«библейский сюжет»дмитрия менделеева. Сказочники и их судьбы (Дмитрий Менделеев) А чего вам не хватает на нашем телевидении

Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый, гениальный химик, физик, исследователь в области метрологии, гидродинамики, геологии, глубокий знаток промышленности, приборостроитель, экономист, воздухоплаватель, педагог, общественный деятель и оригинальный мыслитель.

Детство и юность

Великий ученый родился в 1834 году, 8 февраля, в Тобольске. Отец Иван Павлович был директором окружных училищ и Тобольской гимназии, происходил из рода священника Павла Максимовича Соколова, русского по национальности.

Фамилию Иван поменял в детстве, будучи учащимся Тверской семинарии. Предположительно, это было сделано в честь его крестного отца, помещика Менделеева. Позднее неоднократно затрагивался вопрос о национальной принадлежности фамилии ученого. По одним сведениям, она свидетельствовала о еврейских корнях, по другим – о немецких. Сам Дмитрий Менделеев рассказывал о том, что фамилию присвоил Ивану его педагог из семинарии. Юноша произвел удачный обмен и тем прославился среди однокашников. По двум словам – «мену делать» – Иван Павлович был вписан в учебную ведомость.


Мать Мария Дмитриевна (в девичестве Корнильева) занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, имела репутацию интеллигентной и умной женщины. Дмитрий был в семье самым младшим, последним из четырнадцати детей (по другой информации – последним из семнадцати детей). В 10-летнем возрасте мальчик лишился отца, который ослеп и вскоре умер.

Во время учебы в гимназии способностей Дмитрий не проявил, сложнее всего ему давалась латынь. Любовь к науке прививала мать, она же участвовала в формировании его характера. Мария Дмитриевна увезла сына учиться в Петербург.


В 1850 году в Петербурге юноша поступает в Главный пединститут на отделение естественных наук физмата. Его преподавателями были профессора Э. Х. Ленц, А. А. Воскресенский и Н. В. Остроградский.

Во время учебы в институте (1850-1855 годы) Менделеев демонстрирует незаурядные способности. Будучи студентом, он публикует статью «Об изоморфизме» и ряд химических анализов.

Наука

В 1855-м Дмитрий получает диплом с золотой медалью и направление в Симферополь. Здесь он работает старшим учителем гимназии. С началом Крымской войны Менделеев перебирается в Одессу и получает должность преподавателя в лицее.


В 1856-м он снова в Петербурге. Учится в университете, защищает диссертацию, преподает химию. Осенью защищает еще одну диссертацию и назначается приват-доцентом университета.

В 1859-м Менделеева отправляют в командировку в Германию. Работает в университете Гейдельберга, обустраивает лабораторию, исследует капиллярные жидкости. Здесь им были написаны статьи «О температуре абсолютного кипения» и «О расширении жидкостей», открыто явление «критическая температура».


В 1861-м ученый возвращается в Петербург. Создает учебник «Органическая химия», за что удостаивается Демидовской премии. В 1864-м он уже профессор, а спустя два года возглавляет кафедру, преподает и работает над «Основами химии».

В 1869-м представляет периодическую систему элементов, совершенствованию которой посвятил всю жизнь. В таблице Менделеев представил атомную массу девяти элементов, позднее добавил в свод группу благородных газов и оставил место для элементов, которые еще предстояло открыть. В 90-е годы Дмитрий Менделеев внес свой вклад в открытие явления радиоактивности. Периодический закон включал в себя доказательства связи свойств элементов и их атомного объема. Теперь рядом с каждой таблицей химических элементов находится фото первооткрывателя.


В 1865–1887 годах разрабатывает гидратную теорию растворов. В 1872-м начинает изучать упругость газов, спустя два года выводит уравнение идеального газа. Среди достижений Менделеева этого периода – создание схемы дробной перегонки нефтепродуктов, применение цистерн и трубопровода. При содействии Дмитрия Ивановича сжигание черного золота в топках полностью прекратилось. Фраза ученого «Сжигать нефть - все равно, что топить печку ассигнациями» стала афоризмом.


Еще одной сферой деятельности ученого стали географические исследования. В 1875 году Дмитрий Иванович побывал на Парижском международном географическом конгрессе, где представил на суд свое изобретение – дифференциальный барометр-высотомер. В 1887 году ученый участвовал в путешествии на аэростате в верхние слои атмосферы для наблюдения полного солнечного затмения.

В 1890-м ссора с высокопоставленным чиновником стала причиной ухода Менделеева из университета. В 1892-м химик изобретает методику получения бездымного пороха. Одновременно с этим его назначают хранителем Депо образцовых мер и весов. Здесь он возобновляет прототипы фунта и аршина, занимается вычислениями по сравнению русских и английских эталонов мер.


По инициативе Менделеева в 1899 году факультативно вводится метрическая система мер. В 1905, 1906 и 1907 годах ученого выдвигают кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906-м году Нобелевским комитетом премия присуждается Менделееву, но Королевская академия наук Швеции это решение не подтвердила.

Менделеев, являющийся автором более чем полутора тысяч трудов, имел огромный научный авторитет в мире. За свои заслуги ученый был удостоен многочисленных научных званий, российских и зарубежных наград, был почетным членом ряда научных обществ на родине и за границей.

Личная жизнь

В юности с Дмитрием случился неприятный случай. Ухаживания за девушкой Соней, с которой тот был знаком с детства, закончились помолвкой. Но изнеженная красавица к венцу так и не пошла. Накануне свадьбы, когда подготовка уже шла полным ходом, выходить замуж Сонечка отказалась. Девушка посчитала, что нет смысла что-то менять, если жизнь и так хороша.


Дмитрий болезненно переживал разрыв с невестой, но жизнь шла своим чередом. От тяжких дум его отвлекла поездка за границу, чтение лекций и верные друзья. Возобновив отношения с Феозвой Никитичной Лещевой, с которой был знаком ранее, стал с ней встречаться. Девушка была старше Дмитрия на 6 лет, но выглядела молодо, поэтому разница в возрасте была незаметной.


В 1862-м они стали мужем и женой. Первая дочь Маша родилась в 1863 году, но прожила только несколько месяцев. В 1865-м родился сын Володя, спустя три года – дочь Оля. К детям Дмитрий Иванович был привязан, но времени им уделял мало, так как жизнь была посвящена научной деятельности. В браке, заключенном по принципу «стерпится-слюбится», он не был счастлив.


В 1877-м Дмитрий знакомится с Анной Ивановной Поповой, которая стала для него человеком, способным в трудную минуту поддержать умным словом. Девушка оказалась творчески одаренным человеком: училась в консерватории игре на фортепиано, позже в Академии художеств.

Дмитрий Иванович устраивал у себя молодежные «пятницы», где и познакомился с Анной. «Пятницы» трансформировались в литературно-художественные «среды», завсегдатаями которых были талантливые художники и профессора. Среди них были , Николай Вагнер, Николай Бекетов и другие.


Женитьба Дмитрия и Анны состоялась в 1881 году. Вскоре у них родилась дочь Люба, сын Иван появился в 1883-м, близнецы Василий и Мария – в 1886-м. Во втором браке личная жизнь ученого сложилась счастливо. Позднее зятем Дмитрия Ивановича стал поэт , женившись на дочери ученого Любови.

Смерть

В начале 1907 года в Палате мер и весов проходила встреча Дмитрия Менделеева и нового министра промышленности Дмитрия Философова. После обхода палаты ученый заболел простудой, которая вызвала воспаление легких. Но даже будучи сильно больным, Дмитрий продолжал работу над рукописью «К познанию России», последними написанными им словами в которой стала фраза:

«В заключение считаю необходимым, хоть в самых общих чертах, высказать…».

Смерть наступила в пять часов утра 2 февраля по причине паралича сердца. Могила Дмитрия Менделеева находится на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

Память Дмитрия Менделеева увековечена рядом монументов, документальных фильмов, книгой «Дмитрий Менделеев. Автор великого закона».

  • С именем Дмитрия Менделеева связано множество интересных фактов биографии. Помимо деятельности ученого, Дмитрий Иванович занимался промышленной разведкой. В 70-е годы в США начался расцвет нефтяной промышленности, появились технологии, которые удешевили производство нефтепродуктов. Российские производители стали терпеть убытки на международном рынке из-за неспособности конкурировать по цене.
  • В 1876 году по ходатайству министерства финансов России и «Русского технического общества», сотрудничавшего с военным ведомством, Менделеев отправился за океан на выставку технических новинок. На месте химик изучил новаторские принципы изготовления керосина и других нефтепродуктов. А по заказанным отчетам железнодорожных служб Европы Дмитрий Иванович попытался расшифровать метод изготовления бездымного пороха, что ему и удалось.

  • У Менделеева было хобби – изготавливать чемоданы. Ученый шил себе одежду.
  • Ученому приписывают изобретение водки и самогонного аппарата. Но на самом деле Дмитрий Иванович в теме докторской диссертации «Рассуждение о соединении спирта с водою» изучил вопрос уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В работе ученого не было и слова о водке. А стандарт в 40° был установлен в царской России еще в 1843 году.
  • Придумал герметические отсеки для пассажиров и пилотов.
  • Существует легенда, что открытие периодической системы Менделеева произошло во сне, но это миф, созданный самим ученым.
  • Сам скручивал папиросы, используя дорогой табак. Говорил, что никогда не бросит курить.

Открытия

  • Создал управляемый аэростат, который стал неоценимым вкладом в воздухоплавание.
  • Разработал периодическую таблицу химических элементов, ставшую графическим выражением закона, установленного Менделеевым в ходе работы над «Основами химии».
  • Создал пикнометр – прибор, способный определять плотность жидкости.
  • Открыл критическую температуру кипения жидкостей.
  • Создал уравнение состояния идеального газа, устанавливающее зависимость между абсолютной температурой идеального газа, давлением и молярным объемом.
  • Открыл Главную палату мер и весов – центральное учреждение Министерства финансов, заведовавшее поверочной частью Российской империи, подчинявшееся отделу торговли.

Так называется одна из самых рейтинговых программ на канале «Культура». Передача эта универсальна. Ее смотрят взрослые и дети, ученые и неученые, образованные и необразованные, представители разных конфессий. Недавно программа отметила свой первый значительный юбилей – пятьдесят выходов в эфир. Ну что ж, повод поговорить с одним из ее создателей и бессменным телеведущим Дмитрием Менделеевым.

Дмитрий, кому пришла в голову идея программы «Библейский сюжет»?

Каналу «Культура». Это было совершенно естественное, как мне кажется, намерение для канала с таким названием: открыть область культуры, которая оказалась не доступна широким массам.

Насколько знаю, от замысла до воплощения прошло немало времени.

Да. В том числе и потому, что тогда, не то, что сейчас, литературы о влиянии Библии на творчество великих мастеров культуры на русском языке практически не было.

И как же вышли из этой ситуации?

- «Культура» обратилась за помощью к телестудии «Неофит». Дело в том, что мы к тому времени уже несколько лет, можно сказать, специализировались на христианской тематике. Может быть, вам знакомы наши передачи «Канон», «Тесные врата», «Святыни христианского мира», «Дело житейское». Ну, вот и накопили мы некоторый опыт, который позволил принять предложение «Культуры».

И с чего же начали?

С просветительства – культурного и христианского. Чтобы люди могли воспринять произведение не только на эмоциональном уровне, но и знать, о чем оно написано. А там, глядишь, захотят более подробно открыть бесконечно прекрасный мир христианской культуры, а в конечном итоге и Евангелие. Такой подход, к счастью, оказался созвучным руководству «Культуры».

Приведите хотя бы одни пример.

Гениальный Иванов писал «Явление Мессии», зная, что его современники знакомы с Евангельскими событиями. Задача «Библейского сюжета», посвященного ему, - просветить наших сограждан, приблизить их к пониманию слова Божия, к тому, что хотел сказать художник. И рассказывая о творчестве, прикасаюсь к душе художника. И такое, может быть, банальное словосочетание, как «душа поэта», обретает для меня самое реальное очертание. Ведь, в конце концов, каждое произведение – это дневник души, развитие ее.

А направлена она всегда к Богу, даже если этого поначалу и не осознает. Сколько примеров, когда художник брался за библейский сюжет, отдавая дань моде или по заказу. А заканчивал свой труд уже другим человеком, верующим. Ибо истинно великое произведение может родиться только в сотворчестве с Богом. Вопреки расхожему мнению, даже Евангелисты не просто стенографировали то, что им посылалось свыше. Это был Богодухновенный человеческий труд. И не случайно Роден говорил, что великие художники самые религиозные люди на свете.

А в наши дни очень распространено иное мнение: художники – богемные создания. Такой взгляд как бы вписывается во внедряемый в народ культ наслаждения - бери от жизни все, порхай как бабочка. Ваши библейские сюжеты напрочь зачеркивают это вредное заблуждение.

И слава Богу. Однажды Тарковского спросили, что для него творчество и как много времени он ему уделяет.Это то, был его ответ, чему принадлежишь, как раб, ежеминутно, ежечасно, ежедневно. Обессиленного Брюлова выносили из мастерской на руках. Руки Дюрера страшно разъедала краска, а он работал, работал и работал, превозмогая невыносимую боль. Иванов днями питался хлебными корочками, умывался в фонтане, потому что стипендии хватало только на аренду мастерской и натурщиков. И речи быть не могло о приработке. Только всепоглощающая работа над своим полотном. Так великие приносили в жертву искусству здоровье, жизнь. Они служили не себе, не своему благополучию, комфорту, удовольствию, а Богу и людям. И об этом все пятьдесят программ «Библейского сюжета».

Значит, вас можно поздравить с первым юбилеем. А как, Дмитрий, вы сами пришли к вере?

Господь призвал. Другого ответа у меня нет. Моей заслуги в этом нет, наоборот, я долго зову тому сопротивлялся. Однажды я поехал туристом в Италию. Признаюсь, ездил я тогда за рубеж больше для того, чтобы в светской беседе щегольнуть самим фактом. Внутри себя я как бы делал отметку типа «Здесь был Вася». В первые дни по храмам не ходил: экономил доллары на тряпки. Исключение сделал для собора св. Петра в Ватикане. Народу там было! Гудел он как муравейник. И вдруг я вижу старичка, очень благообразного, похожего на Святителя Николая. Он будто, бесплотный, проходил сквозь толпу, не замечая никого и ничего, с каждым святым на иконах здоровался как со своим другом. Я шел за ним.

Очнулся на коленях перед Распятьем. Так в одно мгновенье я прозрел. Теперь-то понимаю, то было маленькое сошествие Св. Духа на меня, слепого и глухого.

И как изменилась после этого ваша жизнь?

Можно сказать, радикально. Но тут я должен сделать небольшое отступление. Жили на свете три друга, что называется, с рождения – Володя Дубровский, Миша Рябов и ваш покорный слуга Дмитрий Менделеев. Пришло время, и Миша занялся бизнесом, а мы с Володей закончили факультет журналистики МГУ. Пришли на телевидение. Я вел, может быть, вы помните, «Крестьянский вопрос», «Тему». Так вот, после того, как я пришел к вере, стал искать на ТВ нишу, где работалось бы в согласии со своей совестью. Тогда и родилась идея христианской студии. Директором ее стал Володя, а спонсором – Миша. И стали нам заказывать христианские передачи различные телевизионные каналы.

Так это вы делаете «Лето Господне»? Я, к сожалению, видела только одну передачу и очень жалела, что она сошла с экрана, исчезла.

Никуда «Лето Господне» не исчезло. Выходит эта программа в дни двунадесятых праздников православных. Рассказываем о сути события, которое произошло в данный день две тысячи лет назад.

А почему вы назвали свою студию «Неофит»?

В честь дивного пятнадцатилетнего юноши Неофита. Когда пришло время выбирать остаться ему со Христом или отказаться от веры, было это в конце 111 века, он выбрал благую часть, за что и был замучен. Со временем имя Неофит стало нарицательным. Сегодня, можно сказать, все наше Отечество является страной неофитов. Вот вам и объяснение.

Мне кажется, Дмитрий, что в последнее время Вы делаете крен в житейский сюжет. Ну скажите, надо ли живописать грешника, пусть даже и очень талантливого.

Кого вы имеете в виду?

Ну хотя бы замечательного поэта Владимира Высоцкого? Что связывает его жизнь с библейским сюжетом? Вот что сказала мне шестилетняя Соня Гальцева узнав, что я буду беседовать с вами: «Стараюсь всегда смотреть «Библейский сюжет». Он небесный. Можно было бы удлинить эту передачу, а то кажется, что она пролетает за одну секунду. Но однажды я смотрю и вижу, вместо библейского человека стоит какой-то человек с гитарой и поет, что он грешит и этим живет. Зачем его сюда вставили?

Вопрос это сложный. И все-таки та передача открыла зрителю незнакомого Высоцкого. Мало кто знает, что в его поэзии есть библейские сюжеты, что в конце жизни он крестился, по смерти его отпевали. История знает примеры, как к святости приходили из глубокого падения. Вспомните Марию Египетскую, блаженного Августина. А разве не благоразумный разбойник первым вошел в рай? Так что внешняя биография человека иногда ни о чем не говорит. Напомню вам замечательные строчки Высоцкого: поэты ходят босыми пятками по лезвию ножа, и режут в кровь свои босые души. Бесы со страшной силой мучили Пушкина, Блока, Гумилева. Дару настоящего художника всегда сопутствует одна особенность: с утроенной силой ведется борьба с грехом. А выиграна ли она или проиграна, знает один Бог. И вообще хочу я вам сказать, можно написать любой божественный сюжет так, что на него не захочется смотреть, потому как художник не вложил в нее ни капли сердца. А можно написать птицу в небе, но так, что она просто кричит о красоте Божьего мира. И это будет самым христианским сюжетом для программы..

А зачем появился сюжет о Бродском, замечательном поэте, но мятущемся, колеблющемся человеке. В центре его внимания стояли вещи, далекие от библейского сюжета. Разве он ваш герой?

Я принял бы ваш упрек, если бы героем программы стал, скажем, Малевич с его знаменитым «Черным квадратом», действительно богоборческим и античеловеческим произведением. Вот это контркультурное явление. Меня просто поражает культ этого антишедевра в среде художественной элиты. Ну а теперь вернусь к вашему вопросу о Бродском. Это была одна из наших ранних программ, мы только-только нащупывали свой стиль. Сейчас бы я сделал сюжет о нем совсем по-другому. И все же классификация здесь не уместна. Давайте копнем поглубже. Бродского назвали Иосифом в честь Сталина. Так что можете себе представить, в какой безбожной обстановке он воспитывался. Путь, пройденный им, труден и тернист. Поэт написал совершенно замечательное стихотворение «Сретение», кстати, под влиянием Ахматовой. Она подарила ему свою веру, и я вижу по этому стихотворению, как сильно его душа должна была стремиться к Богу, чтобы получить ответ с неба. Нет, нет, Иосиф Бродский – герой нашей программы.

Насколько я знаю, Дмитрий, над внешним обликом телеведущих работают стилисты.

Я обхожусь сам. Хотя и мне не мешало бы над этим подумать. Одна зрительница была недовольна, что я в жилетке, мол, она придает мне излишнюю солидность. Ну я и отказался от нее. Кого-то раздражает бумага, которую я держу в руках.

Так в ней же, наверное, текстовые подсказки.

Нет, текст я должен знать наизусть по двум причинам. Технология компьютерной студии на Мосфильме, там мы записываемся, не позволяет пользоваться суфлерами. Вольный рассказ тоже невозможен, потому как должна быть абсолютная синхронность звукового и зрительного ряда. То есть, определенные слова должны точно соответствовать изображению, которое у меня за спиной. Иллюстративный материал выстраивается строго под текст.

Чаше всего в титрах передачи упоминаются три автора текста – вы, Ольга Сарнова и Всеволод Константиновский.

А я хотел бы назвать еще два имени совершенно замечательных режиссеров нашей программы. Лауреата премии «Тэфи» Игоря Калядина и Рейна. Не потому, что вроде бы надо воздать, что называется, всем сестрам по серьгам. А потому, что их роль в создании «Библейского сюжета» действительно велика. Ольга же и Всеволод когда-то делали замечательную передачу «История одного шедевра». Мы тогда искали авторов, погруженных в нашу тематику, таких, кто сочетал бы богословскую осведомленность с искусствоведческим даром. В их лице мы и нашли такое счастливое сочетание. На этом стыке – они открыли для себя мир православия, а я – мир искусства – наша программа и состоялась.

У вашей программы один из самых высоких рейтингов на канале. Не тщеславитесь по этому поводу?

Тщеславлюсь. Таковы издержки профессии. Но все равно надо с этим бороться. Когда мы сделали цикл «Святыни христианского мира», казалось, что теперь-то руководство выдвинет нас на «Тэфи». Я уже представлял, как выхожу на сцену и произношу свою маленькую «Нобелевскую речь». И знаете, прошло много времени, прежде чем понял, как был неправ, допуская саму мысль, что достоин награды. Ведь все, что у меня есть, все дары – от Бога. А я приобщен к ним неизвестно, за какие заслуги. И свою задачу вижу в том, чтобы связать мир видимый, наш, материальный, и невидимый. Как Господь и задумал. Глубокое осознание этого побудит человека ответственнее относиться к своему времени. Надеюсь, что программа помогает зрителям задуматься над тем, как протекает их жизнь, с точки зрения вечных ценностей. И огромная заслуга в том, что такая программа, как «Библейский сюжет» существует на канале «Культура».

Беседу вела Наталья Ларина

Чего мы не знаем об Андерсене, Сент-Экзюпери и Кэрролле

Как сложилась судьба людей, подаривших миру самые лучшие христианские сказки? Почему Антуан де Сент-Экзюпери в своей «Цитадели» говорит от лица царя Соломона, и как вышло, что он писал «Маленького принца» для друга-атеиста? Что советская цензура не пощадила в произведениях Андерсена и Лагерлёф? И что хотел сказать миру Льюис Кэрролл своей «Алисой в стране чудес»?

Представленные зарисовки — это итог бесед с Дмитрием Владиславовичем Менделеевым в Сретенской духовной семинарии, где он читает курс «Искусство, литература и культура как тема для миссии».

«Маленький принц», «Снежная королева», «Алиса в стране чудес», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями»… Какие легкие и светлые истории! Такой же светлой была и жизнь их авторов. Светлой, но совсем не легкой.

У Антуана де Сент-Экзюпери был друг — прозаик и литературный критик Леон Верт. Он происходил из иудейской семьи, но в Бога не верил, был атеистом. Сент-Экзюпери мечтал просветить его, обратить в христианство. Они постоянно спорили об этом.

В 1936 году Сент-Экзюпери отправился корреспондентом на войну в Испанию. Там, во время гражданской войны, он начал писать роман, который назвал «Цитадель». Цитадель в этой книге — это не просто крепость; это крепость, твердыня из 30-го псалма, словами которого Господь молился на кресте: «в руки Твои предаю Дух мой» (Лк. 23:46 ), — «Будь мне каменною твердынею» (Пс. 30:3 ): во французском языке значение «твердыня, крепость» передается словом «цитадель».

Это удивительный роман, состоящий из дневниковых записей, размышлений, воспоминаний о каких-то эпизодах из жизни Сент-Экзюпери, объединенных библейской идеей: книга пишется как бы от имени царя Соломона, но еще не царствующего, еще только сына Давида, еще только, как мы бы сейчас сказали о царском сыне, принца. Так заявляется преемство: «Цитадель» — это своего рода сборник притч, мудростей, высказываний: «Ор Хохма» — так называется по-еврейски Свет мудрости соломоновой. И Сент-Экзюпери через впечатления о современной жизни передает внутренний мир царского сына.

Этот замечательный роман трудно пересказывать: в нем нет единого сюжета, он состоит из разнообразных фрагментов-эпизодов, главная цель которых — пробудить в сердцах людей любовь к Богу и направить ее к Создателю, к Самой Любви. Об этом — притчи Соломоновы, об этом — и роман «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери.

Но «Цитадель» все-таки достаточно большой, сложный роман. Как передать ту же мысль в более прозрачной, доступной форме?

Началась Вторая мировая война. Леон Верт оказался на оккупированной немцами территории Франции, скрывался от нацистов — его прятали семьи католиков. Сент-Экзюпери находился в Америке, вел по радио патриотические передачи, призывая французов восстать на борьбу с фашизмом. Как раз в это время он пишет свое знаменитое письмо ко всем евреям, которые переживают гонения от нацистов, заключены и мучимы в концлагерях, обращаясь в том числе и непосредственно к своему другу Леону Верту. И приходит к мысли взять всё самое главное из «Цитадели» и обратить в форму сказки. Эту сказку он назвал «Маленький принц».

Ее идея — та же: человек ответственен за всё. Каждый человек ответственен за самого себя и за свою планету: утром встал, почистил зубы — приведи в порядок свою планету. Каждый человек должен отвечать за всех вокруг. Должен заботиться, как царь Давид, как царь Соломон, — обо всем мире, не только о своем царстве: о каждом человеке в отдельности, о каждом цветочке, обо всех творениях, обо всем, что Господь вручил царю Давиду для заботы. Каждый человек обязан на своем уровне чувствовать себя Маленьким принцем, сыном Божиим, сыном Давидовым, который по царственному своему рождению должен заботиться обо всем окружающем мире.

Сент-Экзюпери написал сказку для Леона Верта и отправил ее издателю в 1942 году, а сам уехал на фронт, вернулся в разведывательный авиационный полк и погиб — 31 июля 1944 года. Вскоре после его гибели союзники освободили Париж, Леон вернулся домой и нашел у себя в квартире экземпляр «Маленького принца». Прочел эту сказку, обливаясь слезами, и есть надежда, что стал христианином. Трудно было бы не стать после такой книги, в которой Маленький принц жертвует собой, чтобы спасти свою розу.

В ней, кстати, есть очень интересный биографический момент. Как вы помните, сказка начинается с того, что летчик в пустыне встречается с Маленьким принцем. Действительно, Сент-Экзюпери и его механик Прево совершали перелет Париж-Сайгон накануне нового 1936 года и разбились в пустыне Сахара. Они чуть не погибли, оставшись без связи, без воды, без еды… Прошли по пустыне 85 километров пешком. Их, полумертвых, подобрал караван бедуинов. Именно там, в пустыне, перед, казалось бы, неминуемой смертью, Сент-Экзюпери вспомнил всё лишнее, пустое и ненужное, что произошло в его жизни, и понял, что нужно сосредоточиться на самом главном и самом важном, — как это нередко бывает в подобных ситуациях. Все неприятные стороны его характера находят отражение в персонажах, с которыми знакомится Маленький Принц, путешествуя по планетам: пьяница, воображала, ученый, который ничего не видит дальше собственного носа, король, который обожает править… И единственный человек, который не кажется смешным, — это фонарщик, совершенно бессмысленно зажигающий фонари. Он не кажется смешным потому, что он единственный, кто не думает только о себе.

Мы, безусловно, могли бы назвать эту сказку «За други своя», вспомнив евангельское: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя» (Ин. 15:13 ). И как Маленький принц положил свою душу за своего друга, так и Антуан де Сент-Экзюпери в буквальном смысле положил свою жизнь в борьбе с нацизмом за всё, что было так дорого людям на нашей Земле. Не с немцами, а именно с нацизмом. Хотя в конце его романа «Цитадель» есть эпизод смертельного столкновения с немцем, оказавшийся пророческим для писателя. Но…

Однажды где-то в Латинской Америке Сент-Экзюпери встретил старого французского эмигранта, который много десятков лет не был во Франции. Они разговорились, и выяснилось, что у того остался лучший друг на родине. Они с ним, может быть, немножко повздорили, когда расставались, во всяком случае очень долго не общались, не переписывались и ничего не знали друг о друге. А были они крестьянами, садовниками, выращивали розы и всё время говорили о розах — это было их любимым занятием. Сент- Экзюпери сказал тогда тому человеку: «Наверное, я смогу ему передать от Вас письмо или какую-нибудь весточку». И старик долго мучился над письмом: надо же было рассказать про всю свою жизнь, обо всём, что произошло за это время… Но после часа мучений он принес бумажку, на которой была написана всего одна строчка: «Сегодня утром я полил свои розы!» И Сент-Экзюпери понял, что вся любовь, на которую только был способен этот человек, проживший огромную, трудную жизнь, выразилась в этой строчке и что друг его, если он жив еще, прекрасно поймет, о чем идет речь, ведь это — самое дорогое для них.

Вот и роман «Цитадель» заканчивается тем, что Сент-Экзюпери летит на своем самолете, а навстречу ему летит немецкий летчик, они оба должны нажать на гашетки, и в этот миг, как пишет Сент-Экзюпери, в его мозгу билась только одна мысль-крик: «Ах, как мне хочется закричать тебе, брат: „Сегодня утром я полил свои розы!“»

Всегда во всех ситуациях надо оставаться человеком, даже в ситуации боя с противником — потому что и тогда всё равно перед тобой — тоже человек, который оказался в таком же сложном положении, что и ты. Это человек, это брат. Писателю-летчику хотелось от любви к нему крикнуть ему об этом. Наверное, так и было, когда он погибал…

«Снежная королева»

Когда все мы в советское время читали сказку Андерсена «Снежная королева», мы не встречали в ее тексте евангельских цитат («Будьте, как дети» — эти слова Спасителя читала бабушка Герды) и молитвы «Отче наш» — это все было вычеркнуто.

Сказка эта тоже автобиографична.

У Андерсена было очень тяжелое, бедное детство. Его отец был башмачником, умер рано. Мама с бабушкой вынуждены были поденщиной зарабатывать на хлеб. Мать была прачкой — стирала белье в холодной воде; потом сиделкой в сумасшедшем доме — ухаживала за больными. А иногда никакой работы не было, они голодали, тогда мать и сын ходили собирать колосья — ожинки, — как некогда библейская Руфь. Их гнали, а однажды какой-то крестьянин погнался за маленьким Гансом, чтобы побить его. Пшеница уже была скошена, остались только острые скосы, мальчик был босой, и бежать ему было очень трудно, он раздирал ноги в кровь… Конечно, ребенку от взрослого человека не убежать, и вот в последний момент, когда крестьянин был уже готов его ударить, Ганс повернулся к нему и сказал: «Как ты можешь бить меня? На тебя же смотрит Господь!» И крестьянин, совершенно рассвирепевший, вдруг обмяк, улыбнулся, накормил его и дал денег. Андерсену на всю жизнь запомнился этот опыт.

И потом, как бы тяжело ему ни приходилось — а он очень долго был непризнанным, жил впроголодь, и даже став известным писателем, всё равно бедствовал, — Андерсен всегда вспоминал об этом случае из своего детства.

Всё, что он делал, всегда было со страхом Божиим, с любовью к Богу. Можно сказать, что он, как Енох, ходил перед Богом. Хотя всякое случалось в его жизни…

И была у него замечательная история христианской любви.

Его Гердой стала шведская певица Йенни Линд. Они были как брат и сестра и очень трогательно всю жизнь друг друга любили именно как христиане. И даже когда Йенни вышла замуж за другого человека, это никак не отразилось на их дружбе и переписке. Встречались они редко, виделись лишь во время гастролей Йенни, но часто друг другу писали. Как-то в Берлине (это случилось в 1845 году, Андерсену тогда было 40 лет) у его подруги были концерты. Андерсен решил сделать ей сюрприз: бросил все свои дела, накопил денег и поехал в Берлин, чтобы провести с ней вместе Рождество. Но так случилось, что ей не сообщили о приезде ее друга, и она не пришла к нему. Андерсен просидел весь Сочельник в полном одиночестве, очень скорбя, глядя в открытое окно на звездное небо. Он пишет: «Вот это и была моя ёлка». Он был так раздосадован, что не смог скрыть от нее этого, и на следующее утро пришел к ней и всё рассказал. Йенни была растрогана: «Бедный, я же не знала ничего! Но не волнуйся, мы проведем еще один Сочельник, специально для тебя». И было «второе Рождество»: снова ёлка, снова рождественские молитвы, снова праздничный стол… Йенни пела весь вечер в узком кругу друзей — специально для Андерсена. А апогеем праздника стал подарок для Йенни: Андерсен преподнес ей сказку «Снежная королева», для неё же и написанную.

«Алиса в стране чудес»

История любви Льюиса Кэрролла — профессора Чарльза Доджсона в действительности — и дочери декана одного из колледжей в Оксфорде Алисы Лидделл столь же трогательна. Алисе, правда, было… четыре года, когда они познакомились. И многие дурные головы сейчас приписывают какие-то глупости и гадости почтенному верующему диакону и профессору Оксфордского университета. Конечно же, ничего подобного не было, это самая чистая, самая искренняя любовь писателя.

Любая настоящая сказка всегда подразумевает слова Спасителя: «Будьте, как дети» (Мф. 18:3 ). Это очень глубокие слова, их нельзя воспринимать поверхностно, как шутку. Заповедь «Будьте, как дети» столь же важная, как и другие слова Господа; значит, надо над ней серьезно думать и пытаться ее исполнить. И еще понимать, что такое — быть, как дети: где надо быть, как дети, а где надо быть, как взрослые.

Сказка «Алиса в стране чудес» удивительна тем, что написана не для детей, хотя и вдохновлена ребенком и дети ее очень любили. Однажды королева Виктория увидела девочку, которая так была увлечена книгой, которую читала, что не замечала ничего вокруг. Королева пожелала узнать, что это за книга. Девочка начала ее пересказывать и вдруг спросила: «А Вы, Ваше величество, могли бы наплакать столько — целое море?» Королева была так заинтригована, что послала нарочного в Оксфорд, к профессору, попросила книгу, получила ее, а Кэрроллу был вручен королевский подарок. И началось триумфальное шествие сказки по Англии, а потом и по всему миру.

Так вот, сказка эта написана для взрослых — чтобы снова погрузить их в детство, заставить посмотреть на мир глазами ребенка. Вспомните, что сказка открывается стихотворением — своего рода эпиграфом: «Алиса, ты, когда вырастешь, храни воспоминания о своем детстве, храни эту сказку, как паломник бережет цветок, принесенный из Палестины». Паломники привозили не только вайи — пальмовые листья, но и анемоны: эти маленькие, похожие на маки красные цветочки растут в великом множестве по всей Святой Земле, а особенно много их в Иерусалиме. Расцветают они весной, на Пасху. Они неприхотливы, многого им не надо: достаточно горстки даже не земли, а песка между камнями. Это своего рода образ крови Спасителя. Английские паломники засушивали анемоны между страниц книг, в дневниках, привозили домой и берегли как память о Святой Земле. И заповедь автора «Алисы» — беречь детскость, как паломник бережет святыню со Святой Земли.

А в конце сказки Чеширский Кот спрашивает у Алисы: «А как тебе нравится Королева?» — «Не очень нравится», — отвечает Алиса, но, заметив, что Королева стоит как раз у нее над ухом, тут же осекается и говорит: «Она так хорошо играет, что можно сразу проиграть». Королева улыбается: вот и неискренность в ребенке проснулась, хитрость уже взрослой женщины. И тут Чеширский Кот спрашивает Алису: «Извини, совсем забыл спросить: а чем закончилась история с ребенком?» И Алиса отвечает: «Ребенок превратился в поросенка». — «А, я так и думал!» — говорит Чеширский Кот и растворяется. Вот главная идея этой сказки: чтобы ребенок не превратился в поросенка. Чтобы мы были как дети, а не как взрослые свиньи.

Есть маленькая деталь, связанная с этой сказкой Сельмы Лагерлёф, на которую следует обратить внимание. Мы все, наверное, помним замечательный советский мультик «Заколдованный мальчик», события в котором начинаются с того, что родители посадили Нильса учить уроки. А учиться ему лень, он засыпает, а потом и разворачивается вся история с обиженным гномом, превращением в маленького и путешествием с гусями. Это вариант сказки шведской писательницы, исправленный советской цензурой.

В оригинальном же тексте родители Нильса уходят в храм на воскресную службу, а он отказывается. И тогда отец, уже с порога, велит ему читать воскресную проповедь, которая должна звучать в храме. Вот тут-то Нильс и засыпает. Совершенно по-другому поворачивается вся эта история, которая, кстати, была написана как учебник по географии и истории Швеции для старших классов. Такая вот «занимательная география/история»: Нильс с гусями летит через всю страну на север, попутно многое узнавая о тех краях, над которыми несут его гуси. За эту книгу Сельма Лагерлёф получила Нобелевскую премию по литературе и стала первой женщиной — Нобелевским лауреатом по литературе (первой женщиной, получившей Нобелевскую премию за научные достижения, была Мария Кюри: премия была присуждена ей за открытие полония).

Сказка грандиозная, христианская! У Лагерлёф много других христианских произведений, но это в нашей стране наиболее известное. Сейчас, слава Богу, книгу перевели полностью и издают в оригинальном варианте. Только надо внимательно сравнивать переводы: иногда переводчики, не будучи церковными, не обращают внимания на нюансы — поэтому постарайтесь найти хороший перевод.


Имя: Дмитрий Менделеев (Dmitry Mendeleev)

Возраст: 72 года

Место рождения: Тобольск

Место смерти: Санкт-Петербург

Деятельность: великий русский химик

Семейное положение: был женат на Анюте Поповой

Дмитрии Менделеев - биография

Когда в семье директора Тобольской гимназии 8 февраля 1834 года родился семнадцатый ребенок - Митя Менделеев, доктор сказал: «Не жилец». То ли хлопоты маменьки помогли, то ли Божий промысел, однако Митенька выжил и окреп. Не раз еще ему предстоит услышать эти слова и в прямом смысле, и в переносном. Врачи предрекали скорую гибель, в гимназии считали бесперспективным, не принимали в университет, коллеги отрицали его гипотезы, а порой и смеялись.

Когда оппонентам было нечем крыть, в ход шел последний аргумент: Менделеева уличали в иудейском происхождении. На самом деле фамилия его отца была Соколов. По легенде, Иван Павлович однажды выменивал у купца лошадь - «мену делал», и по созвучию в книге его записали Менделеевым.

Гимназистом Менделеев-младший оказался посредственным. Особенно тяжело давалась латынь -мальчик обладал умом легким, быстрым, а все, что было связано с зубрежкой, воспринимать отказывался. И все-таки учиться собрался в Медико-хирургической академии, где латынь надо было знать хорошо.

Поездка в Москву оказалась напрасной: абитуриент попал на вскрытие, где ему сделалось дурно. В Московский университет тоже не взяли. Сегодня в учебниках можно прочитать, что будущий великий химик якобы не выдержал экзамен по химии. Но этот предмет в гимназиях не изучали и вступительного экзамена тем более не устраивали. Все было прозаичнее: в университеты принимали «по прописке», и гимназист из Тобольска мог учиться только в Казанском университете.

Любящая маменька использовала все связи и знакомства и сумела определить сына в Петербурге. Так Менделеев стал студентом Главного педагогического института, который когда-то окончил его отец.

Спустя некоторое время будущему ученому пришло известие о скоропостижной кончине матери. Чуть позже от туберкулеза умерла сестра Елизавета, а вскоре и сам Дмитрий заболел чахоткой - стрессы и сырой столичный климат сделали свое дело. Врачи в очередной раз заявили Менделееву: «Не жилец» и посоветовали съездить в Крым к Пирогову. Осмотрев юношу, светило медицины рассмеялся: «Еще всех нас переживешь!» И действительно, болезнь отступила.

Окрыленный Дмитрий вернулся к науке. Он с отличием окончил институт, защитил с интервалом в несколько месяцев две диссертации и в начале 1857 года стал приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. Молодому ученому было всего 23 года, он прекрасно разбирался в естественных науках, ему предрекали большое будущее. Менделееву не удавалось постичь только одну формулу...

Дмитрий Менделеев - биография личной жизни: формула любви

Дмитрий часто вспоминал в своей биографии первую встречу с Сонечкой. Судя по записям в ее дневнике, и она не забыла.

Ей 8 лет, папа ведет ее в Тобольскую гимназию на урок танцев. Ее ставят в пару с юношей. Ему уже 14, но он почему-то стесняется девочки, отдергивает руку и уходит. Сонечка закусила губу, чтобы не расплакаться, а он ничего не заметил. Оказалось, заметил.

Почти десять лет прошло с той встречи. И вот уже не Митя, а приват-доцент Дмитрий Иванович встретил в Петербурге Соню Каш. Семья Сони уезжает на мызу в Карелию - влюбленный за ними. До сих пор в Музее-квартире Менделеева хранится гербарий, собранный Дмитрием и Софьей на берегу озера Сайма.

Когда ей исполнилось 18, Менделеев пришел свататься. Девушка не сказала «да», однако все уже считали ее невестой Менделеева. Был назначен день свадьбы, друзья и родные поздравляли счастливого влюбленного, но... Сонечка испугалась скоропалительного брака и заявила отцу, что на венчании скажет «нет». Тот передал ее отказ.

Дмитрий слег. Три дня пил только воду, а на четвертый пришел в дом бывшей невесты. «Он горячо целовал мои руки, и они были мокры от его слез. Мне никогда не забыть этой тяжелой минуты», - написала Соня в дневнике. В записках Менделеева, напротив, все просто и по-научному сухо: «Хотел жениться, отказала».

Два года он читал лекции, но все в Петербурге напоминало о Соне. Чтобы забыться, Менделеев попросил командировку и отправился на два года в Германию. Вернувшись, написал первый в России учебник «Органическая химия», за который получил Демидовскую премию -высшую научную премию в России. Но даже такие успехи не помогали затянуть сердечную рану.

Сестра Ольга решила помочь - отыскала невесту, опять из Тобольска и опять старую знакомую. Феозва была приемной дочерью Петра Ершова, автора «Конька-Горбунка», учителя в гимназии Менделеева. Старше на шесть лет, некрасивая, нелюбимая... Несмотря на это в апреле 1862 года Менделеев и Феозва обвенчались. Дочка Машенька, родившаяся через год, вскоре умерла. Один за другим появились еще двое детей - Володя и Оленька. Но брак трещал по швам: жена не желала понять, чем занимается ее муж, скандалила, упрекала в невнимании и пустой трате времени.

Зато юная красавица Анюта Попова восхищалась всем, что делает ученый, и, бывая в доме Менделеевых, с упоением слушала его. Чтобы не доводить до греха, отец Поповой отправил дочь в Италию. Менделеев бросился за ней. Спустя месяц влюбленные объявили о своем намерении пожениться. Разразился скандал: ей 19 лет, ему - 43. Жена дала согласие на развод, но по закону вступать в новый брак можно было только через несколько лет. По слухам, для совершения обряда венчания Менделеев дал священнику огромную по тем временам сумму -10 тысяч рублей.

В этом браке родились четверо детей: Люба, Ваня и двойняшки Маша и Вася. Старшая Люба впоследствии стала женой Александра Блока, именно ей посвящены «Стихи о Прекрасной Даме».

Дмитрий Менделеев - «вещий сон» и водка

Обыватели знают в биографии Менделеева два факта: изобрел водку и увидел во сне свою знаменитую таблицу. А жаль, ведь сделал он значительно больше. Например, создал бездымный порох и даже наладил его производство. Однако правительство не успело его запатентовать, и изобретение «уплыло» за океан. В результате Россия была вынуждена покупать «менделеевский» порох у США.

Создавая периодическую систему химических элементов, Менделеев расставлял их по возрастанию атомного веса. Часть клеток заполнить было нечем - наука на тот момент знала не так много элементов, - и он оставлял ячейки пустыми. Гениальность системы стала понятна позже, уже после смерти ученого: химики открывали новые элементы, и каждому находилось место в таблице.

Менделеева часто спрашивали, как родилась у него эта гениальная идея. Объяснять подробности дилетантам ученому вскоре надоело, и он стал отшучиваться: мол, устал в лаборатории, лег вздремнуть, увидел сон, а проснувшись, быстро записал все на листочке. Только одному газетчику Менделеев сказал: «Я над ней, может, двадцать лет думал, а вы считаете: сидел и вдруг... готово».

«Изобретение» ученым водки тоже оказалось мифом. Родился он благодаря диссертации, которую Дмитрий Иванович защитил в 1865 году. Работа называлась «Рассуждение о соединении спирта с водою» и была посвящена изучению взаимодействия двух жидкостей. При этом о водке там речь не шла. На самом деле водка с идеальной крепостью 40° появилась еще в 1843 году, когда Менделееву исполнилось всего 9 лет.

Круг его интересов был чрезвычайно широк. Дмитрий Иванович изучал нефтяные месторождения Кавказа и угольные Донбасса, понимая, что за этим топливом будущее. В 1892 году возглавил Главную палату мер и весов (некоторые изготовленные при нем эталоны используются до сих пор). Будучи страстным коллекционером скульптуры и живописи, Менделеев был действительным членом Академии художеств и почетным членом многих зарубежных академий. По иронии судьбы, в российскую Академию наук его не приняли.