Что такое мещера и где она находится. Мещерские леса: описание, природа, особенности и отзывы

Под "Мещерой" в настоящее время понимается территория Мещерской низменности, расположенной в междуречье рек Оки и Клязьмы. Но исторически этим именем обозначалась гораздо более обширная территория...

Под "Мещерой" в настоящее время понимается территория Мещерской низменности, расположенной в междуречье рек Оки и Клязьмы. Но исторически этим именем обозначалась гораздо более обширная территория.

Изначально "мещера" - это название финно-угорского племени, жившего, согласно русским летописям, между муромой и мордвой. В современной ономастической науке принято включать это имя в одну группу с самоназванием венгров "мадьяры", а также с названием этнографических групп в составе двух тюркских народов татар-мишарей и башкир-можар. Иногда "мещеряк" в русских документах XV века обозначается как "мочярин", что еще больше сближает по звучанию вышеперечисленные имена. Иными словами, предполагается, что предки мадьяр, мещеры, мишарей и можар составляли этническую общность. Территория этого племени, "Великая Венгрия" по определению Л.Н.Гумилева, локализуется в Среднем Поволжье, в пределах современной Башкирии.

Затем предки венгров ушли в Паннонию, основав там собственное государство, существующее и по сей день. Мещеряки оказались на Средней Оке и были полностью ассимилированы русскими. Часть племен, оставшаяся на Волге, участвовала в генезисе волжских тюркских народов, образовав соответствующие группы в их составе. Мещера как этническая целостность упоминается в русских источниках до конца XV века. Правда, прозвище "мещеряк" встречается в русских документах частных лиц и двумя веками позднее. Давалось ли это прозвище по этническому или географическому признаку, определенно сказать нельзя.

В период раннего средневековья под именем "Мещера" понималось, прежде всего, Мещерское княжество. Трудно сказать, что за княжеский род правил там. Изначально это мог быть удел расколовшегося Муромо-Рязанского княжества. В таком случае, мещерские князья - неизвестная ветвь Рюриковичей. В пользу этого предположения говорит распространение на территории Мещеры духовного управления средневековой Муромо-Рязанской епархии.

С другой стороны, родословие князей Мещерских, созданное в конце XVII века, настаивает на татарском происхождении рода: "от князя Ширинского Бахмета Усейнова сына, который в 1298 году пришел из Большой орды, Мещеру завоевал и там поселился". Однако, эта запись не вызывает доверия. Во-первых, Большая орда появилась на развалинах Золотой орды лишь почти век спустя после указанной даты. Во-вторых, знатный татарский род мурз Ширин не был чингизидским, и, вряд ли, его представитель мог самостоятельно завоевать столь обширные территории на границах Руси. В Мещеру князья (мурзы) Ширинские попали позднее, в свите одного из первых касимовских царевичей. В-третьих, родословная роспись не упоминает единственного мещерского князя, чье существование подтверждено документально - Александра Уковича, жившего в 30-е годы XIV в. Отчество этого князя не имеет аналогов ни среди русских, ни среди татарских имен, что позволяет предположить наличие в Мещере аборигенного рода правителей.

Так или иначе, все три версии имеют равное право на существование.

Независимое мещерское княжество просуществовало до конца XIV века. Территория его в это время постоянно уменьшалась, и причиной тому были не военные поражения от Рязани или Москвы, а продажа земель. Так, территория Рязанской Мещеры в ее границах XIV-XVII вв. (т.е. без Егорьевска, Тумы, Гусской волости и Касимова), видимо, была куплена у мещерских князей Олегом Ивановичем Рязанским после 1382 г. А коломенская волость Мещерка (Мещерская), скорее всего, купля великого князя Московского Ивана Ивановича, совершенная до 1358 г.

После 1392 г. Мещерское княжество уже находится в вассальной зависимости от Московского. Последние сведения о мещерских князьях как о владетелях Мещеры относятся к 1483 году. Родословная роспись указывает, что утрата ими княжества произошла во времена Ивана III, которому князья Мещерские променяли свои владенья на вотчины в других регионах Московского государства. Видимо, причиной этого стало решение московских правителей размещать в Мещере выезжавших на Русь татар, основание так называемого "Касимовского царства".

В XVI веке упоминаются две значительные территории с интересующим нас названием: административная единица - Мещерский уезд, и географическое определение - Мещерская сторона Рязанского уезда. По-видимому, именно к Мещерскому уезду и Рязанской Мещере в XVI-XVII вв. применялись определения Большая Мещера и Малая Мещера соответственно. Мещерской стороной назывались земли окского левобережья и севернее до владимирского порубежья. Владимирские волости и станы Мещерой уже не считались. Например, стан, граничивший с Рязанским уездом в районе озера Великого, носил название Муромское сельцо, и, очевидно, связывался в народной памяти с другим финно-угорским народом - муромой.

Мещерский уезд являлся основной территорией бывшего княжества. Он располагался восточнее Рязанского уезда и представлял из себя, пользуясь терминологией того времени, "город", т.е. выставлял во время военных кампаний отдельный отряд дворянской конницы.

Территория уезда осваивалась быстрыми темпами. Здесь строились (возобновлялись) города Кадом, Шацк, Темников, Елатьма, позднее - Тамбов. К Борисоглебскому стану Мещерского уезда относился Касимов. С увеличением населения Мещеры и развитием городов, последние становились новыми центрами притяжения округи. Образовывались новые уезды, и наличие традиционного общего названия территории порождало путаницу. Один и тот же населенный пункт в близких по времени написания документах мог быть отнесен то к "большому" Мещерскому уезду, то к "малому" Касимовскому, Шацкому, Кадомскому и т.д.

В начале XVIII в. такая административная единица, как Мещерский уезд, была ликвидирована. И название "Мещера" применительно к этой территории перестало употребляться. Но оставалась еще Рязанская Мещера, как обозначение рязанского левобережья Оки. С включением в состав Рязанской губернии Егорьевска, Тумы и Касимова данное имя распространилось и на эти земли. А с определением Мещерской низменности как географического объекта, Мещера приобрела современное значение.

Город Мещера

Как город Мещера впервые упоминается в 1393 г. в летописном сообщении, где хан Тохтамыш пожаловал московскому великому князю Василию Дмитриевичу «Новгородское княжество (173)Нижнего Новгорода, Муром, Мещеру, Торсу». (ПСРЛ, т. XI, СПб., 1897, стр. 148; М. К. Любавский. Образование основной государственной территории великорусской народности, Л., 1929, стр. 92.). В этом же смысле упоминается Мещера в завещании Ивана III, который передает сыну «Мещеру с волостьми и с селы и со всем что к ней потягло и с Кошковым». (СГГД, т. 1, № 144).
Этот текст повторяет завещание Грозного, причем Мещера здесь прямо названа городом «Да ему же даю город Мещеру с волостьми и селы...» (ДАИ, т.1, № 222).
По всей видимости г. Касимов стоял неподолеку от г. Мещеры.
Последнее упоминание о г. Мещере, вероятно, содержится в отписке устюжан к пермичанам от 1609 г.: «государевы бояре и воеводы Федор Иванович Шереметев с товарищи государевы городы: Муром и Касимов, Мещеру, Елатьму, Кадому, Володимер и Суздаль очистили». (ААЭ, т. 2, СПб., 1836, № 104, II).

Городище «Большой Городок»

31. Муратово (Меленковский р-н). Городище Б. Городок, р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э .
0.4 км. к югу юго-востоку от деревни, узкий мыс левого коренного берега р. Ока между оврагами, ок. 0.3 км. от русла, урочище Б. Городок. Площадка овальной в плане формы, вытянута с северо-востока на юго-запад, размеры ее 107х30 м., высота над рекой ок. 40 м., с напольной юго-западной стороны – сопковидный вал высотой ок. 3 м. при ширине в основании до 6 м. Ров перед валом почти полностью заплыл. У вала культурный слой отсутствует. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, иногда с лощением, вероятно, городецкой культуры, фрагмент серебряного браслета, бусины глиняная и синяя стеклянная, бронзовая пронизка, кости животных, рыбья чешуя. Городище возникло на месте более раннего поселения бронзы (фатьяновкая культура).

Городище «Окшовский»

33. Окшово. Городище Окшовский городок, р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э .
1 км. к востоку от деревни, пограничье Владимирской и Рязанской обл., мыс левого коренного берега р. Ока между двумя оврагами, близ урочища Попурино. Площадка трапециевидная в плане, протянулась с запада на восток, размеры ее ок. 75х47-55 м., высота над рекой ок. 30 м., поверхность поката к востоку. С напольной западной стороны сохранились вал высотой 6 м. с пологим внутренним склоном и ров перед ним глубиной 1 м., выходящий концами на склоны оврагов. В средней части рва имеется перемычка для въезда, однако соответствующей выемки в валу нет. Исследовано (А.Е. Леонтьев, 1989 г.) 16 кв. м. Керамика лепная, с рогожными и сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, а также гладкостенная, в т.ч. с ямчатым и точечным орнаментом, городецкой культуры, двухчастные бусы-пронизки синего стекла, оплавленная эонная или шаровидная синяя бусина, железный клин, неопределенный железный предмет. Одна из ям на материке содержала обломки сосудов с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности. В нескольких ямах округлой в плане формы, диаметром 0.3 м., глубиной 0.20-0.35 м. обнаружены единичные кальцинированные кости, мелкие фрагменты керамики. Возможно, здесь имеют место остатки трупосожжений на стороне.

34. Окшово. Селище Попурино, р.ж.в., 11-13 вв .
1 км. к востоку от деревни, левый коренной берег р. Ока, к западу от городища Окшовский городок, непосредственно за его укреплениями. Размеры от 450-500х220 м. и до 100х80 м., высота над рекой 30-35 м. Керамика лепная, предположительно городецкой культуры, гончарная древнерусская с линейным орнаментом, глиняное грузило, кости животных.
«Село Окшово, при реке Оке, на границе Меленковскаго уезда съ Тамбовскою губернией, находится въ 24-хъ верстахъ отъ уезднаго города и въ 164-хъ отъ губернскаго».
В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год Окшово значится деревней в приходе села Санчур; в ней тогда был двор помещиков и 9 дворов крестьянских.
Церковь в первый раз здесь была построена в 1785 г. помещиком М. Языковым, но построена она была не в самой деревне, а на расстоянии полутора верст от неё. В 1852 г. крестьяне перенесли церковь в самое село.
«Церковь эта деревянная; престоловъ въ ней два: главный во имя Рождества Христова, в приделе во имя Архангела Михаила.
Причта въ приходе по штату положено: священникъ и псаломщикъ. На содержание ихъ получается отъ службъ и требоисправлений до 250 руб. въ годъ. Кроме сего, крестьяне обязались съ 1881 г. выдавать причту ежегодно по 8 четв. ржи и овса, но это обязательство выполняется довольно неаккуратно. Домъ у священника собственный на церковной земле.
Приходъ состоитъ изъ одного села Окшова, въ коемъ по клировымъ ведомостямъ значится 87 дворовъ, 317 душъ муж. пола и 341 женскаго».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Городище «Архангел»

3. Архангел (Меленковский р-н). Городище, р.ж.в., 3-я четв. 1-го тыс. н.э., 11-13 вв .
Близ села, мыс левого коренного берега р. Унжа при впадении в ее долину ручья Веселовка. Площадка подтреугольная в плане, размерами ок. 60-70х35-40 м., вытянута с запада на восток, высота над рекой 10-12 м., с напольной восточной стороны – остатки рва в виде небольшой западины. В верхних его горизонтах найдены обломки гончарных древнерусских сосудов с линейным и волнистым орнаментом 12-13 вв., в нижних – фрагменты лепных сосудов с текстильными отпечатками на внешней поверхности, а также гладкостенных, иногда с лощением, дьяковской или городецкой культуры.

4. Архангел (Меленковский район). Селище, 11-13 вв .
Территория села, левый берег р. Унжа. Протянулось вдоль берега с севера на юг, размеры ок. 210х60 м., высота над рекой 8-10 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, донце сосуда с клеймом, обломки глиняной обмазки, железные гвозди, кости животных.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова мещера

мещера в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мещера

ж. Древнее племя финно-угорской языковой семьи, жившее по среднему течению реки Оки.

Мещера

древнее племя, жившее в 1-м тыс. н. э. по среднему течению Оки. Говорило на языке финно-угорской группы. По археологическим данным, с М. связаны могильники и городища 2≈12 вв., расположенные по среднему течению Оки. Культура М. была близка к древнемордовской. М. упоминается в Толковой Палее ≈ памятнике древнерусской литературы 13 в. и в русских летописях (в частности, в связи с походом Ивана IV на Казань). Большая часть М. к 16 в. обрусела, др. часть в период существования Казанского ханства (15≈16 вв.) слилась с татарами.

Википедия

Мещера (племя)

Мещера́ (также и мещёра, также мишари ) - древнее финно-угорское племя, вошедшее в состав Древнерусского государства и растворившееся в русской и эрзянской народности. Расселялось по среднему течению Оки (Мещёрская низменность). Язык финно-пермской группы (точнее - волжско-финской) - мещерский .

Примеры употребления слова мещера в литературе.

А кругом несметно племен: голядь, да мещера , да мурома, да мордва, да всяких прочих изрядно, забытых ныне.

Ветчаны, и в Култуки, и в Княжи, и в Уречное, и в Мамасево - в самые глухие медвежьи углы Мещеры .

Места: Талица, Выползов, Такасов - отошли к Москве, равно как Мещера , купля Донского.

Мещера хотя и купля московских князей, но доселе не укреплена за Москвою ханским ярлыком, также и Тарусское княжество, володетели коего давно уже держат руку Москвы.

За Сурою соединился государь с воеводами, шедшими через Рязань и Мещеру , и 13 августа достиг Свияжска, куда воеводы пришли, как в свой дом, из долгого и трудного пути: дичь, рыба и черемисский хлеб им очень наскучили, а в Свияжске почти каждого из них ожидали домашние запасы, привезенные на судах, кроме того, множество купцов наехало сюда с разными товарами, так что можно было все достать.

С приобретением Калуги, Мещеры при Донском, Козельска, Лихвина, Алексина, Тарусы, Мурома и Нижнего при его сыне все течение Оки - от впадения Упы и Жиздры до Коломны и от Городца Мещерского до Нижнего - оказалось во власти московского князя, так что Рязанское княжество очутилось с трех сторон среди волостей московских и владимирских, которые с Калиты были в московских же руках.

Владимира и Мещеры , и таком положении находились дела, когда единовластие Саип-Гирея дало новое препятствие к успешному наступлению на Казань.

Путивль, Тулу, Рязань, Мещеру , в другие украинные города и в Северу велел послать грамоты по детей боярских, по письменных по станичных голов и по их товарищей станичников, и по станичных вожей, и по сторожей, которые ездят из Путивля, из Тулы, Рязани, Мещеры, из Северской страны в станицах на поле к разным урочищам, и которые прежде езжали лет за десять и пятнадцать, велел им всем быть в Москву.

Приговорили идти двумя дорогами: самому государю идти на Владимир и Муром, воевод отпустить на Рязань и Мещеру , чтоб они могли заслонить царя от внезапного нападения ногаев, а сходиться на поле за Алатырем.

Ширины мимо меня вздумали воевать Мещеру , потому что нынче на Мещере наш недруг, а из старины этот юрт наш.

Археология

Археология связывает с этим племенем могильники и городища -XII веков , расположенные по среднему течению Оки.

Выводы А. Иванова по материалам Пустошенского могильника мещеры :

Народность могильника по характеру и составу своего инвентаря Пустошенский могильник принадлежит к тому типу погребений, который знаменует, по-видимому, особую культуру. Характерными признаками данного типа следует признать: присутствие пластинчатых шейных гривен с цилиндрическими привесками, пластинчатых луновидных серег с такими же привесками, витых из проволоки шейных гривен с конусообразными шипами на концах, большого количества раковин каури и довольно грубых, но оригинальных имитаций из проволоки различных курганных находок, как то: шейных гривен и браслет с завязанными концами, ажурных подвесок и типичных на цепочках привесок в виде цилиндриков и ромбов. Все описанного типа вещи согласно приписываются финскому или во всяком случае инородческому племени, предшествовавшему славянской колонизации края.

История

Первое упоминание о мещере мы [ ] находим у Иордана : Новейшая публикация «Гетики» Иордана представляет текст списка в следующем виде:

«thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas» [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как «*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins » и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе - весь, в Абронкасе (?) - мерю, мордву в Мещере , [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.

Упоминания о Мещере также встречаются в Толковой Палее - памятнике древнерусской литературы XIII века и в русских летописях (например, в связи с походом Ивана IV на Казань). Мещера как область в исторических документах впервые упоминается в 1298 г. при переделе власти между Бахметом Усейновым сыном Ширинским, «выдворившем из Мещеры Махмета царя Осан-Уланова сына Крымскова». Во второй раз Мещера упоминается в 1392 г . в русской летописи в связи с обретением земли (одновременно с другими приокскими городами - Тарусой , Муромом , Нижним Новгородом , расположенными от верховья до устья р. Оки), великим князем Василием Дмитриевичем у золотоордынского хана Тохтамыша .

Отличительной особенностью мещеры является цоканье . До сих пор его можно встретить в мещерских селах Сядемка, Вяземка и других. Ареал распространения цоканья - Поочье на территории былого расселения мещеры, в Земетчинском районе Пензенской области.

Материальная культура

Культура была близка к культуре эрзян , так например у мещеры были распространено набедренное украшение, такое как пулагай.

В связи с предположением о наличии у древних славян вертикального ткацкого стана, Н. И. Лебедева приводит сведения о ткачестве «пулагаев» «русской мещерой» с. Мелехова Рязанской обл. и с. Вяземка Земетчинского района Пензенской обл., которые представляют из себя «затканную полоску с очень длинной красной шерстяной бахромой». При этом она подчеркивает, что территория «обитания мещеры совпадает с поселениями Городецкого типа, в которых бытовал вертикальный ткацкий стан».

Одним из локальных вариантов южновеликорусского типа одежды Г. С. Маслова считает костюм заокской части Рязанской и Тамбовской областей - «русской мещеры» - одной из древнейших групп южновеликоруссов. Здесь сохранились очень старые черты, восходящие, по мнению автора статьи, к вятической одежде (понева, тип головных уборов) и черты, которые сближают одежду русского населения с одеждой народов Поволжья (особенно мордовской) -тип лаптя, черные повилы, раковины-ужовки, пулагай-пояс с бахромой.

Антропология

Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 1950-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ. На основании антропологических материалов они высказались «против точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры», и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя».

Академик Т. И. Алексеева пишет:

«Русские с территории обитания муромы также очень сходны с мещерой. У них относительно светлая пигментация, ослабленное развитие бороды, очень узкое лицо, преимущественно прямой нос и т. д. Этот факт может быть истолкован как подтверждение связи мещеры и муромы, а при учете того, что в населении, окружающем эти группы, проявляются иные антропологические типы - валдайский и восточновеликорусский, - как подтверждение генетического родства этих реликтовых восточнофинских приокских групп.»

«Локализация такого своеобразного морфологического комплекса на относительно изолированной территории позволяет поставить вопрос о выделении нового антропологического типа в систематике Восточной Европы. На основании сходства с ильменским его можно отнести к восточноевропейской контактной группе типов североевропеоидной или балтийской малой расы (по Чебоксарову). Последовательно проводя географический принцип в обозначении расовых типов, следует назвать его среднеокским.»

«Сравнение черепов мещеры, мери и муромы с восточнославянскими, с одной стороны, и с финноугорскими - с другой, говорит о значительно большем сходстве их с первыми. В этом смысле мы можем говорить о генетических связях восточнославянских и восточнофиннских народностей на территории Волго-Окского бассейна, возникших задолго до их этнического оформления.»

Примечания

  1. Боровков Е. Мордва, мурома и мещера - древнее население Верхнего Поволжья (неопр.) . Historicus.ru .
  2. Иванов А. Раскопки в селе Пустоши, Судогодский уезд Владимирской губернии 1924 г. Владимирское издательство «Призыв» 1925 г.
  3. Напольских В. В. Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья Архивная копия от 29 августа 2014 на Wayback Machine // История татар с древнейших времён в семи томах. Том 2.
  4. Орлов А. М. Нижегородские татары этнические корни и исторические судьбы. Ниж. Новгород, 2001.
  5. Мещера (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 22 июня 2014. Архивировано 20 июня 2014 года.
  6. Русская традиционная культура конца XIX-начала XX вв.
  7. Язык русской деревни
  8. Алымов С. С. На пути к "Древней истории народов СССР. Малоизвестные страницы научной биографии С. П. Толстова // Этнографическое обозрение, 2007, № 5. С.129.
  9. Зеленин Д. К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. 1913.
  10. Зубова поляна
  11. Орлов А. М.

Если соединить на карте Москву, Владимир, Рязань линиями по Клязьме, Москва-реке, Оке, речкам Колпь и Судогда , которые берут начало в Гусь-Хрустальном районе и текут в Оку и в Клязьму, то получившийся треугольник, площадью около 25 тысяч кв. км., с острием у Москвы и есть знаменитая Мещёра .

Константин Паустовский в своей повести “Мещерская сторона ” писал: “Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края . Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком великого пояса хвойных лесов. Он тянулся некогда от Полесья до Урала … В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь”.

Много тысячелетий назад прокатился по этой земле ледник, оставив после себя огромную чашу-впадину – Мещёрскую низменность . В глубине низменности, всего в 150 км от мегаполиса лежит дикий заповедный край с дремучими, преимущественно хвойными лесами (южной тайги), с многочисленными торфяными озёрами и реками.

Мещёрские (Клепиковские) озёра вместе с реками Бужа и Пра образуют здесь водную систему, протянувшуюся с севера на юг более чем на 270 км, над которой проходит основной пролёт северных птиц. Во время весенних разливов озёра сливаются вместе образуя огромное озеро. В половодья вода покрывает 60% территории внутренней Мещёры. Кто видел здешнее весеннее половодье обязательно вернётся сюда. Как говорит Василий Песков “Весна над Мещёрой – это непередаваемо: летят гуси, огромное количество мелких птиц – сорокопутов, соловьёв. Для меня несколько дней здесь провести – всё равно что верующему в Иерусалиме побывать!”.

Заросшие камышами торфяные берега озёр, березняки в папоротниках, песок и гривы боров-беломошников, можжевельник и вереск, вековые ели и дубравы по берегам неспешных тёмных рек, где некоторые дубы помнят времена Петра Великого. Торф, болота с клюквой, поросшие островами чапыжника – всё это и сегодня пейзажи родной Мещёры .

Главные реки Мещёры в границах национальных парковБужа с притоком Поль , и Пра . Бужа берёт начало в озере Исихра всего в нескольких километрах от Клязьмы, но течёт она не к ней, а с севера на юг, впадая в озеро Святое, с которого начинается цепь Мещёрский озёр. Протяженность Бужи 92 км, а площадь её бассейна 1400 кв. км. Протекает она по территории Владимирской Мещёры. Пра же берёт начало в Мещёрских озёрах у Спас-Клепиков, являясь, таким образом, продолжением Бужи. Пра несёт свои воды на юг, юго-восток и восток к Оке, через Мещёрские леса уже Рязанской области. Длина Пры 192 км. Вода в Пре, как и в Буже, тёмная (гумусная). Её русло непостоянно и имеет на своем протяжении 167км сотни заводей, рукавов и мелких озёр – стариц. На Пре и Оке расположен «Окский государственный природный биосферный заповедник ». Часть поймы реки Пра в пределах национального парка «Мещёрский » и пойма рек Пра и Ока в пределах Окского биосферного заповедника относятся к водно-болотному угодью международного значения (Рамсарская конвенция). Международный статус Биосферного резервата ЮНЕСКО заповедник получил в 1985 году. В Центральной Европейской части России нет рек более девственных и живописных чем Бужа и Пра.

Это удивительная страна болот и лесов, озер и рек. Издавна эти земли считались дремучим, загадочным, заповедным краем. Существуют легенды, будто Мещеру населяют русалки, водяные, лешие. Говорят, что поблизости, на старинном Муромском тракте, бывал сам Соловей-разбойник. Именно в Мещерах находится таинственное урочище Шушмор .

Мещера притягивала многих писателей, поэтов художников и музыкантов.

Константин Паустовский на протяжении двух десятилетий приезжал сюда отдыхать и творить. Мещёре посвящены многие из его произведений, такие как повесть «Мещёрская сторона», новелла «Кордон 273» и другие. Кордон 273 – это кордон лесника Алексея Желтова у которого останавливался писатель. Благодаря Паустовскому этот кордон и его хозяин стали известны далеко за пределами Мещёры, также как и краса этого волшебного края. Кордон 273 стоит на берегу заводи Пры примерно в полукилометре от русла реки. Его координаты N55 00.007’ E040 17.527’. Неподалеку от кордона находятся два чудесных лесных озера – Шуя и Орос, где любил рыбачить писатель. В настоящее время кордон необитаем, нет окон и дверей, а лесники, видимо, живут южнее примерно в двух километрах в селении, обозначенном как Жуковские выселки.

Кроме К.Паустовского в Мещёре жили и творили многие писатели и художники – В. Васнецов , А. Куприн, С. Есенин, В. Полторацкий, А. Солженицын. Родом из Мещёры художники И. Пожалостин, А. Архипов, Ф. Малявин, скульптор А. Голубкина и певцы А.С. и Г.С. Пироговы.

Первое упоминание о названии Мещёра можно найти в Толковой Палее, памятнике русской литературы XIII века. Тогда Мещёра занимала территорию между Муромо-Рязанским и Владимиро-Суздальским княжествами и весь XIII век прошел в борьбе между ними за контроль над этой территорией.

Во время татаро-монгольского нашествия в 1237г. новые жители Рязани, Мурома и Владимира уже боялись мещёрских лесов и болот не меньше монголо-татар и не спасались в Мещёре, куда захватчики даже не вступали. А в XIV веке Великий Князь Олег Рязанский уже постоянно сохранял от набегов степных кочевников в дремучей и заболоченной Мещёре свою дружину.

Государственная власть окончательно утвердилась здесь лишь к шестнадцатому веку. Однако, вплоть до конца восемнадцатого века здешние леса давали убежище беглым крепостным, раскольникам и лихим людям, дорога же из Владимира в Муром всегда считалась разбойничьей. На старинном Муромском тракте , ещё в древние времена промышлял, согласно преданиям, Соловей-разбойник .

Здесь стоял когда-то скромный погост Старый Егорий, центр торговли в этом глухом крае, давший начало современному городу Егорьевску. В Мещёре высятся и сейчас древние стены и храмы Солотчинского и Радовицкого монастырей и неожиданные в центре России восточные минареты и мечети Касимова – столицы касимовских татар, а у берегов неширокой извилистой речки Гусь живут старинным своим ремеслом заводские поселки Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный . Запад же Мещёры – это край Гжельского и Кузнецовского фарфора . Ещё западная Мещёра известна как Гуслица – край великой старообрядческой культуры .