Артиллерийская установка ак 630. «Палашом» по «Томагавку»: Противоракетный скорострел

В начале 1976 года на вооружение был принят артиллерийский комплекс АК-630. Основным его элементом была орудийная башня, оснащенная шестиствольным автоматом АО-18 калибра 30 мм. Из-за высокой скорострельности (до 5 тыс. выстрелов в минуту) обеспечивалось уверенное поражение всех типов целей, с которыми приходилось работать подобному в конце 70-х. Однако характеристики потенциальных целей, например противокорабельных ракет, постоянно росли, и АК-630 нужно было модернизировать.


В качестве одного из способов увеличения боевой эффективности установки выбрали самый очевидный – увеличение количества стволов. Однако новая версия АК-630 должна была основываться на уже имеющихся автоматах, поэтому решили установить в орудийной башне сразу две шестиствольные пушки. В самом конце 1983 года в командовании ВМФ утвердили тактико-техническое задание на новый комплекс, получивший обозначение АК-630М1-2 «Рой». Разработку его поручили тульскому ЦКИБ СОО, а главным конструктором назначили В.И. Бакалева. Одновременно с этим было поручено провести ряд работ, связанных с повышением надежности автоматов. В перспективе планировалось заменить уже имеющиеся на кораблях АК-630 на спаренную систему.

Разработка новой установки заняла всего несколько месяцев, и уже в марте 1984 года на заводе №535 (Тульский машиностроительный) начались заводские испытания, продлившиеся до конца ноября. Работы по установке «Роя» на корабли заняли гораздо больше времени – непосредственный монтаж удалось начать только в 87-м. В качестве корабля-носителя выбрали ракетный катер Р-44 проекта 2066 из состава Черноморского флота, там же производился монтаж установки. На испытания Р-44 с АК-630М1-2 вышел только летом 1989 года. В качестве мишеней на этих испытаниях использовались специализированные аппараты Ла-17К и переоборудованные ПТУР «Фаланга-2». В ходе стрельб удалось эффективно поражать цели, имитирующие противокорабельные ракеты, на высотах около 10 метров. При этом для поражения одной мишени требовалось около 200 снарядов. Значительного повышения боевых качеств достичь не удалось, поэтому командование флота не стало принимать АК-630М1-2 на вооружение. В то же время, с 1993 года эта артиллерийская установка предлагается на экспорт, но данных о крупных поставках до сих пор нет.

На выставке МВМС-2007 «Туламашзавод» продемонстрировал обновленную версию АК-630М1-2, названную АК-630М2 «Дуэт». Большого количества отличий от «Роя» у «Дуэта» нет, а почти все имеющиеся касаются корпуса башни – теперь он сделан угловатым и состоящим из ровных пластин. Утверждается, что сделано это для снижения радиолокационной заметности установки и корабля в целом. Блоки стволов на АК-630М2 закрыли общим кожухом. Судьба этой установки такая же, как и у АК-630М1-2 – отечественный флот ее пока не принимает на вооружение, а зарубежные потенциальные покупатели готовить контракты не спешат.

Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм. Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов – 320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу. Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальный радиус действия по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М1-2 и АК-630М2, полностью аналогичны используемым АК-630. Это:
- ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К.
- ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество.
- ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.

«Рой» и «Дуэт» могут работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления:
- РЛСУ «Вымпел-АМ2». Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».
- РЛСУ «Ласка». Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Рой» в серию не пошла, а единственный корабль, на котором ей удалось поработать – Р-44 – в октябре 2008 года списали и отправили на утилизацию. Есть информация, что по две установки АК-630М2 «Дуэт» будут ставиться на малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Строительство головного корабля этого проекта «Град Свияжск» было начато в 2010 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)
АК-630 (установка А-213, орудие - АО-18) - ADG6-30 (название NATO)
АК-630-МР-123 / "А-213-Вымпел-А" (комплекс)
АК-630М "Вулкан" (установка А-213М) - ADGM6-30 (название NATO)
АК-630М-МР-123-02 (комплекс)

Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". ТТЗ утверждено Главкомом ВМФ 22 февраля 1963 г. Проектирование начато по постановлению СМ СССР №801-274 от 15 июня 1963 г. Головной разработчик системы - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), главный конструктор М.С.Кнебельман. Разработка автомата - КБ Приборостроения, главный конструктор В.П.Грязев. Автомат АО-18 (ТКБ-025) спроектирован В.П.Грязевым и А.Г.Щипуновым. Заводские испытания первых двух экземпляров установки велись с конца 1964 г. по 30 марта 1966 г. на полигоне завода №535. Серийное производство начато заводом №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1969 г. Государственные корабельные испытания начаты 18 мая 1971 г. на катере пр.205ПЭ (заводской №110) в районе Севастополя. Испытания прерваны 20 октября 1971 г. в связи с недостатками СУО МР-123 "Вымпел" и вновь продолжились с 29 марта по 20 сентября 1972 г. В ходе испытаний испытывалась работа СУО с АК-630 и АК-725 одновременно. Комплекс отправлен на доработку, после чего вновь испытан с 4 июня по 23 августа 1973 г. и принят на воружение приказом Главкома ВМФ №05 от 6 января 1976 г. Дальнейшие доработки и модификации АК-630 велись КБ "Аметист". По умолчанию данные АК-630.

Установка АК-630 на десантном КВП "Зубр" (Военный парад, 1998 г.)

Наведение :

СУО "Вымпел" / "Вымпел-А" с РЛС МР-123 / МР-123/176 (BASS TILT) - разработана КБ завода "Топаз", главный конструктор В.П.Егоров. Обеспечивает сопровождение и наведение установки на воздушные, надводные и наземные цели на дальности до 5000 м с управлением 1-2 установками (АК-630, АК-630М, АК-725, АК-176). Пункт управления стрельбой (ПУС) оснащен ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом (обязательно используется для стрельб по наземным неконтрастным целям, например, на десантных кораблях).

Дальность обнаружения цели ТВ-визиром:

75 км (морская цель типа катера пр.205)

7 км (воздушная цель типа МиГ-19)

РЛСУ "Вымпел-АМ" / "Вымпел-АМЭ" с РЛС МР-123-02/ МР-123-03 / МР-123-02/176 (BASS TILT) - используется совместно с АК-630М (1-2 установки) или с АК-630 и АК-176 или АК-725 (по 1 установке), разработана КБ "Аметист". РЛС сорпягается с ТВ-визир и лазерный дальномер.

Дальность сопровождения целей - 25-30 км (45 км без помех, 30 км с помехами)
Сектор обзора - 40 град.

Масса системы - 5,2 т

РЛСУ "Ласка" (первое исполнение изделия 5П-10Э) - одновременно с опровождает 4 цели, дальность обнаружения - 21 км, сектор обзора по азимуту - 180 град., сектор обзора по углу места - 40 град., время реакции - 2-3 с, боевой расчет - 1 чел, одновременно управляет двумя АК (30 и/или 76 мм), потребляет 10 кВт электроэнергии, масса - 1000 кг, масса антенного поста - 500 кг. На установке возможно размещение ПУ ПЗРК "Игла-С";

Антенный пост РЛС МР-123 BASS TILT

Установка работает под управлением электрогидропривода Д-213 (разработка ЦНИИ-173 - сейчас называется ВНИИ "Сигнал"). Электропитание 220 вольт 400 Гц (Д-213) и 380 вольт 50 Гц (Д-213-50). Управление установки дистанционное. Питание автомата - непрерывное ленточное. Звенья стальные расщепляющиеся. Магазин плоский (АК-630) или круглый (АК-630М). На установке стандартно размещается два магазина с патронами, на части кораблей АК-630М компонуется дополнительным магазином на 1000 патронов. Вращающаяся часть башни закрывается стеклопластиковым кожухом.

Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60 град. Охлаждение автомата жидкостное водой или антифризом между кожухом и стволами.

Высота установки над палубой - 1070 мм

Высота подбашенного помещения - 2050 мм

Высота линии огня от шарового погона - 218 мм

Высота линии огня от палубы - 698 мм

Диаметр шарового погона - 1240 мм

Диаметр подбашенного помещения - 2500 мм

Число шаров - 191

Диаметр шаров - 15.87 мм

Радиус обметания по стволам - 1660 мм

Радиус обметания по казенной части - 663 мм

Максимальная ошибка электрогидропривода - 3-4 точки дальномера
Масса комплекса (установка, СУО, боекомплект, стандартная) - 9114 кг (АК-630М / АК-630М1)

Масса установки без боезапаса, ЗИП и внешних узлов:

1000 кг (АК-630)

1850 кг (АК-630М)

Масса установки с боекомплектом 2000 патр. - 3814 кг (АК-630М / АК-630М1)

Масса внешних узлов - 800 кг

Масса боекомплекта в ленте - 1918 кг (2000 патр.)

Угол наведения по вертикали - от -12 +-2 град. до +88 +2 -1 град. (все мод.)
Угол наведения по горизонтали - +-180 -5 град.

Скорость верикального наведения - 50 град/с

Скорость горизонтального наведения - 70 град/с
Боезапас:

2000 патронов (АК-630, стандартно)

4000 патронов (АК-630, с дополнительным питанием из внешних ящиков боеприпасов)
- 2000-3000 патронов (АК-630М, стандартный-усиленный варианты комплектации)

Длина ствола с патронником - 1629 мм (54,3 калибра)

Длина канала ствола - 1620 мм (54 калибра)

Длина нарезной части - 1460 мм

Длина патрона - 293 мм

Крутизна нарезов - 23,8 калибра (постоянная)

Число нарезов - 16

Глубина нарезов - 0,3+0.1 мм

Ширина нарезов - 3,5+0.4 мм

Ширина поля - 2.4 мм

Длина отката максимальная - 13 мм

Длина автомата АО-18 - 2176 мм

Ширина автомата АО-18 - 295 мм

Высота автомата АО-18 - 336 мм

Масса автомата - 205 кг

Масса патрона - 832-834 грамм

Масса гильзы - ок.30 грамм

Скорость начальная - 880-900 м/с
Дальность действия:

8100 м (баллистическая)

4000 м (по воздушным целям, наклонная обеспечиваемая РЛС МР-123)

5000 м (по самоликвидатору и по надводным целям, обеспечиваемая наведением через визирную колонку)
- 500-600 м (эффективная)
Высота полета воздушной цели с ЭПР 0,01 кв.м (минимальная) - 3-5 м (АК-630М)
Скорострельность - 4000-5000 выстр/мин

Ресурс автомата АО-18 - 8000 выстрелов

Ресурс автомата ГШ-6-30К - 12000 выстрелов (АК-630М1, после чего начальная скорость снарядов снижается на 6%)

Боеприпасы автоматов типа АО-18 - не унифицированы с армейскими 30 мм автоматами (исползуются другие капсюли, марки и вес метательных зарядов, взрыватели). В патронах используется метательный порох марки 6/7ФЛ.

ОФ-84 - осколочно-фугансо-зажигательный снаряд, масса 39о грамм, масса ВВ - 48,5 грамм, взрыватель А-498К.

ОФЗ - модификация ОФ-84, вероятность инициирования БЧ ПКР "Гарпун" при попадании снаряда на дистанции 1.25 км - 0.25 (АК "Голкипер" NATO - 1.0).

ОР-84 - осколочно-трассирующий снаряд, без взрывателя, масса - 390 грамм, масса ВВ - 11,7 грамм.

Снаряд с РЛ-взрывателем - НИОКР начаты в 1982 г., снаряд с пластиковым радиопрозрачным наконечником, испытания проведены из установки АК-630М в 1983 г. Снаряд был полностью готов к производству и принятию на вооружение, но решением СМ СССР от 6 июня 1989 г. работы по такого рода снарядам прекращены по причине высокой стоимости и сомнений в эффективности применения.

Опытный подкалиберный снаряд с твердым сердечником - для применения из модифицированного автомата АО-18 с длиной ствола 2400 мм. Вероятность инициирования БЧ ПКР "Гарпун" при попадании снаряда на дистанции 1.25 км - 1.0 (АК "Голкипер" NATO - 1.0). Упоминание в литературе - 1998 г.

Проект снаряда телескопического типа, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженный метательным зарядом (исследовался, не реализован, данные за 2001 г.)

Описание работы комплекса на примере испытаний (катер пр.205ПЭ):

1971 г. 18 августа - стрельба по мишени Ла-17М, работает АК-630 с РЛС МР-123, скорость цели - 230 м/с, высота полета - 1050 м. Огонь открыт на наклонной дальности до цели 5062 м на дальность 3800 м (упрежденная точка встречи). Проведено три очереди - 32, 39 и 42 выстрелов с перерывами по 3 сек. С наклонной дистанции 2220 м был открыт непрерывный огонь (542 выстр). Всего стрельба длилась 17 с, расход боеприпасов - 665 выстр. Цель поражена и упала в море в 10 км от катера.

1972 г. 22 августа - стрельба по мишени Ла-17М, работает АК-630 и АК-725 с РЛС МР-123, скорость цели - 230 м/с, высота полета - 1200 м. Огонь открыт на наклонной дальности до цели ок.5000 м на дальность 3700 м (упрежденная точка встречи). Проведено две очереди АК-630 - 40 и 44 выстрелов (перерыв 3 сек), АК-725 - одна очередь 30 выстр. После чего вышла из строя система электропитания катера. Мишень была повреждена (перестала слушаться команд управления) и была добита истребителями МиГ-19.

По итогам испытаний был введен режим работы по скоростным воздушным целям - 4-5 очередей по 20-25 выстрелов с максимальной дальности с перерывами в 3-5 сек с переходом на непрерывный огонь (400 выстр.) на дистанции наиболее эффективного поражения.

Установки АК-630 и АК-725

Модификации :

АК-630 / А-213 (1976 г.) - базовая модель (см.выше).

АК-630М / А-213М (1980 г.) - в целях уменьшения габаритов установки был разработан вариант установки с круглым подбашенным магазином, остальные характеристики аналогичны АК-630. Опытный образец прошел заводские и полигонные испытания и запущен в производство по чертежам главного конструктора на заводе №535 в 1972 г. Государственные испытания комплекса А-213М с СУО МР-123/176 проводились на Балтике с 16 ноября по 7 декабря 1979 г. на головном ракетном катере пр.1241.1 (заводской №401). Установка принята на вооружение приказом Главкома ВМФ №0189 от 26 августа 1980 г. под названием АК-630М.

АК-630М1 - вариант установки АК-630М с автоматом ГШ-6-30К повышенной надежности, автомат разрабатывался по решению ВПК при СМ СССР №197 от 8 июня 1983 г. и в 1986 г. успешно прошел заводские испытания. Предполагалась замена автоматов в установках АК-630М.

(1980 г.) - облегченный вариант установки АК-630, автомат с воздушным охлажденим стволов и без РЛ-наведения.

АК-630М1-2 "Рой" (1989 г.) - вариант с двумя вертикально размещенными стволами на базе установки АК-630М с автоматами ГШ-6-30К.

ЗРАК "Кортик" / "Палаш" - в установках используются автоматы АО-18 и боеприпасы от АК-630.

Носители :

Тяжелый авианесущий крейсер " " (бывш."Тбилиси") пр.1143.5 - несет 8 АК-630;
Авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" (бывш."Баку") пр.1143.4 - несет 8 АК-630;
Авианесущий крейсера "Киев", "Минск", "Новороссийск" пр.1143 - несут по 8 АК-630 - к 1994 г. сняты с вооружения;
Атомные ракетные крейсера типа "Киров" (3 шт., по 8 установок);
Ракетные крейсера типа "Грозный" пр.58 KYNDA (всего построено 4 шт., АК-630 устанавливались на некторых из них в ходе модернизации);
Ракетные крейсера пр.1134 KRESTA-1 "Адмирал Зозуля" (всего построено 4 шт., по данным на 1997 г. установлены АК-630М на остающихся в строю);
Ракетные крейсера типа "Слава" (по 6 установок АК-630М);

Крейсера пр.68бис "Жданов" и "Адмирал Сенявин" - 2 корабля, установлены в ходе модернизации.
БПК "Кронштадт" пр.1134А KRESTA-II (всего построено 10 шт., по 4 установки на каждом);
БПК "Николаев" пр.1134Б KARA и KARA mod. (построено 8 шт., вместе с "Азовом", по 4 установки), головной корабль построен в 1971 году;

АК-630М-2 «Дуэт» - российская корабельная 30-мм автоматическая артиллерийская установка. Предназначена для оснащения ракетно-пушечных комплексов ПРО кораблей ВМФ в ближней зоне, то есть в первую очередь для уничтожения ПКР, и других видов управляемого оружия. Может также выполнять задачи по уничтожению самолетов, вертолетов и других средств воздушного нападения противника, поражению малоразмерных морских надводных и береговых целей.
Система выполнена по схеме многоствольного оружия с вращающимся блоком стволов (схема Гатлинга). Автоматика работает за счёт энергии пороховых газов, в отличие от зарубежных аналогов («Фаланкс», «Голкипер») не требует внешнего источника энергии для вращения блока стволов. Является модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, имеющей меньшую радиолокационную заметность.


Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм. Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов –320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу.
Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальная эффективная дальность стрельбы по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Начальная скорость снаряда 875 м/с.
Общая масса артустановки «Дуэт» составляет 3800 кг. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М2, полностью аналогичны используемым в артиллерийском комплексе АК-630:
- ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К;
- ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество;
- ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.


«Дуэт» может работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления:
- РЛСУ «Вымпел-АМ2». Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер»;
- РЛСУ «Ласка». Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Технические характеристики АК-630М-2 «Дуэт»
Калибр, мм: 30;
Вооружение: два 30-мм шестиствольных автомата АО-18;
Боекомплект, патронов: 4000;
Питание автомата патронами: непрерывное, ленточное;
Начальная скорость снаряда, м/сек: 890;
Максимальная дальность ведения огня, м: 4000…5000;
Электропитание, В/Гц: 380/50 или 220/400

Звук корабельных автоматов производит большое впечатление. 170 выстрелов в секунду — дикий вой, непереносимый для человеческого уха. Из-за этого наши морские офицеры предпочитают установки АК-306 с меньшим темпом стрельбы, чем у АК-630 и «Палаша».

Александр Широкорад



Первый советский зенитный автомат АК-230. Темп стрельбы 1000 выстрелов в минуту был недостаточным для надежного поражения противокорабельных ракет


Установка АК-306 — упрощенный вариант АК-630


30-мм артустановка АК-630, выпускающая 5000 выстрелов в минуту, до сих пор остается основным средством самообороны флота


Для охлаждения стволов пытались использовать патроны с охлаждающей жидкостью, которая при выстреле испарялась, не доходя до дульного среза


Морской автоматизированный зенитно-ракетный комплекс «Пальма», он же «Палаш» годится для размещения на кораблях малого водоизмещения и катерах. Два шестиствольных автомата АО-18КД выпускают 10 000 снарядов в минуту с увеличенной начальной скоростью снаряда с 900 м/с до 1100 м/с

Современные системы скорострельных пушек практически подошли к своему пределу — 5000 выстрелов в минуту. Дальнейшее увеличение темпа стрельбы достигается увеличением количества артиллерийских модулей


Основное средство борьбы американского флота против противокорабельных ракет — 20-мм установка «Вулкан-Фаланкс» МК.15 (США) имеет блок из шести стволов, темп стрельбы 4500 выстр./мин. Вес установки 6,18 т


30-мм установка «Голкипер» (Нидерланды, 1984) имеет семь стволов, темп стрельбы 4200 выстр./мин. Вес установки 5,9 т


Основные преимущества западных конкурентов перед отечественными системамилучшая система наведения, более скоростные приводы наведения, а также использование подкалиберных снарядов, способных пробить бронированную боевую часть крылатой ракеты и вызвать детонацию взрывчатого вещества

В октябре 1943-го около Ялты германские бомбардировщики Ю-87 потопили лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный». Их зенитные орудия оказались бесполезны против низколетящих самолетов, а автоматы 70К имели малую скорострельность и после 80−100 выстрелов раскалялись до 350−4000С. После этого боя Сталин запретил выход больших кораблей «без достаточного авиационного прикрытия». Адмиралы перестраховались, и до конца войны ни один корабль от эсминца и выше не вышел из портов в Черное море.

Лес стволов

Американские 40-мм автоматы «Бофорс» оказались не лучше наших 70К, и янки решили взять числом. На своих кораблях они везде, где можно, натыкали зенитные автоматы. На линкорах их стало свыше ста, а на крейсерах — до 60, причем половина была 40-мм калибра, а половина — 20-мм. Лес стволов создавал море огня. Тем не менее камикадзе прорывались сквозь него и поражали палубы и надстройки кораблей. Им удалось потопить сравнительно немного кораблей, зато десятки были превращены в огромные костры, которые хотя оставались на плаву, но затем годились лишь на лом.

С появлением реактивных самолетов и крылатых противокорабельных ракет (ПКР), действовавших на низких и сверхнизких высотах, роль классических зенитных автоматов практически свелась к нулю. Мне врезался в память фотоснимок 1967 года: над израильскими зенитчиками пролетает египетский МиГ-17, а они даже не реагируют на него. По лицам видно, что они ничего не видят и не слышат.

Барабанщики

Для эффективной защиты кораблей потребовались полностью автоматизированные установки с темпом стрельбы в несколько тысяч выстрелов в минуту. В них огонь открывается и ведется без всякого участия расчета. Система управления огнем сама обнаруживает цель, срабатывает автозапросчик «свой-чужой», выбирается наиболее опасная для корабля цель, рассчитывается ее траектория и упреждение пушки, автоматически производится наведение стволов и открывается огонь.

Дальнейшее увеличение темпа стрельбы связано с почти непреодолимыми технологическими и конструктивными трудностями. Поэтому конструкторы решили уйти от классической схемы автомата «один ствол — один казенник» и перейти к другим схемам: револьверной (барабанной) и с вращающимся блоком стволов. В таких схемах происходит совмещение операций, невозможных для классической схемы.

По барабанной схеме была создана советская двуствольная установка АК-230. Но и у нее предельная скорострельность оказалась лишь 1000 выстр./мин. на ствол, чего было недостаточно для гарантированного поражения малоразмерной цели, летящей с околозвуковой скоростью. А между тем в 1982 году одной сравнительно небольшой аргентинской ракеты «Экзозет» хватило для потопления новейшего британского фрегата «Шеффилд» водоизмещением 4200 т.

Шестистволки

В результате все ведущие морские державы приступили к созданию систем ближней самообороны с вращающимся блоком стволов.

В 1963 году в СССР началось проектирование шестиствольного автомата АО-18 (ГШ-6−30К). Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерная особенность этого оружия — непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов. Питание — непрерывное ленточное.

Серьезной проблемой при темпе стрельбы 5000 выстр./мин. становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки воды или антифриза между кожухом и стволами.

Установка АК-630 полностью автоматизирована. Ведение стрельбы определяет система «Вымпел». Вот, к примеру, один из вариантов стрельбы. «Вымпел» просчитывает время, когда цель и снаряды, выпущенные из АК-630, окажутся в точке, удаленной на 4000−3800 м от корабля (предельная дальность действия установки в автоматическом режиме). В момент, когда открывается огонь, цель может находиться на дистанции 5−6 км. Первоначально стрельба ведется короткими очередями по 40 выстрелов с перерывами в 3−5 секунд, а затем, если цель не сбита, установка переходит на непрерывный огонь до поражения цели. После этого она автоматически начинает обстреливать следующую цель.

Первоначально 30-мм автоматы комплектовались выстрелами с осколочно-фугасными снарядами весом 390 г и осколочно-трассирующими снарядами весом 386 г. Шестиствольная 30-мм отечественная артустановка АК-630 была принята на вооружение в 1980 году. АК-630 и ее упрощенный вариант АК-306 до сих пор остаются основным средством самообороны нашего флота.

Бронебойным — огонь!

Однако стрельбы по крылатым противокорабельным ракетам на полигонах и в ходе локальных войн показали, что ракету, подлетевшую к кораблю-цели на несколько сотен или даже десятков метров, недостаточно сильно повредить — необходимо уничтожить ее боевую часть. Но боевые части многих ПКР бронированы. Поэтому за рубежом в боекомплект ряда корабельных автоматических малокалиберных установок включены выстрелы с подкалиберными бронебойными снарядами. Среди них 20-мм американская шестиствольная артустановка «Вулкан-Фаланкс», 30-мм англо-голландский семиствольный «Голкипер» и другие.

В ГНПП «Прибор» были созданы бронебойные подкалиберные снаряды «Кернер» и «Трезубец», предназначенные для 30-мм армейских автоматов 2А38, 2А42 и 2А72. Эти снаряды способны пробить 25-мм броню под углом 60 градусов с дистанции 1000−1500 м. С учетом стандартизации 30-мм выстрелов этим подкалиберным снарядом можно легко комплектовать и выстрелы для морских 30-мм автоматов типа ГШ-6−30К.

Умножаем на два

В 1970-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные маневры. При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной ракеты. Исследования, проведенные в КБП, НИИ-61 и других организациях, показали, что предельный темп стрельбы для шестиствольного автомата типа АО-18 — 5000 выстр./мин. Для дальнейшего повышения темпа стрельбы могло быть два пути: во‑первых, применить новые конструктивные схемы автомата — например, сочетать многоствольную схему с револьверной, а во-вторых, использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что сразу решает ряд проблем, в том числе экстракцию гильз. Существовали проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженной взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самым простым путем повышения темпа стрельбы было увеличение числа блоков 30-мм стволов с одного до двух.

В одной люльке

Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1−2 была начата в июне 1983 года. Характеристики АК-630М1−2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также разместить ее на ранее построенных кораблях взамен артустановки АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6−30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АК-630М (около 70%).

Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 — это модернизированная система МР-123/176, в которую введен новый противоракетный режим работы. Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11−1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер». Оба автомата ГШ-6−30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Режим стрельбы одного автомата ГШ-6−30К — 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5−6 секунд или по 200 выстрелов с перерывами 1−1,5 секунды.

Смерть имитаторов

С 19 марта по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1−2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 проекта 206.6, причем замена АК-630М на АК-630М1−2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1−2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были использованы ЛА-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун». Установка успешно сбивала «Фаланги», летевшие на высоте около десяти метров, расходуя на одну ракету около двухсот снарядов. Однако в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.

Главной причиной неудачи АК-630М1−2 было появление серьезных конкурентов — артиллерийско-ракетных комплексов 3М87 «Кортик» и «Палаш», которые и должны были занять место АК-630М. Тем не менее в 1993—1995 годах артустановки АК-630М1−2 успешно рекламировались различными российскими экспортными организациями.

Под псевдонимом

В конце 1970-х в КБП под руководством генерального конструктора А.Г. Шипунова начались работы по созданию ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» 3М87, получившего впоследствии «псевдоним» «Каштан». Кто завел моду придумывать «псевдонимы» — осталось неизвестным. Замечу лишь, что такого не было даже при Сталине.

Комплекс «Кортик» предназначен для поражения целей ракетами на рубеже от 1,5 км до 8 км, а затем дострела уцелевших целей 30-мм автоматами на дистанции от 500 до 1500 м. «Кортик» включает один командный модуль и от одного до шести боевых станций. Командный модуль состоит из радиолокационной станции обнаружения целей и системы обработки информации, целераспределения и целеуказания. Боевые ракетно-артиллерийские установки снабжены собственной системой управления, состоящей из радиолокационного и телевизионно-оптического канала.

Артиллерийская часть комплекса состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов 6К30ГШ с суммарным темпом стрельбы около 10 000 выстр./мин., созданных на базе ГШ-6−30К и использующих те же выстрелы. Боекомплект находится не в подбашенном помещении, как на ранних установках, а в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Ленточное питание автоматов заменено на шнековое (беззвеньевое).

На вращающейся части комплекса смонтированы два блока по четыре ракеты, помещенные в цилиндрические транспортно-пусковые контейнеры. Ракета 9М311 унифицирована с ракетой войскового комплекса ПВО 2К22М «Тунгуска». Система управления ракетой полуавтоматическая с радиокомандной линией связи.

9М311 — единственная отечественная корабельная ЗУР с осколочно-стержневой боевой частью. При разрыве боеголовки стержни образуют нечто типа кольца радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На расстоянии больше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.

Малые размеры позволяют размещать комплекс на любых кораблях, от ракетных катеров до авианосцев, а также на наземных объектах.

Адмирал с восемью кортиками

На вооружение «Кортик» поступил в 1989 году. Восемь модулей 3М87 были установлены на авианосце «Адмирал Кузнецов», шесть модулей на атомном крейсере проекта 1144 «Адмирал Нахимов», по два модуля было установлено на двух СКР проекта 1154 типа «Неустрашимый». К концу 1994 года производство «Кортика» прекратилось. Первоначально предполагалось большую часть артустановок АК-630 заменить «Кортиком» как на строящихся, так и на состоящих в строю кораблях, для чего был унифицирован шаровой погон и иные установочные части АК-630 и 3М87. Однако на кораблях ряда проектов «Кортик» не проходит по высоте (2250 мм по сравнению с 1070 мм у АК-630).

Точное машиностроение

В начале 1990-х появились сведения о разработке ЦНИИ «Точмаш» — ракетно-артиллерийском комплексе «Палаш», фигурировавшем также под именем «Пальма». «Палаш» выгодно отличается от «Кортика» вдвое меньшей массой и габаритами, что позволяет разместить его на кораблях малого водоизмещения и катерах. Темп стрельбы тот же, что и у АК-630М1−2 и «Кортика», — 10 000 выстр./мин. с увеличенной начальной скоростью снаряда с 900 м/с до 1100 м/с. В «Палаше» использованы два разработанных КБП шестиствольных автомата АО-18КД.

Оптико-электронные системы наведения автоматов находятся в шаре над установкой. Система имеет телевизионный и инфракрасный каналы, лазерный дальномер. В стрельбовом модуле комплекса «Палаш» предусмотрена возможность установки восьми легких гиперзвуковых ракет «Сосна Р», наводимых по лазерному лучу с помощью лазерно-лучевого канала. В этом случае боевые возможности стрельбового модуля удваиваются, дальность действия увеличивается до 8 км по самолету и до 4 км по противокорабельным ракетам.

В ноябре 2005 года опытный образец комплекса «Палаш» в чисто артиллерийском варианте (без ракет) был доставлен в Севастополь, где к февралю 2006 года его установили на ракетном катере Р-60. Весну этого года Р-60 провел за мысом Херсонес, где состоялись первые стрельбы: шесть очередей по 480 осколочно-фугасных снарядов. Дальнейшие испытания, по предположению украинских специалистов, будут проходить на Феодосийском полигоне, если, конечно, это допустит правительство Украины. Главная интрига — сумеет ли «Палаш» эффективно использовать подкалиберные снаряды и насколько эффективна его система управления.

Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М.С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В.П.), радиолокационной системы управления "Вымпел" МР-123 - КБ завода "Топаз" (главный конструктор - Егоров В.П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173 (В настоящее время ВНИИ "Сигнал").

Конструкторами КБП Грязевым В.П. и Шипуновым А.Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темл стрельбы.

Питание автомата - непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистилированной воды или антифриза между кожухом и стволами.

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц. Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 т. д.(т.д. - точек дальномера). Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.

Артиллерийский комплекс "А-213-Вымпел-А", являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Система МР-123 "Вымпел" обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками.

В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий).

На случай выхода из строя РАС, в системе "Вымпел" предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта.

Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110). В связи с недостатками системы МР-123 "Вымпел" 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы "Вымпел" испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года.

Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система "Вымпел" управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725.

Вот один из эпизодов испытаний - стрельба 18 августа 1972 года по управляемой воздушной мишени Ла-17М. Огонь по мишени вела только А-213, управляемая системой "Вымпел". АУ АК-725 не стреляла, так как была вне стрельбовых углов. Скорость цели - 230 м/с, высота - 1050 м. Огонь по Ла-17М был открыт на максимальной текущей наклонной дальности, равной 5062 м (упрежденная точка встречи 3800). Было проведено три очереди - 32, 39 и 42 выстрела с перерывами между ними по 3 сек., а на текущей дистанции 2220 м открыт непрерывный огонь и произведено 542 выстрела. Всего стрельба длилась 17 секунд и израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена и упала в море в 10 км от катера.

Стрельба 22 августа 1972. года была менее удачна. По мишени Ла-17М, летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели огонь обе установки, управляемые "Вымпелом". Стрельба начата на максимальной текущей наклонной дальности около 5 км (упрежденная точка встречи 3700 м). А-213 сделала две очереди 40 и 44 выстрела с перерывом в 3 сек., а 57-мм АК-725 - 30 выстрелов, после чего пропало бортовое питание катера, и стрельба обеих установок прекратилась. Тем не менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться радиокоманд, поэтому стрельба зачтена на "отлично". А мишень добили истребители МиГ-19.

Кроме Ла-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.

По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4-5 очередей по 20-25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3-5 секунд.

По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.

Как уже отмечалось, АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213.

Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.

С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176(Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241-1 (заводской № 401).

Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М

Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году - 12, в 1971 году - 14, в 1972 году - 37 и т. д.

Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера "Киров" до ракетных катеров.

В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсер пр.68бис "Жданов" , БПК пр.61М и другие.