделимым от наличия определенного элемента веры. Этот элемент может быть большим или меньшим. Он может быть настолько невелик, что мы имеем все основания говорить о знании: это касается прежде всего установленных эмпирических зависимостей, разного рода экспериментальных результатов.

В русском языке существует одно слово «вера» для двух различных актов веры. В одном случае речь идет о том, что человек сознает недостаточную убедительность, недостаточную обоснованность своего суждения. Это – ситуация, когда речь идет о «предмете», который в принципе можно знать, и если эта возможность знать реализована или человек убежден, что она реализована, он говорит: «Я знаю». В другом случае веры человек убежден, верит, что он знает, как обстоит дело, какое надо принять решение, каким должен быть следующий ход. Вера и в этом случае – субъективное убеждение, но убеждение на основе внутренней уверенности в адекватности основания для такой уверенности. Эта вера – больше, чем то знание, которое требует еще подтверждения и проверки, это – вера, покоящаяся на очевидности. Таким образом, возникает необходимость различения двух типов веры: 1) веры-вероятности , веры-предположения, для которой характерно сознание недостаточности убедительности в обоснованности суждения веры, и 2) собственно веры как верования – веры-очевидности , когда предмет веры в принципе недоступен познанию. Вера-вероятность возникает в ситуации неопределенности, она призвана всего лишь восполнить недостаток знания в ситуации, когда необходимо принять оценочное решение и невозможно тщательно проанализировать все обстоятельства.

Формирование Э. человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. и аффектов (напр., чувством любви м. б. обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.

События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими Э. могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона - т. н. настроения.

Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности (см. Астенические эмоции, Стенические эмоции); в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций Э., состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат Э. Сопровождающие Э. физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний. См. Амбивалентность чувств, Базальные эмоции, Гипофиз, Дискомфортное состояние, Катарсис, Комплекс, Психические состояния, Тревога, Фобии, Фрустрация, Эйфория. (В. К. Вилюнас.)

Добавление: Дать дефиницию Э. (т. е. всем эмоциональным явлениям вместе) значительно сложнее, чем ежечасно испытывать разнообразные эмоции. Иногда Э. заставляют думать; так, Э., вызываемые существующими определениями Э., заставляют думать о самих же Э.

Э. (эмоциональные явления) - это психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание - субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам индивида; в результате и как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности. Трудно согласиться с теми физиологами и психофизиологами, которые утверждают, что Э. - это отражение мозгом силы потребности... В таких случаях хочется сказать: если мозг отражает, то пусть он и переживает. Тем не менее нельзя не учитывать, что Э. включают помимо собственно переживательного (субъективного, феноменологического) компонента целый ряд объективных, непсихических компонентов, которые, однако, явно выходят за границы мозга, в силу чего в отношении Э. допустимо говорить об отражении всем организмом (а не только мозгом).

Э. по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные): 1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание); 2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.); 3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов Э.); 4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.); 5) поведенческий компонент. (Приведенный список компонентов нельзя считать образцовым и бесспорным: иногда в число компонентов Э. включают процессы волевой саморегуляции; кроме того, имело бы смысл разделить когнитивный компонент и рефлексивный.) Очевидно, теория Джемса-Ланге, по существу, трактовала эмоционально-оценочный компонент как вторичный (если не эпифеноменальный) по отношению к эффекторным проявлениям (экспрессивным, физиологическим, поведенческим).

Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих компонентов. Основные подразделения эмоциональной сферы - эмоциональный (аффективный) тон ощущений, аффекты, ситуативные (конкретно-предметные) Э., чувства, настроения - структурируют множество эмоциональных явлений на основе учета взаимосвязей между компонентами Э., но этот перечень является скорее интуитивной квазиклассификацией. (Б. М.)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - см. Амбивалентность чувств.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ (англ. emotional ear) - сравнительно новый термин, предложенный биологом В. П. Морозовым (1985) для давно известной и изучавшейся в психологии способности распознавать по звуку голоса (в частности, говорящего) человека его эмоциональное состояние. Э. с. рассматривается как эволюционно более древняя форма слухового восприятия по сравнению с речевым (семантическим) слухом. В. П. Морозов разработал тест для определения степени развития Э. с. В этом тесте обследуемому предъявляются для декодирования эмоционального состояния три фразы (в магнитофонной записи), произнесенные профессиональным актером, который имитировал 5 состояний (радость, печаль, страх, гнев и нейтральное состояние). Сначала предъявляется 10 раз одна фраза, затем 10 раз вторая и 10 раз третья. Разные эмоциональные экспрессии предъявляются равновероятно и в случайном порядке. Сразу после прослушивания прозвучавшей фразы слушатель должен определить ее эмоциональную окраску. (Б. М.)

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. empirical psychology) - термин, введенный нем. философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся "бессмертной" душой). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В средние века важность эмпирико-психологического подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач Х. Л. Вивес, книга которого "О душе и жизни" (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка, который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний - выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления - материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под "опытом" чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.