Что такое самоходная гаубица 2с19 мста с. Интеллектуальная сау «мста-с

2С19 «Мста-С»

Мощная «самоходка» для тактических побед

В ближайшие три года российская армия получит 42 модернизированные самоходные артиллерийские установки «Мста-С» – это один из крупнейших контрактов прошедшего форума «Армия-2016». Речь идет о версии 2С19М2, усовершенствованной самоходной гаубице нового поколения.

САУ или танк?

Самоходная артиллерийская установка (САУ, в народе «самоходка») – это артиллерийское орудие на самоходном шасси. САУ могут быть бронированными или нет, на гусеничном или колесном шасси, иметь поворотную башенную или рубочную установку орудия. Некоторые САУ с башенной установкой орудия по виду напоминают танки, но на деле это принципиально разные машины. Главное отличие заключается в основном назначении: танки предназначены для непосредственного участия в боях, в том числе ближних, а самоходные установки осуществляют артиллерийскую поддержку с дальних позиций.


Славная история «самоходок»

Современные САУ – это в основном самоходные гаубицы и зенитные артиллерийские установки. Все они являются «потомками» советских самоходок, которые внесли немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Осенью 1942 года немецкие войска на подступах к Ленинграду впервые испытали в бою свой тяжёлый танк «Тигр» – именно он, по мнению Гитлера, должен был завершить затянувшийся блицкриг. Главным противником немецкого «Тигра» стала советская самоходная артиллерийская установка СУ-122 – опытный образец был изготовлен всего за месяц, а в конце декабря 1942-го первые машины уже ушли на фронт.

Самая первая СУ-76, созданная на основе Т-70, более мощная СУ-85 на базе танка Т-34, легендарная СУ-100 с улучшенной защитой, «героиня» битвы на Курской дуге СУ-152 – советские «самоходки» массово использовались на всех фронтах Великой Отечественной для истребления вражеских танков.


Комсомольцы передают самоходные установки экипажу, прибывшему на завод с фронта, сентябрь 1942 года
Самоходные артиллерийские установки выдвигаются на передовую, проходя мимо Нарвских ворот, ноябрь 1942 года
Солдат в самоходной артиллерийской установке, март 1943 года
Экипажи получают боевое задание. Подразделение легких артиллерийских самоходных установок перед выходом на огневые позиции. 3-й Белорусский фронт (Восточная Пруссия), 15 марта 1945 года
Самоходная артиллерийская установка прокладывает путь штурмовым группам советских войск в городе Данциге (Гданьске), 24 марта 1945 года
Немецкие самоходные артиллерийские установки – трофеи советских войск, 10 мая 1945 года
Самоходные артиллерийские установки движутся к Красной площади для участия в параде Победы, 26 июня 1945 года

Вместо «цветочной династии»

После войны, с развитием технологий, штурмовые и противотанковые САУ на время уступили место более совершенным ракетным системам. Но ракетное оружие не смогло полностью вытеснить ствольную артиллерию, и самоходные артиллерийские установки, претерпев значительную модернизацию, вернулись в строй. Основное развитие шло в направлении увеличения максимальной дальности стрельбы, повышения скорострельности и точности поражения цели.

В 1989 году на вооружение была принята 2С19 «Мста-С» – дивизионная самоходная гаубица калибра 152 мм. К началу ее разработки границы СССР уже охраняли самоходки с красивыми «цветочными» названия – «Акация», «Гиацинт» и «Тюльпан», но «гонка вооружений» между Советским Союзом и НАТО требовала дальнейшего наращивания боевых характеристик.

Новая машина «Мста-С» получила менее поэтическое наименование. Разрабатывать «самоходку» поручили ОКБ-3 «Свердловского завода транспортного машиностроения». 2С19 создавалась с применением узлов моторно-трансмиссионной установки Т-72 и ходовой части Т-80. «Мста-С» превосходила «Акацию» по ряду технических характеристик, в частности, по дальности стрельбы – 29,06 против 20,3 километров. Впервые на практике были решены несколько важных задач: обеспечена высокая скорострельность, создана система управления наведением орудия, сократившая количество операций, выполняемых наводчиком вручную, реализован автоматический выброс стреляных гильз из боевого отделения.

Главные особенности

1 «Мста-С» может выполнять огневой налёт одним орудием, когда несколько снарядов выстреливаются последовательно по разным траекториям и достигают цели почти одновременно.


2 «Мста-С» может вести огонь по видимым целям прямой наводкой, в том числе в горах.


Типы целей: тактические ядерные средства, артиллерийские и минометные батареи, танки и другая бронированная техника, живая сила, средства ПВО и ПРО, пункты управления.

3 «Мста-С» начинает стрельбу без дополнительной подготовки, а после залпа быстро покидает огневую позицию.


указаны максимальные значения

4 «Мста-С» может вести огонь возимым боекомплектом из боеукладки, расположенной в башне, и с подачей выстрелов с грунта.


Система подачи снарядов автоматизирована, переход к другому способу ведения огня происходит без потери скорострельности, которая составляет 8 выстрелов в минуту.

Инновации в деле

«Мста-С» оснащена всеми необходимыми современными электронными бортовыми системами, позволяющими быстро и эффективно решать навигационные, коммуникационные, огневые задачи, что делает её современным высокоэффективным образцом артиллерийского вооружения.


Самоходная гаубица «Мста-С» 2С19М1 оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнем, которая может сохранять 10 огневых задач одновременно.
Боевая машина весит 42 тонны, ее экипаж – 5 человек, вооружение – гаубица 2А64 калибра 152 мм и пулемет калибра 12,7 мм
При отсутствии точки наводки «Мста-С» может стрелять по «бесприцельной схеме».
Маскировочный комплект «Накидка» снижает заметность в радиолокационном и тепловом диапазонах
«Мста-С» работает при температуре от – 40 до +40 °C, в дождь, снег и при ветре до 40 м/с
Стальная броня защищает гаубицу от пуль калибра 7,62 мм с любого направления

Аликина Светлана
Жуков Сергей
Костомарова Алена
Волков Александр
Емцев Константин
Кузнецов Владимир
Елена Контузова-Вантула
Караулов Павел
Шорох Павел

Проект подготовлен на основе материалов, предоставленных корпорацией «Уралвагонзавод»

Фото: «Уралвагонзавод»; РИА Новости В проекте использован фрагмент видео, предоставленного Минобороны.
Музыка: «Dangerous» Kevin MacLeod
Licensed under Creative Commons:

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Изменившаяся к началу 1980-х гг. концепция действий артиллерии на поле боя потребовала не только «повышения её могущества, дальнобойности, манёвренности». Были заложены основы комплексной автоматизации процессов ведения огня посредством объединения средств разведки и систем передачи и обработки данных; начались проектирование и создание «интеллектуальных» артиллерийских образцов.

В этот период коллектив Центрального конструкторского бюро Уральского завода транспортного машиностроения (ЦКБ «Уралтрансмаш») в Свердловске (после 1991 г. – Екатеринбург) приступил к выполнению задания Главного ракетноартиллерийского управления (ГРАУ) по созданию самоходной артиллерийской установки с гаубицей калибра 152-мм для дивизионного звена. В задании содержалась сложная задача совмещения шасси, унифицированного с танками, находившимися на вооружении армейских частей, с универсальным орудием, которое возможно было бы использовать также и в качестве буксируемого. Проект получил индекс 2С19 и название «Мста-С» («Объект 316»). Одновременно Волгоградским ОКБ-2 завода «Баррикады» создавалась буксируемая гаубица 2А65 (позднее «Мста-Б»).

Роли разработчиков установки распределились тогда следующим образом:

– головной организацией по машине в целом и шасси назначили «Уралтрансмаш»;

– боевое отделение разрабатывало Тульское КБ приборостроения (НПО «Точность»);

– качающуюся часть орудия проектировало КБ свердловского артиллерийского «Завода № 9».

Первый опытный образец установки был собран в 1983 г. и весь следующий год испытывался на Ржевском полигоне под Ленинградом. В 1986 г. изготовили ещё шесть единиц САУ для последующих государственных и войсковых испытаний. И только через три года «Мста-С» была принята на вооружение Советской Армии.

Серийное производство машин наладили вначале в башкирском городе Стер-литамак, на специально построенном для этого заводе, а впоследствии перенесли обратно на «Уралтрансмаш».

Официально САУ 2С19 «Мста-С» предъявили военным специалистам и широкой публике в 1992 г. на Международном форуме «Технологии в машиностроении» в подмосковном Жуковском, а в следующем году показали на Выставке вооружений IDEX-93 в Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.

Основное вооружение установки -152,4-мм гаубица 2А64, качающаяся часть которой полностью идентична буксируемой 2А65, как и требовалось по техническому заданию ГРАУ. Длина её нарезного ствола-моноблока составляет 6130 мм, или 47 клб; ствол имеет дульный тормоз и эжектор. В казённике -полуавтоматический клиновой затвор, открывающийся самостоятельно после выстрела за счёт наката. Имеются электромеханический досылатель снаряда и заряда, механизмы удаления стреляной гильзы и блокировки спуска, а также пневматический уравновешивающий механизм. Тормоз отката закреплён в казённике, пневматический накатник заполнен азотом.

Дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», вооружённая орудием 2А64 калибра 152,4 мм. Масса САУ – 42 т, длина с орудием вперёд – 11,92 м

Масса «сухой» башни САУ-13,5 т, масса боезапасов – 2,5 т. На корме башни закреплён лоток конвейера механизма автоматической подачи снарядов и зарядов непосредственно с грунта

Максимальный вертикальный угол наведения орудия – 68°

Стрельба может вестись как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций с диапазоном углов вертикального наведения в пределах от -4° до +68°. Дальность поражения целей – до 30 км.

В боекомплект САУ, состоящий из 50 выстрелов, входят несколько типов раздельногильзовых боеприпасов. Это осколочно-фугасные снаряды ЗОФ45 (ОФС), имеющие улучшенную аэродинамическую форму; их масса – 43,56 кг, масса взрывчатого вещества – 7,65 кг, начальная скорость – 810 м/с. При дальнобойном метательном заряде с массой пороха 11,4 кг дальность их стрельбы достигает 24,7 км, при полном переменном заряде с 8,3 – 7,8 кг пороха дальность полёта равна 19,4 км, при уменьшенном переменном заряде с 4,2 кг пороха – 14,37 км.

Снаряды ЗОФ61 массой 42,86 кг могут поражать цели на максимальной дальности около 29 км – для этого они снабжены газогенератором донного вдува. Здесь применён способ снижения донного сопротивления снаряда в полёте за счёт сгорания пороховых шашек в донной его части. При этом происходит выброс в спутную струю горячей газообразной смеси; догорая в ней, она повышает давление за боеприпасом, способствуя увеличению дальности полёта.

Кассетные снаряды ЗО13 (КС) имеют в своей боевой части восемь поражающих осколочных боевых элементов (БЭ), в кассетном снаряде ЗО23 содержится сорок кумулятивно-осколочных элементов. При срабатывании дистанционного или ударно-дистанционного взрывателя вышибной заряд снаряда выбрасывает БЭ из корпуса, под действием центробежной силы они разлетаются в радиальном направлении.

Каждый из разбросанных кумулятивных элементов снаряда 3023 при ударе о преграду создаёт свою кумулятивную струю, способную пробивать броневой лист. Имеются сведения, что аналогичный БЭ американского кассетного 155-мм боеприпаса М483А1 может поразить бронетехнику, защищённую бронёй толщиной до 70 мм.

Снаряды ЗНСЗО используются для постановки активных радиолокационных помех. Такой снаряд снабжается головной частью с полезной нагрузкой в виде дипольных отражателей, уложенных внутри дисковых модулей. Они имеют механизмы выброса с пороховыми зарядами, способными при возгорании разрушать в определённые моменты стенки корпуса головной части. При этом модули мгновенно разбрасываются на значительное расстояние от снаряда как в радиальном направлении, так и впереди него, и отражатели образуют облако помех с большой эффективной областью рассеяния.

В боекомплекте САУ 2С19 могут находиться также управляемые снаряды 30Ф39М «Краснополь-М» и корректируемые ЗОФ75М «Сантиметр-М».

Снаряды «Краснополь» (2К25 – индекс ГРАУ) разработаны в знаменитом тульском «Конструкторском бюро приборостроения» (КПБ) под руководством А. Шипунова и приняты на вооружение в 1986 г. Они являются многофункциональными средствами поражения, «предназначенными для поражения первым выстрелом – без пристрелки»; их целями считаются бронетехника, в том числе и танки, артиллерийские орудия и пусковые установки тактических ракет, а также мосты, переправы, командные пункты, фортификационные сооружения. Огонь ведётся на дальностях от 3-х км до 20 км, причём и по движущимся целям со скоростью до 36 км/ч.

Эти снаряды, длиной 1305 мм, имеют массу 50,8 кг, осколочно-фугасную боевую часть массой – 20,5 кг, снаряжённую 6,5 кг взрывчатого вещества. Практически состоят из двух отделений: снарядного – боевая часть, донный газогенератор, блок стабилизаторов – и управления – отсек автопилота и носовой кожух, головка самонаведения (ГСН).

Отсек автопилота сконструирован на основе инерциального гироскопа, блоков питания и преобразования, приводов; носовой кожух – обтекатель – служит «для защиты оптики головки от повреждений и загрязнений и отделяется в полёте». Автопилот (индекс 9Б838) предназначен для коррекции траектории полёта снаряда.

ГСН «Краснополя» (индекс 9Э421) – лазерная полуактивная – выдаёт команды автопилоту на наведение снаряда на обнаруженную цель. Управление в полёте – с помощью четырёх выдвигаемых аэродинамических рулей.

1 – дульный тормоз; 2 – ресивер; 3 – 152-мм гаубица; 4 – откатное устройство (2 шт.); 5 – пулемёт НСВТ-12,7 «Утёс»; 6 – осветитель; 7 – панорамный прицел 1П22; 8 – воздуховод системы воздухоочистки; 9 – бортовой люк наводчика; 10 – конвейер подачи снарядов с грунта; И – задний ящик ЗИП (2 шт.); 12 – бревно для самовытаскивания; 13 – бак для масла; 14 – ведущее колесо; 15 – выхлопной патрубок двигателя; 16 – опорный каток; 17 – бортовой резинотканевый экран; 18 – гидроамортизатор; 19 – самоокапыватель; 20 – направляющее колесо; 21 – передний ящик ЗИП (2 шт.); 22 – кронштейн крепления ствола по-походному; 23 – петли для швартовки машины в самолёте; 24 – лючок выброса стреляных гильз; 25 – 81-мм дымовые фанаты системы 902В «Туча»; 26 – крюки для снятия башни; 27 – окно прицела прямой наводки; 28 – защитная шторка прицела 1П22; 29 – прицел установки ПЗУ-5; 30 – антенный ввод; 31 – патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 32 – прицел ТКН-ЗВ; 33 – запасной патронный ящик пулемёта НСВТ-12,7; 34 – пила в чехле; 35 – люк доступа к трансмиссии; 36 – оборудование ОПВТ; 37 – люк подачи снарядов с фунта; 38 – патрубок системы пневмоочистки стекла прицела 1П22; 39 – мерный штырь; 40 – люк наводчика с лючком установки трубы ОПВТ; 41 – рифлёные дорожки для хождения; 42 – люк заряжающего; 43 – люк командира; 44 – фара ФГ-125 с ИК-фильтром; 45 – фара ФГ-127 со СМУ

Головка самонаведения снаряда действует соответственно получаемым отражённым от цели сигналам. Это означает, что цель должна быть подсвечена лазерным лучом, что пока делает корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем (ЛДЦ). Он должен подобраться к ней на расстояние менее 7 км, если цель – танк; при менее габаритных объектах это расстояние должно соответственно сокращаться. Необходимо находиться на прямой видимости цели, что весьма проблематично, например, на европейском театре военных действий, в отличие от пустынных районов Средней Азии или Ближнего Востока. Но там возникает другая сложность – проблема надёжного укрытия и маскировки разведчика.

Используемые дальномеры 1Д15 имеют массу 60 кг, более современный 1Д20 – 30 кг, ЛДЦ-4 – 27 кг. Кроме того, для связи у корректировщика есть армейская радиостанция типа Р-159М массой 15 кг.

Обнаружив цель, корректировщик определяет её координаты, рассчитывает установки для стрельбы и передаёт данные на артиллерийскую батарею, где расчёт обязан на ГСН снаряда выставить определённую частоту импульсов. Такую же частоту должен иметь и ЛДЦ, чтобы снаряд по его отражённому лучу «вышел» на указанный им объект.

После производства выстрела – при подлёте снаряда – на некоторое время, обычно 5 – 12 с, включается дальномер-целеуказатель, подсвечивая цель. ГСН «Краснополя» на расстоянии 2,5 км до цели переходит в режим самонаведения – снаряд самостоятельно наводится на цель, перехватывая отражённый от неё сигнал.

Считается, что вероятность попадания ЗОФ39 «Краснополя» в цель одним снарядом равна 0,8 – 0,9. Рассчитано также, что, например, для подавления широко распространённой в войсках НАТО батареи САУ М109 (6 установок) на расстоянии 16 км необходимо использовать 9 снарядов «Краснополь», когда обычных осколочно-фугасных потребовалось бы более 900.

Корректируемые снаряды типа «Сантиметр» калибра 152 мм разработаны в московском Научно-техническом комплексе «Автоматизация и механизация технологий» под руководством генерального конструктора В. Вишневского. Эти снаряды также предназначены «для поражения бронированных целей и инженерных сооружений» и имеют лазерную полуактивную головку самонаведения.

Могут использоваться снаряды ЗОФ38 «Сантиметр» и более позднего выпуска -ЗОФ75 «Сантиметр-М». Они отличаются массой – 49,5 кг и 45 кг, соответственно, размерами – длина 1195 мм и 861 мм -и величиной заряда – 8,5 кг и 10 кг.

Стрельба этими снарядами может вестись на дальностях до 18 км, причём прицельная в диапазоне 0,8 – 12 км с вероятностью попадания в цель одним снарядом до 0,97. Время подсветки цели для получения отражённого сигнала головкой самонаведения сокращено до 3 с и коррекция траектории по отражённому сигналу производится лишь на последних 20 – 600 м от цели. Поэтому установки для стрельбы должны рассчитываться более точно или должна вестись залповая стрельба из нескольких орудий, а также допускаться пристрелочные выстрелы.

Для управления полётом более поздние снаряды «Сантиметр-М» снабжены четырьмя импульсными твёрдотопливными двигателями (вместо аэродинамических рулей).

Кроме того, САУ «Мста-С» может вести огонь штатными боеприпасами 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20 обр. 1947 г. и САУ 2СЗ «Акация».

Все снаряды боекомплекта размещаются в башенной укладке установки. Общая масса возимых выстрелов доходит до 2,5 т. При загрузке снарядов и зарядов используется автоматическая система их подачи с грунта с помощью двух конвейеров; она же может применяться и при позиционном ведении огня – без растрачивания уложенного боекомплекта. Механизм заряжания орудия обеспечивает автоматическую подачу снарядов и полуавтоматическую -зарядов, за счёт чего скорострельность САУ составляет 7-8 выстр./мин и даже более. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк за борт.

В качестве вспомогательного вооружения «Мста-С» имеет на командирской башенке пулемётно-зенитную установку ПЗУ-5 с 12,7-мм пулемётом НСВТ «Утёс», управляемую командиром машины из башни дистанционно. Пулемёт может вести огонь на дальность до 2 км, поражая лёгкую бронетехнику, вертолёты и самолёты.

При необходимости комплексом «Туча», состоящим из шести 81-мм гранатомётов 902В и термодымовой аппаратурой могут ставиться дымовые завесы, обеспечивающие маскировку на поле боя.

Выстрел 152,4-мм орудия установки. Дальность стрельбы – до 29 км, скорострельность – 7 – 8 выстр./мин

Колонна САУ на марше. Запас хода установок – 500 км

1 – САУ «Мста-С»; 2 – траектория полёта снаряда; 3 – корректировщик с лазерным дальномером-целеуказателем; 4 – броневая цель

Снаряд «Краснополь-М» и лазерный даль-номер-целеуказатель ЛДЦ-4 с тепловизионным прицелом. Дальность распознавания и лазерного подсвета цели типа «танк» днём -5-7 км, ночью – 3 – 4 км

1 – лазерная головка самонаведения; 2 – блок автоматического демпфирования; 3 – блок автопилота; 4 – осколочно-фугасная боевая часть; 5 – донный газогенератор; 6 – блок стабилизаторов

«Мста-С» оборудована бортовой ЭВМ с дисплеем, системой автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости, что обеспечивает автоматический ввод углов прицела, горизонтальную стабилизацию, возможность восстановления наводки в вертикальной плоскости после каждого выстрела. Аппаратура приёма и передачи данных позволяет трансформировать информацию об установках для стрельбы, переданных от вышестоящего командира, на расстоянии до 500 м.

Для ведения стрельбы из орудия с закрытых позиций на самоходке используются автоматизированный прицельный комплекс с панорамным прицелом 1П22, установленным в бронеколпаке на крыше башни. Для огня прямой наводкой имеется прицел 1П23, размещённый на лобовом листе башни. Наблюдение за местностью может вестись комбинированным прицелом ТКН-ЗВ как днём, так и в ночное время с подсветкой прожектором ОУ-ЗГКУМ.

Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км, внутренняя связь -по аппаратуре 1В116, рассчитанной на семь абонентов.

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» сконструирована «на специальном гусеничном шасси, во многом унифицированном с танками Т-80. На шасси размещён сварной корпус из катаных броневых листов, башня с 152-мм орудием, системами наведения, прицеливания, автоматом заряжания, укладкой боеприпасов. Лобовая часть выполнена из гомогенной стали, борта выдерживают попадания осколков, малокалиберных снарядов и бронебойных пуль. Масса башни без боекомплекта -13,5 т, масса установки – 42 т.

Моторное отделение расположено в кормовой части. Здесь находится 12-цилиндровый четырёхтактный высокоскоростной дизельный двигатель В-84-1 (или В-84А) Челябинского тракторного завода. Он представляет собой модернизацию дизелей типа В-2 (В-46) и состоит из двух блоков цилиндров, расположенных V-образно, имеет наддув от приводного центробежного нагнетателя, жидкостное охлаждение.

Двигатель В-84-1 – многотопливный, кроме основного топлива Л-40 он может работать на керосине ТС-1, Т-1, Т-2, а также на бензине А-72. Мощность двигателя – 840 л.с.(780 л.с.), литраж – 38,88 л; масса сухого двигателя – 1020 кг, габаритные размеры -1480x900x902 мм. Удельная мощность САУ – более 19 л.с./т.

Ёмкость топливных баков машины составляет 1300 л, что обеспечивает ей запас хода около 500 км.

Трансмиссия – механическая, с планетарным механизмом поворота, коробка перемены передач имеет семь передних и одну заднюю скорость. В ходовой части шесть опорных катков на борт, ведущие колёса – в корме. Подвеска -независимая на длинных торсионах, что определило смещение катков на обоих бортах на 110 мм относительно друг друга. На 1-м, 2-м и 6-м катках стоят телескопические гидропневматические амортизаторы, что позволило обойтись при стрельбе без использования опорных плит или сошников. Поэтому время перевода установки из походного положения в боевое занимает всего около двух-трёх минут.

САУ оборудовано высокоэффективной системой кондиционирования, имеет фильтровентиляционную установку. Автономный агрегат питания, представляющий собой газовую турбину мощностью 16 кВт, обеспечивает непрерывную работу приборов до 8 ч без включения основного двигателя.

Резинометаллическая гусеница шириной 580 мм имеет 86 траков массой по 15,6 кг.

САУ 2С19 «Мста-С» состоят на вооружении батарей артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий Сухопутных войск; в каждой может числиться до восьми единиц. Батареи объединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы ОБАК «Капустник», в состав которых, кроме САУ, входят командно-наблюдательная машина командира батареи 1В 152 «Капустник-Б» на базе БТР-80, машина старшего офицера 1В 153 «Капустник-Б» на базе автомобиля «Урал-43201» с универсальным кузовом.

В настоящее время ведутся работы по дальнейшему усовершенствованию САУ. Так, САУ 2С19М и 2С19М1 оборудовали новой системой управления огнём и наведением орудия «Успех-С». С 2014 г. стали выпускать установки 2С19М2, в которых значительно повысили скорострельность, увеличили эффективность огня, оборудовали модифицированной аппаратурой и ЭВМ.

По состоянию на 2014 г. в нашей армии числилось 600 единиц «Мста-С». В армиях других стран также есть установки 2С19. Например, на 2013 – 2014 гг. их имелось в Белоруссии – 12 единиц, в Венесуэле – 48 ед., на Украине – 40 ед., в Эфиопии – 10 ед. Кроме того, начата поставка установок в Азербайджан, потенциальным покупателем является Индия.

Военные специалисты считают САУ 2С19 наиболее совершенной «машиной» из всех созданных к настоящему времени систем в своём классе. Участвуя в военном параде в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади в Москве 9 мая 2015 г. установки «Мста-С» получили заслуженные аплодисменты гостей на трибунах, в том числе иностранных наблюдателей и военных атташе.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «МСТА-С»

Принятие на вооружение, год………….1989

Масса установки, кг……………………..42000

Экипаж, чел…………………………………………5

Длина корпуса, мм………………………….6040

Ширина корпуса, мм……………………….3380

Высота корпуса, мм………………………..3350

Длина с пушкой, мм……………………..11917

Клиренс, мм……………………………………..435

База, мм………………………………………….4520

Колея, мм……………………………………….2800

Двигатель…………………….многотопливный

12-цилиндровый четырёхтактный дизель В-84-1 жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л.с………….840 (780)

Удельная мощность, л.с./т…………………..19

Максимальная скорость, км/ч……………..60

Емкость топливных баков, л……………1300

Запас хода по шоссе, км……………………500

Удельное давление на грунт, кг/см 2 ….0,87

Марка орудия…………………………………2А64

Калибр орудия, мм…………………………152,4

Длина ствола, клб……………………………….47

Вертикальные углы наведения,

град…………………………………………- 4 – + 68

Горизонтальные углы наведения,

град………………………………………………….360

Боевая скорострельность,

выстр./мин……………………………………..7– 8

Боезапас, шт……………………………………….50

Максимальная дальность

стрельбы ОФС, км……………………………..29

Масса снаряда ОФС, кг……………………43,5

снарядом «Сантиметр-М», км……………..18

Масса снаряда «Сантиметр-М», кг 48

Максимальная дальность стрельбы

снарядом «Краснополь-М», км……………25

Масса снаряда «Краснополь-М», кг 43

Калибр и марка пулемёта…………..12,7-мм

Преодолеваемые препятствия, м:

– высота стенки………………………………..0,5

– ширина рва………………………………..до2,8

– брод……………………………………………….1,2

– подъём, град……………………………………25

– крен, град……………………………………….20

Время готовности к стрельбе, мин:

– с неподготовленных позиций

с марша…………………………………………..6– 8

– с подготовленных позиций…………..2– 3

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Причем нас с фотографом не только пустили на полигон, но и допустили до «руля» очень грозного оружия – самоходной гаубицы крупного калибра. Пальнуть, правда, не дали. Да мы и не просили: всё же Москва недалеко, а заряд из пушки этой летит почти на 30 верст.

Не каждый день с той стороны трубки ты слышишь: «Привет, тут есть возможность посмотреть бронетехнику и даже покататься на ней, хочешь?» Конечно, о чем речь?! Щенячья радость сменяется томительным многодневным ожиданием. Спустя несколько дней все подтверждено: впереди ворота полигона Головеньки и суровые военные парни. Под их сопровождением двигаемся через лес по бетонным плитам и въезжаем в рай для танкистов: изрытая гусеницами целина, полосы препятствий, рвы, огневые позиции и танки, большое количество бронетехники. В итоге перед нами громила 2С19М1, а точнее, самоходная артиллерийская установка (САУ) «Мста-С»: 42 тонны абсолютного превосходства и огневой мощи почти в три с половиной метра высотой. Внушает….

Гибрид танка и пушки

Итак, объект нашего сегодняшнего знакомства – самоходная гаубица «Мста-С». Для человека непосвященного в тонкости военной науки это что-то вроде танка; внешне, по крайней мере. На самом же деле это не танк, хотя и выглядит похоже. Да, есть гусеницы, поворачивающаяся башня с пушкой, броня, пулемет… И на этом, пожалуй, все аналогии заканчиваются. На самом же деле отличие танка от самоходной артиллерийской установки (САУ) – в их предназначении. Танки делаются для участия в боях, в том числе ближних: подавления вражеских огневых точек, уничтожения пехоты и танков противника на минимальном расстоянии. Отсюда и короткая пушка, и крепкая броня, выдерживающая выстрел из артиллерийского орудия.

САУ в ближних боях, как правило, не участвует. Сущность ее отражена в названии: это пушка, которая может передвигаться самостоятельно. Ее не надо буксировать автомобилем или лошадьми, как то было раньше. Ведь пушка эта настолько огромна и тяжела, что не каждый грузовик сможет ее с места сдвинуть, особенно по грунту. САУ редко располагаются на передовых позициях, чаще стреляя из прифронтовой полосы. Они могут себе это позволить, ведь выпущенные ими заряды летят на 20 и более километров! И если не бывают на передовых, то и защищать от снарядов борта не обязательно – так установка будет легче, быстрее и маневреннее. Боковая броня защищает экипаж лишь от осколков гранат и снарядов. Ну, и пуль, конечно – некрупного калибра.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

САУ относится не к танковым войскам, а к артиллерии. Однако артиллеристы, несущие на ней службу, должны быть немного и танкистами. Для работы в горах пушка может подниматься на 68 градусов, о которых любому танку можно только мечтать. А для стрельбы по целям ниже себя пушка «Мста-С» может опуститься на 4 градуса ниже линии горизонта.

Прежде чем залезть на броню «Мста-С» мы насладились ее проделками снаружи. Молодые лейтенанты, недавние выпускники Санкт-Петербургского военного ВУЗа, продемонстрировали ее способности на пересеченном грунте. Если наблюдать за ней взглядом стороннего гражданского человека, то можно сказать просто и коротко: впечатляет! Уже один запуск двигателя, заставляющий мелко вибрировать не только разных тварей дрожащих, но и саму землю, не может не вызывать уважения к себе.

Первые клубы дыма, как и у всякого холодного дизеля, окутывают САУ и всё соседствующее с нею густой завесой. Которая, впрочем, вскоре рассеивается. Но если процесс холодного пуска, сопровождающийся выпуском большого количества густого дыма, так раздражает на гражданке, то в армии это можно расценить лишь как плюс: маскировка никогда не бывает лишней. Как только дым рассеется, «Мста-С» там уже может и не оказаться!

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Танковый полигон больше, чем что-либо другое, подходит для испытаний гусеничной техники. И хотя «Мста-С» не может похвастать высокой максимальной скоростью, но и тех 60 км/ч, на которые она способна, вполне достаточно, чтобы заставить вибрировать поджилки у тех, кто стоит рядом. И вовсе не от страха. Конечно, если бы рядом промчался какой-нибудь «Абрамс» в пятнисто-песчаной окраске или, не дай Бог, «Тигр» с черными крестами на башне, наверно, у меня как у человека советской еще закалки генетически заложенное чувство опасения начало бы дергать тревожные струны. Но когда рядом проносится наша САУ, легкая дрожь пробирает от чувства величия и осознания ее возможностей.

Без руля, но с педалями

«Мста-С» совершила пару прогонов, заложила несколько крутых поворотов и встала: вэлкам на броню! Штатный пулемет был снят, посему ничего особо интересного снаружи я не нашел. Поэтому поспешил проникнуть внутрь. У «Мста-С» в башне аж четыре люка: два сверху и по одному с каждого бока. На первый взгляд, для взрослого человека они кажутся маленькими. Но ведь не зря в танкисты не берут крупных людей! Потому и я при своих средних комплекции и росте без особого труда залез сначала в один люк, затем в другой… Надо лишь понять и отработать алгоритм «складывания туловища» – и всё будет просто. Это своеобразная гимнастика для тела, если не хочешь набивать на нем шишки.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

В башне оказалось два отсека по два места в каждом. Командир установки располагается справа впереди. Тесновато, если говорить откровенно. Однако все необходимое у него в пределах вытянутой руки. На задних местах, и справа, и слева, располагаются бойцы, обеспечивающие установку снарядами. Водитель-механик сидит в самом переднем отсеке и проникает на свое место через персональный люк, расположенный ниже основания башни. Ну, наконец, пора мне и туда.

Здесь мне показалось не так тесно, как на месте командира. Сиденье регулируется по высоте и… Чуть было не продолжил по привычке – углу наклона. Нет, никаких регулировок угла, бокового и поясничного подпоров здесь, конечно же, нет. Два положения кресла по высоте объясняются тем, что САУ можно вести, наблюдая за дорогой как изнутри установки (нижнее положение), через триплексы, так и высунув голову. Однако в этом положении вести огонь пушка не может, поскольку отработанная гильза выбрасывается как раз в то место, где в транспортном положении находится голова механика-водителя. А когда люк водителя закрыт, тогда и пушка может палить.

Ладно, поскольку стрелять мы не станем, тем более на ходу, то и управлять «Мста-С» я буду не через триплексы. Как-никак, первый раз «за рулем» почти танка, и здесь крайне желателен полноценный и привычный естественный обзор, а не изломанный стеклянными призмами. До этого мне ни разу не доводилось самому управлять гусеничной техникой (если не считать снегоходы и специальные транспортные средства). Даже на тракторах ездил исключительно колесных. Вопрос – смогу ли? – немного щекотал мне нервы.

1 / 10

2 / 10

3 / 10

4 / 10

5 / 10

6 / 10

7 / 10

8 / 10

9 / 10

10 / 10

Однако короткий инструктаж одного из лейтенантов оказался более чем исчерпывающим и понятным. Всё управление в САУ – как в машине: три педали и рычаг переключения передач. Даже проще чем на внедорожнике: нет никаких «понижаек»-«повышаек» и блокираторов-демультипликаторов! Честно говоря, три педали меня немного удивили. Я считал, что сцепления здесь быть не должно, и трансмиссия должна быть автоматической. Иначе как установкой сможет управлять раненый? Однако оказалось, что коробка передач здесь банальная «механика», только вот ступеней здесь аж целых семь! Ну, и назад одна. И принцип включения их тоже не автомобильный, где любая ступень втыкается через нейтраль. Коробку можно назвать секвентального (то есть с последовательным переключением) типа, как у мотоцикла, когда передачи перещелкиваются последовательно по восходящей или нисходящей. Делается это исключительно движением рычага переключения вперед-назад.

С чем сравнить ощущение от вождения? Да ни с чем. С небольшим трудом надо влезть на место механика-водителя через люк. Вполне удобно, но человеку с большим ростом будет не очень. Далее включается масса, запускается мотор. Вид из триплексов довольно сносный. Старт двигателя пускает дрожь по всей конструкции. Педаль сцепления тяжелая – так и должно быть. Включение передачи – с лязгом. Педаль газа – отзывчивая. Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Единственное – чтобы запарковать «саушку», нужен помощник. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко. В плане управления в «Мста-С» все должно быть грубо, жестко и максимально честно, все-таки это военная техника. После такой поездки от мандража трясутся руки.

Корреспондент сайт Андрей Минеев

Троганье с места никаких проблем не вызвало: педаль сцепления – первая ступень – плавное отпускание сцепления с одновременным нажатием педали газа. И огромная 42-тонная махина приходит в движение. Кажется, я не сразу осознал, что это именно я ею управляю. Чуть ускоряюсь и включаю вторую, затем третью… Полет нормальный, как говорят космонавты! Теперь надо освоить повороты. Вместо руля здесь два рычага – справа и слева. Рычаги эти командуют фрикционами, подтормаживающими правую или левую гусеницу соответственно. Для этого надо потянуть их на себя. Что ж, попробую. Тяну на себя правый рычаг – и «Мста-С» действительно повернула вправо. Потянул левый – и она пошла влево. Причем плавно, никаких рывков или «кивков». Надо же, получается! Ну, теперь можно и порезвиться.

1 / 2

2 / 2

Действия рычагами интуитивно напоминают те, что делают велосипедисты или мотоциклисты для поворотов: хочешь повернуть вправо – тяни правую руку на себя, влево – левую. Нечто похожее делают снимающиеся в фильмах кавалеристы: чтобы изобразить сраженного пулей коня на скаку, они дергают за веревку, которая привязана к передней ноге его. Получается своеобразная подсечка, за счет которой конь падает, делая кувырок через правое или левое плечо в зависимости от подсеченной всадником ноги.

В принципе, как и любой дизельный грузовик с пустым кузовом, трогаться «Мста-С» может со второй передачи. Тяговитости ее V12 для этого вполне хватает. Возможно, с полным боекомплектом и экипажем в горку со второй он и не потянет, но такое бывает редко.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Не знаю, выдержал бы я марш на сотню-другую километров за штурвалом «Мста-С». Уж больно там всё по-спартански. Но на то и существуют кадровые военные, которые к таким условиям готовятся долго и постепенно.

Достаточно извалявшись в грязи и наигравшись в войнушку, надо отдавать «саушку» тем ребятам в камуфляжной форме – похоже, они уже заждались. Они знают, что надо делать с этой машиной, но хочется надеяться, что экипаж «Мста-С» будет использовать весь ее огневой потенциал только на учениях и в мирное время. Тем временем, держим путь в солдатскую столовую, все-таки война – войной, а обед по расписанию.

Корреспондент сайт Андрей Минеев

Техническая справка

2С19М1 «Мста-С» (по-классификации НАТО M1990 «Farm») – советская и российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица. Разрабатывалась с 1976 по 1989 год на Уральском заводе транспортного машиностроения. САУ 2С19М1 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений. Может вести огонь по наблюдаемым и не наблюдаемым целям прямой наводкой или с закрытых позиций. Также особенностью САУ является то, что она разработана для ведения боевых действий в горных районах. В 1989 году принята на вооружение артиллерийских полков, мотострелковых и танковых дивизий советской армии.

«Мста-С» – самоходное орудие с самой большой пушкой, которая есть в российской армии. САУ создана на базе танка Т-72, на погон установлена сварная башня. Длина корпуса – 6 метров, ширина – 3 метра 40 сантиметров. Боевая машина разделена на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). Экипаж – 5 человек. В передней части корпуса САУ размещено место механика-водителя. По правому борту башни расположено сидение командира орудия, по левому – наводчика, а позади них расположены места двух заряжающих.

Броня – гомогенная, стальная, толщиной 15 мм. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки. На крыше башни два люка, поворотная башенка командира и турель с пулеметом НСВТ или «Корд». На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат – 902В. Под нижним бронелистом корпуса – установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп.

Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков. Причем часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части. Ведущие колеса – задние, передние – поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска – традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях.

Двигатель – дизельный, V-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил. Большая мощность под стать такому же расходу топлива: от 240 до 450 литров на 100 километров. Благо, топлива в машине – 1200 литров в двух алюминиевых баках. Запас хода – 500 километров.

А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много – масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час.

Электромеханический досылатель снаряда и заряда и механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающих: один подает снаряд в лоток, второй – заряд. Автоматическая система управления наведением орудия (АСУНО) посредством шифрованного сигнала способна навести орудие на цель без участия экипажа. Все системы САУ питает сеть напряжением в 27 вольт. Нарезное орудие 2А64 калибром 152.4 мм имеет 48 нарезов, также ствол оснащен эжектором и дульным тормозом. Казенная часть орудия оснащена противооткатным устройством и вертикально-клиновым затвором. Благодаря системам компенсации отдачи повышается срок службы всей самоходки, а экипаж работает в более благоприятных условиях. Выстрел может производиться как вручную, так и электроспуском, но для того, чтобы произвести выстрел, нужно снять 16 блокировок.

Боезапас в 50 снарядов опытный экипаж сможет пополнить за 15 минут. Виды боеприпасов: дальнобойный, осколочно-фугасный, бетонобойный, осветительный, высокоточный, дымовой и агитационный. За час орудие может выстрелить не более 100 раз, а общий ресурс ствола – около 2000 выстрелов. Да, артиллерия по праву называется «богом войны», и 2С19М1 «Мста-С» подтверждает это.

Самоходная установка – это мощная артиллерийская система, способная поражать цели на большом расстоянии, из укрытия. Это орудие на гусеничном ходу может постоянно менять местоположение и вести прицельный огонь, избегая ответного удара. Одна из таких систем САУ «Мста-С», создана еще в Советское время.

В настоящее время ведутся дальнейшее разработки в области самоходных установок, в том числе и на базе вышеуказанной. Созданы новые системы например « ».

История создания

У этой артиллерийской установки интересная история. В 1980-м году начали разрабатывать принципиально новую артсистему. Полученный образец назвали «Мста-С». Она должна была сменить свою предшественницу .

В 1983 году создана опытная машина, готовая к испытаниям. стал основой для самоходки. Однако это было неправильное решение, что и показали испытания. Самый главный недостаток – орудие сильно раскачивалось во время стрельбы. Тогда решили использовать как основу Т-80. И это помогло закрыть проблему.

В 1986 год стал началом Государственных испытаний. Они прошли весьма успешно. САУ прошла все тестовые задания. В 1989-м «Мста» начала поставляться в армию. А в 1986 году в армию поступила самоходка 2А65 «Мста-Б», это вариант с использованием буксира.

Всего буксируемых гаубиц этого типа было создано 1200, они и сегодня стоят на вооружении некоторых стран СНГ.

Существовали также конструкторские решения на колесном ходу. Это значительно увеличивает маневренность машины. Еще до создания основной САУ «Мста», на базе автомобиля КрАЗ-6316 была создана самоходная колесная гаубица.

Но испытания её дали ясно понять, что у такого типа вооружений слишком много недостатков, чтобы дальше продолжать испытания. В дальнейшем в конструкцию самоходной установки внесены коррективы и усовершенствования с учетом реального боевого применения:

  1. Учитывая опыт боевых действий, прежде всего на Кавказе, внесены некоторые усовершенствования, поставлена автоматика, которая управляет огнем.
  2. Для корректировки стрельбы в 2002 году разработано специальное программное обеспечение.

Последняя разработка советских конструкторов гаубица 2С19 152 мм. Она на долгое время стала основной артсистемой. 2012 год время последней модернизации самоходки.

Управление огнем еще более усовершенствовано, до 10 выстрелов в минуту увеличена скорострельность.

Конструкция

Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.

Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.

Ствол подниматься при помощи автоматики, или с помощью механического устройства в случае отказа этой автоматики.

Стандартный боекомплект – 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.

Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.


12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.

На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.

С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б – прибор ночного видения.

Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.

САУ имеет двигатель В-84А мощностью в 780 л. с.

Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.

Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.


Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.

ТТХ в сравнении с аналогами

Технические характеристики выглядят наиболее эффектно, если их сравнивать с зарубежными аналогами.

ТТХ «Мста-С» AS-90 M109«Палладин» PLZ05 Type99 K9Thunder PzH2000
Масса, т 42 45 23 35 40 47 55
Скорость, км/ч 60 55 67 55 50 67 67
Длина со стволом, мм 11917 9900 6614 11600 11300 12000 11670
Ширина, мм 3380 3400 3150 3380 3200 3400 3480
Высота, мм 3350 3000 3280 3550 4300 2730 3400
Калибр, мм 152 155 155 155 155 155 155
Кол-во боеприпасов 50 48 28 30 30 40 60
Дальность стрельбы, км 29 24 22 40 30 56 50
Экипаж, чел 5 4-5 6 4 4 5 5
Двигателя Мощность, л.с. 780 660 675 520 600 1000 1000

Как видно из таблицы выглядит «Мста-С» во всяком случае ничуть не хуже зарубежных образцов.

Машины на базе «Мста-С» и модификации

Модификаций артиллерийской установки не так много. САУ 2С33 «Мста-СМ», самая удачная из них. Эту машину разрабатывали так, чтобы она соответствовала и превосходила стандарты западных образцов. В системе усовершенствовано управление наведения.


Но помимо этой модификации есть несколько экземпляров, которые так и остались на испытательной стадии, хотя имели неплохие перспективы, чтобы быть запущенными в серийное производство:

  1. «Мста-К» 2С21 колесный вариант. В данном случае ограничились опытным образцом. Но у него было много недостатков. Работы приостановили, и самоходке на колесном ходу не суждено было поступить в армию. Хотя перспектива у такого типа самоходок есть, так как повышается маневренность этой тяжелой артсистемы.
  2. 1К17 «Сжатие». В 1992 году создан один опытный вариант, на базе САУ 2С19. Но развал Советского Союза не позволил наладить производство этой уникальной установки, призванной выводить из строя оптико-электронные системы наведения военной техники противника.

И тот и другой вариант САУ не получили развития, хотя и имели хорошие перспективы. В Российской армии в настоящее время используется модернизированная установка САУ 2С19М2.

Применение в бою

Эта установка получила боевое крещение в нескольких локальных конфликтах последних двух десятилетий.


Применение артиллерийской установки во время Чеченских войн, как первой, так и второй, показали положительные стороны – высокую маневренность и точность стрельбы, но и отрицательные моменты также были обнаружены, последовавшие доработки привели к созданию модернизированной версии 2С19.

Во время эфиопо-эритрейской войны 1998 – 2000 гг. эфиопская сторона очень эффективно использовала системы для поражения сил противника на дальних дистанциях.

В период конфликта в Южной Осетии 2008 года 70 самоходок находились в составе 58-й армии.

Украина 2014 – 2015 гг., конфликт на юго-востоке страны во время которого украинские войска иногда использовали самоходные установки «Мста-С» в ходе ведения боевых действий.

Интересные факты или историческое наследие

На первых же зарубежных показах «Мста» продемонстрировала свои уникальные возможности. На выставке вооружений, проходившей в 1993 году в Абу-Даби, на расстоянии в 15 км данная установка из 40 целей поразила 38.

На сегодняшний день «Мста-С» является основной самоходной системой Российской армии. Но дальность стрельбы этих самоходных гаубиц не отвечает современным требованиям. Поэтому уже разработаны и созданы опытные образцы 2С35 «Коалиция-СВ», которая должна заменить «Мста-С» примерно к 2020 году.

Видео